Научная статья на тему 'Стандартизация и качество управления организацией строительных услуг предприятиями малого бизнеса'

Стандартизация и качество управления организацией строительных услуг предприятиями малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ИХ КАЧЕСТВО / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / CONSTRUCTION SERVICES AND THEIR QUALITY / CUSTOMER SATISFACTION WITH THE QUALITY OF CONSTRUCTION SERVICES / STANDARDIZATION AS A FACTOR TO ENSURE THE QUALITY OF CONSTRUCTION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лузан Юрий Петрович

В статье рассматривается качество строительных услуг с позиций удовлетворенности потребителей. Проанализированы проблемы управления качеством строительных услуг малых предприятий и выявлены факторы, влияющие на обеспечение удовлетворенности потребителей. Автором сформулированы основные экономические аспекты стандартизации качества услуг в области строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION AND QUALITY CONTROL ORGANIZATION CONSTRUCTION SERVICES BY THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS

In the article the quality of construction services is considered from the standpoint of customer satisfaction. Analyzed the problems of quality management of construction services of small enterprises and the factors affecting the provision of customer satisfaction. The author formulates the main economic aspects of standardization of quality of services in the field of construction.

Текст научной работы на тему «Стандартизация и качество управления организацией строительных услуг предприятиями малого бизнеса»

УДК: 338.065 ББК: 65.290-2

Лузан Ю.П.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Luzan Y.P.

STANDARDIZATION AND QUALITY CONTROL ORGANIZATION

CONSTRUCTION SERVICES BY THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS

Ключевые слова: строительные услуги и их качество, удовлетворенность потребителей качеством строительных услуг, стандартизация как фактор обеспечения качества строительных услуг.

Key words: construction services and their quality, customer satisfaction with the quality of construction services, standardization as a factor to ensure the quality of construction services.

Аннотация: в статье рассматривается качество строительных услуг с позиций удовлетворенности потребителей. Проанализированы проблемы управления качеством строительных услуг малых предприятий и выявлены факторы, влияющие на обеспечение удовлетворенности потребителей. Автором сформулированы основные экономические аспекты стандартизации качества услуг в области строительства.

Annotation: in the article the quality of construction services is considered from the standpoint of customer satisfaction. Analyzed the problems of quality management of construction services of small enterprises and the factors affecting the provision of customer satisfaction. The author formulates the main economic aspects of standardization of quality of services in the field of construction.

Устойчивое развитие экономики Российской Федерации опирается на совершенствование строительной базы, так как среди многообразия видов коммерческой деятельности строительство остаётся одной из ведущих отраслей. Эта отрасль оказывает решающее влияние на задачи структурной перестройки материальной базы всего

производственного потенциала страны и развития непроизводственной (жилищной, культурной, социальной) сферы.

Переходные процессы рыночной экономики и разгосударствление крупных государственных и монтажных организаций привели к резкому увеличению числа малых строительно-монтажных предприятий

различных форм собственности, среди которых доминируют предприятия частной формы собственности, охватывая почти 90% всего объема строительных работ, выросшего за последние десять лет в четыре

раза. На долю строительного сектора экономики приходится около 7% ВВП России. В отрасли работает примерно 8% занятого населения страны. Поэтому от эффективности функционирования

строительной отрасли во многом зависит конкурентоспособность отечественной экономики.

Актуальность темы исследования обосновывается потребностью малого бизнеса в поиске инструментария, направленного на повышение качества оказываемых ими строительных услуг. Вопросы развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства являются сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики, что находит отражение в принятых на федеральном и региональном уровнях программных документах: Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020

года; Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации до 2020 года; стратегии социально-экономического

развития Самарской области на период до 2020 года [1, 2, 3].

Анализ статистических данных за последние 3 года показал, что на конец 2013 года зафиксировано: предприятий малого и среднего бизнеса в сфере торговли (38,7%), ремонта автотранспорта и бытовых изделий (28,6%), операций в сфере недвижимости (21,2%), в сфере строительства (10,3%); другие сферы (1,2%). Большинство компаний - 92,7% - зарегистрировано в форме ООО. По прогнозам Минэкономразвития (прогноз

долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года), количество субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году вырастет в 1,3 раза до 7,7 млн., причем в это число войдут и 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей [7].

Анализ роли стандартизации в деятельности строительных организаций и ее влияния на качество оказываемых услуг, выявил, что стандартизация как

организованная деятельность персонала по освоению и внедрению нормативных и регламентных указаний со стороны правительства направлена на повышение удовлетворенности потребителя. Она способствует снижению затрат на качество продукции и услуг, обеспечивает рост конкурентных преимуществ и стабилизации деятельности. Стандарты оказывают положительное влияние на экономику страны за счет унификации типовых решений. Это обеспечивает требуемую взаимозаменяемость, сокращает

значительное количество разнообразных документов, содействует стабилизации информационных потоков в организации.

В сфере строительства применяются различные группы стандартов:

международные, государственные,

отраслевые, стандарты предприятий. В них законодательно закреплены основные положения, определяющие качество предоставления услуг. Однако в

существующих на сегодняшний день стандартах, регламентирующих

деятельность строительных организаций, недостаточное количество методик по измерению, как уровня качества строительных услуг, так и уровня его развития. Поэтому есть необходимость разработки и внедрения систем измерения и контроля качества строительных услуг, его обеспечения и распространения на все виды деятельности в строительной организации.

Малое предприятие - субъект предпринимательства со среднесписочной численностью сотрудников до ста человек и предельным значением выручки от реализации товаров, работ, услуг без НДС, или балансовой стоимостью активов, не превышающей 400 млн. рублей. Этот аспект раскрыт в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ («О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») [4].

Согласно результатам исследования, выполненного по данным Федеральной службы государственной статистики и переработанных автором (рисунок 1), к началу 2013 года в России было зарегистрировано 1997,0 тыс. малых предприятий (в том числе 1759,0 тыс. микропредприятий), что на 8,7% больше, чем годом ранее.

При этом количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 1395,9 ед., что превышает показатель прошлого года на 110,5 ед. Количество малых предприятий в РФ (без микропредприятий) на 1 января 2013 года составило 238,1 тыс., из них в строительстве 31,2 тыс. - 13,1%. В 2012 г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 15116,3 млрд. рублей. В строительстве 1768,4 млрд. руб. - 11,7%. Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 2012 году составил: 6840 тыс. чел. В строительстве 974,8 тыс. чел. - 14,3%. Инвестиции в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности составил в 2012 году 364,5 млрд. руб. В

строительстве - 80,2 млрд. руб., 22,0% [5,6]. оказывающих строительные услуги

В таблице 1 показана динамика населению Российской Федерации. деятельности малых предприятий,

Ряд1; Ряд1; Прочие Операции с виды недвижимыд£ятельности имуществом, 4%

аренда и предоставлени е услуг; 10,4;

Ряд1; Транспорт и связь; 4,2; 4%

1 ядРяд^Л Добыча

хозяйхлнаных и охотасиотСМ^ хо©бстбатыо®кящесное

Ряд1;

хозяйство, рыболовство,

^ЙГводство

производство;

1аЗа2даВИдЫ°дство и распределение ^ ^лкРтрдзнергии, газа и воды

Строительство;

;ающее производство

■ Строительство Ряд1; Оптовая

и розничная

торговля,

■ Оптовая и розничная торговля,

рем» автотранспортных средств, автотрйИ1спй1й:5Ьв бытовых изделий и ых срредствг,ов личного пользования

мотоЦМР и связь

бытовых изделий и предметов личного...

Рисунок 1 - Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 1 -ом полугодии 2014 года, в % к итогу (в авторской обработке)

Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности малых предприятий (в т.ч. микропредприятий) за 2010-2012 гг._

Показатели Годы Отклонения, % Тенденция

2010 2011 2012 2011/ 2010 2012/ 2011 2012/ 2010 2009-2011

Число предприятий (на конец года) 1644269 1836433 1996970 +11,7 +8,7 +21,5 т (устойчивый рост)

Средняя численность работников, тыс. чел. 11149,0 11480,5 11480,7 +2,97 +0,00 1 +2,9 ¿(неустойчи-вое снижение)

Оборот предприятий, млрд. руб. 18301,3 22613,1 23465,9 +23,6 +23,6 +28,2 Т(устойчивый рост)

Строительная отрасль имеет, сознательная история человечества. На наверное, столь же древнюю историю, как и протяжении всей истории важнейшим

вопросом всегда был вопрос качества строительства. С появлением менеджмента качества возник и вопрос о качестве управления процессом строительства. В разных странах этот вопрос решался по-разному. Стандарты ISO серии 9000 создали базу для системы качества в строительстве. Тем не менее, единого международного стандарта, учитывающего особенности строительной отрасли пока нет.

В результате перехода России к рыночной экономике возникают новые условия для реализации торгово-промышленной политики предприятий малого бизнеса, требующих гармонизации правил представления своей продукции в полном соответствии с международными и национальными нормами. Процесс гармонизации торговых отношений можно проследить на примере анализа условий вступления нашего государства в ВТО [7].

Сегодня любой производитель или его торговый посредник, стремясь поднять репутацию своей торговой марки, заинтересован в выполнении и обязательных, и рекомендуемых требований стандарта. Можно констатировать, что стандарт приобретает статус рыночного стимула, а стандартизация становится инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки и техники, практического опыта, определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих

народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач.

Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и

быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность [8].

В строительных организациях стандартизация рассматривается автором как деятельность персонала по внедрению существующих стандартов в

производственные процессы, что позволяет создавать организационные механизмы управления процессом оказания

высококачественных строительных услуг.

Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет шире использовать методы и правила стандартизации в практической

деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг. В России Федеральным государственным

учреждением «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» разработан стандарт организации СТО ФЦС 06-2004 Системы обеспечения качества в строительных организациях. Стандарт разработан на основе положений ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Выполняя эти требования и адаптируя их под реалии российской экономики, можно рассматривать условия реализации модели «надлежащей производственной практики» ^МР), и, тем самым улучшать интеграцию

существующих систем менеджмента качества в сферу строительных услуг [9].

Казалось бы, что в строительной отрасли нет проблем, связанных с внедрением существующих в настоящее время стандартов, так как основными нормативными требованиями являются СНИПы, однако это не так. Рассмотрим особенности строительных услуг (таблица 2).

Таблица 2 - Особенности деятельности малых предприятий в строительной отрасли

Выявленная проблема

Особенности проблемы

Предлагаемое решение

Индивидуальность и многообразие строительной продукции - она изготавливается «на заказ» (по проектам) Изменение стоимости с учетом привязки к местным условиям (даже когда объект строится по типовому или повторно применяемому проекту, его стоимость изменяется с учётом привязки к местным условиям) Создание информационного строительного портала. Сайт с досками обсуждений по строительным услугам

Длительный производственный и инвестиционный цикл Зависимость стоимости работ от инфляционных процессов Партнёрство с банком или финансовой организацией для реализации строительных проектов Продолжение таблицы 2

Высокий уровень материалоемкости производства (более 60% от конечной стоимости строительно-монтажных работ составляет стоимость материалов, изделий и конструкций) Рост стоимости строительной продукции зависит от стоимости строительных материалов, изделий и конструкций, производимых предприятиями стройиндустрии Вступление в СРО

Постоянное воздействие климатических факторов (в условиях круглогодичного ведения строительно-монтажных работ на открытом воздухе) Строительный процесс ведётся, как правило, на открытом воздухе в разных климатических условиях, что оказывает влияние на технологические процессы и, таким образом, влияет на формирование стоимости работ Разработка собственных стандартов

Стоимость строительной продукции сильно зависит от стоимости строительных материалов, изделий и конструкций, которые производятся предприятиями стройиндустрии Строительство - это единственная отрасль материального производства, где активная часть производственных фондов строительно-монтажной организации подвижна, а продукт (здания и сооружения) территориально закреплён и рассчитан на длительный срок эксплуатации. В связи с привязкой объектов к местным условиям, сметная стоимость строительства изменяется, что вызывает значительные колебания цен в строительстве Долговременные контракты с предприятиями стройиндустрии

При возведении каждого объекта используется

широкая номенклатура

конструкций и

оборудования, машин и механизмов, материалов и изделий, трудовых ресурсов

Строительство является

уникальной сферой деятельности по масштабу охвата и номенклатуре используемых ресурсов и профессий (свыше полутора тысяч ресурсов и порядка тридцати профессий)

Управление созданием товаров и услуг и механизмами их

реализации как единым комплексным процессом

Как показывают данные

международной организации ИСО, стандартизация содействует развитию малого и среднего бизнеса за счет предложения стандартных апробированных решений, повышения доверия к продукции небольших предприятий, обеспечивает повышение культуры производства и качества продукции и услуг [10].

Как вывод можно отметить, что необходимо рассматривать различные группы стандартов, т.к. не все действующие стандарты обеспечивают направление

Поскольку предприятия малого бизнеса ограничены в ресурсах, то для организации бизнеса они обращаются к действующему фонду стандартов, который играет значительную роль в распространении новых идей и технологий. В таблице 3 показана взаимосвязь факторов влияния стандарта на его вид.

деятельности и ее качество.

В таблице 4 отражены показатели качества строительных услуг, выявленные автором из анализа многочисленных

Таблица 3 - Взаимосвязь факторов влияния стандарта на его вид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На что направлен стандарт (вид стандарта)

Фактор влияния стандарта Совместимос ть Сокращение неоправданного разнообразия Установление минимально необходимых требований Информация (измерение)

Продвижение на + + +

рынке

Повышение уровня информированности потребителей + + + +

Снижение уровня цен + + +

Распространение + +

знаний

Соответствие + +

законодательству

Лучшее место на + +

рынке

Рост

производительности + + +

труда

Социальный эффект +

Сетевые внешние +

эффекты

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (31) специализированных источников [9].

Таблица 4 - Показатели качества строительных услуг

Показатель Краткое описание

Надежность Способность выполнить представленные услуги в установленном объеме

Своевременнос ть Оказание клиенту услуги в необходимые или оговоренные для клиента сроки

Материальност ь Восприятие помещений, оборудования, внешнего вида персонала и других физических свидетельств услуги

Отзывчивость Искреннее желание помочь клиенту и быстрое оказание ему услуги

Полнота Предоставление клиенту услуги в полном объеме

Безопасность Гарантия того, что услуга не причинит вреда здоровью и имуществу клиента

Уверенность Уровень культуры и образования персонала. Воспринимаемая компетентность и вежливость. Формируемое доверие фирмы и персонала к себе

Сопереживание Коммуникативность (компания информирует потребителей об услугах на понятном им языке), доступность (физический и психологический контакт с сотрудниками должен быть легким и приятным), понимание (стремление лучше понять специфические потребности клиента и приспособиться к ним)

Каждый из показателей является комплексным, что требует дальнейших исследований, направленных на выявление составляющих каждого из показателей и определения их влияния на общий интегральный показатель качества.

Вывод:

1. Большое количество строительных организаций относится к сфере малого бизнеса.

2. Значительная часть строительных организаций не является членами СРО, т.к. выполняет работы, оказывает услуги, производит продукцию, не требующую получения допуска от СРО.

3. Строительство представляет собой:

- строительную продукцию;

- строительные услуги (услуги в сфере строительства);

- строительное производство.

Строительная продукция в системе

маркетинга может рассматриваться как товар по замыслу его содержания (проект), товар в реальном исполнении (готовый объект), товар в виде строительных услуг подрядчика и, наконец, товар в виде сопровождения строительной продукции.

Практическая значимость полученных автором выводов заключается в необходимости формировании

концептуальных подходов к стандартизации деятельности строительных предприятий малого бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 01.03.2014).

2. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forum.economy.samregion.ru (дата обращения 05.06.2014).

3. Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n= 13063 (дата обращения 03.06.2014).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149765 (дата обращения 03.06.2014).

5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform (дата обращения 03.06.2014).

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samarastat.ru/default.aspx (дата обращения 03.06.2014).

7. Глухова, Л.В. Саморегулируемые организации в проектировании: экономические аспекты стандартизации / Л.В. Глухова, Е.П. Сатарова // Научное обозрение: экономика и управление. - № 3. - 2012. - С. 18-30.

8. Глухова, Л.В. Оценка возможности управления проектами СРО / Л.В. Глухова, Е.П. Сатарова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. - Тольятти, 2012, № 3. - C. 181-187.

9. Лузан, Ю.П. Роль стандартизации в деятельности предприятий малого бизнеса в сфере строительства / Ю.П. Лузан // Вестник ПВГУС. Серия «Экономика». - Тольятти, 2013, №6(32). - С. 146-152.

10. Лузан, Ю.П. Информационная система как инструмент информационной безопасности и качества строительных услуг / Ю.П. Лузан // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. Сборник статей II-ой международной заочной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2013. -380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.