Научная статья на тему 'Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования рыночной экономики'

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ БИЗНЕС / AVERAGE BUSINESS / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / BUSINESS IN RUSSIA / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плехун Александр Владимирович

Статья раскрывает особенности деятельности субъектов среднего предпринимательства в условиях экономики с высокой долей государственного регулирования. Выделяются внутренние механизмы поведения субъектов в условиях неблагоприятной внешней среды и неразвитости экономических институтов. Проанализирована структура основных фондов субъектов среднего предпринимательства, а также их влияние на постоянные издержки предприятия. Результатом данной работы является выделение противоречия между либеральной экономической моделью и практикой рационального поведения субъектов среднего предпринимательства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плехун Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIUM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF STATE REGULATION OF THE MARKET ECONOMY

The article reveals features subjects of middle business activity in an economy with a high degree of government regulation. Allocated internal mechanisms of behavior of subjects in conditions of unfavorable external environment and poor economic institutions. The structure of fixed assets medium business entities. Highlighted the impact of depreciation on fixed costs of the enterprise. The result of this work is the contradiction between a liberal economic model and practice of rational behavior of medium-sized businesses in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования рыночной экономики»

МАРКЕТИНГ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

УДК 334.012.63

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования рыночной экономики

Статья раскрывает особенности деятельности субъектов среднего предпринимательства в условиях экономики с высокой долей государственного регулирования. Выделяются внутренние механизмы поведения субъектов в условиях неблагоприятной внешней среды и неразвитости экономических институтов. Проанализирована структура основных фондов субъектов среднего предпринимательства, а также их влияние на постоянные издержки предприятия. Результатом данА В Плехун ной работы является выделение противоречия между либе-

ральной экономической моделью и практикой рационального поведения субъектов среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: средний бизнес, бизнес, предпринимательство в России, государственное регулирование, основные фонды

Развитие среднего предпринимательства, равно как и расширение социальной группы среднего класса, способно стать значимым фактором роста национальной экономики. Однако, оценивая потенциальный вклад развития среднего предпринимательства в развитие национальной экономики, важно рассматривать этот вопрос с точки зрения субъектного подхода. Анализ деятельности совокупности субъектов среднего предпринимательства не может быть эффективен с точки зрения выстраивания регулятивной функции. Выделяя статистику, можно лишь наблюдать результат на макро уровне и выстраивать политику поддержки. Таким образом, чтобы выстроить видение развития сектора среднего предпринимательства, необходимо разобрать внутренние механизмы, характерные только для субъектов среднего предпринимательства. Анализируя статистику исследовательских агентств и экономических журналов, можно заметить, что большинство товаров и услуг в Российской Федерации производится субъектами среднего предпринимательства [1]. Однако на сегодняшний день существует небольшое количество общих исследований среднего предпринимательства.

© Плехун А.В., 2014

112

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

Существующие исследования субъектов среднего предпринимательства опираются на интерпретацию совокупности практических данных за двадцатилетнюю историю национальной экономики. Такие исследования выделяют общие правила и закономерности. На данный момент отсутствуют фундаментальные исследования теории поведения субъекта среднего предпринимательства как отдельного субъекта национальной экономики. В тоже время субъекты среднего предпринимательства обладают набором уникальных характеристик. Субъекты среднего бизнеса более гибки, обладают малым временем реакции на изменяющуюся конъюнктуру. Такие субъекты менее бюрократизированы, они способны создавать новые ниши. Целью данной статьи является факторный анализ механизмов деятельности субъектов среднего предпринимательства в условиях государственного регулирования национальной экономики. Источником статистических данных послужили исследования экономического журнала «Эксперт», газет «КоммерсантЪ», «Ведомости», данные Федеральной службы государственной статистики, а также базы данных «СПАРК». Следует отметить, что определение субъектов среднего предпринимательства в периодических изданиях и Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» не совпадают.

В рамках исследования среднего предпринимательства существует несколько взглядов на возможные пути развития. Зачастую государственные программы поддержки субъектов среднего предпринимательства направлены на финансовую поддержку на безвозмездной основе в форме субсидий и грантов. Данный вид поддержки имеет право на существование и наиболее эффективен в кризисной ситуации. Как показал экономический кризис 2008—2009 годов, страны Европейского союза и США осуществляли активную финансовую поддержку субъектов среднего предпринимательства, повышая краткосрочную платежеспособность предприятий. Именно в кризисный период возникает финансовый разрыв из-за нарастающих обязательств по обслуживанию краткосрочной кредиторской задолженности и снижения объема оборотного капитала. Более того, оборотный капитал может быть сформирован преимущественно за счёт внешних займов предприятия. В кризисной ситуации кредитор может увеличить процент за обслуживание кредита или изменить график платежей.

Анализируя опыт экономического кризиса 2008—2009 годов, можно заметить, что такие ситуации не редки для российского банковского сектора. Как правило, предприятия, относящиеся к среднему бизнесу, имеют незначительный «запас прочности» или не имеют его вовсе. В ситуации спада производства процент увеличения себестоимости производства единицы продукции непропорционален проценту снижения объема продаж. Высокая изношенность основных фондов и низкая развитость физической инфраструктуры приводят к относительно высокой доле постоянных издержек, а значит, и к опережающему росту себестоимости производства

113

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

единицы продукции при падении объемов производства. Таким образом, финансовая поддержка со стороны государства способна эффективно поддержать субъект среднего предпринимательства в кризисной ситуации, ликвидировав финансовый разрыв в краткосрочной перспективе.

Существует и иная крайность — решая задачи социальной поддержки, государство стремится сохранить рабочие места. Массовую поддержку получает значительное количество субъектов среднего предпринимательства. Поддержка может носить как прямой (субсидирование части ставки рефинансирования по кредиту, реструктуризация кредита), так и косвенный (субсидирование тарифов естественных монополий) характер. Однако массовая поддержка приводит к тому, что не стимулируется рост эффективности предприятия, а лишь отдаляется неизбежная реструктуризация или закрытие организации. Компенсируя рыночные тарифы и ставки по займам, государство создает прямую зависимость субъектов среднего предпринимательства от объемов и регулярности субсидирования. Такого рода замещение рыночных механизмов перераспределяется на конечный продукт субъекта среднего предпринимательства. В результате, в момент кризиса не срабатывает естественный механизм очищения рынка. Разбирая практику применения данного инструмента в Российской Федерации, можно заметить, что данный вид поддержки носит скорее системный характер, на постоянной основе реализуется через гранты и субсидии.

Возвращаясь к барьерам роста субъектов среднего предпринимательства, необходимо заметить, что ряд проблем не уникален и характерен для бизнеса любого размера в Российской Федерации. Одинаковая кризисная ситуация может привести к пересмотру инвестиционной программы у предприятия с низкой долговой нагрузкой или к ликвидации предприятия с недостаточным «запасом прочности». За пять лет, начиная с предкризисного 2007 года, заканчивая 2011 годом, прекратили свое существование 42,7% предприятий среднего бизнеса [1]. Эта ситуация сложилась по ряду причин, среди которых стоит выделить такой позитивный фактор, как рост заработной платы.

С 2006 года по 2012 год оплата труда в целом по стране выросла на 47,8%, производительность труда за этот период выросла лишь на 19,3% [2]. Таким образом, образуется необеспеченный, с точки зрения экономики предприятия, рост заработной платы. Эта проблема особенно важна в связи с тем, что доля оплаты труда в добавленной стоимости в Российской Федерации стабильно растет последние 10 лет и приближается к 60% [2].

Разбираясь с причинами опережающего роста заработной платы у субъектов среднего предпринимательства, можно выделить две группы факторов: объективные и искусственные. К объективной группе факторов можно отнести снижение объема предложения рабочей силы, миграцию высококвалифицированных и узкоспециализированных специалистов, старение населения, дефицит специалистов технических специальностей.

114

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

Искусственным фактором является ускорение роста зарплат групп граждан, чьи доходы прямо или косвенно формируются из бюджета Российской Федерации. Значительный рост зарплат «бюджетников» создает дополнительное давление на рынок труда. Предприятия с частным и иностранным капиталом вынуждены компенсировать отставание темпов роста индексации заработной платы. Таким образом, существует несколько факторов необеспеченного роста заработной платы, и, как следствие, увеличения доли заработной платы в себестоимости продукции. Стоит отметить, что «здоровый» рост заработной платы чаще всего продиктован повышением эффективности труда, повышением квалификации персонала и целым рядом других факторов. Так или иначе, все они связаны с положительными изменениями в структуре себестоимости или со снижением доли заработной платы в себестоимости. Для субъектов среднего предпринимательства, действующих только на территории Российской Федерации (коих большинство), опережающий рост заработной платы особо губителен. Однако, как показывает опыт, можно временно снизить негативный эффект, ограничив доступ иностранных товаров на внутренний рынок. Тем самым средняя эффективность труда в данных отраслях будет определяться национальными предприятиями, не произойдёт замещения потребления товаров и услуг отечественного производителя.

Необеспеченный рост расходов на оплату труда приводит к потере конкурентоспособности предприятия в сферах с высокой эластичностью спроса по цене. На таких рынках нивелируется значение уникальности продукта/услуги/производственного процесса. Столкнувшись с потерей значимости основного конкурентного преимущества, предприятие среднего бизнеса вынуждено искать пути выхода из кризиса.

Согласно классическим подходам к антикризисному управлению, существует несколько основополагающих методов выхода из кризисной ситуации на предприятии. Одним из таких методов является сокращение издержек. Возможности сокращения издержек у субъектов среднего предпринимательства весьма ограниченны. В ситуации увеличения доли заработной платы в структуре себестоимости предприятие вынуждено сокращать издержки в других областях. В значительной степени пересматриваются те издержки, положительный эффект от которых не возникает в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Предприятия среднего бизнеса существенно пересматривают или свертывают инвестиционные программы. Снижается уровень непроизводственных расходов.

Вторая группа методов стабилизации состояния предприятия связана с внешней средой. Зачастую предприятие вынуждено ориентироваться на массовый рынок с низкой нормой прибыли. Массовый рынок всегда более объемен, менее склонен к негативной реакции при изменении макроэкономических показателей. Более того, в ситуации стагнации или экономического кризиса значительная часть спроса, ушедшего из среднего

115

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

ценового сегмента, перемещается в низший ценовой сегмент. Тем самым предприятия среднего бизнеса идут за спросом. Массовый рынок относительно менее требователен к качеству продукта, а значит, менее требователен к инновациям и инвестициям в развитие. Таким образом, для субъектов среднего предпринимательства не соблюдается классический жизненный цикл организации, происходит замещение стадии роста. В организации возникают процессы, характерные скорее для стадии упадка: предприятие производит реструктуризацию, ищет возможности по защите и удержанию доли рынка. Перестают применяться базовые ценности организации, которые позволяли создавать конкурентное преимущество.

Другим важнейшим фактором среды среднего предпринимательства является структура и происхождение основных фондов предприятия. Обратившись к практике и истории среднего предпринимательства в Российской Федерации, можно заметить, что существуют два основных источника формирования основных фондов. Первый источник формирования основных фондов субъектов среднего предпринимательства — распад крупных предприятий или выделение отдельных дивизионов по функциональному принципу в отдельные предприятия. Так, например, крупное муниципальное предприятие общественного транспорта сегодня послужило донором для создания нескольких десятков предприятий: автосервис грузового транспорта, предприятия общественного питания, транспортно-логистические предприятия, торговые предприятия. Следует отметить, что история развития каждого такого субъекта среднего предпринимательства была связана с узкой специализацией и переходом на «общерыночные» отношения с головным предприятием.

Как уже было отмечено ранее, анализ деятельности субъектов среднего бизнеса необходимо проводить с учётом высокого уровня износа основных средств. Таким образом, такого рода средние предприятия были созданы на основе материальной базы, сформировавшейся в плановой экономике. Основные фонды создавались под задачи стабильной высокой загрузки для обслуживания процессов головного производства. Вопросы экономии и эффективности рассматривались в рамках целого производственного комплекса. Организация, созданная на основных фондах крупного предприятия, имеет ряд ограничений в ситуации специализации и выхода со своим продуктом на местный рынок. Инвестиции в обновление основных фондов весьма ограничены. Вопрос возвратности инвестиций в такой ситуации продиктован территориальными и организационными особенностями головного предприятия. В этой ситуации не происходит распределения амортизации основных фондов на цену конечного продукта по рыночным механизмам. Предприятие использует возникшее преимущество материально-производственной базы, доводя уровень износа основных фондов до экономически неэффективного. Также возможно, что предприятие со временем начнет испытывать нарастающее давление постоянных

116

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

издержек, которые, в свою очередь, нарастают за счёт изношенности основных фондов. Для анализа влияния изношенности основных фондов на цену конечного продукта наложим степень износа основных фондов [3] на данные о присутствии субъектов среднего предпринимательства по отраслям [4] (таблица 1).

Таблица 1

Основные фонды субъектов среднего предпринимательства.

Отрасль Субъекты среднего предпринимательства

Доля выручки в общем объеме (по данным РОССТАТ) в % Износ ОС в % Коэффициент обновления ОС*** Доля полностью изношенных ОС в %

2010 2011 2012

Торговля 39,1 (42,3) 39,8 6,6 16,9 18,1 18,0

Обрабатывающая промышленность 19,9 (24,7) 46,8 0,8 12,8 12,9 13,5

Строительство 9,8 (11,0) 49 0,8 11,7 10,3 11,7

Финансы, недвижимость* 7,3 39,2 0,8 6,3 7,2 6,6

Транспорт 5,4 (3,6) 56,2 5,1 8,7 10,1 1 0,5

Добывающая промышлен- ность 4,5 (2,1) 51,2 0,9 19,8 20,3 20,3

Электроэнергетика и газовое хозяйство 4,4 (1,5) 47,8 0,5 14,9 15,8 12,2

Сельское хозяйство, рыболовство 1,6 (6,2) 42,5 4,2 7,1 6,8 7,0

Здравоохранение и образование** 0,3 (0,4) 53,5 5,1 7,9 7,2 8,4

*Среднее значение для группы «финансовая деятельность» и «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»

**среднее значение для группы «здравоохранение и предоставление социальных услуг» и «образование»

***ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на конец года, %

Источник: Предпринимательство Основные фонды // Федеральная служба государственной статистики. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 06.04.2014)

117

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

Можно заметить, что в основных отраслях присутствия среднего предпринимательства износ основных средств находится на стабильно высоком уровне. При этом, несмотря на относительно положительные макроэкономические показатели в последние годы, не наблюдается положительной динамики обновления основных средств. Более того, в отраслях с наименьшими показателями износа основных средств, высокие коэффициенты обновления не приводят к снижению уровня полностью изношенных ОС. Из общего массива данных выделяются несколько отраслей. По данным Федеральной службы государственной статистики, средний фактический возраст основных фондов в сфере торговли на 2008 год составлял 27 лет [3]. При этом средний возраст машин, оборудования и транспортных средств составляет 2 года. Возраст нежилых зданий в сфере торговли не превышает 8 лет. Жизненный цикл транспортного средства в сфере логистики ограничен десятилетием. Обновление оборудования в сфере финансов происходит не реже чем каждые пять лет. В тех отраслях, где срок полезного использования основных средств органичен либо основная деятельность связана с необходимостью регулярного обновления основных средств (финансы), произошло полное обновление основных фондов.

Аналогичным образом те рынки, которые не существовали в СССР, но которые созданы сейчас субъектами среднего предпринимательства, имеют минимальные показатели износа основных фондов. Предприятия интернет-инфраструктуры, сервисы экспресс-доставки и логистики, телекоммуникации, страхование — вот лишь несколько примеров отраслей, в которых предприятия вынуждены были создавать рынки заново. Отсутствовала материально-техническая, кадровая база. Результатом стадии формирования данных отраслей стало то, что отсутствовал сдерживающий фактор существующих основных фондов, обновление и модернизация которых были нерациональны с точки зрения экономики организации. Сегодня предприятия в данных отраслях обладают лучшими в Российской Федерации показателями эффективности [5]. В совокупности, предприятия среднего бизнеса, обеспечившие более 46% выручки, испытывают относительно меньшее давление стоимости основных средств на себестоимость продукции. С этой точки зрения немаловажным является тот факт, что на практике пропорциональное списание стоимости основных средств (по объему выпущенной продукции или СПИ) происходит довольно редко. Отсюда возникает значительная долговая нагрузка при обновлении основных фондов. Здания, сооружения и оборудование являются активами с относительно низкой ликвидностью. Предприятие в ситуации обновления попадает в финансовую ловушку. Финансовая устойчивость субъекта среднего предпринимательства зависит не столько от базового объема производства, сколько от отношения дополнительно созданной прибыли к стоимости обновленных основных фондов. Предприятие переходит в ситуацию, где обновление изношенного оборудования возможно лишь при прогнозируемом

118

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

росте прибыли. Чем более высок процент износа основных фондов, тем более значительны потенциальные затраты на обновление. Снижающаяся эффективность использования устаревших фондов, оборудования и сооружений создает дополнительное финансовое давление на минимально допустимый прирост прибыли от использования обновленного оборудования. В значительной степени, необоснованный рост заработной платы и отсутствие кредитного механизма обновления основных фондов создают барьеры роста эффективности субъектов среднего предпринимательства.

Отдельно стоит рассмотреть влияние и структуру государственной поддержки субъектов среднего предпринимательства. Европейская история развития сектора среднего предпринимательства показывает необходимость системного подхода к вопросам регулирования и поддержки субъектов среднего предпринимательства. Важнейшим выводом из европейского опыта является то, что определенному этапу развития рыночных отношений должна соответствовать определенная регулятивная функция государства. Очевидно, большинство субъектов среднего предпринимательства имеет определенную историю существования. Структура предприятия сформирована, функциональные роли отделов и подразделений выстроены, накоплен минимальный опыт работы. Лишь малая часть предприятий создается сразу в виде готовой структуры. Именно поэтому меры поддержки должны носить специфичный характер. Первый этап развития рыночных отношений начала 90-х годов напрямую связан с появлением субъектов среднего бизнеса. Однако не стоит отграничивать этот этап периодом стабилизации и роста отечественной экономики середины 2000-х годов. С точки зрения европейского экономической модели у нас до сих пор не сформированы устойчивые институты. И сейчас продолжается процесс формирования государственных регулирующих структур. Преобразуется формат финансового «мегарегулятора», совсем недавно создана единая фондовая биржа, создано агентство по страхованию вкладов. Все эти изменения формируют облик и структуру рыночных отношений. Соответствующие изменения происходят на микро уровне. Именно субъекты среднего предпринимательства создают отдельные ниши, которые впоследствии становятся массовыми рынками. Однако этот созидательный процесс связан не столько с генерацией нового продукта, сколько с апробацией зарубежных идей и продуктов. Таким образом, существующему этапу развития рыночных отношений должны соответствовать меры, способствующие накоплению и удержанию капитала внутри страны. С точки зрения внешнеэкономической политики становятся актуальными идеи позднего меркантилизма. Формирование активного торгового баланса с оглядкой на структуру экспорта-импорта может стать значительным фактором роста сектора среднего предпринимательства. Важным этапом формирования благоприятной среды для среднего предпринимательства будет переход от реакционной политики к идеям планирования и прогнозирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

119

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

Подводя итог проанализированным выше процессам, необходимо зафиксировать особенности сектора среднего предпринимательства, характерные для России. В ситуации неблагоприятного давления внешних факторов и в отсутствии механизмов, позволяющих сглаживать данное негативное воздействие, возникает совокупность процессов, приводящих к снижению нормы прибыли для сегмента в целом. Возникает переход от «эффективного» к массовому производству.

Субъекты среднего предпринимательства в Российской Федерации в абсолютном большинстве случаев имеют мононаправленность. Такие предприятия представлены в одной отрасли, не имеют широкой дифференциации продукта и вертикальной интеграции по процессу производства. Таким образом, согласно модели пяти сил конкуренции Майкла Портера [6], предприятие переходит в ситуацию рыночной власти потребителей. Данная ситуация характеризуется тем, что лояльность потребителя в меньшей степени определяется уникальностью и характеристиками продукта. Значительную роль играет «цена переключения потребителя». Предприятие попадает в зависимость от каналов дистрибуции, посредников между производителем и потребителем. С точки зрения успешности предприятия возрастает значение внешних факторов. В ситуации высокой конкуренции предприятие снижает издержки до предельно допустимых наименьших значений. Таким образом: с одной стороны, организация защищает свою долю рынка в нишах с высокой эластичностью по цене, с другой стороны, минимизируются инвестиционные возможности на развитие. Любое колебание тарифов естественных монополий или изменение стоимости на материалы приводит к росту доли кредитных средств в оборотном капитале. В результате, нарастает зависимость предприятия от внешней среды. Данная ситуация губительна для отрасли в целом, поскольку приводит к тому, что успешность субъекта предпринимательства зависит не от эффективности производственного процесса, креативной идеи или уникальности характеристик продукта, а от эффективной банковской ставки по кредиту, проникновения продукта в развитые сети дистрибуции и от колебаний цен на рынке электроэнергии.

Таким образом, возникает ключевое, в рамках этой статьи, противоречие. С точки зрения либеральной экономической модели ограничение конкуренции и монополизация рынка синтезируют снижение эффективности в отрасли. Однако с точки зрения экономики субъекта среднего предпринимательства в ситуации давления внешней среды и отсутствия балансирующего механизма свободный рынок приводит к снижению значимости эффективности предприятия. Успешным становится предприятие, обладающее неэкономическими преимуществами. Перестает работать «невидимая рука рынка». В ситуации номинально рыночной экономики и «ручного» государственного управления становится невозможным развитие сектора среднего предпринимательства с помощью рыночных механизмов.

120

Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования

Литература

1. Магретта Д. Ключевые идеи Майкла Портера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 272

2. Полунин Ю.А., Юданов А. Ю. Отраслевая структура выручки среднего бизнеса // Электронный журнал «Эксперт Online». С 1-5. URL: http:// expert.ru/ratings/otraslevaya-struktura-vyiruchki-srednegox-biznesa (дата обращения: 20.05.2014).

3. Петрова Н.О. Самый гуманный труд в мире// Коммерсантъ Деньги.

2014.№6 С. 11.

4. Expert Online (Expert Online) Available at: http://expert.ru/ratings/chto-stalo-k-2011-godu-s-kompaniyami-srednego-i-krupnogo-biznesa-dejstvovavshimi-v-

2007-godu/ (accessed 20 May 2014)

5. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Federal State Statistics Service)

Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

statistics/enterprise/fund/ (accessed 20 May 2014)

6. Чернов Д.В. Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен // Российское предпринимательство. 2012. № 16 (214). С. 4-11.

References

1. Magretta D. Kljuchevye idei Majkl Porter [Key Ideas Michael Porter]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber publ., 2013, p. 272. (in Russian).

2. Polunin Ju. A., Judanov А. Yu. Sectoral structure of revenues medium busi-

ness Online journal «Expert Online». pp. 1-5 Available at: URL: http://ex-pert.ru/ratings/otraslevaya-struktura-vyiruchki-srednegox-biznesa Accessed

20.05.2014).

3. Petrova N.O. The most humane work in the world. Kommersant Den’gi [Ko-mensant money], 2014. no. 6, p. 11. (in Russian).

4. Expert Online (Expert Online) Available at: http://expert.ru/ratings/chto-sta-lo-k-2011-godu-s-kompaniyami-srednego-i-krupnogo-biznesa-dejstvovavshimi-v-2007-godu/ (accessed 20 May 2014)

5. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Federal State Statistics Service)

Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

statistics/enterprise/fund/ (accessed 20 May 2014)

6. Chernov D. V. Branches of activity where private business is the most effective. Rossijskoe predprinimatel’stvo [Russian Entrepreneurship], 2012. no. 16 (214), pp. 4-11. (in Russian).

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.