Научная статья на тему 'Сравнительный художественно-конструкторский анализ платочных изделий Оренбургского пуховязального промысла'

Сравнительный художественно-конструкторский анализ платочных изделий Оренбургского пуховязального промысла Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
409
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУХОВЯЗАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ПЛАТОК / ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНСТРУКТИВНО-ДЕКОРАТИВНЫЙ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ / PUHOVYAZALNY FISHING / SCARF / ART AND DESIGN ANALYSIS / TECHNOLOGY / STRUCTURAL AND DECORATIVE / A TRADITION OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Яньшина Майя Михайловна

В статье говорится об оренбургском пуховязальном промысле как об одном из самых известных в мире культурных феноменов и об основномпродукте промысла вязаном платке. оренбургский пуховый платок рассматривается с позиций теоретико-методических принципов дизайна. исследование платочных изделий проводилось по методике художественно-конструкторского анализа (хка) с целью определения закономерностей гармонизации платочных изделий с последующим использованием этих закономерностей в дизайн-проектировании различных предметов одежды с использованием пуха оренбургскойкозы. Сбор материала для хка производился посредством документального наблюдения. Фотоматериалы получены из различных источников: сайта Фабрики оренбургских пуховых платков, сайта ооо «оренбургские пуховницы», книг об оренбургском пуховом платке. в системе хка были рассмотрены 337 изделий платочного ассортимента ручного и машинного изготовления. художественно-конструкторский анализ -это характеристика композиционного и конструктивного построения платочных изделий, включившая в себя 77 позиций (геометрический вид формы, линии членений, наличие ритмов, симметрия, цвет, контраст, нюанс, тождество, композиционный акцент и т. д.). в статье приведены результаты хка, установлены причины и следствия изменений в позициях хка. определена доля неизменных позицийхудожественно-конструкторского анализа, а также доля позицийхка, уменьшивших и увеличивших свои показатели. по результатам исследования были сделаны следующие выводы: -не изменившиеся позиции хка считать константными; -параметры, уменьшившие свои показатели, рассматривать как утратившие свою актуальность вследствие различного рода причин; -увеличившиеся показатели позиций хка не всегда можно принять за инновационные, расширяющие эстетические и технологические границы промысла, носящие положительный характер и свидетельствующие о росте и развитии промысла. по результатам хка были сделаны предположения о направлениях развития промысла: разнообразие ассортимента платочных изделий будет достигаться за счет развития технологий крашения, расширения технологических возможностей оборудования, появления новых орнаментальных схем вязания, применения различных пропиток, интегрирования технологических объектов в структуру пряжи и трикотажного полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Яньшина Майя Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ART AND DESIGN PRODUCTS GARTER ORENBURG PUHOVYAZALNY FISHERIES

The article refers to the Orenburg puhovyazalnom fisheries as one of the world’s most famous cultural phenomena, and the primary product of fishing knitted scarf. Orenburg shawl is considered from the standpoint of theoretical and methodological principles of design. The study was conducted Garter products by the method of Art and Design Analysis (ADA) to determine the harmonization of the laws of garter products and then use these patterns to design the design of various items of clothing using the Orenburg goat down. Gathering material for ADA produced by documentary observation. Photographic materials obtained from various sources: Factory site Orenburg downy shawls, site of “Orenburg puhovnitsy” books about Orenburg shawl. The system ADA reviewed 337 products Garter assortment of hand and machine manufacturing. Art and design analysis a characteristic compositional and structural arrangement Towel products, including a 77 position (geometric form of shapes, lines, articulation, the presence of rhythm, symmetry, color, contrast, nuance, identity, composition and focus, etc.). The results of ADA installed the causes and consequences of changes in the positions of ADA. Determined by the proportion of invariable positions artistic design analysis as well as share options ADA, reduce and increase their performance. According to the study reached the following conclusions: do not change the position of ADA considered constant; are parameters to reduce their rates, considered as no longer valid due to the different kinds of causes; increase performance ADA position can not always be taken for innovation that enhance the aesthetic and technological boundaries fishing, bearing a positive character and showing the growth and development of the fishery. According to the results ADA assumptions were made about the directions of development of the fishery: the diversity of the range of products garter will be achieved through the development of technology of dyeing, the expansion of technological capabilities of the equipment, the emergence of new ornamental patterns knitting, applying surface treatments, integrating the technological objects in the structure of the yarn and knitted fabric.

Текст научной работы на тему «Сравнительный художественно-конструкторский анализ платочных изделий Оренбургского пуховязального промысла»

УДК 687.45:745/749(470.56)

Яньшина М.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: yanshina.maiya@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ПЛАТОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВЯЗАЛЬНОГО

ПРОМЫСЛА

В статье говорится об Оренбургском пуховязальном промысле как об одном из самых известных в мире культурных феноменов и об основномпродукте промысла - вязаном платке. Оренбургский пуховый платок рассматривается с позиций теоретико-методических принципов дизайна.

Исследование платочных изделий проводилось по методике художественно-конструкторского анализа (ХКА) с целью определения закономерностей гармонизации платочных изделий с последующим использованием этих закономерностей в дизайн-проектировании различных предметов одежды с использованием пуха оренбургскойкозы.

Сбор материала для ХКА производился посредством документального наблюдения. Фотоматериалы получены из различных источников: сайта Фабрики Оренбургских пуховых платков, сайта ООО «Оренбургские пуховницы», книг об Оренбургском пуховом платке.

В системе ХКА были рассмотрены 337 изделий платочного ассортимента ручного и машинного изготовления. Художественно-конструкторский анализ - это характеристика композиционного и конструктивного построения платочных изделий, включившая в себя 77 позиций (геометрический вид формы, линии членений, наличие ритмов, симметрия, цвет, контраст, нюанс, тождество, композиционный акцент и т. д.).

В статье приведены результаты ХКА, установлены причины и следствия изменений в позициях ХКА. Определена доля неизменных позицийхудожественно-конструкторского анализа, а также доля позицийХКА, уменьшивших и увеличивших свои показатели.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

-не изменившиеся позиции ХКА считать константными;

-параметры, уменьшившие свои показатели, рассматривать как утратившие свою актуальность вследствие различного рода причин;

-увеличившиеся показатели позиций ХКА не всегда можно принять за инновационные, расширяющие эстетические и технологические границы промысла, носящие положительный характер и свидетельствующие о росте и развитии промысла.

По результатам ХКА были сделаны предположения о направлениях развития промысла: разнообразие ассортимента платочных изделий будет достигаться за счет развития технологий крашения, расширения технологических возможностей оборудования, появления новых орнаментальных схем вязания, применения различных пропиток, интегрирования технологических объектов в структуру пряжи и трикотажного полотна.

Ключевые слова: пуховязальный промысел, платок, художественно-конструкторский анализ, технология, конструктивно-декоративный, традиции и инновации.

Оренбургский пуховязальный промысел (ОПП)- гордость российской культуры наряду с гжелью, хохломой, жостовскими подносами, федоскинской миниатюрой, один из самых известных в мире культурных феноменов. История существования промысла насчитывает более 250 лет. Основным продуктом Оренбургского пуховязального промысла является вязаный платок(ажурные платки-«паутинки» и теплые шали). К концу ХХ - началу XXI века оренбургский пуховый платок окончательно сложился как стройная, логически и функционально обоснованная художественная система, способная к самосохранению и саморазвитию, как продукт коллективной творческой мысли, сформировавшийся на основе опыта многих поколений и проверенный временем.

До настоящего момента оренбургский пуховый платок не рассматривался с позиций

теоретико-методических принципов дизайна. Исследование платочных изделий из пуха козы оренбургской породы проводилось по методике художественно-конструкторского анализа (ХКА), разработанной во ВНИИТЭ доктором искусствоведения, кандидатом технических наук, профессором И.Н. Савельевой [1], [2]. Ранее в системе художественно-конструкторского анализа рассматривались различные предметы народной и современной одежды [3]-[7] за исключением платочных изделий.

ХКА представляет собой характеристику композиционного и конструктивного построения платочных изделий. ХКА производился с целью выявления тенденций развития пухо-вязального промысла, выявления степени его традиционности и инновативности, а также с целью определения закономерностей гармонизации платочных изделий ОПП с последую-

щим использованием этих закономерностей в дизайн-проектировании различных предметов одежды с использованием пуха оренбургской козы.

Сбор материала для ХКА производился посредством документального наблюдения, объектом которого являлись фотографии платков различных авторов. Для анализа были отобраны цветные фотографии изделий во фронтальной проекции.

Поиск информации для ХКА осуществлялся по всем возможным источникам, имеющимся в открытом доступе на момент написания статьи. Фотоматериалы для ХКА были получены из различных источников: сайта Фабрики Оренбургских пуховых платков [8]; сайта ООО «Оренбургские пуховницы» [9]; книг об Оренбургском пуховом платке автора И.В. Бу-шухиной [ 10]—[13]; материалов диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения А.А. Васильченко [14].

В системе ХКА были рассмотрены 337 изделий платочного ассортимента ручного и машинного изготовления (тонкие ажурные платки «паутинки», шали, палантины, платки-пледы), из них 159 музейных образцов, принадлежащих галерее «Оренбургский пуховый платок» (Оренбургский областной музей изобразительных искусств), 55 изделий ООО «Оренбургские пуховницы», 123 изделия Фабрики Оренбургских пуховых платков. Временные рамки исследуемого ассортимента составляют около 100 лет (с начала ХХ века по настоящее время).

Коллекция Оренбургского областного музея изобразительных искусств представляет собой в большей степени собрание платков, изготовленных во второй половине ХХ века и являющихся классикой Оренбургского пухо-вязального промысла. Изделия ЗАО «Фабрика Оренбургских пуховых платков» и ООО «Оренбургские пуховницы» - достижения в области пуховязания последних 10 лет. Отсюда целесообразно рассматривать результаты ХКА изделий Фабрики Оренбургских пуховых платков и «Оренбургских пуховниц» в сравнении с результатами ХКА экспонатов Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

По исторически сложившейся традиции геометрический вид формы оренбургских пуховых платочных изделий ограничивается пря-

моугольной и треугольной формами с преобладанием прямоугольной формы.

Количество платочных изделий треугольной формы с течением времени и в процессе развития промысла увеличилось. Это можно объяснить комплексным воздействием различных экономических и социальных причин: возросла стоимость и престиж изделий из натуральных материалов, изменились модные тенденции, изменились условия жизни населения в сторону большей комфортности, что повлекло за собой некоторое снижение спроса на полноразмерные платочные изделия.

В каждом изделии платочного ассортимента представленных производителей присутствуют вертикальные и горизонтальные линии членений, поскольку декоративная композиция платков строится параллельно вертикальным и горизонтальным сторонам прямоугольной и треугольной форм. Этим же объясняется 100%-ное наличие прямых композиционных линий членения (рисунок 1). Большой процент наклонных линий в классических изделиях также обусловлен особенностями декоративного оформления платка, где «ведущая роль принадлежит ромбическому узору» [10, с. 54]. Лишь четвертую часть основы промысла составляют платки с сетчато-раппортным орнаментом и авторские изделия, например, с вывязанной композицией «Лаокоон» или вывязанным изображением храма и юбилейной надписью (рисунок 1).

Художественно-конструкторский анализ показал, что в ассортименте Фабрики Оренбургских пуховых платков и ООО «Оренбургские пуховницы» количество изделий с наклонными линиями членений значительно меньше,что является следствием действия экономических и социальных факторов:повышением стоимости ручного труда (в случае с изделиями ООО «Оренбургские пуховницы»), с изменением модных тенденций на тот или иной узор, с применением более современных материалов, совершенствованием и изменением технологического процесса (окрашивание, вышивка, вязание крючком). Так, исполнить платок с простым сетчато-раппортным орнаментом легче и быстрее, чем с геометрическим многоэлементным орнаментом, сопряженным с трудоемкой счетной системой вязания.

Яньшина М.М.

Количество криволинейных линий членения в вязаных платочных изделиях составляет 100% и объясняется технологией изготовления: поскольку трикотажное полотно получается петельчатым вязанием, петля образуется из непрерывной нити и является главным структурным криволинейным элементом, одновременно с этим являясь основной составляющей орнаментального рисунка, который носит декоративный характер. Следовательно, количество конструктивно-декоративных линий также составляет 100% и все ритмы имеют конструктивно-декоративное выражение.

Зигзагообразные линии членений присутствуют в каждом классическом изделии Оренбургского пуховязального промысла, что также обусловлено композицией платка: зубцы - четвертая часть композиции, кроме этого, зигзагообразный рисунок часто встречается в кайме и решетке. Отсутствие в некоторых изделиях Фабрики Оренбургских пуховых платков зигзагообразных линий объясняется наличием в ассортименте платков-пледов, которые не имеют зубчатого края. Изделия «Оренбургских пуховниц», в которых отсутствуют зигзагообразные линии членений, составляют 4% от общего количества продукции данного производителя. Как правило, эти изделия связанны крючком, не имеют зубчатого края, схемы вязания таких изделий не имеют четко геометрического характера.Этим же объясняется отсутствие плавных беспрерывных ритмов на основе прямого равномерного

у небольшого числа изделий от вышеназванных производителей.

Малое количество прерывистых линий членения в платочных изделиях ручного изготовления Оренбургского областного музея изобразительных искусств и ООО «Оренбургские пуховницы» сопряжено с трудоемкостью изменения орнаментальных схем вязания, чередованием двух цветов в одном изделии. Значительно большее количество прерывистых (орнаментальных) линий членения в изделиях машинного изготовления Фабрики Оренбургских пуховых платков объясняется наличием высокотехнологичного оборудования, способного воспроизводить более сложные рисунки вязки.

Большое количество волнообразных членений в платках «Оренбургских пуховниц» является следствием использования двухцветной пряжи вкупе с определенной схемой вязания, которая на данный момент достаточно широко распространена среди пуховниц. Изделия с таким рисунком пользуются широким спросом у потребителей. Нужно отметить, что волнообразные линии членений не характерны для пуховязального промысла ХХ века и практически отсутствуют в классических Оренбургских платках.

К декоративным линиям членений относятся элементы вышивки, которые встречаются в платках ООО «Оренбургские пуховницы» и Фабрики Оренбургских пуховых платков и представляют собой новое явление, абсолютно

Рисунок 1. Примеры платочных изделий из коллекции Оренбургского областного музея

изобразительных искусств

не характерное для классических изделий Оренбургского пуховязального промысла. Такой инновации подверглась четвертая часть ассортимента ООО «Оренбургские пуховницы».

По результатам художественно-конструкторского анализа прямой равномерный ритм -самый распространенный в орнаментах вид, встречается во всех вязаных платочных изделиях. Радиально-лучевой ритм на основе прямого равномерного наиболее характерен для однокруговых и многокруговых платков и палантинов и изделий с включением орнамента «снежинки», «елочки», «деревчики» и составляет третью часть от ассортимента Фабрики Оренбургских пуховых платков и Оренбургского областного музея изобразительных искусств, но практически не встречается среди изделий ООО «Оренбургские пуховницы» из-за трудоемкости исполнения (конъюнктура рынка диктует быстроту изготовления, небольшую себестоимость и изменение эстетических предпочтений потребителя под влиянием модных тенденций).

Наличие радиально-лучевых ритмов на основе прямого пропорционально-последовательного в конструктивно-декоративном решении изделий Фабрики Оренбургских пуховых платков также объясняется техническими возможностями фабричного производства.

К ритмам, выраженным декоративно, относятся элементы вышивки, которые встречаются в платках ООО «Оренбургские пуховницы» и ЗАО «Фабрика Оренбургских пуховых платков» и представляют собой новое явление, описанное выше. Элементы вышивки могут как повторять ритмы вязаного орнамента (в случае прямого равномерного ритма и плавного беспрерывного ритма на основе прямого равномерного), так и быть самостоятельными орнаментальными включениями в композицию платка. Наличие радиально-лучевых ритмов на основе прямого равномерного относится к изделиям, связанным крючком.

Композиция Оренбургских пуховых платков носит симметричный конструктивно-декоративный характер, исключение составляет лишь небольшое количество музейных экспонатов, например, с вывязанной композицией «Лаокоон» или вывязанным изображением храма и юбилейной надписью (рисунок 1), а так-

же несколько эксклюзивных изделий Фабрики Оренбургских пуховых платков. К симметрии, выраженной декоративно, относится наличие монохромной либо полихромной вышивки платочных изделий. Такой вид декоративной отделки наиболее характерен для ассортимента продукции «Оренбургских пуховниц».

Пуховые платки из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств, являясь классикой промысла, подтверждают исторически сложившуюся промысловую традицию: большая их часть является изделиями белого цвета. На оставшееся количество изделий приходятся тонкие ажурные платки и толстые теплые шали серого цвета. С развитием технологий производства и новейших достижений в окрашивании на промысле появляются черные, двухцветные и многоцветные платочные изделия. Соответственно, уменьшается доля платков из пуха естественной окраски. Среди цветных платков преобладают изделия в холодной гамме как наиболее близкой к бело-серой ахроматической - так сказывается влияние исторической традиции промысла (по мнению автора).

Наличие декоративной отделки белого, серого и черного цвета связано с трудоемкой технологией изготовления двухцветных платков, что объясняет маленький процент таких изделий в общем ассортименте промысла. Более высокие показатели наличия хроматических холодных и теплых цветов декоративной отделки - следствие использования цветной вышивки, что наиболее характерно для современных платков ручного изготовления.

Как было описано выше, декоративная композиция платка (зубцы, кайма, решетка) строится параллельно вертикальным и горизонтальным сторонам прямоугольной и треугольной форм, поэтому контраст и тождество в направлении линий априори присутствуют во всех изделиях. В этот перечень не входят 4 % изделий ООО «Оренбургские пуховницы», связанные крючком и не имеющие таких композиционных составляющих. Светлотный контраст наблюдается у небольшого количества изделий Фабрики Оренбургских пуховых платков и Оренбургского областного музея изобразительных искусств и приходится на двухцветные изделия. Количество платков со светлотным

контрастом ООО «Оренбургские пуховницы» в 4 и более раз превышает показатели Фабрики Оренбургских пуховых платков и Галереи «Оренбургский пуховый платок» из-за более частого применения вышивки и пряжи различных оттенков. Контраст в цвете наличиствует только в платках с вышивкой, изготовляемых на промысле последние 10-15 лет, и является наименее распространенным композиционным приемом в Оренбургском пуховязальном промысле, поскольку абсолютно отсутствует в исторической традиции промысла.

Контраст в фактуре также связан с вышивкой пуховых платочных изделий и обусловлен использованием шелковой нитки, тогда как нюанс - следствие применения вышивки хлопчатобумажной и шерстяной ниткой.

Нюансные светлотные отношения более всего характерны для ассортимента ООО «Оренбургские пуховницы» из-за широкого применения окрашивания в технике «дегра-де».

Художественно-конструкторский анализ показал, что большая часть платочных изделий Оренбургского пуховязального промысла имеет пропорции «золотого сечения». Часто отклонения от «золотого сечения» в сторону пропорций, основанных на геометрической или арифметической прогрессии, встречаются в теплых платках-шалях. Это происходит из-за увеличения площади неорнаментированной середины для лучших теплозащитных свойств изделий; отсутствия решетки или наличия очень узкой/широкой решетки как в теплых, так и в ажурных изделиях; наличия надписей на кайме

в авторских изделиях. Искажение пропорций «золотого сечения» также часто происходит в палантинах, имеющих вытянутую (прямоугольную) форму или в эксклюзивных авторских работах с изобразительными мотивами растительного, животного, предметного, комбинированного характера.

Как правило, композиционным акцентом в платочных изделиях являются углы или края, усиленные орнаментом и/или бахромой (в случае Оренбургского платка - кайма и зубцы). Наряду с этим в Оренбургских платках/палантинах особую композиционную роль играет середина платка с ромбовидным мотивом. Во всех платочных изделиях композиционный акцент носит конструктивно-декоративный характер. Зачастую композиционный акцент усиливается светлотно (использование более светлой или темной пряжи характерно для ООО «Оренбургские пуховницы»), декоративно (за счет вышивки), выделяется цветом (использование пряжи и ниток другого цвета), фактурно (объемные цветы, рельефная поверхность), что также более часто встречается в изделиях ООО «Оренбургские пуховницы».

Определив общее значение параметров ХКА изделий Фабрики Оренбургских пуховых платков и ООО «Оренбургские пуховни-цы», можно графически представить картину развития промысла и дать его сравнительную характеристику. На рисунке 2 график синего цвета- ХКА экспонатов Оренбургского областного музея изобразительных искусств, график красного цвета - общее значение ХКА Фабрики Оренбургских пуховых платков и ООО «Орен-

Рисунок 2. Графическое представление результатов ХКА платочных изделий Оренбургского пуховязального промысла.

бургские пуховницы». По оси абсцисс отмечены позиции ХКА, по оси ординат - значения этих позиций, выраженные в процентах (частота встречаемости).

С течением времени (под действием различных факторов экономического, социального, технического и технологического характера) практически не изменились показатели следующих параметров художественно-конструкторского анализа:

- прямоугольная форма платочных изделий по-прежнему превалирует над треугольной;

- количество вертикальных и горизонтальных линий составляет 100%;

- количество прямолинейных, криволинейных, сплошных, конструктивно-декоративных линий также составляет 100%;

- среди конструктивно-декоративных ритмов прямой равномерный и плавный беспрерывный на основе прямого равномерного встречаются в композиции практически всех исследованных образцов;

- симметрия конструктивно-декоративного характера в подавляющем большинстве случаев преобладает над конструктивно-декоративной асимметрией;

- цвет декоративной отделки серого, черного цвета и холодной гаммы в платочных изделиях составляет менее 5% от общего количества исследованных образцов;

- частота встречаемости декоративной отделки белого цвета существенно не изменилась, несмотря на сокращение количества двухцветных платков и более частое использование вышивки;

- на промысле практически не встречается платочных изделий с контрастными цветовыми сочетаниями;

- контраст и тождество в направлении линий носят повсеместный характер;

- практически не существует изделий, пропорции которых основаны на арифметической прогрессии;

- композиционный акцент не имеет фактурного выражения;

- наличие композиционного акцента, выраженного конструктивно-декоративно, обязательно для всех изделий промысла.

Уменьшились в процентном отношении следующие показатели ХКА:

- существенно сократилось количество наклонных композиционных линий членения вследствие использования вязальщицами-ручницами сетчато-раппортных схем вязания как менее трудоемких и имеющих спрос у потребителя;

- уменьшение количества изделий с зигзагообразными линиями также продиктовано экономией времени, сырьевых ресурсов и вкусовыми предпочтениями как самих авторов, так и потенциальных покупателей;

- сокращение радиально-лучевых конструктивно-декоративных ритмов на основе прямого равномерного является следствием упрощения схем вязания;

- количество изделий белого цвета сократилось в два раза, что объясняется совершенствованием технологии окрашивания и влиянием модных тенденций на вкусы потребителей, а также снижением спроса, связанным с определенными трудностями в уходе за белыми изделиями;

- количество платков серого цвета сократилось из-за увеличения доли цветных изделий и сокращения количества теплых платков-шалей;

- сократилось количество изделий, пропорции которых основаны на геометрической прогрессии вследствие снижения доли теплых платков-шалей (в силу различных причин, влияющих на спрос на данную продукцию, в т.ч. улучшение условий жизни населения), малого количества эксклюзивных образцов с нетипичной композицией (по сравнению с музейными экспонатами).

Позиции ХКА, увеличившие свои показатели:

- увеличилось количество платков с прерывистыми и волнообразными линиями членений за счет изделий фабричного производства (машинный способ производства позволяет воспроизводить более сложные схемы вязания);

- количество декоративных линий членений возросло вследствие использования вышивки в качестве отделки платков ручного изготовления;

- повысилось количество изделий с прямыми равномерными, радиально-лучевыми и плавными беспрерывными на основе прямого равномерного ритмами, выраженными декора-

тивно, за счет изделий с вышивкой ООО «Оренбургские пуховницы»;

- увеличение доли изделий с радиально-лучевым конструктивно-декоративным ритмом на основе пропорционально-последовательного объясняется техническими возможностями фабричного производства Фабрики Оренбургских пуховых платков;

- присутствие на потребительском рынке платков, в композиции которых есть симметрия, выраженная декоративно, связано с особенностями отделки вышивкой изделий ООО «Оренбургские пуховницы»;

- наличие платков черного цвета, теплой и холодной цветовой гаммы является следствием совершенствования техники крашения как пряжи, так и готовых изделий, а также влиянием модных тенденций и более взыскательным вкусом потребителей;

- появление декоративной отделки теплых цветов произошло за счет вышивки платков ООО «Оренбургские пуховницы» различными шелковыми, хлопчато-бумажными, шерстяными нитками;

- увеличение частоты встречаемости свет-лотного контраста и нюанса в платочных изделиях в большей степени связано с применением цветной вышивки и техники крашения «деграде», чем с трудоемким изготовлением двухцветных платков;

- наличие контраста/нюанса, выраженных фактурно, также связано с вышивкой пуховых платочных изделий и обусловлено использованием шелковой (контраст) и хлопчато-бумажной и шерстяной нитки (нюанс);

- увеличилось количество изделий с пропорциями «золотого сечения» вследствие снижения доли теплых платков-шалей, малого количества эксклюзивных образцов с нетипичной композицией (по сравнению с музейными экспонатами);

- появление композиционных акцентов, выраженных декоративно, светлотно, цветом связано с использованием более светлой или темной пряжи, с цветной вышивкой, объемными деталями и рельефными поверхностями, что более характерно для изделий ручного изготовления.

Доля неизменных позиций ХКА составила 44 % от общего числа исследованных параметров художественно-конструкторского анали-

за платочных изделий; доля параметров ХКА, уменьшивших свои показатели, составила 12 %; 44 % позиций увеличили свои показатели.

Не изменившиеся позиции ХКА можно считать константными в рассматриваемом временном промежутке и принять за основы платочного пуховязального промысла. Параметры, уменьшившие свои показатели, можно рассматривать как утратившие свою актуальность вследствие различного рода причин; увеличившиеся показатели позиций ХКА не всегда можно принять за инновационные, расширяющие эстетические, технические, технологические границы промысла, носящие положительный характер и свидетельствующие о росте и развитии промысла, увеличивающейся популярности среди потенциальных потребителей. Вместе с тенденцией технического и технологического усложнения (усложнение орнаментальных схем в изделиях фабричного производства, технологии окрашивания, применения дополнительной декоративной отделки вышивкой) наблюдается ярко выраженная тенденция упрощения, сопровождающаяся утратой ромбического узора, использование вязания крючком, что влечет за собой потерю некоторой доли эстетического оформления, потерю традиционности, узнаваемости оренбургских платочных изделий.

Жизнь и развитие промысла как некоего живого организма могут идти в нескольких направлениях:

- разнообразие ассортимента платочных изделий будет и в дальнейшем достигаться за счет развития технологий крашения;

- развития и расширения технологических возможностей оборудования и соответственное усложнение существующих и появление новых орнаментальных схем вязания и новых структур переплетения трикотажных полотен и их различных комбинаций с уже существующими;

- применения различных пропиток (наиболее простые примеры - антимолевые и ароматические пропитки);

- соединения различных материалов с пухом, вплоть до интегрирования различных технологических объектовв структуру пряжи и в структуру трикотажного полотна; наиболее вероятным представляется то, что инновации,в первую очередь, будут направлены на расширение эстетических качеств платочных изделий.

10.04.2015

Список литературы:

Савельева, И.Н. Методика проведения НИРС по народному костюму: Учеб. пособие /РосЗИТЛП М., 2000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СавельеваИ.Н., ШершневаЛ.П. Художественно-конструкторский анализ одежды (М-во высш. и средне-специального образования РСФСР), М., 1983.- 26с.

Савельева, И.Н.Закономерности гармонии в костюме народов России / И.Н. Савельева. - М.: Информ-Знание, 2002. - 296 с.

Ступалова, Л.Г. Теоретико-методическая модель-концепция формирования структуры исследования исходных проектных данных в системе дизайн-проектирования спецодежды (на примере дизайна спецодежды для рабочих технических специальностей в сельскохозяйственном производстве)[Текст]: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.06: защищена 11.10.2013/ Ступалова Людмила Георгиевна. - Москва, 2013. - 176 с.

Савельева, И.Н. Сравнительный анализ конструктивного построения народной одежды для различных видов труда и географических регионов / И.Н. Савельева // Вестник оренбургского государственного университета. - 2014. - №5 (166). - С. 10-13. (реестр ВАК)

Упине, А.М. Художественно-конструкторский анализ русской народной одежды (на примере исследования экспонатов Липецкого областного краеведческого музея) / А.М. Упине // Вестник оренбургского государственного университета. - 2014. - N»5 (166). - С. 128-135. (реестр ВАК)

Яньшина, М.М. Особенности дизайн-проектирования женской верхней одежды с использованием пуха оренбургской козы в качестве утепляющего прокладочного материала / М.М. Яньшина // Вестник оренбургского государственного университета. -2014. - N5 (166). - С. 122-127. (реестр ВАК)

Сайт Фабрики Оренбургских пуховых платков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://orenshal.ru/view/katalog/novyie_ то0еН.Мш1(дата обращения: 15.08.2014).

Сайт ООО «Оренбургские пуховницы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sha156.ru(дата обращения: 15.08.2014).

Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок. Альбом в 2-х томах. Том 1. Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 2007. - 160 с., 196 илл.

Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок. Альбом в 2-х томах. Том 1. Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 2009. - 160 с., 80илл.

Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. - 264 с., илл.

Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга». - 2012. -184 с., 185 илл.

Васильченко, А.А. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья. [Текст]:диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04: защищена 20.12.2013/ ВасильченкоАлла Александровна. - Москва, 2013. - 173 с.

Сведения об авторе:

Яньшина Майя Михайловна, старший преподаватель кафедры дизайна архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета. 460013, г Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: 8(3532)912212, e-mail: yanshina.maiya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.