Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга'

Сравнительный анализ ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / VALUES / PATRIOTISM / PATRIOTIC UPBRINGING / SAINT PETERSBURG SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ирина Евгеньевна

Статья посвящена сравнительному анализу ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга. Сделана попытка поиска целостного, системного подхода в изучении патриотического сознания у современных школьников, выхода за узкие рамки только политического, экономического или социального подходов. Исследование было проведено в 2015-2018 годах. В нем принимали участие 60 учащихся 10-11-х кадетских классов ГБОУ СОШ № 145 Калининского района, 154 учащихся общеобразовательных 6-11-х классов ГБОУ СОШ № 290 Красносельского района. Цель исследования выявление базовых оснований для определения ценностного отношения школьников к Родине, сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся. Метод исследования ранее разработанная и апробированная «Анкета диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса». В статье сформулированы выводы о сравнительных особенностях развития ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся общеобразовательных школ и кадетских классов Санкт-Петербурга. Сделаны выводы о необходимых направлениях воспитательной работы по формированию этнокультурной, региональной и гражданской идентичности современных учащихся в школах города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of values in patriotic consciousness of St. Petersburg schoolchildren

The article deals with comparative analysis of values in patriotic consciousness of Saint. Petersburg schoolchildren. It is an attempt to find a single holistic approach to investigate patriotic consciousness of contemporary pupils, an attempt to go beyond narrow bounds of political, economic and social approaches. Research of pupils’ values in patriotic consciousness was held in St. Petersburg schools in 2015-2018. 60 schoolchildren from 10-11 forms of cadets’ classes at school # 145 of Kalinin district, 154 schoolchildren of 6-11 forms at school # 290 of Krasnoye Selo district took part in the research. The aim of the research is to find basis of pupils’ value attitude to Russia, comparative analysis of values. Method of research includes the questionnaire "Diagnostics of pupils’ values of patriotic consciousness" which has been developed and tested in a research at school # 305 of Frunze district. The article formulates differences in development of pupils’ values of patriotic consciousness at schools and in cadet classes in St. Petersburg. The author summarises the directions of upbringing activities for forming schoolchildren’s ethnic, cultural, regional and civic identity.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга»

УДК 371.4

Кузьмина Ирина Евгеньевна

кандидат педагогических наук Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

ksusha21052004@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья посвящена сравнительному анализу ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга. Сделана попытка поиска целостного, системного подхода в изучении патриотического сознания у современных школьников, выхода за узкие рамки только политического, экономического или социального подходов. Исследование было проведено в 2015-2018 годах. В нем принимали участие 60 учащихся 10-11-х кадетских классов ГБОУ СОШ № 145 Калининского района, 154 учащихся общеобразовательных 6-11-х классов ГБОУ СОШ № 290 Красносельского района. Цель исследования - выявление базовых оснований для определения ценностного отношения школьников к Родине, сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся. Метод исследования - ранее разработанная и апробированная «Анкета диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса». В статье сформулированы выводы о сравнительных особенностях развития ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся общеобразовательных школ и кадетских классов Санкт-Петербурга. Сделаны выводы о необходимых направлениях воспитательной работы по формированию этнокультурной, региональной и гражданской идентичности современных учащихся в школах города.

Ключевые слова: патриотическое сознание, ценностные ориентации, патриотизм, патриотическое воспитание, учащиеся школ Санкт-Петербурга.

Проблема патриотического воспитания современных российских школьников стала особенно актуальна в наши дни. Это обусловлено совокупностью как объективных, так и субъективных факторов развития страны [7; 9]. Но острота постановки проблемы именно в XXI веке вызвана, прежде всего, потребностью рассмотреть эту проблему целостно, таким образом, чтобы выйти за границы узко-политической тематики (с точки зрения интересов какой-либо одной политической партии), узко-экономического взгляда (с позиции какого-либо одного, доминирующего социального класса), узко-социального видения проблемы (в интересах той или иной, доминирующей в данный момент социальной группы). То есть речь идет о попытке целостного, полного, а не частичного научного подхода к рассмотрению проблемы патриотического сознания современного человека, о выходе за узкие рамки какого-либо одного, частного методологического подхода. Идея полноты, целостности в анализе проблемы патриотического сознания и воспитания современных школьников и ценностного отношения к родине могла бы способствовать не разъединению, а объединению граждан страны, имеющих различные политические, экономические и социальные взгляды, и тем самым способствовать консолидации нации и стимулировать дальнейшее развитие и процветание России [3; 4; 8].

Проблема ценностного, патриотического отношения к родине совсем не нова для России. Первый раз в XX веке она остро встала в годы Первой мировой войны в 1914-1918 годах (тогда ее называли Великой войной). Крупнейшие российские религиозные философы XIX-XX веков сразу же, без промедления, откликнулись на призыв и исторические

потребности своей родины. Выдающийся русский религиозный философ, представитель русской религиозной философской школы, профессор Николай Александрович Бердяев писал в газетных статьях в те дни: «Как человек должен относиться к земле своей, русский человек к русской земле? ... Прежде всего, человек должен любить свою землю, любить во всех ея противоречиях, с ея грехами и недостатками. Без любви к своей земле человек безсилен что-нибудь сотворить, безсилен овладеть землей. Без стихии земли мужественный дух без-силен...» [2, с. 27] (орфография авторская - И.К.). После окончания Первой мировой войны все газетные и журнальные статьи и эссе были собраны автором вместе и опубликованы в работе «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности» [2, с. 27]. Это была последняя работа Н.А. Бердяева, опубликованная им в России перед высылкой в эмиграцию в Берлин на «философском пароходе» в 1922 году.

Другой выдающийся русский религиозный философ, Иван Александрович Ильин - профессор кафедры истории философии права Московского университета, высланный из страны на «философском пароходе» в 1922 году, - писал в 1949 году, уже после Второй мировой войны, в одной из своих последних главных работ «О русском национализме»: «Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но, значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие <.> Быть русским - значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани . и любовью принимать ее, как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским - значит верить в Россию так, как ве-

26

Вестник КГУ ^ 2019

© Кузьмина И.Е., 2019

Таблица 1

Анкета диагностики ценностных ориентаций

в сфере патриотического сознания у старшеклассников [7]

№ п.п. Содержание вопроса Варианты ответа на вопрос

1. Мне интересно читать книги по истории Российского государства (Древней Руси, XYШ-XIX веков и т.п.) да нет не очень

2. Мне нравится смотреть фильмы о героических событиях истории нашей Родины (о войне) да нет не уверен

3. Храмовая архитектура, иконопись и религиозная музыка вызывают у меня симпатию да нет не очень

4. Мне нравятся картины русских художников-пейзажистов, изображающие родную природу да нет не очень

5. Для жителя нашего города очень важно знать и беречь культурные ценности Санкт-Петербурга да нет не уверен

6. Для жителя Санкт-Петербурга важно знать и помнить историю блокадного Ленинграда да нет не уверен

7. Я считаю, что в нашем городе должно быть особое, бережное отношение человека к хлебу да нет не уверен

8. Я думаю, что люди, отдававшие свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны, любили свою страну и совершали подвиг да нет поступали не прагматично действовали по принуждению

9. Я люблю слушать песни военных лет да нет не уверен

10. Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими да нет мне безразлично

11. Я считаю, что всеобщая воинская обязанность (служба юношей в армии) связана с защитой Отечества и исполнением гражданского долга да нет нужна профессиональная армия из граждан могут служить иностранные наемники за деньги

12. Я полагаю, что участие в выборах является исполнением гражданского долга да нет не имеет никакого отношения

13. Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России да нет мне безразлично

14. Мне интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры да нет не очень

15. Мне кажется, что отношение к предыдущим поколениям родных людей - родителям, бабушкам, дедушкам - является показателем отношения человека к своему Отечеству да нет не уверен

16. Я думаю, что изучение русской классической литературы (например, произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова) помогает иностранцам лучше понять русскую душу да нет не актуально для современного человека

17. Я думаю, что изучение русского языка в многонациональной России необходимо для улучшения общения между народами и роста взаимопонимания между людьми да нет не уверен

18. Если бы у меня была такая возможность, то я обязательно бы уехал из России (выбери вариант ответа): навсегда жить в другую страну на время работать в другую страну на некоторое время в отпуск не стал бы уезжать из страны вообще

19. Что означают для Вас эти понятия? Какой смысл они имеют? «Родина» мать, земля, место рождения, надо защищать «Отечество» дом, отец, война, защита, ветераны, могилы предков «Россия» страна, многонациональная, великая, могучая, государство

20. С чем ассоциируются у Вас данные понятия? «Дом» тепло, уют, защита, крыша над головой, всегда ждут «Семья» родные люди, родственники, тепло, уют, любовь «Народ» род, земля, мно-гонациональ-ный, родной

рили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители <...> без веры в Россию нам и самим не прожить, и ее не возродить ...» [5, с. 14-15].

Для исследования и изучения ценностного отношения школьников к Родине в ходе опытно-экспериментальной работы в ГБОУ СОШ № 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 20102015 годах была разработана «Анкета диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса» (табл. 1). Она была специально разработана для учащихся трех ступеней обучения: начальной школы, основной школы и старшей школы, и для взрослых субъектов образовательного процесса - педагогов и родителей учащихся [6; 7]. Особенность предложенного диагностического инструментария заключалась в том, что он мог быть использован, в том числе, и для сравнительного анализа ценностных ориентаций учащихся в сфере патриотического сознания из учебных заведений разных типов. Такое сравнительное исследование было проведено в Санкт-Петербурге в 20152018 годах. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11-х кадетских классов ГБОУ СОШ № 145 Калининского района (2015 год, 60 человек), учащиеся общеобразовательных классов основной и средней школы ГБОУ СОШ № 290 Красносельского района (2018 год, 154 человека).

Исследование ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания у учащихся кадетских классов ГБОУ СОШ № 145 показало следующие результаты. Самые высокие показатели (78-92%) в ценностном отношении к Родине получили вопросы: отношения к культурным ценностям Санкт-Петербурга (92%); отношения к подвигу народа, отдавшего свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны (90%); отношения к истории блокадного Ленинграда (90%); чувства гордости за гимн России, звучащий на международных соревнованиях (86%); особого, бережного отношения к хлебу (78%).

В связи со спецификой образовательной деятельности, в анкету для этого учебного заведения также были добавлены вопросы о способности российской армии защитить независимость своей страны (94%), о проведении в учебном заведении Акций памяти (98%), о гербе как государственном символе Российской Федерации (100%). Ответы на

данные вопросы также показали максимально высокие ценностные выборы у учащихся (94-100%).

Средние позиции (62-75%) в исследовании ценностного отношения к Родине у учеников кадетских классов были проявлены по вопросам: отношения к фильмам о героических страницах истории нашей Родины (75%); гордости за национальных героев России (72%); участия в выборах как исполнении своего гражданского долга (68%); изучения истории российского государства (65%); изучения русского языка как языка межнационального общения в многонациональной России (62%).

Самые низкие позиции (8-36%) в изучении ценностного отношения к Родине у учащихся кадетских классов проявились по вопросам: изучения традиций, обычаев и праздников своей национальной культуры (36%); отношения к песням военных лет (31%); отношения к всеобщей воинской обязанности - 30% (до 70% кадетов считают, что России нужна профессиональная армия, состоящая из граждан России); изучения русской классической литературы как средства понимания специфики русской души (30%); отношения к родной природе (27%); отношения к церкви и религии - 10% (храмы, иконопись, музыка); отношения к предыдущим поколениям родных людей (родителям, бабушкам, дедушкам) как показателю отношения к своему Отечеству (8%).

В сопоставлении с предыдущими ответами кадетов очень интересно отметить их мнение относительно возможной эмиграции из России («Если бы у меня была такая возможность, то я обязательно бы уехал из России: выбери вариант ответа»). Ответы учащихся на этот вопрос распределились следующим образом (табл. 2).

Мы видим, что свыше половины учащихся кадетских классов (54%) вообще не собираются в будущем покидать свою Родину, но хотели бы обязательно уехать в отпуск посмотреть другую страну, и их интересует возможность временно поработать в другой стране.

Таким образом, изучение ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания у учащихся кадетских классов позволило сделать следующие выводы. У учащихся кадетских классов на очень высоком уровне (78-92%) сформировано ценностное отношение к Родине по критериям региональной идентичности (история и культу-

Таблица 2

Сравнительный анализ ответов учащихся относительно возможной эмиграции из России

Варианты ответа на вопрос ГБОУ СОШ №145 кадетские 10-11 классы ГБОУ СОШ № 290 общеобразовательные 10-11 классы

навсегда жить в другую страну 4% 36,5%

уехать на время работать в другую страну 42% 24%

уехать на некоторое время в отпуск в другую страну 86% 28%

не стал бы уезжать из страны совсем 54% 11,5%

Вестник КГУ Л 2019

28

ра Санкт-Петербурга, блокада Ленинграда, хлеб) и гражданской идентичности (гимн и герб России, подвиг народа в Великой Отечественной войне, российская армия, «Акции памяти», отношение к эмиграции). На хорошем среднем уровне (6275%) у этой категории учащихся сформировано ценностное отношение к русскому языку, русской истории, национальным героям России, фильмам о героике и отношение к выборам (гражданская идентичность). Однако, несмотря на эти результаты, у учащихся кадетских классов очень серьезно отстает формирование:

1) идентичности с национальной русской культурой и этнокультурной идентичности (церковь и религия, живопись, музыка, русская классическая литература, традиции и обычаи национальной культуры) (табл. 3);

2) ценностного отношения к собственным родителям (смотри связь с отношением к религии) и понимание взаимосвязи «Родина - Род - родители» (табл. 3). На этом уровне взаимосвязь между данными понятиями почти полностью отсутствует (8%);

3) низкий уровень ценностного отношения к всеобщей воинской обязанности (служба в армии - 30%), стремление к формированию кадровой армии в России (70%). Возможно, ученики кадетских классов не до конца осознают смысл всеобщей воинской обязанности как средства формирования у современных юношей таких специфически мужских личностных качеств, как честь, достоинство, мужество, смелость, способность быстро принимать решения, способность брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях, умение защищать более слабых людей.

В сравнительном исследовании ценностного отношения к Родине принимали также участие учащиеся 6-11-х классов общеобразовательной школы - ГБОУ СОШ N° 290 Красносельского района Санкт-Петербурга - 154 человека.

В ходе исследования ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания у учащихся основной школы (6-9 класс) было установлено, что у них в высокой степени (78-91%) сформировано ценностное отношение к родному дому и семье (91%), к родной природе (90%), к под-

Таблица 3

Сравнительный анализ выявления у учащихся базовых оснований ценностного отношения к Родине

Уровни ценностного отношения Категории учащихся

ГБОУ СОШ №145 кадетские классы (10-11 классы) % от-ношение ГБОУ СОШ № 290 основная школа (6-9 классы) % от-ношение ГБОУ СОШ № 290 средняя школа (10-11 классы) % от-ношение

Высокий уровень 78-92% 1. История и культура Санкт-Петербурга 92 1. Родной дом-семья 91 1. История и культура Санкт-Петербурга 86

2. Подвиг в Великой Отечественной войне 90 2. Родная природа 90 2. Блокада Ленинграда 83

3. Блокада Ленинграда 90 3. Подвиг в Великой Отечественной войне 84 3. Подвиг в Великой Отечественной войне 81

4. Гимн России 86 4. История и культура Санкт-Петербурга 78

5. Хлеб 78

6. Герб России 100

7. «Акции памяти» 98

8. Российская армия 94

Средний уровень 58-75% 1. Фильмы о героике 75 1. Блокада Ленинграда 74 1. Русская литература 75

2. Национальные герои 72 2. Гимн России 70 2. Русский язык 75

3. Участие в выборах 68 3. Древнерусские храмы 58 3. Гимн России 70

4. Русская история 65 4. Родная природа 65

5. Русский язык 62 5. Хлеб 53

Низкий уровень 8-49% 1. Традиции национальной культуры 36 1. Национальные герои 49 1. Всеобщая воинская обязанность 46

2. Песни военных лет 31 2. Колокольный звон 47 2. Участие в выборах 45

3. Всеобщая воинская обязанность 30 3. Традиции национальной культуры 41 3. Отношение к родителям 40

4. Русская литература 30 4. Русская история 23 4. Русская история 40

5. Родная природа 27 5. Церковь и религия 28

6. Церковь и религия 10

7. Отношение к родителям 8

вигу народа в годы Великой Отечественной войны (84%), к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга (78%). Средние позиции (58-74%) у учащихся основной школы в системе ценностных ориентаций занимает формирование ценностного отношения к истории блокадного Ленинграда (74%), к гимну России (70%), к древнерусскому храмовому зодчеству (58%). Самые низкие ценностные выборы (23-49%) у учеников основной школы получили показатели знания национальных героев своей страны (49%), отношения к колокольному звону русских церквей (47%), к изучению традиций и обычаев своей национальной культуры (41%), к изучению русской истории (23%).

Изучение ценностных ориентаций старшеклассников показало высокую степень (81-86%) сфор-мированности ценностного отношения к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга (86%), истории блокадного Ленинграда (83%), подвигу народа в годы Великой Отечественной войны (81%). В средней степени (65-75%) у старшеклассников сформировано ценностное отношение к русской классической литературе (75%), русскому языку (75%), гимну России (70%), родной природе (65%), хлебу (53%). Самые низкие выборы (28-46%) получили ценностные позиции по отношению к службе в армии - всеобщей воинской обязанности (46%), к участию в выборах (45%), изучению русской истории (40%), ценностное отношение к родителям и предкам (40%), к древнерусскому храмовому зодчеству и иконописи -т.е. к религии (28%).

В таблице 3 представлены результаты сравнительного анализа по выявлению базовых оснований ценностного отношения к Родине у учащихся двух учебных заведений основной и средней школы.

Анализ ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания у учащихся общеобразовательной школы также позволил сделать определенные выводы. С одной стороны, у учащихся основной и средней школы очень высоко сформировано ценностное отношение к трем базовым основаниям петербургской культуры: история и культура Санкт-Петербурга, блокадный Ленинград, подвиг народа в Великой Отечественной войне - то есть региональная идентичность (табл. 3). У учащихся 6-9-х классов этот ряд дополнен ценностным отношением к родному дому и семье и к родной природе (этнокультурная идентичность). У всех учащихся общеобразовательной школы на хорошем уровне сформировано ценностное отношение к гимну России (70% - гражданская идентичность). У учащихся старших классов эта позиция дополняется ценностным отношением к русской классической литературе и к русскому языку (75% - идентичность с общенациональной культурой), к родной природе и хлебу (этнокультурная идентичность). Вместе с тем, при анализе диагностических дан-

ных явно выявились определенные проблемы, которые повторяются у учащихся разных возрастных групп и категорий:

1. Низкий уровень интереса и ценностного отношения у всех учащихся общеобразовательной школы к изучению русской истории, к изучению церкви и религии (колокола), к традициям и обычаям своей национальной культуры (формирование идентичности с общенациональной культурой и этнокультурной идентичности).

2. Проблемное отношение к собственным родителям у респондентов старших классов общеобразовательной школы (40% ответов). Отсутствие в сознании старшеклассников взаимосвязи «Родина - Род - родители».

3. У учащихся старших классов - низкий уровень формирования ценностного отношения к всеобщей воинской обязанности (служба в армии -46%), отношения к участию в выборах (45%), у учащихся основных классов - отношения к национальным героям России (49%). Налицо серьезная проблема формирования гражданской идентичности у учащихся общеобразовательной школы.

Эти выводы косвенно подтверждаются и данными по возможной эмиграции из России (табл. 2). Из всех опрошенных старшеклассников общеобразовательной школы, готовы навсегда уехать жить в другую страну - 36,5% старшеклассников, не стали бы уезжать из страны вообще - 11,5% старшеклассников. Для сравнения: по результатам исследования в ГБОУ СОШ № 305 Санкт-Петербурга в 2011 году только 25% старшеклассников были готовы навсегда уехать жить в другую страну [7, с. 19]. По исследованию «Выпускник Петербургской школы», в 2016 году уже 34,4% выпускников школ Санкт-Петербурга были готовы поменять своё место жительства и начать жизнь в другой стране, из них: учащихся гимназий и лицеев - 37,7%, учащихся школ с углубленным изучением определённых предметов - 34,4%, учащихся общеобразовательных школ -32,7% [1, с. 49-50]. Таким образом, полученные нами данные подтверждаются и другими исследованиями учащихся в школах Санкт-Петербурга.

Заключение. Проведенное сравнительное исследование ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга позволяет сформулировать следующие общие выводы.

1. В Санкт-Петербурге сложилась система воспитательной работы с учащимися, ориентированная на три базовые культурные ценности города (в разной последовательности в разных учебных заведениях, но непременно на первых трех местах): история и культура Санкт-Петербурга, блокадный Ленинград, подвиг народа в Великой Отечественной войне. И это не может не радовать.

2. Однако наличие глубоко сформированной региональной идентичности старшеклассников

30

Вестник КГУ ^ 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

никак не влияет на формирование их мотивации относительно возможной эмиграции с Родины. В этом вопросе на протяжении 8 лет наблюдается следующая тенденция. 2011 год - 25% старшеклассников готовы уехать из России (ГБОУ СОШ № 305) [7]. 2016 год - 34,4% выпускников школ города готовы поменять своё место жительства [1]. 2018 год - 36,5% старшеклассников готовы навсегда уехать жить в другую страну (ГБОУ СОШ № 290). Исключение в этом вопросе составляют выпускники кадетских классов - только 4% молодых людей готовы навсегда уехать жить в другую страну (табл. 2).

3. Интересные результаты оказались получены относительно учащихся основной школы - подростков 11-15 лет (табл. 2, табл. 3). И в 2011 году, и в 2018 году у этой группы респондентов в общеобразовательных школах на первых пяти местах с очень высоким уровнем ценностного отношения (74-79% - 91-97%) оказались одни и те же группы ценностей: «родной дом и семья», «родная природа», «культура Санкт-Петербурга»/«подвиг в Великой Отечественной войне», «блокада Ленинграда» [7]. У учащихся в ГБОУ СОШ № 305 к этим ценностям с очень высоким уровнем отрыва добавился еще «русский язык».

4. У учащихся кадетских 10-11-х классов, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, на более высоком уровне оказалась сформирована гражданская идентичность личности: к тем позициям, которые есть у других, добавились еще такие ценности, как «герб России», «гимн России», «российская армия», «Акции памяти» (табл. 3).

5. Вместе с тем, нужно констатировать, что независимо от вида и типа учебного заведения в Санкт-Петербурге и возрастной группы респондентов (11-15 лет или 16-18 лет), у всех участников исследования очень низкие выборы получили такие ценности, как «отношение к родителям», «отношение к церкви и религии», «отношение к всеобщей воинской обязанности» (табл. 3). У учащихся общеобразовательных школ к этому добавились еще низкие выборы по позициям «русская история», «участие в выборах» (табл. 3) [7]. А у учащихся кадетских классов к указанным позициям добавились низкие выборы по таким ценностям, как «русская литература», «родная природа», «традиции национальной культуры» (табл. 3).

Таким образом, мы приходим к выводу, что у учащихся кадетских классов в Санкт-Петербурге на более высоком уровне, чем в общеобразовательных школах города, сформирована гражданская идентичность (как идентичность с государством), но очень сильно отстает формирование идентичности с общенациональной русской культурой и этнокультурной идентичности. У учащихся общеобразовательных школ города на более высоком уровне, чем в кадетских классах, сформирована

региональная идентичность и идентичность с общенациональной русской культурой, но отстает формирование гражданской идентичности (как идентичности с государством). У учащихся всех типов учебных заведений в городе наблюдаются серьезные проблемы с формированием этнокультурной идентичности - укорененности в культуре своего малого этноса. Региональная идентичность у учащихся школ Санкт-Петербурга сформирована на высоком уровне.

Указанные особенности формирования ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга могут являться основанием для организации в образовательных учреждениях соответствующих направлений воспитательной работы.

Библиографический список

1. Аналитический отчет по результатам исследования «Выпускник Петербургской школы» (Выпускник - 2016: функциональная грамотность, социализация, ценности) / сост.: М.Д. Матюшкина, К.Ю. Белоусов, Э.В. Ванина, Л.Ю. Лебедева; под науч. ред. М.Д. Матюшкиной. - СПб.: СПб АППО, 2016.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. Репринтное воспроизведение издания 1918 года. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.

3. Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник РГНФ. - 1996. - № 1. -С. 137-147.

4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1992. - № 5-6. - С. 65-70.

5. Ильин И.А. О русском национализме. - М.: Российский Фонд Культуры, 2007. - 152 с.

6. Кузьмина И.Е. Диагностика ценностных ориентиров участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания // Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся: теория, методика, практика / М.В. Захарченко, Т. А. Берсенева, А.Г. Думчева, В.О. Гусакова, Н.В. Еремина, И.Е. Кузьмина; под науч. ред. М.В. Захарченко. -СПб.: СПб АППО, 2017. - С. 182-196.

7. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Вып. № 1 (9). -Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=2730 (дата обращения: 11.09.2018).

8. Митрофан (Баданин), епископ. Духовные истоки русской революции. - М.: Отчий дом, 2018. -80 с.

9. Патриотическое воспитание учащихся в полиэтнической образовательной среде / под науч. ред. И.Е. Кузьминой. - СПб.: СПб АППО, 2015.

References

1. Analiticheskij otchet po rezul'tatam issledovaniya «Vypusknik Peterburgskoj shkoly» (Vypusknik -2016: funkcional'naya gramotnost', socializaciya, cennosti) / sost.: M.D. Matyushkina, K.YU. Belousov, EH.V. Vanina, L.YU. Lebedeva; pod nauch. red. M.D. Matyushkinoj. - SPb.: SPb APPO, 2016.

2. Berdyaev N.A. Sud'ba Rossii. Opyty po psihologii vojny i nacional'nosti. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1918 goda. - M.: Izd-vo MGU, 1990. - 256 s.

3. Bobneva M.I. Fenomenologiya cennostnyh sistem lichnosti // Vestnik RGNF. - 1996. - № 1. - S. 137-147.

4. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya // Pedagogika. - 1992. - № 5-6. - S. 65-70.

5. Il'in I.A. O russkom nacionalizme. - M.: Rossijskij Fond Kul'tury, 2007. - 152 s.

6. Kuz'mina I.E. Diagnostika cennostnyh orientirov uchastnikov obrazovatel'nogo processa

v sfere patrioticheskogo soznaniya // Duhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie obuchayushchihsya: teoriya, metodika, praktika / M.V. Zaharchenko, T.A. Berseneva, A.G. Dumcheva, V.O. Gusakova, N.V. Eremina, I.E. Kuz'mina; pod nauch. red. M.V. Zaharchenko. - SPb.: SPb APPO, 2017. -S. 182-196.

7. Kuz'mina I.E. Teoreticheskie osnovy diagnostiki cennostnyh orientirov v sfere patrioticheskogo soznaniya uchastnikov obrazovatel'nogo processa [EHlektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2015. - Vyp. № 1 (9). - Rezhim dostupa: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2730 (data obrashcheniya: 11.09.2018).

8. Mitrofan (Badanin), episkop. Duhovnye istoki russkoj revolyucii. - M.: Otchij dom, 2018. - 80 s.

9. Patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya v poliehtnicheskoj obrazovatel'noj srede / pod nauch. red. I.E. Kuz'minoj. - SPb.: SPb APPO, 2015.

Вестник КГУ 2019

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.