Научная статья на тему 'Стандартизация государственных услуг: от оптимальной структуры к повышению их качества'

Стандартизация государственных услуг: от оптимальной структуры к повышению их качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1614
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ / СТАНДАРТ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / СТРУКТУРА СТАНДАРТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ / СХЕМА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ / СПИСОК ПРОСТЫХ УСЛУГ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ОКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я.Я.

Выявлена и обоснована оптимальная структура содержания государственных услуг. Представлен опыт регионов Российской Федерации по разработке и внедрению типологии, структуры стандартов государственных услуг. Предложен авторский вариант структуры содержания стандарта государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация государственных услуг: от оптимальной структуры к повышению их качества»

39 (174) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: ОТ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ К ПОВЫШЕНИЮ

ИХ КАЧЕСТВА*

Я. Я. КАЙЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: kailjakow@mail.ru Волгоградский государственный университет

Выявлена и обоснована оптимальная структура содержания государственных услуг. Представлен опыт регионов Российской Федерации по разработке и внедрению типологии, структуры стандартов государственных услуг. Предложен авторский вариант структуры содержания стандарта государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: стандарт государственной услуги, стандарт обслуживания органов власти, структура стандарта государственной услуги, схема оказания услуги, список простых услуг и последовательность их оказания.

В России проблема административного регламентирования связана с необходимостью обеспечения правового единообразия исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Это требует унификации подходов к стандартизации оказания услуг, понимая последнее как важнейшую функцию органов государственной власти субъектов Федерации.

* Работа выполнена в рамках Госконтракта Рособразования № П 904 от 18.08.09 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти».

Статья представлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.

В распоряжении Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р [5] говорится о том, что стандартизация государственных услуг позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности. Но для того, чтобы процесс стандартизации государственных услуг был внедрен, необходима разработка самих стандартов, а также определение их четких параметров, совокупность стандартных требований к процессу оказания государственной услуги, закрепленных нормативно-правовыми актами.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в рамках административной реформы в России были определены понятия «Стандарт государственной услуги», «Стандарт обслуживания органов власти», «Структура стандарта государственной услуги», «Схема оказания услуги», «Список простых услуг и последовательность их оказания» и «Общие требования к предоставлению сложной публичной услуги» [2].

Стандарт государственной услуги представляет собой систематизированный набор требований к органу исполнительной власти, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий его клиентов, а с другой — с учетом технологических, материально-технических, финансовых и иных ресурсных ограничений государственного органа.

Стандарт государственной услуги создается в виде нормативного правового акта, определяюще-

го взаимодействие органа исполнительной власти (должностных лиц) с гражданами и организациями.

Стандарт обслуживания органов власти в отличие от стандартов услуг, которые разрабатываются применительно к каждому типу услуги, содержит требования к общей процедуре взаимодействия с гражданами и бизнесом.

Стандартизации подлежат сложные государственные услуги и простые государственные услуги, которые не являются частью сложных.

Структура стандарта государственной услуги имеет две части. Первая — это общие требования ко всей услуге, вторая — специфические требования по каждой простой государственной услуге.

Информация, касающаяся общих требований к предоставлению сложной публичной услуги, включает:

• наименование органа власти, предоставляющего услугу;

• описаниеуслуги;

• исчерпывающее описание случаев, когда предоставляется услуга;

• описание конечного эффекта, результата взаимодействия клиента и органа власти;

• платность (бесплатность) услуги;

• сведения о том, в интересах кого предоставляется данная услуга, кому она необходима;

• правовое основание оказания услуги;

• описание возможностей получения справок по данной услуге отдельно по каждому способу связи: по почте, по телефону, по электронной почте, на сайте;

• приемные часы должностных лиц, оказывающих услугу;

• место нахождения, включая порядок доступа в здание или помещение для ожидания;

• требования к квалификации лиц, непосредственно контактирующих с гражданами и юридическими лицами по поводу услуги;

• требования к качеству общения должностных лиц и граждан (организаций);

• особенности в отношении отдельных групп граждан.

Схема оказания услуги — это список простых услуг и последовательность их оказания. Требования к каждой простой услуге приводятся по следующим параметрам:

1) комфортность ожидания услуги (качественные характеристики помещения оказания услуги);

2) доступность услуги: доступность времени; доступность места; доступность услуги отдельным категориям граждан;

3) информированность клиентов:

• о месте;

• о времени;

• о правах;

4) основания отказа в предоставлении услуги;

5) требования к документированной информации: список необходимых документов, реквизитов выдаваемых документов, а также отметки о том, что потребителю разъяснены правовые последствия полученного документа;

6) механизм обжалования действий должностных лиц в ходе предоставления государственных услуг;

7) ответственность органа власти за невыполнение стандарта.

В 2005 г. Центром стратегического планирования были разработаны и опубликованы материалы, посвященные проблеме стандартизации государственных услуг (в частности, проект федерального закона «О стандартах государственных услуг») [6]. Этот проект был направлен на повышение эффективности и качества деятельности исполнительной власти по обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и организаций, содействие в исполнении их обязанностей путем внедрения в практику этой деятельности стандартов государственных услуг. В статье 10 проекта федерального закона предусмотрены требования к содержанию стандарта государственной услуги.

Такой стандарт устанавливает требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества государственной услуги в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая обращение за государственной услугой, ее оформление и регистрацию, ожидание государственной услуги, ее получение, оценку качества государственной услуги и рассмотрение жалоб (претензий) получателя государственной услуги.

Стандарт государственной услуги должен содержать:

• описание получателей государственной услуги, включая описание льготных категорий получателей государственной услуги;

• требования к месту расположения органа, оказывающего государственную услугу, с учетом его транспортной и пешеходной доступности;

• режим работы органа, оказывающего государственную услугу, порядок доступа и обращений в орган, оказывающий государственную услугу, в том числе получения бланков обращений (заявлений) и регистрации обращений (заявлений);

• очередность предоставления государственной услуги (совершения действий и принятия решений) в случае превышения спроса на государственную услугу над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания государственной услуги;

• требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за ее получением и в ходе оказания государственной услуги;

• исчерпывающий перечень документов, необхо-димыхдля получения государственной услуги;

• состав и последовательность действий получателя государственной услуги и органа, оказывающего государственную услугу, исчерпывающее описание последствий этих действий (решений);

• требования к сроку оказания государственной услуги, а также к срокам на совершение действий, принятие решений в процессе оказания государственной услуги;

• исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги;

• исчерпывающее описание результата, который должен получить получатель государственной услуги;

• требования к должностным лицам, непосредственно обеспечивающим оказание государственной услуги, включая требования к их служебному поведению и квалификации;

• особенности предоставления государственной услуги престарелым и инвалидам, исходя из исключения необходимости их личной явки в орган, оказывающий государственную услугу;

• порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на недостаточные доступность и качество государственной услуги, на несоблюдение стандарта государственной услуги;

• порядок исправления возможных недостатков оказанной государственной услуги;

• порядок контроля за оказанием государственной услуги со стороны вышестоящих должное-тныхлиц (органов государственной власти);

• иные элементы, необходимые для защиты прав получателей государственных услуг, в том числе предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Кроме того, проектом закона устанавливаются базовые требования к стандартам государственных услуг, типовые стандарты государственных услуг, дополнительные требования к стандартам госу-

дарственных услуг, оказываемых в электронной форме.

На семинаре «Практика разработки стандартов государственных и муниципальных услуг», который проходил 22—23 марта2006 г. в г. Вологде, была представлена методика разработки и внедрения стандартов государственныхуслуг [1].

Основными задачами методики формирования стандарта государственной услуги являются:

• дать представление о составляющих процесса стандартизации: выделение функции, формирование перечня, разработка стандартов услуг;

• информировать о требованиях к содержанию и структуре стандарта государственной услуги и содержанию и структуре стандарта государственного обслуживания;

• сформировать навыки анализа стандарта на увеличение удовлетворенности потребителей услуги с рассмотрением примеров из практики формирования пилотных стандартов;

• сформировать навыки и опыт использования типовой структуры стандарта услуги и обслуживания.

Типовая структура стандарта, предлагаемая в методике, включает:

• описание (паспорт) услуги;

• название услуги;

• результатуслуги;

• органы,оказывающиеуслугу;

• получатели;

• срок исполнения;

• альтернативные варианты получения;

• информирование получателей услуги;

• состав и объем информации:

• широкое информирование;

• информирование по запросу;

• информирование в месте оказания услуги;

• используемые бланки (формы) документов;

• обслуживание;

• время работы;

• место оказания услуги;

• условия ожидания;

• конфиденциальность;

• общение с посетителями;

• процедура оказания услуги;

• необходимые документы;

• платностьуслуги;

• основания отказа;

• обеспечение качества;

• параметры качества;

• обжалование некачественной услуги;

• разрешение конфликтов между ведомствами;

• предложения и претензии получателей;

• периодическая оценка качества и удовлетворенности получателей услуги;

• процедура пересмотра стандарта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другие методики, определяющие структуру стандартов оказания государственных услуг на федеральном уровне, отсутствуют. Разработка стандартов, их внедрение, создание нормативно-правовой базы на уровне региона осуществляются субъектами РФ самостоятельно в рамках проведения административной реформы [3].

Варианты структуры стандартов государственных услуг, принятые в различных регионах Россий -ской Федерации, представлены в таблице.

Во всех пяти анализируемых субъектах РФ подходы к формированию структуры стандартов сильно разнятся. Например, в стандартах Нижегородской области всего один раздел, включающий единые требования по условиям обслуживания, необходимым мероприятиям к процессу обслуживания, нормативам потребления, требованиям к персоналу. В структуре стандартов оказания государственных услуг Брянской области, Республики Бурятия, Алтайского края кроме общих положе-

ний, выделяются требования к качеству оказания бюджетных услуг.

Оптимальным вариантом структуры содержания стандарта государственных и муниципальных услуг, по мнению автора, является структура стандарта, принятая в Волгоградской области и состоящая из семи разделов. В этой структуре вполне укладываются все необходимые требования большинства разработчиков стандартов, в числе которых:

1) организации, в отношении которых применяется стандарт;

2) нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги;

3) порядок получения доступа к услуге;

4) требования к качеству бюджетной услуги, закрепленной стандартом;

5) порядок обжалования нарушений требований стандарта;

6) ответственность за нарушение требований стандарта качества государственной услуги;

7) регулярный контроль за соответствием требованиям стандарта государственной услуги.

В приведенной структуре стандарта, на взгляд автора, четко отражаются такие сведения:

Структура и содержание стандартов качества оказания государственных услуг в субъектах РФ на 01.01.2009

Субъект РФ

Раздел стандартов государственных услуг Алтайский край [10] Республика Бурятия [8] Брянская область [4] Волгоградская область [7] Нижегородская область [2]

Организации, в отношении которых применяет- - - - + -

ся стандарт

Нормативные правовые акты, регулирующие - - - + -

предоставление государственной услуги

Порядок получения доступа к услуге - - - + -

Требования к качеству бюджетной услуги, - - + + -

закрепленной стандартом

Порядок обжалования нарушений требований - - - + -

стандарта

Ответственность за нарушение требований - - - + -

стандарта качества государственной услуги

Регулярная проверка соответствия деятельности - - - + -

организации требованиям стандарта

Общие положения + - + - -

Требования к обслуживанию получателей услуг + - - - -

Организация процесса получения услуги + - - - -

Персонал учреждения, оказывающий услуги + - - - -

Область применения - + - - -

Основные факторы, влияющие на качество - + - - -

предоставления бюджетных услуг

Качество предоставления бюджетных услуг - + - - -

по организации и поддержке государственных

учреждении

Единый пакет стандартов, установленный - - - - +

нормативно-правовым актом

• кто является разработчиком стандарта;

• кто является получателем стандарта;

• на основании каких нормативно-правовых актов принят стандарт;

• процедураполученияуслуги;

• критерии оценки качества оказания услуги;

• порядок обжалования нарушений требований стандарта;

• ответственность за нарушение требований стандарта качества муниципальной услуги;

• система контроля за качеством предоставляемых услуг.

Стандарты государственных услуг должны разрабатываться в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем постановления Правительства РФ, инструкции и иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти, субъектов РФ, конкретизирующие порядок предоставления государственных услуг и устанавливающие некоторые условия предоставления государственных услуг, следует пересмотреть с учетом необходимых требований к структуре и содержанию стандартов государственных услуг. При этом процедуры предоставления государственных услуг могут быть урегулированы в административных регламентах, а условия предоставления и иные стандарты государственных услуг — в стандартах государственных услуг

Разработка стандартов государственных услуг должна быть завершена в сроки, устанавливаемые для завершения работы по подготовке и принятию административных регламентов исполнения государственных функций.

Для достижения этих целей, по мнению автора, необходимо:

• создать программы разработки стандартов государственных услуг на региональном уровне (это позволит лучше организовать, спланировать и контролировать работу и увеличит ее открытость и участие в ней общества);

• отделить государственные услуги от иных государственных функций, а также разграничить государственные услуги, предоставляемые непосредственно государственными органами, и услуги, предоставляемые государственными учреждениями;

• создать Реестр государственных услуг, закрепляемый нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а также Порядок расчета и утверждения цен на платные государственные услуги;

• создать для каждой услуги, указанной в Реестре, отдельный стандарт;

• использовать единые параметры измеримого качества для каждого вида государственных услуг в каждом органе исполнительной власти. Только при наличии таких параметров можно отслеживать реальную эффективность деятельности органов исполнительной власти и влиять на уровень удовлетворенности получателей услуг.

Стандарт услуги должен включать в себя разделы, фактически составляющие содержание стандарта обслуживания, либо содержать ссылки на стандарт обслуживания с указанием правил применения, если стандартов обслуживания несколько.

Сферой законодательного регулирования стандартов государственных услуг являются:

• принципы и порядок разработки, утверждения, применения и контроля за соблюдением стандартов государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти в связи с исполнением ими своих полномочий, реализацией прав, законных интересов и обязанностей граждан и организаций;

• принципы и порядок разработки, утверждения, применения и контроля за соблюдением стандартов государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями в связи с переданными им полномочиями государственных органов;

• формирование и ведение Реестра государственных услуг.

В условиях, когда органы государственной власти субъекта РФ сами разрабатывают и утверждают обеспечиваемые из регионального бюджета стандарты деятельности региональных учреждений, существуют риски превалирования интересов органов государственной власти субъекта РФ (финансовых возможностей бюджета, организационных возможностей конкретных органов власти и т.п.), а не потребностей населения. То есть возможно составление «стандартов ради стандартов» — формального закрепления требований к услугам без ориентации на повышение их качества.

Во избежание этого предлагается привлекать к разработке стандартов как можно более широкий круг региональных органов государственной власти, способных формулировать прогрессивные предложения по улучшению качества государственных услуг и работы учреждений. Кроме того, особое внимание целесообразно уделять мнению потребителей государственных услуг, анализиро-

вать поступающие от них замечания и предложения; проводить опросы потребителей услуг.

Результаты взаимодействия с заявителями, выраженные в терминах конкретных показателей результативности, стимулируют органы власти выбирать те инструменты удовлетворения потребностей заявителей, которые в наибольшей степени гарантируют повышение качества обслуживания, а следовательно, и достижения запланированных целевых значений показателей результативности.

Установление в стандарте государственной услуги фиксированного набора инструментов повышения качества обслуживания (пусть даже на основе опросов населения) лишено степени гибкости, возможности быстрой адаптации к предпочтениям заявителей. В то же время несомненными преимуществами правовой природы стандарта государственной услуги как нормативного правового акта является ее обязательность для органа исполнительной власти. С учетом особенностей административной культуры российского чиновничества, с настороженностью относящегося к идеологии сервисного государства, наиболее предпочтительным является жесткое перечисление в стандарте государственной услуги всех качественных характеристик (инструментов) обслуживания заявителей (начиная с комплектации информационных стендов, заканчивая регламентацией времени ответов на звонки и письма).

Список литературы

1. Методика разработки и внедрения стандартов государственных услуг. 2006. URL:http://www. tomsk.gov.ru/ru/rule/reform/metodic/method_ working.rtf.

2. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: научно-практическое пособие / Юридическая фирма «Контракт» // М.: ИНФРА-М, 2006, 182 с.

3. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в субъектах Российской Федера-

ции //Журнал российского права. 2008. № 10. С. 31-42.

4. О порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг областным стандартам качества: постановление администрации Брянской области от 27.06.2007 № 474.

5. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы): распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01.2006№ 38-р // Собрание законодательства РФ, 30.01.2006, № 5, ст. 589.

6. О стандартах государственных услуг: проект Федерального закона. Сайт Центра стратегического планирования. URL: http://www.csr.ru.

7. Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями: постановление главы администрации Волгоградской области от 25.03.2009 № 295.

8. Об утверждении стандарта «Качество предоставления бюджетных услуг в области культуры и искусства, предоставляемых за счет средств республиканского бюджета населению Республики Бурятия»: приказ Министерства культуры Республики Бурятия от 10.07.2008 № 003-413.

9. Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг в области здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и образования, предоставляемых за счет средств областного бюджета: постановление правительства Нижегородской области от 28.06.2007 № 213.

10. Притупова В. Г. Реформирование региональных финансов в Алтайском крае. Основные результаты реализации Концепции реформирования региональных и муниципальных финансов Алтайского края. Барнаул: Алтапресс. 2008.486 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.