Научная статья на тему 'Сравнительный анализ загрязнения атмосферного воздуха в городах красноярского края автомобильным транспортом'

Сравнительный анализ загрязнения атмосферного воздуха в городах красноярского края автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
199
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Коробченко Н.С., Мошков А.А., Степень Р.А.

Проведен сравнительный анализ выбросов вредных веществ в атмосферу от автомобильного транспорта городов Красноярского края с 1991 по 2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Коробченко Н.С., Мошков А.А., Степень Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ загрязнения атмосферного воздуха в городах красноярского края автомобильным транспортом»

Секция «Экологияпромышленности»

сложного и непостоянного химического состава нефти и вряд ли будет установлена однозначно. Нефти различных месторождений и даже разных пластов одного месторождения существенно различаются по химическому составу. Разные виды нефти оказывают различное влияние на биологические показатели почвы [2]. А поскольку основную опасность представляют канцерогенные и мутагенные вещества, содержащиеся в нефти в непостоянных и очень малых концентрациях, практически не влияющие на продуктивность первых поколений зеленых растений, по которой и оценивается обычно плодородие земель, задача установления биологически безопасного уровня нефтяного загрязнения крайне затрудняется.

Рост и размножение многих видов зеленых растений возможны при содержании нефти в почве до нескольких процентов, в зависимости от типа почв. А для некоторых нефтестойких растений, например, рогоза широколистного, нефть является стимулятором роста, что можно наблюдать на некоторых старых разливах нефти. Но накопление в растениях мутагенов и канцерогенов делает эти растения опасными для высших форм жизни.

Поэтому становится очевидным, что рост зеленых растений не может служить истинным критерием реабилитации загрязненных нефтью земель и свидетельствует лишь о снижении концентрации нефти в почве ниже пределов фитотоксичности, различных для разных видов растений и типов почв.

В реальных производственных условиях фактической целью проведения рекультивационных работ является лишь снижение содержания в почве нефти и нефтепродуктов до условного предела [3], при котором возможно развитие, рост и размножение зеленых растений, и достижение близкого к первоначальному общепроективного покрытия растениями «рекультивированной» земли.

Несмотря на разнообразие методов рекультивации ситуация с загрязненными нефтью землями в нашем крае не утешительная. Основной причиной сложившегося положения является низкая технологическая дисциплина и многочисленные ошибки, а также намеренные упрощения технологии рекультивационных работ.

Наиболее грубой и опасной ошибкой, допускаемой при рекультивации земель, является засыпка разлитой нефти привозным грунтом - песком или торфом. При этом, разлитая нефть выводится из процесса микробиологического окисления, а «рекультивированный» таким образом участок на многия десятилетия становится источником постоянного загрязнения грунтовых и подземных вод.

Второй по значимости серьезной ошибкой является применение бактериальных препаратов без агротехнической обработки земли. Распыленные по поверхности загрязненных участков препараты углево-дородокисляющих бактерий с минеральными удобрениями при относительно слабом поверхностном загрязнении действительно очищают от нефти поверхность почв и способствуют самозарастанию травами обработанных участков. Однако нефть, проникшая вглубь почвы, остается не разложенной. И при явном косметическом эффекте в первые месяцы после «рекультивации», через 1-2 года, вследствие гидрофоби-зации плодородного слоя грунта мигрирующей к поверхности нефтью, первоначально развившаяся растительность полностью или частично гибнет. А участок, фактически, остается нерекультивированным, несмотря на понесенные затраты. Такие методы «рекультивации» Нижневартовским комитетом по охране окружающей среды запрещены.

В заключение следует отметить, что очевидным является факт необходимости восстановления земель при помощи нескольких способов рекультивации. Загрязненная нефтью почва нуждается в последовательном очищении, начиная с откачки нефти и заканчивая посевом нефтестойких трав (клевер ползучий, щавель, осока), активизирующих почвенную микрофлору.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.krasnoforum.ru/1348.htm.

2. URL: www.arctictoday.ru.

3. Вансович О. С. Оценка уровня нефтяного загрязнения почв при экологическом нормировании : дис. (2009).

© Кистанова О. А., Анпилогов В. Н., Герасимова Л. А., 2011

УДК 504.054

Н. С. Коробченко, А. А. Мошков Научный руководитель - Р. А. Степень Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРОДАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Проведен сравнительный анализ выбросов вредных веществ в атмосферу от автомобильного транспорта городов Красноярского края с 1991 по 2009 гг.

Автотранспорт становится одним из основных экологических загрязнителей воздушного бассейна городов Красноярского края. Нарушение экологических требований, при продолжающимся увеличении

транспортных потоков, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог и эксплуатации технически устаревшего автотранспорта привели к возрастанию загрязнения отработавшими газами воздуха,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

почвы и водных объектов. Особенно негативное воздействие автомобильного транспорта проявляется в краевом центре и городах края. Если учесть что в настоящее время более 70 % населения красноярского края являются городскими жителями эта проблема встает особенно остро (рис. 1) [1].

400 300 200 100

т-СЧСО^ГЮСО^СОО) 0)0)0)0)0)0)0)0)0) 0)0)0)0)0)0)0)0)0)

2222222222

Рис. 1. Величина выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферу красноярского края 1991-2009 гг.

300 250 200

£ 150

о н

^ 100 I-

50

а

а

а

а

□Диоксид серы

□Диоксид азота

□Летучие органические соединения

□ Оксид углерода

□ Сажа

2005 2006 2007 2008 2009 год

Рис. 2. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу красноярского края 2005-2009 гг.

В автомобильных выбросах содержится до 200 вредных для здоровья человека компонентов. В городе Красноярске и прилегающей к нему территории

90 % автомобилей используют этилированный бензин. Выбрасываемые автомобильным транспортом вредные, в том числе токсичные и канцерогенные вещества, создают повышенную концентрацию на уровне дыхания в приземном слое атмосферы. В состав отработавших газов входят такие вещества как диоксид серы, диоксид азота, летучие органические соединения, оксид углерода, сажа и другие (рис. 2) [2].

Количество автотранспортных средств, состоящих на учете в Красноярском крае

Год Всего Вид автотранспорта

легковой грузовой автобусы

2004 532 045 442 325 76 823 12 897

2005 590 269 491 315 84 584 14 370

2006 645 872 535 451 95 304 15 117

2007 735 352 605 567 113 539 16 246

2008 773 954 633 074 120 909 19 971

2009 794 311 653 793 120 844 19 674

Таким образом, проблема выбросов от автомобильного транспорта в городах красноярского края является приоритетной при решении задач оздоровления окружающей среды, требующая безотлагательного и планомерного решения. Одним из таких решений может быть комплексный подход к повышению экологичности автомобилей, включающий в себя следующие направления: совершенствование двигателя внутреннего сгорания, использование альтернативного топлива, применение католических нейтрализаторов для карбюраторных двигателей и фильтров для дизельных, повышение качества бензина и дизельного топлива, организация дорожного движения.

Библиографические ссылки

1. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в красноярском крае в 2009 г. Красноярск, 2010. С. 191.

2. Красноярский краевой статистический ежегодник. Красноярск, 2010. С. 443.

© Коробченко Н. С., Мошков А. А., Степень Р. А., 2011

0

год

0

УДК 504.054.338

Е. М. Куропатина, Н. Б. Яковлева Научный руководитель - О. В. Тасейко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ

Проблема недостатка электрической энергии в развитых странах мира поставила весь мир перед угрозой экологической катастрофы, что послужило задуматься о рациональном использовании энергии и поставило энергосбережение как одну из самых острых проблем человечества.

23 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], что подтверждает распространение этой тенденции и на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.