Научная статья на тему 'Сравнительный анализ процедуры проведения экологической экспертизы в ведущих экономически-развитых странах'

Сравнительный анализ процедуры проведения экологической экспертизы в ведущих экономически-развитых странах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2898
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ENVIRONMENTAL IMPACT ASSESSMENT / ОВОС / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / США / USA / НОРВЕГИЯ / NORWAY / ECOLOGICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ардаева Ирина Александровна, Одабаи-Фард Вера Владимировна

Рассмотрена процедура экологической экспертизы. Сделан обзор нормативно-правовой базы, регулирующей процесс проведения экологической экспертизы. Проанализирована ситуация в некоторых ведущих странах, таких как Германия, США, Исландия и Норвегия. Даны рекомендации по совершенствованию системы в России и по стимулированию введения процедуры экологической экспертизы повсеместно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ардаева Ирина Александровна, Одабаи-Фард Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of ecological expertise procedure in major economically developed countries

In the article considered procedure of environmental impact assessment. Reviewed a regulatory and legal framework governing the process of environmental impact assessment. Analyzed the situation in some major countries, such as Germany, USA, Iceland and Norway. Recommendations are given on improving the system in Russia and incitements for introducing the system of environmental impact assessment everywhere.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ процедуры проведения экологической экспертизы в ведущих экономически-развитых странах»

7. Стоянова И.А. Экономические и правовые аспекты природопользования: Учебное пособие с грифом УМО. - М.: МГГУ. 2007.

8. Ефимов В.И., Петров И.В., Рыбак Л.В., Стоянова И.А. Состояние природных ресурсов и воздействие антропогенных факторов на среду урбанизированных территорий Кузбасса (анализ за 2007 год) — М.: МГГУ, 2009. - 328 с.

УДК 622.338 © И.А. Ардаева, В.В. Одабаи-Фард, 2013

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ВЕДУЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИ-РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Рассмотрена процедура экологической экспертизы. Сделан обзор нормативно-правовой базы, регулирующей процесс проведения экологической экспертизы. Проанализирована ситуация в некоторых ведущих странах, таких как Германия, США, Исландия и Норвегия. Даны рекомендации по совершенствованию системы в России и по стимулированию введения процедуры экологической экспертизы повсеместно.

Ключевые слова: экологическая экспертиза, ОВОС, Германия, США, Норвегия.

Значимость экологии как никогда высока. Вопросы регулирования хозяйственной деятельности человечества с целью сокращения его вредного влияния на экологию занимают первое место среди приоритетных проблем стран мира. По объемам загрязнения и одновременной значимости для развития стран необходимо выделить горнодобывающую промышленность, которая во многих странах является важнейшей для государства хозяйственной деятельностью. Среди многочисленных мер по сохранению и предотвращению загрязнения экологии стоит выделить такой инструмент как «экологическая экспертиза».

Под экологической экспертизой понимается «установление соответствия документов и (или) документации, обосновываю-

щих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» [1].

Среди существующих методов экологическую экспертизу можно признать наиболее значимым инструментом. Экологическая экспертиза имеет особенность, которая ее отличает от прочих инструментов регулирования нанесения ущерба окружающей среде. Проведение экологической экспертизы непосредственно гарантирует соблюдение экологической безопасности. В отличие от других инструментов, которые направлены на сглаживание или ликвидацию последствий от загрязнения окружающей среды, экологическая экспертиза направлена на предотвращение или сокращение количества ущерба, наносимого окружающей среде. То есть на настоящее время большинство мероприятий, проводимых с «экологической» целью носят поступательный характер, а не предотвращающий. В качестве примера можно привести отчисление экологических платежей крупными предприятиями-загрязнителями окружающей среды в государственный бюджет. Таким образом, предприятия оплачивают уже причиненный вред окружающей природной среде, однако не предпринимают никаких мер по экологизации средств производства и снижению причиняемого окружающей среде ущерба [2].

Законодательное установление данной процедуры было произведено в первых годах после начала перестройки экономики страны на рыночную модель, в 1995 году был принят закон № 174 «Об экологической экспертизе». С течением времени практически каждый год в него вносились изменения и поправки. На данный момент экологическая экспертиза состоит из двух подтипов - государственной и общественной. Перечень объектов, подлежащих обязательно государственной экологической экспертизе устанавливается вышеуказанным законом и коррелируется издаваемыми к закону поправками, дополнениями и изменениями.

Однако эта процедура в РФ, по мнению ученых, нуждается в дальнейшем развитии, так как она не справляется с растущими темпами урбанизации и экономическим давлением на ресурсы окружающей среды. Для того чтобы справиться с этими проблемами принят в ряде стран (ЕС) был разработан такой инструмент, как «Стратегическая оценка окружающей среды» (SEA), который предоставляет возможность для оценки совокупных воздействий на стратегическом уровне, а также прочих усовершенствований в системе оценки. Главной целью «Стратегической оценки окружающей среды» (SEA), а также практически неотделяемой от нее процедуры «Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)» (EIA) является рассмотрение экологических проблем в процессе планирования и принятия решения, а также проведение оценки состояния окружающей среды для ее дальнейшей защиты.

«Стратегическая оценка окружающей среды» (SEA) - это процесс, подтверждающий, что значительные воздействия на окружающую среду, проявляющиеся в ходе некоторых принятых процедур, планов и программ, выявлены, оценены, минимизированы, представлены стороне, принимающей решение, и проконтролированы; а также представлены для возможности вовлечения общества (ЕС, 2001). В странах ЕС на основании директивы ЕС 2001/42/ЕС проведение «Стратегической оценки окружающей среды» (SEA) является обязательным для определенных планов и программ. «Стратегическая оценка окружающей среды» (SEA) нацелена на прогнозирование и минимизирование возможных негативных воздействий, а также суммарных воздействий от так называемых экономических действий на стратегическом уровне, в то время как «Оценка воздействия на окружающую среду» (EIA) подтверждает, что эти процедуры выполнены еще на уровне проекта.

США стала первой страной представившей законодательные требования к процессу, который теперь известен как оценка воздействия на окружающую среду. «Национальный закон о политике в области окружающей среды», принятый в 1969 году, предусматривает, что федеральные агентства должны подгото-

вить детальный анализ любых их действий, которые подразумевают значительное влияние на качество окружающей среды (а именно «оценка состояния окружающей среды» [EA] и «Заключение о воздействии на окружающую среду» [EIS]. Заключение о воздействии на окружающую среду должно перечислять экологические последствия предполагаемых действий, негативные экологические последствия, которых невозможно избежать если предполагаемое действие будет сделано, альтернативы данному действию, и любые невосполнимые затраты ресурсов, вовлеченные в ходе данного действия. Для того чтобы выяснить нужно ли подготовить «Заключение о воздействии на окружающую среду» зачастую проводится первоначальная «оценка состояния окружающей среды» [3].

Сравнивая рассматриваемые страны, различия процедуры экологической экспертизы можно представить в виде двух стадий. При том, что в России одной из этих стадий вообще не существует.

Таблица 1

Соотношение инструментов по оценке состояния окружающей среды в России, ЕС и США [3]

США Россия Страны ЕС

Стратегическая стадия «Заключение о воздействии на ОС» Нет аналога Стратегическая оценка ОС (SEA) (ЕС 2001)

Проектная стадия «Оценка состояния ОС» [EA] и «Заключение о воздействии на ОС» [EIS] на основании «национального закона о политике в области окружающей среды» (NEPA, USA) Экологическая экспертиза (ФЗ «об ЭЭ» от 1995 г.) и ОВОЗ Оценка воздействия на ОС (ЕС 1997)

Из стран ЕС отдельно следует выделить Исландию и Норвегию, где система экологической оценки весьма структурирована (рис. 1, 2).

Developer Campot-erkt Autharity (Planning Agency} Planning Agency décidés whether an ElAfcs required according to lista in Appendix 1,2» critersas in Appendix 3 Statemeni made public {1 month) Notification by public annouri Ciment rçviçw pf thç EIA programme bylhePA Public & Other Authorities Consultation vriUh permission granting authority and others according to the nature ol lt»e project

Consultation

Consultation with permission granting authority and others according to the nature of Ito project Public inspection and comments (2 weeks}

Preparation ol EîA programme and notification of the preparation

Slalement o n ihe El A programme (1 monlhï ->

Preparation of EIS —► Notification and start of raview of IheElS Décision on the EIS{10 v.wks from the notification) ; 4 Consult alien wilh permission granting authority and ethers according to the nature of thâ project. Public participation, and comments (5 weeks} Application process continued at the permission granting authority

"nie project Is rejected The project la granted a conditional сг ur. conditional approval

Рис. 1. Обзор процесса экологической экспертизы в Исландии [4]

DovBloper Competent Authority Public & Other Authorities

Competent authority decides whether an OA is required according 10 lists in Appendix 1.2 orcritarias in Appendix 3. Consultation with environmental authorities prior to screening decision. according to appendix 2.

Preparation of a study programme

ConskterationA-eview of the çtgdy programme Consultât!on with Minlst«y of the Environment, participation of authtxiiies and interested parlies (at least 6 sweeps)

Approval or rejection of the study programme

Preparation of EIS —►

Notification and review of EIS Consultation with authorities.

Statement on the EIS

Appllcation process continued at the permission granting authority

Рис. 2. Обзор процесса экологической экспертизы в Норвегии [4]

Также интересна с точки зрения подхода к структуре и отраслевому значению, система Германии:

В Германии, оценивая техногенное воздействие на окружающую среду, руководствуются тремя основными принципами. Это:

1. предотвратить нанесения вреда природе, а не устранять последствия;

2. учитывать интересы, как человека, так и животных и растений при утверждении проектов;

3. описывать наносимый ущерб природе по восьми факторам.

Эти факторы охватывают воздействие на почву; воду; воздух и климат; ландшафт; культурные объекты и прочие материальные ценности; в частности учитывается жизнь, здоровье и комфорт людей; животные; растения; а также взаимодействие этих факторов.

В результате такой оценки заблаговременно выявляются необходимые меры по охране окружающей среды. Стремление к улучшению природных условий, на взгляд немцев, - это прежде всего вклад в качество жизни, человеческое здоровье, сохранение биологического разнообразия и воспроизводимости экосистем.

Важная особенность, отличающая Российское законодательство в сфере экологической экспертизы от немецкого заключается в широкой его разработанности в Германии. Так, например, в Германии закон «Об экологической экспертизе» разработан на отраслевом уровне и имеет свои особенности даже в сфере добычи общераспространённых полезных ископаемых.

В РФ оценка воздействия на окружающую среду проводится по общему закону для всех отраслей промышленности, в результате чего приходится выполнять дополнительные работы. То есть, например, для предприятия с низкой экологической опасностью, должна проводиться оценка в таком же объеме, как и для предприятия с высокой экологической опасностью. В то время как в Германии утверждены характеристики, при которых необходима оценка воздействия на окружающую среду. Такие оценки различаются в зависимости от отрасли [5].

Конечно, при сравнительном анализе и выводах следует учитывать специфику страны, такую как площадь территории, производственный потенциал, перспективы развития в промышленности. Однако, исходя из проведенного анализа можно отметить, что законодательство следует и дальше развивать. Поправки, вносимые ежегодно в закон «Об экологической экспертизой» не успевают за темпами экономического роста и развития страны. Необходимо принять во внимание специфику многочисленных промышленных отраслей и создать необходимые для более точных расчетов приложения к закону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

2. Харитонова Г.Н. Совершенствование экологической экспертизы в ходе реформы государственного управления охраной окружающей среды // Север и рынок: формирование экономического порядка.-2011г.,-№27,-Т. 1,-С. 133-140.

3. Solodyankina S., Koeppel J. The environmental impact assessment process for oil and gas extraction projects in the Russian Federation: possibilities for improvement // Impact Assessment and Project Appraisal. -2009 r., № March, - p. 77 - 83. '

4. Интернет-источник: Законодательство и методические указания для экологической экспертизы в Арктике. http://arcticcentre.ulapland.fi/aria/legislation.asp.

5. Одабаи-Фард В.В., Петров И.В. Решение вопросов экологии в Германии при разработке месторождений нерудного сырья // Строительные материалы. - 2012. - №9. - С. 52-54.

6. Попов С. М., Болдырев А.А. Методические основы решения эколого-экономических задач на примере предприятий центра России // Горный журнал. - 2007г., - №6, - С. 29.

7. Калинин А.Р. Мотивационная составляющая экономической системы стимулирования использования природных ресурсов // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2006г., - №8, - С. 145-147.

УДК 574:003.1:622.012.2 © И.А. Стоянова, 2013

АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЙОНАХ ЛИКВИДАЦИИ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Представлен анализ мероприятий, направленных на восстановление и сохранение окружающей среды в районах ликвидации угольных предприятий. Обозначен перечень вопросов требующих решения на завершающем этапе реструктуризации.

Ключевые слова: угольное предприятие, ликвидация, сохранение и восстановление окружающей среды, мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.