Проблемы экономики и менеджмента
УДК 331(476)+331(470+571)
Н.Н. Докучаева
аспирант, кафедра государственного управления экономическими системами, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В современных условиях развития возрастает роль образования. Именно наличие в государстве подготовленных квалифицированных трудовых ресурсов является основой стабильности и развития всех отраслей народного хозяйства. Сравнительный анализ образовательной структуры трудовых ресурсов Республики Беларусь и Российской Федерации позволяет выявить основные проблемы, возникающие в данной сфере, и возможности их решения.
Ключевые слова: образование, единое образовательное пространство, уровень образованности трудовых ресурсов, основные показатели образования.
N.N. Dakuchayeva, Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL STRUCTURE OF A MANPOWER RESOURCES OF REPUBLIC OF BELARUS AND RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The education role increases in modern conditions of development. Existence in the state prepared qualified manpower resources is a basis of stability and development of all branches of a national economy. The comparative analysis of educational structure of a manpower of Republic of Belarus and the Russian Federation allows to reveal the main problems arising in this sphere, and possibility of their decision.
Keywords: education, unified educational space, level of erudition of manpower resources, main indicators of education.
Переход современного общества от индустриального к информационному обусловливает возрастание роли и социальной значимости образования. Для человека становится все более необходимым приобретение и совершенствование знаний, развитие умений и навыков, в целях обеспечения устойчивости собственного положения в обществе. Это касается не только его сегодняшней практической деятельности, но и будущего. Образование по-прежнему остается основным источником повышения интеллектуального, культурного, профессионального и кадрового потенциала.
Сегодня образование рассматривается мировым сообществом как один из важнейших факторов стабильности экономик государств, как движущая сила их развития. Оно же является главным стратегическим ресурсом и основным фактором решения социальных проблем. Возрастают потребности личности, общества и государства в качественном и доступном образовании.
Страны современного мира вступили в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, что существенно меняет требования к подготовке кадров, их профессиональным качествам, интеллектуальному потенциалу [3, с. 10].
Указанная тенденция всецело относится, в том числе, и к экономикам Республи-
50
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
ки Беларусь и Российской Федерации. Учитывая, что важнейшим направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ, актуальным будет изучение структуры трудовых ресурсов указанных государств.
Динамика показателя валового внутреннего продукта за 2000-2010 годы позволяет утверждать о наличии экономического роста в Беларуси и России за анализируемый период (табл. 1), несмотря на некоторое его замедление в кризисный период 2009 года [2, с. 99].
Таблица 1 - Динамика валового внутреннего продукта (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
Страна 2000 год 2005 год 2008 год 2009 год 2010 год
Республика Беларусь 105,8 109,4 110,2 100,2 107,6
Российская Федерация 110,0 106,4 105,2 92,2 104,0
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на динамику показателя валового внутреннего продукта, можно назвать уровень образованности трудовых ресурсов. Динамику численности работников по уровню образования за 2000-2010 годы в Республике Беларусь отражают данные таблицы 2 [8, с. 124].
Таблица 2 - Динамика численности работников по уровню образования за 2000-2010 гг. в Беларуси (в среднем за год, в процентах к итогу)
Показатель 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. Отклонение (+,-)
2005 г. к 2000 г. 2008 г. к 2005 г. 2010 г. к 2005 г.
Всего работников, в том числе имеют образование: 100 100 100 100 - - -
высшее 18,8 22,8 23,8 25,4 +4 +1 +1,6
среднее специальное 22,4 22,8 22,7 22,6 +0,4 -0,1 -0,1
профессионально -техническое* 18,9 20,3 20,6 +1,4 +0,3
общее среднее 50,6 31,2 29,8 28,5 -19,4 -1,4 -1,3
общее базовое 8,2 4,3 3,4 2,9 -3,9 -0,9 -0,5
*За 2000 год работники, окончившие учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, учтены по общему среднему или общему базовому образованию.
№ 10 (14) - 2012
51
Проблемы экономики и менеджмента
Данные таблицы 3 отражают динамику качественного состава трудовых ресурсов за 2002-2010 годы в Российской Федерации [4,5,6,7].
Таблица 3 - Динамика численности работников по уровню образования за 2002-2010 годы в Российской Федерации (на конец ноября, в процентах к итогу)
Показатель 2002 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. Отклонение (+,-)
2005 г. к 2002 г. 2008 г. к 2005 г. 2010 г. к 2005 г.
Всего работников, в т. ч. имеют образование: 100 100 100 100
высшее профессиональное 23,4 24,7 27,9 28,9 +1,3 +3,2 +1
неполное высшее профессиональное 2,5 1,9 1,6 -0,6 -0,3
среднее профессиональное 32,2 25,4 26,5 27,1 -6,8 +1,1 +0,6
начальное профессиональное 11,3 18,3 19,3 19,7 +5 +1 +0,4
среднее(полное) общее 23,3 22,7 20,1 20,0 -0,6 -2,6 -0,1
основное общее 6,6 6,3 4,1 4,0 -0,3 -2,2 -0,1
начальное общее 0,8 0,7 0,5 0,3 -0,1 -0,2 -0,2
Анализируя представленные материалы (табл. 2, табл. 3), можно сказать следующее. В целом, и в Беларуси, и в России за анализируемый период наблюдается положительная динамика изменения численности работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Причем доля работников, имеющих высшее образование, в Беларуси колеблется в пределах 20-25%, что ниже аналогичных показателей по России (25-29%). Подобная ситуация наблюдается и относительно доли работников, имеющих среднее специальное (профессиональное) образование. В Беларуси данный показатель на протяжении анализируемого периода практически не изменялся и находился в пределах 22,4-22,8%. В России доля работников, имеющих среднее профессиональное образование, резко сократилась в 2003 году (до 26,3%) и в настоящее времени составляет около 27%. Таким образом, можно говорить, что в России доля работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, выше, чем в Беларуси. Это подтверждает и величина общего коэффициента охвата средним специальным, высшим и послевузовским образованием, который в 2000/01 году в Беларуси составлял 58,4%, в России - 61,2%, в 2005/06 году соответственно 68,0% и 72,8%, а в 2007/08 году 74,0% и 77,2% [2, с. 71]. Все это позволяет говорить о том, что в Республике Беларусь необходимо осуществлять более активные меры по привлечению молодых людей для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
На положительную динамику уровня образованности населения в Беларуси и России
52
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
повлияло более пристальное внимание со стороны государства к вопросам реформирования системы образования: предоставление возможности для создания учебных заведений негосударственной формы собственности; увеличение объемов финансирования системы образования; открытие специальностей, востребованных на рынке труда.
Нижеприведенные статистические данные подтверждают деятельность государств, направленную на реализацию реформ в сфере образования (табл. 4) [1, с. 65-66].
Таблица 4 - Основные показатели образования (на начало учебного года)
Относительное
отклонение , %
Показатель 2000/01 2005/06 2008/09 2010/11 2005 2008 2010
к к к
2000 2005 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Государственные и муниципальные образовательные учреждения
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования - Беларусь 149 194 196 202 +30 +1 +3
- Россия 2589 2688 2535 2586 +3,8 -5,7 +2
1 2 3 4 5 6 7 8
В них студентов:
всего, тыс. человек
- Беларусь 144,8 138,7 138,8 146,4 -4,2 +0,01 +5,5
- Россия на 10000 человек населения 2309 2473 2136 2027 +7,1 -13,6 -5,1
- Беларусь 145 144 146 154 -0,7 +1,4 +5,5
- Россия 158 173 151 142 +9,5 -12,7 -6
Число образовательных
учреждений высшего профессионального образования - Беларусь 43 43 43 45 0,0 0,0 +4,7
- Россия 607 655 660 653 +7,9 +0,8 -1,1
В них студентов:
всего, тыс. человек
- Беларусь 245,1 324,8 362,9 382,8 +32,5 +11,7 +5,5
- Россия на 10000 человек населения 4271 5985 6215 5849 +40,1 +3,8 -5,9
- Беларусь 246 337 381 404 +37 +13,1 +6
- Россия 292 419 438 409 +43,5 +4,5 -6,6
№ 10 (14) - 2012
53
Проблемы экономики и менеджмента
Негосударственные образовательные учреждения
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования - Беларусь - Россия 7 114 10 217 10 249 12 264 +42,9 +90,3 0,0 +14,7 +20 +6
В них студентов, человек - Беларусь - Россия 5485 52184 15461 117731 18449 107990 21157 98877 +181, 9 +125, 6 +19,3 -8,3 + 14,7 -8,4
Число образовательных учреждений высшего профессионального образования - Беларусь - Россия 14 358 12 413 10 474 10 462 -14,3 +15,4 -16,7 +14,8 0,0 -2,5
В них студентов, человек - Беларусь - Россия 36639 470590 58273 1079288 57777 1298299 60093 1201079 +59 +129,3 -0,9 +20,3 +4 -7,5
Таблица 5 - Расходы на образование (в процентах к валовому внутреннему продукту) [1, с. 84
2000 год 2005 год 2008 год 2010 год
Беларусь 6,2 6,2 5,1 5,1
Россия 2,9 3,7 4,0 4,2
На изменение ситуации влияют не только государственные меры, но и усиление личной заинтересованности со стороны трудоспособного населения в повышении своего образовательного уровня. Высокий уровень образования позволяет работнику претендовать на более высокооплачиваемую должность, тем самым улучшить свое социально-экономическое положение в обществе.
Анализируя имеющиеся информационные данные, можно говорить, что в целом образовательный потенциал Беларуси и России благоприятен для развития интеллектуальных видов деятельности и формирования экономики, основанной на знаниях.
Список литературы:
1. Беларусь и Россия. 2011: статист. сб. / Росстат, Белстат, Постоян. ком. Союз. государства. - М., Росстат, 2011. - 190 с.
2. Беларусь и страны мира: статист. сб. - Минск: Нац. статист. ком. Респ. Бела-
54
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
русь, 2011. - 270 с.
3. Радьков А.М. Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития: материалы междунар. конф., Минск, 14-16 мая 2009 г. / редкол.: А.Х. Шкляр (рук.) ; Э.М. Калицкий (отв.ред.) [и др.]. - Минск: РИПО, 2009. - 174 с.
4. Россия в цифрах. 2003: крат. статист. сб. / Госкомстат России. - M., 2003. - 398 с.
5. Россия в цифрах. 2006: крат. статист. сб. / Росстат. - M., 2006. - 462 с.
6. Россия в цифрах. 2009: крат. статист. сб. / Росстат. - M., 2009. - 525 с.
7. Россия в цифрах. 2011: крат. статист. сб. / Росстат. - M., 2011. - 581 с.
8. Труд и занятость в Республике Беларусь: статист. сб. - Минск: Нац. статист.
ком. Респ. Беларусь, 2011. - 350 с.
List of references:
1. Belarus' i Rossiya. 2011: statist. sb. / Rosstat, Belstat, Postoyan. kom. Soyuz. gosudarstva. - M., Rosstat, 2011. - 190 p.
2. Belarus' i strany mira: statist. sb. - Minsk: Nats. statist. kom. Resp. Bela-rus', 2011. - 270 p.
3. Rad'kov A.M. Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie i obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya: materialy mezhdunar. konf., Minsk, 14-16 maya 2009 g. / redkol.: A.Kh. Shklyar (ruk.) ; E.M. Kalitskiy (otv.red.) [i dr.]. - Minsk: RIPO, 2009. - 174 p.
4. Rossiya v tsifrakh. 2003: krat. statist. sb. / Goskomstat Rossii. - M., 2003. - 398 p.
5. Rossiya v tsifrakh. 2006: krat. statist. sb. / Rosstat. - M., 2006. - 462 p.
6. Rossiya v tsifrakh. 2009: krat. statist. sb. / Rosstat. - M., 2009. - 525 p.
7. Rossiya v tsifrakh. 2011: krat. statist. sb. / Rosstat. - M., 2011. - 581 p.
8. Trud i zanyatost' v Respublike Belarus': statist. sb. - Minsk: Nats. statist. kom. Resp. Belarus', 2011. - 350 p.
УДК 338(-3)
С.А. Жирова
ассистент, кафедра экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных аспектов государственного регулирования регионального развития. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики в рамках трех основных концепций, сформировавшихся в современной экономической науке.
Ключевые слова: региональная экономика, экономический рост, социальная стабильность.
S.A. Zhirova, assistant to chair of economy and finance, Kabardino-Balkarian state university of a name H.M. Berbekova
STATE REGULATION OF THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT
Abstract. Article is devoted to consideration of the main aspects of state regulation of regional development. The objective and subjective factors causing need of the state intervention in functioning of market economy within three main concepts, created in a modern economic science are considered.
Keywords: regional economy, economic growth, social stability.
№ 10 (14) - 2012
55