Научная статья на тему 'Сравнительный анализ систем учета затрат на предприятии'

Сравнительный анализ систем учета затрат на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / УЧЕТ ЗАТРАТ / АВС / ТОС / CCR / COST MANAGEMENT / COST ACCOUUTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещенко Ирина Юрьевна, Чепурко Галина Викторовна

Проведен сравнительный анализ систем учета затрат, сделаны выводы о наиболее эффективной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of cost accounting systems in the enterprise

A comparative analysis of cost accounting systems,conclusions about the most effective system.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ систем учета затрат на предприятии»

Компания должна проводить открытую информационную политику, особенно в отношениях с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Долгосрочная финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости компании.

Таким образом, современные компании имеют в своем распоряжении обширный арсенал для разработки и проведения эффектив-

ной финансовой политики, способствующей динамичному развитию компании, упрочению ее положения на рынке и в идеале сочетающей высокую доходность с низким риском.

Литература:

1. Бланк И.А. Управление формированием капитала. - Киев: Нина-Центр, 2008.- 512 с.

2. Карелин B.C. Финансы корпораций: учебник. - М.: Дашков и К0,2006.- 620 с.

3. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. Финансы предприятий: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 447 с.

и

È

8

COMPARATIVE ANALYSIS OF COST ACCOUNTING SYSTEMS IN THE ENTERPRISE Leshchenko Irina Yurevna, Student,

Chepurko Galina Viktorovna, PhDof Economics, Assistant Professor, North-Caucasian Federal University, Stavropol

A comparative analysis of cost accounting systems,conclusions about the most effective system. Keywords: cost management; cost accouuting; ABC; TOC; CCR.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Проведен сравнительный анализ систем учета затрат, сделаны выводы о наиболее эффективной системе.

Ключевые слова:управлениезатратами, учет затрат, ABC, TOC, CCR.

УДК 336

© Лещенко И.Ю., 2014 © Чепурко Г.В., 2014

■ Ом

IE

59

Управление затратами на производство и реализацию продукции во многом определяет эффективность деятельности промышленных предприятий. От уровня и динамики затрат зависят конечные результаты деятельности предприятий, прибыль и рентабельность, а по отдельным товарам, наряду с их качественными характеристиками, зависит и их конкурентоспособность.

В последнее время быстро развиваются различные концепции классификации и управления затратами. Их конечная цель состоит в оптимизации расходования ресурсов компании в процессе достижения поставленных целей. Однако эту же цель преследуют и многочисленные концепции повышения эффективности деятельности в целом. Поэтому уже несколько лет идут дебаты относительно того, что лучше внедрить компании, стремящейся радикально увеличить свою прибыль, - ABC (Activity Based Costing) или TOC (Theoryof Constraints). Это понятно, поскольку решения, предлагаемые в рамках ABC, не всегда согласуются с решениями, предлагаемыми TOC. Для того чтобы увидеть, в чем же главные различия в этих системах, сравним информацию из учета затрат ABC с информацией из учета по TOC на примере.

У компании есть четыре различных ресурса - А, В, Си D, каждого по одной единице. Она производит и продает два продукта K и L. Продукт K продается по 95 руб. за штуку, спрос на него составляет 130 штук в неделю. Продукт L продается по 105 руб. за штуку, и на него спрос тоже составляет 130 штук в неделю (рис. 1).

На каждом ресурсе занято по одному рабочему. Все рабочие работают 5 дней в неделю по 8 часов в день, в результате чего доступ-

1

ЛЕЩЕНКО Ирина Юрьевна,

студентка, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ное время каждого ресурса равно 2400 минут в неделю. Операционные затраты составляют 12 000 долларов. Инстинктивно любое производство стремится рассчитать прибыль от продажи всего объема продуктов. Однако в данном примере нет возможности производить по 130 штук продукта К и I в неделю, так как ресурсу С не хватает для этого мощности (табл. 1).

К 95 руб. 130шт./нед.

D 7 мин.

А

3 мин.

Рисунок 1 - Технологическая схема производства Таблица 1 - Загруженность ресурсов компании

Ресурс Время для производства K, мин. Время для производства L, мин. Общее необходимое время, мин. Необходимое время/ доступное время

А 780 390 1170 48,8%

B 910 455 1365 56,9%

C 1040 1820 2860 119,2%

D 910 455 1365 56,9%

Доступное время 2400

ЧЕПУРКО Галина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Теперь, для того чтобы определить, какой ассортимент дает компании максимальную прибыль, применим метод ABC и метод учета по TOC.

Учет затрат по методу ABC

Для определения наиболее выгодного продукта по методу ABC необходимо рассчитать себестоимость каждого их них. Поэтому ABC предлагает распределить по продуктам все затраты компании, используя для этого целое множество баз (оснований) для распределения, полагая, что таким образом решается проблема утраты актуальности. Поскольку ABC использует различные факторы затрат в качестве оснований для распределения, затраты объединяются в небольшие группы, что, по мнению сторонников ABC, позволяет получить более точную информацию об изменении затрат. При этом ABC также использует факторы затрат, не связанные напрямую с объемами производства. Система ABC концентрируется на операциях в процессе калькулирования себестоимости. Затраты переносятся с операций на продукты в зависимости от того, сколько и каких операций потребовалось для производства этих продуктов.

Таким образом, основаниями для распределения затрат в ABC являются показатели выполненных операций. В системе ABC себестоимость продукта складывается из стоимости операций, необходимых для его производства и продажи.

Таким образом, нужно определить, какие операции используются продуктами, в каком объеме они требуются для каждого продукта и какова их стоимость. Для того чтобы определить, как ресурсы задействованы в различных операциях и какие операции необходимы для производства продуктов, следует выделить соответствующие факторы.

Таблица 2 - Нормы распределения затрат в системе ABC

Операция Стои- Факторы за- Количественный Норма рас-

мость трат показатель фак- пределения

операции тора затрат

Производство 4730 Часы работы ресурсов 160 29,5625

Проверка качества 3024 Часы проверки 40 75,6000

Отгрузка 4246 Фунты 4000 1,0615

На основе этой информации можем перенести стоимость операции "Производство", "Проверка качества" и "Отгрузка" на продукты (табл. 3,4,5).

Таблица 3 - Перенос стоимости производства на продукты

K L

Часы работы ресурсов 0,4667 0,4000

Норма распределения 29,5625 29,5625

Стоимость производства на единицу 13,7958 11,8250

Таблица 4 - Перенос стоимости проверки качества на продукты

K L

Часы проверки 0,1300 0,2000

Норма распределения 75,6000 75,6000

Стоимость производства на единицу 9,8280 15,1200

Таблица 5 - Перенос стоимости отгрузки на продукты

K L

Фунты 10,0000 2,0000

Норма распределения 1,0615 1,0615

Стоимость производства на единицу 10,6200 2,1200

Теперь можно рассчитать полную себестоимость единицы продукции (табл. 6).

Таблица 6 - Полная себестоимость единицы продукции

K L

Стоимость сырья 45,00 42,00

Производство 13,80 11,83

Проверка качества 9,83 15,12

Отгрузка 10,62 2,12

Итого 79,26 71,01

Продукт К поглощает большую часть затрат, так как по факторам затрат видно, что он ис-

пользует операции компании в большей мере, чем продукт L. Если цена продукта K ниже, а стоимость сырья на его производство и используемых операций выше, мы можем смело сделать вывод о том, что это менее выгодный продукт. Таким образом, для максимизации прибыли компании мы должны отдать предпочтение продукту L, а потом, если у ресурса C останется свободное время, произвести продукт K. Мы произведем весь требуемый объем продукта L (130 штук). После его производства у ресурса C останется еще 580 минут свободного времени, что позволит нам произвести 72 штуки продукта K. В соответствии с методологией ABC оптимальный ассортимент: 130 шт. L + 72 шт. K(табл.7).

Решение управленческого учета по ТОС.

Для анализа по ТОС нам потребуются некоторые данные, уже приведенные в предыдущем анализе, а также данные, которые методология ABC не учитывала. Нам необходимы данные о проходе по каждому продукту, а также показатели прохода на единицу времени CCR (Capacity Constraint Resource - ресурс с ограниченной мощностью) (табл. 8).

По показателю прохода на единицу времени CCR мы видим, что продукт R больше всего способствует увеличению прибыли компании. Это полностью отличается от вывода, сделанного ABC. Для расчета максимальной прибыли нам надо определить ассортимент продаж. Мы произведем и продадим весь требуемый объем K (130 штук). После этого у нас останется еще 1360 минут свободного времени CCR, которые мы используем для производства 97 штук L. Таким образом, в соответствии с ТОС, ассортимент, дающий максимальную прибыль, будет таков: 130 шт. K + 97 шт. L (табл. 9).

Подход ТОС демонстрирует, что наша компания, даже ничего не меняя в текущей ситуации, может заработать 611 рублей чистой прибыли в неделю, что на 821 руб. больше чем при принятии решения в системе ABC.

и

É

8

■ Ои

IE

61

Компания осталась той же, изменился лишь способ использования имеющихся данных. ABC требует перенести все затраты на продукты, что вызывает необходимость большого количества расчетов. ТОС никакие затраты не переносит; ей достаточно данных о проходе на единицу продукта, времени обработки каждого продукта на CCR и операционных затратах компании. В учете затрат мы должны суммировать все время, которое продукт использует на каждом ресурсе, а в учете по ТОС нам достаточно знать лишь время, которое требуется каждому продукту на CCR. Но на самом деле важно не столько количество данных, сколько качество получаемой в итоге информации. Информация, представленная двумя рассмотренными подходами, существенно разнится.

Таблица 7 - Максимальная прибыль компании в соответствии с ABC

Таблица 9 - Максимальная прибыль в соответствии с ТОС

Продукт Спрос (прогноз) Ассортимент, дающий максимальный проход Накопление использования CCR, % Общий проход по продукту

К 130 130 43,3 6500

L 130 97 99,9 6111

Общий проход Операционные затраты Чистая прибыль 12611 12000 611

K L Итого

Объем производства, шт. 72 130

Цена продажи, руб./ед. 95 105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоимость сырья, руб./ед. 45 42

Выручка 6840 13650 20490

Стоимость сырья 3240 5460 8700

Валовая прибыль 3600 8190 11790

Операционные расходы 12000

Прибыль -210

Для одного и того же ассортимента итоговая прибыль будет одинаковой в обеих методологиях только при условии, что объемы незавершенного производства и запасов готовой продукции остаются неизменными. Причина заключается в том, что ABC распределяет затраты по продуктам, а ТОС нет. Распределение затрат по продуктам приводит к тому, что часть расходов компании по сути "складируется" вместе с продуктами, в результате чего их признание в учете запаздывает.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет затрат по ТОС наиболее эффективно использует имеющуюся информацию, лучше выявляет прибыльный ассортимент, что позволяет более точно рассчитать максимальную прибыль.

Таблица 8 - База данных по продуктам

Продукт Цена, руб. TVC, руб. Проход на единицу (Тц ), руб. Время обработки на CCR, мин. Проход (Тц) на 1 мин. CCR, руб/мин.

К 95 45 50 8 6,25

L 105 42 63 14 4,50

Литература:

1. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г. Куста-рев В.^Управление затратами на предприятии - СПб.: Питер, 2012.

2. Чепурко Г.В., Лещенко И.Ю. Совершенствование системы управления затратами // KANT. - 2013. - №2(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.