Научная статья на тему 'Сравнительный анализ размера пособий по временной нетрудоспособности за 2009 и 2010 гг. По республике Саха (Якутия)'

Сравнительный анализ размера пособий по временной нетрудоспособности за 2009 и 2010 гг. По республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЕЛЬНАЯ СУММА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ / МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ / MAXIMUM PAYMENT FOR TEMPORARY DISABILITY BENEFI TS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Анна Ивановна, Тимофеев Леонид Федорович

В статье представлен сравнительный анализ выплат пособий по временной нетрудоспособности, произведенных в 2009 и 2010 гг. в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 г. новых нормативных актов по страховым взносам. Представлены показатели среднедневного размера пособия, дней выплат, средней продолжительности 1 случая по временной нетрудоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TEMPORARY DISABILITY BENEFIT PAYMENTS IN 2009 AND 2010 IN THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

The article presents a comparative analysis of temporary disability benefi t payments in 2009 and 2010, after new normative acts on insurance contributions that had been introduced on January 1, 2010. It includes fi gures on the average daily benefi t amount, duration of payment in days, average duration of one temporary disability case.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ размера пособий по временной нетрудоспособности за 2009 и 2010 гг. По республике Саха (Якутия)»

А.И. Румянцева1, Л.Ф. Тимофеев2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗМЕРА ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 2009 И 2010 гг. ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по PC (Я)1,

677027, ул. Октябрьская, 15, тел.: 8(4112)-42-87-21;

Институт последипломного обучения врачей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова2, г. Якутск

Основными составляющими социального страхования являются принципы страхования и социального регулирования. Принцип социального регулирования гарантирует страховые выплаты при наступлении тех или иных страховых рисков (случаев), а принцип страхования регулирует вопросы осуществления финансирования указанных выплат. Условия и порядок осуществления финансирования страховых выплат определяются законодательными актами о конкретных видах страхования (объект страхования, перечень страховых случаев, размер страховой выплаты и. т.д.).

В современной российской системе обязательного социального страхования (ОСС) средства ОСС являются государственной собственностью и поэтому находятся в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов. При этом снижение ставок на обязательное социальное страхование в связи с введением единого социального налога превратило указанную систему в дотационную вследствие дефицита бюджетов данных фондов. Таким образом, оказался нарушенным принцип эквивалентности страхового обеспечения средствами ОСС [1].

Для исправления этой ситуации 24 июля 2009 г. были приняты федеральные законы: № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательно-

Таблица 1

Изменение размеров пособий по ВН в 2010 г. по PC (Я)

Размеры пособий Пособие по ВН (руб.)

максимальный размер в 2009 г. предельная сумма в 2010 г. сравнение с 2009 г.

Размер пособий 18 720,00 34 583,33 + 15 863,33

- район. коэф. 1,4 26 208,00 34 583,33 + 8 375,33

- район. коэф. 1,5 28 080,00 34 583,33 + 6 503,33

- район. коэф. 1,6 29 952,00 34 583,33 + 4 631,33

- район. коэф. 1,7 31 824,00 34 583,33 + 2 759,33

- район. коэф. 2,0 37 440,00 34 583,33 - 2 856,67

Резюме

В статье представлен сравнительный анализ выплат пособий по временной нетрудоспособности, произведенных в 2009 и 2010 гг. в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 г. новых нормативных актов по страховым взносам. Представлены показатели среднедневного размера пособия, дней выплат, средней продолжительности 1 случая по временной нетрудоспособности.

Ключевые слова: предельная сумма пособия по временной нетрудоспособности, максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности.

A.I Rumyantseva, L.F. Timofeev

COMPARATIVE ANALYSIS OF TEMPORARY

DISABILITY BENEFIT PAYMENTS IN 2009 AND 2010 IN THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

SR(Y) Regional Department of the RF Social Insurance Fund;

Institute for Post-graduate Medical Training, M.K. Ammosov

North-Eastern federal university, City of Yakutsk, Yakutsk

Summary

The article presents a comparative analysis of temporary disability benefit payments in 2009 and 2010, after new normative acts on insurance contributions that had been introduced on January 1, 2010. It includes figures on the average daily benefit amount, duration of payment in days, average duration of one temporary disability case.

Key words: maximum payment for temporary disability benefits.

го медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Введение предусмотренных данными законами норм можно считать началом реформирования системы ОСС в России.

Материалы и методы

Использованы источники литературы и научно-практические публикации, данные Единой интегрированной информационной системы ФСС РФ. В исследовании применены метод экспертных оценок, методы математической статистики и описательный метод.

Результаты и обсуждение

До 1 января 2010 г. выплаты по пособиям не были увязаны с суммой отчислений, которые работодатель пере-

Основные показатели заболеваемости

с ВУТ по PC (Я) в 2009 и 2010 гг.

Показатель РС (Я) Сравнение с 2009 г. (%)

2009 2010

Кол-во случаев ВН на 100 работающих 58,6 61,8 +5,5

Кол-во дней ВН на 100 работающих 865,1 901,7 +4,2

Среднедневной размер пособия по ВН 540,8 637,0 +17,8

числял в Фонд социального страхования (далее — Фонд), что нарушало принцип страхования. Принятыми законами с 2010 г. введено понятие страхуемого заработка и отменено ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности (ВН), который в 2009 г. составлял 18 720 руб. При этом размер пособия зависит от застрахованной суммы заработка (415 000 руб.), на которую начисляются страховые взносы, и ограничивается так называемой «предельной суммой» [2]. Таким образом, предельная сумма размера пособия за полный календарный месяц составит: при трудовом стаже до 5 лет — 20 750,0 руб. (прирост 11%), от 5 до 8 лет — 27 666,0 руб. (48%), свыше 8 лет — 34 583,3 руб. (85%) [2] (табл. 1).

Как видно из таблицы, предельная сумма пособия по ВН в 2010 г. стала больше максимального размера пособий, определенного в 2009 г., в большинстве районов республики, кроме районов, где применяется коэффициент к заработной плате 2,0.

Единая интегрированная информационная система Фонда прослеживает динамику показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) в 2009 г., до принятия, и в 2010 г. — после принятия новых законодательных актов (табл. 2). При сравнении данных показателей видно, что четко прослеживается тенденция роста всех показателей заболеваемости с ВУТ, что привело в 2010 г. к увеличению расходов средств ОСС на выплату пособий по ВН (табл. 3).

Выводы

2010 год явился переходным периодом для работодателей на уплату страховых взносов в Фонд по новым законам, которые отменили единый социальный налог (ЕСН) и, по сути, положили начало реформированию системы социального страхования. Данные изменения позволят оптимизировать бюджет Фонда, что в конечном итоге должно улучшить социальное обеспечение граждан России. Изучение расходов Фонда на выплату пособий по ВН в этот период по республике выявило следующую тенденцию:

- наблюдается дальнейшее сокращение трудовых ресурсов по отношению к 2009 г. на 3,6%;

- при этом идет увеличение случаев ВН на 100 работающих к 2009 г. на 5,5%;

- показатели дней ВН на 100 работающих также выросли на 4,2%;

Расходы на выплату пособий по ВН по PC (Я) в 2009 и 2010 гг.

Показатель РС (Я) Сравнение с 2009 г. (%)

2009 2010

Среднесписочная численность работающих (чел.) 419 508 404 566 - 3,6

Расходы на выплату пособий по ВН (тыс. руб.) 1 962 794,2 2 323 828,7 + 18,4

- среднедневной размер выплат по пособиям ВН вырос на 17,8%;

- в конечном итоге расходы Фонда по выплатам пособий по ВН увеличились на 18,4%.

Заключение

Ежегодное сокращение количества работающих отражает проблему прогрессирующего недостатка трудовых ресурсов в республике, как и в целом по России. Несмотря на то, что в последние годы государственной властью предпринимаются эффективные меры в области социальной политики, направленные на стимулирование рождаемости, снижение заболеваемости и сокращение смертности населения, процесс сокращения численности населения не прекращается. Фактор «наибольшего демографического неблагоприятствования» проявился у работающих и трудоспособных граждан, у которых продолжительность жизни и состояние здоровья имеют отрицательный вектор в демографической сфере. Сравнительный анализ показателей заболеваемости с ВУТ показывает аналогичную ситуацию и по нашей республике.

С 2010 г. Фонд восстановил функцию по администрированию страховых взносов и за счет совершенствования норм страхового обеспечения проводит работу по снижению дефицита бюджета. В ближайшие годы бюджет должен приобрести полную сбалансированность в соответствии с основными принципами социального страхования — эквивалентности взносов и страховых выплат бюджета.

Принятие указанных двух новых законов в области социального страхования позволяет сделать очень важный и серьезный шаг вперед в процессе формирования в стране по-настоящему страховой системы социальной защиты граждан, и в первую очередь — работающих.

Литература

1. Гречко В. // Вестник государственного социального страхования. - 2009. - №11. - С. 2-5.

2. Маркушина И.Ю., Май И.А. // Социальный мир. -2010. - №8. - С. 13-16.

Координаты для связи с авторами : Румянцева Анна Ивановна — вед. специалист Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РС (Я), тел.: 8964-417-95-83; Тимофеев Леонид Федорович — доктор мед. наук, профессор ИПОВ СВФУ им. М.К. Аммосова, зам. директора ФГНУ «Институт здоровья».

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.