Научная статья на тему 'Сравнительный анализ представлений о Великой Отечественной войне: межпоколенческий срез (Россия, Украина, Беларусь)'

Сравнительный анализ представлений о Великой Отечественной войне: межпоколенческий срез (Россия, Украина, Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1007
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / РУССКИЕ / УКРАИНЦЫ / БЕЛОРУСЫ / ПОКОЛЕНИЕ / GREAT PATRIOTIC WAR / SOCIAL REPRESENTATIONS / RUSSIAN / UKRAINIANS / BELARUSIANS / STUDENTS / PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна

Социальные представления о современном мире и недавней истории русского, украинского и белорусского народов, издавна считавшихся братскими, в настоящее время по многим причинам если не изменяются, то подвергаются сложным трансформационным процессам. В силу этого рассмотрение отношения к важнейшему историческому периоду в жизни этих народов Великой Отечественной войне, память о которой является важным средством противостояния западной пропаганде, безусловно, актуально. В статье предлагаются к рассмотрению результаты исследования социальных представлений о Великой Отечественной войне русских, украинских и белорусских студентов и их родителей. Исследование проведено в Российском университете дружбы народов летом 2015 г., непосредственно после празднования 70-летия Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of the Representations of the Great Patriotic War: Generational Aspects (Russia, Ukraine, Belarus)

Russian, Ukrainian and Belarusian peoples` (who has been considered fraternal for a long time) representations of the modern world currently due to many factors are subjected to complex processes of transformation. So the importance of the historical period of the Great Patriotic War in the life of all three peoples, the memory of which has an important means of confrontation western propaganda, is certainly true. The article presents the results of the study of Russian, Ukrainian and Belarusian students’ and their parents’ representations of the Great Patriotic War. The study was being held in Peoples’ friendship University of Russia, immediately after the celebration of the 70th anniversary of the Great Victory.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ представлений о Великой Отечественной войне: межпоколенческий срез (Россия, Украина, Беларусь)»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ СРЕЗ (РОССИЯ, УКРАИНА, БЕЛАРУСЬ)*

В.М. Филиппов, Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Социальные представления о современном мире и недавней истории русского, украинского и белорусского народов, издавна считавшихся братскими, в настоящее время по многим причинам если не изменяются, то подвергаются сложным трансформационным процессам. В силу этого рассмотрение отношения к важнейшему историческому периоду в жизни этих народов — Великой Отечественной войне, память о которой является важным средством противостояния западной пропаганде, безусловно, актуально. В статье предлагаются к рассмотрению результаты исследования социальных представлений о Великой Отечественной войне русских, украинских и белорусских студентов и их родителей. Исследование проведено в Российском университете дружбы народов летом 2015 г., непосредственно после празднования 70-летия Победы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, социальные представления, молодежь, студенчество, русские, украинцы, белорусы, поколение.

Великая Отечественная война явилась важнейшей частью Второй мировой войны — крупнейшего военного конфликта в истории, речь в котором шла о судьбе всего человечества. Союз Советских Социалистических Республик, костяк которого составляли Россия, Украина, Беларусь, принял на себя основной удар гитлеровской военной машины и внес решающий вклад в победу над фашистской Германией. С учетом последних архивных данных сотрудники Генштаба Вооруженных Сил России приводят сведения о потерях Красной Армии в течение всей войны: безвозвратные потери СССР составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000 человек. Потери

* Статья подготовлена в рамках инициативной НИР РУДН № 100231-0-000.

Советского Союза в целом составили более 26 600 000 человек. Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих [1]. Без учета потерь мирного населения, только в боях погибло 5 756 000 русских, 1 377 400 украинцев и 252 900 белорусов [2]. И ни у кого не может вызвать сомнение, что в Великой Отечественной войне наибольшие людские потери понес советский народ, граждане страны, победившей в этой античеловечной бойне и спасшей миллионы людей от уничтожения.

После распада (наиболее употребительный термин для этого исторического факта) Советского Союза все входившие в него республики стали независимыми государствами. Но, несмотря на получение «независимости», Россия, Украина и Белоруссия заслуживают особого внимания в контексте рассмотрения вопроса социальной памяти об исторических событиях Великой Отечественной войны.

Понятие «русский мир» разрабатывалось отечественными учеными, обществоведами, политологами, социологами как минимум с середины 1990-х гг., постепенно пробивая себе дорогу на страницы газет и в дискурс официальных органов власти. В 2007 г. Президент В.В. Путин учредил фонд «Русский мир» для поддержки русского языка и культуры за пределами нынешних границ РФ. В 2014 г. понятие «русского мира» приобрело широкую известность в связи с темой Крыма и в дальнейшем освещения вооруженного конфликта в Донбассе [3].

Содержание этого термина все еще остается весьма противоречивым и дискуссионным как для политиков и специалистов, так и для общества в целом. Можно только сказать, что «русский мир» — это те люди, территории и страны, которые по разным причинам считают себя частью единого исторического и социального пространства, называя себя «русские», и воспринимаются нами, россиянами, «свои», «близкие», идущие с нами по одному историческому пути. И главные связующие нас узы — это язык, культура и общее прошлое.

Следует отметить, что, по данным опроса ВЦИОМ 10—11 мая 2014 г., среди стран, с которыми Россия имеет дружественные отношения, респонденты чаще всего называли Белоруссию (66%), Китай (54%) и Казахстан (53%) [4]; среди тех, с кем враждует, — США (77%) и Украину (62%).

Большинство российских граждан считает, что в мире есть «братские» по отношению к русским народы. Данной точки зрения придерживаются преимущественно люди старшего поколения. 67% молодежи в возрасте 18—24 лет уверено, что у русских есть «братский» народ, а среди людей старше 70 лет подобной точки зрения придерживаются 79%. При этом 18% респондентов уверены, что братских народов у русских нет. 19% опрошенных считают, что «братский» народ — это народ, близкий по происхождению. 14% полагают, что «братские» народы оказывают поддержку и уважение друг к другу. 10% уверены, что «братские» народы живут в мире и единении, близки по культуре (10%), языку (8%) и так далее. 79% россиян считают, что «братским» народом для русских являются белорусы, а 66% причисляют к братским народам украинцев. 8% россиян считают, что «братскими» для русских народами являются все народы, проживающие в России, а 4% опрошенных причисляют к «братским» народам всех граждан бывшего Советского Союза.

На сегодняшний день трудно сказать, что Россия, Украина и Белоруссия по-прежнему «три сестры» (по-прежнему близки), в связи с военными событиями на Украине 2014—2015 гг. Например, по результатам опроса ФОМ от 25 марта 2014 г. «Об отношениях между украинцами и россиянами» людям был задан вопрос: «Как россияне относятся к украинцам и что думают об их отношении к нам?» [6]. Большинство россиян относятся к украинцам хорошо, лишь 3% — плохо. Кроме того, две трети участников опроса уверены, что в целом жители нашей страны относятся к украинцам хорошо. Тогда как мнения об отношении украинцев к россиянам разделились: 32% считают, что украинцы относятся к нам хорошо, 36% — что плохо. Остальные сказали о нейтральном отношении или затруднились с ответом.

Еще один опрос ФОМа «События на юго-востоке Украины: мнения россиян», проведенный 1 февраля 2015 г., показал, что 67% россиян уверены: ополченцы стремятся достичь мира на юго-востоке Украины (в обратном убеждены только 14%). По мнению 77% респондентов, власти Украины не стремятся к миру. Почти треть участников опроса считает, что Россия в конфликте должна поддерживать ополченцев, 27% уверены, что она должна добиваться мира, никого не поддерживая, 16% — что вмешиваться вообще не следует. 40% россиян считают наилучшим такой исход конфликта: «ДНР» и «ЛНР» становятся независимыми государствами (или одним независимым государством) [7].

Из-за военного конфликта на Украине, в частности, жители России потеряли доверие к США и Евросоюзу. По данным опроса «Отношение россиян к другим странам», проведенного Левада-центром 21—24 ноября 2014 г., с целью узнать, как россияне относятся к США, был задан вопрос: «Как в целом вы сейчас относитесь к США?», были получены следующие результаты: «плохо» — 73%, «хорошо» — 27%. Об отношении россиян к Евросоюзу был задан вопрос: «Как в целом вы относитесь к Евросоюзу?», «плохо» считают 63%, и «хорошо» — 37% [5].

Отношения между Россией, Украиной и Белоруссией являются одной из актуальных и злободневных проблем для современного постсоветского пространства. Еще недавно эти страны были дружны и имели общие ценности, общее культурное, историческое, социальное пространство. Но на сегодняшний день ситуация безусловно меняется.

По итогам референдума 16 марта 2014 г. о статусе Крыма более 96% избирателей, проживающих в Крыму и Севастополе, положительно проголосовали за вхождение Республики Крым в состав РФ, 21 марта Президент России В.В. Путин подписал законы о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации (О воссоединении — как принято называть этот документ в российском политическом дискурсе). По данным маркетинговой компании GfK Ukraine, после проведения исследования в Крыму выяснилось, что после воссоединения Крыма с Россией материальное положение населения полуострова стало лучше. Жителей Крыма тревожит военный конфликт на юго-востоке Украины. В начало войны России с Украиной «верят» 14% опрошенных. 80% крымских рес-

пондентов уверены, что украинские СМИ сообщают неправду о происходящем в Крыму [3].

Изменения в представлениях о современном мире некогда братских народов с большой вероятностью и обусловлено, и порождает разницу в представлениях о недавнем историческом прошлом, о Великой Отечественной войне, об «одной на всех победе».

Именно эта мысль легла в основу исследования «Представления о Великой Отечественной войне русских, украинцев и белорусов: поколенческий срез (на примере студентов РУДН)», проведенного в период апрель—ноябрь 2015 г. Социологической лабораторией. Рассмотрение разницы в представлениях не только русских, украинцев и белорусских студентов, но и их родителей кажется достаточно актуальной темой.

Российский университет дружбы народов — один из самых многонациональных вузов. Среди студентов и аспирантов — представители 450 национальностей и народностей из более чем 146 стран мира. Конечно, большинство студентов родом из России, Украины и Белоруссии и других стран постсоветского пространства (или стран СНГ, как еще принято называть большую часть этих стран, объединившихся в не очень дееспособный союз). Война сплотила народы Советского Союза (республик, в него входивших, в том числе России, Белоруссии и Украины, и так считавшимися братскими) еще сильнее. Целью исследования стала попытка узнать, как представители этих трех стран относятся к событиям Великой Отечественной войны с последующим сравнением разницы в представлениях поколений.

В исследовании приняли участие 100 студентов из России, 75 — из Украины, 67 — из Белоруссии, 42 родителей студентов из России, 56 — из Украины и 47 — из Белоруссии. Итого 72 семьи, для которых удалось с точностью установить родственные связи.

Главной задачей исследования явилась разработка собственной типологии социальных представлений о Великой Отечественной войне (далее — ВОВ). В ее основу легли два критерия — эмоциональное отношение к ВОВ (был задан открытый вопрос «Укажите, пожалуйста, пять наиболее важных в истории Вашей страны событий») и знания о ВОВ (был задан закрытый вопрос-тест о дате начала ВОВ). Если, отвечая на первый вопрос, респондент указывал ВОВ на первых трех строчках, то его отношение классифицировалось как «тема ВОВ важна для человека», а если на 4—5 строке или не указывал — «тема ВОВ не входит в список важных для человека». Если, отвечая на второй вопрос, респондент правильно указывал дату, то его знания характеризовались как удовлетворительные, если неправильную — неудовлетворительные.

В общем, каждый второй родитель и студент считают ВОВ важной темой для себя. В сравнительном аспекте именно для российских студентов ВОВ в большей степени важная тема (68%), это верно для 49% украинских студентов и 45% белорусских (рис. 1). Говоря о родителях, сохраняются те же пропорции: наиболее важна тема ВОВ для родителей российских студентов (77%), затем украинских — 59% и белорусских — 37% (рис. 2).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

68%

49%

51%

55%

45%

32%

ВОВ - важная тема для человека

ВОВ не входит в список важных для человека тем

□ русские Пукраинцы Пбелорусы

Рис. 1. Отношение студентов РУДН к Великой Отечественной войне

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

77%

59%

63%

37%

41%

23%

ВОВ - важная тема для человека

ВОВ не входит в список важных для человека тем

□ русские Пукраинцы Пбелорусы

Рис. 2. Отношение родителей студентов РУДН к Великой Отечественной войне

Выясняя, насколько исторически грамотны респонденты, обратим внимание, что среди всех групп опрошенных 95% родителей и 94% детей обладают знаниями о ВОВ. Также можно отметить то, что в отличие от родителей из Белоруссии и Украины абсолютно все родители студентов РУДН из России обладают знаниями о ВОВ (рис. 3).

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

95%

91%

0%

5% I I

9%

удовлетворительные неудовлетворительные

□ русские ^украинцы пбелорусы

Рис. 3. Знания студентов РУДН и их родителей о Великой Отечественной войне

Таким образом, на основе сочетания двух этих критериев составлена типология социальных представлений о Великой Отечественной войне, которая включила четыре группы:

1) память о ВОВ как значимая ценность (тема ВОВ входит в список важных тем для человека, и респондент обладает удовлетворительными знаниями истории согласно нашим предположениям);

2) память о ВОВ, основанная на эмоциях (тема ВОВ входит в список важных тем для человека, но респондент обладает неудовлетворительными историческими знаниями);

3) «скептики» (тема ВОВ не входит в список важных тем для человека, но респондент обладает удовлетворительными знаниями истории согласно нашим предположениям);

4) «историческое беспамятство» (тема ВОВ не входит в список важных тем для человека, и респондент обладает неудовлетворительными знаниями истории согласно нашим предположениям).

Студентов, чьи представления о ВОВ можно охарактеризовать как «историческое беспамятство», всего 4%, но и среди родителей встречаются люди с такими же представлениями (5%) (рис. 4). В целом мы видим, что в оценке значимости событий ВОВ для разных поколений нет значиительной разницы.

Исключение составили родители из России, каждый из которых обладает знаниями о ВОВ, большинство из них утверждает, что «память о ВОВ — значимая ценность», и около четверти из них являются «скептиками».

Среди студентов из Беларуси нет таких, чьи представления можно охарактеризовать как «историческое беспамятство», и большинство из них (55%) являются «скептиками» А вот две третьих части студентов из России обладают представлениями, характеризующимися как «память о ВОВ как значимая ценность» (рис. 5).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

55%

57%

39% 39%

1%

0%

4% 5%

Память о ВОВ как значимая ценность

Память о ВОВ, основанная на эмоциях

Скептики

Историческое беспамятство

□ студенты □ родители

Рис. 4. Сравнение представлений студентов РУДН и их родителей о ВОВ

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

66%

55%

49%

27%

2% Жм.

5%

43%

44%

0%

8%

2% I-1

0%

русские

украинцы

белорусы

□ Память о ВОВ как значимая ценность □ Память о ВОВ, основанная на эмоциях

□ Скептики □ Историческое беспамятство

Рис. 5. Социальные представления студентов РУДН о ВОВ

По группе родителей отметим, что представления, характеризующиеся как «историческое беспамятство», не характерны для родителей российских студентов, и категория представления «память о ВОВ, основанная на эмоциях» в принципе отсутствует в когнитивно-эмоциональном поле группы родителей (рис. 6).

Теперь попробуем проанализировать, какие типы представлений доминируют в каждой из стран. В табл. 1 наглядно показано, что в России и среди студентов (66%), и среди родителей (77%) преобладают люди, которые определяют память о ВОВ как значимую ценность, а историческое беспамятство среди студентов встречается крайне редко (лишь 5%), а среди родителей данная категория вообще отсутствует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

77%

23%

0%

русские

59%

36%

5%

украинцы

54%

37%

9%

белорусы

□ Память о ВОВ как значимая ценность □ Скептики □ Историческое беспамятство Рис. 6. Социальные представления родителей студентов РУДН о ВОВ

Таблица 1

Представления о ВОВ студентов РУДН из России и их родителей

Тип представлений Группы респондентов по странам

Россия Украина Беларусь

Студенты Родители Студенты Родители Студенты Родители

Память о ВОВ как значимая ценность 66% 77% 49% 59% 44% 37%

Память о ВОВ, основанная на эмоциях 2% 0% 0% 0% 2% 0%

Скептики 27% 23% 43% 36% 55% 54%

Историческое беспамятство 5% 0% 8% 5% 0% 9%

Среди респондентов из Украины вообще не встречается тип представлений «память о ВОВ, основанная на эмоциях». А в Беларуси и среди студентов, и среди родителей более чем половина ответивших — это «скептики», второе место занял тип представлений «память о ВОВ как значимая ценность». Из этого делаем вывод, что более 90% белорусов обладают удовлетворительными знаниями о ВОВ, что является очень хорошим показателем.

В нашем исследовании приняли участие 72 семьи, для которых удалось достоверно установить родство. Таким образом, мы смогли проследить, как изменились представления о ВОВ между поколениями в рамках одной семьи.

Для этого введем шкалу, в которой первая группа «память о ВОВ как значимая ценность» — самая весомая, 2 — «память о ВОВ, основанная на эмоциях», или «Скептики» и 3 — «историческое беспамятство». И проследим, каким образом изменилось отношение детей к Великой Отечественной войне по сравнению с их же родителями (рис. 7).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

63%

17%

20%

60%

13%

27%

83%

8%

8%

русские

украинцы

белорусы

□ изменились, стали обширнее

□ не изменились

□ изменились, стали уже

Рис. 7. Изменение представлений о ВОВ: межпоколенческий срез

Несмотря на то, что у большинства студентов представления о ВОВ не изменились относительно представлений их родителей, доля тех, у кого они стали хуже в Украине и России, значительны (27% и 20% соответственно).

Чтобы оценить степень изменения представлений о ВОВ и сравнить ситуации во всех трех странах, построим индекс — обобщенный показатель, сформированный из исходных данных посредством следующих математических операций:

а — количество студентов, представления которых стали обширнее (улучшились исторические знания о ВОВ, а также эмоциональное отношение к ней);

с — количество студентов, представления которых стали меньше (ухудшились исторические знания о ВОВ, а также эмоциональное отношение к ней);

в — количество студентов, представления которых не изменились;

I = (а - с) / (а + Ь + с).

1. для студентов из России: 11 = -0,03;

2. для студентов из Украины: 12 = -0,14;

3. для студентов из Белоруссии: 13 = 0;

4. для студентов РУДН в общем: 1общ = -0,07.

Таким образом, мы получили индекс [-1; 1], в котором расчетное значение (+1) — наилучшее изменение представлений, а (-1) — наихудшее. На его основании можно сделать следующие выводы: у студентов из Беларуси представления о ВОВ не изменились по сравнению с представлениями их родителей. Стали хуже представления студентов Украины и незначительно изменились представления студентов из России. Среди студентов РУДН в общем значительных изменений не произошло, но отрицательный индекс изменения представлений о ВОВ может быть первым индикатором изменения представления о ВОВ в худшую сторону. Безусловно, крайне важны будут дальнейшие трендовые исследования, тем более если их удастся продолжить в дизайне исследования истории семьи.

В целом, приведенные результаты исследования еще раз иллюстрируют тот факт, что основные ценности закладываются в процессе социализации и в семье, и в школе, и в вузе. Хотя безусловно неконтролируемое воздействие других агентов социализации в информационном обществе может иметь неконтролируемые турбулетные последствия, если им не противопоставить системную работу.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Великая Отечественная война в цифрах. URL: http://www.bereg.ru/sprav_info/inform/ vov.shtml.

[2] Народы СССР в Великой Отечественной войне. URL: http://www.ethnoinfo.ru/narody-sssr-v-vojne/314-statistika.

[3] Присоединение к России одобряют 93% крымчан // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/02/06/krym-opyat-za-rossiyu.

[4] ВЦИОМ. Братские народы: мнения россиян. Дата публикации: 22 мая 2014 года. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/40231.

[5] Левада — центр. Отношения россиян к другим странам. Дата публикации: 8 декабря 2014 года. URL: http://www.levada.ru/08-12-2014/otnoshenie-rossiyan-k-drugim-stranam.

[6] ФОМ. Об отношениях между украинцами и россиянами». Дата публикации: 25 марта 2015. URL: http://fom.ru/Mir/12099.

[7] ФОМ. События на юго-востоке Украины: мнения россиян. Дата публикации: 10 февраля 2015 года. URL: http://fom.ru/Mir/11945.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE REPRESENTATIONS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR:

GENERATIONAL ASPECTS (RUSSIA, UKRAINE, BELARUS)

V.M. Filippov, Zh.V. Puzanova, T.I. Larina

Sociology Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

Russian, Ukrainian and Belarusian peoples" (who has been considered fraternal for a long time) representations of the modern world currently due to many factors are subjected to complex processes of transformation. So the importance of the historical period of the Great Patriotic War in the life of all three peoples, the memory of which has an important means of confrontation western propaganda, is certainly true. The article presents the results of the study of Russian, Ukrainian and Belarusian students' and their parents' representations of the Great Patriotic War. The study was being held in Peoples' friendship University of Russia, immediately after the celebration of the 70th anniversary of the Great Victory.

Key words: The Great Patriotic War, social representations, Russian, Ukrainians, Belarusians, students, parents.

REFERENCES

[1] Velikaya Otechestvennaya voyna v tsifrah. URL: http://www.bereg.ru/sprav_info/inform/ vov.shtml.

[2] Narodyi SSSR v Velikoy Otechestvennoy voyne. URL: http://www.ethnoinfo.ru/narody-sssr-v-vojne/314-statistika.

[3] Prisoedinenie k Rossii odobryayut 93% kryimchan. Vedomosti. URL: http://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2015/02/06/krym-opyat-za-rossiyu.

[4] VTslOM. Bratskie narodyi: mneniya rossiyan. Data publikatsii: 22 maya 2014 goda URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/40231.

[5] Levada — tsentr. Otnosheniya rossiyan k drugim stranam. Data publikatsii: 8 dekabrya 2014 goda. URL: http://www.levada.ru/08-12-2014/otnoshenie-rossiyan-k-drugim-stranam.

[6] FOM. Ob otnosheniyah mezhdu ukraintsami i rossiyanami». Data publikatsii: 25 marta 2015. URL: http://fom.ru/Mir/12099.

[7] FOM. Sobyitiya na yugo-vostoke Ukrainyi: mneniya rossiyan. Data publikatsii: 10 fevralya 2015 goda. URL: http://fom.ru/Mir/11945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.