Научная статья на тему 'Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России'

Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА / ОБУЧЕНИЕ ПО ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В ГЕРМАНИИ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE DUAL FORM OF EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / MARKET NEEDS / TRAINING IN THE DUAL SYSTEM IN GERMANY / RUSSIAN EDUCATION / EUROPEAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тешев Валерий Асланович

В представленной статье автором исследуется содержание дуальной формы образования в Германии и России. В работе проведен сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России. Целью исследования данной работы является выявление и обоснование концепции развития дуальной формы образования в Германии и возможности использования ее элементов в высших учебных заведениях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of the dual form of education in Germany and Russia

In the present paper the author studies the content of the dual form of education in Germany and Russia. This paper presents comparative analysis of the content of the dual form of education in Germany and Russia. The aim of this work is the identification and verification of the concept of the dual form of education in Germany and the possibilitis of using its elements in the higher educational institutions of Russia

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России»

УДК 37.015.4 ББК 60.561.9 Т 38

В.А. Тешев,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: (8772)593757, е -mail: vateshev@mail.ru

Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России

(Рецензирована)

Аннотация. В представленной статье автором исследуется содержание дуальной формы образования в Германии и России. В работе проведен сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России. Целью исследования данной работы является выявление и обоснование концепции развития дуальной формы образования в Германии и возможности использования ее элементов в высших учебных заведениях России.

Ключевые слова: дуальная форма образования, образовательные услуги, потребности рынка, обучение по дуальной системе в Германии, российское образование, европейское образование.

V.A.Teshev,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of Department of Mathematical Methods and Information Technology, Adyghe State University, Maikop, ph.: (8772) 593757, e -mail: vateshev@mail.ru

The comparative analysis of the dual form of education in Germany and Russia

Abstract. In the present paper the author studies the content of the dual form of education in Germany and Russia. This paper presents comparative analysis of the content of the dual form of education in Germany and Russia. The aim of this work is the identification and verification of the concept of the dual form of education in Germany and the possibilitis of using its elements in the higher educational institutions of Russia.

Keywords: the dual form of education, educational services, market needs, training in the dual system in Germany, Russian education, European education.

Социально-экономическое развитие ной мере использовать преимущества

России в настоящее время характери- глобальной конкуренции. Россия по-

зуется определенными проблемами, прежнему остается уязвимой к колеба-

Изменения в современной экономике ниям конъюнктуры мировых сырьевых

и обществе оказывают влияние на обра- и финансовых рынков. Среди ограни-

зование, на социально-экономические чивающих факторов — острый дефи-

аспекты инновационного развития ву- цит квалифицированных специалистов

зов, на инновационное обновление об- на федеральном и региональных рын-

разовательной системы России, глав- ках труда.

ной целью которой на современном Необходимым условием освоения

этапе является подготовка высококва- новых технологий, требуемых для по-

лифицированных кадров. вышения качества продукции и ее

На современном этапе качествен- конкурентоспособности на мировом

ные характеристики развития эконо- рынке, развития интеллектуального

мики страны не позволяют ей в пол- потенциала нации становится в насто-

ящее время высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки человеческих ресурсов.

Все это потребовало серьезных изменений в системе образования. При приеме на работу работодателя интересует не столько формат теоретических знаний выпускников высших учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Одна из характерных черт современного образования — разрыв между теорией, которую студенты получают в учебном заведении и требованиями предприятий и рынка труда. Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Высшие учебные заведения пока еще не готовы переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя упор делается на практико-ориентированные формы и это должно привести к увеличению часов практического обучения. Система дуального образования построена таким образом, что теоретические знания студенты получают в стенах высших учебных заведений, а практические навыки студенты приобретают на конкретных рабочих местах.

Только при условии внедрения новых образовательных технологий, модернизации материально-технической базы высших учебных заведений, подготовки нового поколения квалифицированных кадров, готовых к жизнедеятельности в условиях современного общества является возможным вывод образования на уровень развитых стран мира. При глобализации экономики, усилении конкуренции, выхода предприятий на международные рынки возникает потребность в специалистах с высоким интеллектуальным потенциалом, творческими наклонностями и креативным мышлением, с высокой ответственностью и самодисциплиной. Основным

человеческим ресурсом в XXI веке становится интеллектуальный потенциал страны, в целом, и каждого предприятия, организации или учреждения в частности. Этот ресурс основывается на выполнении требований международных образовательных и профессиональных стандартов, творческом подходе к их реализации и развития, направлением оптимизации образования, максимальном удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. Главной задачей современного обучения в условиях стремительных изменений, происходящих в мире, является подготовка квалифицированных специалистов, способных к самореализации, быстрое реагирование на потребности рынка труда, активное участие в социально-экономических и культурных процессах страны и мира. Поэтому, в последнее время, заметным становится интерес к тем образовательным технологиям, моделям и инновациям, которые способны обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов и реализации образовательных государственных стандартов и программ.

Идеологией высшего образования должны являться новые требования по организации процесса обучения, при которых студенты накапливают и совершенствуют знания, умения и навыки, трансформирующиеся в дальнейшем в конкурентные преимущества. Концепция высшего образования должна базироваться на решении проблем качества обучения, его организации, обеспечения инновационным учебно-методическим и информационным материалом, высокой корпоративной культуре.

Для решения проблем, указанных выше, хорошо бы проанализировать и использовать зарубежный опыт. Изучение опыта образовательных систем передовых государств позволяет более критически, подходить к проблемам образования и воспитания в собственной стране, дает понимание необходимости изменений в сфере образования, благоприятствует педагогическим инновациям.

Актуальность исследования образовательных систем тех стран, которые имеют общепризнанные успехи, как в развитии экономики, так и социальной сфере, в том числе в подготовке квалифицированных рабочих, повышается в настоящее время. К числу таких образовательных систем относится дуальная форма образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), входит в первую группу стран по уровню квалификации кадров [1].

Истоки дуального образования берут начало в системе ученичества, которое было распространено в арабских, азиатских, европейских странах мира в самые ранние исторические эпохи. Но в Германии развитие дуального образования приобрело свои национальные особенности.

Согласно современной трактовке дуальная система образования представляет собой организованные образовательные программы для молодежи, которые сочетают частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной университетской системе.

Ученые, занимающиеся дуальной системой образования, едины во мнении, что с научной точки зрения дуальность означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое». Подобная форма образования возникла как продукт социального партнерства, которое представляет собой механизм тесного взаимодействия государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда.

Согласно современным инновационным формам и методам, обучение по дуальной системе рассматривается не только как педагогическая альтернатива, но и как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен, оказавший как прямое, так и опосредованное влияние на развитие профессиональной педагогики различных стран, вклю-

чая Россию. Ее возникновение ознаменовало смену традиций, когда взамен рационалистической средневековой прусской традиции профессиональной подготовки мастером отдельного и «себе подобного» ученика, экономика востребовала новую форму подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и высших учебных заведений [2].

Исследования в области дуального образования, современный анализ научных публикаций по исследуемой проблеме позволяет утверждать, что ни одна национальная образовательная модель не привлекала такого пристального внимания ученых, специалистов и педагогов как дуальная форма образования и, прежде всего, в Германии. Большинство исследователей признают невозможность ее прямого копирования, но одновременно сходятся в том, что анализ дуальной формы создает предпосылки внедрения наиболее эффективных ее элементов в системы образования стран с рыночной экономикой [3].

Накопленный опыт обучения по дуальной системе в Германии может быть особенно полезен для использования в России при рассмотрении вопросов совершенствования национального законодательства, разработке механизма становления института социального партнерства, а также внедрение моделей многоканального финансирования и социальной поддержки обучаемых.

Дуальная форма профессионального обучения имеет общемировую известность, но в России, до настоящего времени, отсутствуют фундаментальные исследования в этой области, авторы научных трудов по этой проблеме ограничиваются анализом лишь ее отдельных аспектов.

Определенное количество работ, связанных с дуальной формой образования публиковалось и в советский период, но характерным для них было то, что многие ученые сомневались в возможности применения дуальной формы в условиях социалистической экономики.

Современный анализ научных публикаций характеризуется тем, что

в настоящее время под влиянием новых условий демократизации и рыночной экономики в России, инициирующих интерес к опыту западных стран, появились исследования, связанные с объективным анализом дуальной формы образования Германии (О.Д. Федотова, М.В. Кларин, Э. Фишер, Е.Е. Федотова, Л.И. Мельникова)

Отличительной чертой содержания приведенных выше научных публикаций является то, что в этих работах не затрагиваются основные проблемы развития дуальной формы образования последних лет, по которым в настоящее время ведутся оживленные научные дискуссии. В основном содержание этих работ направлено на уточнение баланса интересов государства и работодателей; исследование экономической рентабельности обучения на предприятиях, и повышения эффективности взаимодействия высшей школы и предприятия.

По этой причине определенный интерес для исследования представляют вопросы, связанные с выявлением и обоснованием концепции развития дуальной формы образования Германии и возможности использования ее элементов в России.

Наиболее интересными для исследования могут быть вопросы, связанные с выявлением исторических предпосылок и концептуальных основ развития дуальной формы образования в Германии и адаптационным потенциалом применения ее в России; с рассмотрением и систематизацией нормативной базы дуальной формы образования в Германии с целью ее использования при разработке стратегии приоритетного развития системы дуального образования в России, многоканальной модели финансирования; с изучением организационно-педагогической модели подготовки квалифицированных кадров в Германии как возможной основы для массового создания среднего класса производителей в России; с исследованием содержания подготовки кадров в Германии для разработки государственных образовательных стандартов, комплекта нормативных,

учебных и методических материалов в России.

Изучая опыт активного участия работодателей Германии в образовании, можно решать аналогичные проблемы образования в России. В частности, можно возродить институт базовых предприятий, найти пути решения проблем укрепления учебно-материальной базы, разработки образовательных стандартов на уровне передовых стран, улучшения содержания подготовки кадров, организации производственной практики студентов [4].

Среди большого количества публикаций, в качестве наиболее интересных источников теоретического исследования явились труды отечественных и немецких ученых, педагогов, философов, экономистов. Наиболее обстоятельно в отечественной науке вопросы дуального образования были рассмотрены и проанализированы в трудах В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской, Н.И. Думченко, И.Д. Клочкова, К.Г. Кязимова, А.Я. Найна, В.А. Полякова, Г.М. Романцева.

Пути модернизации существующих проблем современного образования в России исследуются в работах: Е.Я. Бутко, А.Т. Глазунова, А.Н. Лейбовича, Э.Д. Новожилова, A.M. Новикова, П.Н. Новикова, М.С. Савиной, Е.В. Ткаченко, Л.Д. Федотовой, О.Б. Читаевой, Н.В. Шароновой, Г.А.Федотовой [5].

Наибольший интерес представляет ретроспективный анализ развития концепции дуальной формы образования и ее современного состояния. В результате исследования удалось обосновать типологию сложившейся системы образования, в частности дуальной формы, в Германии и ряде западных стран; также удалось выявить основные идеи в концепции дуальной формы (социальное партнерство, многоканальное финансирование, независимая экспертиза и т. п.) образования молодежи в условиях рыночной экономики и обосновать возможность их использования в России.

Благодаря полученным результатам, появилась возможность обосно-

вать также и основные противоречия дуальной формы образования на современном этапе: сокращение объемов обучения на предприятиях из-за его высокой себестоимости; неодинаковый уровень подготовки и ее качества на различных предприятиях т.п., что требует избирательного использования элементов опыта Германии при внедрении его в России.

Анализ результатов, связанных с дуальным обучением, позволяет сделать вывод о том, что полученные результаты могут быть использованы для внедрения элементов дуального образования в высших учебных заведениях, а также органами управления образованием для модернизации системы обучения России и обеспечения приоритетного развития дуального образования [6].

Примечания:

1. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии // Alma mater. 2012. №3. С. 67-68.

2. Муратов B.C. Возможности дуальной системы образования при подготовке специалистов // Успехи современного естествознания. 2008. №7. С. 91.

3. Глайсснер О.Ю. Система высшего образования в Германии: великое множество путей // Alma mater. 2008. №10. С. 59-60.

4. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. 2010. №3 (23). С. 41-46.

5. Федотова Г.А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ: аналитический обзор. М.: ИРПО, 1998. 45с.

6. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. №1 (135). С. 139-144.

References:

1. Anikeyev А.А., Arturov Е.А. Modern structure of education in Germany // «Alma mater». 2012. No. 3. P. 67-68.

2. Muratov V.S. Possibilities of a dual system of education as a part of training of specialists. // Successes of modern natural science. 2008. No. 7. P.91.

3. Glayssner O.Yu. The higher education system in Germany: a great many ways // Alma mater. 2008. No. 10. P. 59-60.

4. Rodikov A.S. Some aspects of educational services profiling of dual system of European education // Bulletin of the Military University. 2010. Number 3 (23). P. 41-46.

5. Fedotova G.A. The interaction of social partners in the course of vocational training in Germany. Analytical Review. M.: IRPO, 1998. 45 p.

6. Teshev V.A. Dual education as a factor of the modernization of the system of social partnership of universities and enterprises // Bulletin of Adyghe State University. 2014. No. 1 (135). P. 139 — 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.