Научная статья на тему 'Сравнительный анализ государственных стандартов трех поколений высшего профессионального образования для сферы туризма'

Сравнительный анализ государственных стандартов трех поколений высшего профессионального образования для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2605
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Светлана Георгиевна, Теодорович Мария Владимировна

Изменения, происходящие в нормативной сфере высшего профессионального образования, требуют осмысления и глубокого понимания всеми участниками образовательного процесса: абитуриентами, студентами, профессорско-преподавательским составом, административными структурами вузов и т.д.. В данной статье рассматриваются традиционный и компетентностно-ориентированный подходы к образованию, анализируются компоненты трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для сферы туризма. Авторами изучены составы компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, виды профессиональной деятельности выпускников, требования, предъявляемые к основным образовательным программам и их трудоемкость. Сформулированы выводы по характерным изменениям в учебном процессе, а так же о готовности вузов адаптироваться под запросы и требования современного рынка труда в сфере туризма и ориентированности на региональные нужны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Светлана Георгиевна, Теодорович Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative study of the higher professional education state standards of three generations for the tourism industry

Our days are marked by the deep changes in the regulatory acts of the higher professional education. These changes greatly influence on our society that is why all the participants of the educational process should have a deep understanding of the modern development. This article provides traditional and competence based education comparison and analyses of the components of the higher professional education state standards of three generations for the tourism industry. Authors study the types of the professional activities and requirements to the basic educational programs, which are established by the educational standards. Given conclusions underline specific trends in the educational process. Keywords: Federal state educational standards of the higher professional education, professional education, professional competence, tourism.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ государственных стандартов трех поколений высшего профессионального образования для сферы туризма»

REFERENCES

1. Grigorovich, L.A. and Marcinkowska, T.D. (2004), Pedagogy and psychology, publishing house "Gardariki", Moscow.

2. Lubysheva, L. I (1997), "Value potential of modern physical culture and sports and ways to develop society and the individual", Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 10-15.

Контактная информация: Kate-Maksachyk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.08.2014.

УДК 378

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕХ

ПОКОЛЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ

СФЕРЫ ТУРИЗМА

Светлана Георгиевна Мальцева, кандидат философских наук, доцент, Мария Владимировна Теодорович, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Изменения, происходящие в нормативной сфере высшего профессионального образования, требуют осмысления и глубокого понимания всеми участниками образовательного процесса: абитуриентами, студентами, профессорско-преподавательским составом, административными структурами вузов и т.д.. В данной статье рассматриваются традиционный и компетентностно-ориентированный подходы к образованию, анализируются компоненты трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для сферы туризма. Авторами изучены составы компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, виды профессиональной деятельности выпускников, требования, предъявляемые к основным образовательным программам и их трудоемкость. Сформулированы выводы по характерным изменениям в учебном процессе, а так же о готовности вузов адаптироваться под запросы и требования современного рынка труда в сфере туризма и ориентированности на региональные нужны.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, туризм.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p124-128

COMPARATIVE STUDY OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION STATE STANDARDS OF THREE GENERATIONS FOR THE TOURISM INDUSTRY

Svetlana Georgievna Maltseva, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Maria Vladimirovna Teodorovich, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Our days are marked by the deep changes in the regulatory acts of the higher professional education. These changes greatly influence on our society that is why all the participants of the educational process should have a deep understanding of the modern development. This article provides traditional and competence based education comparison and analyses of the components of the higher professional education state standards of three generations for the tourism industry. Authors study the types of the professional activities and requirements to the basic educational programs, which are established by the educational standards. Given conclusions underline specific trends in the educational process.

Keywords: Federal state educational standards of the higher professional education, professional education, professional competence, tourism.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в сфере туризма обозначили переход на компетент-

ностно-ориентированное образование и отход от традиционных знаний, умений и навыков. Согласно ФГОС ВПО профессиональные компетенции заключаются в способности решения ряда задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. Такой подход к профессиональным компетенциям можно назвать «функциональным», так как он ориентирован на способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами выполнения работы. Стоит провести сравнительный анализ традиционного и компетент-ностного подходов к высшему профессиональному образованию на уровне нормативных документов, первой ступенью которого станет сопоставление содержательной части образовательных стандартов.

Таблица 1

Состав компонентов ГОС ВПО первого поколения по специальности 1000103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» - второго поколения по направлению 100200.62 «Туризм» - ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 100400.62

«Туризм»

Состав компонентов Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Стандарт третьего поколения

Квалификация выпускника + + +

Нормативный срок освоения ООП + + +

Квалификационная характеристика выпускника + + - Перечень компетенций

Объекты профессиональной деятельности + + +

Виды профессиональной деятельности + + +

Наименование должностей работников туристской индустрии - + -

Возможности продолжения обучения + + -

Требования к уровню подготовки абитуриента + + -

Общие требования к ООП + + + Требования к структуре ООП

Требования к обязательному минимуму содержания ООП + +

Требования к разработке и условиям реализации ООП + + +

Требования к уровню подготовки выпускника + + + Требования к результатам освоения ООП и оценка качества освоения ООП

Из таблицы 1 следует, что по структуре стандарты первого и второго поколения имеют существенный ряд схожих позиций. Однако, нельзя забывать, что первое поколении государственного образовательного стандарта регламентирует специальность 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», а второе и трение поколение стандартов уже разработаны под реализацию Болонского процесса и учитывают внедрение двухступенчатой образовательной системы (бакалавр - магистр).

В рамках специальности «Социально-культурный сервис и туризм» нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 5 лет, в рамках направления туризм этот срок при очной форме обучения составляет 4 года (как по стандарту второго, так и третьего поколения). Очевидное снижение количества часов на освоение ООП во втором поколении связано с переходом с пятилетнего обучения на четырехлетнее. Тем не менее, положительным изменением выступает увеличение количества часов на практику, что указывает на ориентированность на получение прикладных навыков во время непосредственного исполнения профессиональных задач студентом. Вариативность третьего поколения стандартов указывает на гибкость системы современного высшего образования и возможности подстроить ООП под нужды регионального рынка труда.

Стандарты первого поколения содержат перечень требований к знаниям, умениям и навыкам выпускника-специалиста, а так же объекты и виды профессиональной дея-

тельности. В то же время и стандарт второго поколения так же имеет квалификационную характеристику выпускника, которая включает в себя область профессиональной деятельности, объекты и виды профессиональной деятельности, и наименование должностей работников туристской индустрии, занимаемых бакалаврами туризма. ФГОС ВПО третьего поколения существенно отличается по структуре и рассматриваемый компонент отсутствует. В наличии требования к результатам освоения ООП, которые включают в себя необходимые для усвоения и формирования общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК).

Профессиональная деятельность выпускника высшего учебного заведения определяется областью и объектами непосредственной деятельности. Первое поколение стандартов еще не включает область будущей профессиональной деятельности выпускника, но в то же время объектом профессиональной деятельности выпускника является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах. Второе поколение государственного образовательного стандарта более глубоко рассматривает данный вопрос, то, что являлось объектом в первом поколении, становится областью профессиональной деятельности для бакалавров (удовлетворение потребностей клиентов туристской индустрии), а объекты деятельности конкретизируются (например, имущество, имущественные комплексы (предприятия, учреждения, организации) и иные объекты туристской индустрии). Третье поколение образовательного стандарта вносит ясность и четкость в определение, как области профессиональной деятельности, так и объектов деятельности. Область деятельности выпускников-бакалавров включает «разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии». Составители образовательного стандарта последнего образца уточнили и расширили область профессиональной деятельности, что необходимо для формирования единой системы образовательного пространства, ведь чем конкретнее обозначено понятие, тем меньше шансов для разночтений которые могут повлечь существенные различия в профессиональной подготовке кадров туристской индустрии. В вопросах объектов профессиональной деятельности составители второго и третьего поколения стандартов крайне схожи за исключением того, что в стандарт 2009 года были включены технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии.

Образовательные стандарты рассматривают профессиональную деятельность выпускника так же со стороны видов профессиональной деятельности. Три поколения стандартов несколько расходятся в рамках этого параметра. Подготовка специалиста по сервису и туризму ведется по следующим видам деятельности: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и образовательная. Подготовка бакалавров по второму поколению стандартов предусматривают следующие виды деятельности: сервисная, производственно-технологическая и организационная. На современном этапе третье поколение стандартов устанавливает 5 видов профессиональной деятельности: проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная и научно-исследовательская. Так как сервисная деятельность присутствует во всех трех стандартах, можно предположить, что при дальнейших изменениях в области высшей профессиональной подготовки кадров для обеспечения сферы туризма этот вид деятельности будет присутствовать, ведь обслуживание потребителей составляет фундамент для туристской индустрии. Следует отметить присутствие организационной деятельности (в первом и третьем поколении - организационно-управленческой) во всех трех поколениях образовательного стандарта. Различие формулировок несет в себе глубокий смысл и ставит выпускника специалиста и выпускника-бакалавра третьего поколения несколько выше на карьерной лестнице, чем выпускника-бакалавра второго поколения, ведь организатор может быть как управленцем, так и простым исполнителем. Можно сделать вывод о том, что стандарт третьего поколения синтезировал все ранее установ-

ленные виды деятельности для выпускника специальности/направления туризм, за исключением образовательной. Кроме того, можно отметить схожесть в уровне подготовки выпускника-специалиста и выпускника-бакалавра третьего поколения. Выпускник бакалавриата имеет высшее образование ничем не уступающее по качеству специалитету.

Образовательные стандарты первого и второго поколения предусматривают возможность продолжения обучения в высшей школе и прописывают следующие возможные варианты: для специалистов (100103 (230500) - социально-культурный сервис и туризм): выпускник подготовлен к продолжению образования в аспирантуре; для бакалавров (100200 - туризм): выпускник подготовлен к продолжению образования в магистратуре или по программе дипломированных специалистов (но уже в сокращенные сроки). Стандарт третьего поколения не включает раздел посвященный академическим перспективам выпускника-бакалавра, однако, из практики очевидным является факт, что единственный путь по продолжению учебы в высшей школе - это поступление в магистратуру. Во всех стандартах присутствует ряд требований, в том числе и требований к основным образовательным программам (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Компоненты стандарта, касающиеся требований к ООП_

Компонент стандарта (основной раздел) Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Стандарт третьего поколения

Общие требования к ООП + + -

Требования к обязательному минимуму содержания ООП + + -

Требования к разработке и условиям реализации ООП + + +/- Требования к условиям реализации

Требование к структуре ООП - - +

Необходимо отметить, что требования к обязательному минимуму содержания ООП и требования к структуре ООП схожи между собой, так как представляют, в том числе, и минимальный перечень дисциплин, необходимых для приобретения студентом знаний, умений и навыков, либо для формирования профессиональных компетенций.

Первое и второе поколение стандартов предусматривает изучение студентами ряда циклов дисциплин и прохождение итоговой государственной аттестации (см. Таблицу 3). Примечательно, что каждый цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом и дающую возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков. Можно предположить, что федеральный компонент из первого и второго поколения стандартов, это и есть базовая часть ООП из третьего поколения. Представленная ниже таблица охарактеризует состав обязательных для изучения дисциплин. Анализ структуры федерального компонента / обязательной части стандартов трех поколений выявил, что количество дисциплин, устанавливаемых государством, с каждой новой реформой становится ниже. Первое поколение устанавливает 36 дисциплин, второе поколение - 25, а третье - 16. Для формирования выводов о снижении академической нагрузки или увеличении роли вуза в формировании учебной программы необходимо учесть количество времени отведенного для освоения каждого из компонентов ООП.

Из таблицы следует, что даже минимальная трудоемкость по стандартам третьего поколения, не просто сохраняет нагрузку, но даже по некоторым циклам (естественнонаучному и профессиональному) увеличивает ее. Не стоит забывать, что текущий и промежуточный контроль включен в трудоемкость в виде зачетных единиц в стандарт третьего поколения.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, о том, что при практически неизменном объеме трудоемкости ООП снижение количества дисциплин в базовой части говорит о повышении адаптации программы под запросы регионов, работодателей и пред-

почтения студентов (так как большее количество дисциплин регламентируется вузом и самим студентом).

Таблица 3

Компонент ООП Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Стандарт третьего поколения

Цикл ГСЭ 1800 ч. 1800 ч. 50-55 ЗЕ

Цикл ЕН 600 ч. 770 ч. 35-45 ЗЕ

Цикл ОПД 2500 ч. 1980 ч. Профессиональный цикл: 110-120 ЗЕ

Цикл СД 2912 ч. 1750 ч.

Физическая культура - - 2 ЗЕ

Практики 14 недель 25 недель 12-15 ЗЕ

ИГА 16 недель 6 недель 12 ЗЕ

ЗЕ соответствует 36 академическим часам

Три поколения государственных стандартов наглядно представляют эволюцию современного высшего образования от традиционного к компетентностно-ориентированному. Сокращение часов на теоретическую подготовку, увеличение трудоемкости практических занятий и высокий уровень вариативности ООП подчеркивают готовность высшей школы адаптироваться под предпочтения студентов и запросы рынков труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм (квалификация специалист по сервису и туризму) [Электронный ресурс] / Минобрнауки России от 20 марта 2000 г. // http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/230500_2000.html. - Дата обращения 07.12.2013.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100200 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] / Минобрнауки России от 20 января 2006 г. // http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/100200b_2006.html. - Дата обращения 07.12.2013.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) "бакалавр") : утв. приказом Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 489 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/prm489-1.pdf. - Дата обращения 07.12.2013.

REFERENCES

1. Federal State Educational Standard of the Higher Professional Education for the 100400 Tourism (bachelor): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (28.10.2009) No. 489, available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm489-1.pdf (accessed 7 December 2013).

2. State Educational Standard of the Higher Professional Education for the 100200 Tourism (bachelor) : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (20.01. 2006), available at: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/100200b_2006.html (accessed 7 December 2013).

3. State Educational Standard of the Higher Professional Education for the 230500 Socio-cultural service and tourism : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (20.03.2000), available at: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/230500_2000.html (accessed 7 December 2013).

Контактная информация: teom@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 14.08.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.