Научная статья на тему 'Средства и приемы формирования представлений о профессиональной успешности'

Средства и приемы формирования представлений о профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помельникова Е.А.

Статья посвящена проблеме формирования представлений о профессиональной успешности в рамках профессионального образования как условие профессионального и личного становления студентов. Определяется содержание понятия «представления о профессиональной успешности». Рассматриваются существующие средства и приемы, направленные на развитие профессионального самосознания в процессе обучения в вузе. Предлагается содержание специального курса формирования представлений о профессиональной успешности и факторах ее достижения как условия профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства и приемы формирования представлений о профессиональной успешности»

Список литературы

1. Ярешко В. А. Мониторинг результативности в системе дополнительного художественного образования детей // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. -2015.-т. 1. - № 1. - С.168 - 173.

2. Шуклина Е.А. Качество образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (23). - С. 79 - 92.

3. Абакумова H.H., Протасова Е.К. Ведущие исследовательские университеты как драйверы развития художественного образования // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках: материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 июня 2017 г.). Т. 2. Секционные доклады / Южный федеральный университет; [редкол.: Е.Ю. Баженова (отв. ред.) и др.]. Ростов - на - Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. -С. 348 - 357

4. Абакумова H.H. Трансформация понятия мониторинга в образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3; URL: www.science-education.ru/97-4678 (дата обращения: 30.09.2011)

5. Абакумова H.H. Принципы организации педагогического мониторинга инноваций // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 135 - 139.

УДК 378.1

СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Помелът/кова Е.А., 2017 Самарский международный аэрокосмический лицей преподаватель, Самара

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования представлений о профессиональной успешности в рамках профессионального образования как условие профессионального и личного становления студентов. Определяется содержание понятия «представления о профессиональной успешности». Рассматриваются существующие средства и приемы, направленные на развитие профессионального самосознания в процессе обучения в вузе. Предлагается содержание специального курса формирования представлений о профессиональной успешности и факторах ее достижения как условия профессионального становления.

Ключевые слова: представления о профессиональной успешности, профессиональное становление, личность студента.

MEANS AND METHODS OF THE NOTIONS ABOUT PROFESSIONAL SUCCESSFULNESS FORMATION

Pomelnikova E.A. ,2017 Samara International Aerospace Lyceum A teacher of English, Samara

Abstract: the article is devoted to the problem of the notions about professional successfulness formation during the professional education as the condition of becoming a professional. The content of the concept "the notions about professional successfulness" is defined. The existing means and methods of the students' professional development are considered. The content of the special course for the notions about professional successfulness formation and its factors is suggested.

Key words: the notions about professional successfulness, professional development, student's identity

Оценивая специалиста любой сферы деятельности, в обществе принято использовать такие характеристики как «успешный» и «профессионал». Повышенный интерес к вопросам профессионального успеха и факторов его достижения обращает наше внимание на роль психического образа в формировании у будущего специалиста общих представлений о профессиональной успешности.

С общей точки зрения, представления - это «неполное, приблизительное, предварительное знание, сведение о чем-либо, имеющее обобщенный характер». [4, с. 760] С педагогической точки зрения представления рассматриваются как определенные идеи и знания, которые мотивируют личность на активность и определяют отношение ко всему окружающему. Это психические образы явлений и предметов, которых может не быть в жизни личности на самом деле. Тем самым представления позволяют личности думать о будущем, а главное, его планировать и определять свои дальнейшие действия. [1] Чем привлекательнее для личности представления о чем-либо, т.е. чем ярче эмоциональное и чувственное отношение к представлениям, сформированным в сознании личности, тем сильнее они стимулируют личность проектировать возможную деятельность. Одним словом, представления личности являются необходимым условием планирования жизненных отрезков и конструирования планов. [5]

Представления о профессиональном успехе, по нашему мнению, могут включать в себя сведения о содержании понятий «успех», «успешность», «профессионализм», а также о факторах, которые будут способствовать или мешать достижению профессионального успеха. На основе данных представлений будущий специалист должен будет сформировать мысленный образ «Я-профессионал», способный корректировать его поведение как субъекта своей профессии согласно знаниям о себе и требованиям выбранной им профессии.

Под процессом формирования представлений ученые понимают процесс изменения личности, ее развитие, образование чего-либо нового, усложненного в системе ее знаний. Это процесс оценивания окружающего мира и конструирование настоящей и будущей реальности с помощью полученной извне информации. [6] Формируя представления, личность мысленно «примеривает, прикидывает» на себя привлекательные для нее возможности, ситуации, статусы.

Совершенно не составляет возможности учесть всю совокупность факторов, которые влияют на формирование представлений в жизни. Ученые выделяют и социально-экономическое положение семьи и самой личности, пол личности, уровень образования и условия воспитания, личностные притязания, уровень самооценки и иерархию потребностей. Однако А. Сикурел отмечал, что формирование любых представлений происходит в процессе взаимодействия личности с окружающими людьми. [6]

Формирование представлений имеет интегративную природу, так как включает в себя как минимум две составляющие: психологическую и педагогическую. С психологической точки зрения, это процесс самопознания и отношение личности к окружающему миру и к себе. С педагогической точки зрения, формирование представлений - это процесс изменения и формирования знаний, на который можно влиять извне, создавая определенные условия. С данным фактом можно связать возможность создания оптимального комплекса методических и организационно-педагогических мер, направленных на формирование представлений о профессиональной успешности, опорой которых должен стать механизм психологического развития студентов с учетом требований профессионального сообщества.

Итак, под процессом формирования представлений об успешной профессиональной деятельности мы будем понимать процесс передачи знаний, определенных идей, которые сформируют субъектное отношение учащегося к будущей успешной профессиональной деятельности, его мотивационной готовности к сознательному регулированию поведения и активности в процессах самореализации и самовыражения. Такой процесс будет предполагать конструирование личной схемы решения профессиональных целей и задач с учетом личных психологических особенностей студента. В свою очередь, это приведет к структурированному образу себя как профессионала, что сделает данный образ эмоционально привлекательным, согласованным с общественными требованиями и индивидуальными потребностями личности.

В современном профессиональном образовании данные вопросы помощи студентам все чаще относятся к внеучебной работе вуза, и наравне с обучением и развитием в качестве составляющей высшего образования стоит воспитание. Хотя новая парадигма системы воспитания еще только складывается в современном вузе, некоторые вопросы личностного роста студента уже решаются в наши дни.

Так, в практике вузов осуществляются попытки изучения личности студентов и наиболее интересными являются следующие показатели: мотивы поступления в вуз, степень сформированности навыков и умений самостоятельной работы, особенности характера, соответствие особенностей требованиям будущей профессии. Обычно изучение личности производится с помощью психографии, обобщения разноуровневых характеристик и связей между ними, а за основу берется уровень интеллекта. Либо используются методика самооценок и методика экспертных оценок (информация о студенте получается от товарищей по группе). Такие исследования чаще всего проводит куратор группы для организации индивидуальной работы. Куратор должен находиться в постоянном контакте с психологической службой вуза, владеть умениями психодиагностики. Нужно отметить, что данная работа куратора направлена лишь на оптимизацию самого процесса обучения и повышения его эффективности, а также на снижение влияния негативных ситуаций на психологическое состояние студентов и развитие неврозов.

Психологией профессионального образования в наше время уделяется внимание изучению трудовой деятельности, в частности, составлению ее описательно-технической и психофизиологической характеристик. Составляются профессиограммы о технических, санитарно-гигиенических, психологических и психофизиологических данных конкретного труда. Профессиограмма - это "портрет" профессии, который позволяет моделировать содержание и методы формирования у человека качеств, необходимых в определенной профессии. [ 2]

В качестве методологического ресурса профессионального и личностного становления студентов предлагают "социально-педагогическое содействие" Педагогическое содействие "предполагает включение студента в различные виды социально значимой, практико-ориентированной деятельности, формирование у него представлений о собственном личностном и профессиональном потенциале, создание ситуаций профессионального выбора средствами профессиональных проб, формирование своего видения мира, будущей профессиональной деятельности и корректировку профессиональных и личностных перспектив". [3]

Содействие предполагает организацию помощи в деятельности и развитии на основе совместного действия. Данный феномен отражает координацию деятельности социальных институтов образования, культуры, семьи, других студентов, педагогов. Главная идея содействия в оказании помощи в познании собственных возможностей, профессиональной самоидентификации, преодолении личностных и профессиональных затруднений и проблем, развитии мотивационной и волевой сфер в процессе самоопределения.

Социально-педагогическое содействие считается субъектно-деятельностным феноменом и предполагает выбор вариантов деятельности с целью реализации личностного потенциала студента, развития его субъектности. В данном случае ведется разговор о необходимости учета личностных особенностей студента.

Также в вузах создаются отделы, занимающиеся вопросами карьеры будущих специалистов и подготовкой их к выбору места работы. Вузами проводятся ярмарки вакансий, встречи с представителями организаций и фирм, различные формы информационной поддержки студентов по вопросам трудоустройства и специфике рынка труда. Во многих вузах открыты факультеты дополнительного образования, курсы получения дополнительных знаний и навыков и развития дополнительных к основной профессии способностей. Широкое распространение получают тренинги, направленные на развитие профессиональных и личностных качеств.

Однако при большой работе вуза по вопросам профессионального самоопределения недостаточное внимание уделяется проблеме формирования представлений о содержании самого понятия «профессиональный успех» с философской, социологической и психологической точек зрения, а также систематизации и индивидуализации факторов, влияющих на достижение такого успеха.

В рамках процесса формирования представлений о профессиональной успешности у будущих специалистов, нами предлагается специальный курс для студентов, рассчитанный на 36 академических часов. Содержание курса основывается на нашем понимании составляющих профессионального успеха. Нами было установлено, что траектория к профессиональной успешности включает в себя: успешное выполнение профессиональных требований; признание результатов профессиональной деятельности обществом; правильное использование своих личностных качеств в процессе трудовой деятельности, субъектная позиция к трудовой деятельности, включающая мотивацию, активность, внутренний локус контроля и способность к рефлексии.

Каждый модуль посвящен формированию представлений и знаний об одном из данных компонентов. Таким образом, курс имеет следующее содержание:

• Модуль 1 Я - профессионал

• Модуль 2 Я и общество вокруг меня

• Модуль 3 Я - личность

• Модуль 4 Я - субъект своей профессии

Работа внутри каждого модуля запланирована на основе компетентностного подхода к обучению, в рамках которого нами используется принцип проблемности. Работа с каждым модулем начинается с постановки проблемы и формулирование примерных решений. Следующим этапом становится встреча с профессионалом, в ходе беседы с которым проверяются предположения, выдвинутые студентами в ходе беседы, и составляется теоретическая основа рассматриваемой темы, формулируются основные понятия. Данные два этапа работы в модуле могут считаться теоретическими. Вторые же два - практические: диагностическое исследование, представленное методиками проверки личных качеств и особенностей в рамках изучаемого компонента, и таблицы самоанализа, на основе которых будут проводиться деловые и ролевые игры.

В качестве средств формирования представлений о профессиональной успешности на информационном, мотивационном и диалогическом этапах выступают такие методы, как беседа, диспут, мозговой штурм. Данные методы носят активизирующий характер творческого тренинга, то есть, считаются методами расшатывания интеллектуальных стереотипов и нейтрализации психофизической инерции к действиям.

Четвертая фаза формирования представлений будет включать в себя проектную деятельность, основанную на акмеологическом моделировании.

Данное моделирование, по нашему мнению, поможет студенту в ходе курса составить свою собственную модель эффективного труда. В данную модель будущий профессионал должен будет включить свои собственные профессиональные цели, а главное определить те факторы и средства, которые будут способствовать лично ему в достижении вершин в своей деятельности. По нашему мнению, такими факторами должны стать:

• осознание студентом своих личностных качеств и особенностей, которые могут способствовать эффективной профессиональной деятельности, а также тех, которые могут стать препятствием (темперамент, характер, склонности и способности),

• анализ студентом своей профессиональной направленности,

• наличие субъектной позиции будущего специалиста к его профессиональной деятельности (наличие мотивации достижения успеха, внутреннего локуса контроля, адекватный уровень перфекционизма),

• наличие представлений о коммуникативных навыках общения внутри профессионального сообщества как внешнего условия достижения успеха в профессии.

Осознание своих возможностей в достижении профессионального успеха с помощью сформированных представлений должно стать основой мотивационной готовности студентов к успешной активной профессиональной деятельности, следствием чего будет повышение мотивации к получению профессионального образования, а соответственно и повышению эффективности обучения в вузе.

Список литературы

1. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804с.

2. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития. // Вестник науки и образования, 2014 №2, Москва, 2014. - С. 120-125.

3. Пак Л.Г., Валеева М.А. Организационно-педагогическое содействие минимизации рисков социализации студенческой молодежи. // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2015 - №4(36), / https://cyberleninka.ru

4. Представления // Комплексный словарь русского языка / Под. Ред. А.И. Тихонова. - М.: Русский язык, 2001. - 1229с

5. Рубцова В.Л. Психолого-педагогический анализ категории «представление» // Теория и методология: проблемы, тенденции. / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (11), 2007 С. 40-49

6. Толгурова Л.Э. Формирование представлений о профессиональной карьере в процессе жизненного самоопределения старшеклассника: Дис...канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. -190 с.

УДК 780.7

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕВЦОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЖАНРА

Казан Михаил Михайлович, 2017 Московский государственный институт музыки им. А.Г.Шнитке, кандидат искусствоведения, профессор кафедры вокального искусства и оперной подготовки, Москва

Аннотация: статья посвящена профессиональному обучению певцов академического жанра, который предполагает учет не только технико-вокальных, но и сугубо психологических характеристик. При этом той локализованной точкой, где состыковываются и накладываются психические и биологические процессы является психофизиология. Именно учет психофизиологических основ обучения певцов академического жанра является тем необходимым условием, при котором возможна полная реализация способностей учащегося.

Ключевые слова: психолого-педагогического взаимодействия, психофизиологические составляющие, индивидуальность человека, профессиональный навык.

Профессиональное становление личности представляет собой планомерное освоение учебно-профессиональных задач, определяемых спецификой той или иной профессиональной деятельности [5]. Каждая профессиональная деятельность предполагает освоение необходимых для этой деятельности компетенций. Вместе с тем компетенции, образующие содержательные и структурные составляющие профессиональной деятельности, образуя комплексные сочетания, являются психолого-педагогической основой профессионализма специалиста.

Процесс становления специалиста в процессе обучения предполагает учет ряд психофизиологических составляющих. В первую очередь, это учет познавательных процессов. А точнее - их психофизиологических составляющих. Профессиональный навык представляет собой видоизмененный и усвоенный продукт обучения.

Первоначально профессиональный навык рождается как составляющий фактор психолого-педагогического взаимодействия. Вместе с тем его усвоение во многом определяется теми психофизиологическими основами индивидуальности, которые имеют место в процессе обучения. В процессе обучения возникают специфические взаимосвязи природно-обусловленных психофизиологических свойств и закономерностей со свойствами личностного и социально-психологического уровня индивидуальности, имеющими социально-обусловленный характер. Таким образом, возникает уникальное сочетание или, как обозначал B.C. Мерлин, специфические симптомокомплексы, организующие и структурообразующие индивидуальность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.