Научная статья на тему 'Сравнительный анализ развития высшей школы в Свердловской области и России'

Сравнительный анализ развития высшей школы в Свердловской области и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ развития высшей школы в Свердловской области и России»

И. А. Майбуров , А. Д. Выварец

Сравнительный анализ развития высшей школы в Свердловской области и России

В начале нового тысячелетия мы оказались свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду с постепенным осознанием его решающего значения не только для социально-культурного и экономического развития, но и как стратегического фактора выживания страны в условиях ее глубокого кризиса.

При этом анализ состояния высшей школы весьма важен как для государства в целом, так и для конкретной территории, в частности для субъектов Федерации, формирующих в настоящее время собственные концепции развития. Все эти программы требуют кадрового обеспечения, в том числе и специалистами с высшим образованием. Кроме того, центр тяжести проблемы соответствия уровня развития высшей школы запросам экономики и общества, в целом, по нашему мнению, должен в будущем сместиться на региональный уровень, поскольку именно здесь в современных условиях сосредотачиваются реальные рычаги управления экономикой. Настоящая статья посвящена анализу основных показателей развития высшей школы в Свердловской области. В качестве сравнения взяты аналогичные общероссийские показатели. В работе представлена главным образом динамика количественных характеристик, позволяющих оценить некоторые качественные изменения. Одним из основных показателей, характеризующих динамичность развития системы высшего профессионального образования в пореформенный период, является численность студентов. Сравнительная динамика численности студентов, обучающихся в вузах Свердловской области, представлена в табл. 1 [1, 2].

Таблица 1

Динамика численности студентов в расчете на 10000 населения

Территория Начало учебного года

1990/91 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02

Численность студентов вузов всех форм собственности

Свердловская область 180 185 202 227 244 292 336 382

Россия 190 189 202 222 247 280 327 375

Численность студентов государственных вузов

Свердловская область 180 175 187 207 226 264 304 334

Россия 190 179 190 208 229 256 294 331

Численность студентов государственных вузов, обучающихся за счет бюджета

Свердловская область 180 156 157 162 159 164 165 167

Россия 190 163 168 175 176 182 189 192

Численность студентов негосударственных вузов

Свердловская область 0 10 15 20 18 28 32 48

Россия 0 10 12 14 18 24 33 44

Все увеличивающийся спрос на высшее образование начиная с середины 1990-х годов привел к резкому повсеместному увеличению численности студентов. Причем следует отметить, что по области численность студентов увеличивается даже более быстрыми темпами, чем по России в целом. Так, за период с 1990 по 2001 год численность студентов области возросла в 2,12 раза, в то время как по России — только в 1,97 раза. Но доступность высшего образования, выраженная в численности студентов, обучающихся за счет бюджета, в Свердловской области существенно

ниже общероссийского уровня: 167 студентов на 10 тысяч населения против 192 — по России. Это, безусловно, тревожный сигнал.

Негосударственный сектор высшей школы Свердловской области развивается темпами, соразмерными с общероссийскими. Так, численность студентов, обучающихся в данном секторе по области, начиная с 1996 года стабильно превышает аналогичный показатель по России (см. табл. 1).

Динамика выпуска специалистов вузами Свердловской области и сравнительных данных по России приведена в табл. 2 [1, 4].

Таблица 2

Выпуск вузовских специалистов в расчете на 10 тыс.

населения

Территория Конец учебного года

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Выпуск специалистов вузами всех форм собственности

Свердловская область 26 27 28 32 34 42 48 50,5

Россия 27 27 29 31 34 38 44 50

Выпуск специалистов государственными вузами

Свердловская область 26 27 27 31 33 39 46 46,5

Россия 27 27 28 30 32 35 40 45

Выпуск специалистов негосударственными вузами

Свердловская область 0 0,4 0,9 1,1 1,3 3,2 2,1 4

Россия 0 0,5 0,9 1,5 2 3 4 5

Таблица 3

Подготовка кадров высшей квалификации

Территория 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Численность вузовских аспирантов в расчете на 10000 населения (чел./10000 чел.)

Свердловская область 1,77 2,53 3,01 3,65 4,03 4,37 4,87

Россия 2,48* 3,44 4,23 5,02 5,64 6,29 6,92

Доля защит диссертаций в срок от выпуска аспирантуры вузами (%)

Свердловская область 24,1 10,6 20,6 23,0 19,6 22,6 27,0

Россия 23,2* 23,5 24,6 25,6 17,1 18,5 31,5

Численность вузовских докто рантов в расчете на 10000 населения (чел./10000 чел.)

Свердловская область 0,057 0,135 0,142 0,161 0,192 0,202 0,227

Россия 0,076* 0,116 0,142 0,181 0,221 0,244 0,256

Доля защит диссертаций в срок от выпуска докторантуры вузами (%)

Свердловская область — 33,3 28,6 26,1 16,7 27,3 29,0

Россия 38,9* 28,6 36,1 36,1 38,8 34,0 38,5

Анализируя данные табл. 2, можно увидеть, что выпуск специалистов вузами Свердловской области в течение трех последних лет также превышает аналогичный общероссийский показатель, в первую очередь за счет значительного увеличения выпуска специалистов государственными вузами. Негосударственные вузы области в 2000/01 учебном году выпустили практически в 2 раза меньше специалистов в расчете на 10 тысяч населения, чем в целом по России. Кроме того, доля

дипломов гособразца в общей массе выданных негосударственными вузами области дипломов составила только 61%, при среднем значении данного показателя по России — 81%. В 2001/02 учебном году показатель выпуска специалистов этим сектором области был значительно улучшен, но все-таки продолжает оставаться меньше общероссийского. Динамика показателей, характеризующих подготовку кадров высшей квалификации вузами Свердловской области, представлена в табл. 3 [4, 5].

Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что, несмотря на значительное улучшение ряда показателей послевузовского образования за десятилетний период: увеличения численности аспирантов вузов в 2,67 раза, докторантов — в 3,85 раза, наблюдается существенное отставание интенсификации процесса подготовки кадров высшей квалификации в Свердловской области от средних значений по России. Так, продолжает увеличиваться разрыв в численности аспирантов в расчете на 10 тыс. населения; если в 1995 году данный показатель был меньше общероссийского на 36%, то в 2000 году — уже на 42%. Численность докторантов в расчете на 10 тыс. населения в 1995 году даже превышала аналогичный показатель по России, но с 1997 года наблюдается отставание в темпах прироста численности докторантов по области: в результате в

2000 году он был меньше общероссийского уже на 13%.

Эффективность работы вузовской аспирантуры и докторантуры в области также существенно ниже, чем в России. Количество защищенных в срок диссертаций выпускниками аспирантуры по области в 1,17 раза ниже, чем по России в целом. Аналогичный показатель по докторским защитам в срок окончившими докторантуру свидетельствует об еще большем разрыве: по области в 2000 году он был ниже общероссийского в 1,33 раза.

На фоне беспрецедентного увеличения основных показателей, характеризующих образовательную деятельность высшей школы области, следует особое внимание уделить анализу ее кадрового потенциала. На рис. 1 представлена динамика структуры профессорско-преподавательского состава (ППС) государственных вузов области [1].

Рис.1. Динамика структуры ППС госвузов Свердловской области

Сопоставляя данные табл. 1 и рис. 1, можно увидеть, что произошедшее за период с 1990 по 2001 год в области увеличение студенческого контингента госвузов в 1,8 раза сопровождалось увеличением численности штатного ППС только в 1,09 раза. При этом происходит процесс уменьшения численности ППС, работающего на полной ставке, и незначительного, но уменьшения доли ППС, имеющего степень кандидата наук.

В чем причина этих негативных тенденций? Ведь подготовка кадров высшей квалификации в последнее время значительно активизировалась. Получается, что докторанты после защиты диссертации остаются работать в вузах (численность этой категории ППС увеличилась за последние одиннадцать лет практически в 2 раза), а молодые кандидаты наук уходят из

государственной высшей школы в бизнес, негосударственные вузы, туда, где уровень заработной платы будет соответствовать их квалификации.

Возрастная структура ППС, приведенная на рис. 2 [1], свидетельствует, что тенденция к оттоку из высшей школы преподавателей в возрасте 30-59 лет в области до сих пор не преодолена. Кроме того, очень низка доля наиболее работоспособной категории преподавателей — в возрасте 30-39 лет, соизмеримая по своей величине с долей ППС в возрасте 60-65 лет. Процесс старения преподавательских кадров госвузов области налицо.

□■Зі.12 и □ Э1.12Н) ■31.12 99 □Э' 12 90

К положительным факторам можно отнести тенденцию постепенного увеличения доли молодежи (до 30 лет) и стабилизации численности преподавательских кадров в возрасте более 65 лет.

Сравнительные данные по структуре ППС государственных вузов Свердловской области и России представлены в табл. 4 [1, 2].

Таблица 4

Структура штатного П ПС госвузов в начале 2001/02 учебного года

Показатель Свердловская область Россия

Абсолютное значение, чел. Доля, % Абсолютное значение, чел. Доля, %

Основной (штатный) персонал 7286 100 272719 100

Из них имеют степень доктора наук 793 10,8 29756 10,9

степень кандидата наук 3438 47,2 128531 47,1

звание профессора 754 10,3 28187 10,3

звание доцента 2698 37,0 90171 33,1

В том числе: работающий на 6075 83,4 237672 87,1

Рис. 2. Возрастная структура основного (штатного) ППС госвузов области

Структура штатного П ПС госвузов в начале 2001/02 учебного года

Показатель Свердловская область Россия

Абсолютное значение, чел. Доля, % Абсолютное значение, чел. Доля, %

полной ставке

работающий на условиях штатного совместительства 1422 19,5 56454 20,7

Таблица 5

Структура ППС негосударственных вузов в начале 2000/01 учебного года

Показатель Свердловская область Россия

Абсолютное значение, чел. Доля, % Абсолютное значение, чел. Доля, %

Общая численность преподавателей 701 100 42400 100

Из них имеют степень доктора наук 130 18,5 5200 12,3

степень кандидата наук 358 51,1 19700 46,5

звание профессора 124 17,7 5200 12,3

звание доцента 303 43,2 15300 36,1

В том числе работающий на условиях штатного совместительства 517 73,8 27800 65,6

Сопоставительный анализ данных, приведенных в табл. 4, свидетельствует о практически полной идентичности структуры ППС госвузов области общероссийским показателям.

Сравнительные данные по структуре ППС негосударственных вузов Свердловской области и России представлены в табл. 5 [4, 5].

ППС негосударственных вузов области имеет даже более качественную структуру, чем в целом негосударственная высшая школа России: доля докторов наук больше в 1,5 раза, кандидатов — в 1,1 раза, профессоров — в 1,44 раза, доцентов — 1,2 раза, но вместе с тем значительно выше и доля совместителей — в 1,12 раза.

В целом кадровая ситуация в вузах Свердловской области хотя и тревожная, но отнюдь не критическая. При разработке реальных механизмов стимуляции профессионального роста, прежде всего для молодых преподавателей, преемственность научно-педагогических коллективов в высшей школе не будет утеряна.

Особый интерес вызывает сравнительный анализ исследовательской деятельности государственных вузов Свердловской области и России в целом (табл. 6) [5, 6].

Таблица 6

Исследования и разработки в государственных вузах в 2000 году

Показатель Свердловская область Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение Доля, % Значение Доля, %

Персонал, занятый исследованиями и разработками 789 100 40787 100

Исследования и разработки в государственных вузах в 2000 году

Показатель Свердловская область Россия

Значение Доля, % Значение Доля, %

(без совместителей), чел.

Из них имеют степень доктора наук 24 3,0 2120 5,2

кандидата наук 143 18,1 9993 24,5

Соотношение вузовских исследователей к общей численности ППС (без учета совместителей), чел. 514 7015 7,33 28325 265186 10,68

Соотношение вузовского персонала, занятого исследованиями и разработками, к общей численности ППС (с учетом совместителей), чел. 5661 8093 69,9 130387 315793 41,3

Соотношение персонала вузовского сектора к общей численности персонала на территории, занятого сследованиями и разработками (без совместителей), чел. 789 27565 2,86 40787 887729 4,59

Сумма внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на штатную единицу персонала, тыс. руб./год 117,2 — 85,6 —

Сумма внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на единицу персонала (с учетом совместителей), тыс. руб/год 16,3 — 26,8 —

Соотношение внутренних затрат вузовского сектора к общим внутренним затратам на исследования и разработки на территории, млн руб. 92,5 2191,7 4,22 3489,3 76697,1 4,55

Как видно из табл. 6, квалификационная структура вузовского персонала, занятого исследованиями и разработками, в Свердловской области заметно хуже общероссийской: меньше доли докторов наук (3 против 5,2% по России) и кандидатов наук (18,1 против 24,5% по России). Наблюдается также кадровая диспропорция: значительно ниже (в 1,46 раза) доля исследователей, занимающих научные должности, отнесенная к общей численности ППС госвузов в Свердловской области, по сравнению с аналогичным показателем по России, но вместе с тем доля персонала, занимающегося исследованиями и разработками, с учетом совместителей, в области в 1,69 раза выше, чем по России. В итоге финансовые показатели, характеризующие исследовательский процесс в вузовском секторе, — в первую очередь сумма внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на штатный персонал и на персонал с учетом совместителей, — отражают данную диспропорцию. Так, сумма внутренних затрат в расчете на штатную единицу по Свердловской области превышает российский показатель в 1,37 раза, в то время как те же внутренние затраты в расчете на единицу персонала с учетом совместителей (более объективный показатель в силу специфики вузовского сектора) по области меньше, чем по России, в 1,64 раза. Но в целом доли внутренних затрат вузовского сектора в общих внутренних затратах в Свердловской области (4,22%) и по России (4,55%) отличаются несущественно — всего на 7%.

Проводимый нами сопоставительный анализ без рассмотрения показателей обеспеченности высшей школы общежитиями и учебно-лабораторными площадями был бы, конечно же, неполным.

В табл. 7 представлены основные показатели, характеризующие обеспеченность государственных вузов учебно-лабораторными площадями в период с 1995 по 2001 год.

Таблица 7

Территория Начало учебного года

1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02

Общая площадь учебно-лаборато зных зданий (тыс. м2)

Свердловская область 806,1 823,0 843,8 866,0 879,9 907,6 955,3

Россия 21304,0 21775,9 22511,5 23875,6 25245,0 26597,5 28334,1

В том числе учебная и учебно-вспомогательная площадь (тыс. м )

Свердловская область 441,8 452,2 454,5 510,0 522,8 514,5 627,8

Россия 19669,6 22209,3

Обеспеченность учебными и учебно-вспомогательными площадями в расчете на одного студента приведенного контингента (м2)

Свердловская область 8,06 7,91 7,46 7,81 7,27 6,55 7,36

Россия 7,38 7,42

Как видно из табл. 7, темпы ввода в действие дополнительных учебно-лабораторных площадей госвузов области существенно отстают от средних по России. Так, если за период с 1995 по 2001 год данная площадь по всему государственному сектору высшей школы увеличилась на 33%, то по Свердловской области — только на 18,5%.

Следует отметить, что показатель расчета общей площади учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента приведенного контингента был бы недостаточно объективен, т. к. часть площадей вузы сдают в аренду, часть находится на капитальном ремонте, зачастую достаточно длительном , кроме того, в данный показатель включается подсобная площадь, поэтому реальную обеспеченность студентов учебно-лабораторными площадями лучше оценивать по показателю учебных и учебно-вспомогательных площадей в расчете на одного студента приведенного контингента (см. табл. 7). Разница по этому показателю в 2000/01 учебном году была значительна, и не в лучшую для области сторону. Однако в 2001/02 учебном году (впервые за последние семь лет) госвузам области удалось ввести в учебный процесс дополнительно 113,3 тыс. м2, в том числе 25,2 — за счет завершения реконструкции помещений, находившихся на капитальном ремонте; 41,9 — за счет реконструкции и перевода помещений из подсобного в учебный фонд; 11,4 — за счет дополнительной аренды помещений у сторонних организаций и 34,8 тыс. м2 — за счет ввода в эксплуатацию новых учебных площадей. В результате обеспеченность студентов учебнолабораторными площадями по области практически сравнялась с общероссийским показателем.

Обеспеченность студентов госвузов Свердловской области общежитиями можно оценить по данным, представленным в табл. 8 [1, 2, 3].

Таблица 8

Динамика обеспеченности студентов госвузов общежитиями

Территория Начало учебного года

1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02

Общая жилая площадь общежитий (тыс. м )

Свердловская область 247,8 255,6 255,4 255,4 251,6 248,8 255,1

В том числе занимаемая студентами дневного обучения (тыс. м )

Свердловская область 178,9 182,7 182,9 179,3 175,0 142,8 129,5

Россия 4954,4 5066,6

Доля студентов, проживающих в общежитиях, в общем числе нуждающихся (%)

Территория Начало учебного года

1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02

Свердловская область 89,8 91,5 92,7 91,5 89,3 88,4 85,9

Россия 85,0 88,3 88,0 87,4 86,0 85,1 —

Жилая площадь, приходящаяся на одного студента дневного отделения, проживающего в общежитии (м2)

Свердловская область 7,9 8,7 8,9 9,0 8,8 6,5 6,1

Россия 8,3 8,2

По данным табл. 8 можно увидеть, что общая жилая площадь общежитий госвузов области увеличилась за семь лет только на 2,9%, при этом в течение последних двух лет наметилась очень тревожная тенденция сокращения поселения иногородних студентов в пользу обеспечения общежитиями вспомогательного и преподавательского персонала. Так, площадь общежитий, занимаемая студентами, только за последние два года сократилась на 45,5 тыс. м2 или на 35%, в результате норма жилой площади на одного студента уменьшилась с 9 м2 в 1998 году до 6,1 м2 в

2001 году. К тому же, если сравнить структуру использования общежитий, то можно увидеть, что в 2001/02 учебном году в области студенты занимали только 50,8% от общей жилой площади общежитий госвузов, в то время как по России этот показатель составляет 78,4%. В целом обстановку с обеспеченностью иногородних студентов общежитиями в Свердловской области можно оценить как крайне тяжелую. Обеспеченность негосударственных вузов учебными площадями характеризуют данные, приведенные в табл. 9 [3, 5].

Таблица 9

Обеспеченность учебными площадями негосударственных вузов в 2000/01 учебном

году

Общая площадь учебных помещений, м 68248 2721800

Из общей площади учебная: в м 50479 2221200

в % от общей площади 74,0 81,6

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что доля собственных площадей по области (12 %) значительно ниже общероссийского показателя (22,8%). Кроме того, несущественно, но меньше в негосударственной высшей школе области приходится учебной площади на одного студента приведенного контингента, чем по России. В целом следует констатировать, что обеспеченность студентов негосударственных вузов учебными площадями на сегодняшний день существенно лучше обеспеченности студентов государственного сектора высшей школы. В заключение приведем динамику данных о численности вузов и усредненной численности обучающихся в них студентов (табл. 10) [1, 2].

Таблица 10

Динамика численности учреждений высшей школы

Территория Начало учебного года

1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02

Число госвузов (ед.)

Свердловская область 16 17 18 19 19 21 20

Россия 569 573 578 580 590 607 621

Средняя численность студентов, обучающихся в одном госвузе (студ./вуз)

Свердловская область 5124 5145 5382 5518 6436 6636 7653

Динамика численности учреждений высшей школы

Территория Начало учебного года

1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02

Россия 4666 4891 5271 5771 6319 70,36 77,25

Число негосударственных вузов (ед.)

Свердловская область 6 7 7 7 11 12 13

Россия 193 244 302 334 349 358 387

Средняя численность студентов, обучающихся в одном негосударственном вузе (студ./вуз)

Свердловская область 759 985 1220 11,68 1092 1212 1670

Россия 702 666 668 751 988 1315 1627

На территории Свердловской области за период с 1995 по 2001 год число госвузов увеличилось на 25% (по России — только на 9,1%), негосударственных вузов — в 2,2 раза (по России — в 2 раза), т. е. темпы увеличения численности учреждений сферы «Высшее образование» на территории области даже превышают общероссийские показатели. При этом усредненная численность студентов госвузов, расположенных на территории Свердловской области, практически не уступает среднестатистическому российскому госвузу, а негосударственные вузы области даже превосходят по крупности аналогичные вузы России.

Подводя итог краткому сопоставительному анализу динамики основных показателей развития высшей школы в Свердловской области с общероссийскими, можно сделать вывод, основываясь на близости значений большинства рассмотренных показателей, о сходстве темпов и уровня развития высшей школы на территории Свердловской области и России в целом.

Литература

1. Высшие учебные заведения Свердловской области: 1990, 1995-2001: Стат. сб. / Свердловский облкомстат. Екатеринбург, 2002. 16 с.

2. Высшая школа в 2001 г.: Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования / Под ред. А. Я. Савельева. М.: НИИВО, 2002. 203 с.

3. Высшее образование в России: 2001: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2002. 127 с.

4. Российский статистический ежегодник: 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. 679 с.

5. Набойченко С. С., Выварец А. Д., Кулин А. А., Майбуров И. А. и др. Анализ и диагностика состояния высшей школы и научно-технологической безопасности на территориях УрФО. Екатеринбург: ГОУ УГТУ—УПИ, 2002. 258 с.

6. Наука в России: Стат. сб. / Госкомстат России, ЦИСН. М., 2001. 109 с.

© И. А. Майбуров, А. Д. Выварец, 2002

Майбуров И. А. Сравнительный анализ развития высшей школы в Свердловской области и России / И. А. Майбуров, А. Д. Выварец // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. -№ 4(23). С. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.