Научная статья на тему 'Сравнительное исследование ценностей и смыслов старших школьников и студентов колледжей'

Сравнительное исследование ценностей и смыслов старших школьников и студентов колледжей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / VALUES AND MEANINGS / MEANING OF LIFE ORIENTATION / PRIORITY OF PROFESSIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пфау Т.В., Черебеева Р.В.

Проведенное исследование особенностей ценностно-смысловой сферы старшеклассников и учащихся колледжей показало, что выбор направления обучения оказывает влияние на ценности и смысложизенные ориентации юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF VALUES AND MEANINGS OF HIGH SCHOOL STUDENTS AND COLLEGE STUDENTS

The study of features of the value-semantic sphere of high school and college students has shown that the choice of study areas has an impact on the value and life-purpose orientation of boys and girls.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование ценностей и смыслов старших школьников и студентов колледжей»

Психологические науки

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ21

Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), e-mail: pfau.tv@gmail.com.

Р.В. Черебеева, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Аннотация. Проведенное исследование особенностей ценностно-смысловой сферы старшеклассников и учащихся колледжей показало, что выбор направления обучения оказывает влияние на ценности и смысложизенные ориентации юношей и девушек.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценности и смыслы, смысложизненные ориентации, приоритетные профессиональные потребности.

COMPARATIVE STUDY OF VALUES AND MEANINGS

OF HIGH SCHOOL STUDENTS AND COLLEGE

STUDENTS

T.V. Pfau, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia).

R.V. Cherebeeva, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan,

Russia).

21 Рецензент: зам. директора МПСИ ХакГУ по научной работе, кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Власова (Абакан, Россия).

Abstract. The study of features of the value-semantic sphere of high school and college students has shown that the choice of study areas has an impact on the value and life-purpose orientation of boys and girls.

Keywords: professional self-determination, values and meanings, meaning of life orientation, priority of professional needs.

В настоящее время проблема выбора профессии, профессионального самоопределения и самореализации приобретает новый смысл. Всё чаще речь идёт не столько о выборе профессии, сколько о выборе образа жизни, о построении карьеры. Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не на реализацию своих возможностей в русле определённой профессии, а скорее, на выбор жизненного пути [1]. Одним из наиболее важных аспектов профессионального самоопределения, развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры, которое начинается уже с ранней юности (15-17 лет). Решающую роль в данном процессе играют диспозиции высшего уровня, включающие в себя систему ценностей личности, определяющих профессиональную направленность и стремление к определённому образцу жизни: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, профессиональные ориентации, карьерные ориентации [2].

Безусловно, важным этапом в выборе профессии является период после 9 класса, когда перед юношами и девушками предоставляется направления - либо закончить одиннадцать классов в школе, либо поступить в колледж. В данном исследовании мы решили сравнить ценности и смыслы старших школьников и студентов колледжей.

Целью исследования было сравнительное исследование ценностей и смыслов старших школьников и студентов колледжей. Методы исследования: методика диагностики реальной структуры ценностей ориентаций личности (С.С. Бубнова), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика (в адаптации Д. А. Леонтьева), «Якоря карьеры» (Э. Шейнов, адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова). Методы математической статистики - U-критерий Манна Уитни.

В исследовании приняли участие 60 человек. Первая группа - 30 учеников колледжей г. Абакана, а именно - педагогического колледжа (КПОиП) специальности «Программист», сельскохозяйственного колледжа (СХК) спе-

циальности «Ветеринария», политехнического колледжа (ХПК) специальности «Программист» и колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса (ХКПТЭС) специальности «Модельер-художник». Вторая группа -30 учеников 10 классов школы № 1, 14. Группы уравнены по полу и возрасту.

Таблица 1. Сравнительная характеристика структуры ценностных ориента-ций у старших школьников и студентов колледжей (среднее значение, п=60).

Ценностные ориентации Старшие школьники Студенты колледжей Уровень различий (Р)

Приятное времяпрепровождение, отдых 3,50 4,47 0,005**

Высокое материальное благо со стояние 2,50 3,20 0,047*

Поиск и наслаждение прекрасным 3,97 3,10 0,070

Помощь и милосердие к другим людям 3,97 4,33 0,067

Любовь 2,97 3,23 0,572

Познание нового в мире, природе, человеке 4,03 3,07 0,022*

Высокий социальный статус и управление людьми 3,40 2,30 0,009**

Признание и уважение людей и влияние на окружающих 3,93 3,93 0,702

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 3,07 2,37 0,049*

Общение 2,57 2,87 0,131

Здоровье 3,13 3,27 0,635

Уровень значимости различий: *** - р<0,001; ** - р<0,01;* - р< 0,05.

Результаты исследования структуры ценностных ориентаций у старших школьников и студентов колледжей представлены в таблице 1.

Статистический анализ доказал, что старшеклассники в отличие от студентов колледжей, обладают большей уверенностью в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться высоких результатов. Они в большей степени считают себя способными контролировать свою жизнь и свободно принимать решения и воплощать их на протяжении жизни (p=0,015). Также старшеклассники в большей степени, по сравнению со студентами колледжей, склонны иметь представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами (p=0,001).

Статистический анализ доказал, что старшеклассники в большей мере, чем студенты колледжей, стремятся к познанию нового в мире, природе, человеке (p=0,022), для них важной ценностью является высокий социальный статус и управление людьми (p=0,009), а также они ценят социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе (p=0,049). Для студентов колледжей более важной оказалась такая ценность как приятное времяпрепровождение, отдых (p=0,005) по сравнению со старшеклассниками.

Изучение структуры смысложизненных ориентаций у старших школьников и студентов колледжей представлено в таблице 2.

При изучении приоритетных профессиональных потребностей у старших школьников и студентов колледжей различий не было выявлено. Это доказывает, что поиск себя и своего места в жизни происходит постепенно и в юности, не так просто понять в какой именно профессиональной сфере будет происходить карьерный рост. На уровне тенденции нами зафиксированы различия в следующих карьерных ориентациях: студенты колледжей в большей мере ориентированы на стабильность работы (p=0,080). Это подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках. Человек с такой карьерной ориентацией перекладывает на нанимателя ответственность за управление своей карьерой. В то время как старшеклассники больше ориентированы на менеджмент (p=0,067). Человек с данной карьерной

ориентацией будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

Таблица 2. Сравнительная характеристика структуры смысложизненных ориентаций у старших школьников и студентов колледжей

Смысложизненные ориетации Старшие школьники Студенты колледжей Уровень различий (p)

Цели в жизни 31,933 29,033 0,145

Процесс жизни или интерес и

эмоциональная насыщенность 31,133 27,833 0,097

жизни

Результативность жизни, или удовлетворенность 26,367 24,133 0,136

самореализацией

Локус контроля - Я 22,233 18,867 0,001***

Локус контроля - жизнь или управляемость жизни 32,767 28,900 0,015*

(среднее значение в баллах, n=60) Уровень значимости различий: *** - р<0,001; ** - р<0,01;* - р< 0,05.

Таким образом, наше исследование показало, что уже в пятнадцать лет юноши и девушки делают выбор, который начинает оказывать серьезное влияние на их ценностно-смысловую сферу. Старшеклассники, перед которыми встает сложная задача поступления в высшие учебные заведения, в большей мере, чем студенты колледжей, стремятся к познанию нового, они больше ориентированы на будущий карьерный рост. Смысложизненные ориентации старшеклассников также показывают уверенность в собственной способности ставить перед собой цели и добиваться высоких результатов. Учащиеся колледжей, наоборот, расслабляются и стремятся к приятному времяпрепровождению, в будущем для них важно найти стабильную работу.

Литература:

1. Хаммер Я. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-153.

2. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. - № 2(10). - URL: http://psystudy.ru

References:

1. Hammer Ja. Professional'nyj uspeh i ego determinanty // Voprosy psihologii. - 2008. - № 4. - S. 147-153.

2. Tihomandrickaja O.A., Rikel' A.M. Social'no-psihologicheskie faktory uspeshnosti kar'ery // Psihologicheskie issledovanija: jelektron. nauch. zhurn.

2010. - № 2(10). - URL: http://psystudy.ru

— • —

Сведения об авторах

$ Татьяна Вильевна Пфау, кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Регина Витальевна Черебеева, студентка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.