Научная статья на тему 'Средства содержания коммерческих учебных заведений в Сибири в XIX-ХХ вв'

Средства содержания коммерческих учебных заведений в Сибири в XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕРЦИЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / ТОРГОВЫЕ ШКОЛЫ / КУПЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЮДЖЕТ ЗАВЕДЕНИЯ / COMMERCIAL EDUCATION / COMMERCE / COMMERCIAL SCHOOLS / TRADE SCHOOLS / MERCHANT COMMUNITY / BUDGET INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попруга Игорь Михайлович

В статье дается анализ источников содержания коммерческих учебных заведений, существовавших в Сибири в конце XIX начале ХХ вв. Их появление и развитие было вызвано новыми условиями, потребностями новой экономической и культурно-общественной жизни. Подобные заведения принимали детей всех сословий и содержались за счет нескольких источников: средств казны, органов местного самоуправления, пособий купеческих обществ и индивидуальных пожертвований. Особенности появившихся торговых школ и коммерческих училищ заключались не в их программах, а в том, что они находились в ведении Министерства финансов, позднее Министерства торговли и промышленности, соответственно, материально были лучше обеспечены. Серьезную финансовую помощь им оказывали и крупные коммерсанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Попруга Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF COMMERCIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN SIBERIA IN XIX-

The paper analyzes the means of commercial institutions that existed in Siberia in the late XIXth early XXth centuries. Their appearance and development was due to the new conditions, needs of a new economic, cultural and social life. These institutions took children of all social classes and were financed from several sources, such as the funds of the treasury, local government, benefits from merchant companies and individual donations. The features of emerging trade schools and commercial schools were not in their curriculums, but in the fact that they were under the jurisdiction of the Ministry of Finance, later, the Ministry of Trade and Industry, respectively, were financially better endowed, and were substantially supported by big businessmen.

Текст научной работы на тему «Средства содержания коммерческих учебных заведений в Сибири в XIX-ХХ вв»

СРЕДСТВА СОДЕРЖАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СИБИРИ В Х1Х-ХХ вв.

Коммерческое образование, коммерция, коммерческие училища, торговые школы, купеческое общество, бюджет заведения.

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям хозяйственной и управленческой деятельности, является одним из факторов успешного развития экономики страны.

Актуальность данной темы исследования обусловлена возможностью анализа (вполне вероятно, и применения) опыта дореволюционной России при создании сети коммерческих училищ в современных условиях. Именно в тот период истории в России был приобретен интересный опыт решения вопросов финансирования, выработаны принципы формирования бюджетов училищ и механизм использования поступлений от общественных организаций и частных лиц.

Целью представленного исследования является изучение практики содержания коммерческих учебных заведений Сибири в XIX—XX вв. Данный период для Сибири — время бурного экономического роста, интенсивного развития предпринимательства, что породило необходимость в профессиональной подготовке специалистов в области коммерции.

Для достижения цели необходимо изучить механизм поступления и использования денежных средств коммерческих учебных заведений на примере опыта первых учебных заведений в России в XIX в. (Петербурга и Москвы) и Сибири (Томска и Красноярска).

Объектом изучения выступили коммерческие учебные заведения двух типов, существовавшие в сибирском регионе: коммерческие училища и торговые школы.

Научная новизна исследования заключается в изучении источников формирования бюджета коммерческих образовательных заведений Сибири (коммерческих училищ и торговых школ), выявлении их роли в развитии подобных заведений в XIX—XX вв. Полученные результаты будут использованы в продолжающемся диссертационном исследовании, а также при написании отдельных трудов по истории педагогики.

Основными методами исследования выступили: метод системности (для выявления взаимосвязи явлений), сравнительного анализа (для вычисления закономерностей), персонификации (для характеристики лиц, сыгравших значительную роль в описываемых явлениях).

В исследованиях ученых представлен опыт организации коммерческих училищ и торговых школ России, частично Восточной Сибири, как общеобразовательных школ (Ю.Л. Александров, Н.С. Зенченко). В исследованиях подчеркивается необходимость организации подобных заведений в XIX в., дается анализ образовательных программ, особенности организации воспитательной работы.

Создание первого в России коммерческого учебного заведения стало возможным благодаря известному русскому промышленнику П.А. Демидову. В 1772 г. Демидов пожертвовал 205 тыс. руб. на открытие коммерческого воспитательного училища [Юрцовский, 1923, с. 14]. Оно было учреждено при Воспитательном доме в Мос-

кве, и в нем обучались мальчики из купеческих семей. Изначально это учебное заведение содержалось на частные средства и суммы, поступавшие как плата за обучение. Свидетельством нового отношения власти к коммерческому образованию стал и перевод в 1799 г. Демидовского коммерческого училища в Петербург с передачей его в ведомство императрицы Марии Федоровны и присвоением ему статуса императорского. В результате купечество утратило право влиять на управление училищем, которым оно обладало в Москве, но продолжало предоставлять значительные денежные суммы на его нужды.

Таким образом, Петербургское коммерческое училище, перейдя в ведение государства, приобрело несколько постоянных статей поступлений финансовых средств: отчисления из казны, плата за обучение, значительные пожертвования официальных и частных лиц. Уже в первой трети XIX в. сформировался механизм использования денежных поступлений. Они предназначались на определенную единовременную цель — благоустройство училища, приобретение оборудования, научной и учебной литературы.

Попытки правительства с середины 20-х годов XIX в. регламентировать хозяйственно-управленческую деятельность купечества в коммерческом училище вызвали серьезные конфликты между городским головой и директором училища. Борьба правительства и корпоративной купеческой организации за главенство в руководстве училищем закончилась с принятием в 1851 г. нового устава. Главную роль стал играть попечитель училища, утверждаемый императором. В помощь ему избирался совет училища в составе городского головы и пяти членов из купцов первой гильдии, осуществлявших «попечение» о содержании училища. Совет мог самостоятельно заведовать суммами и имуществом в размере до 5 тыс. руб. серебром. Операции с более значительными капиталами утверждались императором.

Серьезно ограничив права купечества в управлении училищем, правительство Николая I подтвердило свою политику, направленную на свертывание хозяйственной и культу!)ной инициативы торгового сословия.

Развитие в России капиталистических отношений в торгово-промышленной и банковской сферах, приведшее к расширению потребности в квалифицированных служащих, заставило государственную власть пойти на уступки и предоставить широкий простор общественной и частной инициативе в деле открытия коммерческих образовательных учреждений.

Важным моментом в развитии коммерческого образования в России стало учреждение в 1883 г. Александровского коммерческого училища Московского биржевого общества. Это учебное заведение оказалось промежуточным звеном между первыми коммерческими училищами, в создании и управлении которыми приоритетную роль стремилось играть государство, и новыми коммерческими училищами, создаваемыми силами общественности и в финансовом отношении не зависимыми от власти.

Решающую роль в распространении коммерческого образования в конце XIX в. сыграло Министерство финансов, определявшее хозяйственную политику государства. В 1896 г. по представлению министра финансов С.Ю. Витте Николай II утвердил Положение о коммерческих учебных заведениях, действовавшее до 1917 г. Из подчинения Министерству народного просвещения коммерческие училища были переданы министерству финансов. Специально созданный учебный отдел министерства получил обширные полномочия в разрешении вопросов учреждения, содержания коммерческих учебных заведений и предоставления им финансовой помощи за счет казны в случае необходимости.

Педагогика

Еще в ходе разработки Положения стали возникать попечительные советы учебных заведений, в которые вошли наряду с представителями администрации крупные жертвователи из числа предпринимателей. Основным итогом реформы коммерческого образования стало возникновение сети коммерческих общественных и частных училищ. Деловые круги России поддержали реформу, передававшую управление, финансирование и право распоряжаться денежными средствами коммерческих училищ корпоративным организациям предпринимателей и частным лицам.

В целом, к началу XX в. по России доля государственного финансирования коммерческих учебных заведений составляла 1,3—1,6 %. Наглядное представление об источниках финансирования коммерческих училищ Сибири и Дальнего Востока дают следующие данные: в 1910 г. на содержание Томского коммерческого училища казна выделила 5078 руб., пособия купеческих обществ составили 21 070 руб., частные лица пожертвовали 2623 руб., от платы за обучение ежегодно поступало от 60 до 140 руб. (от каждого ученика); в первом коммерческом училище Иркутска казенных поступлений в 1910 г. не было, купеческие общества перечислили 17 399 руб., доход от платы за обучения составил 75-120 руб.; во Владивостокское коммерческое училище в том же году от казны поступлений не поступало, пособия купеческих обществ составили 3000 рублей, пожертвования частных лиц и обществ составили 8600 руб., плата за обучение — 100—120 руб. По представленным данным видно, что важной статьей дохода были пожертвования обществ попечения и частных лиц.

Плата за обучение в коммерческих училищах по всей России, благодаря лучшей постановке учебного дела и воспитания, была несколько выше, чем в реальных училищах и гимназиях. В подготовительном 1-м классе плата колебалась от 50 до 100 руб. в год, в последующих классах - от 100 до 120 и даже 150 руб. Так, в первом Иркутском коммерческом училище в 1909 / 10 учебном году она равнялась 120 руб. в год. В Читинском коммерческом училище в 1914 / 15 учебном году родители учащихся вносили по 100 руб. в год в младших классах и по 150 руб. в старших классах. Для сравнения: годовая плата в мужских гимназиях составляла за эти же годы 40-65 руб., в реальных училищах - от 10 до 60 руб. [Григорьев, 1898, с. 45].

Поскольку коммерческие училища содержались и за счет пособия от казны, и за счет городских средств, и за счет капитала купеческого общества, и за счет пожертвований частных лиц, то, соответственно, чем больше училище получало пособий от общественных организаций и правительства, тем ниже была плата за обучение. Определение суммы платы за обучение зависело от попечительского совета, который распоряжался всеми материальными делами училища и состоял во всех училищах из членов, избираемых всеми учреждениями, которые непосредственно принимали участие в содержании подобного заведения.

Финансирование торговых школ осуществлялось по схожей схеме. Так, покрытие расходов по содержанию Красноярской торговой школы предполагалось из следующих источников: пособия от купеческого общества (1000 руб.) и городского общественного управления (2 000 руб.), годовая плата за обучение (20 руб.) [Чехов, 1923, с. 81]. Кроме того, Красноярским купеческим обществом в пользу торговой школы был установлен особый сбор с промысловых свидетельств на находящиеся в городе торговые предприятия первых двух разрядов, промышленные предприятия первых пяти разрядов, а также на пароходные предприятия. Другими источниками поддержки являлись денежные пожертвования от общественных организаций и частных лиц.

От платы за обучение освобождались наиболее бедные учащиеся. Например, попечительский совет Красноярской торговой школы возбудил ходатайство перед городским управлением об освобождении 17 учащихся от оплаты за второе полугодие 1916/ 17 учебного года. В этот список вошли те, чьи родные находились на фронтах Первой мировой войны, а также нуждающиеся в освобождении «по своей мал осостояте льн ости».

Рост платы за обучение непосредственно отражался на увеличении финансирования учебного заведения. Так, в Черемховском учебном заведении подобного типа в 1916/17 учебном году бюджет увеличился в 2,12 раза в сравнении с 1914/ 15 годом. Аналогичным было положение и в других учебных учреждениях коммерческого профиля.

В целом устойчивое финансовое положение позволяло успешно развивать учеб-но-материальную базу коммерческих училищ. Так, в Черемховском коммерческом училище с 1912 / 13 по 1918 / 19 учебные годы количество зданий увеличилось с 2 до 5. Кроме этого, в училище были оборудованы физический, естественно-исторический кабинеты, химическая лаборатория, кабинет товароведения, теплица, столярная мастерская, класс рукоделия. Помимо указанных пяти зданий, училище располагало еще тремя зданиями, предоставленными под квартиры для преподавателей. Все занятия были оборудованы электрическим освещением, водяным отоплением и водопроводом.

Таким образом, с момента зарождения коммерческое образование финансировалось из четырех основных источников: пособия от казны, городские средства, капитал купеческого общества и пожертвования частных лиц. В некоторых городах Сибири (например, в Красноярске) устанавливался особый сбор с промысловых свидетельств на находящиеся в городе торговые предприятия. Коммерческое образование находилось в сфере интересов торгово-промышленного сословия, чем больше училища получали денег от купеческих обществ, тем ниже была плата за обучение. Обеспечение стабильного финансирования коммерческих училищ из разнообразных источников создало прочную основу для их развития, что позволило в короткий срок создать в России разветвленную сеть общественных и частных коммерческих учебных заведений.

Библиографический список

1. Григорьев С.С. Коммерческое образование в Росси и его нужды // Русское экономическое обозрение. 1898. № 9. 156 с.

2. Зенченко Н.С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX в. М.: Изда-во АН, 1953. 190 с.

3. Чехов Н.В. Типы русской школы в историческом развитии. М.: Изд-во товарищества «Мир», 1923. 162 с.

4. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири 1703—1917 гг. Новоникола-евск: Сибирское областное государственное издательство, 1923. 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.