Научная статья на тему 'Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития'

Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2090
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития»

А. Д. Вольфовская

Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Изучением развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития занимались Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, Е.В. Мальцева, Ж.В. Антипова и др. [1, 2, 3, 4]. Характеризуя актуальность изучения данного вопроса, авторы отмечали, что развитие высших психических функций играет важную роль в становлении речи. Недостаточная сформированность интеллектуальных предпосылок развития речи приводит к задержке и нарушению формирования речи. В свою очередь, позднее появление речи, несфор-мированность языковых средств отрицательно влияют на развитие мышления и других психических процессов, обусловливают специфическую недостаточность когнитивного развития у детей с речевой патологией.

С целью изучения особенностей развития лексики у детей с ОНР и ЗПР было проведено экспериментальное исследование. В нем принимали участие дети 5-5,5 лет с ОНР (III уровня речевого развития), и их сверстники с ЗПР (церебрально-органического генеза), образовавшие две экспериментальные группы. В контрольную группу вошли дети с нормальным речевым и психическим развитием. Во всех группах было по десять испытуемых.

Исследование состояло из двух основных блоков:

I - Изучение у детей состояния высших психических функций;

II - Изучение уровня развития лексики.

Анализ экспериментальных данных по результатам исследования развития высших психических функций у детей с ОНР, с ЗПР и у дошкольников с нормальным речевым и психическим развитием показал, что у детей экспериментальных групп неустойчивое поверхностное внимание, недостаточная концентрация внимания, неполноценно сформировано дифференцированное слуховое и зрительное восприятие, недостаточно развито словесно-логическое мышление. У детей с ЗПР данные особенности были выражены сильнее, чем у дошкольников с ОНР вследствие более сложной картины нарушения темпа развития интеллекта и личности, что обусловливается более грубым и стойким нарушением созревания мозговых структур.

При исследовании лексики у детей обеих экспериментальных групп были выявлены предикативный и расчлененный уровни развития им-прессивного словаря: дети ориентировались в названиях предметов, действий, изображенных на отдельных и сюжетных картинках, а также произнесенных вслух без наглядного материала; различали значения

большинства предлогов и изменения значений слов, связанных с морфемами. Однако эти возможности распространялись преимущественно на те слова, которые находятся в обиходном употреблении. Восприятие менее частотных слов, слов с обобщающим значением вызывало у детей затруднения.

При исследовании активного словаря наименьшие затруднения у детей вызывала актуализация существительных, за исключением обобщающих понятий. Глаголы и прилагательные часто воспроизводились ошибочно, при этом большинство ошибок было представлено заменами слов на основе их семантического сходства.

Изучение активного словаря глаголов не выявило значимых различий в их употреблении детьми с ОНР и ЗПР: обе группы детей владели глагольной лексикой на недостаточном уровне, большинство детей испытывали трудности в актуализации глаголов, обозначающих профессиональную деятельность людей.

Активный словарь прилагательных также был недостаточно сформирован у детей обеих экспериментальных групп. Во многих случаях дети испытывали затруднения при актуализации притяжательных и относительных прилагательных.

Анализируя результаты исследования особенностей сформированно-сти у детей значений слов, лексической системности и семантических полей можно сделать вывод о том, что развитие данных сфер у детей обеих экспериментальных групп существенно ниже, чем у детей контрольной группы. Испытуемые не всегда могли описать тот или иной предмет, а также затруднялись классифицировать предметы. Результаты выполнения диагностических заданий позволяют предположить, что у детей начинают организовываться семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля еще недостаточно сформирована. Это может быть связано с задержанным психоречевым развитием, с неполноценными представлениями детей об окружающей действительности.

Затруднения и ошибки при подборе антонимов у детей экспериментальных групп возникали, как из-за ограниченного словарного запаса, так и из-за неумения выделять существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на

\ / V V

основе единого семантического признака. У детей контрольной группы затруднения при выполнении данных заданий наблюдались лишь в единичных случаях.

В целом проведенное исследование показало, что у детей с ОНР и ЗПР развитие лексической системы речи существенно ниже по сравнению с детьми контрольной группы, при этом количественные и качественные особенности ее развития схожи у детей обеих экспериментальных групп. Так, у дошкольников с оНр и ЗПР отмечается недостаточность и ограниченность словарного запаса, что проявлялось в безошибочном употреблении детьми только определенного

лексического минимума, требуемого для объяснения обычных жизненных ситуаций.

При оценке экспрессивной лексики установлено, что дети с ОНР и ЗПР еще не успели полностью осознать и освоить понятия о предмете, его признаках и связанных с ним действиях, что указывает на неполноценную сформированность семантических полей.

О недостаточном выделении дифференциальных признаков разных частей речи указывали многочисленные вербальные замены с использованием семантически близких слов других частей речи. У дошкольников возникали трудности дифференциации понятий, они также продемонстрировали отсутствие четких представлений о родовидовых отношениях.

При объяснении значения слов дети с ОНР и ЗПР, как и дети с нормальным речевым развитием, использовали различные пути. Дети с нормальным речевым развитием при объяснении значения слова опирались как на денотативные признаки, так и на лексико-семантические, использовали и парадигматические связи. У дошкольников с ОНР и ЗПР при объяснении значения слова преобладал денотативный компонент. Лексико-семантические признаки при объяснении слова использовали лишь 30 % детей с ОНР.

Несмотря на значительное сходство проявлений недостаточности развития лексики у дошкольников с ОНР и ЗПР, выявлены и некоторые особенности, которые можно объяснить различной структурой первичного нарушения.

Так, дети с ОНР испытывали меньшие затруднения в процессе объяснения значений слов, что свидетельствует о более успешном установлении и выстраивании ими системных связей между лексическими единицами. Дети с ЗПР чаще допускали ошибки, связанные с неточным или неправильным пониманием значения слова, неправильно выстраивали словесно-логические цепочки, что связано с наличием у них затруднений в формировании смысловых связей.

Можно предположить, что в основе затруднений в усвоении лексики у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой, в первую очередь, страдает смысловая организация речи. Это подтверждается и более низкими показателями результатов исследования неречевых психических функций у дошкольников с ЗПР.

Результаты исследования свидетельствовали, что дети с ЗПР наибольшие затруднения испытывали не в накоплении лексических средств языка, а в установлении системы связей между ними. Они с трудом и не в полном объеме могли систематизировать слова, устанавливать смысловые связи между ними, что подтверждают низкие результаты при исследовании у них лексической системности.

Трудности усвоения лексики детьми с ОНР обусловлены нарушением формирования всей языковой системы, в частности, фонетико-

фонематических компонентов, которые приводят к неполноценности процессов запоминания и воспроизведения звуковых образов слов. Полученные данные не противоречат имеющимся сведениям об особенностях речевого развития дошкольников с ОНР и ЗПР [2, 3].

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам условно разделить всех испытуемых на несколько групп в зависимости от уровня сформированности у них лексики и лексической системности.

Высокий уровень выявлен только у детей с нормальным речевым развитием, которые испытывали незначительные затруднения при выполнении заданий, направленных на изучение особенностей сформированности значений слов, лексической системности и семантических полей. При этом дети сами исправляли допущенные при ответах ошибки.

Средний уровень сформированности лексики выявлен у детей, которые испытывали выраженные затруднения и допускали многочисленные ошибки при выполнении заданий на изучение особенностей сформированности значений слов, лексической системности и семантических полей. Этих детей также отличал недостаточный объем словаря глаголов и прилагательных. В эту группу вошли шестеро дошкольников с ОНР и восемь детей с ЗПР. У этих испытуемых выявлена недостаточная сформированность произвольного внимания и памяти.

Низкий уровень развития лексики выявлен у детей, продемонстрировавших существенные затруднения при выполнении многих диагностических заданий. В эту группу вошли четверо детей с ОНР и двое дошкольников с ЗПР. У испытуемых данной группы наблюдалось сочетание недостаточного развития всех исследованных психических функций с замедленным развитием лексики. В ходе исследования у них отмечалась слабая регуляция деятельности. Словарный запас детей характеризовался бедностью и недифференцированностью, что связано с недостаточным объемом знаний об окружающем мире.

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекционно-развивающей работы по формированию лексики у детей с ОНР и ЗПР, у которых выявлен средний и низкий уровни ее развития.

Список литературы

1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. канд. пед. наук. - М., 1998.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.

4. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. - № 6. - 1990. - С. 23-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.