Научная статья на тему 'Сравнительно - правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения на примере России и Испании'

Сравнительно - правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения на примере России и Испании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИСПАНИЯ / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА / ШТРАФ / RULES OF THE ROAD / RESPONSIBILITY / SPAIN / POINT SYSTEM / PENALTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарь Елена Олеговна, Садовничева Дарья Михайловна

Представлен сравнительно-правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения на примере России и Испании. Особое внимание уделено действующей в Испании балльной системе оценки дисциплинированности водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондарь Елена Олеговна, Садовничева Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative - legal analysis of bringing drivers to responsibility for violation of traffic rules by the example of Russia and Spain

The article presents a comparative legal analysis of bringing drivers to responsibility for violating the rules of the road on the example of Russia and Spain. Particular attention is paid to the scoring system of the driver’s discipline in Spain.

Текст научной работы на тему «Сравнительно - правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения на примере России и Испании»

УДК 342.9 ББК 67.401.1

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИСПАНИИ

ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА БОНДАРЬ,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: bondar_elena@mail.ru; ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА САДОВНИЧЕВА, курсант Московского университета МВД России E-mail: dashasadovnicheva@yandex.ru Научная специальность — 12.00.14 административное право,

административный процесс. Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Шурухнова Д.Н.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен cравнительно-правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения на примере России и Испании. Особое внимание уделено действующей в Испании балльной системе оценки дисциплинированности водителя.

Ключевые слова: правила дорожного движения, ответственность, Испания, балльная система, штраф.

Annotation. The article presents a comparative legal analysis of bringing drivers to responsibility for violating the rules of the road on the example of Russia and Spain. Particular attention is paid to the scoring system of the driver's discipline in Spain.

Keywords: rules of the road, responsibility, Spain, point system, penalty.

В современных реалиях предстоящего реформирования органов ГИБДД было бы актуально изучить опыт одной их европейских стран, с которой у нас сложились довольно дружественные отношения[1]. На примере Испании и России проведем сравнительно — правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения.

В законодательстве РФ существует пять основных видов юридической ответственности водителя транспортного средства за нарушение правил дорожного движения и совершение дорожно-транспортных происшествий: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Наступление уголовной или административной ответственности зависит от последствий, наступивших в результате нарушения гражданином правил дорожного движения, повлекших совершение дорожно-транспортного происшествий [2, с. 566].

В случае причинения легкого, средней тяжести вреда здоровью, материального ущерба в результате нарушения правил дорожного движения наступает административная ответственность. Этот вид ответственности урегулирован Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

В Испании с июля 2006 года введена новая балльная система штрафов за нарушение правил дорожного движения, под действие которой попадают все категории водителей независимо от стажа, уровня подготовки и времени получения водительского удостоверения. Такая система абсолютно незнакома российским реалиями и никогда у нас не применялась.

Информация о каждом водителе в Испании (его водительском стаже, нарушениях правил дорожного движения и др.) содержится в компьютерной базе Управления дорожного движения Испании. В России же существует только база данных о водителях,

лишенных права управления, на официальной интернет-странице территориального ГИБДД есть сервис, с помощью которого появляется возможность пересмотреть информацию о лишении прав. Также на официальном сайте ГИБДД каждый водитель может посмотреть информацию о наличии у себя штрафов по номеру водительского удостоверения и паспорту транспортного средства.

С 25 мая 2010 года в Испании вступили в силу новые Правила дорожного движения (ПДД) (Ley de Tráfico) [3]. Главная цель изменений в главном транспортном законе страны: заставить систему штрафов работать предельно эффективно и быстро. Отмечается, что все денежные поступления были направлены на увеличение безопасности дорожного движения.

Все штрафы были упорядочены и разделены на 3 категории в зависимости от тяжести правонарушения. При этом за незначительные нарушения водителям придется заплатить 100 евро, 200 евро за серьезные и 500 за очень серьезные. Впрочем, сумма штрафа может быть уменьшена, если он будет заплачен в течение 15 дней — кроме того, существует возможность оплаты штрафа непосредственно на месте правонарушения. Более детально эти изменения выглядят следующим образом:

1. Лишение водительских прав в Испании (предполагается только в случае снятия с водителя всех баллов (максимальное количество 20);

2.Уплата штрафа (в течение 20 календарных дней гарантирует его снижение до 50% от первоначальной суммы);

3. Увеличен срок давности предназначенных штрафов в Испании с 1 года до 4 лет;

4. Унифицированы размеры штрафов в Испании, в частности, вводится:

• единая оплата в размере 100 евро за совершение легкого правонарушениях,

• 200 евро — за совершение тяжкого правонарушения,

• 500 евро — очень тяжелого;

5. Введены новые виды водительских правонарушений, которые Испания признает тяжкими:

• программирование дорожного навигатора во время вождения (штраф — 200 евро и лишение 3-х баллов),

• парковка на местах, предназначенных для инвалидов (штраф — 200 евро),

• пользование водительской документации, содержание которой невозможно установить (штраф — 200 евро),

• предоставление права вождения транспорта лицу, никогда не имела водительских прав (например, отец, который учит сына водить);

6. Введены новые виды водительских правонарушений, относящихся к очень тяжким:

• не установление или неправильная установка знаков о проведении работ на дороге,

• вождение транспорта, который имеет устрой-

ства, предназначенные для сбоя работы радаров.

Размер штрафов в Испании за такие правонарушения будут достигать 6 тыс. евро, а компании, которые устанавливают подобные механизмы, штрафоваться от 3 до 20 тыс. евро;

7. Водители, которые совершили от 4 и более тяжких или очень тяжких правонарушений и не осуществили оплату штрафов, не смогут совершить ни одного действия в отношении своего транспортного средства (продажа, обновление технического паспорта и т.д.). Согласно новым правилам, в оформленном агентом дорожной полиции постановления о назначении штрафа указываются сроки его оплаты и сроки подачи апелляции. Сообщение может быть вручено как лично агентом полиции водителю в момент фиксации совершения правонарушения, так и отправлено по почте или электронной почте на его адрес в случае, если нарушение было зафиксировано автоматическими системами (радары).

В случае если водитель решает оплатить штраф в течение 20 дней, через интернет (www.dgt.es) или банковские учреждения (las oficinas de Correos o en cualquier sucursal del Banco Santander), его размер уменьшается на 50%, однако водитель лишается права обжалования постановления (срок подачи апелляции установлен в 20 дней). После проведения оплаты, административное дело должна быть прекращено в течение 2-х месяцев. В случае неуплаты штрафа в течение 30 дней со дня получения уведомления о назначении санкции, принимается решение о принудительном взыскании штрафа.

Остановимся подробнее на рассмотрении видов административной ответственности, которая применяется на сегодняшний день за нарушение правил дорожного движения в России. В настоящее время существуют следующие ее виды: предупреждение; штраф; лишение права управления автомобилем; административный арест на срок до 15 суток; конфискация орудия или предмета совершения правонарушения; обязательные работы[4]. В Испании дело обстоит намного проще, вид наказания там всего один. При отсутствии на своем счету баллов водитель теряет право на управление автотранспортом, водительские права изымаются Службой безопасности дорожного движения.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения в Испании регламентируется следующим образом. В Испании действует балльная система оценки дисциплинированности водителя. Водитель изначально имеет: 12 баллов — если водительский стаж более 3 лет, 8 баллов — менее 3 лет. Если в течение последующих трех лет водитель не нарушает правил дорожного движения, начисляется дополнительно 3 балла, водитель может набрать 15 максимально допустимых баллов. Перечень нарушений, за которые снимаются баллы, включает в себя:

Два балла — за остановку на поворотах, в туннеле, на склоне шоссе, на опасных участках дороги; остановки на полосе, выделенной для общественного

муниципального транспорта; установку и использование системы «антирадар»; управление автотранспортом без включения фар в местах, где есть указание на обязательное их использование; за перевозку детей до 12 лет на мотоциклах и мопедах. Это наименее серьезные из правонарушений. В России за них также предусмотрены наименее строгие виды наказаний — это предупреждение и штрафы на небольшие суммы в пределах 2500 рублей.

Три балла — разворот при запрещающем знаке; использование мобильных телефонов без специального оборудования; использование наушников или других средств, которые могут отвлекать водителя во время движения; управление мототранспортом без шлема; несоблюдение дистанции за идущим транспортом; неиспользование ремней безопасности. Рассматривая эту группу правонарушений, нахожу нужным отметить, что в России административная ответственность за некоторые нарушения Правил дорожного движения вообще не установлена, независимо от того, повлекли они дорожно-транспортное происшествие или нет. Имеется в виду, например, ч.1 п. 8.12 ПДД РФ. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил. Однако ответственность за это законом не установлена. За остальные же правонарушения данной группы предусмотрена ответственность в основном в виде штрафов.

Четыре балла — использование автотранспортного средства, которому запрещен выезд на скоростные трассы и шоссе; использование микроавтобуса или автобуса с 50% превышением количества пассажиров на количество посадочных мест; использование водительского удостоверения или лицензии, которое не относится к данному автотранспортному средству; за нарушения, связанные с загрязнением окружающей среды; небрежное (агрессивное) управление транспортным средством, создающее опасность на дороге; увеличение скоростного лимита на 40 км час (увеличение скоростного лимита на 30-40 км/час- 3 балла, от 20 до 30 км/час — 2 балла); несоблюдение предупреждающего знака остановки движения и правил дорожного движения, связанных с обгоном в запрещающих местах; осуществление маневра «разворот» на трассах и шоссе; создание опасной ситуации на дороге при обгоне транспорта. В России за рассматриваемую группу правонарушений предусмотрены различные виды административных наказаний, начиная, опять же, от штрафа, включая задержание транспортного средства, помещение на спецстоянку, и заканчивая лишением права управления транспортным средством на небольшие сроки. Например, движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением может повлечь за собой лишение права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев.

Шесть баллов снимается за управление автотранспортным средством в стадии алкогольного опьянения (превышение 0,5 промилей), профессиональным води-

телям (свыше 0,3 промилей); управление в состоянии наркотического или токсического опьянения; лихачество на дороге; отказ в освидетельствовании на наличие алкоголя и др. возможных психотропных веществ; за превышение на 50% скоростного режима; за вождение автотранспортного средства свыше положенных часов или нарушение времени отдыха (для водителей-профессионалов). То есть в Испании водитель, который сел за руль пьяным, необязательно сразу лишится водительского удостоверения. В отличие от России, где за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф 30000 рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет [5, с. 352]. Столь же серьезная аналогичная ответственность предусмотрена у нас и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

В Испании снятие баллов не производится в момент нарушения. Дорожный патруль останавливает водителя, нарушившего правила дорожного движения и констатирует факт нарушения. На заседании Специальной комиссии Департамента дорожной полиции утверждается или опровергается факт нарушения правил дорожного движения и водитель извещается о решении. После утверждения решения о нарушении производится снятие баллов. Получив извещение, водитель имеет право в течение одного месяца опротестовать данное решение[6]. Аналогичный срок предоставлен водителю и российским законодательством для обжалования в судебном порядке составленного инспектором ГИБДД протокола об административном правонарушении.

В целом, подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что существующая в Испании система ответственности за правонарушения в области дорожного движения представляется достаточно интересной и продуманной. Ситуация, по сравнению с российской, получается двоякая. С одной стороны, российское законодательство поставлено жестче в отношении серьезных нарушений, например, за езду в состоянии алкогольного опьянения безальтернативно следует лишение водительского удостоверения на серьезный срок, да еще и плюс штраф. В Испании же поездка пьяным водителю может практически безнаказанно сойти с рук, если у него есть достаточное количество баллов на счету. Однако, с другой стороны, в России можно совершать мелкие правонарушения, вроде небольшого превышения скорости, нарушения дистанции, обгона по «встречке» в неположенном месте, и отделываться при этом исключительно денежными средствами без далеко идущих последствий. То есть фактически у нас можно «проплачивать» свое опасное вождение. В Испании же правонарушитель всего за несколько таких «легких» нарушений может лишиться прав управления транспортным средством.

Проанализировав существующий порядок вещей, можно сделать вывод, что некоторые испанские прави-

ла могут быть взяты на вооружение российскими законодателями. Например, следует ввести более серьезную ответственность за мелкие правонарушения, если они имеют постоянный повторяющийся характер.

Литература

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о международном автомобильном сообщении от 22 мая 2001 года// Система ГАРАНТ

2. Россинский Б. В. Административное право: учебник для вузов/ Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов-5-е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 566

3. Ley de Tráfico (Закон Королевства Испания «О правилах дорожного движения» от 25 мая 2010 года)// URL:http://www.dgt.es/es/

4. Глава 3 «Административное наказание». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017)// СПС Консультант Плюс

5. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россин-ский. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 352

6. Ley de Tráfico (Закон Королевства Испания

«О правилах дорожного движения» от 25 мая 2010 года)// URL:http://www.dgt.es/es/

Reference

1. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kingdom of Spain on the International Automobile Communication of May 22, 2001 // GARANT System

2. Rossinsky B. V. Administrative Law: A Textbook for Universities / B.V Rossinskiy, Yu.N. Starilov-5 th ed., Revision. — M .: Norma: INFRA-M, 2015. P. 566

3. Ley de Tráfico (Law of the Kingdom of Spain "On the rules of the road" dated May 25, 2010) // URL: http: //www.dgt.es/es/

4. Chapter 3 "Administrative punishment". Code of the Russian Federation on Administrative Offenses No. 195-FZ of December 30, 2001 (as amended on April 17, 2017) // SPS Consultant Plus

5. Administrative law and administrative responsibility: a course of lectures / B. Rossinsky. — M .: Norma: INFRA-M, 2017. P. 352

6. Ley de Tráfico (Law of the Kingdom of Spain "On the rules of the road" dated May 25, 2010) // URL: http: //www.dgt.es/es/

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.