Научная статья на тему 'Сравнительный анализ предпосылок и приоритетов импортозамещения на различных этапах развития экономики России'

Сравнительный анализ предпосылок и приоритетов импортозамещения на различных этапах развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / IMPORT SUBSTITUTION / ECONOMIC SECURITY STRATEGY / DEVELOPMENT EFFICIENCY / ENTERPRISE PROMOTION / IMPORT / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова А.В., Талалаева Н.С., Парфенова М.В.

Импортозамещение это неотъемлемая часть стратегии повышения конкурентоспособности национального агропродовольственного комплекса. Оно должно стать стимулом, который даст ускорение экономике и будет способствовать формированию самовоспроизводящегося механизма экономического роста. В ходе исследования был проведен анализ развития импортозамещения в период введения экономических санкций западными странами и США. Исследование показало, что необходимость импортозамещения назревала давно, однако санкции послужили толчком к его ускорению. Введение президентом РФ специальных экономических мер не противоречило существующему законодательству и было направлено на ограничение ввоза многих видов продукции из-за рубежа для развития отечественного производства. Также была проанализирована товарная структура отечественного экспорта и импорта: в экспорте на протяжении многих лет преобладает реализация углеводородов, однако за последние два года наблюдается снижение их доли в общей структуре экспорта. Больше всего страна импортирует машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукцию химической промышленности. По большинству показателей наблюдается отрицательная динамика, за счет чего отечественный импорт снизился за период действия санкций более чем на 100 млрд. долларов США. Несмотря на экономические санкции, Евросоюз остается основным торговым партнером России. На протяжении последних 25 лет Россия была пассивным участником международной торговли и, несмотря на высокий потенциал в развитии сельского хозяйства, воспринималась мировым сообществом как страна, ориентированная на экспорт сырья и углеводородов на внешний рынок, нежели на развитие собственного производства, в том числе и аграрного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литвинова А.В., Талалаева Н.С., Парфенова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the prerequisites and priorities of import substitution at various stages of development of the Russian economy

Import substitution is an integral part of the strategy to improve the competitiveness of the national agri-food complex. It should be a stimulus that will accelerate the economy and will contribute to the formation of a self-replicating mechanism of economic growth. The study analyzed the development of import substitution during the introduction of economic sanctions by Western countries and the United States. The study showed that the need for import substitution was brewing for a long time, however, the sanctions served as the impetus for its acceleration. The introduction by the President of the Russian Federation of special economic measures did not contradict the existing legislation and was aimed at restricting the importation of many types of products from abroad for the development of domestic production. The commodity structure of domestic exports and imports was also analyzed: the export of hydrocarbons has been prevailing for many years, but over the past two years their share in the total export structure has decreased. Most of the country imports machinery, equipment, vehicles, food and agricultural products, chemical products. For most indicators, there is a negative trend, due to which domestic imports decreased over the period of the sanctions by more than 100 billion US dollars. Despite economic sanctions, the European Union remains the main trading partner of Russia. Over the past 25 years, Russia has been a passive participant in international trade and, despite its high potential in the development of agriculture, was perceived by the world community as a country focused on the export of raw materials and hydrocarbons to a foreign market, rather than on the development of its own production, including agricultural production.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ предпосылок и приоритетов импортозамещения на различных этапах развития экономики России»

ВестникВТУИТ/Proceedings of VSUET, Т. 81, № 1, 2019-

Оригинальная статья/Original article_

УДК 339.142.055

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2019-1-366-372

Сравнительный анализ предпосылок и приоритетов импортозамещения на различных этапах развития

экономики России

Алла В. Литвинова 1 litvinova_av @mail.ru Наталья С. Талалаева 1 talalaeva@vgi.volsu.ru Мария В. Парфенова 1 pvv_65@mail.ru

1 Волжский филиал Волгоградского государственного университета, ул. 40 Лет Победы, 11, Волжский,404133, Россия_

Аннотация. Импортозамещение это неотъемлемая часть стратегии повышения конкурентоспособности национального агропродовольственного комплекса. Оно должно стать стимулом, который даст ускорение экономике и будет способствовать формированию самовоспроизводящегося механизма экономического роста. В ходе исследования был проведен анализ развития импортозамещения в период введения экономических санкций западными странами и США. Исследование показало, что необходимость импортозамещения назревала давно, однако санкции послужили толчком к его ускорению. Введение президентом РФ специальных экономических мер не противоречило существующему законодательству и было направлено на ограничение ввоза многих видов продукции из-за рубежа для развития отечественного производства. Также была проанализирована товарная структура отечественного экспорта и импорта: в экспорте на протяжении многих лет преобладает реализация углеводородов, однако за последние два года наблюдается снижение их доли в общей структуре экспорта. Больше всего страна импортирует машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукцию химической промышленности. По большинству показателей наблюдается отрицательная динамика, за счет чего отечественный импорт снизился за период действия санкций более чем на 100 млрд. долларов США. Несмотря на экономические санкции, Евросоюз остается основным торговым партнером России. На протяжении последних 25 лет Россия была пассивным участником международной торговли и, несмотря на высокий потенциал в развитии сельского хозяйства, воспринималась мировым сообществом как страна, ориентированная на экспорт сырья и углеводородов на внешний рынок, нежели на развитие собственного производства, в том числе и аграрного. Ключевые слова: импортозамещение, стратегия экономической безопасности, эффективность развития, стимулирование предпри-

Comparative analysis of the prerequisites and priorities of import substitution at various stages of development of the Russian economy

Alla V. Litvinova 1 litvinova_av @mail.ru Natalya S. Talalaeva 1 talalaeva@vgi.volsu.ru Mariya V. Parfenova 1 pvv_65@mail.ru

1 Volzhsky branch of the Volgograd State University, st. 40 Years of Victory, 11, Volzhsky, 404133, Russia

Abstract. Import substitution is an integral part of the strategy to improve the competitiveness of the national agri-food complex. It should be a stimulus that will accelerate the economy and will contribute to the formation of a self-replicating mechanism of economic growth. The study analyzed the development of import substitution during the introduction of economic sanctions by Western countries and the United States. The study showed that the need for import substitution was brewing for a long time, however, the sanctions served as the impetus for its acceleration. The introduction by the President of the Russian Federation of special economic measures did not contradict the existing legislation and was aimed at restricting the importation of many types of products from abroad for the development of domestic production. The commodity structure of domestic exports and imports was also analyzed: the export of hydrocarbons has been prevailing for many years, but over the past two years their share in the total export structure has decreased. Most of the country imports machinery, equipment, vehicles, food and agricultural products, chemical products. For most indicators, there is a negative trend, due to which domestic imports decreased over the period of the sanctions by more than 100 billion US dollars. Despite economic sanctions, the European Union remains the main trading partner of Russia. Over the past 25 years, Russia has been a passive participant in international trade and, despite its high potential in the development of agriculture, was perceived by the world community as a country focused on the export of raw materials and hydrocarbons to a foreign market, rather than on the development of its own production, including agricultural production. Keywords: import substitution, economic security strategy, development efficiency, enterprise promotion, import, export

Введение

Развитие новых экономических отношений в условиях кризиса мировой экономики связано с формированием новых угроз и рисков для экономической безопасности страны.

Для цитирования Литвинова А.В., Талалаева Н.С., Парфенова М.В. Сравнительный анализ предпосылок и приоритетов импортозамещения на различных этапах развития экономики России // Вестник ВГУИТ. 2019. Т. 81. № 1. С. 366-372. ао1:10.20914/2310-1202-2019-1-366-372

Во времена существования СССР процесс импортозамещения не был столь актуален, как на современном этапе развития отечественной экономики. Экономика СССР представляла собой вторую экономику мира по объему ВВП.

For citation

Litvinova A.V, Talalaeva N.S, Parfenova M.V. Comparative analysis of the prerequisites and priorities of import substitution at various stages of development of the Russian economy. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2019. vol. 81. no. 1. pp. 366-372. (in Russian). doi :10.20914/2310-1202-2019-1-366-372

Страна входила в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все виды промышленной продукции. СССР занимал ведущие позиции в производстве нефти, стали, чугуна, железной руды, минеральных удобрений, добыче природного газа, угля и золота, а также в производстве шерстяных тканей, кожаной обуви, по улову рыбы, поголовью свиней, овец и др.

После развала Советского Союза и открытия «железного занавеса» в страну хлынул поток иностранной продукции. Для регулирования товарооборота был введен ряд законодательных таможенных актов, пошлин, однако в связи с высокой конкуренцией многие отечественные производители ушли с рынка.

22 августа 2012 года, после почти 20 лет переговоров, Россия вступила в Всемирную торговую организацию. Россия является участником Договора о Зоне свободной торговли СНГ, Таможенного союза ЕАЭС, Евразийского экономического союза.

Обсуждение

По данным ВТО, в 2013 году Россия занимала 10-е место в рейтинге экспортеров, доля страны в глобальном экспорте составила 2,8%, а в сфере импорта Россия расположилась на 16-й позиции с удельным весом 1,8%.

После введения экономических санкций Россия опустилась на 15-е место по общему объему экспорта (2,1% в глобальном экспорте) и на 23-е место по объему импорта (1,2%).

В целом в период за 2010-2015 год среднегодовой рост экспорта составил 5,6%, несмотря на значительное снижение в 2015 году (на 31,6% по отношению к 2014 году). В то же время наблюдается сокращение импорта в среднем на 4,8% в год (на 37% в 2015 году) [3].

Россия имеет активное сальдо торгового баланса, т. е. в структуре внешнеторгового оборота преобладание экспорта над импортом. Активное сальдо свидетельствует о благоприятном экономическом положении страны, однако если изучить товарную структуру экспорта, в России существенный отрыв достигается за счет реализации минеральных ресурсов (более 70% в общей структуре экспорта на 2014 год [3]). Поэтому отношение к положительному торговому сальдо весьма неоднозначное, т. к. сырьевая направленность приводит к зависимости национальной экономики от внешней конъюктуры и мировых цен на ресурсы. Ярким примером можно считать обвал российского рубля в конце 2014 года, связанный со стремительным снижением цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета РФ.

Как уже было сказано ранее, российская экономика зависит от импорта иностранных товаров. В таблице 1 приведена товарная структура импорта в период за 2000-2017 годы.

Товарная структура импорта России за 2000-2017 годы [4] Commodity structure of imports of Russia for 2000-2017

Таблица 1. Table 1.

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Миллиардов долларов США

Импорт, всего | Imports, total 33,9 98,7 229 286 182,4 180,6

в том числе: | among them:

продовольственные товары и с/x сырье (кроме текстильного) food and agricultural raw materials (except textile) 7,4 17,4 36,4 39,7 26,5 24,3

минеральные продукты | mineral product 2,1 3,0 5,2 7,2 4,9 3,1

продукция химической промышленности chemical industry products 6,1 16,3 37,0 46,4 33,9 33,6

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них leather raw materials, furs and products from them 0,1 0,3 1,2 1,3 0,8 0,8

древесина и целлюлозно-бумажные изделия wood and pulp and paper products 1,3 3,3 5,9 5,9 3,6 3,3

текстиль, текстильные изделия и обувь textiles, textiles and footwear 2,0 3,6 14,1 16,3 10,8 10,8

металлы, драгоценные камни и изделия из них metals, precious stones and articles thereof 2,8 7,7 16,8 20,3 12,3 11,6

машины, оборудование и транспортные средства machinery, equipment and vehicles 10,7 43,4 102 136 81,8 86

прочие | other 1,4 3,7 12,6 7,6 6,9

Из таблицы 1 видно, что в период за 2000-2015 годы общий объем импорта постоянно возрастал, базисный темп прироста в 2014 году составил 743,7% (252 млрд долл.). Начиная с 2015 года наблюдается резкое снижение импорта на 36% в 2016 году и на 37% - в 2017 году (по отношению к 2014 году).

Наибольший удельный вес в импорте товаров на 2017 году занимают машины, оборудование и транспортные средства (47,6%), продукция химической промышленности (18,6%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5%). Меньше всего Россия импортирует древесину и целлюлозно-бумажные изделия (1,8%), минеральные продукты (1,7%), кожевенное сырье, пушнину и изделия из них (0,4%).

Что касается основных торговых партнеров России, в 2013 году в пятерку лидеров входили:

• Китай (7,9% от объема экспорта и 19,2% от общего импорта);

• Германия (8,2% и 13,7%);

• Нидерланды (15,5% и 2,1%);

• Италия (8,7% и 5,3%);

• Япония (4,3% и 4,9%) [5].

Несмотря на введение экономических

санкций со стороны стран ЕС, его доля в общем товарообороте России составляет 43,3% (по данным на первое полугодие 2016 года) или $124,9 млрд, с другой стороны, наблюдается снижение доли на 8% по отношению к 2015 году. Среди основных партнеров по-прежнему лидирует Китай (14,1% товарооборота РФ), далее следуют Германия (8,7%), Нидерланды (6,9%), Белоруссия (5%) и США (4,3%).

За год США поднялись с 7-го на 5-е место. Причиной тому является сокращение товарооборота России с третьими странами.

По данным Минэкономразвития, введение продовольственного эмбарго существенно повлияло на рост цен на продукты в конце 2014 - начале 2015 годов в результате образовавшихся дисбалансов и снижения конкуренции. За 2 года цены на продовольственные товары выросли на 31,6%, в 1,2 раза опередив инфляцию. Сильнее всего за анализируемый период подорожала рыбная продукция (на 40%), овощи и фрукты (на 30%), молочные продукты (на 20%), мясные продукты (на 10%). Несмотря на то что эмбарго снизило объем предложения на внутреннем рынке, многие компании смогли расширить свое производство и адаптироваться.

Еще одним негативным последствием продовольственного эмбарго стало использование отечественными производителями дешевого

сырья. Например, импорт пальмового масла и сухого молока вырос на 26% в 2015 году, при том что собственное производство молока практически не изменилось [7].

Следует отметить, что в России наблюдается увеличение производства продукции сельского хозяйства и легкой промышленности [8].

В 2015 году в рамках государственной программы по развитию АПК из федерального бюджета было выделено 266 млрд р. [1]. Существенно выросло производство мяса птицы (на 18%) и свинины (на 10%), производство сыра и сырных продуктов (на 14%). Во многих городах России работают ярмарки, на которых можно приобрести свежие овощи и фрукты, мясо, мед, молочную продукцию.

В течение года с момента подписания указа президента «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности РФ» Россельхознадзор уничтожил более 7500 т санкционной продукции, в том числе 7282 тонны растительной и 229 - животной [19].

По данным Россельхознадзора, больше всего овощей и фруктов, попавших в санкцион-ный список, было утилизировано в Брянской и Смоленской (свыше 2,7 тыс. т), в Тверской и Псковской (около 1,9 тыс. т), в Ростовской, Волгоградской областях и в республике Калмыкия (более 600 т). Продукция животного происхождения чаще всего уничтожалась в Санкт-Петербурге и Ленинградской области [10].

Что касается Краснодарского края, за 2016 год было уничтожено более 100 т санк-ционных товаров, среди которых овощи, фрукты и ягоды из Турции, Польши, Испании и Нидерландов. За первый квартал 2017 года утилизировано более 13 т запрещенной продукции.

Неслучайно вопросы импортозамещения нашли отражение в последних документах по вопросам национальной безопасности. Так, в новой редакции «Стратегии национальной безопасности» [6] отмечается необходимость осуществления «рационального импортозаме-щения, снижения критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции». Однако такая формулировка, при ясности генерального ориентира экономической политики, все же ставит больше вопросов, чем дает ответов. Так, неясно, какое именно им-портозамещение является «рациональным»; кто и по каким критериям должен это определять. Неясно и то, какая именно зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции является «критической» и как это можно на практике определить, в том числе

по отношению к отдельным видам технологий и продукции. В принятой в мае 2017 года «Стратегии экономической безопасности» Российской Федерации на период до 2030 года [7] указывается на такую задачу по обеспечению экономической безопасности, как преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники. К числу важнейших индикаторов экономической безопасности документ относит долю машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; долю импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров. Однако и здесь сохраняются определенные неясности. Так, без достаточной конкретизации используется тезис о «критической зависимости»; перечень индикаторов экономической безопасности, в том числе по параметрам импортной зависимости российской экономики, приводится в Стратегии без каких бы то ни было количественных значений. Это ограничивает включение круга вопросов импортозамещения в политику национальной безопасности [2].

Несмотря на то, что Россия не может полностью обеспечить себя необходимыми продуктами, после введения эмбарго она смогла достичь и даже превысить пороговые значения, установленные доктриной продовольственной безопасности РФ, по таким продуктам, как зерно, сахар, картофель, растительное масло. Говорить же о положительном эффекте продовольственного эмбарго можно будет через несколько лет, когда отечественные компании смогут нарастить свои производственные мощности.

Без всяких сомнений, политика импорто-замещения в условиях ограниченных сроков и недостаточного финансирования испытывает значительные трудности.

По мнению многих экспертов, к основным факторам, препятствующим реализации импортозамещения и повышению конкурентоспособности национальной экономики, можно отнести следующие.

1. Отсутствие масштабной целевой государственной поддержки. Она осуществляется за счет выделения субсидий предприятиям, софинансирования исследований, предоставления грантов, налоговых льгот, бюджетных гарантий и преференций при государственных закупках. Все это способствует направлению финансовых потоков в расширение деятельности предприятий и повышение конкурентоспособности продукции.

2. Сырьевая направленность отечественной экономики. Как уже было отмечено ранее, в экспорте России на протяжении многих лет преобладали минеральные ресурсы. Это влечет за собой ряд негативных последствий. Во-первых, снижение сырьевой обеспеченности отраслей промышленности, что значительно ограничивает эффективность их функционирования. Во-вторых, добыча и экспорт сырьевых ресурсов могут привести к застою или падению производства в других отраслях. В-третьих, большая зависимость экономики России от мировых цен на нефть и др.

3. Слабая промышленная база. Преобладание отраслей, занятых в добыче и обработке минеральных ресурсов, высокий удельный вес отраслей ВПК привели к стагнации других отраслей промышленности. Предприятия не производят конкурентоспособную продукцию, которую приходится импортировать.

4. Изношенность имеющихся основных фондов и невозможность их воспроизвести. Многие заводы в стране находятся в плачевном состоянии, оборудование и станки сохранились еще с советских времен. Поскольку в структуре отечественного машиностроения преобладает военная техника, обновить станочный парк можно, импортируя оборудование из-за рубежа.

5. Высокая учетная ставка ЦБ РФ. Развитие производства замедляет высокая ключевая ставка Центрального банка РФ, которая на данный момент составляет 7,75%. В сочетании со значительным износом основных фондов она не позволяет в полной мере осуществлять политику импортозамещения.

6. Неразвитость инфраструктуры. Низкое качество автомобильных и железных дорог может существенно повысить цены на товары отечественных производителей, что значительно снизит конкурентоспособность товаров по сравнению с иностранными аналогами [11].

7. Слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности. В России инновационная составляющая является частью программной установки развития отечественной экономики. По данным статистики, доля инновационных товаров, работ и услуг постепенно снижается. Данный факт свидетельствует о технологическом отставании экономики России, и, как следствие, снижении конкурентоспособности отечественной продукции.

8. Нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Современная система образования воспитала множество неквалифицированных кадров, не приспособленных ни к интеллектуальному, ни к физическому труду. Многие квалифицированные специалисты

уезжают за рубеж. Нехватка же рабочего класса обусловлена тем, что среднее специальное образование не является престижным.

9. Замена одного импортного товара на другой. Как показывает практика, импорт необходимых товаров заменяется другим импортом. Например, из-за конфликта России с Турцией, связанного со сбитым российским военным самолетом, обе стороны потеряли пути экспорта и импорта товаров и услуг. Однако Египет проявил инициативу, заменив турецкие товары своими.

Безусловно, существуют и другие аспекты, препятствующие реализации им-портозамещения в России.

Подводя итог, следует отметить, что для решения данных проблем Правительству необходимо принимать радикальные меры для стабилизации экономической ситуации в стране, от которой напрямую зависит эффективность развития импортозамещения.

Изучив различные аспекты импортозаме-щения, можно сделать вывод, что вышеперечисленные проблемы не позволяют получить эффективные результаты от реализации стратегии на данном этапе развития страны. Для ускорения процесса необходимо предпринять комплекс мероприятий, охватывающий все факторы, препятствующие развитию импортозамещения. Приоритетным направлением является формирование новых механизмов государственной поддержки отечественных производителей, что активно практикуется с момента введения западных санкций. В 2015 году Правительством было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в сфере промышленности, в рамках которых планировалось реализовать более 2500 проектов. Необходимым условием для реализации проекта являлось размещение производства на территории РФ. Также нельзя не отметить ограничение государственных закупок иностранных товаров в пользу отечественных производителей. С 2014 года функционирует Фонд развития промышленности, основной задачей которого является финансирование проектов на предпроизводственной стадии.

Одной из основных проблем, тормозящих развитие экономики, является сырьевая направленность экспорта. Однако можно наблюдать снижение доли экспорта топливно-энергетических товаров (на 7,4% в 2015 году по отношению к 2014 году и на 4,5% - в 2016 году), что говорит об активизации избавления экономики России от сырьевой зависимости. По мнению экспертов, предпосылкой снижения экспорта минеральных ресурсов стало снижение мировых цен на нефть и природный газ.

При одновременном снижении доли экспорта сырья наблюдается незначительное увеличение доли экспорта металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, что является положительной тенденцией и говорит о налаживании производства в данных отраслях. Тем не менее, на сегодняшний день Россия не в состоянии обеспечить себя всеми необходимыми видами продукции вследствие отсутствия сильной промышленной базы и изношенности основных производственных фондов. Поэтому особое внимание следует уделить развитию производства средств труда, а также оригинальной отечественной продукции.

Еще одним направлением является снижение ключевой ставки Центрального банка, которое означает увеличение объемов кредитования. Предприятия смогут брать кредиты по более низким ставкам, что приведет к наращиванию производства и росту экономики в целом.

Проблема неразвитости производственной инфраструктуры особо актуальна для России. Для ее устранения необходима государственная программа развития производственной инфраструктуры, в первую очередь, на региональном уровне. Дополнительное финансирование в рамках программы позволит устранить диспропорцию в развитии основного производства и производственной инфраструктуры, что, в свою очередь, положительно скажется на развитии конкурентоспособности продукции [1].

Существует достаточно возможностей для стимулирования предприятий инновационной и научной деятельности. К прямым методам можно отнести бюджетное финансирование (субсидии, гранты), когда предприятию предоставляются средства из бюджета на безвозвратной основе на покрытие расходов, связанных с инновационной деятельность, либо предоставляются юридическим и физическим лицам на конкурсной основе за разработку инновационных проектов, и внебюджетное финансирование (банковские кредиты, специальные и благотворительные фонды). Также выделяют косвенные методы, такие, как налоговые и таможенные льготы. Комплексная реализация данных мероприятий будет способствовать укреплению положения России по инновационной деятельности на мировом рынке.

В настоящее время для России очень актуальна проблема кадрового дефицита. На ситуацию на рынке труда оказали негативное влияние демографический кризис, ситуация на рынке образования, а также экономическая ситуация в стране. Необходимо отладить систему прогнозирования реальной потребности различных отраслей в кадрах и согласовать ее

с учебными заведениями. Внимание следует уделить модернизации системы образования, начиная со школы. Требуется повысить престиж инженерных специальностей для обеспечения предприятий высококвалифицированными специалистами, а также повысить популярность рабочих специальностей.

Комплексное решение вышеперечисленных мероприятий будет способствовать эффективной реализации процесса импортозамещения и, как

ЛИТЕРАТУРА

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

2 Калина А.В., Эриашвили Н.Д., Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3 Отечественное не берем: как идет импортозамещение в России. РБК . URL: http://www.rbc.ru/ opinions/economics/09/06/2015/557195f39a7947931cc95b68

4 Официальный сайт импортозамещения в России. URL: http://zimport.ru

5 Политика импортозамещения в России: от слов к делу. Информационно - правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/article/630000/

6 Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения (Постановление Правительства РФ № 41 от 28.01.2016 (ред. от 25.05.2016).

7 Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ № 391 от 29.07.2015).

8 Фальцман В.К. Форсирование импортоза-мещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.

9 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

10 Фрумкин Б. Агропромышленный комплекс России в условиях «войны санкций» // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 147-153.

11 Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2016 года. Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=24772 :-2016-&catid=53:2011-01-24—16—29—43

12 Груздев Г.В., Генералов И.Г. Исторические особенности российской внешней торговли на мировом зерновом рынке // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 118-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1 Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitiye sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody" [State program of the Russian Federation "Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020"]. (in Russian).

следствие, развитию отечественного производства, инновационной деятельности, а также росту экономического благосостояния страны.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Комплексная оценка результативности импортозамещения и его влияния на экономический рост в России» (проект № 19-010-00519 А)

2 Kalina A.V., Eriashvili N.D., Krivorotov V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva i regionov [Economic security of the state and regions]. Moscow, YUNITI-DANA, 2012. (in Russian).

3 Otechestvennoye ne berem: kak idet importozameshcheniye v Rossii. RBK [We don't take the Patriotic: how is the import substitution in Russia. RBC]. Available at: http://www.rbc.ru/opinions/economics/09/06/ 2015/557195f3 9a7947931cc95b68 (in Russian).

4 Ofitsial'nyy sayt importozameshcheniya v Rossii [Official site of import substitution in Russia]. Available at: http://zimport.ru (in Russian).

5 Politika importozameshcheniya v Rossii: ot slov k delu. Informatsionno - pravovoy portal Garant.ru [The policy of import substitution in Russia: from words to deeds. Information and legal portal Garant.ru]. Available at: http://www.garant.ru/article/630000/ (in Russian).

6 Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya iz feder-al'nogo byudzheta subsidiy uchastnikam promyshlennykh klasterov na vozmeshcheniye chasti zatrat pri realizatsii sovmestnykh proyektov po proizvodstvu promyshlennoy produktsii klastera v tselyakh importozameshcheniya [On approval of the Rules for the provision of subsidies to participants of industrial clusters from the federal budget for reimbursement of costs in the implementation of joint projects for the production of industrial products of the cluster for the purposes of import substitution (Decree of the Government of the Russian Federation No. 41 of January 28, 2016 (ed. 05.25.2016)]. (in Russian).

7 Ob otdel'nykh spetsial'nykh ekonomicheskikh merakh, primenyayemykh v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [On certain special economic measures applied in order to ensure the security of the Russian Federation (Decree of the President of the Russian Federation No. 391 of July 29, 2015)]. (in Russian).

8 Faltsman V.K. Forcing of import-space in the new geopolitical situation. Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting]. 2015. no. 1. pp. 22-32. (in Russian).

9 Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/ (in Russian).

10 Frumkin B. Agro-industrial complex of Russia in the conditions of the "war of sanctions". Voprosy ekonomiki [Questions of economy]. 2015. no. 12. pp. 147-153. (in Russian).

11 Eksport-import vazhneyshikh tovarov za yanvar'-dekabr' 2016 goda. Federal'naya tamozhennaya sluzhba [Export-import of the most important goods for January-December 2016. Federal Customs Service]. Available at: http ://www. customs. ru/index. php?option=com_content&v iew=article&id=24772: -2016-&catid=5 3:2011-01-2416-29-43 (in Russian).

12 Gruzdev G.V., Generalov I.G. Historical features of Russian foreign trade on the world grain market. Vestnik NGIEI [Herald NGIEI]. 2017. no. 8 (75). pp. 118-126. (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Алла В. Литвинова д.э.н., профессор, кафедра экономики и управления, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, ул. 40 Лет Победы, 11, Волжский, 404133, Россия , 1йугп0уа_ау @шаИ.ги

Наталья С. Талалаева к.э.н., доцент, кафедра экономики и управления, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, ул. 40 Лет Победы, 11, Волжский, 404133, Россия), ta1a1aeva@vgi.vo1su.ru Мария В. Парфенова к.э.н., доцент, кафедра экономики и управления, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, ул. 40 Лет Победы, 11, Волжский, 404133, Россия, pvv_65@mai1.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 17.01.2019 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 07.02.2019

INFORMATION ABOUT AUTHORS Alla V. Litvinova Dr. Sci. (Econ. ), professor, economics and management department, Volzhsky branch of the Volgograd State, 40 Years of Victory st., 11, Volzhsky, 404133, Russia, litvinova_av @mail.ru

Natalya S. Talalaeva Cand. Sci (Econ.), associate professor, economics and management department, Volzhsky branch of the Volgograd State University, 40 Years of Victory st., 11, Volzhsky, 404133, Russia, talalaeva@vgi.volsu.ru Mariya V. Parfenova Cand. Sci (Econ.), associate professor, economics and management department, Volzhsky branch of the Volgograd State University, 40 Years of Victory st., 11, Volzhsky, 404133, Russia, pvv_65@mail.ru

CONTRIBUTION

All authors equally participated in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 1.17.2019 ACCEPTED 2.7.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.