Научная статья на тему 'Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников 9-11 лет'

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников 9-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
515
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ 9-11 ЛЕТ / СТАБИЛОМЕТРИЯ / КООРДИНАЦИЯ / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГИБКОСТЬ / SCHOOLCHILDREN AGED 9-11 / STABILOMETRY / COORDINATION / SPEED ABILITIES / SPEED-STRENGTH ABILITIES / FLEXIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутрамеев А.В., Коновалов В.Н., Руденко И.В.

Цель исследования изучить показатели координационной и кондиционной подготовленности школьников 9-11 лет в трех возрастных группах. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие мальчики (n = 52) в возрасте 9,8 ± 0,8 лет и девочки (n = 47) в возрасте 10,0 ± 0,8 лет. Исследования проведены на базе гимназии № 69 и общеобразовательных школ № 99 и № 144 города Омска. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, компьютерная стабилометрия, методы математико-статистической обработки данных. Результаты исследования и их обсуждение. Мальчики трех возрастных групп достоверно отличаются от девочек по показателям, отражающим скоростные, скоростно-силовые способности. У девочек выявлены более высокие показатели гибкости по сравнению с мальчиками. Проанализированы результаты стабилометрических исследований, отражающих вклад зрительного и проприоцептивного анализаторов в функцию поддержания равновесия. Сравнительный анализ статокинетических показателей мальчиков и девочек выявил, что длина и площадь статокинезиограммы, скорость перемещения центра давления в пробах с закрытыми и открытыми глазами достоверно выше у девочек по сравнению с таковыми у мальчиков. Заключение. Результаты проведённого исследования позволили выявить, что формирование двигательных способностей у школьников 9-11 лет происходит гетерохронно. Возраст 10 лет у мальчиков является периодом интенсивного развития скоростных, скоростно-силовых способностей. У девочек возраст 11 лет является периодом интенсивного развития и благоприятен для воспитания скоростных и координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутрамеев А.В., Коновалов В.Н., Руденко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN AGED 9-11

The purpose of research to study the indicators of coordination and condition readiness of schoolchildren aged 9-11 in three age groups. Methods and organization of research. The research involved boys (n = 52) at the age of 9,8 ± 0.8 years, and girls (n = 47) at the age of 10,0 ± 0,8 years. The research was conducted in gymnasium no. 69 and secondary schools no. 99 and no. 144 in the Omsk city. In the context of the study we have used the following methods: analysis of scientific and methodic literature, pedagogical testing, computer stabilometry, methods of mathematical and statistical data processing.Results of the research and discussion. Boys of three age groups significantly differ from girls in terms of speed, speed-power abilities. The girls showed higher rates of flexibility in comparison with boys. We have analyzed the results of stabilometric measurements reflecting the contribution of visual and proprioceptive analyzers to the balance maintaining function. A comparative analysis of statokinetic parameters of boys and girls revealed that girls demonstrate significantly higher length and area of statokinesiogram, velocity of displacement of the pressure center in testing with closed and open eyes than boys do. Conclusion. The outcomes of the research demonstrated that development of motor abilities of schoolchildren aged 9-11 occurs heterochronously. The age of 10 years is a period of explosive growth of speed, speed-power abilities of boys. The age of 11 years for girls is a period of intensive development, and it is favorable for the promotion of speed and coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников 9-11 лет»

УДК 796.034.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 ЛЕТ

А.В. Бутрамеев, В.Н. Коновалов, И.В. Руденко

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия Для связи с авторами: E-mail: sbutrameev@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - изучить показатели координационной и кондиционной подготовленности школьников 9-11 лет в трех возрастных группах.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие мальчики (n = 52) в возрасте 9,8 ± 0,8 лет и девочки (n = 47) в возрасте 10,0 ± 0,8 лет. Исследования проведены на базе гимназии № 69 и общеобразовательных школ № 99 и № 144 города Омска. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, компьютерная стабилометрия, методы математико-статистической обработки данных. Результаты исследования и их обсуждение. Мальчики трех возрастных групп достоверно отличаются от девочек по показателям, отражающим скоростные, скоростно-силовые способности. У девочек выявлены более высокие показатели гибкости по сравнению с мальчиками. Проанализированы результаты стабило-метрических исследований, отражающих вклад зрительного и проприоцептивного анализаторов в функцию поддержания равновесия. Сравнительный анализ статокинетических показателей мальчиков и девочек выявил, что длина и площадь статокинезиограммы, скорость перемещения центра давления в пробах с закрытыми и открытыми глазами достоверно выше у девочек по сравнению с таковыми у мальчиков. Заключение. Результаты проведённого исследования позволили выявить, что формирование двигательных способностей у школьников 9-11 лет происходит гетерохронно. Возраст 10 лет у мальчиков является периодом интенсивного развития скоростных, скоростно-силовых способностей. У девочек возраст 11 лет является периодом интенсивного развития и благоприятен для воспитания скоростных и координационных способностей. Ключевые слова: школьники 9-11 лет, стабилометрия, координация, скоростные способности, скоростно-силовые способности, гибкость.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS

OF SCHOOLCHILDREN AGED 9-11

A.V. Butrameev, V.N. Konovalov, I.V. Rudenko

Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia Abstract

The purpose of research - to study the indicators of coordination and condition readiness of schoolchildren aged 9-11 in three age groups.

Methods and organization of research. The research involved boys (n = 52) at the age of 9,8 ± 0.8 years, and girls (n = 47) at the age of 10,0 ± 0,8 years. The research was conducted in gymnasium no. 69 and secondary schools no. 99 and no. 144 in the Omsk city. In the context of the study we have used the following methods: analysis of scientific and methodic literature, pedagogical testing, computer stabilometry, methods of mathematical and statistical data processing.

Results of the research and discussion. Boys of three age groups significantly differ from girls in terms of speed, speed-power abilities. The girls showed higher rates of flexibility in comparison with boys. We have analyzed the results of stabilometric measurements reflecting the contribution of visual and proprioceptive analyzers to the balance maintaining function. A comparative analysis of statokinetic parameters of boys and girls revealed that girls demonstrate significantly higher length and area of statokinesiogram, velocity of displacement of the pressure center in testing with closed and open eyes than boys do.

Conclusion. The outcomes of the research demonstrated that development of motor abilities of schoolchildren aged 9-11 occurs heterochronously. The age of 10 years is a period of explosive growth of speed, speed-power abilities of boys. The age of 11 years for girls is a period of intensive development, and it is favorable for the promotion of speed and coordination abilities.

Keywords: schoolchildren aged 9-11, stabilometry, coordination, speed abilities, speed-strength abilities, flexibility.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что дети младшего школьного возраста более восприимчивы к воспитанию таких физических качеств, как быстрота [1], сила [2] и координация [3]. Вопросами физической подготовки юных спортсменов занимались многие ведущие специалисты [4,5,6]. Тем не менее среди них нет единого мнения о подходах к формированию данных физических качеств у детей 9-11 лет. Так, В.Н. Платонов в своих работах рекомендует придерживаться принципа всесторонней физической подготовки детей, подчеркивая, что физические качества следует воспитывать комплексно [7].

М С. Кожедуб и С.В. Севдалев высказывают мнение, что необходимо придерживаться подхода, в котором акцент в физической подготовке смещен в сторону формирования отстающих физических качеств [8]. Е.Н. Бобкова [9] и В.А. Кудинова [10] рекомендуют больше времени уделять развитию скоростных и скоростно-силовых способностей.

А.А. Зданевич, Л.В. Шукевич[11], изучая проблему развития скоростных и координационных способностей младших школьников, сделали заключение, что «.. .к настоящему времени ранее разработанные методики по развитию двигательных способностей детей 9-10 лет устарели и не оказывают должного эффекта». Проблема заключается в высоких требованиях к физической подготовленности младших школьников, с одной стороны, и недостатке научного материала об особенностях совершенствования компонентов координационных и кондиционных способностей детей 9-11 лет, с другой.

Цель исследования — изучить показатели координационной и кондиционной подготовленности школьников 9-11 лет в трех возрастных группах. Задачи исследования:

1. Исследовать возрастные особенности проявления координационных и кондиционных способностей у школьников 9-11 лет.

2. Оценить показатели кондиционной и координационной подготовленности младших школьников в трех возрастных группах.

3. Изучить особенности статокинетической устойчивости у школьников 9-11 лет на основе результатов компьютерной стабиломе-трии.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие мальчики (п = 52) в возрасте 9,8 + 0,8 лет и девочки (п = 47) в возрасте 10,0+0,8 лет. Исследования проведены на базе гимназии № 69 и общеобразовательных школ № 99 и № 144 города Омска.

Для решения первой задачи исследования был проведен анализ научно-методической литературы по вопросу развития координационных и кондиционных способностей у школьников 9-11 лет.

Для решения второй задачи исследования было проведено педагогическое тестирование. Для оценки скоростных способностей использовался тест «Бег 10 м с хода». Результат фиксировался системой электронного хронометража с точностью до 0,01 с. Скоростно-силовые способности оценивались при помощи теста «Прыжок в длину с места». Измерение результатов проводилось сантиметровой лентой с точностью до 1 см. Оценка координационных способностей осуществлялась в тесте «Челночный бег 4x9 м». Результат фиксировался системой электронного хронометража с точностью до 0,01 с. В тесте «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами» проводилась оценка гибкости. Результат фиксировался с точностью до 1 см [12].

Для решения третьей задачи исследования проведено обследование младших школьников с использованием теста Ромберга: удержание равновесия в основной стойке с наименьшими колебаниями тела в течение 51,2 секунды с открытыми глазами (ОГ) и 51,2 секунды с закрытыми глазами (ЗГ). При проведении теста использовалась стабилометри-ческая система «БТ-150» (БиоМера), применялась американская постановка стоп (стопы устанавливаются параллельно, симметрично относительно центра платформы, на расстоянии клинической базы друг от друга). Ана-

лизу подвергались следующие показатели: площадь статокинезиограммы (S), длина ста-токинезиограммы (L), скорость перемещения центра давления (V) ,коэффициент Ромберга (КР) [13].

Анализ статистического материала осуществлялся на базе программ Microsoft Excel 2007 и SPSSStatistics 17.0. Для проверки достоверности отличий средних значений применялся t-критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительный анализ параметров физической подготовленности мальчиков и девочек позволил выявить, что мальчики в трех возрастных группах показали достоверно более высокие результаты, чем девочки, в тестах «Прыжок в длину с места» и «Бег 10 м с хода» (p<0,05). В то же время девочки во всех возрастных группах превосходили мальчиков в гибкости (p<0,05) (таблица 1, table 1). Оценка показателей физической подготовленности девочек в трех возрастных группах свидетельствует о том, что по скоростно-силовым показателям 10-летние девочки достоверно отличаются от 9-летних на 14,8% (p<0,05). В те-

сте «Челночный бег 4x9 м» и «Бег 10 м с хода» результаты 11-летних девочек достоверно выше таковых у 9-летних и 10-летних девочек (p<0,05) (таблица 2, table 2). Анализ физической подготовленности мальчиков трех возрастных групп показал, что результаты 10-летних мальчиков достоверно отличаются (p< 0,05) от таковых у 9-летних в тестах «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 4x9 м», «Бег 10м с хода» на 9,7, 8, 10,7% соответственно (таблица 3, table 3). Сравнительный анализ результатов в тесте, отражающем скоростно-силовые способности, свидетельствует о том, что мальчики и девочки в возрасте 10 лет достоверно отличаются (p<0,05) от 9-летних мальчиков и девочек на 9,7 и 14,8% соответственно. Мы предполагаем, что возраст 10 лет является наиболее благоприятным (сенситивным) для развития силовых и скоростно-силовых способностей.

Результаты в тестах «Челночный бег 4x9 м» и «Бег 10 м с хода» у 9-летних мальчиков и девочек достоверно не отличаются. В то же время результаты вышеназванных тестов 10-летних мальчиков достоверно отличаются (p<0,05) от таковых у девочек на 5,8 и 8,3%

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности мальчиков и девочек 9-11 лет Table 1 - Indicators of physical fitness of boys and girls aged 9-11

Педагогические тесты Pedagogical tests Мальчики (n = 52) Boys (n = 52) Девочки (n = 47) Girls (n = 47)

X о m X о m

Прыжок в длину с места, см Long jump, cm 150 24 3 141 24 4

Челночный бег 4*9 м, с Shuttle run 4*9 m, s 11,13 1,04 0,14 11,42 1,07 0,16

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, см Lean forward, cm 4 4 1 6 6 1

Бег 10 м с хода, с Running 10 m, s 1,94 0,22 0,03 2,01 0,18 0,03

Педагогические тесты Pedagogical tests 9 лет (n = 17) 9 years (n = 17) 10 лет (n = 14) 10 years (n = 14) 11 лет (n = 16) 11 years (n = 16)

X о m X о m X о m

Прыжок в длину с места, см Long jump, cm 125 14 4 145 27 7 154 22 6

Челночный бег 4*9 м, с Shuttle run 4*9 m, s 11,90 1,01 0,25 11,54 1,30 0,36 10,84 0,68 0,17

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, см Lean forward, cm 6 3 1 6 9 3 7 6 2

Бег 10 м с хода, с Running 10 m, s 2,11 0,15 0,04 2,02 0,22 0,06 1,91 0,14 0,03

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности девочек 9,10 и 11 лет Table 2 - Indicators of physical fitness of girls aged 9, 10 and 11

Таблица 3 - Показатели физической подготовленности мальчиков 9,10 и 11 лет Table 3 - Indicators of physical fitness of boys aged 9, 10 and 11

Педагогические тесты Pedagogical tests 9 лет (n = 21) 9 years (n = 21) 10 лет (n = 19) 10 years (n = 19) 11 лет (n = 12) 11 years (n = 12)

X о m X о m X о m

Прыжок в длину с места, см Long jump, cm 138 23 6 152 20 5 157 29 8

Челночный бег 4*9 м, с Shuttle run 4*9 m, s 11,79 1,15 0,29 10,89 0,86 0,20 10,76 0,99 0,29

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, см Lean forward, cm 5 3 1 4 5 1 3 4 1

Бег 10 м с хода, с Running 10 m, s 2,07 0,25 0,06 1,86 0,18 0,04 1,93 0,18 0,05

Таблица 4 - Показатели физической подготовленности мальчиков и девочек в трех возрастных группах Table 4 - Indicators of physical fitness of boys and girls in three age groups

Педагогические тесты Pedagogical tests Возраст, лет Age, years

9 10 11

М (B) Д G) М (B) Д G) М (B) Д G)

X m X m X m X m X m X m

Прыжок в длину с места, см Long jump, cm 138 6 125 4 152 5 145 7 157 8 154 6

Челночный бег 4* 9 м, см Shuttle run 4*9 m, s 11,79 0,29 11,90 0,25 10,89 0,20 11,54 0,36 10,76 0,29 10,84 0,17

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, см Lean forward, cm 5 1 6 1 4 1 6 3 3 1 7 2

Бег 10 м с хода, с Run 10 m, s 2,07 0,06 2,11 0,04 1,86 0,04 2,02 0,06 1,93 0,05 1,91 0,03

Примечание: М - мальчики; Д - девочки Note: B - boys; G - girls

соответственно. Вероятно, это связано с тем, что у мальчиков в 10 лет способность к ориентации в пространстве и быстрому реагированию выше, чем у девочек того же возраста (таблица 4, table 4).

Сравнительный анализ статокинетических показателей мальчиков и девочек показал,

что длина и площадь статокинезиограммы, скорость перемещения центра давления в пробах с закрытыми и открытыми глазами достоверно выше (р< 0,05) у девочек по сравнению с таковыми у мальчиков. Данный факт мы связываем с большей активностью про-приоцептивной системы у девочек в контро-

Таблица 5 - Статокинетические показатели мальчиков и девочек 9-11 лет Table 5 - Statokinetic indicators of boys and girls aged 9-11

Параметры Options Мальчики (n = 52) Boys (n = 52) Девочки (n = 47) Girls (n = 47)

X о m X о m

L, мм L, mm ОГ OE 536,8 130,6 18,1 474,5 130,6 19,0

ЗГ СЕ 704,8 237,6 33,0 638,1 203,6 29,7

S, мм2 S, mm2 ОГ OE 325,9 235,3 32,6 225,7 145,8 21,3

ЗГ СЕ 404,0 293,0 40,6 261,0 161,1 23,5

< .< /с s ОГ OE 10,52 2,56 0,35 9,29 2,56 0,37

ЗГ Œ 13,81 4,66 0,65 12,52 4,01 0,58

КР,% RC,% 157,1 143,5 19,9 135,7 73,0 10,7

Примечание: L - длина статокинезиограммы, S - площадь статокинезиограммы, V - скорость перемещения центра давления, ОГ- открытые глаза, ЗГ - закрытые глаза, КР - коэффициент Ромберга

Note: L - statokinesiogram length, S - statokinesiogram area, V - velocity of displacement of the pressure center, OE - open eyes, СЕ - closed eyes, Rc - Romberg coefficient

Таблица 6 - Статокинетические показатели девочек трех возрастных групп Table 6 - Statokinetic indicators of girls of three age groups

Параметры Options 9 9 лет (n = 17) years (n = 17) 10 лет (n = 14) 10 years (n = 14) 11 лет (n = 16) 11 years (n = 16)

X о m X о m X о m

L, мм L, mm ОГ OE 504,5 161,2 40,3 508,7 134,5 37,3 414,0 76,2 19,1

ЗГ СЕ 676,9 227,0 56,7 673,8 240,8 66,8 555,8 129,1 32,3

S, мм2 S, mm2 ОГ OE 251,2 187,6 46,9 233,1 139,3 38,6 185,0 93,6 23,4

ЗГ Œ 248,8 136,5 34,1 293,8 200,8 55,7 229,1 144,1 36,0

I I ОГ OE 9,88 3,16 0,79 9,96 2,63 0,73 8,09 1,52 0,38

ЗГ Œ 13,31 4,49 1,12 13,20 4,72 1,31 10,89 2,53 0,63

КР,% RC,% 118,9 67,7 16,9 146,9 69,6 19,3 143,0 86,1 21,5

Примечание: L - длина статокинезиограммы, S - площадь статокинезиограммы, V - скорость перемещения центра давления, ОГ- открытые глаза, ЗГ - закрытые глаза, КР - коэффициент Ромберга

Note: L - statokinesiogram length, S - statokinesiogram square, V - velocity of displacement of the pressure center, OE - open eyes, СЕ - closed eyes, RC - Romberg coefficient

ле вертикального положения при поддержании равновесия [14, 15] (таблица 5, table 5). В результате изучения показателей статокине-тической устойчивости у девочек 9 и 10 лет не выявлено достоверных отличий в показателях длины статокинезиограммы (ОГ и ЗГ), в то время как между девочками 9 и 11 лет выявлены достоверные отличия (р< 0,05).Также выявлены отличия между девочками 9 и 11 лет по показателям перемещения центра давления (ОГ и ЗГ), что связано с совершенствованием функций анализаторов [16] (таблица 6, table 6).

Анализ площади статокинезиограммы (ОГ)

позволил выявить достоверно более низкие величины у мальчиков 9 лет по сравнению с таковыми мальчиков 10 и 11 лет (р< 0,05) [17,18] (таблица 7, table 7).

Вышеперечисленные отличия свидетельствуют о гетерохронном характере развития физических способностей у младших школьников, что требует рационального подбора тренировочных средств в системе физической подготовки.

ВЫВОДЫ

1. Результаты проведённого исследования позволили выявить, что формирование двига-

Таблица 7 - Статокинетические показатели мальчиков трех возрастных групп Table 7 - Statokinetic indicators of boys of three age groups

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параметры Options 9 9 лет (n = 21) years (n = 21) 10 лет (n = 19) 10 years (n = 19) 11 лет (n = 12) 11 years (n = 12)

X о m X о m X о m

L, мм L, mm ОГ OE 551,4 120,0 30,0 554,2 157,5 37,1 503,1 97,7 28,2

ЗГ Œ 734,6 264,7 66,2 711,1 199,3 47,0 641,2 145,5 42,0

S, мм2 S, mm2 ОГ OE 290,1 175,2 43,8 395,7 318,3 75,0 318,6 186,9 54,0

ЗГ Œ 414,5 286,1 71,5 438,7 335,2 79,0 358,0 252,7 72,9

I I ОГ OE 10,80 2,35 0,59 10,86 3,09 0,73 9,86 1,92 0,55

ЗГ Œ 14,40 5,19 1,30 13,93 3,90 0,92 12,56 2,85 0,82

КР,% RC,% 184,0 169,2 42,3 125,2 53,6 12,6 168,0 216,6 62,5

Примечание: L - длина статокинезиограммы, S - площадь статокинезиограммы, V - скорость перемещения центра давления, ОГ - открытые глаза, ЗГ - закрытые глаза, КР - коэффициент Ромберга

Note: L - statokinesiogram length, S - statokinesiogram area, V - velocity of displacement of the pressure center, OE - open eyes, СЕ - closed eyes, Rc - Romberg coefficient

тельных способностей у школьников 9-11 лет происходит гетерохронно. У мальчиков всех возрастных групп скоростно-силовые и скоростные способности достоверно выше, чем у девочек. В то же время показатели гибкости у девочек выше, чем у мальчиков. 2. 10-летние мальчики достоверно отличаются от 9-летних по показателям, отражающим скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. 10-летние девочки достоверно отличаются от 9-летних по показателям, отражающим скоростно-силовые способности, а 11-летние девочки достоверно отличаются в координационных и скоростных тестах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Озолин, Э.С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин. - М.: Человек, 2010. - 76 с.

2. Дьякова, Е.Ю. Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет // Е.Ю. Дьякова, Г.С. Лалаева, А.Н. Захарова, А.А. Миронов // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - С. 172-174.

3. Кабанов, Ю.М. Сенситивные периоды развития двигательных способностей человека. / Ю.М. Кабанов, Н.Т. Станский, В.В. Трущенко // Вестник ВДУ.

- 2011. - № 2. - С. 94-98.

4. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов : учеб. пособие / В.П. Губа, П. В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. -276 с.

5. Каледин, С.В. Физическая подготовка юных спортсменов / С.В. Каледин. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 60 с.

6. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура и спорта, 2013.

- 208 с.

7. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н.Платонов. - М.: Спорт, 2019. - 656 с.

8. Кожедуб, М.С. Значение индивидуализации в построении тренировочного процесса легкоатлетов / М.С. Кожедуб, С.В. Севдалев // Спорт и физическая культура: теоретические и прикладные аспекты научных знаний: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 9-11.

9. Бобкова, Е.Н. Дифференцированная методика воспитания скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического

REFERENCES

1. Ozolin E.S. Sprint running. Moscow, Human [Chelovek], 2010, 76 p.

2. Diakova E.Iu., Lalaeva G.S., Mironov AA The effectiveness of jumping in the training process of athletes aged 9-10. Bulletin of Tomsk State University [Vestnik Tomsko-go gosudarstvennogo universiteta], 2012, pp. 172-174.

3. Анализ статокинезиограмм в трех возрастных группах девочек показал, что в возрасте 9 и 11 лет достоверны отличия показателей длины статокинезиограммы и скорости перемещения центра давления (ОГ и ЗГ). У мальчиков в возрасте 9 лет показатели площади статокинезиограммы (ОГ) достоверно ниже, чем у мальчиков в 10 и 11 лет.

4. Из этого следует, что возраст 10 лет у мальчиков является периодом интенсивного развития скоростных, скоростно-силовых способностей. У девочек возраст 11 лет является периодом интенсивного развития и благоприятен для воспитания скоростных и координационных способностей.

развития: автореф.дис. ... канд.пед.наук/ Е.Н. Бобкова. - Смоленск,2006. - 18 с.

10. Кудинова, В.А. Стратегия многолетней подготовки юных легкоатлетов / В.А. Кудинова // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №11(81). - С.80-83.

11. Зданевич, А.А. Развитие скоростных и координационных способностей школьников в возрасте 9-10 лет средствами игровой направленности / А.А. Зданевич, Л.В. Шукевич // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 32-37.

12. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: АСТ, 1998. - 271с.

13. Скворцов, Д.В. Стабилометрическое исследование / Д.В. Скворцов. - М.: Маска, 2010. - 176 с.

14. Ahmad, I. Balance Training in Diabetic Peripheral Neuropathy: A Narrative Review / I. Ahmad and others // JSM Diabetol Manag. - 2017. - 2 (1):1002.

15. Horak, F.B. Postural orientation and equilibrium: what do we need to know about neural control of balance to prevent falls? / F.B. Horak // Age and ageing. - 2006. - Vol. 35. - P. ii7-ii11.

16. Roncesvalles, M., Woollacott, M., Burtner, P. Neural Factors underlying reduced postural adaptability in children with cerebral palsy // Clin. Neurosci. Neuropathol. - 2002. - Vol.13. - P. 2407-2410.

17. Schmid, M., Conforto, S., Lopez, L. et al. The development of postural strategies in children: a factorial design study // J. Neuroengin. Rehabil. -2005. - Vol.2. - p. 29.

18. Era, P., Schroll, M., Ytting, H. et al. Postural balance and its sensory - motor correlates in 75-year-old men and women: A cross-national comparative study // J. Gerontol. Med. Sci. - 1996. - Vol. 51A. - P. 53-63.

3. Kabanov lu. M., Stanskii N.T., Trushchenko V.V. Sensitive periods of development of human motor abilities. Vestnik VDU [VDU Bulletin], 2011, no. 2, pp. 9498.

4. Guba V.P., Kvashuk P.V., Nikitushkin V.G. Individualization of training young athletes : a tutorial. Moscow, Fiz-kultura i sport [Physical culture and sport], 2009, 276 p.

5. Kaledin S.V. Physical training of young athletes., Moscow, Physical culture and sport Publ., 1968, 60 p.

6. Nikitushkin V.G. Comprehensive control in training of young athletes : monograph. Moscow, Physical culture and sport Publ., 2013, 208 p.

7. Platonov V.N. Motor qualities and physical training of sportsmen. Moscow, Sport Publ., 2019, 656 p.

8. Kozhedub M.S., Sevdalev S.V. The value of individualization in designing of the training process of athletes. Sport and physical culture: theoretical and applied aspects of scientific knowledge : proceedings of the III International Conference on science and practice, 2016, pp. 9-11.

9. Bobkova E.N. Differentiated method of development of speed abilities of boys aged 7 to 15 considering their harmonious physical development : abstr. dis. ... Cand. of Ped. sciences, Smolensk, 2006, 18 p.

10. Kudinova V.A. Strategy of long-term training of young athletes. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Academic notes of P.F. Lesgaft University], 2011, no. 11(81), pp. 80-83.

11. Zdanevich A.A., Shukevich, L. V. Development of speed and coordination abilities of schoolchildren aged 9 to 10 by means of a game orientation. Fi-zicheskaia kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaia

rekreatsiia [Physical education. Sport. Tourism. Motor recreation], 2016, no. 1, p. 32-37.

12. Liakh V.I. Tests in physical education of schoolchildren: a manual for teachers. Мoscow, AST Publ., 1998, 271 p.

13. Skvortsov D.V. Stabilometric research. Мoscow, Mask Publ, 2010, 176 p.

14. Ahmad I. Balance Training in Diabetic Peripheral Neuropathy: A Narrative Review. JSM Diabetol Manag, 2017, 2 (1), pp. 1002-1010.

15. Horak F.B. Postural orientation and equilibrium: what do we need to know about neural control of balance to prevent falls? Age and ageing, 2006, vol. 35, pp. ii7-ii11.

16. Roncesvalles M., Woollacott M., Burtner P. Neural Factors underlying reduced postural adaptability in children with cerebral palsy. Clin. Neurosci. Neu-ropathol, 2002, vol.13, pp. 2407-2410.

17. Schmid M., Conforto S., Lopez L. et al. The development of postural strategies in children: a factorial design study. Journal of NeuroEngineering and Rehabilitation, 2005, vol. 2, p. 29.

18. Era P., Schroll M., Ytting H. et al. Postural balance and its sensory - motor correlates in 75- year-old men and women: A cross-national comparative study. J. Gerontol. Med. Sci., 1996, vol. 51A, pp. 53-63.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Бутрамеев Александр Васильевич (Butrameev Aleksandr Vasilevich) - аспирант кафедры ТиМ циклических видов спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144; е-mail: sbutrameev@mail.ru; ORCID: 0000-0003-2479-8777.

Коновалов Василий Николаевич (Konovalov Vasilii Nikolaevich) - доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144; е-mail: tafoms@mail.ru; ORCID: 0000-0003-1849-0733.

Руденко Иван Владимирович (Rudenko Ivan Vladimirovich) - кандидат педагогических наук, проректор по спортивной работе, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144; е-mail: ivrud-omsk@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0921-2408.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Бутрамеев, А.В. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников 9-11 лет / А.В. Бутрамеев, В.Н. Коновалов, И. В. Руденко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019.- Т. 7, № 2. - С. 138-144

FOR CITATION

Butrameev A.V., Konovalov V.N., Rudenko I.V. Comparative analysis of indicators of physical fitness of schoolchildren aged 9-11. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 138-144 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.