Научная статья на тему 'Сравнительный анализ компетенций образовательного и профессионального стандартов бакалавра школьной медицины'

Сравнительный анализ компетенций образовательного и профессионального стандартов бакалавра школьной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
434
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ / BACHELOR OF SCHOOL MEDICINE / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / NURSE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / LABOR FUNCTIONS / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / HEALTH-SAVING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапик С.В.

В статье представлены результаты сравнительного анализа компетенций действующего образовательного стандарта бакалавра по направлению подготовки Сестринское дело и трудовых функций проекта профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи в образовательных организациях». Анкетирование работающих в школах медицинских сестер и выпускников программы бакалавриата по сестринскому делу в рамках проекта «Школьная медицина» обосновало возможность и преимущества трудоустройства последних в качестве бакалавров школьной медицины. Однако оба стандарта нуждаются в дополнениях и изменениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапик С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARD’S COMPETENCES OF SCHOOL MEDICINE BACHELOR

The article presents the results of the comparative analysis of the competencies of the current educational standard of the bachelor in the field of training nursing and labor functions of the project of the professional standard "Specialist in providing medical care in educational organizations". The questioning of nurses and graduates of the undergraduate nursing program within the framework of the "School Medicine " project has substantiated the possibility and advantages of employment of the latter as bachelors of school medicine. However, both standards need additions and changes.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ компетенций образовательного и профессионального стандартов бакалавра школьной медицины»

2018, том 20 [4]

—--—

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-4-21-26 УДК 614.253.52:377.5+616-053.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ БАКАЛАВРА ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Лапик С.В.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа компетенций действующего образовательного стандарта бакалавра по направлению подготовки - Сестринское дело и трудовых функций проекта профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи в образовательных организациях». Анкетирование работающих в школах медицинских сестер и выпускников программы бакалавриата по сестринскому делу в рамках проекта «Школьная медицина» обосновало возможность и преимущества трудоустройства последних в качестве бакалавров школьной медицины. Однако оба стандарта нуждаются в дополнениях и изменениях.

Ключевые слова: бакалавр школьной медицины, медицинская сестра, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, компетенции, трудовые функции, здоровьесберегающее поведение.

В средствах массовой информации в последние два года активно обсуждается новость о появлении в России новой медицинской специальности - "бакалавр школьной медицины". Впервые об этом сообщила министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова 27.02.2017 г. на инвестиционном форуме "Сочи-2017"[1]. Необходимость появления данного специалиста ни у кого не вызывает сомнения. Приказом Минздрава от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» регламентировано, что в школах должно быть более 15-ти тысяч врачей и столько же медицинских сестёр, но реальные цифры далеки от нормативных [2]. Пилотный проект «Школьная медицина» реализуется в пяти

субъектах России - Якутии, Ямало-Ненецком автономном округе, Ростовской, Смоленской и Тамбовской областях [3]. Проект включает прежде всего профилактику школьнообусловленных заболеваний, направленную на контроль и соблюдению санитарных норм, мониторинг уровня физической и учебной нагрузки, оказание первой доврачебной помощи. В итоге количество детей и подростков с миопией, нарушениями осанки и ожирением должно уменьшиться. Функции специалиста по школьной медицине планируется возложить на выпускников программ бакалавриата по сестринскому делу имеющих квалификацию «Академическая сестра/Академический медицинский брат. Преподаватель», с востребованностью которых в здравоохранении имеются значительные проблемы [4]. К сожалению, до сих

~ 21 ~

—--—

пор отсутствует какая-либо нормативная база, регламентирующая деятельность бакалавра школьной медицины. Тюменский ГМУ в рамках договора о сотрудничестве с центральной городской больницей г. Новый Уренгой оказывает научно-методическое сопровождение пилотного проекта прежде всего по оценке трудовых функций специалиста, работающего в школах. Цель нашего исследования: провести сравнительный анализ компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки-Сест-ринское дело, уровень бакалавриата и трудовых функций проекта профессионального стандарта (ПС) «Специалист по оказанию медицинской помощи в образовательных организациях», выявить западающие компетенции. Данный проект разработан Ассоциацией выпускников с высшим сестринским образованием, для публичного обсуждения пока не представлен. Основные методы исследования: анкетирование по трудовым действиям ПС медицинских сестер, работающих в школах (42 респондента) и выпускников программы бакалавриата по направлению подго-товки-Сестринское дело Тюменского ГМУ (34 выпускника), сравнение компетенций ФГОС ВО с обобщенными трудовыми функциями ПС [4].

Структура проекта ПС представлена следующими трудовыми функциями: оценка и организация коррекции состояния здоровья обучающихся в условиях образовательной организации; формирование здорового образа жизни обучающихся в условиях образовательной организации; организация медицинской деятельности; оказание медицинской помощи обучающимся в экстренной и неотложной форме. Все трудовые функции запланированы к реализации специалистом не ниже 6 квалификационного уровня, а это предусматривает наличие высшего образования.

Задача бакалавра школьной медицины по созданию системы тесного взаимодействия медицинской организации и школы по профилактике школьно-обусловленных заболеваний реализуется через организационно-управленческие и профилактические компетенции образовательного

стандарта [1, 4]. Организационно-управленческие, профилактические, педагогические компетенции позволяют внедрить в школах пилотного проекта современные информационные технологии, прежде всего дистанционные формы работы: вебинары, видеоролики, видеоконференции, не только для школьников, но и для их законных представителей. Выпускники программы бакалавриата в рамках освоения клинических и педагогических профессиональных компетенций, а также общекультурных компетенций приобретают умения курации волонтерского движения по вопросам профилактики девиантных форм поведения и формирования навыков здоровьесберега-ющего поведения. Клинические, профилактические и педагогические умения и владения позволяют бакалаврам сестринского дела готовить на высоком профессиональном уровне методические пособия для школьников разного возраста по вопросам формирования здорового образа жизни, а также проводить занятия с учителями, школьниками, их родителями по первой помощи, раннему выявлению и профилактике девиантного поведения.

В рамках трудовой функции по оценке и организации коррекции состояния здоровья обучающихся в условиях образовательной организации специалист должен выполнять следующие трудовые действия: информировать родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья с рекомендациями для них; оказывать обучающимся первичную медико-санитарную помощь в экстренной форме и неотложной форме; направлять обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию; вызывать скорую медицинскую помощь; готовить предложения по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации; проводить скрининг-обследования и организовывать периодические медицинские осмотры обучающихся с разработкой индивидуальных рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению; формировать группы обучающихся повышенного медико-социального и биологического риска расстройств

~ 22 ~

—--—

здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания; анализировать представленные данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс; проводить мероприятия по оздоровлению обучающихся; заниматься медицинской профилактикой наиболее распространенных заболеваний обучающихся (костно-мышечной, мочевыделительной систем; глаза и его придаточного аппарата; органов пищеварения, кровообращения; невротические расстройства; расстройства поведения). Анкетирование работающих в проекте медицинских сестер показало, что данная трудовая функция ими выполняется только на 30%, т.к. трудовые действия по разработке индивидуальных рекомендаций о

Сравнительный анализ практических умений медицинских сестер школьных и выпускников

(% владеющих умен

профилактике заболеваний и оздоровлению детей, подготовке и участию в проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних реализуются только в Центрах здоровья детей. При этом ряд трудовых действий медицинская сестра выполнить не может в силу законодательных ограничений.

Ниже мы приводим таблицу по самооценке основных практических умений проекта ПС в рамках трудовой функции по оценке и коррекции здоровья обучающихся медицинскими сестрами, работающими в проекте «Школьная медицина» и выпускниками программы бакалавриата Тюменского ГМУ.

Таблица 1

по оценке и коррекции здоровья обучающихся программы бакалавриата по сестринскому делу [ием от опрошенных)

Практические умения Медицинская сестра школьная Выпускник -бакалавр

Оценка клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи 23,8 88,2

Пособие по оценке функционального состояния 85,7 94.1

Антропометрия 100 100

Внутривенное введение лекарств 52,3 94.1

Промывание желудка 80,9 94,1

Работа с электрокардиографом 14,2 23,5

Обследование неврологического пациента без специальной аппаратуры 0 0

Проведение физикальных исследований и интерпретация их результатов 0 64,7

Оценка функциональной готовности обучающегося при переводе в организацию с повышенным уровнем образования 0 0

Самостоятельная расшифровка электрокардиограммы с выявлением острых нарушений 0 64,7

Взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций 85,7 8,8

Далее мы проанализировали трудовую функцию по формированию здорового образа жизни у обучающихся. Основные трудовые действия: ме-

тодическое обеспечение формирования у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения; выявление и взаимодействие с соответствующими

—--—

~ 23 ~

—--—

структурами по профилактике и коррекции девиа-нтного поведения; гигиеническое воспитание и обучение школьников, их законных представителей и учителей; выявление факторов риска хронических неинфекционных заболеваний; участие в

программах по репродуктивному здоровью. Данная трудовая функция реализуется медицинской сестрой школы менее чем на 20%. Мы сравнили способность и готовность выпускников бакалавриата к ее реализации (Табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ практических умений по формированию здорового образа жизни медицинских сестер школьных и выпускников программы бакалавриата по сестринскому делу

(% владеющих умением от опрошенных)

Практические умения Медицинская сестра школьная Выпускник -бакалавр

Гигиеническое воспитание и обучение, санитарно-гигиеническое просвещение 23,8 94,1

Формирование здоровьесберегающего поведения 14,2 100

Владение формами и методами обучения 0 94,1

Методы оценки знаний обучающихся по профилактике 4,7 94.1

Использование современных психолого-педагогических технологий обучения 0 94,1

Организация внеурочной деятельности 4.7 88,2

Технологии разработка профилактических программ 4,7 100

Результаты опроса наглядно демонстрируют преимущества выпускников бакалавров-сестрин-ского дела перед работающими в школьной медицине специалистами со средним медицинским образованием.

В следующей таблице представлены результаты сравнительного анализа практических умений трудовой функции по профилактике негативного воздействия факторов образовательной среды в условиях образовательной организации на здоровье обучающегося.

Таблица 3

Сравнительный анализ практических умений по школьной гигиене медицинских сестер школьных и выпускников программы бакалавриата по сестринскому делу (% владеющих умением от опрошенных)

Практические умения Медицинская Выпускник -

сестра школьная бакалавр

Соблюдение правил асептики и антисептики 100 100

Проведение противоэпидемических мероприятий 100 100

Отбор проб для санитарно-гигиенических исследо- 0 94,1

ваний

Анализ влияния объектов внешней среды на чело- 4,7 94.1

века

Создание наглядных объектов профилактической 47,6 100

направленности

Использование законодательства в области школь- 19 94.1

ной гигиены

Навыки работы с научной и справочной литерату- 4,7 100

рой

~ 24 ~

—--—

Сравнительный анализ результатов опроса медицинских сестер школьных и выпускников - бакалавров подтвердил более высокую способность последних реализовывать трудовую функцию по школьной гигиене, что обусловлено наличием в образовательной программе бакалавриата блока релевантных дисциплин и практик.

Анализируя четвертую трудовую функцию по организации медицинской деятельности, следует отметить, что выпускники бакалавры значительно выше работающих специалистов со средним медицинским образованием оценивают свою способность и готовность к выполнению трудовых действий по оценке качества медицинской помощи, ведению медицинской документации, планированию своей работы, адаптации и обучению медицинского персонала, использованию подходов доказательной медицины, медико-социальной экспертизе. Следует обратить внимание, что ряд умений, предусмотренных данной функцией и трудовыми действиями, в частности по медико-социальной экспертизе, не могут входить в компетенции как медицинской сестры школьной, так и медицинской сестры-бакалавра.

С 30.12.2017 г вступил в силу приказ Минобр-науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело, так называемый ФГОС ВО 3++ [5]. ФГОС ВО 3++ не регламентирует перечень осваиваемых студентами образовательной программы профессиональных компетенций, а отдает их на откуп работодателю в виде профессиональных стандартов, экспертного мнения, анализа опыта, что повышает востребованность выпускников на рынке труда и их профессиональную мобильность. В зависимости от потребности регионов в специалистах, работающих в школьной медицине, следует предусмотреть вышеуказанную профилизацию образовательной программы бакалавриата с формированием необходимых компетенций и включением в рабочий учебный план необходимых дисциплин, таких как школьная гигиена, основы школьной медицины, организация профилактической работы, здоровый человек и его окружение,

и профильных учебных и производственных практик.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ компетенций образовательного стандарта бакалавриата по направлению подготовки - Сестринское дело и трудовых функций проекта профессионального стандарта специалиста по оказанию медицинской помощи в образовательных организациях в рамках реализации пилотного проекта «Школьная медицина» наглядно обосновал преимущества выпускников бакалавров сестринского дела перед работающими в школьной медицине специалистами со средним медицинским образованием, что требует скорейшего решения на законодательном уровне возможности их трудоустройства в качестве медицинских работников в образовательных организациях. Проект профессионального стандарта «Специалист в области школьной медицины» нуждается в корректирующих действиях по выделению трудовых действий специалистами сестринского дела, непосредственно работающими в школьной медицине и реализующими пилотный проект. Профессиональные компетенции действующего ФГОС ВО 3+ бакалавра по направлению подготовки - Сестринское дело соответствуют трудовым функциям только частично, что следует учесть при определении профессиональных компетенций в следующем поколении образовательных стандартов ФГОС ВО 3++.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Министр здравоохранения РФ сообщила о появлении новой медицинской специальности - бакалавра школьной медицины // Учительская газета, 2017 URL: http://www.ug.ru/news/21061 (дата обращения: 22.03.2018)

[2] Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW _158224/ (дата обращения: 22.03.2018)

[3] В Минобрнауки России обсудили реализацию пилотного проекта по школьной медицине URL:

~ 25 ~

—--—

htips://www.MHH06pHayKH^/H0B0CTH/11841 (дата обращения: 22.03.2018) [4] Приказ Минобрнауки России от 03.09.2015 N 964 (ред. от 08.08.2016) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)" URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _187173/ (дата обращения: 22.03.2018) [5] Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 971 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _279906/ (дата обращения: 22.03.2018)

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARD'S COMPETENCES OF SCHOOL MEDICINE BACHELOR

Lapik S.V.

Tyumen state medical university, Tyumen, Russian Federation

Annotation. The article presents the results of the comparative analysis of the competencies of the current educational standard of the bachelor in the field of training - nursing and labor functions of the project of the professional standard "Specialist in providing medical care in educational organizations". The questioning of nurses and graduates of the undergraduate nursing program within the framework of the "School Medicine" project has substantiated the possibility and advantages of employment of the latter as bachelors of school medicine. However, both standards need additions and changes.

Key words: bachelor of school medicine, nurse, professional standard, educational standard, competences, labor functions, health-saving behavior.

REFERENCES

[1] Ministr zdravoohranenija RF soobshhila o pojavlenii novoj medicinskoj special'nosti - bakalavra shkol'noj mediciny // Uchitel'skaja gazeta, 2017 URL: http://www.ug.ru/news/21061 (Accessed 22nd March 2018) (in Russian)

[2] Prikaz Minzdrava Rossii ot 05.11.2013 N 822n (red. ot 03.09.2015) "Ob utverzhdenii Porjadka okazanija medicinskoj pomoshhi nesovershennoletnim, v tom chisle v period obuchenija i vospitanija v obra-zovatel'nyh organizacijah" URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_158224/ (Accessed 22nd March 2018) (in Russian)

[3] V Minobrnauki Rossii obsudili realizaciju pilotnogo proekta po shkol'noj medicine URL: https://www.mi-nobrnauki.rf/novosti/11841 (Accessed 22nd March 2018) (in Russian)

[4] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 03.09.2015 N 964 (red. ot 08.08.2016) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 34.03.01 Sestrinskoe delo (uroven' bakalavriata)" URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_187173/ (Accessed 22nd March 2018) (in Russian)

[5] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.09.2017 N 971 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija-ba-kalavriatpo napravleniju podgotovki 34.03.01 Sestrinskoe delo" URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_279906/ (Accessed 22nd March 2018) (in Russian)

~ 26 ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.