Научная статья на тему 'Сравнительная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений'

Сравнительная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санитария / гигиена / обучение / образовательные учреждения / ученики / спорт / физическая культура / sanitation / hygiene / schooling / educational institutions / pupils / sports / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. Т. Камилова, З. Ф. Мавлянова, Б. Э. Абдусаматова

Результаты изучения санитарно-гигиенических условий обучения в образовательных учреждениях 3 типов (общеобразовательная школа, академический лицей, профессионально-технический колледж) свидетельствовали о нарушениях светового режима, вентиляции и проветривания помещений; регистрировалась освещенность рабочих мест учащихся ниже гигиенических нормативов. Наиболее неблагоприятные санитарно-гигиенические условия обучения отмечены в профессиональном колледже. Одним из недостатков общеобразовательной школы является некомплектная ученическая мебель, не соответствующая анатомическим особенностям учащихся младших и средних возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE SANITARY AND HYGIENIC ASSESSMENT OF THE ENVIRONMENT OF SCHOOLING IN DIFFERENT TYPES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The results of the study of sanitation education in the educational institutions of 3 types (secondary school, Academic Lyceum, Vocational and Technical College) showed violations of light conditions, ventilation and airing of the premises; Workplace lighting teachinging below hygienic standards. Most adverse health conditions marked by training in a professional college. One of the drawbacks is the Non complete secondary school student's furniture that does not match the anatomy of junior and middle-age groups.

Текст научной работы на тему «Сравнительная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.95

Р. Т. Камилова1, З. Ф. Мавлянова2, Б. Э. Абдусаматова1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ ТИПАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний МЗ РУз (Ташкент, Узбекистан), 2Самаркандский государственный медицинский институт (Самарканд, Узбекистан)

Результаты изучения санитарно-гигиенических условий обучения в образовательных учреждениях 3 типов (общеобразовательная школа, академический лицей, профессионально-технический колледж) свидетельствовали о нарушениях светового режима, вентиляции и проветривания помещений; регистрировалась освещенность рабочих мест учащихся ниже гигиенических нормативов. Наиболее неблагоприятные санитарно-гигиенические условия обучения отмечены в профессиональном колледже. Одним из недостатков общеобразовательной школы является некомплектная ученическая мебель, не соответствующая анатомическим особенностям учащихся младших и средних возрастных групп.

Ключевые слова: санитария, гигиена, обучение, образовательные учреждения, ученики, спорт, физическая культура

Растущий организм ребенка обладает повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам окружающей среды. Санитарно-гигиенические условия, в которых осуществляется учебная деятельность детей, оказывают влияние на состояние их здоровья [1, 3, 4, 5]. Исследованиями установлено, что среди детей, обучающихся в школе, для которой характерен комплекс неблагоприятных факторов (превышение фактической вместимости над проектной; обучение в две смены; увеличение недельного плана учебной нагрузки; отсутствие или неполное проведение профилактической и оздоровительной работы со школьниками) на 7,8% меньше учащихся, имеющих нормальный уровень развития, чем среди детей школы, в которой условия обучения наиболее приближены к санитарно -гигиеническим требованиям [6].

Цель работы - санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследования проведены в общеобразовательной школе, академическом лицее и профессионально-техническом колледже швейного профиля, расположенных в Мирзо-Улугбекском районе г. Ташкента. В образовательных учреждениях изучены гигиенические параметры земельных участков и зданий. В динамике учебного дня проводились замеры параметров микроклимата (температура, влажность, давление и скорость движения воздуха), запыленность, освещенность и содержание углекислого газа (СО2). В профессиональном колледже дополнительно был изучен шумовой фактор.

Для проведения санитарно-гигиенических исследований использовались нормативные и инструктивно-методические документы в области гигиены детей и подростков [2, 7, 8, 9], а также приборы, поверенные в Агентстве «Узстандарт»: для измерения параметров микроклимата использован «Метеоскоп-М», параметров шума - ВШВ-003 М, освещенности - люксметр «Аргус-01». Концентрация пыли определена с помощью аспиратора воздуха автоматического 4-канального АПВ 4-220В-40, концентрация СО2 - с помощью газоанализатора универсального УГ-2.

При изучении микроклимата замеры производились в 4 точках помещений на уровне 1,25-1,5 м от пола, в разное время учебного дня (начало, середина и конец) и в разные периоды года (холодный и теплый). Запыленность воздуха рабочей зоны определена весовым (гравиметрическим) методом. Использованы фильтры АФА-В с аспирацией воздуха 20 л/мин с экспозицией 30 мин. Концентрация пыли (мг/м3) вычислена по величине значения разницы веса фильтра после и до отбора пробы, путем деления полученной величины на объем протянутого через фильтр воздуха, приведенного к нормальным условиям (температура воздуха - 2о°С, атмосферное давление - 760 мм рт. ст). Освещенность рабочих поверхностей (поверхностная плотность светового потока, падающего на поверхность, равная отношению светового потока к величине освещаемой поверхности) измерялась в люксах (лк); коэффициент естественного освещения (КЕО, %) определялся по частной величине внутреннего и наружного освещения, умноженного на 100%. Концентрация СО2 определена по изменению окраски слоя инди-

каторного порошка в индикаторной трубке газоанализатора, после просасывания воздуха через нее. Учитывая длину окрашенного столбика индикаторного порошка в трубке, велась запись величин, зафиксированных на шкале, градуированной в мг/м3.

Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом».

Результаты исследований подвергнуты статистической обработке с вычислением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической величины (m). Оценка достоверности сравниваемых величин велась с вычислением коэффициента t-Стьюдента. Математический анализ осуществлен по программе «Microsoft Excel».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Изучена сравнительная санитарно-гигиеническая характеристика участков и зданий обследованных образовательных учреждений (табл. 1).

Определено, что учащиеся общеобразовательной школы проживают на близлежащих территориях, тогда как учащиеся лицея и колледжа проживают на территории как Мирзо-Улугбекского, так и других районов города. Фактическое количество учащихся в общеобразовательной школе превышало расчетное число по проекту на 9,6%, в колледже - на 10%.

Выявлено, что во всех обследованных учебных заведениях наблюдались нарушения светового режима и вентиляции помещений. Так, в общеобразовательной школе на рабочих поверхностях уровень освещенности находился в пределах от 152 до 290 лк, лицея - от 237 до 280 лк и профессионального колледжа - от 120 до 320 лк (норма - 300 лк). В мастерских колледжа уровень освещенности колебался от 350 до 360 лк (норма - 400 лк). Для профилактики зрительного утомления и снижения зрения учащихся установлена гигиеническая норма КЕО, которая должна составлять 1,5%. Исследованиями установлено, что параметры КЕО во всех обследованных образовательных учреждениях были ниже нормативной величины в 3,8-7,5 раз и находились в пределах от 0,2 до 0,4%.

Площадь учебных комнат, согласно гигиеническим нормам, должна быть не менее 1,25 м2 на одного учащегося: в академическом ли-

цее и общеобразовательной школе данные величины находились в пределах нормы (1,92,1 и 1,2-1,3 м2 соответственно), тогда как в профессиональном колледже - не соответствовали гигиеническим нормативам (1,21 м2).

Неблагоприятные факторы внутренней среды образовательных учреждений оказывают влияние на работоспособность и самочувствие учащихся. Повышенные параметры температуры и влажности, бактериальное загрязнение воздуха, содержание в нем органических веществ, ухудшение его ионного состава способствуют быстрому развитию утомления. Известно, что в хорошо проветриваемом помещении работоспособность школьников в 1,5-2 раза выше. Результаты измерений показателей микроклимата свидетельствовали, что в холодный период года температура воздуха в учебных комнатах колебалась от 19,3 до 26,5°С (норма 18-23 С°), в теплый период - от 28,5 до 36,5 С° при относительной влажности от 42 до 64% (норма 40-60%) и скорости движения воздуха от 0,1 до 0,31 м/с (норма 0,2-0,3 м/с).

В академическом лицее содержание пыли в воздухе учебных помещений колебалось от 0,11 до 0,14 мг/м3 (в среднем 0,12±0,01 мг/ м3). В общеобразовательной школе уровень запыленности находился в пределах от 0,17 до 0,19 мг/м3 (в среднем 0,18±0,01 мг/м3). Учебно-производственная деятельность в профессиональном колледже связана с наличием пыли, содержание которой в учебных комнатах было на уровне 0,16-0,19 мг/м3, в учебных мастерских - 0,25-1,4 мг/м3 (в среднем 0,81±0,08 мг/ м3). Учитывая, что нормированная величина пыли в образовательных учреждениях не должна превышать 0,15 мг/м3, то можно сделать вывод о том, что наиболее неблагоприятная картина по пылевому фактору наблюдалась в профессиональном колледже, и в большей степени - в учебных мастерских.

В обследованных образовательных учреждениях содержание СО2 находилось в пределах от 0,21 до 0,39 мг/л (норма до 1 мг/л): наименьшие величины концентрации СО2 зарегистрированы в академическом лицее (0,210,29 мг/л), а наибольшие - в общеобразовательной школе (0,37-0,39 мг/л).

Практическая работа в колледже сопровождалась постоянным производственным шумом величиной от 72 до 92 дБА, который по спектральной характеристике относился к частотам средних величин и составлял от 600 до 800 Гц.

Проведенные исследования по изучению санитарно-гигиенической характеристики условий обучения показали, что условия обу-

Таблица 1 - Сравнительная санитарно-гигиеническая характеристика учебных заведений разного типа

Показатель Общеобразовательная Академический школа лицей Профессиональный колледж

Общие сведения

Проект типовой типовой типовой

Год постройки 1955 1967 1976

Состояние здания после капитального ремонта после реконструкции после капитального ремонта

Вместимость: проектная/ фактическая 1400/1600 720/705 820/899

Количество смен 2 1 1

Характеристика земельного участка

Окружение учебного заведения жилые дома, улицы, транспортная магистраль жилые дома, улицы, транспортная магистраль жилые дома, улицы, транспортная магистраль

Общая площадь (с земельным участком), м2 5500 5900 3600

Процент застройки (%) 50 65 50

Составные элементы (зоны) физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная, учебно-опытная (плодовый сад, цветочно-декоративные растения) физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная, учебно-опытная (цветочно-декоративные растения) физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная, учебно-опытная (плодовый сад, цветочно-декоративные растения)

Процент озеленения от общей площади участка (%) 50 35 50

Характеристика здания

Расположение на участке от красной линии (м) 10 20 25

Число этажей 4 3-4 4

Композиция здания блочная блочная блочная

Спортивный зал (м2) 315 430 432

Актовый зал 240 м2 на 180 мест 120 м2 на 100 мест 360 м2 на 260 мест

Библиотека - книгохранилище (м2) 80 80 108

Читальный зал 80 м2 на 20 мест 140 м2 на 30 мест 108 м2 на 60 мест

Общее число помещений для занятий /площадь (м2) 62/от 25 до 50 47/от 30 до 70,8 55/ от 18 до 72

Общее число кабинетов информатики и вычислительной техники/площадь (м2) 1/50 2/64 2/50

Обеденный зал в столовой 200 м2 на 84 места 378 м2 на 100 мест 360 м2 на 100 мест

Площадь кухни и подсобных помещений в столовой (м2) 70 90 90

Медицинский кабинет (м2) 18 18 18

Санитарно-технические сооружения и установки

Водоснабжение (холодная, горячая вода) централизованное централизованное централизованное

Отопление централизованное централизованное централизованное

Канализация централизованное централизованное централизованное

Вентиляция вытяжная вентиляция в пищеблоке и уборных не функционирует; кабинеты физики и химии обеспечены вытяжными шкафами вытяжные шкафы в кабинетах химии вытяжная вентиляция в пищеблоке не функционирует; вытяжные шкафы в кабинете химии

Аэрация наличие фрамуг и форточек наличие фрамуг и форточек наличие фрамуг и форточек, полное заклеивание окон в зимний период года

Искусственное освещение люминесцентные лампы, 76% -функционируют люминесцентные лампы, 84% функционируют люминесцентные лампы, 66% -функционируют

чения в целом соответствуют требованиям нормативных документов, за исключением превышения на 9,6-10% фактического количества учащихся от расчетного числа по проекту, не соблюдения режимов освещенности, проветривания и вентилирования помещений. В связи с чем для профилактики умственного напряжения и утомления, а также повышения эффективности учебного процесса в образовательных учреждениях должна вестись деятельность по оптимизации воздушного режима и освещенности. К тому же недостатком общеобразовательной школы является некомплектная ученическая мебель, не соответствующая анатомическим особенностям учащихся, особенно младших и средних возрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1 Азыдова Г. Ф. Роль условий обучения в образовательных учреждениях в формировании здоровья школьников //Тез. конф. НО НЦЗД РАМН «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы». - М., 2002. - С. 27-29.

2 Болдина Н. А. Комплексное санитарно-гигиеническое обследование общеобразовательной школы: Метод. рекомендации /Н. А. Болдина, Л. А. Буката. - Минск: БГМУ, 2002. -35 с.

3 Зорина И. Г. Влияние факторов внут-ришкольной среды на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 21 с.

4 Кувандикова Д.Э. Влияние гигиенических факторов на состояние здоровья подростков, обучающихся в учебных заведениях разного типа: Автореф. дис. .канд. мед. наук. -Ташкент, 2004. - 22 с.

5 Мокеева М. М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко //Гигиена и санитария. - 1999. - №1. - С. 29-31.

6 Пляскина И. В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида //Гигиена и санитария. - 2000. - №1. - С. 62-64.

7 СанПиН РУз №0102-00. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных школах. - Ташкент, 2000.

8 СанПиН РУз №0145-03. Санитарные правила по устройству, содержанию, организации режима обучения, охраны труда в акаде-

мических лицеях и профессиональных колледжах - Ташкент, 2003.

9 СанПиН РУз №0288-10. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания, обучающихся в общеобразовательных школах, учреждениях среднего специального профессионального образования. -Ташкент, 2010.

REFERENCES

1 Azydova G. F. Rol' uslovij obuchenija v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah v formirovanii zdorov'ja shkol'nikov //Tez. konf. NO NCZD RAMN «Obrazovanie i vospitanie detej i podrostkov: gi-gienicheskie problemy». - M., 2002. - S. 27-29.

2 Boldina N. A. Kompleksnoe sanitarno-gigienicheskoe obsledovanie obshheobrazovatel'noj shkoly: Metod. rekomendacii /N. A. Boldina, L. A. Bukata. - Minsk: BGMU, 2002. - 35 s.

3 Zorina I. G. Vlijanie faktorov vnutrish-kol'noj sredy na umstvennuju rabotosposobnost' i sostojanie zdorov'ja uchashhihsja pri raznyh formah obuchenija: Avtoref. dis. ...kand. med. nauk. - Ekaterinburg, 2002. - 21 s.

4 Kuvandikova D.Je. Vlijanie gigienicheskih faktorov na sostojanie zdorov'ja podrostkov, obuchajushhihsja v uchebnyh zavedenijah raznogo tipa: Avtoref. dis. .kand. med. nauk. -Tashkent, 2004. - 22 s.

5 Mokeeva M. M. Kompleksnoe vlijanie faktorov shkol'noj sredy na zdorov'e detej /M. M. Mokeeva, N. P. Setko //Gigiena i sanitarija. -

1999. - №1. - S. 29-31.

6 Pljaskina I. V. Zdorov'e detej, obuchajushhihsja v shkolah novogo vida //Gigiena i sanitarija. - 2000. - №1. - S. 62-64.

7 SanPiN RUz №0102-00. Gigienicheskie trebovanija k uslovijam obuchenija shkol'nikov v obshheobrazovatel'nyh shkolah. - Tashkent,

2000.

8 SanPiN RUz №0145-03. Sanitarnye pravi-la po ustrojstvu, soderzhaniju, organizacii rezhima obuchenija, ohrany truda v akademicheskih licejah i professional'nyh kolledzhah - Tashkent, 2003.

9 SanPiN RUz №0288-10. Sanitarno-jepidemiologicheskie trebovanija k organizacii pitanija, obuchajushhihsja v obshheobrazovatel'n-yh shkolah, uchrezhdenijah srednego special'nogo professional'nogo obrazovanija. - Tashkent, 2010.

Поступила 18.10.2016 г.

R. T Kamilova1, Z. F. Mavlyanova2, B. E. Abdusamatova1

COMPARATIVE SANITAR Y AND HYGIENIC ASSESSMENT OF THE ENVIRONMENT OF SCHOOLING IN DIFFERENT TYPES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

1 Research institute of sanitation, hygiene and occupational diseases of the MH RUz (Tashkent, Uzbekistan), 2Samarkand state medical institute (Samarkand, Uzbekistan)

The results of the study of sanitation education in the educational institutions of 3 types (secondary school, Academic Lyceum, Vocational and Technical College) showed violations of light conditions, ventilation and airing of the premises; Workplace lighting teaching-ing below hygienic standards. Most adverse health conditions marked by training in a professional college. One of the drawbacks is the Non complete secondary school student's furniture that does not match the anatomy of junior and middle-age groups.

Keywords: sanitation, hygiene, schooling, educational institutions, pupils, sports, physical culture.

Р. Т Камилова1, З. Ф. Мавлянова2, Б. Э. Абдусаматова1

ЭРТУРЛ1Б1Л1М БЕРУ МЕКЕМЕЛЕР1НДЕГ1 ОКЫТУ ЖАFДАЙЛАРЫНЫh^ САЛЫСТЫРМАЛЫ САНИТАРЛЫК-ГИГИЕНАЛЫК БАFАЛАНУЫ

10зР ДСМ Санитария, гигиена жэне кэоптк аурулар FЗИ (Ташкент, Озбекстан),

2 Самаркан мемлекеттк медицина институты (Самаркан, Озбекстан)

3 тYPдегi (жалпы 61л1м беру мектеб^ академиялык лицей, кэап™-техникалы1к колледж) 61л1м беру мекемелер^де окытудык санитарлык-гигиениалык жаFдайларын зерттеудН нэтижелерi YЙ-жайлардаFы жарык режим^н, желдету мен ауаны тазартудыщ бузылушылыктарын керсетп; окушылардык жумыс орындарынык жары1кты^ы1 гигиеналык нормативтерден темен екендИ ^ркелдг Окытудын барынша жайсыз санитарлык-гигиеналык жаFдайлары кэаптк колледжде байкалды. К1ш1 жэне орта жао^ы! балалар топтарынын анатомиялык ерекшелiктерiне сэйкес келмейтiн жиынтыктык емес окушылар жиhазы жалпы б1л1м беру мектеб^щ кемшiлiктерiнiн б|р1 болып табылады.

Шлтт сездер: санитария, гигиена, окыту, б1л1м беру мекемелерi, окушылар, спорт, дене тэрбиес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.