Научная статья на тему 'Сравнительный анализ социальных сетей'

Сравнительный анализ социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9878
1504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / SOCIAL NETWORK / SOCIAL SERVICES / SOCIAL NETWORK ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вебер Ксения Сергеевна, Пименова Анастасия Александровна

Рассмотрен термин «социальная сеть», приведены самые популярные социальные сети в России, дается их характеристика. Показаны возможности и функции социальных сетей с точки зрения их использования в образовательных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL NETWORKS

The term “social network” is considered, the most popular social networks in Russia are listed, and their characteristics are given. The features and functions of social networks from the point of view of their use for educational purposes are discussed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ социальных сетей»

УДК 004.738.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

© К.С. Вебер, А.А. Пименова

Ключевые слова: социальная сеть; социальные сервисы; анализ социальных сетей.

Рассмотрен термин «социальная сеть», приведены самые популярные социальные сети в России, дается их характеристика. Показаны возможности и функции социальных сетей с точки зрения их использования в образ о-вательных целях.

Термин «социальная сеть» был впервые введен Джеймсом Барнзом (James Bames) в 1954 г. в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети, и наличие явно установленных связей между участниками.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных онлайн-сервисов, которые подходят под понятие «социальная сеть». К ним относятся: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Мой Мир, Instagram, Одноклассники, Фотострана, YouTube, LiveJournal, Дневник.ру, Привет.ру, Qzone, Mixi и мн. др.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета» [1], в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в т. ч. 86 % проживающих в России и 14 % за рубежом, большинство (66 %) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10 % не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным исследовательского холдинга Ромир [2], самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «ВКон-

такте», «Мой Мир», причем «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного раза в день; каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

На рис. 1 представлены данные TNS Web Index за май 2013 г., которые показывают, что самая популярная социальная сеть - «ВКонтакте», за месяц ее посещают порядка 50 млн человек. На втором месте - «Одноклассники» с 43 млн ежемесячных посетителей.

Рассмотрим подробнее самые популярные социальные сети в России.

«ВКонтакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть. Создана в 2006 г. Основатель - Павел Дуров. Пользователям «ВКонтакте» доступны следующие возможности: создавать профиль с информацией о себе, управлять настройками доступа к информации на своей странице, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Также пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиотреки и видеозаписи, граффити и опросы.

Рис. 1. Российская аудитория социальных сетей 634

Таблица 1

Функции и возможности социальных сетей

Соц. сеть Функции ВКонтакте Одноклассники LiveJournal Facebook Twitter

Фотографии + + + + +

Сообщения + + + + +

Стена + + + + +

Видеозаписи + + + + +

Аудиозаписи + + - + -

Заметки + - - + -

Группы + + + + -

Новости + + + + +

Встречи + - - + -

Приложения + + - + -

Документы + - - + -

Статусы + + - + -

Подписки + - - + +

Друзья + + + + -

Видеозвонок + + - + -

Составление опросов + + + + -

«Одноклассники» - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, а также родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 г., его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. Пользователям доступен довольно большой круг возможностей: создание личных профилей, обмен сообщениями, добавление фотографий, музыки, видеороликов. Также есть ряд дополнительных функций, таких как обмен подарками, оценивание фотографий и др.

Facebook («Фейсбук») - в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете -Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Facebook позволяет создать профиль с информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии, создавать фотоальбомы, добавлять видеозаписи, создавать сообщества по интересам.

Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

«Живой Журнал», ЖЖ (англ. LiveJournal, LJ) -блог-платформа для ведения онлайн-дневников, а также отдельный персональный блог, размещенный на этой платформе. Службу открыл 18 марта 1999 г. американский программист Брэд Фицпатрик. «Живой Журнал» предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги, добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей».

Твиттер (англ. Twitter) - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенно-

стью Твиттера является публичная доступность размещенных сообщений.

Сегодня социальные сети используются не только для развлечения и общения. Они активно используются, например, в бизнесе, однако мы исследуем роль социальных сетей в образовании. Рассмотрим функции и возможности пяти самых распространенных в России социальных сетей с точки зрения их использования в образовании (табл. 1).

Как видно из табл. 1, современные социальные сети обладают обширными возможностями, которые позволяют адаптировать их для образовательных целей. Многие крупные высшие учебные заведения России уже имеют свои профили и страницы в социальных сетях. Наибольшее количество функций предоставляют социальные сети ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Twitter и LiveJournal полезны тем, что они пользуются популярностью у различных пользователей: у школьников, студентов, бизнесменов, знаменитостей и представителей государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения: 28.10.2013).

2. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в учебном процессе // Современное образование: содержание, технологии, качество: 17 Междунар. науч.-метод. конф. СПб.: С.-Пб. гос. электротех. ун-т «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2011. С. 102-103.

Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.

Weber K.S., Pimenova A.A. COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL NETWORKS

The term “social network” is considered, the most popular social networks in Russia are listed, and their characteristics are given. The features and functions of social networks from the point of view of their use for educational purposes are discussed.

Key words: social network; social services; social network analysis.

Вебер Ксения Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института математики, физики и информатики, e-mail: weber.ks@mail.ru

Weber Kseniya Sergeyevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Physics and Informatics Institute, e-mail: weber.ks@mail.ru

Пименова Анастасия Александровна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института математики, физики и информатики, e-mail: nastushka-1_96@mail.ru Pimenova Anastasia Aleksandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Physics and Informatics Institute, e-mail: nastushka-1_96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.