Научная статья на тему 'Стандартизация гостиничной индустрии в Соль-Илецке'

Стандартизация гостиничной индустрии в Соль-Илецке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсений Ксения Александровна

В статье ставится задача рассмотреть специфику стандартизации гостиничных услуг в Соль-Илецке. Одним из основных вопросов при изучении стандартизации является определение понятия «стандартизации» с позиции предпринимателей, которые оказывают услуги в гостиничной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация гостиничной индустрии в Соль-Илецке»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.488.2

Арсений Ксения Александровна

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

г. Оренбург, РФ E-mail: Kseniya26_93@inbox.ru

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В СОЛЬ-ИЛЕЦКЕ

Аннотация

В статье ставится задача рассмотреть специфику стандартизации гостиничных услуг в Соль-Илецке. Одним из основных вопросов при изучении стандартизации является определение понятия «стандартизации» с позиции предпринимателей, которые оказывают услуги в гостиничной индустрии.

Ключевые слова стандартизация, гостиничная индустрия, туризм.

На сегодняшний день гостиничная индустрия напрямую связана с туристической деятельностью. Стандартизация гостиниц начинает привлекать все большее внимание общественности. Такой интерес во многом объясняется тем, что увеличивается доля предприятий, которые могут предоставить проживание туристам.

Как известно стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг [8].

За последние годы интерес к данной отрасли возрос в несколько раз. Современное развитие гостиничной индустрии в России очень противоречиво и характеризуется с разных точек зрений. Существуют общепринятые ГОСТы и стандарты исходя из которых предприятия присваивают себе категорию или же звездность. В России принята звездная система, оценивающая уровень предоставления услуг для проживания туристам.

Развитие гостиничной индустрии влияет на качество туристских услуг и туристских продуктов, предоставляемых в туристско-рекреационных зонах, комплексах и кластерах.

В Российской Федерации туристическо-рекреационные зоны подразделяются на: федеральные и региональные и муниципальные [1].

Особое внимание уделено муниципальным туристическо-рекреационным ресурсам, так как они развиты в недостаточной мере. На примере муниципального туристического ресурса рассмотрим г. Соль-Илецк Оренбургской области.

Город Соль-Илецк, расположенный в 70 км от г. Оренбурга, является крупным железно-дорожным узлом, связывающим Россию с Казахстаном и государствами Средней Азии. Самая интересная достопримечательность Соль-Илецка - группа соленых озер, образовавшихся на месте старых разработок соли.

Соль-Илецкое месторождение на базе водогрязелечения является национальным достоянием России.

К настоящему времени образованно шесть озер Илецкого соляного купола, делящиеся по своему составу на три различные группы с точки зрения бальнеологических ресурсов:

1 «Соленые» - минеральные или рапные, т.е. содержащие высокую концентрацию поваренной соли: о. Развал и о. Новое.

2 «Грязевые» - грязерапные, содержащие лечебную грязь и рапу: о. Тузлучное и о. Дунино.

3 «Пресные» - маломинерализованные: Большое и Малое городские озера.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ^БЫ 2410-700Х

Далее представлена таблица, в которой схематично изображена характеристика озер Соль-Илецка [6].

Таблица 1

Характеристика озер Соль-Илецка

Название Год образования Вид Глубина/м Площадь/м2

1.Озеро Развал 1906 г. Соленое 18 66 100

2. Озеро Дунино 1896 г. Бромное 12 88 550

3.Озеро Тузлучное 1805 г. Грязевое 2,5 23 750

4.Озеро Малое Городское 1906 г. Минеральное 15 21 030

5.Озеро Большое Городское 1905 г. Пресное 12 15 360

На территории курорта имеется современная эстрада с танцевальной площадкой, где проводятся развлекательные дискотеки с конкурсами и призами, культурно-массовые мероприятия; круглосуточно работают 38 кафе с различной национальной кухней. Открыт восточный базар, где отдыхающие могут приобрести персики, виноград, дыни и сахарные соль-илецкие арбузы. Для детей оборудован открытый воздушно-водный аквапарк.

В настоящее время развитие курорта «Соленые озера» осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Основные цели развития - перевод курорта на круглогодичное функционирование; формирование системы обеспечивающей и туристской инфраструктуры; повышение качества предоставляемых туристом услуг и

др.[5].

Для Соль-Илецка существует проблема, заключающаяся в стандартизации и сертификации. Так как он признан курортным городом и предоставляет различные услуги для туристов, в том числе одной из важных услуг является предоставление места проживания на период отдыха, система стандартизации и категоризации гостиных домов и гостиниц очень важна.

При выборе гостиницы или гостиного дома, турист должен четко знать категорию, в которой планирует проживать, а исходя из этого предприятие должно соответствовать стандартам, которые являются основой для ее присвоения. Когда установлена категория, по ней уже можно определить насколько честно предоставляется весь перечень услуг который она в себя включает.

В настоящее время уже имеются наработки, на основе которых может проводиться категоризация средств размещения в Соль-Илецке. Данные аспекты включают в себя следующие пункты:

- здание гостиницы/гостевого дома/отеля;

- территория гостиницы/гостевого дома/отеля;

- оснащение номеров;

- предоставляемые услуги;

- персонал [5].

Более подробно рассмотрим оснащение номеров, которое играет важную роль в процессе предоставления услуг для туристов.

Номер - это помещение, состоящее из одного или нескольких мест проживания, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории [2].

Положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения в РФ установлены следующие категории номеров:

1 сюит - номер в средстве размещения площадью не менее 75 кв. м, состоящий из трех и более жилых комнат с нестандартной широкой двухспальной кроватью и дополнительным гостевым туалетом;

2 апартамент - номер в средстве размещения площадью не менее 40 кв. м, состоящий из двух и более жилых комнат, имеющий кухонное оборудование;

3 люкс - номер в средстве размещения площадью не менее 35 кв. м, состоящий из двух жилых комнат; рассчитан на проживание одного-двух человек;

4 студия - однокомнатный номер площадью не менее 25 кв. м, с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной, столовой или кабинета; рассчитан на проживание одного-двух человек;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

5 номер первой категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной-двумя кроватями, с полным санузлом; рассчитан на проживание одного-двух человек;

6 номер второй категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной-двумя кроватями, с неполным санузлом либо одним полным санузлом в блоке из двух номеров; рассчитан на проживание одного-двух человек;

7 номер третьей категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с неполным санузлом либо одним полным санузлом в блоке из двух номеров; рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования;

8 номер четвертой категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с умывальником; рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования;

9 номер пятой категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, без умывальника; рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования [2].

В рамках Соль-Илецка будут рассматриваться гостиницы и гостевые дома, в связи с этим, предлагаем следующую категоризацию номеров.

Гостиницы будут иметь три категории (рисунок 1).

Рисунок 1 - Категории гостиниц Соль-Илецка

1 категория будет включать в себя:

- номера с количеством кроватей по числу проживающих;

- обстановка: кровать, шкаф или вешалка, зеркало, может быть умывальник;

- питание не предусматривается;

- удобства: душ и туалет общий на этаж или блок;

- уборка ежедневно;

Такие гостиницы еще называют отели туристического класса. В них проезжающие туристические группы и отдельные туристы останавливаются только переночевать.

2 категория включает:

- номера одно- и разноместные; -предлагается питание, как правило, завтрак;

-удобства: душ и туалет расположены, как правило, в номере;

- в номере может быть и телевизор и холодильник;

- интерьер с элементами уюта;

- уборка ежедневно;

3 категория включает:

- номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной-двумя кроватями;

- предлагается питание, на выбор;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

- удобства в номере;

- уборка ежедневно;

- уютный интерьер;

- удобное место расположение, близко к месту отдыха;

Все гостиницы являются официальными предприятиями в любой стране. Они должны быть зарегистрированы, сертифицированы и их параметры занесены во все возможные каталоги и системы учета.

Гостевой дом - понятие, широко используемое в сфере туризма России, близкое к гостинице. В отличие от гостиницы, гостевой дом обладает набором параметров, которые делают условия проживания в нём приближёнными к домашним. Зачастую гостевые дома - это 2х или 3х этажные дома. Площадь данного дома должна составлять около 400 кв.м. и количеством комнат около 10 до 30 [3].

Далее рассмотрим категоризацию номеров в гостевых домах, располагающихся в Соль-Илецке (рисунок 2).

Рисунок 2 - Категории номеров гостевых домов

Номер «эконом» предполагает однокомнатные номера с одной двухспальной или двумя односпальными кроватями. Удобства в таких номерах на этаже или во дворе сразу на несколько комнат (душ, туалет, кухня).

Номер «стандарт» однокомнатный с предоставлением основных услуг. Телевизор, холодильник, санузел находятся в номере. Также в стандартных номерах может быть кондиционер, балкон.

«Полулюкс» обычно площадью не менее 30кв. метров, состоит из двух комнат (гостиная и спальня). Мебель в номерах этого класса обычно из боле дорогих материалов. Помимо кровати, в таких номерах есть диван, кресла, журнальный столик, предметы посуды, бытовые приборы (фен, электрочайник).

«Семейный» номер похож на обычный стандартный номер, только состоит из двух или трех комнат. Семейный номер предназначен для проживания взрослых с двумя-тремя детьми. Условия и удобства такие же, как в стандартных номерах [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что категоризация гостиниц и гостевых домов в Соль-Илецке необходима, т.к. услуги которые они предоставляют должны соответствовать стандартам и ГОСТам. Исходя из этого будет повышаться конкурентоспособность данных предприятий, на базе предоставления услуг, т.к. цена должна соответствовать качеству.

Вновь разрабатываемые стандарты будут направлены на:

- гармонизацию стандартов с зарубежными стандартами;

- защиту прав потребителей, повышение качества и безопасности услуг;

- охрану здоровья населения (человека). Список использованной литературы:

1. Авдеева, Л.Л. Классификация объектов туристской индустрии как эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности // Л.Л. Авдеева, Т.В. Салеева, М.Р. Курузова // Курорты. Сервис. Туризм. - 2013. - № 2-4. - с. 43-53.

2.Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание: Учеб.пособие / С. И.Байлик, 2002.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

3.Барышева Н., Тарарина Л. Отель > гость. Практические рекомендации по содержанию отеля. Челябинск: Издательский дом "Аркаим", 2007.

4.Баумгартен Л.В. Стандартизации и сертификации в туризме: Учебник. М.: Дашков и Ко, 2009.

5.Ермакова, Ж.А., Полякова, И.Л. Стандартизация в региональной индустрии гостеприимства: направления, основные этапы, разработки и внедрения/ Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова//Вестник ОГУ. - 2015. - № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Сафонов, Д.А., Хисамутдинов, Р.Р., Ахтямов, К.Ш.,ОтИлецкой Защиты до Соль-Илецка [Текст] / Авт. Д.А. Сафонов, Р.Р. Хисамутдинов, К.Ш. Ахтямов; ред.: Е. Урбанович, С. Плаксин; фот.: О. Грачева, С. Плаксина, В. Соколова. - Оренбург: «Орлит - А», 2009. - 151с.

7.Сенин, В.С, Денисенко, А.В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учеб. Пособие. - М.: финансы и статистика,2004.-144с.

8.Сыцко, В.Е. Стандартизация и оценка соответствия: Учебное пособие / В.Е. Сыцко, Л.В. Целикова, К.И. Локтева. - Минск: Выш.шк.,2012. - 237 с.

© К.А. Арсений, 2016

УДК 336.717.6

Баймухамбетова Оксана Ернаровна

студентка 2 курса Салахова Эльмира Камильбековна

Доцент кафедры «БУАиА», к.э.н.

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет г.Астрахань, Российская Федерация obaymukhambetova@mail .гц

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Аннотация

В статье рассматриваются понятие трансакционных издержек, их классификация и проблемы отражения в управленческом учёте. Автор предлагает идентифицировать трансакционные издержки по местам их возникновения, сопоставлять их величину с ключевыми показателями эффективности бизнес-процессов в структуре организаций. Для успешного управления деятельностью предприятия в синтетическом учёте предлагается выделить специальный счёт для обособления трансакционных расходов и потерь.

Ключевые слова

Трансакции, трансакционные издержки, бизнес-процесс, счёт.

В современных условиях хозяйствующие субъекты экономики заключают множество различных соглашений, которые оказывают влияние на величину трансакционных издержек. В развитых странах доля трансакционных затрат составляет от 1 до 5% себестоимости продаж, а при освоении новых рынков - до 15%. По оценкам специалистов, низкие темпы развития российской экономики объясняются высокой долей трансакционных издержек, на которые влияет недостаточная разработанность механизма взаимодействия государственных структур с субъектами бизнеса. В связи с этим, организация бухгалтерского учёта трансакционных издержек имеет большое значения для учётно-аналитического обеспечения эффективного управления деятельностью субъектов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.