Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Научная статья на тему 'Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции' по специальности 'Культура. Культурология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАКRSCI
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 13 — Культура. Культурология
  • ВАК РФ: 24.00.00; 22.00.06
  • УДK: 008

Статистика по статье
  • 283
    читатели
  • 39
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 6
    соц.сети

Ключевые слова
  • древнерусская языческая традиция
  • культ волка
  • культ медведя

Аннотация
научной статьи
по культуре и культурологии, автор научной работы — Мозоль Е. В.

У восточных славян наблюдается расширение ритуальной значимости медведя и сужение сакральных функций волка по сравнению с древней индоевропейской традицией. Культ волка воплощает агрессивное начало, связан с воинами, князем, понятием «чужой». Культ медведя созидательное начало, связан с плодоносящей силой, с понятиями «свой», «хозяин».

Abstract 2008 year, VAK speciality — 24.00.00;22.00.06, author — Mozol E. V.

The analysis of the wolf and bear cults in the Russian paganism shows that the cult of a bear connected with the earth, nature forces, notions «wolf» and «owner» was more powerful as compared to the cult of a wolf associated with aggression, war, warriors and the concept «outlaw».

Научная статья по специальности "Культура. Культурология" из научного журнала "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена", Мозоль Е. В.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по культуре и культурологии , автор научной работы — Мозоль Е. В.

Текст
научной работы
на тему "Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции". Научная статья по специальности "Культура. Культурология"

Е. В. Мозоль
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТОВ ВОЛКА И МЕДВЕДЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Работа представлена кафедрой русской истории. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор М. Б. Свердлов
У восточных славян наблюдается расширение ритуальной значимости медведя и сужение сакральных функций волка по сравнению с древней индоевропейской традицией. Культ волка воплощает агрессивное начало, связан с воинами, князем, понятием «чужой». Культ медведя -созидательное начало, связан с плодоносящей силой, с понятиями «свой», «хозяин».
The analysis ofthe wolf and bear cults in the Russian paganism shows that the cult of a bear connected with the earth, nature forces, notions «sclf» and «owner» was more powerful as compared to the cult of a wolf associated with aggression, war, warriors and the concept «outlaw».
Религиозные верования восточных славян - тема, занимающая важное место в средневековой истории России. Изучение славянского язычества предполагает также исследование культов животных: их древнейшие формы, последующие традиции в IX-XVI вв., эволюцию в обрядовых действиях XVII-XX вв. В научной литературе накоплен значительный опыт по изучению культовой значимости отдельных видов животных . Проведем сравнительно-функциональный анализ языческих культов волка и медведя, изучив эволюцию основного содержания языческих культов этих животных, их основополагающие функции в обрядовой жизни и хозяйственной деятельности восточных славян.
Т. В. Гамкрслидзе и В. В. Иванов изучили сакральные значения волка и медведя у праиндоевропейцев III -II тыс. до н. э. Они показали, что культ медведя являлся ритуально менее значимым, чем культ волка, который охватывал как биологическую, так и социальную сферы: волк - символ единства всего племени, как особый социальный статус, символ всеведения, даруемого вождю племени. Волк и волчья стая наделялись особыми сакральными качества-
ми. У древних хеттов царь Хатгусили I (XVII в. до н. э.), обращаясь к собранию-панкусу, призывает своих воинов-подданных «быть единым целым», т. е. объединяться «как волчий род». Медведь символизировал тогда, преимущественно, плодо-2
родие природы . В балтийской и германской традициях, у восточных славян, т. е. у европейских индоевропейских народов, оказавшихся в сходной экологической среде обитания: в полосе лиственных и хвойных лесов Европы, наблюдается расширение ритуальной значимости медведя и утрата культом волка, при сохранении индоевропейской основы, многих своих функций. Речь идет не о большей или меньшей ритуальной значимости у восточных славян этих животных, а о разграничении сфер их применения. Культы волка и медведя стали выражать две во многом противоположные модели бытия. Первый несет в себе активное агрессивное начало, второй аккумулирует положительную природную мощь. Культ волка символизирует обладание неким сверх-знанием, силой, удалью, позволяющими быть «выше» большинства, управлять. Культ медведя воплощает силу почти безграничную, идущую «изнутри»,
2
10
Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции
способную исцелять, защищать, влиять па само течение жизни. Отсюда - связь культа волка с воинами, дружиной, князьями, понятием «чужой»; связь культа медведя с плодоносящей силой земли, животных, человека, с понятиями «свой», «хозяин».
Сравнение князя с волком находим в «Повести временных лет» (начало XII в.) и «Слове о полку Игореве» (конец XII в.). «Роди мати от вълхвованья... бысть ему язвено на главЪ его, рекоша бо волсви матери его: "Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего", еже носить Бесславь и до сего дне на собЪ: сего ради нс-милостивъ есть на кровьпролитье» . «Все-славь князь самь въ ночь влъкомъ рыска-ше;изъ Кыева дорискаше до кур Тмуторо-
каня, великому Хръсови влъкомъ путь пре-4
рыскаше» . У князя Владимира Святославича был воевода Волчий Хвост, обладавший военной удачей (победил радимичей). Воины «Слова» называются и действуют «волками»: «бегут, скачут, рыщут». Особенности рождения Всеслава (от волхвования), приписываемые ему способности к оборот-ничеству, этнонимы, содержащие основу «волк», описание воинов через действия животного - все они отражают древнюю индоевропейскую традицию представлений о людях «в волчьем обличье» и указывают на ритуальную значимость культа волка, связанную с обладанием вещим знанием.
В XIX-XX вв. среди диких животных волк оставался одним из центральных и наиболее мифологизированных персонажей. В Полесье при встрече с волком, призывали к себе умерших, называя их по имени, гукали мертвого, звали знакомого умер-5 г-
шего охотника . Считалось, что волки истребляли нечисть, чтобы она меньше плодилась, т. е. выполняли роль охранников (дружинников). Верили, что у волков имеется свой хозяин, покровитель, а волки находятся в подчинении у лешего: леший кормит их как своих собак хлебом . В представлениях о волке как о хищнике, уносящем скотину, присутствует мотив жертвы. Волк
исполняет медиаторскую функцию, он посредник между людьми и силами иного мира. Части тела и имя волка использовались для приобретения отпугивающих свойств, aipeccHBHOcгa, жизненной силы и здоровья. Чтобы пчелы давали больше меда, их окуривали кончиком волчьего носа. Волчий хвост носили при себе от болезней. Практически повсеместно волк, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает счастье, удачу и благополучие". Этнографические материалы позволяют в большей степени раскрыть внутреннее содержание культа волка. Ему присущи ме-диаторскис функции: он посредник между этим и тем светом, между людьми и нечистой силой (образ волколака, волка-оборотня). Определяющим в образе волка являлся признак «чужой». Поэтому волк соотносился с чужими, приходящими извне -с женихом, с мертвыми, с предком, ходячим покойником-вампиром. В этом же ряду следует назвать ко.лядников и участников других обходных обрядов: волков называли колядниками. Волк был связан с пересечением границы и различными пограничными, переломными моментами или периодами (смена старого года новым, переходный зимний или осенний периоды). К промежуточным календарным датам относилось время разгула волков и оберегов от них; считалось, что поездка к венчанию или с венчания могла закончиться обращением свадебной церемонии в волков.
Название меда едя у восточных славян табуировалось. Первоначальная индоевропейская лексема заменилась описательным наименованием по признаку склонности животного к сладкому, что также указывает на культовую значимость медведя в славянской области. Монаха Печерского монастыря пугали бесы «в образе медвежий», что свидетельствует об оборотнических свойствах, приписываемых медведю и находящему многочисленные подтверждения в верованиях XIX в. (представления об
оборотнях-медведях - о колдунах, принимающих медвежий облик). В Повести временных лет под 1071 г. упоминается о казни волхвов: «Они же поимше, убиша я и повЪсиша я на дубЪ: отмьстье приимша от Бога по правд?). Я неви же идущю домови, в другую нощь мсдвЪдь възлЪзъ, угрзь ею и снЪсть»5. Казнь напоминает обычай языческой казни через удавление. Медведь здесь уподоблен посланнику от «нечистой силы», забирающего свою жертву.
Изгнание бесов из хлева монахом, о чем написаЕЮ в «Житии Феодосия Печерского», в деталях повторяет принятые в XIX в. способы изгнания нечисти из хлева с помощью медведя: «Тъгда же отьць нашь Феодосии въоруживъея на ня постьмь и молитвою... и прииде въ село то и вечеръ въниде единъ въ хлЪвину ту, идеже бЪси жилище имя-хуть... и прТэбысть до утрьияя... Якожс от того часа не явитися бЪсомъ на то мЪсто, се же ни въ дворЪ пакости творити нико-муже»9. Образ монаха в этой ситуации явно вторичен, тогда как медведь трансформировал первоначальные функции покровителя скота, о чем свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. У русских, чтобы не допустить к скоту чужого, «лихого домового», в конюшие вешали медвежью голову или вводили в хлев самого медведя, если домовой особенно «ша-
10 тт
лил» . Череп, когти и шерсть медведя вешали в хлеву для того, чтобы скот хорошо велся и плодился, что подтверждается также и археологическими свидетельствами. В некоторых местах хозяин брал в Иванов день до восхода медвежью голову, нес ее на скотный двор, проходил с ней между скотом и закапывал среди двора" .
Медведь, отличавшийся своей силой и долголетием, в большей степени, чем волк, сближался с человеком. Если волк воспринимался определенно как «чужой», то медведь - как «свой», обращенный в зверя в наказание за какие-либо проступки. Считали, что если снять с медве,тя шкуру, то он
будет выглядеть как человек. Охотники замечали, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других. По этим причинам медведю не велено есть человека, а человеку медвежатину. И хотя медведь и волк обитали в лесу, медведя называли чаще хозяином леса, братом лешего, в то время как волков - псами, т. е. прислужниками лешего, что ставило их в подчиненное положение в «лесной иерархии» по отношению к медведю.
Культ медведя символизировал плодородие земли, леса, но противостоял водной стихии: в сказках и былинках медведь побеждал и изгонял водяного. В этом еще одно различие между культами животных. Антитеза суша- вода продолжала представления о границе, о переломных моментах, а эти понятия, как отмечено ранее, были связаны именно с волком. Образу медведя была присуща также брачная символика, символика плодородия и плодовитости. Она проявлялась, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия и т. п. Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, что нашло отражение в лечебной практике. Например, для исцеления от лихорадки медведь должен был переступить через больного, положенного лицом вниз на
землю, причем так, чтобы зверь коснулся
„ 12
его спины своей лапой .
Системный, генетический и сравнительно-исторический методы при анализе культов волка и медведя позволили ввести объективные критерии в исследование их происхождения и развития. Продолжая индоевропейскую по происхождению традицию, культы этих животных на Руси отражали две противоположные сферы бытия. Культ ■ волка воплощал активное, агрессивное начало и был связан с воинами, дружиной, понятием «чужой». Культ медведя воплощал силу созидающую и был связан с плодоносящей силой земли, с понятиями «свой», «хозяин».
ПРИМЕЧАНИЯ
' ГураЛ. В. Символика животных в славянской народной традощии. М., 1997. Гамкрепидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. С. 493 -499.
' Повесть временных лет / Пода отопка текста, пер. и комм. Д. С. Лихачева. 2-е изд. СПб., 1996. С. 67.
"Слово о полку Игореве / Библиотека Литературы Древней Руси. СПб., 2000. С. 264. Г'ура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 124. Ермолов Л. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. СПб., 1904. Т. 1. С. 256.
"Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1934. С. 940.
Повесть временных лет. С. 77. 9 Житие Феодосия Печерского / БЛДР. 2000. С. 412.
Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества. Пг., 1914. Вып. 1. С. 163.
Забылин М. Русскийнарод, его обычаи, обряды, предашя, суеверия и поэзия. М., 1992. С. 186. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. С. 391.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх