Научная статья на тему 'Сравнительный анализ преимуществ и недостатков различных методов оценки кредитоспособности заемщика'

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков различных методов оценки кредитоспособности заемщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9474
1629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ / МОДЕЛИ / АНАЛИЗ / SOLVENCY / METHODS OF ASSESSMENT OF SOLVENCY / MODEL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбина Наталья Михайловна, Чернышова Оксана Николаевна

В статье рассматриваются различные методики оценки кредитоспособности заемщика. Анализируются их преимущества и недостатки. Предложены направления совершенствования оценки кредитоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Турбина Наталья Михайловна, Чернышова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF VARIOUS METHODS OF THE ASSESSMENT OF SOLVENCY OF THE BORROWER

In article various techniques of an assessment of solvency of the borrower are considered. Their advantages and shortcomings are analyzed. The directions of improvement of an assessment of solvency are offered.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ преимуществ и недостатков различных методов оценки кредитоспособности заемщика»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

Н. М. ТУРБИНА, О. М. ЧЕРНЫШОВА

В статье рассматриваются различные методики оценки кредитоспособности заемщика. Анализируются их преимущества и недостатки. Предложены направления совершенствования оценки кредитоспособности.

Ключевые слова: кредитоспособность, методы оценки кредитоспособности, модели, анализ.

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, поэтому оценить и рассчитать каждый из них непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или за какую-нибудь отчетную дату. Вместе с тем, все они подвержены искажающему влиянию инфляции. Сложность представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких, например, как репутация заемщика. Применяется множество методов и подходов решения данной задачи, не исключающих друг друга, а дополняющих в комплексе и делающих оценку кредитоспособности заемщика соответствующей реальности.

Согласно классификации, предложенной профессором И. В. Вишняковым, подходы к оценке кредитоспособности заемщиков можно разделить на классификационные модели и модели на основе комплексного анализа. Из классификационных моделей выделяются прогнозные, которые позволяют дифференцировать заемщиков в зависимости от вероятности банкротства, и рейтинговые, которые группируют заемщиков в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости [1].

Рейтинговая оценка позволяет прогнозировать своевременность совершения будущих платежей, ликвидность и реальность оборотных активов, оценить общее финансовое состояние фирмы и ее устойчивость, а также дает возможность определения границ снижения объема прибыли, в которых осуществляется погашение части фиксированных платежей. Преимуществами рейтинговых моделей являются простота, возмож-

ность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (используются показатели, отражающие различные стороны деятельности заемщика). Однако при использовании данной методики следует учитывать ряд факторов.

1. Необходимость тщательного отбора финансовых показателей (требуется использовать показатели, описывающие разные стороны работы заемщика, с тем чтобы более полно охарактеризовать его положение).

2. Важность обоснования пороговых значений показателей (в нашей стране довольно сложно осуществить подобный подход, так как недостаточно сведений о фактическом состоянии и уровнях данных показателей в экономике России, а также мала степень участия банков в формировании такой базы данных).

3. Необходимость обоснования коэффициентов значимости для каждой группы показателей в соответствии с отраслью деятельности конкретного заемщика.

4. Определение величины отклонений в пограничных областях, относящих заемщиков к различным классам.

5. Учет уровня показателей только относительно оптимальных значений, соответствующих отдельным установленным нормативам, но непринятие во внимание степени их выполнения или невыполнения.

6. Отражение посредством финансовых коэффициентов положения дел в прошлом на основе данных об остатках.

7. Учет рассчитываемыми коэффициентами многих факторов - репутации заемщика, пер-

спектив и особенностей рыночной конъюнктуры, оценки выпускаемой и реализуемой продукции, перспективы капиталовложений и т. д. [2].

Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантном анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая неоднократные параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Сложность заключается в том, что невсегда можно найти достаточное количество обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии. Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтмана и Чессера, М. А. Федотовой, Р. С. Сайфулина и Г. Г. Кадыкова.

Помимо моделей прогнозирования вероятного банкротства заемщика могут использоваться и упрощенные, основанные на системе определенных показателей.

При классификации кредитов возможно использование модели CART (Classification and regression trees), что переводится как «классификационные и регрессионные деревья». Это непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости вычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы.

Методика на основе анализа денежных потоков, в отличие от подхода, основанного на финансовых коэффициентах, позволяет использовать не данные об остатках по статьям активов и пассивов, а коэффициенты, определяемые по данным об оборотах ликвидных активов, запасах и краткосрочных долговых обязательствах, посредством расчета чистого сальдо различных поступлений и расходов, и показывает величину общего чистого денежного потока. Кратковременное превышение оттока над притоком говорит о дефиците денежных средств (более низком рейтинге клиента). Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя величина общего денежного потока может устанавливаться

в качестве предела выдачи новых кредитов, так как показывает размер средств, с помощью которых клиент имеет возможность погасить долговые обязательства. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности. Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых сторонах управления предприятием. При решении вопроса о выдаче кредита на длительный срок анализ денежного потока проводится не только на основе данных за истекший период, но и на прогнозных данных на планируемый период.

Недостатками классификационных моделей являются их замкнутость на количественных показателях (т. е. не учитывается влияние «качественных» факторов), высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических отраслевых и межотраслевых данных, произвольность выбора системы количественных показателей. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита.

В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Так, например, в практике банков США применяется правило шести «Си»: (Character - характер заемщика, Capacity -способность заимствовать средства; Cash - денежные средства; Collateral - обеспечение; Conditions - условия, Control - контроль). Методика. «CAMPARI» заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых инструментов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом.

Анализ существующей практики системы отбора заемщиков коммерческого банка позволил выявить следующие недостатки: субъективизм; негибкость и нестабильность; отсутствие системы обучения, передачи знаний и повышения квалификации -прежде чем стать высококвалифицированным специалистом, необходимо накопить определенный уровень знаний, основанный на приобретении достаточного опыта в данной сфере, а обучение кредитных аналитиков находится, как правило, на недостаточно высоком уровне вследствие отсутствия эффективных методик анализа и технологий обучения; ограничение числа рассматриваемых заявок, которое обусловлено ограниченными физическими ресурсами человека, в результате этого - упущенная выгода от ограничения числа рассматриваемых заявок.

Целесообразно выделить методику, основанную на анализе делового риска, часто описываемую в российской экономической литературе и использующую качественные факторы при оценке риска заемщика. Деловой риск связан с непрерывностью кругооборота оборотных средств, с вероятностью не завершить эффективно этот кругооборот [2].

В практике ведущих российских банков в целях достоверной оценки финансового состояния потенциальных заемщиков используются экспресс-методики анализа финансового состояния, а также анализ денежных потоков. При этом, наряду с количественными показателями оценки кредитоспособности заемщиков, банки уделяют внимание и качественным показателям, внешним и внутренним факторам, влияющим на бизнес.

Возможности анализа качественных показателей ограничены из-за отсутствия единой нормативной базы по отраслям экономики. Нет и отраслевых справочников или классификаторов, позволяющих достоверно отнести ту или иную организацию - заемщика к определенному классу кредитоспособности с учетом ее отраслевых особенностей, а также дающих банкам возможность оценивать свой риск при предоставлении кредитных ресурсов. Российские коммерческие банки вынуждены опираться в основном на собственную информационную базу, уделяя большое внимание репутации заемщика, его кредитной истории, а не финансовым возможностям.

Для исследования кредитоспособности необходимо особое единство процедур синтеза и анализа. В случаях исследования сложных объектов целесообразно использовать приемы системного подхода. Стремление объяснить многокомпонентные системы, многогранные взаимодействия простыми средствами и упрощенными схемами ведет к дезориентации, к односторонним подходам.

В связи с вышеизложенным предлагается создать единую российскую нормативную базу для определения кредитоспособности заемщиков, ввести доступные широкому кругу лиц рейтинги хозяйствующих субъектов, усовершенствовать методики определения кредитоспособности, включающие определенный набор частных показателей и расчет интегрального показателя, учитывающего влияние на кредитоспособность коммерческой организации различных количественных и качественных факторов.

При выработки направлений совершенствования оценки кредитоспособности необходимо действовать по трем направлениям.

1. Применение процессных технологий. Стратегия коммерческого банка в области кредитования заключается в совокупности определенных действий менеджмента финансового института в целях повышения эффективности и оптимизации управления процессом кредитования в условиях изменяющейся среды функционирования банка и заемщика с учетом непосредственного развития их самих как сложной системы. Тактика при этом состоит в применении определенного набора способов и приемов достижения поставленной цели.

Одним из оптимальных вариантов решения вопроса управления кредитным процессом коммерческого банка и выбора его стратегических приоритетов представляется организация бизнес-процессов в кредитной организации, в частности процесса кредитования, его компонентов и связей между ними.

Каждый процесс, в том числе и процесс выдачи кредита, состоит из основных технологических операций, являющихся едиными для любого кредитного продукта. Поэтому описание любого процесса выдачи кредита должно в обязательном порядке учитывать такие операции, как поступление и рассмотрение заявки клиента, проверку клиента на предмет возможности погашения кредита, принятие решения о выдаче кредита и непосредственно предоставление денежных средств. При любом процессе выдачи уникального вида кредита вход и выход процесса идентичны: входом процесса является заявка клиента, выходом -предоставление (отказ в выдаче) денежных средств.

Одним из определяющих условий качественной работы по организации процесса выдачи кредита потенциальному заемщику является закрепление в нормативных документах банка всего комплекса выполняемых работ. Данный подход позволяет работникам банка, относящимся к разным структурным подразделениям или к одному подразделению, четко и в срок выполнять все требующиеся процедуры и обязанности в соответствии с необходимой последовательностью действий. Грамотно составленные внутренние документы дают возможность с наименьшими издержками и более эффективно предоставлять услуги по кредитованию [2].

Учитывая, что деятельность банка является совокупностью взаимосвязанных процессов, инструкции, положения, методики, перечни и так далее являются вторичными документами по отношению к документам, формализованно описывающим сами процессы кредитной организации. Описание процессов предлагается производить в

табличном виде - Технологической карте. Технологическая карта - вид функционально-технологического документа, описывающего процесс как последовательность действий (технологических операций) для решения конкретной задачи.

2. Управление информационными потоками. Одним из важнейших элементов методики оценки кредитоспособности заемщика является его информационная база, так как без нее невозможно реально и эффективно оценить степень риска будущих финансовых вложений кредитных ресурсов в тот или иной хозяйствующий субъект.

Используемая в анализе кредитоспособности информация должна обладать следующими основными характеристиками: полнота, достоверность, доступность, оперативность. Как правило, на практике ни один из источников информации не является в достаточной степени полным, так как лишь на основе комплексного изучения и оценки данных разных источников информации аналитик может сделать обоснованные выводы о возможности предоставления кредитных ресурсов. Игнорирование тех или иных источников информации может сказаться на уровне риска кредитования в сторону его увеличения. В ходе проводимого анализа информация, применяемая аналитиками, не должна ограничиваться данными сугубо бухгалтерского учета и отчетности, так как это сужает возможности анализа кредитоспособности. Необходимо также рассматривать показатели, характеризующие состояние рынка ресурсов, используемых в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг); характеристики главных конкурентов в отрасли и самой отрасли, в которой развивается или намерен развиваться в будущем хозяйствующий субъект; состояние и предпосылки развития политической, экономической и налоговой среды в целом по стране и в регионе; кредитную политику государства на ближайшую перспективу и т. д. [2].

Для максимального использования имеющихся источников кредитным организациям предлагается оптимизировать управление информационными потоками информации согласно предлагаемой модели. Так, источники информации могут быть использованы в том или ином модуле комплексной оценки кредитоспособности. Например, на основании устава и учредительных документов определяется состав учредителей, направление деятельности организации, порядок использования прибыли, структура управления. В ходе изучения спроса на продукцию, рынков ее сбыта необходимо руководствоваться обобщенными данными об объемах потребления тех или

иных видов продукции (работ, услуг) в определенных регионах по группам потребителей и уровню цен, который приемлем для этих групп.

Такая информация может быть получена из статистических сборников и от агентств, занимающихся ее сбором и обобщением. Она позволит сделать выводы о востребованности продукции (работ, услуг), под которую потребители привлекают кредитные ресурсы, а это, в свою очередь, служит сигналом организации-заемщику и кредитору о том, будет ли достаточен объем потребления продукции, принесет ли она денежные ресурсы в объеме, необходимом для погашения кредита.

В процессе информационной деятельности нужно собирать информацию, позволяющую преобразовать научные знания в новые виды продукции (работ, услуг), создавать и применять новые, более перспективные технологии. В ходе оценки кредитной истории кредитор может прибегнуть к сведениям, предоставляемым кредитными бюро. Это могут быть данные о кредитном рейтинге организации, о ее деятельности по определенному направлению.

Аудиторская (консалтинговая) информация, представленная заемщиком кредитору, может понадобиться при оценке деятельности заемщика по широкому спектру вопросов - от оценки репутации менеджмента до оценки прибыли и ее использования. Применение такой информации зависит от объема проведенной аудиторской проверки (выборочная, полная).

На основе данных, содержащихся в технической документации, аналитик может: оценить, в какой степени организация обеспечена внеоборотными активами и каково их техническое состояние; определить уровень их использования. По результатам оценки будут сделаны выводы о том, насколько внеоборотные активы организации позволяют ей выпускать продукцию достаточного объема и качества и, следовательно, насколько организация конкурентоспособна [2].

В ходе реализации проектов, под которые привлекаются кредитные ресурсы, необходимо обязательное проведение маркетинговых исследований по разным направлениям с целью снижения риска кредитования.

Маркетинговая информация позволит кредитору понять, каким спросом будет пользоваться продукция заемщика, достаточно ли у него ресурсов для того, чтобы рассчитаться по кредиту. Сам заемщик по этой информации будет судить о том, стоит ли начинать деятельность в данном направлении и принесет ли она доход. Маркетинговые

исследования должны проводиться по нескольким направлениям, в частности: изучение конкурентов и потребителей; исследование продукции и объемов ее возможного потребления; изучение мотивов поведения потребителя; оценка возможных способов продвижения продукции.

Информация о кадровом составе организации позволяет оценить уровень менеджмента, его опыт, способность достигать намеченных целей, в том числе в области инновационной деятельности.

Данные финансовой и бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, представляющего собой систему показателей имущественного и финансового положения организации и отражающего результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, потребуются для анализа данных разных сторон деятельности организации.

Наконец, комплексно все данные о заемщике формируются в документах прогнозной финансовой информации (в бизнес-планах), бюджетах, проспектах, технико-экономических обоснованиях. Именно прогнозная финансовая информация дает наиболее полные сведения, необходимые для анализа кредитоспособности заемщика.

3. Работа с проблемными кредитами. Практика такой работы показывает, что в настоящее время банки работают, в основном, с кредитами, уже имеющими реальные проблемы. Как правило, в банках не созданы специальные службы по работе с проблемными кредитами. Система раннего реагирования и выявления проблем на начальной стадии также отсутствует. Такой подход к имеющейся проблеме снижает оборачиваемость кредитных денег. Отсутствие изначально адекватного подхода к заемщику, с одной стороны, повышает кредитный риск банка, с другой нередко лишает финансово-устойчивых заемщиков возможности своевременного положительного удовлетворения кредитной заявки.

Работа с проблемными кредитами должна носить всесторонний характер, что во многом определяется квалификацией персонала, качеством информационного и методического обеспечения, умением банка оперативно реагировать на сигналы об ухудшающихся кредитных вложениях.

Таким образом, в целях совершенствования работы кредитных организаций с проблемными кредитами, на наш взгляд, необходимо следующее.

1. Внести в нормативные документы Банка России предельные сроки кредитов, нереальных ко взысканию.

2. В кредитных организациях структурировать управление кредитным риском так, чтобы работой с проблемными кредитами было занято по возможности отдельное структурное подразделение, в зависимости от масштабов деятельности - сектор, отдел, управление.

3. Включить в обязанности службы внутреннего контроля кредитных организаций проверку раннего реагирования соответствующих служб на возникающие проблемы у заемщиков.

4. Обеспечить создаваемые структурные подразделения современными компьютерными программами, обеспечивающими выявление стандартного набора финансовых проблем потенциального заемщика [2].

Литература

1. Вишняков И. В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщика. СПб., 2001.

2. Казакова И. И. О методах оценки кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит, 2007. № 6. С. 40-44.

* * *

COMPARATIVE ANALYSIS OF ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF VARIOUS METHODS OF THE ASSESSMENT OF SOLVENCY OF THE BORROWER

N. M. Turbina, O. N. Chernyshova

In article various techniques of an assessment of solvency of the borrower are considered. Their advantages and shortcomings are analyzed. The directions of improvement of an assessment of solvency are offered.

Key words: solvency, methods of assessment of solvency, model, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.