Научная статья на тему 'Средства физической культуры для укрепления здоровья детей в семье'

Средства физической культуры для укрепления здоровья детей в семье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4752
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЬЯ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА / PHYSICAL CULTURE / FAMILY / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIVING / REASON OF SICKNESS RATE / CONDITIONING TO THE COLD OF THE ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова З. А., Коржевина Л. С.

Статья написана на основе опыта применения основных средств физической культуры со студентами для укрепления здоровья. Авторы обосновывают роль таких средств физической культуры для оздоровления, как бег, плавание, лыжи, коньки, подвижные игры, походы, закаливание организма. В статье раскрывается роль семьи в укреплении здоровья и дается характеристика основных средств физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is written on the basis of experience of application of the main means of physical culture with the students for strengthening health. The authors prove a role of such means of physical culture for improvement, as: run, swimming, ski, skates, active games, walking, conditioning to the cold of organism. The role of family and the main characteristics of physical culture are show in the article.

Текст научной работы на тему «Средства физической культуры для укрепления здоровья детей в семье»

УДК 796.0-05

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

З.А. Белоусова, Л.С. Коржевина

Статья написана на основе опыта применения основных средств физической куньтуры со студентами для укрепления здоровья. Авторы обосновывают роль таких средств физической куньтуры для оздоровления, как бег, плавание, лыжи, коньки, подвижные игры, походы, закаливание организма. В статье раскрывается роль семьи в укреплении здоровья и дается характеристика основных средств физической куньтуры.

Ключевые слова: физическая культура, семья, средства физической культуры, составляющие здорового образа жизни, причины заболеваемости, закаливание организма.

В настоящее время одной из актуальных является проблема развития физического и психологического здоровья подрастающего поколения, где ведущая роль принадлежит физической культуре, а именно: использованию ее средств, форм и методов, без которых невозможно поддержание и укрепление здоровья. Значимость этой проблемы нашла свое отражение в утверждении Правительством страны Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», в которой главными задачами являются: сохранение здоровья, улучшение физической подготовленности, создания условий для занятий ФК и спортом.

Физическая культура в плане системного формирования ценностных ориентации здорового образа жизни предусматривает реализацию следующих задач:

- укрепление и повышение уровня здоровья, развитие физических способностей, достижение физического совершенства, закаливание организма;

- овладение жизненно-важными двигательными навыками, умениями, использование их в повседневной жизни;

- формирование здорового образа жизни;

- повышение грамотности в вопросах самостоятельного использования различных упражнений и видов спорта для решения оздоровительных задач;

- внедрение доступных средств ФК в быт;

- овладение основами семейного физического воспитания;

- формирование потребности в физическом совершенствовании и навыков организации досуга с использованием средств физической культуры.

Актуальность затронутой нами темы состоит в использовании средств физической культуры для укрепления здоровья, адекватных жизненным целям учащихся, студентам.

Озабоченность современным состоянием здоровья детей и молодежи определяется существенным ростом уровня заболеваемости:

- более 75% болезней заложены в детстве;

- каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз;

- только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми;

- более 80% детей отстают в учебе, не из-за недоразвитости, а в силу плохого состояния здоровья [5, с.60-75].

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% [2, с.25-35]. Самыми распространенными из них являются: сердечнососудистая дистония, миопия, болезни желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания, нарушение обмена веществ, психические расстройства.

В чем же причина повышенной заболеваемости?

Современные исследования в области физической культуры в качестве основной причины определяют «двигательный дефицит», то есть состояние детского организма при котором количество движений, производимое в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени в школе, дома дети проводят в статическом положении (за партой, у телевизора, за компьютером и т.п.), а статическое положение снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, вызывая утомление, что приводит к нарушению осанки, развитию плоскостопия, ожирению, задержке возрастного развития, быстроты, ловкости, выносливости, силы, координации движения [3, с.150-175].

В решении этой проблемы ведущая роль вместе с учреждениями среднего, высшего образования

ринадлежит семье, где с раннего возраста для полноценного физического развития и здоровья дол быть сформированы:

- положительная мотивация к занятиям ФК и спортом;

- навыки двигательной активности - как составляющей здорового образа жизни;

- уровень функциональной грамотности развития личности через заботу о собственном здоровье, самосохранении, самосовершенствовании.

Важную роль в укреплении здоровья детей играет семья. Родители - первые воспитатели, от уровня их культуры зависит уровень культуры, воспитанности детей. Хотя родители и считают заботу об укреплении здоровья детей важной, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры, ссылаясь на ряд причин: одному не хватает времени, другому -терпения, третьему - организованности.

Родители активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно накормлены, полагая, что обеспечивают хорошее здоровье, не задумываясь, что чрезмерный комфорт, обильное питание при недостаточном активном режиме порождают лень, ослабляют здоровье, понижают работоспособность, ведут к ожирению. Они жалуются, что дети засиживаются у телевизора, но чтобы отвлечь их, нужно использовать телевизор как помощника. Из спортивных передач для семьи всегда можно позаимствовать: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты, проведение оздоровительных мероприятий, которые расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к занятиям физической культурой. Тогда освободится время для прогулок, игр, спортивных развлечений.

Очень важно развить у детей чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе [7,с.85-95]. Чувство это есть у каждого ребенка от рождения, но малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Поэтому родителям надо знать главное - не упустить время, воспитывать интерес к занятиям физической культурой с раннего возраста, научить детей четкой организации режима дня, проведению досуга свободного времени, выполнению утренней гигиенической гимнастики, водным процедурам.

От семейного микроклимата зависит эффективность педагогических воздействий: дружба, доверие, взаимное уважение. Семью укрепляют общие дела, заботы, будни, которые определяют отношение детей к физическим упражнениям, интерес к спорту, активность, инициативу. Этому способствует совместное общение детей и родителей:

- совместная компенсация двигательной пассивности (пробежаться, поиграть, совершить прогулки);

- интерес к спортивным успехам детей;

- проверка и выполнение домашних заданий по физической культуре;

- целостное формирование здорового образа жизни.

Личный пример, совместные занятия помогают родителям лучше узнать ребенка, его интересы, укрепляют взаимное содружество, так как дети восприимчивы к убеждениям родителей, укладу жизни семьи, где вырабатываются оценочные суждения, определяется жизненная позиция. Это отношение касается и к физической культуре, к активному использованию ее средств в семье - для укрепления здоровья, организации досуга.

Крайне значимыми в нравственном плане, в плане становления физической культуры являются создание семейного спортивного уголка, совместные игровые профессиональные системы упражнений (рис. 1).

Рис. 1 Спортивный семейный комплекс в домашнем интерьере.

Совместные занятия физическими упражнениями способствуют развитию у детей двигательных навыков и умений; укреплению взаимосвязи родителей и детей; проведению с пользой свободного времени, укреплению здоровья и всестороннему развитию детей.

Воспитать ребенка здоровым - это научить его с раннего возраста вести здоровый образ жизни, основными компонентами которого являются: рациональный режим труда и отдыха; правильное питание; утренняя гигиеническая гимнастика; систематические физкультурные занятия; психологическая обстановка в семье. [6,с.375-450].

В семьях дети с раннего возраста должны иметь спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, велосипед, бадминтон, мяч, обруч, скакалку, родители для обеспечения эффективных занятий детей дома должны:

- создать необходимые материально-технические условия для занятий дома:

- вести контроль за соблюдением детьми режима дня, правил личной гигиены, выполнением утренней гигиенической гимнастики;

- принимать участие в семейных оздоровительных мероприятиях (прогулки, походы, игры, катание на лыжах);

- оказывать помощь в использовании спортинвентаря при занятиях.

Основными доступными средствами физической культуры, которые могут быть использованы родителями в семье для укрепления здоровья детей являются:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) - способствует активизации нервных процессов, обеспечивает готовность к труду, воспитывает организованность, дисциплинированность, привычку к занятиям физическими упражнениями.

2. Закаливание - систематическое использование специальных процедур. Средства закаливания: солнце, воздух и вода. Повышает готовность организма, приспосабливаться к условиям окружающей среды, сопротивляемость к простудным заболеваниям.

3. Пешие прогулки - являются формой активного отдыха и рационального использования свободного времени. Способствуют повышению умственной работоспособности, сопротивляемости организма к заболеваниям, улучшению сна.

4. Походы выходного дня (туристские) - являются формой активного отдыха, сочетая познавательную и двигательную активность. Способствуют формированию чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи, вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость.

5. Бег - является естественным движением детей с раннего возраста. Укрепляет сердечнососудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат: мышцы, связки, суставы. Развивает выносливость, повышает уметвенную работоспособность.

6. Подвижные игры - развивают интересы детей, отражают уровень знаний об окружающем мире, а сюжеты игр содержат элементы упражнений.

7. Плавание - активизирует кровообращение в сосудах кожи, обмен веществ, укрепляет дыхательную и нервную систему. Закаливает организм: повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Формирует правильную осанку.

8. Прогулки на лыжах - занятия на свежем воздухе оказывают оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему - снижая ее утомления. В работу вовлекаются все основные группы мышц. Развивают выносливость, силу, быстроту, координацию движений, воспитывают смелость, настойчивость.

9. Катание на коньках - стимулирует двигательную активность детей, оказывает оздоровительной воздействие на развитие органов дыхания и дыхательной мускулатуры, закалку организма, повышает устойчивость вестибулярного аппарата, чувство равновесия, укрепляет свод стопы.

10. Езда на велосипеде - оказывает укрепляющее воздействие на сердечно-сосудистую систему, повышает вестибулярную устойчивость. Укрепляет мышцы ног, стопы. Развивает быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, равновесие, ориентировку в пространстве.

В качестве основы организации системных занятий физической культуры для учащихся, студентов выступает норма - недельный объем физической нагрузки (таблица 1), необходимый для повышения двигательной активности.

Таблица 1.

Упражнения Объем

1 Девушки Комплекс ОРУ Делать ежедневно

2 Оздоровительный бег или ходьба на лыжах, км. 12-14 16-18

3 Прыжки со скакалкой (кол-во раз) 350

4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 119-128

5 Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 85-95

6 Поднимание и опускание туновища из положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз) 100-120

7 Из основной стойки наклоны туновища вперед с прямыми ногами (кол-во раз) 90-120

1 Юноши Комплекс ОРУ Делать ежедневно

2 Оздоровительный бег или ходьба на лыжах, км. 16-17 22-24

3 Подтягивание на перекладине или сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 70-85 120-140

4 Поднимание прямых ног из положения лежа на спине (кол-во раз) 140-160

5 Из основной стойки наклоны туновища вперед с прямыми ногами (кол-во раз) 90-120

В рамках исследования уровня физической подготовленности было проведенное анкетирование родителей - студентов 1-го курса факультета иностранных языков.

Задачей анкетирования выступало выявление отношения родителей к значимости использования основных средств физической культуры для укрепления здоровья детей в семье (гимнастика, закаливание, прогулки, походы, бег, плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде).

Родители указывали те из них, которые используются для укрепления здоровья детей в семье. По результатам обследования: УГГ и закаливание - используют - 6%; пешие прогулки, походы - 12%; бег - 15%; плавание- 10%; катание на лыжах, коньках, велосипеде - 14%; не используют никаких средств - 43%.

Установлено, что 57% родителей активно используют средства физической культуры в укреплении здоровья студентов в семье, а 43% родителей - пассивны.

Для всестороннего развития и приобщения детей к занятиям ФК, здоровому образу жизни спортом родителям даны следующие рекомендации:

1. Быть активными участниками совместных (семейных) оздоровительных мероприятий: прогулок, походов, игр и т.д.

2. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой, формировать уровень культуры, воспитанности с раннего возраста.

3. Осуществлять контроль за соблюдением ребенком режима дня, выполнением УГГ, проведением свободного времени, выполнением домашних заданий по Ф.К.

4. Создавать материально-технические условия для занятий детей дома:

а) иметь спортинвентарь для занятий (мячи, обручи, скакалки, лыжи, коньки, велосипед);

б) оборудовать дома спортивный уголок.

Результаты исследования, практический опыт формирования физической активности позволяет студентам самим сделать вывод о том, что здоровье - это первая и важнейшая потребность, определяющая способность человека к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Какой бы современной не была медицина, она не может избавить от болезней. Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться, а целенаправленное использование доступных средств физической культуры оказывает оздоровительное влияние на функциональную деятельность физиологических систем и органов, способствует формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизиологических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы, координации движений, равновесию, ориентировке в пространстве, смелости, настойчивости, ответственности, решительности. Долг - родителей использовать все возможности для всестороннего развития и приобщения детей к занятию физической культурой и спортом с раннего возраста. И только постоянная забота родителей о двигательном развитии ребенка может привести к желаемому результату - подлинной гармонии развития физического и психологического здоровья личности.

Для внешней оценки физической подготовленности были рекомендованы следующие нормат? (таблица 2).

Таблица 2.

Тесты "5" "4" "3" "2"

Юноши

1 Бег 5000 м. (мин. сек.) 21.45 22.45 23.45 25.00

2 Бег на лыжах 5 км. (мин. сек.) 23.50 25.15 26.45 28.00

3 Прыжки в длину с места (см.) 2.45 2.35 2.30 2.25

4 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 15 12 9 7

5 В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз) 9 7 5 3

6 Волейбол 5 4 3 2

- подача через сетку любым способом из 7 подач - передача сверху двумя руками в парах через сетку (кол-во непрерывных передач) 20 17 14 12

7 Баскетбол 5 4 3 2

- штрафные броски (кол-во попаданий из 7 бросков) - ведение мяча, два шага и бросок в корзину (кол-во попаданий из 6 попыток) 5 4 3 2

Девушки

1 Бег 3000 м. (мин. сек.) 19.15 20.30 21.20 22.00

2 Бег на лыжах 3 км. (мин. сек.) 18.00 19.00 20.00 20.30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Прыжки в длину с места (см.) 190 180 165 155

4 Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см.) (раз) 20 16 10 6

5 Приседание на одной ноге, опора о стену (кол-во раз на одной ноге) 10 8 6 4

6 Волейбол 5 4 3 2

- подача через сетку любым способом из 7 подач - передача сверху двумя руками в парах через сетку (кол-во непрерывных передач) 20 17 14 12

7 Баскетбол 5 4 3 2

- штрафные броски (кол-во попаданий из 7 бросков) 5 4 3 2

- ведение мяча, два шага и бросок в корзину (кол-во попаданий из 6 попыток)

The article is written on the basis of experience of application of the main means of physical culture with the students for strengthening

health. The authors prove a role of such means of physical culture for improvement, as: run, swimming, ski, skates, active games, walking,

conditioning to the cold of organism. The role of family and the main characteristics of physical culture are show in the article.

The key words: physical culture, family, means ofphysical culture, healthy living, reason of sickness rate, conditioning to the cold of the

organism.

Список литературы

1. БердыховаЯ.Т. «Мама, папа, занимайтесь со мной». М.: изд. «Физкультураи спорт». 1990. С. 40-58

2. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М: изд.: "Просвещение».1986. С. 25-35

3. ГребешковаИ.И. «Ваш ребенок». М.: изд.: «Медицина». 1990. С. 150-175

4. Ковалёв Л.Н. «Спорт в семейном воспитании детей». М.: изд.: «Знание». 1999. С. 240-305

5. Михайлов В.К., Палько А.С. «Выбираем здоровье». М.: изд.: «Молодая гвардия». 1985. С. 60-75

6. Реймерс Н.Ф. «Спорт в современной семье». М.: изд.: «Дрофа». 2004. С.375-450

7. СолнцеваИ.А. «Значение спорта». М.: изд.: «Педагогика». 2000. С. 85-95

8. Чебышев Н.В. «Педагогика и социальные аспекты воспитания». Ростов-па-Дону: изд. «Феникс». 2002. С. 105-200

Об авторах

Белоусова З.А. - доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bryanskgu@mail.ru.

Коржевина Л.С. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bryanskgu@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.