Научная статья на тему 'Средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория'

Средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3444
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ЛИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / СИСТЕМНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATIONAL MEANS / PERSONALITY / TEACHER / SYSTEMS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Владимир Сергеевич

Рассмотрены требования к педагогическим средствам формирования личности, функции школы как института воспитания нравственного, разносторонне развитого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are regarded the requirements to educational means of personal development, the function of school as the educational institution of a moral and widely developed person.

Текст научной работы на тему «Средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория»

целостный учебно-воспитательныи процесс

В.С. ильин

(Волгоград)

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ*

Рассмотрены требования к педагогическим средствам формирования личности, функции школы как института воспитания нравственного, разносторонне развитого человека.

Ключевые слова: педагогическое средство, личность, учитель, системность, воспитание.

Формирование личности школьника, студента, способного включиться в решение новых задач развития социалистического общества, требует дальнейшего совершенствования средств обучения и воспитания.

В трактовке понятия «педагогическое средство» нет единого мнения. Одни под средствами понимают главным образом наглядные пособия и технические средства, другие к ним относят методы обучения и воспитания, требования учителя, коллектива и т.д. В выявлении сущности педагогического средства необходимо прежде всего определить исходные методологические позиции решения этой задачи. Средство, отмечает К. Маркс, -это «вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проведения его воздействия на этот предмет <...> чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия» [4, с. 190]. Важно при этом подчеркнуть, что отношение средства к цели «является существенным от-

* Публикуется в сокращении по изданию: Ильин В.С. Средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория // Средства формирования всесторонне развитой личности. Волгоград, 1987. С. 3 - 16. Статья подготовлена к печати доктором пед. наук, профессором Н.М. Борытко и аспирантом Н.В. Лепиховым в рамках НИР «Разработка методологии гуманитарно-целостного подхода в педагогическом исследовании» по программе Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» (2011 - 2012 гг.).

ношением предмета, определенного как средство» [7, с. 72]. Предмет, взятый вне отношения к цели, не может быть определен как средство (Там же, с. 3).

Рассматривая с этих позиций сущность педагогического средства, необходимо прежде всего отметить, что к педагогическим средствам относится все, что учитель, воспитатель, коллектив применяют как орудие воздействия на личность школьника, т.е. и содержание обучения, и его методы, и используемая структура учебного и воспитательного процессов, и стимулируемый ими психологический микроклимат в коллективе, и многое другое вплоть до интонации голоса, взгляда и т.д. Не каждое средство обладает возможностями обеспечивать достижение поставленной цели, и тогда оно или является не совершенным для данной цели, или вообще к средствам достижения данной цели не относится.

В теории и практике обучения и воспитания широко распространено мнение о том, что, применяя, например, технические средства и добиваясь прироста в знаниях и умениях, мы тем самым содействуем развитию личности. Следовательно, средства обучения, например отдельному предмету, рассматриваются как обеспечивающие накопление знаний и умений, при котором развитие личности ребенка в целом не может не осуществляться, поэтому никаких рубежей становления личности не выделяется ни в учебных программах, ни в методических пособиях.

В действительности средства формирования знаний и умений не всегда обеспечивают развитие личности учащихся класса. Некоторые школьники достаточно полно усваивают предмет, не понимая смысла его изучения для них лично, будучи убежденными в его ненужности, усваивают, закрепляясь в своей эгоистической, горделивой, заносчивой жизненной позиции, усваивают, вызубривая содержание, подавляя тем самым в себе творческие возможности, и т.д. В таких случаях учителя применяют средства, обеспечивающие усвоение знаний и умений с одновременным уроном для развития личности, поэтому любое педагогическое средство, их система должны научно анализироваться в связи с их воз-

© Ильин В.С., 2012

можностями, функциями в решении не только узкоспецифических задач (например, усвоения знаний и умений), но и более широких, поставленных обществом перед школой задач формирования личности в целом. В противном случае учебно-воспитательный процесс лишается целенаправленности в деле формирования личности. В решении задачи вооружения знаниями и умениями цели определены точно. В учебных программах изложено, что учащиеся должны усвоить, в какие сроки. Цели же формирования личности конкретных образовательно-воспитательных процессов, их частей (разделов предмета, систем уроков) не определены, сформулированы абстрактно в виде требования воспитывать те или иные качества личности. А что должно быть сформировано обязательно за ту или иную часть процесса у всех учащихся класса - это не определено. В связи с этим отбираются для решения задач формирования знаний и умений. Средства же решения основной задачи - формирование гражданина, строителя нового общества, человека активной жизненной позиции - остаются в тени. такое состояние практики не порождает потребности в разработке теории средств целостного процесса формирования личности. Как система научных взглядов она в педагогике не только не сложилась, но и не поставлена как следует. В результате учебно-воспитательный процесс в школе, среднем профессиональнотехническом училище (СПТУ), музыкальных, спортивных школах и других организациях и учреждениях организуется на низком уровне целостности. Развивая отдельные компоненты личности (умения спортивные, технического моделирования, эстетической деятельности и др.), он не оказывает должного положительного влияния на развитие личности в целом, а порой отрицательно сказывается на ее идейно-нравственном взрослении. Повышение степени целостности воспитания и образования подрастающего поколения требует дальнейшего совершенствования как всего комплекса средств формирования личности, специально организуемых обществом, так и работы отдельных учреждений, отдельных образовательно-воспитательных процессов, ими организуемых, отдельных их частей как средств ее формирования. Общий подход для всех категорий средств должен быть единым -они должны оказывать положительное влияние на развитие отдельных компонентов личности в единстве с развитием личности в целом - ее целостности, разносторонности, гармоничности.

Необходимо далее различать средства деятельности отдельного субъекта воспитания от средств коллективного субъекта воспитания. Так отмечают, что «среднее профтехучилище... самое важное средство (курсив мой. - В.И.) формирования всесторонне развитой личности» [5, с. 36]. С этих позиций для успешной реализации целостного процесса формирования личности необходимо объединение в единый комплекс следующих средств: 1) средней школы (СПТУ), 2) внешкольных детских учреждений, организаций, трудовых коллективов, 3) семьи, 4) средств массовой информации, 5) непосредственного общения ребенка с нашей действительностью, 6) влияния неформальных групп и 7) самовоспитания. Ведь «...комплексность в политике воспитания ничего другого не означает, кроме как то, что надо лучше соединять все средства для работы со всеми» [1, с. 115].

Большое значение при этом имеет коллективный характер деятельности учащихся, организуемой любым из образовательновоспитательных процессов. В ходе ее осуществления учащиеся накапливают опыт коллективной жизни <...>, поэтому коллективный характер всех видов деятельности учащихся, организуемых любым образовательновоспитательным процессом, является важнейшим средством формирования личности. Для усвоения знаний и умений такое средство не столь необходимо, и этим, вероятно, объясняется то, что его дальнейшему совершенствованию не уделяется должного внимания ни в практике, ни в теории.

Эффективность средств формирования личности в значительной мере зависит от степени их системности, комплексности, целостности, от того, в какой мере мы учитываем специфические закономерности формирования личностных свойств индивида. Развитие последних нередко носит противоречивый, скачкообразный характер, отличный от эволюционного накопления знаний, привычек, опыта и т.п.

Степень системности, комплексности, средств самой широкой целостности <...> воспитания в широком значении этого слова низкая. они не имеют единого центра управления, поэтому планирование, организация и контроль за их функционированием осуществляются разрозненно, разными ведомствами, что обусловливает разрозненный характер их влияния на личность. Так, главные усилия музыкальных школ направлены на формирование умений исполнительской деятельности, спортивных - на физическое развитие, дет-

ских технических станций - на техническое творчество, библиотек - на развитие читательских интересов и умений и т.д. Здесь формирование компонентов личности осуществляется различными учреждениями вне специально направленной деятельности на идейнонравственные ориентации личности учащихся, их убеждения, готовность к труду и защите Родины как главных, стержневых ее свойств, граней разносторонности их личности. цели, ограниченные узкоспецифическими задачами образовательно-воспитательных названных и других учреждений, порождают отбор средств, не обладающих в должной мере возможностями формирования личности.

описанные разрозненность и низкий уровень системности воспитания личности в широком значении этого слова, отдельных учреждений и процессов в определенной мере обусловливаются неразработанностью теории функционирования и развития этой целостности. каждое из названных ее звеньев - это средства достижения общей цели <...> воспитания. Разработка каждого из средств невозможна без выделения, во-первых, ведущей роли школы в их структурировании, ее функций по отношению к ним. Главной функцией школы в этом плане является вооружение знаниями и умениями в единстве с обеспечением социального созревания личности.

Чтобы школа, обучение выполняли свои функции, усваиваемые учащимися знания должны обладать рядом свойств. Среди них - направленность знаний на основные виды деятельности учащихся: трудовую (производственную), общественную, научнопознавательную, военно-патриотическую, культурно-образовательную, педагогическую, на деятельность по самовоспитанию и самообразованию, на поведение окружающих людей, самого себя. Практика обучения и воспитания испытывает дефицит такой «направленности», что ослабляет их возможности как средства формирования личности.

Еще одно качество знаний - их осознанность. осознанность - антипод формализма. Все дело заключается в том, чтобы поставить ученика в такое отношение к учению, при котором оно приобретает для него познавательный смысл и, таким образом <...> обеспечивает необходимый для подлинного усвоения переход знаний в убеждение, в способ понимания действительности. Осознание школьником необходимости, значимости для него усваиваемых знаний, их смысла стимулирует высокую активность всех качеств личности, что и обеспечивает ее развитие в процессе

обучения, поэтому только при этом условии, при такой активности школьников, их заинтересованности, увлеченности учением усвоение знаний выступает как средство формирования разносторонности, целостности, гармоничности личности. В противном случае оно ведет к односторонности, дисгармоничности развития, к формированию частичного индивида (К. Маркс), раздробленности личности (Т.Т. Якобсон).

Вооружение учащихся знаниями, обладающими такими качествами, при которых они стимулируют активное участие школьников в других видах деятельности, кроме обучения, содействует совершенствованию, реконструкции их жизненного опыта, приобретенного за пределами обучения, порождает у школьников избирательность вне школы к истинным ценностям нашего общества. Благодаря этому учащиеся вовлекаются в работу других воспитательных учреждений, кроме школы, испытывают более глубокое влияние положительного в этих учреждениях, меньше поддаются влиянию отрицательного. Следовательно, и содержанием обучения и другими средствами школа должна усилить влияние на избирательность учащимися ценностей, более адекватных истинным ценностям нашего общества. Тогда школьник меньше будет подвержен влияниям отрицательных сторон объективного мира.

Такова первая функция школы, процесса обучения как главного средства формирования личности, как системообразующего среди других. Вторая функция школы - координирующая. Ни одно из названных средств не должно функционировать и развиваться вне координирующих влияний школы. По объективным возможностям школа должна вести развитие личности большинства учащихся. Для этого необходимо, чтобы все внешкольные институты воспитания помогали ей, поддерживали, закрепляли результаты работы по формированию личности, достигнутые школой. В массовой практике накоплен определенный опыт такой координации [2], но осуществляется она часто под решающим воздействием не школы, а иногда ведомственных требований, например, растить чемпионов, победителей соревнований, музыкантов-исполнителей и др. Эти цели порождает отбор средств, оказывающих иногда ограниченное, разобщенное влияние на личность в целом. Чтобы преодолеть такой подход к средствам, необходимо более полно в них смоделировать жизнь нашего общества, ее богатейшие возможности в формировании личности. На это обращал вни-

мание еще А.С. Макаренко: «Истинная логика педагогического средства и системы средств, -отмечал он, - заключается даже не в узкой школьной области, а в широкой общественной жизни Союза, в области тех принципов и традиций, которые уже совершенно ясно отличают наше общество от всякого другого <...>. Настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества» [3, с. 105 - 106].

Чтобы в системе средств школьного и внешкольного воспитания «повторить педагогику всего нашего общества», необходима разработка теории формирования личности школьника в целом, теории воспитательной деятельности отдельных учреждений как средств формирования личности, теории отдельных образовательно-воспитательных процессов каждого из учреждений как более частных средств и, наконец, компонентов этих процессов (содержания, методов, требований, воздействий коллектива и т.д.) так же, как педагогических средств формирования личности. Среди них особая роль отводится личности учителя. «В воспитании, - отмечал К.Д. Ушинский, - все должно основываться на личности воспитателя... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [8, с. 136]. Никакое содержание обучения или воспитания не обеспечит формирования социально зрелой личности подростка, юноши, если они находятся в руках учителя (воспитателя), политически дезориентированного, зараженного культом вещизма <... > в руках учителя-педанта, эгоистичного, не любящего детей, грубого и т.д. Теория и практика должны соединить воедино личность учителя как средство и те средства, которые он использует для формирования личности школьника. Они должны составить единую систему, гармонию, целое.

Одной из важнейших тенденций развития средств воспитания, содействующих повышению целостного подхода к воспитанию и образованию, является полнота представленности в педагогических средствах ценностей нашего общества, его богатств. Так, жизнедеятельность <...> рабочего складывается из большого разнообразия деятельностей: операционнотехнической, социально-поведенческой в условиях производственного коллектива, организационно-управленческой как ответственного за какой-либо участок производственной или общественной деятельности, педагогической, социально-политической, ког-

да он активно участвует в поисках резервов интенсификации производства, деятельности культурно-образовательной, художественной, спортивной и др. Школьники в процессе обучения, производительного труда знакомятся-главным образом с одной из них: операционнотехнической. Системы других деятельностей, в которые включен современный рабочий, в педагогических средствах не моделируется. В передовом опыте, когда в школе создаются ситуации, например, разработки и внедрения новой техники, втягивающие в свою орбиту учебную и внеклассную работу (опыт

В.В. Серикова, Ю.Д. Зарубина и др., г. Волгоград), или когда создается ученический совхоз со школьником-директором, бригадирами, бригадами, с полной ответственностью за производство продукции от начала до конца, со своими планерками и ежедневным подведением итогов и т. д. [6], воспитываются зрелые люди, способные принимать решения, в полном смысле слова готовые к жизни [3]. Растет в этих условиях и качество знаний, хотя школьники в описанном школьном совхозе работают по три часа в день. Учебно-воспитательный процесс в подобных условиях более полно моделирует все многообразие жизнедеятельности передового советского человека, систему производственно-технических, социальнопсихологических, управленческих, педагогических и других процессов, из которых складывается производственная, научная, культурнообразовательная, общественно-политическая жизнь передового советского человека, производственных коллективов, общества в целом. В силу этого здесь и реализуется более полно целостный подход к воспитанию и образованию подрастающих поколений.

Важной тенденцией развития средств формирования личности является их объединение в единое целое, которое повышает их развивающие функции в формировании личности. Соединение обучения с производительным трудом, объединение общего и профессионального образования повышают эффективность их влияния на личность, если они так организованы, что порождают у учащихся нужду, потребность друг в друге: обучение возбуждает стремление применить в труде знания, добыть новые, выверить их истинность; труд возбуждает желание найти с помощью знаний новые, более продуктивные, творческие решения производственных задач, научно осмыслить осуществляемую деятельность. Содержание образования и обучения становится более мощным средством формирования личности, если выступает перед учащимися как основа и на-

уки, и многообразной деятельности, особенно трудовой.

В обществе в соотношении теории и практики, в развитии научного знания произошли коренные изменения. Появились смежные области научных знаний, более органичная их связь с нуждами практики, службы внедрения научных выводов в практику и т.д. Однако содержание образования подрастающих поколений эти изменения в обществе не впитывает в себя.

С этих же позиций должны быть рассмотрены теория и практика методов обучения как средства формирования личности. В существующих классификациях методы обучения рассматриваются главным образом с точки зрения их возможностей в организации усвоения учащимися знаний и умений. Возможности методов в развитии личности почти не изучены. В практике эти функции методов реализуются стихийно, и их отбор под этим углом зрения не обоснован ни теоретически, ни опытным путем. Подход к методам обучения как средству усвоения знаний в единстве с поступательным развитием личности всех учащихся класса является также важной тенденцией дальнейшего развития средств формирования личности.

Чтобы построить систему средств высокого уровня целостности, необходимо найти информацию об уже достигнутых результатах развития личности, о степени эффективности влияния организуемой деятельности школьников на развитие личности, о результатах ее развития к окончанию того или иного педагогического процесса или их комплекса. Для этого требуется разработать критерии сфор-мированности личности, отдельных ее компонентов и качеств в связи с развитием личности. Непрерывная информация об эффективности применяемых средств в формировании личности позволяет своевременно корректировать применяемые средства, повышает их действенность. Такова сущностная характеристика средств формирования личности как педагогической категории.

литература

1. Беседа с членом-корреспондентом АН СССР Г.Л. Смирновым // Вопр. философии. 1982. № 6.

2. Вульфов В.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.

3. Макаренко А.С. Сочинения. М., 1957.

С. 105 - 106.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 23.

5. Махмутов М.И. Особенности учебновоспитательного процесса в среднем ПТУ и пути его дальнейшего совершенствования // Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в ПТУ. М. : Высш. шк., 1982.

6. Межидов Ш. Два директора // Известия. 1965. 10 апр.

7. Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М. : Высш. шк., 1968.

8. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Л., 1948. Т. 2.

Means of formation of a widely developed personality as a pedagogical category

There are regarded the requirements to educational means ofpersonal development, the function of school as the educational institution of a moral and widely developed person.

Key words: educational means, personality, teacher, systems, education.

н.М. Борытко

(Волгоград)

системность определения педагогической категории

На основе науковедческих требований и требований системного подхода обосновываются требования к определению педагогической категории.

Ключевые слова: категория, определение, система, функция, структура, элемент.

Часто определение категории, а также термина или понятия (в рамках данной статьи мы не будем рассматривать их различие) признается одним из видов теоретически значимых результатов научно-исследовательской деятельности. Необходимость дать дефиницию (от лат. definitio) используемой категории (определить ее) возникает в процессе исследования, как правило, в следующих случаях:

© Борытко Н.М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.