Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в Сирии и России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в Сирии и России' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № Приложение 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37

Статистика по статье
  • 116
    читатели
  • 15
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • НЕТИПИЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Историческая и социально-образовательная мысль", САЖИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА, АЛИ СЛМАН МОХАМЕД, ЧЕРЕНКОВА АННА ВАДИМОВНА

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в Сирии и России". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

Сажина Наталья Михайловна Али Слман Мохамед Черенкова Анна Вадимовна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия sazhinanm@mail.ru
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ И РОССИИ
Sazhina Natalia Ali Mohamed Slman
Cherenkova Anna Vadimovna (KubanStateUniversity, Krasnodar)
COMPARATIVE ANALYSIS OF TOTAL INCLUSIVE EDUCATION IN SYRIA AND RUSSIA
Аннотация: в статье осуществлен сравнительный анализ инклюзивного образования нетипичный детей в Сирии и России; намечены перспективы развития инклюзивного образования в странах с разными культурами.
Ключевые слова: инклюзивное образование, сравнительный анализ, нетипичный ребенок, дети с особенностями развития.
В современных условиях инклюзивное образование представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. При этом существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество[1,2].
Принадлежность ребенка к этническому, языковому, культурному, религиозному меньшинствам, одаренность, психофизические отклонения от нормы ставит его в позицию субъекта инклюзивного образовательного процесса и предполагает глубокое изучение основных закономерностей, технологий и механизмов обучения и воспитания нетипичного ребенка в массовой школе.
На данном этапе развития цивилизации проблематика инклюзивного образования актуализируется в различных культурах,
дискутируется его значимость и приоритетность перед другими формами обучения детей и подростков.
Разнообразные трактовки нетипичности ребенка отражены в работах зарубежных исследователей У. Волфенсбергера, Б. Гер-ри, Н. Кунса, М. Лейкестера, Дж. Спратт, М. Фореста и др. Понимание отечественными учеными нетипичности имеет как общие, так и отличительные черты с западными аналогами и отражено в трудах Л. И. Акатова, В. Леви, Д. А. Леонтьева, И. Б. Кантемировой, Е. Р. Ярской-Смирновой и др.
Вопросами построения теоретических концептов инклюзивного образования занимались такие западные исследователи, как Л. Бартон, Дж. Депплер, Е. Дорис, Т. Лореман, У Сейлор, Е. К. Сли-кер, Д. Харвей и др. Среди российских ученых, разрабатывающих концептуальные основы инклюзивного образования, выделяются С. В. Алехина, Д. В. Зайцев, Е. Н. Кутепова, Н. Н. Малофеев, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.
Субъектные характеристики как основа успешного развития инклюзивных образовательных практик рассматриваются в исследованиях Л. А. Блума, А. Кохна, Н. Кунса, Дж. Нельсона и др. В России роль субъектов инклюзивного образования отражена в работах Д. А. Леонтьева, Н. Н. Малофеева, А. А. Наумова и др.
Технологическое поле инклюзивного образования также характеризуется большей разработанностью на Западе. Вопросами технологий инклюзивного обучения занимались западные исследователи М. Банерджи, X. Гартнер, С. Денно, Д. Митчелл, Д. Тайак, М. Фуллан, К. М. Эвертсон и др. В отечественной педагогике технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л. С. Выготского, И. Ю. Левченко, И. В. Карпенковой, С. И. Кудинова и др.
В диссертационных педагогических исследованиях рассматриваются проблемы формирования толерантного отношения к нетипичности в условиях общеобразовательной школы (П. В. Степанов, 2002 г.), инклюзивной компетентности будущих учителей (И. Н. Хафизуллина, 2010 г.), сравнительного анализа инклюзивного образования в странах Запада и России (Ю.В. Мельник, 2012 г.) [3,4,5].
Практика показывает, что в современных условиях инклюзивное образование широко распространено в западных странах; находится в стадии развития в России; и в начальной стадии в Сирии.
Анализ специальной литературы позволил выделить отличительные черты инклюзивного образования в России: делается ак-
цент на учителя инклюзивного класса при недостаточном учете роли других субъектов образовательного процесса (педагогов, тьюторов, одноклассников, родителей); признается необходимость демократизации учебно-воспитательного процесса для достижения гуманистических целей инклюзивного образования; предполагается изменение личностной позиции учителя по отношению к нетипичному ребенку; признается необходимость оказания дополнительной сервисной поддержки нетипичному ребенку в рамках обычного класса; тьюторская помощь рассматривается как возможное дополнительное педагогическое условие для эффективного обучения [5].
Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада и России позволяет оптимальным образом транслировать лучшие образцытактик инклюзивного обучения и воспитания в педагогическое русло иной культуры [5].
Международный опыт по инклюзивному обучению особое значение имеет для современной школы Сирии.
В ходе многолетнего конфликта в Сирии были перечеркнуты многие достижения в сфере образования. Сейчас в стране есть дети школьного возраста, которые вообще никогда не сидели за школьной партой. Многие учащиеся пропустили четыре-пять лет обучения.
На сегодняшний день в Сирии полностью выведены из строя более пяти тысяч школ. Их здания были разрушены или серьезно повреждены, либо используются в качестве убежищ для перемещенных семей или в военных целях.
Многие родители опасаются отправлять своих детей в школу из-за опасностей, подстерегающих их на пути или даже в самой школе. В 2015 году в Сирии было обстреляно, по меньшей мере, 60 школ, нередко преднамеренно.
«Возможности предоставления основных общественных услуг в Сирии, включая образование, - на пределе... Мы должны предпринять значительно больше усилий с тем, чтобы помочь образовательным учреждениям избежать коллапса, предоставить детям доступ к образованию по всей стране», - заявила представитель ЮНИСЕФ в Сирии Ханаа Сингер.
ЮНИСЕФ сотрудничает с местными организациями наме-стах в оказании помощи примерно трем миллионам детей. Впервые с начала войны была запущена программа по самообразованию с тем, чтобы сократить число детей, оказавшихся вне школы. ЮНИСЕФ помогает печатать учебники и учебные пособия прямо в
Сирии и распространяет их среди детей соответствующего возраста.
«Мы приступили к реализации программы по неформальному обучению, чтобы сократить число детей, которые не получают образования.Например, мы разрабатываем программу В. Это ускоренное изучение материала, рассчитанное на детей, которым приходится переезжать с места на места. Она поможет им нагнать пропущенное и вернуться в строй», - объяснил пресс-секретарь Детского фонда Кристоф Бульерак [6].
Таким образом, и в России, и в Сирии предстоит серьезная работа по созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития инклюзивного образования, которое, безусловно, выступает перспективным направлением для обучения, воспитания и социализации нетипичных детей, так как позволяет им приобрести позитивный, познавательный, коммуникативный, социальный, психологический опыт, необходимый для успешной адаптации к существующим жизненным условиям и дальнейшей жизнедеятельности в широком социуме.
Библиографический список
1. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С.785.
2. Гребенникова В.М., Щербина А.И. Стратегия инклюзивной образовательной среды с учётом «Индекса инклюзии»// Успехи современной науки и образования. 2016. №1. С.69-72.
3. Сажина Н.М., Черенкова А.В. Социально-педагогическое сопровождение развития младшего подростка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства // Сборник материалов 12 Международной научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь.». - Майкоп: изд-во Адыгейского государственного университета, 2015. - с.173-177.
4. Сажина Н.М., Голубь М.С. Предупреждение педагогических рисков виктими-зации подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология», выпуск 1 (95). - 2012. - с. 127-133.
5. Мельник Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Пятигорск, 2012.
6. https: // childrenandarmedconflict.un.org / ш.
© Сажина Н. М. , 2016 © Али Слман Мохамед, 2016 © Черенкова А.В.2016

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх