Научная статья на тему 'Сравнительный анализ применения ндс в Украине и странах-членах Ес'

Сравнительный анализ применения ндс в Украине и странах-членах Ес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТИВА ЕС / НДС / НКУ / СТАВКА НДС / ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оксенюк Оксана Игоревна

В статье проведен анализ основных директив ЕС по вопросам администрирования НДС, приведены последние изменения, внесенные в нормативно-правовую базу. Здисйнено сопоставление законодательства ЕС по вопросам НДС с украинским, определены основные общие и отличительные черты, сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of VAT application in Ukraine and in the EU countries

The analysis of the main EU directives concerning VAT administrating is carried out; the most recent alterations of the normative legal foundation are cited. EU legislation concerning VAT is compared to Ukrainian one; the main common and distinct features are identified; corresponding conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ применения ндс в Украине и странах-членах Ес»

15.5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НДС В УКРАИНЕ И СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕС

Оксенюк Оксана Игоревна, аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Львовского национального университета имени Ивана Франко, г. Львов

v1777@ukr.net

ннотация: В статье проведен анализ основных директив ЕС по вопросам администрирования НДС, приведены последние изменения, внесенные в нормативно-правовую базу. Здисйнено сопоставление законодательства ЕС по вопросам НДС с украинским, определены основные общие и отличительные черты, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: Директива ЕС, НДС, НКУ, ставка НДС, льготный режим

COMPARATIVE ANALYSIS OF VAT APPLICATION IN UKRAINE AND IN THE EU COUNTRIES

Oksenuk Oksana, graduate student of Finance, Money Circulation and Loan Chair of Ivan Franko Lviv National University, Lviv

v1777@ukr.net

Annotation: The analysis of the main EU directives concerning VAT administrating is carried out; the most recent alterations of the normative legal foundation are cited. EU legislation concerning VAT is compared to Ukrainian one; the main common and distinct features are identified; corresponding conclusions are drawn.

Keywords: EU directive, VAT, Tax Code of Ukraine, VAT rate, favourable treatment

Ключевое место в гармонизации косвенного

налогообложения в ЕС занимает налог на добавленную стоимость (далее - НДС), так как он является одним из основных элементов налоговой гармонизации на межгосударственном уровне.

Концепция налоговой гармонизации возникла в ходе создания единого европейского экономического

пространства и получила дальнейшее развитие в рамках других региональных межгосударственных образований. В целях реализации этой глобальной задачи потребовалось унифицировать принципы начисления и обеспечить сближение ставок НДС и других косвенных налогов.

Средняя ставка НДС, по данным исследования Ernst & Young Global, составляет 16,4%. Среди исследованных стран наиболее высокая она в Швеции, Дании и Венгрии (25%), тогда как самая низкая используется в Сингапуре, Японии, Панаме и Малайзии (5%)1.

Стоит отметить, что Дудоров А., Карпинский Б., Копылов В., Лекарь С., Лысенко В., Семенко Т., Никитишина А. и другие ученые достаточно подробно изучали функционирование и совершенствование процесса администрирования НДС в Украине.

Гармонизацию национальных законодательств государств-членов ЕС в области косвенных налогов

1 Мишенин М.С., Аскарова З.Р. НДС в европейских странах и перспективы его дальнейшего развития [Электронный ресурс] / Мишенин М.С., Аскарова З.Р. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2011/03/40.pdf

рассматривали Энтин Л., Петров Г, Слепец В., Папам А., Толстопятенко Г., Топорнин Б., Шевчук С. Оценки, комментарии и выводы, предоставляемые этими учеными, использованные при исследовании особенностей законодательства ЕС о косвенном налогообложение.

Целью данной статьи является проанализировать особенности правового регулирования

администрирования НДС в странах-членах ЕС, сравнить определенные нормы законодательства с законодательством Украины и отметить общие и отличительные черты, а также сделать соответствующие выводы.

В начале 90-х годов произошло реформирования системы НДС в ЕС. Была образована так называемая «переходная система», которая была внедрена Директивой 91/680/ЕЕС. Следующей принятой была Директива 77/388/ЕЕС от 16.12.1991р. учитывая отмену налоговых границ. Эта Директива внесла существенные дополнения к предыдущим Директивам, в частности, внедряя часть 16 по переходному режиму налогообложения торговли между странами-членами ЕС. По структуре эта часть полностью повторяет все предыдущие части Директивы, но лишь с той разницей, что регулирует отношения, возникающие только при торговле внутри Сообщества между государствами-членами.

Директива 2002/38 дополнила уже имеющуюся нормативно-правовую базу и установила единые правила, по налогообложению теле- и радиовещания и определенных видов электронных услуг. Указанные правила позволяют государствам-членам облагать НДС электронные услуги, услуги по радио - и телевещанию, что предоставляются на основе предоплаты или оплаты в рамках ЕС.

Директивой 2003/96 также были внесены определенные дополнения и устанавливались правила применения НДС относительно налогообложения природного газа и электроэнергии. Поставки торговцам подлежат налогообложению по месту ведения бизнеса или определенному учреждению, для которого поставляются товары, тогда как поставки до конечного потребителя подлежат налогообложению по месту потребления газа, электроэнергии, которые обычно находится в месте расположения счетчика потребителя2.

Учитывая значительное количество поправок и дополнений, 28 ноября 2006 года была принята новая Директива 2006/1123. Директива 2006/112/ЕС также в свою очередь очень часто менялась в течение последних лет и поэтому, на сегодняшний день предусмотрена новая консолидированная версия 2010 года.

Также вопрос НДС в праве ЕС урегулирован в следующих Директивах:

- Тринадцатая директива Совета Европейского Сообщества 86/560/ЕЕС по гармонизации законодательства государств-членов ЕС по налогам с оборота - Правила возмещения НДС

2 Комплексное сравнительно-правовое исследование соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в сфере косвенного налогообложения [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.minjust.gov.ua/file/24943

3 Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // Official Journal L 347,

11.12.2006. - P. 118.

налогоплательщикам, не имеющих постоянного места осуществления предпринимательской деятельности на территории ЕС от 17 ноября 1986 года4;

- Директива 2008/9/EC от 12 февраля 2008 года, которая устанавливает подробные правила о возврате НДС, предусмотренный в Директиве ЕС 2006/112/EC, до налогообложения лиц, не зарегистрированных на территории государства-члена ЕС, который осуществляет возврат в другом государстве-члене5;

- Директива 2009/132/еС от 19 октября 2009 года, которая определяет сферу применения статьи 143 (b) и (c) Директивы 2006/112/EC относительно

освобождения от уплаты НДС на конечный импорт

6

отдельных видов товаров ;

- Директива Совета 2006/79/EC от 5 октября 2006 на освобождение от налогов на импорт небольших партий товаров некоммерческого характера из третьих стран7;

- Директива Совета 2007/74/EC от 20 декабря 2007 года об освобождения от уплаты НДС и акцизного налога на товары, ввозимые лицами, которые путешествуют с третьих стран 8

Рассмотрим теперь последние поправки к законодательству ЕС в части НДС, вступившие в силу с 1 января 2010. Изменения являются результатом Директивы Совета ЕС 2008/8/ЕС, 208/9/ЕС и

2008/117/ЕС, так называемый «пакет по НДС» 9 Данный пакет изменений вводится с целью упрощения и совершенствования системы НДС для международной торговли и для борьбы с мошенничеством. Он вступает в силу во всех странах ЕС и включает в себя:

1. Новые правила определения места оказания услуг.

2. Обязательную Сводную Европейскую Декларацию (Obligatory European Sales List (ESL)), в которой указываются международные услуги и изменения в ESL по товарам.

3. Новую процедуру возмещения НДС, осуществляемую в электронной форме для НДС, уплаченного в других государствах- членах ЕС.

Однако эти изменения будут вводиться поэтапно и вступают в силу с 1 января 2010 года, 2011 года, 2013 года и 2015 года.

Изменено основное правило о предоставлении услуг. С 1 января 2010 эта норма сформулирована обратным образом - по общему правилу услуги считаются оказанными по месту нахождения заказчика, т.е. получателя услуг. Соответственно реализация услуг облагается НДС именно в стране

4 Thirteenth Council Directive 86/560/EEC of 17 November 1986 on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes - Arrangements for the refund of value added tax to taxable persons not established in Community territory // Official Journal L 326, 21.11.1986. - P. 40.

5 Council Directive 2008/9/EC of 12 February 2008 // Official Journal of the European Union Law 44, 20.2.2008. - P. 23.

6 Council Directive 2009/132/EC of 19 October 2009 // Official Journal of the European Union Law 292, 10.11.2009. - P. 5.

7 Council Directive 2006/79/EC of 5 October 2006 // Official Journal of the European Union Law 286, 17.10.2006. - P. 15.

8 Council Directive 2007/74/EC of 20 December 2007 // Official Journal of the European Union Law 345, 29.12.2007. - P. 6.

9 Мишенин М.С., Аскарова З.Р. НДС в европейских странах и

перспективы его дальнейшего развития [Электронный ресурс] /

Мишенин М.С., Аскарова З.Р. - Режим доступа:

http://econf.rae.ru/pdf/2011/03/40.pdf

местонахождения заказчика по принципу «обратного налогообложения».

Это общее правило различается для заказчиков, которые являются налогоплательщиками (Business to Business или B2B) и случаев, если услуги предоставляет налогооблагаемая лицо

необлагаемому лицу (Business to Consumer или B2C). В последнем случае правило осталось прежним: местом оказания услуг является местонахождение поставщика услуг.

Вместе с тем для случая предоставления услуг между коммерческими организациями (B2B) существует список исключений для некоторых видов услуг, который выглядит следующим образом:

- услуги, связанные с недвижимым имуществом считаются предоставленными по месту нахождения имущества;

- услуги в области культуры, искусства, спорта, науки, образования и т.п. считаются оказанными по месту их фактического предоставления (с 1 января 2011 г. они попадают под общее правило, кроме «услуг по предоставлению доступа» (admission));

- услуги по перевозке пассажиров считаются

оказанными по месту осуществления перевозки при перевозке по нескольким странам - пропорционально расстоянию;

- краткосрочная аренда транспортных средств (не

более 30 дней или 90 дней для судов) - услуги считаются оказанными по месту передачи

транспортного средства в распоряжение заказчику;

- сервисное обслуживание - услуги считаются

оказанными по месту фактического предоставления (при предоставлении услуг на борту судна, воздушных судов или поездов в составе транспорта в ЕС местом предоставления услуг будет место убытия судна (поезда))10.

Следует отметить особую важность адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС в сфере косвенного налогообложения, поскольку косвенное налогообложение может ограничить свободное движение товаров и услуг в рамках внутреннего рынка. Сравнительный анализ соответствия налогового законодательства Украины требованиям Директивы N2006/112/ЕС приведены

далее.

Территориальное применение общей системы НДС предусмотрено в главе 2 Директивы 2006/112/ЕС. Речь идет о том, что общая система НДС применяется ко всем странам-членам ЕС, за некоторыми исключениями. Согласно ст. 6 эта Директива не применяется к указанным ниже территориям, входящих в состав таможенной территории Сообщества:

- Святого Афона;

- Канарских островов;

- заморских департаментов Франции (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Майотта Реюньон);

- Аландских островов;

- Нормандских островов11.

10 НДС при торговле между странами ЕС [Электронный ресурс] сайт Business Profit. - Режим доступа: http://profit.lv/ru/nalogi/72-ls-iecn-nl-jobbs-n.html

11 Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // Official Journal L 347,

11.12.2006. - P. 118.

Исходя из положений Налогового кодекса Украины (далее - НКУ)12, которые предусматривают, что НКУ регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, нормы НКУ об НДС действуют исключительно на территории Украины.

Безусловно, с точки зрения действия закона в пространстве, разница в сфере применения НКУ и Директивы 2006/112/ЕС очевидна. НКУ действует исключительно в пределах Украины, а Директива имеет сферу действия на все страны ЕС и определенные территории. Это обусловлено различным характером этих документов.

Согласно п.1 ст.9 Директивы 2006/112/ЕС, «налогоплательщик» - это любое лицо, которое самостоятельно ведет в любом месте любую предпринимательскую деятельность, какими бы не были цели или результаты такой деятельности. В этом же пункте предусмотрено, что любая деятельность производителей, торговцев или лиц, поставляющих услуги, горную и сельскохозяйственную деятельность, а также профессиональную деятельность, считается «предпринимательской деятельностью».

Эксплуатация материального или нематериального имущества в целях получения от нее дохода на постоянной основе, в частности, считается предпринимательской деятельностью13.

Государство, региональные и местные органы власти не считаются плательщиками НДС, если они действуют как субъекты публичного права. В то же время, если они ведут деятельность, которая облагается и такая деятельность может привести к существенным искажениям конкуренции,

вышеуказанные субъекты считаются

налогоплательщиками. В любом случае, органы, регулируемые публичным правом, считаются плательщиками налога в связи с деятельностью, указанной в Приложении I, если такая деятельность не осуществляется в столь малом объеме, что ею можно пренебречь. То есть, если государство, в лице уполномоченных органов, проводит операции, облагаемые НДС, то он платит этот налог, по исключением, если такая деятельность проводится в небольших объемах14.

Перечень плательщиков НДС в Украине приведен в разделе V статьи 180 НКУ15. Укажем некоторые из них:

1) любое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность и которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в установленном порядке;

2) любое лицо, зарегистрированное или подлежит регистрации в качестве налогоплательщика;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которое возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную

12 Налоговый кодекс Украины: Кодекс №2755-VI от 02.12.2010.

13 Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // Official Journal L 347,

11.12.2006. - P. 118.

14 Комплексное сравнительно-правовое исследование соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в сфере косвенного налогообложения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.minjust.gov.ua/file/24943

15 Налоговый кодекс Украины: Кодекс №2755-VI от 02.12.2010.

границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины, и др.

Следует отметить, что нормы НКУ полностью соответствуют положениям Директивы 2006/112/ЕС относительно перечня лиц, которые должны платить НДС. Однако, в НКУ отсутствует информация относительно случаев, когда государство в лице уполномоченных органов, проводит операции, облагаемые НДС. Этот пробел необходимо восполнить.

Сравнение законодательства ЕС с законодательством Украины по факту возникновения обязательств по НДС показывает, что идентичным является соблюдение принципа первого события - или поступления денег, или поставка товаров/услуг (ст. 63, 65 , 66 Директивы 2006/112/ЕС, Раздел V ст.187 НКУ)

16 17

В то же время, как и при определении понятия плательщика НДС, НКУ излишне детализирует все возможные случаи определения места поставки товаров и услуг и даты возникновения налоговых обязательств. В частности, что касается даты возникновения налоговых обязательств, то НКУ подробно описывает его возникновения при поставке товаров или услуг с использованием торговых автоматов, по договорам товарного кредита, для операций финансовой аренды (лизинга), с оплатой за счет бюджетных средств, при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, при выполнении долгосрочных договоров (контрактов) и так далее.

Порядок определения базы налогообложения в Украине практически соответствует принятому в странах ЕС. Важно отметить, что в законодательстве ЕС применяется понятие рыночной стоимости товаров, которое, по сути, идентично понятию обычной цены, используемой в законодательстве Украины. Так согласно ст. 80 главы VII Директивы 2006/112/ЕС для предотвращения уклонения от налогообложения государства-члены могут принимать меры к обеспечению соответствия базы рыночной стоимости в случае поставки товаров или услуг с использованием семейных или иных тесных личных связей, отношений управления, собственности, членства, финансовых или юридических связей, определенных государством-членом1 . В НКУ, как и раньше, база налогообложения в общем случае не должна быть меньше уровня обычной цены. При поставках без оплаты, бартере, натуральных выплатах в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога и других, база налогообложения согласно требованиям п.189.1 ст.189 НКУ определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.

В Украине ставка НДС, которая в начале 90-х годов составляла 28%, сегодня составляет 20%. Подразделением 2 раздела XX «Переходные положения» НКУ предусмотрено дальнейшее уменьшение НДС до 17% (с 1 января 2014 года)19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // Official Journal L 347,

11.12.2006. - P. 118.

17 Налоговый кодекс Украины: Кодекс №2755-VI от 02.12.2010.

18 Комплексное сравнительно-правовое исследование соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в сфере косвенного налогообложения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.minjust.gov.ua/file/24943

19 Налоговый кодекс Украины: Кодекс №2755-VI от 02.12.2010.

Сравнительный анализ ставок НДС в странах-членах ЕС показал, что стандартные ставки НДС в ЕС изменяются от 18% до 25% (см. таблицу 1).

Таблица 1

Как и в прежнем законодательстве по НДС НКУ предусматривает действие нескольких льготных режимов с НДС: применение нулевой ставки к

определенным операциям, установление перечня операций, не являющихся объектом налогообложения, и операций, освобожденных от налогообложения. При этом перечень указанных операций по сравнению с предыдущим законодательством по НДС существенно не изменен. В то же время, отдельные операции изменили статус с операций, не являющихся объектом налогообложения на освобожденные от налогообложения, и наоборот. Если сравнить эти льготные режимы с режимами, установленными в ЕС, то можно сделать вывод, что в странах ЕС нет понятия нулевой ставки, а применяются, как уже отмечалось, снижены ставки, которые устанавливаются в соотношении к базе налогообложения (см. табл. 1). Кроме этой льготы государства-члены освобождают от налогообложения ряд операций и законодательством

ЕС не предусмотрена такая льгота, как операции, которые не являются объектом налогообложения. Рассмотрим основные отличия в льготах социального назначения НДС в НКУ и Директиве № 2006/112 (см. табл.2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика льгот социального

назначения НДС в Налоговом кодексе Украины и Директиве ________________Совета ЕС №2006/112 21, 22 ________

Операции, освобожденные от налогообложения НДС Роздел V. НДС. НКУ № 2755-VI Директива совета ЕС № 200 6/112

2 3

Поставка продуктов детского питания и товаров детского ассортимента для младенцев согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины [197.1.1 п.197.1 ст.197 НКУ] + +

Поставка услуг по воспитанию и образованию детей детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств домами культуры; услуг по дошкольному воспитанию, начальному, среднему профессионально-технического и высшего образования заведениями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на поставку таких услуг, независимо от их организационноправового статуса и формы собственности согласно перечню таких услуг, определенных КМУ а также услуг по размещению учеников или студентов в интернатах или общежитиях [п.5.1.3 ст.5 ЗУ № 168/97-ВР] Редакцию этого пункта в НКУ дополнено расшифровкой услуг по образованию. + +

Поставка: а) технических и других средств реабилитации (кроме автомобилей), услуги по их ремонту и доставке; товаров специального назначения, в том числе изделий медицинского назначения для индивидуального пользования, для инвалидов и других льготных категорий населения определенных законодательством Украины по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины; б) комплектующих и полуфабрикатов для изготовления технических и других средств реабилитации (кроме автомобилей), товаров специального назначения, в том числе изделий медицинского назначения для индивидуального пользования, для инвалидов и других льготных категорий населения по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины [пп.197.1.3. п.197.1 ст.197 НКУ] + + + +

Поставка услуг по доставке пенсий, страховых выплат и денежной помощи населению (независимо от способа доставки) на всех этапах доставки до конечного потребителя [пп.197.1.4 п.197.1 ст.197 НКУ] + +

Поставка путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет поставка реабилитационных услуг инвалидам детям-инвалидам, а также предоставление путевок на санаторно-курортное лечение оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов детей-инвалидов [пп.197.1.6. п.197.1 ст.197 НКУ] + -

Расширен перечень услуг лицам, содержащимся в учреждениях пенитенциарной системы предоставление услуг по питанию, обеспечению + -

Ставки НДС в государствах-членах ЕС20

Страна Ставка НДС по состоянию на 1 июля 2013

Базовая,% Льготная, %

Австрия 20 10

Бельгия 21 6; 12

Болгария 20 9

Великобритания 20 5

Греция 23 6,5; 13

Дания 25 —

Эстония 20 9

Ирландия 23 4,8; 9; 13,5

Испания 21 4; 10

Италия 21 4; 10

Кипр 18 5; 8

Латвия 21 12

Литва 21 5; 9

Люксембург 15 3; 6; 12

Мальта 18 5; 7

Нидерланды 21 6

Германия 19 7

Польша 23 5; 8

Португалия 23 6; 13

Румыния 24 5; 9

Словакия 20 10

Словения 20 8,5

Венгрия 25 5; 18

Финляндия 24 10; 14

Франция 19,6 2,1; 5,5; 7

Хорватия 25 0; 10

Чехия 21 15

Швеция 25 6; 12

--------------------------------------------- 21 Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the

common system of value added tax // Official Journal L 347,

20 Налог на добавленную стоимость [Электронный ресурс]/сайт 11.12.2006. - P. 118.

Википедия.- Режим доступа: http://uk.wikipedia.org 22 Налоговый кодекс Украины: Кодекс №2755-VI от 02.12.2010.

Операции, освобожденные от налогообложения НДС Роздел V. НДС. НКУ № 2755-VI Директива совета ЕС № 200 6/112

1 2 3

имуществом, коммунально-бытовыми и другими услугами, предоставляемыми лицам содержащимся в учреждениях пенитенциарной системы, а именно: питание, в том числе приготовление пищи; обеспечение одеждой, бельем, обувью и постельными принадлежностями; пользования комнатами длительных свиданий и др. [пп.197.1.7 п.197.1 ст.197 НКУ]

Поставка услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке + -

Предоставление услуг по регистрации актов гражданского состояния государственными органами, уполномоченными осуществлять такую регистрацию согласно законодательству [пп.197.1.19 п.197.1 ст.197 НКУ] + -

поставки в сельской местности сельскохозяйственными товаропроизводителями услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений здравоохранения и предоставления материальной помощи (в пределах одного необлагаемого минимума доходов граждан в месяц на одного человека) продуктами питания собственного производства и услуг по обработке земли многодетным семьям ветеранам труда и войны, реабилитированным гражданам, инвалидам, одиноким пожилым лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и школам, дошкольным учреждениям интернатам, учреждениям здравоохранения [пп.197.1.24 ст.197ПКУ] + -

Освобождаются от налогообложения операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья строящегося за государственные средства [пп.197.15 п.197.1 ст.197 НКУ] + -

Временно, до 1 января 2015 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по выполнению работ и поставке услуг в издательской деятельности, деятельности по изготовлению и распространению издательствами, издательскими организациями, предприятиями полиграфии, распространителями книжной продукции, произведенной в Украине, операции пс производству и/или поставке бумаги и картона произведенных в Украине для изготовления книжной продукции, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий украинского производства, а также операции по поставке книжной продукции, произведенной в Украине кроме рекламы, услуг по размещению материалов рекламного и эротического характера и изданий рекламного и эротического характера. + -

Поставка государственных почтовых услуг и поставка сопутствующих товаров (пп.(а) ст.132 Директивы Совета Ес № 2006/112) - +

Обслуживание в стационарных больницах медицинское обслуживание и непосредственно связанная с ним деятельность, осуществляемая государственными организациями в соответствии с законом (пп.(Ь) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Медицинское обслуживания при осуществлении медицинской и парамедицинские деятельности (пп.(с) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Поставка человеческих органов, крови и молока (пп.^) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Поставка услуг зубными техниками в их - +

Операции, освобожденные от налогообложения НДС Роздел V. НДС. НКУ № 2755-VI Директива совета ЕС № 200 6/112

2 3

профессиональной деятельности и поставка зубных протезов для стоматологов и зубных техников (пп.^) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112)

Поставка услуг и товаров, непосредственно связанных с социальным обеспечением и социальной помощью, включая поставку товаров домам престарелых органами публичного права или другими организациями, которые признаны странами-участниками ЕС относящимися к социальному обеспечению (пп.(д) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Частное обучение, включая платное среднее и высшее образование (пп.ф ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Поставка тех или иных услуг, связанных со спортом или физическим воспитанием некоммерческими организациями, для лиц занимающихся спортом или физическим образованием (пп.(т) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) + +

Предоставление транспортных услуг для больных или травмированных лиц, пострадавших в автомобильной аварии (пп.(г) ст. 132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Деятельность государственных органов радио-и телевидения, кроме носящих коммерческий характер (пп.^) ст.132 Директивы Совета ЕС № 2006/112) - +

Анализируя данные, приведенные в Таблице 2, можно сделать вывод, что с принятием НКУ законодатель несколько расширил перечень льгот социального направления, в частности:

1) расширен и дополнен льготами для инвалидов редакцию старого пп.5.1.4 п.5.1 ст.5 ЗУ №168/97-ВР23 путем освобождения от налогообложения НДС поставки товаров специального назначения для инвалидов;

2) редакция пункта 5.1.9 ЗУ №168/97-ВР относительно

освобождения от НДС поставки путевок на санаторнокурортное лечение в НКУ дополнен: поставка

реабилитационных услуг инвалидам, детям-инвалидам, а также предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и отдых инвалидов, детей-инвалидов;

3) в НКУ выделена новая льгота - освобождаются от налогообложения операции по поставке строительномонтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства;

4) поставка услуг по воспитанию и образованию детей детскими музыкальными и художественными школами дополнен расшифровкой услуг по образованию, включающий в себя более широкий перечень таких услуг.

Также включение услуг инвалидам или детям-инвалидам в перечень операций, освобожденных от НДС, должны хотя бы частично уменьшить затраты на профилактику, лечение, поддержание состояния здоровья инвалидов и их оздоровление, рекреацию.

Однако по сравнению с операциями освобожденными от НДС, содержащиеся в Директиве Совета ЕС

23 О налоге на добавленную стоимость: Закон Украины №168/97-ВР от 03.04.1997г.

№2006/112, некоторые из них отсутствуют в НКУ, а именно:

1) поставка государственных почтовых услуг (в НКУ не являются объектом налогообложения);

2) обслуживание в стационарных больницах, медицинское обслуживание и непосредственно связанная с ним деятельность, осуществляемая государственными организациями в соответствии с законом;

3) поставка человеческих органов, крови и молока;

4) поставка услуг зубными техниками в их профессиональной деятельности и поставка зубных протезов для стоматологов и зубных техников;

5) поставка услуг и товаров, связанных с защитой детей и подростков органами публичного права;

6) частное обучение, включая платное среднее и высшее образование (в НКУ такая операция не является объектом налогообложения);

7) предоставление транспортных услуг для больных или травмированных лиц, пострадавших в автомобильной аварии;

8) деятельность государственных органов радио- и телевидения, кроме носящих коммерческий характер, и тому подобное.

Выводы. Проведя сравнительный анализ определенного перечня элементов НДС определенных Директивой Совета ЕС №2006/112 и НКУ можно сделать вывод, что принятие НКУ является одним из важнейших шагов на пути ускорения адаптации налогового законодательства Украины к законодательству ЕС в сфере косвенного налогообложения, но следует отметить, что дальнейшее гармонизация норм украинского налогового законодательства требует пересмотра и дополнения НКУ.

Список литературы:

1. Мишенин М.С., Аскарова З.Р. НДС в европейских странах и перспективы его дальнейшего развития [Электронный ресурс] / Мишенин М.С., Аскарова З.Р. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2011/03/40.pdf

2. Комплексное сравнительно-правовое исследование соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в сфере косвенного налогообложения [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.minjust.gov.ua/file/24943

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // Official Journal L 347,

11.12.2006. - P. 118.

4. Thirteenth Council Directive 86/560/EEC of 17 November 1986 on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes - Arrangements for the refund of value added tax to taxable persons not established in Community territory // Official Journal L 326, 21.11.1986. - P. 40.

5. Council Directive 2008/9/EC of 12 February 2008 // Official Journal of the European Union Law 44, 20.2.2008. - P. 23.

6. Council Directive 2009/132/EC of 19 October 2009 // Official Journal of the European Union Law 292, 10.11.2009. - P. 5.

7. Council Directive 2006/79/EC of 5 October 2006 // Official Journal of the European Union Law 286, 17.10.2006. - P. 15.

8. Council Directive 2007/74/EC of 20 December 2007 // Official Journal of the European Union Law 345, 29.12.2007. - P. 6.

9. НДС при торговле между странами ЕС [Электронный ресурс] сайт Business Profit. - Режим доступа: http://profit.lv/ru/nalogi/72-ls-iecn-nl-jobbs-n.html

10. Налоговый кодекс Украины: Кодекс №2755-VI от

02.12.2010.

11. Налог на добавленную стоимость [Электронный ресурс]/сайт Википедия.- Режим доступа: http://uk.wikipedia.org

12. О налоге на добавленную стоимость: Закон Украины №168/97-ВР от 03.04.1997.

Reference list:

1. Mishenin M.S., Askarova Z.R. VAT in European countries and prospects of its further development [NDS v evropeiskikh stranakh i perspektivy ego dalneishego razvitia]. Available at: http://econf.rae.ru/pdf/2011/03/40.pdf

2. Complex comparative legal research of Ukrainian legislaton's correspondence to EU legislation in the indirect taxation domain [Kompleksnoe sravnitelno-pravovoe issledovanie sootvetstvia zakonodatelstva Ukrainy zakonodatelstvu ES v sfere kosvennogo nalogooblozhenia]. Available at: www.minjust.gov.ua/file/24943

3. Council Directive (28 November 2006) 2006/112/EC on the common system of value added tax // Official Journal L 347,

11.12.2006. - P. 118.

4. Thirteenth Council Directive (17 November 1986) 86/560/EEC on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes - Arrangements for the refund of value added tax to taxable persons not established in Community territory // Official Journal L 326, 21.11.1986. - P. 40.

5. Council Directive (12 February 2008) 2008/9/EC // Official Journal of the European Union Law 44, 20.2.2008. - P. 23.

6. Council Directive (19 October 2009) 2009/132/EC // Official Journal of the European Union Law 292, 10.11.2009. - P. 5.

7. Council Directive (5 October 2006) 2006/79/EC // Official Journal of the European Union Law 286, 17.10.2006. - P. 15.

8. Council Directive (20 December 2007) 2007/74/EC // Official Journal of the European Union Law 345, 29.12.2007. - P. 6.

9. VAT at trading between EU countries [NDS pri torgovle mezhdu stranami ES]. Available at: http://profit.lv/ru/nalogi/72-ls-iecn -nl-jobbs-n.html

10. Tax Code of Ukraine [Nalogovii kodeks Ukrainy] (02.12.2010) №2755-VI.

11. Value-added tax [Nalog na dovavlennuu stoimost]. Available at: http://uk.wikipedia.org

12. The Law of Ukraine №168/97-VR (03.04.1997) On Value-added Tax [O naloge na dobavlennuu stoimost].

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Оксаны Игоревны Оксенюк «Сравнительный анализ применения НДС в Украине и странах-членах ЕС» Одним из необходимых мер по формированию эффективной рыночной экономики в Украине является активное вхождение в процессы международной экономической интеграции. С учетом того, что страны-участницы ЕС в долгосрочной перспективе остаются значительными торговыми партнерами Украины, встал вопрос углубленного изучения экономических и организационных основ создания гармоничного налогового пространства в странах ЕС и адаптации отечественного налогового законодательства к налоговому законодательству ЕС. В условиях интеграции экономических систем, как показывает опыт европейских стран, важную роль играет гармонизация НДС.

Тема научного исследования автора данной статьи является актуальной и своевременной, поскольку направлена на сравнительный анализ применения НДС в странах ЕС и Украине с указанием общих и отличительных черт.

Ознакомление со статьей О.И. Оксенюк позволяет сделать вывод, что изложение материала логично, а все утверждения автора аналитически обоснованны и документально аргументированы.

Структура и содержание научной статьи соответствуют требованиям, а, следовательно, материал рекомендуется к печати в сборнике.

К.э.н., доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Львовского национального университета имени Ивана Франко

О.Т. Замасло

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.