Научная статья на тему 'Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку'

Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL GROWTH / CHOICE OF A PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родина Ольга Николаевна, Прудков Павел Наумович

Статья содержит описание кросскультурного исследования мотивации выбора профессии психолога у первокурсников, обучающихся в МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москве и в филиале МГУ в г. Баку. Показано, что формирование этой мотивации зависит от той социально-экономической ситуации, в которой происходит выбор профессии. В соответствии с обнаруженными в исследовании различиями у двух групп испытуемых даются рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родина Ольга Николаевна, Прудков Павел Наумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative study of the motivation of becoming a psychologist among students from Moscow and Baku

A cross-cultural study of the motivation of becoming a psychologist among freshmen at MSU and MSU's branch in Baku is described in the article. It is shown that the formation of this motivation depends on social and cultural settings in which the choice of this profession occurs. In accordance with particular differences between the two groups of the subjects, some recommendations for the maintenance of professional growth are suggested.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 2

О. Н. Родина, П. Н. Прудков

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА СТУДЕНТАМИ ИЗ МОСКВЫ И БАКУ

Статья содержит описание кросскультурного исследования мотивации выбора профессии психолога у первокурсников, обучающихся в МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москве и в филиале МГУ в г. Баку. Показано, что формирование этой мотивации зависит от той социально-экономической ситуации, в которой происходит выбор профессии. В соответствии с обнаруженными в исследовании различиями у двух групп испытуемых даются рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональное становление, выбор профессии.

A cross-cultural study of the motivation of becoming a psychologist among freshmen at MSU and MSU’s branch in Baku is described in the article. It is shown that the formation of this motivation depends on social and cultural settings in which the choice of this profession occurs. In accordance with particular differences between the two groups of the subjects, some recommendations for the maintenance of professional growth are suggested.

Keywords: professional motivation, professional growth, choice of a profession.

Выбор профессии — первый ответственный шаг, который приходится делать юношам и девушкам. До этого все важные решения в их жизни принимают старшие. Они и в этот момент, конечно, не остаются в стороне: предлагают, советуют, отговаривают от необдуманных решений. Но ответственность за ошибки выбора молодых людей взрослые не могут с ними разделить, их придется, порой очень долго, исправлять им самим.

Станет ли человек профессионалом, в значительной мере зависит от того, как происходит выбор профессии. «Первое, что приходит в голову при слове “профессионализм”, это признак хорошего соответствия человека требованиям деятельности, производства...» (Климов, 1995, с. 6). Молодому человеку не всегда удается сразу решить задачу выбора

Родина Ольга Николаевна — канд. психол. наук, ст. науч.. сотр. лаборатории «Психология профессий и конфликта» ф-та психологии МГУ. E-mail: onrodina@pochta.ru

Прудков Павел Наумович — психолог ЗАО «Экомон». E-mail: pnprudkov@mtu-net.ru

93

той профессии, которой он смог бы соответствовать, бывают и неудачи. В подобном случае полезнее вовремя это понять и сделать другой выбор. Иногда же достаточно лишь немного изменить курс, чтобы в рамках выбранной профессии найти свое направление, аспект работы, свою профессиональную нишу. Климов предлагает говорить «не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию (придумыванию, совершенствованию ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального трудового пути» (Климов, 1993, с. 10). Именно такая активность позволяет достигать не только высоких профессиональных достижений, т.е. соответствовать требованиям деятельности, но и творчески изменять ее. «Хотя взаимосоответствие человека и требований работы — это идеал, к которому мы должны стремиться, важно помнить, что не только человек должен чему-то соответствовать на производстве, но и производство должно соответствовать ему» (Климов, 1995, с. 7). Именно такая работа, включающая творческое развитие профессии и творческое саморазвитие, позволяет достичь вершин профессионализма и вершин («акме») в становлении своей личности (Деркач, Кузьмина, 1993; Маркова, 1996).

Очевидно, что одной из задач, стоящих перед теми, кто занят подготовкой профессионалов, является психолого-педагогическое сопровождение этой работы учащихся по построению своего профессионального пути. В рамках такой работы нами выполнены некоторые исследования особенностей профессиональной мотивации студентов-психологов на разных этапах обучения. Полученные нами данные подтверждают, что мотивация выбора профессии продолжает влиять на особенности профессионализации будущих специалистов в течение всего периода обучения в вузе, а также на их приверженность выбранной специальности после его окончания (см., напр.: Родина, Прудков, 2000, 2001, 2002).

Следует отметить, все наши результаты были получены на выборке студентов МГУ. Можно думать, что мотивация к овладению профессией психолога в определенной степени зависит от тех социальноэкономических условий, в которых психология развивается, а психологи работают, и следовательно, в разных условиях могут формироваться различные виды профессиональной мотивации. При этом следует ожидать, что эти различия могут проявиться уже у первокурсников, поскольку профессиональная мотивация в значительной степени формируется еще до поступления в соответствующее учебное заведение.

Таким образом, гипотеза данного исследования состоит в том, что в силу возможных различий в развитии психологической науки и практики в разных странах (в данном случае в России и Азербайджане) студенты уже первого курса различаются особенностям их мотивации к овладению профессией психолога.

94

Методика

С целью проверки данной гипотезы в сентябре-октябре 2009 г. было проведено анкетирование первокурсников психологических факультетов МГУ (Москва) и филиала МГУ (Баку). Экспериментальную группу 1 составили 23 бакинских студента (20 девушек, 3 юношей), группу 2 — 27 московских студентов (19 девушек, 8 юношей). Для проведения исследования использовалась разработанная нами ранее анкета (Родина, Прудков, 2002).

Анкета

1. Фамилия, имя.

2. Пол: 1) женский, 2) мужской.

3. Перед поступлением на факультет психологии я: 1) только учился в школе; 2) работал (служил в армии); 3) учился в вузе; 4) и работал, и учился в вузе.

4. Желание стать психологом появилось: 1) примерно полгода назад; 2) примерно год назад; 3) примерно два года назад; 4) более двух лет назад.

5. Я решил стать психологом: 1) чтобы разобраться в себе, своих знакомых; 2) по совету родственников, друзей; 3) потому что наблюдал, как психологи работают, и тоже так захотел; 4) потому что психология — это интересно, и в ней много неизвестного.

6. Еще до поступления я: 1) читал популярную литературу по психологии; 2) читал учебники для вузов по психологии; 3) читал научные труды по психологии; 4) участвовал в работе психологического кружка, посещал курсы по психологии; 5) ничего из перечисленного не делал (можно выбрать несколько ответов).

7. Я хочу овладеть профессией психолога: 1) чтобы понимать свои действия и поступки других людей; 2) потому что это подходящая для меня работа с нормальной зарплатой; 3) чтобы помогать людям; 4) чтобы решать научные проблемы, связанные с функционированием психических процессов.

8. Если бы я не выбрал профессию психолога, то стал бы (укажите три профессии) ...

9. Если бы я не поступил в этом году, то через год: 1) стал бы поступать снова; 2) не стал бы; 3) не знаю.

10. Психолог — интересная профессия, но психологи не очень много зарабатывают. Допустим, Вам предлагают немедленно прекратить обучение и начать работать. Эта работа очень далека от психологии, хотя приемлема, зато зарплата очень высокая и есть перспектива получения соответствующего высшего образования. С этим предложением Вы: 1) скорее согласитесь; 2) скорее не согласитесь; 3) предпочтете отложить решение и закончить учебный год, чтобы понять, выйдет ли из Вас психолог, и уйдете, если не выходит, но при этом Вы сильно потеряете в зарплате и перспективах.

11. Известно, что экзамены способствуют закреплению учебного материала, но вызывают стресс, вредно действующий на здоровье. Как, по Вашему мнению, следует поступить: 1) уменьшить количество экзаменов, так как студенты — взрослые люди и способны себя контролировать; 2) увеличить количество экзаменов, так как будет откладываться больше полезных знаний; 3) ничего менять не стоит.

12. Как Вам кажется, где Вы будете работать через 15 лет, чем заниматься?

95

Обработка и анализ результатов

При обработке полученных данных проводилось шкалирование ответов на вопросы так, что высокие баллы приписывались тем ответам, которые свидетельствовали об обоснованном выборе профессии и более сильной мотивации к ее освоению (табл. 1).

Шкалирование ответов на пункт 9 осуществлялось так, что высокий балл соответствовал большей близости выбранных профессий к работе психолога. После рассмотрения всех представленных в анкетах

Таблица 1 Балльные оценки ответов испытуемых

Переменная Тип ответа — балл

Опыт только учился в школе — 1; работал, служил в армии — 2; учился в вузе — 3; и работал, и учился в вузе — 4

Время выбора профессии полгода назад — 1; год назад — 2; два года назад — 3; более двух лет назад — 4

Причина выбора профессии психолога по совету родственников, друзей — 1; чтобы разобраться в себе, своих знакомых — 2; потому что наблюдал, как работают психологи, и тоже так захотел — 3; потому что психология — это интересно и в ней много неизвестного — 4

Количество занятий количество баллов = количеству выбранных занятий +1

Характер занятий нет занятий — 0; читал популярную литературу по психологии — 1; участвовал в работе психологического кружка, посещал курсы по психологии — 2; читал учебники для вузов по психологии — 3; читал научные труды по психологии — 4 (при нескольких ответах выбирался максимальный балл)

Цель овладения профессией понимать свои действия и поступки других людей — 1; подходящая работа с нормальной зарплатой — 2; помогать людям или решать научные проблемы — 3

Поступление через год не стал бы — 1; не знаю — 2; стал бы поступать снова — 3

Смена профессии на более высокооплачиваемую согласится — 1; отложит решение — 2; не согласится — 3

Количество экзаменов уменьшить — 1; не менять — 2; увеличить — 3

Будущее через 15 лет неопределенный ответ («не знаю», «не задумывался», «на интересной работе в интересном месте») или работа по другой специальности — 1; неконкретный ответ («психологом», «у меня будет кабинет») — 2; конкретный ответ («в МГУ профессором», «психологом в детском саду») — 3

96

Таблица 2

Сравнение данных двух экспериментальных групп

Показатели 1-я группа 2-я группа Уровень значимости различий

среднее мода среднее мода

Опыт 1.00 1 1.59 1 p<0.005

Время выбора профессии 2.22 1 3.00 3 p<0.03

Причина выбора профессии 3.52 4 3.70 4 нет

Характер занятий 2.13 1 2.70 2 p<0.02

Количество занятий 1.60 1 2.30 2 p<0.005

Цель овладения профессией 2.78 3 2.15 3 p<0.005

Поступление через год 2.74 3 2.74 3 нет

Смена профессии на более оплачиваемую 2.71 2 2.40 3 нет

Количество экзаменов 1.76 2 1.88 2 нет

Будущее через 15 лет 2.56 3 2.00 2 p<0.01

Степень близости первой указанной профессии 3.70 4 3.09 3 p<0.02

Степень близости второй указанной профессии 3.20 3 2.93 3 нет

Степень близости третьей указанной профессии 4.12 4 3.35 3 нет

профессий было решено использовать шкалу от 1 до 4, где балл, равный четырем, соответствовал максимальной близости данной профессии к работе психолога.

Результаты шкалирования представлены в табл. 2. Показатели моды дают представление о наиболее выраженных тенденциях в ответах на каждый вопрос. Сравнение двух групп испытуемых проводилось с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. Для иллюстрации направленности полученных различий в табл. 2 представлены также показатели средних значений. Среди москвичей есть те, кто уже имеет больший, чем учеба в школе, жизненный опыт (служба в армии, работа, учеба в вузе, колледже). Все бакинские студенты — вчерашние школьники, этим объясняется значимость различия по первой переменной («Опыт»). Студенты первой группы, как правило, принимали решение стать психологами только за полгода до поступления в учебное заведение, т.е. гораздо позже, чем студенты второй группы, большинство из которых сделали выбор на полтора года раньше. Но причина выбора профессии психолога совпадает в обеих группах — это восприятие психологии как интересной и в чем-то таинственной сферы деятельности. Поскольку у студентов второй группы интерес к

7 ВМУ, психология, № 2

97

психологии проявился раньше, то неудивительно, что они существенно больше времени потратили на изучение литературы, посвященной этой дисциплине.

Преобладающая цель в обеих группах — «желание помочь людям или решать научные проблемы», но во второй группе больше студентов с менее «высокими» целями, и в результате есть значимая разница между группами по этому параметру. Студенты обеих групп в равной степени стали бы поступать через год в случае неудачного поступления, проявляют примерно равное нежелание сменить профессию психолога на более оплачиваемую и не хотели бы изменить число экзаменов. Но при этом студенты в Баку более четко и ярко представляют свое будущее через 15 лет, психология также в большей степени находится в центре их интересов, поскольку профессии, которые они выбрали бы, если бы не стали психологами, ближе к психологии, чем у студентов из Москвы.

Факторный анализ данных

Чтобы определить причину полученных различий между группами, был проведен факторный анализ. Основанием для выбора этого метода были некоторые наши предыдущие исследования (Родина, Прудков, 2000, 2002), где было показано, что посредством факторного анализа анкет студентов-психологов удается выделить фактор, который можно интерпретировать как выражение их мотивации к овладению профессией психолога.

Не все переменные были взяты для факторного анализа. От переменной «Опыт» отказались, поскольку у всех студентов первой группы по этой переменной были получены одинаковые баллы, а значит, в этой группе невозможно с данной переменной произвести некоторые математические процедуры, необходимые для факторного анализа. Предварительный корреляционный анализ показал очень высокую корреляцию между переменными «Характер занятий» и «Количество занятий», вызванную методом получения этих оценок из одного пункта анкеты, поэтому, чтобы избежать получения тривиального фактора, использовалась только переменная «Характер занятий». Из трех переменных, связанных с выбором профессии, отличной от профессии психолога, использовалась только оценка первой выбранной профессии, так как по этой переменной различие между группами наиболее существенно. Таким образом, факторный анализ методом максимальных общностей проводился по 9 переменным. В каждой группе было выделено по 2 фактора, которые объясняли в первой группе 21.8 и 17.0% дисперсии выборки, а во второй 21.4 и 12.1%. Нагрузки переменных (без вращения) на эти факторы для обеих групп представлены в табл. 3.

98

Факторные нагрузки

Таблица 3

Переменные 1-я группа 2-я руппа

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 1 Фактор 2

Время выбора профессии -0.34 -0.64 -0.53 0.30

Причина выбора профессии -0.24 -0.41 -0.64 0.40

Характер занятий -0.33 -0.10 -0.59 -0.03

Цель овладения профессией -0.82 -0.01 -0.06 0.45

Поступление через год -0.58 0.18 0.43 0.58

Смена профессии на более оплачиваемую через год обучения 0.29 -0.66 -0.30 -0.12

Количество экзаменов -0.14 0.62 -0.25 -0.50

Будущее через 15 лет -0.57 -0.26 0.41 0.09

Степень близости первой указанной профессии 0.47 -0.11 0.61 -0.06

Можно заметить, что в целом по всей выборке первый фактор отличают большие нагрузки по переменным, которые описывают либо то, что было до поступления в учебное заведение, либо то, что будет после его окончания, например «Причина выбора профессии» или «Будущее через 15 лет». Большие по абсолютной величине нагрузки на второй фактор имеют преимущественно переменные, связанные с текущим процессом обучения, такие, как «Смена профессии на более оплачиваемую через год обучения» или «Количество экзаменов». Таким образом, можно сказать, что второй фактор описывает отношение к процессу обучения, в то время как первый отражает какую-то общую мотивацию, интерес к психологии.

Легко заметить, что переменные, которые имеют большие нагрузки на первый фактор, существенно различаются в обеих группах. В первой группе к ним относятся такие переменные, как «Цель овладения профессией», «Будущее через 15 лет», «Поступление через год», которые описывают прогнозирование студентами своего будущего. Во второй группе максимальные нагрузки имеют переменные, относящиеся к этапу выбора профессии: «Время выбора профессии», «Причина выбора профессии», «Характер занятий», «Степень близости первой профессии» (свидетельствует об определенном анализе перед принятием решения о выборе профессии).

Исходя из этих результатов можно сделать вывод о различной мотивации у студентов разных групп. Студенты первой группы активно нацелены в будущее, ими движет сильное желание получить знания для того, чтобы потом их применять в своей профессиональной работе. Студенты второй группы удовлетворены тем, что получают образование

99

по специальности, которую они выбрали в соответствии со своими интересами, способностями, опытом взаимодействия с людьми, но мало задумываются о своей будущей работе.

Можно предположить, что эти различия в мотивации являются следствием того места, которое занимает психология и профессия психолога в Азербайджане и России. Психология в России уже получила достаточно широкое распространение, и, например, опрос абитуриентов факультета психологии МГУ показывает, что среди них немало таких, кто лично знаком с каким-нибудь психологом-профессионалом и знает о психологии из бесед с ним. Первокурсники обнаруживают общее знакомство с трудами некоторых знаменитых психологов, интерес к определенным направлениям психологической практики. Однако некоторые из них говорят, что до поступления в университет их контакты с психологами не всегда оказывались удачными. Таким образом, представление о будущей профессии у студентов из Москвы более реалистичное, а отношение к ней скорее прагматичное: они хотят получить социально приемлемую профессию.

Ситуация в Азербайджане представляется нам несколько иной, хотя следует подчеркнуть, что наши представления о ней ограничены хотя бы тем, что авторы не владеют азербайджанским языком. Тем не менее можно привести некоторые факты. Например, в Бакинском государственном университете нет отдельного факультета психологии, а психология преподается на факультете социальных наук (http://bsu. edu.az/ru/content/08062009054040). Существует Ассоциация психологов Азербайджана, но ее сайт не обновлялся с 2002 г. (http://apa.aznet.org/ histru.htm). В результате интенсивного поиска в Интернете на русском и английском языках организаций, оказывающих психологическую помощь в Азербайджане, была найдена только одна такая организация, хотя большинство населения Азербайджана свободно говорит по-русски. Кроме того, из бесед с первокурсниками Бакинского филиала МГУ, проводимых нами в рамках курса «Введение в профессию», сложилось впечатление, что у них отсутствует четкое представление о психологии, о работе психолога, об ее отличии от работы психиатра. При таких условиях, в психологию идут романтики, которые немного знают о выбранной профессии, но отличаются очень большим желанием освоить эту дисциплину, приносить пользу обществу, помогать людям.

Заключение

Данные нашего исследования подтверждают предположение о различиях в мотивации выбора и освоения профессии первокурсников из Азербайджана и России. Поэтому работа по психолого-педагогической поддержке процесса профессионализации будущих психологов должна быть по-разному организована в зависимости от их типа мотивации.

100

Вероятно, было бы полезно вовлекать российских студентов в процесс проектирования своей будущей профессиональной судьбы и постановки соответствующих индивидуальных целей в учебной деятельности. В работе с азербайджанскими студентами необходимо уделять внимание возможности получения ими большего количества информации о психологической профессии, знакомству с реально действующими психологами, созданию более объективного представления об этой специальности, которое позволило бы предупредить разочарование при столкновении с реальностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. М., 1993.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Родина О.Н., Прудков П.Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 55—65.

Родина О.Н., Прудков П.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. № 3. С. 25—35.

Родина О.Н., Прудков П.Н. Как психологи выбирают профессию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. № 3. С. 52—65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.