Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян Текст научной статьи по специальности «Социология»

Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян' по специальности 'Социология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 04 — Социология
  • ВАК РФ: 22.00.00
  • УДK: 316
  • Указанные автором: УДК:316.351

Статистика по статье
  • 135
    читатели
  • 20
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ПОКОЛЕНИЕ
  • ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА
  • ЦЕННОСТИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • МОЛОДЕЖЬ
  • GENERATION
  • VALUE STRUCTURE
  • VALUES
  • VALUE ORIENTATIONS
  • YOUTH

Аннотация
научной статьи
по социологии, автор научной работы — КОРЖ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, ЩАНИНА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Актуальность и цели. При анализе взаимоотношений между различными социальными группами ценности выступают показателями того, насколько эти взаимоотношения будут успешными. Для стабильности общества необходимо согласие и взаимопонимание различных возрастных групп в отношении базовых ценностей. Цель работы проанализировать ценностную структуру молодого и старшего поколений, выявить их общие ценностные ориентации. Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа публикаций российских социологов по проблеме поколений и их ценностных ориентаций, а также результатов анкетного опроса, проведенного в рамках гранта в Приволжском федеральном округе. Достоверность различий оценивалась по критерию φ* Фишера. Для выявления тесноты (силы) и направления корреляционной связи между поколениями в выборе тех или иных ценностей был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты и выводы. По результатам социологического исследования были выявлены ценностные ориентации различных возрастных групп. Полученные данные показали, что в российском обществе, несмотря на возрастные различия, базовые ценности для всех поколений одинаковые (семья, достаток, работа). В связи с этим можно сделать вывод, что определенные ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов интеграции разных поколений россиян.

Abstract 2016 year, VAK speciality — 22.00.00, author — KORZH NATALYA VLADIMIROVNA, SCHANINA EKATERINA VLADIMIROVNA

Background. When analyzing relations between various social groups, values act as indicators of how successful these relation will be. For the sake of stable society it is necessary to concord and mutual understanding between various age groups regarding basic values. The aim of the work is to analyze value structures of young and elder generations, to reveal theor common value orientations. Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of the analysis of publications by Russian sociologists on the problem of generations and their value orientations, as well as on the basis of results of a survey, conducted in the framework of a grant in Volga Federal District. Credibility of differences was estimated by the Fisher criteria φ*. To determine tightness (strength) and direction of correlation bonds between generations when choosing some values or other the authors used the method of Spearman rank correlation. Results and conclusions. The sociological research results allowed to reveal value orientations of various age groups. The obtained data have shown that basic values in the Russian society, dspite age-related differences, for all generations are the same (family, prosperity, work). One may conclude hereby that certain value orientations are a critical factor of integration of various generations of Russians.

Научная статья по специальности "Социология" из научного журнала "Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки", КОРЖ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, ЩАНИНА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян". Научная статья по специальности "Социология"

УДК 316.351
Н. В. Корж, Е. В. Щанина
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ РОССИЯН1
Аннотация.
Актуальность и цели. При анализе взаимоотношений между различными социальными группами ценности выступают показателями того, насколько эти взаимоотношения будут успешными. Для стабильности общества необходимо согласие и взаимопонимание различных возрастных групп в отношении базовых ценностей. Цель работы - проанализировать ценностную структуру молодого и старшего поколений, выявить их общие ценностные ориентации.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа публикаций российских социологов по проблеме поколений и их ценностных ориентаций, а также результатов анкетного опроса, проведенного в рамках гранта в Приволжском федеральном округе. Достоверность различий оценивалась по критерию ф* Фишера. Для выявления тесноты (силы) и направления корреляционной связи между поколениями в выборе тех или иных ценностей был использован метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты и выводы. По результатам социологического исследования были выявлены ценностные ориентации различных возрастных групп. Полученные данные показали, что в российском обществе, несмотря на возрастные различия, базовые ценности для всех поколений одинаковые (семья, достаток, работа). В связи с этим можно сделать вывод, что определенные ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов интеграции разных поколений россиян.
Ключевые слова: поколение, ценностная структура, ценности, ценностные ориентации, молодежь.
N. V. Korzh, E. V. Shchanina
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF VALUE ORIENTATIONS OF VARIOUS GENERATIONS OF RUSSIANS
Abstract.
Background. When analyzing relations between various social groups, values act as indicators of how successful these relation will be. For the sake of stable society it is necessary to concord and mutual understanding between various age groups regarding basic values. The aim of the work is to analyze value structures of young and elder generations, to reveal theor common value orientations.
Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of the analysis of publications by Russian sociologists on the problem of generations and their value orientations, as well as on the basis of results of a survey, conducted in the framework of a grant in Volga Federal District. Credibility of differences was estimated by the Fisher criteria ф*. To determine tightness (strength) and direction
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Консолидация различных социальных слоев и групп полиэтнических регионов Поволжья на основе общекультурных норм и единых ценностных приоритетов в условиях современной России», проект № 15-03-00382 а.
of correlation bonds between generations when choosing some values or other the authors used the method of Spearman rank correlation.
Results and conclusions. The sociological research results allowed to reveal value orientations of various age groups. The obtained data have shown that basic values in the Russian society, dspite age-related differences, for all generations are the same (family, prosperity, work). One may conclude hereby that certain value orientations are a critical factor of integration of various generations of Russians.
Key words: generation, value structure, values, value orientations, youth.
В современном обществе постоянно происходит усложнение характера взаимодействия между прошлым, настоящим и будущим. В связи с этим возрастает интерес к взаимодействию традиций и инноваций в социальных изменениях, преемственность социального опыта от поколения к поколению. В настоящее время актуализация данной проблематики связана с такими тенденциями, как трансформации, происходящие во всех сферах общественной жизни, изменения в возрастном составе современных обществ.
Исследования вопросов, связанных с проблемами поколений, нашли отражения в работах таких социологов, как В. Т. Лисовский, Ю. А. Левада, В. В. Семенова, М. Б. Глотова и другие.
В настоящий момент однозначной трактовки понятия «поколения» не существует. Так, например, В. Т. Лисовский определяет поколение через такие значимые характеристики, как возраст, происхождение, отрезок времени, в котором живет поколение, а также общность современников, жизнь которых связана с особым историческим периодом, сделав их свидетелями и участниками определенных событий [1, с. 119-120]. Кроме того, социолог отмечает, что поколение может создавать традицию, разделять общие интересы, цели, предпочтения и ценности.
Можно выделить несколько подходов к определению поколения у российских социологов, занимающихся теорией поколений. Значительный вклад в вопрос определения термина «поколение» внес Ю. А. Левада. В своей концепции он ввел термин «значимое поколение», которое характеризуется внесением в социум значимых изменений в ценностных, культурных и других ориентациях [2, с. 78-87].
С точки зрения М. Б. Глотова, поколение может быть рассмотрено как социальная общность людей в определенных возрастных границах, для которых характерны схожие условия социализации и жизнедеятельности, типичные потребности и ценностные ориентации [3, с. 42-48].
В. В. Семенова подчеркивает, что поколение - это «социальная группа, объединенная спецификой своей исторической локализации, а также сходным опытом и общими характеристиками на индивидуальном и системном уровне, наиболее общей конфигурацией жизненного пути» [4, с. 17].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что деление на поколения можно производить на основе системы ценностей, разделяемых индивидами, родившимися в некоторый исторический период. Эта система ценностей сформируется под воздействием определенных политических, экономических, социальных и других событий. Система ценностей каждой личности формируется в процессе ее социализации. Природа ценностей ха-
рактеризуется двуединым основанием: с одной стороны, в человеке как самоценном объекте; с другой стороны, в обществе как социокультурной системе. В связи с этим особое влияние на ценностные установки оказывает воспитание, а также события и явления общественной жизни, которые окружают ребенка в период его взросления [5, с. 186-187]. В дальнейшем сформированная система ценностей влияет на все поступки и действия человека, в том числе на оценку политических и социально-экономических процессов, происходящих в обществе.
В настоящее время можно наблюдать, что в результате изменений в современном обществе произошло обновление всей системы общественных отношений. Этот процесс может характеризоваться преемственностью и сменой поколений, в рамках которого молодежь, взрослея, становится источником социального опыта для следующего поколения. В результате вырабатываются нормативные требования, предъявляемые социумом к молодому поколению на каждом этапе его развития, в виде общественных норм, идеалов, ценностных ориентаций и т.д. Трансформация ценностной структуры затрагивает ее иерархию, так одни ценности приобретают более высокий статус, другие становятся менее важными. На основе этих ориентиров формируются конкретные типы поведения личности и социальных групп, их жизненные стратегии и мотивации.
Социологическое исследование, проведенное в рамках гранта РГНФ «Консолидация различных социальных слоев и групп полиэтнических регионов Поволжья на основе общекультурных норм и единых ценностных приоритетов в условиях современной России» (п = 1350), позволило проанализировать ценностные ориентации разных возрастных групп. В социологическом опросе приняли участие молодежь в возрасте от 18 до 34, респонденты 35-54 лет и свыше 55 лет.
Проанализировать динамику ценностных ориентаций достаточно трудно, поскольку ценности людей меняются в результате различных социальных, политических, экономических воздействий.
В современном обществе представления о ценностных ориентациях весьма размыто, в связи с этим меняется отношение к семье, работе, традициям и т.д. Формирование и выбор ценностей, превращение их в основные принципы своей жизни, борьба за их реализацию составляют жизненный путь личности. Каждый человек самостоятельно планирует свою жизнь, ставит перед собой цели и добивается результатов, которые позволяют ему быть счастливым или нет. В рамках проведенного исследования респондентам предлагалось ответить на вопрос: что им необходимо, для того, что бы жить хорошо (табл. 1). Согласно результатам исследования, для счастья молодому поколению необходимо иметь хорошую семью (58,3 %), жить в достатке (54,4 %), иметь хорошую работу (51,7 %).
Такие результаты подтверждают различные социологические исследования ценностей современной молодежи. В рамках проведенного исследования среди молодежи Поволжья в 2012-2013 гг. (п = 1042) было выявлено интегрирующее «ядро», в состав которого вошла ценность семьи. Таким образом, не было выявлено отсутствие противоречий по вопросам ценностей и ценностных ориентаций среди современной молодежи [6, с. 30].
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Что такое жить хорошо, быть счастливым?» (в процентах от числа опрошенных по каждой группе, п = 1350)
Варианты ответов Возрастные группы, лет
18-34 35-54 Свыше 55
Пользоваться уважением людей 24,2 % 35,6 % 45,9 %
Иметь хорошую, интересную работу 51,7 % 57,1 % 46,8 %
Иметь хорошую семью 58,3 % 55,3 % 57 %
Чувствовать себя свободным человеком 31,7 % 26,5 % 19,6 %
Жить обеспеченно, в достатке 54,4 % 46,1 % 47,7 %
Затрудняюсь ответить 0 0 0,4 %
Для возрастной группы 35-54 года в первую очередь важно иметь интересную работу (57,1 %). Стоит подчеркнуть, что составляющие понятия счастья у молодого и пожилого поколения одинаковые (семья, достаток, работа).
Таким образом, несмотря на изменения института семьи, появление новых гендерных моделей, возникновение различных форм брачно-семейных отношений, семья традиционно остается доминирующей ценностью у всех людей независимо от возраста. Материальный достаток в ценностной иерархии доминирует у всех без исключения возрастных групп, однако для молодежи (54,4 %) он имеет большее значение, чем для пожилых людей (47,7 %). Такая значимость связана с тем, что большинство россиян не удовлетворены своим материальным положением. Так, в когорте от 18 до 35 не удовлетворены 55 %; 35-54 - 60 %; свыше 55 - 59 %. Именно поэтому материальное благополучие занимает второе место среди составляющих счастливой жизни. Ценность «хорошая работа» в наибольшей степени важна для трудоспособного населения (35-54 года). Это, вероятнее всего, связано с тем, что данной возрастной группе периодически приходится сталкиваться с нестабильным положением на рынке труда, вызванное экономическими кризисами.
Статистическая достоверность результатов была проверена с использованием критерия ф* Фишера1. Статистическая значимость различий была выявлена:
- между группами респондентов в возрасте 18-34 года и старше 55 лет по параметрам «пользоваться уважением людей» и «чувствовать себя свободным человеком» (полученные эмпирические значения фэмп по данным параметрам находятся в зоне значимости). Так, для молодого поколения ценность свободы имеет большее значение, чем для людей пожилого возраста (фэмп = 2,817). В свою очередь, для пожилых людей более ценно уважение окружающих их людей, чем для молодых (фдмп = 4,624);
- между группами респондентов в возрасте 18-34 года и 35-54 года по параметру «пользоваться уважением людей» (полученное эмпирическое зна-
1 Здесь и далее: критические значения критерия ф* Фишера имели фиксированные значения: ф* = 1,64 для 5 % уровня значимости и ф* = 2,31 для 1 % уровня значимости.
чение фэмп по данным параметрам находятся в зоне значимости). Так, для людей среднего возраста уважение окружающих их людей имеет большую ценность, чем для молодых (фдмп = 2,445).
Как уже отмечалось выше, ценностное отношение формируется в процессе жизнедеятельности личности. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из своей системы ценностей. Для того чтобы достичь жизненных целей, необходимо воспользоваться определенными средствами. Анализ ответов респондентов показал, что для каждой возрастной группы существует свой перечень средств, необходимых для достижения целей (табл. 2).
Таблица 2
Средства для достижения целей (в процентах от числа опрошенных, п = 1350)
Варианты ответов Возрастные группы, лет
18-34 35-54 Свыше 55
Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя 43,8 % 34,2 % 26,8 %
Традиционность - уважение к традициям 3,3 % 6,4 % 11,9 %
Собственные усилия 16,1 % 14,2 % 9,8 %
Взаимопомощь, доверие к людям 23,3 % 22,8 % 22,6 %
Семья 38,8 % 40,2 % 42,1 %
Профессионализм 35,6 % 53,3 % 43,8 %
Материальная обеспеченность 17,8 % 19,2 % 26,8 %
Ответственность 25,6 % 26,9 % 26,8 %
Умение продумывать свои планы на будущее 22,8 % 19,2 % 21,7 %
Используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, была оценена степень связи трех возрастных групп по средствам достижения цели. Данный коэффициент показал сильную и прямую связь между всеми возрастными группами, коэффициент ранговой корреляции статистически значим, и ранговая корреляционная связь значима. То есть представители всех трех возрастных групп уверены в том, что в современных условиях, для того чтобы добиться успеха, необходимо быть инициативным, предприимчивым, ответственным, профессионалом, способным выражать себя, а также необходимы поддержка и возможности семьи, в то время как уважение к традициям, собственные усилия они считают менее эффективными для достижения успеха в современном обществе.
Статистическая достоверность результатов была проверена с использованием критерия ф* Фишера. Статистическая значимость различий была выявлена только между группами респондентов в возрасте 18-34 года и старше 55 лет по параметрам «инициативность, предприимчивость, способность выразить себя» и «традиционность - уважение к традициям» (полученные эмпирические значения фдмп по данным параметрам находятся в зоне значимости). Так, для молодого поколения наиболее значимым средством достижения целей является инициативность, предприимчивость, способность выра-
зить себя (фэмп = 3,635), а для людей пожилого возраста - «традиционность -уважение к традициям» (фэмп = 3,423). Таким образом, выявлен высокий уровень корреляции иерархии инструментальных ценностей между тремя возрастными группами, однако имеют место статистические различия между процентными долями в возрастных гуппах 18-34 года и старше 55 лет по следующим выбираемым ценностям: «инициативность, предприимчивость, способность выразить себя» и «традиционность - уважение к традициям». Выявлена также высокая согласованность в области средств достижения цели между различными поколениями. Наиболее выбираемыми являются семья, профессионализм, инициативность, предприимчивость, способность выразить себя; считаются неэффективными собственные усилия, уважение к традициям, материальная обеспеченность.
Молодое поколение считает, что для достижения жизненных целей необходимо проявлять инициативу, уметь выразить себя (43,8 %). Для респондентов в возрасте от 35 до 54 лет и свыше 55 лет наиболее важным является профессионализм (53,3 и 43,8 % соответственно). В рыночных отношениях обладание определенными навыками и знаниями позволяет личности повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Для работодателей важно иметь компетентного работника, проявляющего эффективное поведение в решении профессиональных задач. Многие молодые люди еще не сталкивались с данной проблемой в силу того, что еще не получили профессиональное образование. Более старшее поколение находится на этапе пика своей профессиональной карьеры либо завершает ее. Все трудности, связанные с трудоустройством, овладением мастерства, адаптацией к требованиям времени, они уже преодолели, поэтому профессионализм среди инструментальных ценностей имеет наибольшее значение.
Необходимо отметить, что уважение к традициям не пользуется популярностью среди людей в возрасте от 18 до 54. Возможно, это связано с тем, что данные возрастные группы столкнулись с преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности, в связи с этим была утеряна преемственность традиций. За прошедшие несколько десятилетий в среде молодежи произошли и продолжают происходить сложные процессы, результатом которых стала переоценка ценностных ориентаций предшествующих поколений, а также нарушение в передаче социокультурного опыта [7, с. 154-158]. В настоящее время молодежь выступает носителем норм и ценностей, характерных для обществ модерна в противоположность традиционным обществам. Для современного поколения характерна гибкость, инициативность и предприимчивость (43,8 %), что помогает молодым людям быстро освоиться с преимуществами новой социально-экономической ситуации. Жизненные цели современного человека формируются под воздействием новых социально-экономических условий. В настоящее время для молодых людей важно быть самостоятельными и успешными. Среди условий, способствующих достижению успеха, молодежь выделяет следующее: наличие хорошего образования (49,4 %), свобода для реализации своих целей (39,4 %), материальную обеспеченность (38,3 %) (табл. 3). Для респондентов в возрасте от 35 до 54 лет, чтобы быть успешным, наиболее важно иметь хорошее образование (45,7 %), материальную обеспеченность (42,5 %) и стабильность в стране (40,2 %). Пожилые люди отдают предпочтение стабильности в стране (56,6 %), хорошему образованию (47,6 %) и материальной обеспеченности (42,6 %).
Таблица 3
Условия, необходимые для достижения успеха (в процентах от числа опрошенных, п = 1350)
Варианты ответов Возрастные группы, лет
18-34 35-54 Свыше 55
Наличие хорошего образования 49,4 % 45,7 % 47,6 %
Материальная обеспеченность 38,3 % 42,5 % 42,6 %
Наличие полезных связей 32,2 % 27,4 % 14,0 %
Удача (случай, стечение обстоятельств) 18,3 % 22,4 % 22,6 %
Свобода для реализации своих потребностей и способностей 39,4 % 30,1 % 22,6 %
Законность как установленный государством порядок 9,4 % 13,7 % 18,3 %
Стабильность в стране 25,6 % 40,2 % 56,6 %
Соблюдение нравственных принципов 17,2 % 13,7 % 23,8 %
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что для старшего поколения наиболее значимым является стабильность в обществе. Для людей в возрасте от 55 лет является значимым соблюдение нравственных принципов (23,8 %) и законность (18,3 %), в отличие от молодых людей. Такие результаты свидетельствуют о том, что ценностное сознание формируется на основе жизненного опыта, оценки произошедших общественных событий и процессов. Изменения последних лет отразились на жизненных целях и социальных ожиданиях населения страны, относящихся к разным возрастным группам. В этих условиях пожилые люди как особая социальная группа являются носителем нового социального переживания, которое характеризуется повышенной остротой восприятия социальной информации, критической оценкой социальной ситуации в стране. В связи с этим для респондентов более старшего возраста на первый план выходит стабильность в социально-экономической и политической жизни страны. Современные молодые люди стремятся к получению качественного образования, которое повышало бы их конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. Еще немаловажным для молодого поколения является свобода в самовыражении, проявлении своего индивидуализма. Все большее проявление индивидуализма и независимости среди молодежи влияет на общественное взаимодействие. Так, сами респонденты в возрасте от 18 до 34 лет считают, что в современном обществе больше разобщенности (51,6 %), чем согласия (24,4 %). Респонденты от 35 до 54 и пожилые полагают, что все-таки в российском обществе больше согласия (от 35 до 54 - 33,9 %, старше 55 - 36,6 %), чем разобщенности (30,9 и 31,5 %).
Используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, была оценена степень связи трех возрастных групп по условиям достижения успеха. Оценка коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала:
- сильную и прямую связь со значением р = 0,874 между возрастными группами 18-34 года и 35-54 года по всем признакам (коэффициент ранговой корреляции статистически значим, и ранговая корреляционная связь значима), т.е. они схожи во мнении относительно необходимых условий для достижения цели. Данный результат возможно связан с тем, что эти два поколе-
ния относятся к постперестроечному периоду, а, как известно, мировоззрение человека формируется в основном до 25 лет. Среди выбираемых необходимых условий для достижения успеха - наличие хорошего образования, свобода для реализации своих потребностей и способностей. Среди отвергаемых -законность как установленный государством порядок, соблюдение нравственных принципов;
- умеренную и прямую связь со значением р = 0,641 между возрастными группами 35-54 года и старше 55 лет по всем признакам (ранговая корреляционная связь незначима). Среди выбираемых - наличие хорошего образования, стабильность в стране, материальная обеспеченность. Среди отвергаемых - законность как установленный государством порядок, удача (случай, стечение обстоятельств);
- слабую и прямую связь со значением р = 0,338 между возрастными группами 18-34 года и старше 55 лет по всем признакам (ранговая корреляционная связь незначима), т.е. по некоторым признакам существуют значительные расхождения во мнениях относительно необходимых условий для достижения цели. Среди выбираемых - наличие хорошего образования, материальная обеспеченность. Среди отвергаемых - законность как установленный государством порядок.
Также была проверена статистическая достоверность результатов методом Фишера. Статистическая значимость различий была выявлена между группами респондентов в возрасте 18-34 года и старше 55 лет по параметрам «наличие полезных связей», «стабильность в стране», «свобода для реализации своих потребностей и способностей» и «законность как установленный государством порядок» (полученные эмпирические значения фэмп по данным параметрам находятся в зоне значимости). Так, для молодого поколения наиболее значимыми условиями достижения успеха в сравнении с пожилыми людьми являются наличие полезных связей (фЭмп = 4,442), а также свобода для реализации своих потребностей и способностей (фЭмп = 3,695). В свою очередь, для пожилых людей более значимы стабильность в стране (фэмп = 6,482) и законность (фэмп = 2,635), чем для молодых.
С использованием критерия ф* Фишера была выявлена статистическая значимость различий между группами респондентов в возрасте 18-34 года и 35-54 года по параметру «стабильность в стране» (фэмп = 3,111) (полученное эмпирическое значение фЭмп по данному параметру находится в зоне значимости). Для людей среднего возраста данный параметр наиболее значим, чем для молодежи.
Еще одно статистически значимое различие было выявлено с использованием критерия ф* Фишера между группами респондентов в возрасте 35-54 года и старше 55 лет по таким параметрам, как «наличие полезных связей», «стабильность в стране», «соблюдение нравственных принципов» (полученные эмпирические значения фэмп по данным параметрам находятся в зоне значимости). Так, для пожилых людей наиболее значимыми условиями достижения успеха в сравнении с людьми среднего возраста являются стабильность в стране (фэмп = 3,503) и соблюдение нравственных принципов (фэмп = 2,779). А для людей среднего возраста - наличие полезных связей (фэмп = 3,567).
Подводя итог, следует отметить, что в современном обществе можно наблюдать сочетание традиционных ценностей среди старшего поколения и ценностей модерна, характерные для молодого поколения. Это связано с тем, что основу преемственности поколений, усвоение ценностей общества составляет процесс социализации личности, которая происходит под влиянием различных факторов. В условиях социально-экономических преобразований произошли изменения в ценностной структуре всего общества. Ценностные ориентации представителей старшего поколения были сформированы еще в советское время, именно поэтому многим из них сложно адаптироваться к требованиям времени. В сложившейся ситуации необходима ориентация на единую, учитывающую реалии современной действительности и исторические традиции систему ценностей населения. В связи с этим систему ценностей всего общества необходимо рассматривать как совокупность ценностных ориентаций составляющих данное общество социально-демографических групп, которые могут иметь отличающиеся, а зачастую и приходящие в противоречие системы ценностей.
Список литературы
1. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996.
2. Левада, Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования / Ю. А. Левада // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2001. - № 5 (55).
3. Глотов, М. Б. Поколение как категория социологии / М. Б. Глотов // Социологические исследования. - 2004. - № 10.
4. Семенова, В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / В. Семенова. - М. : РОССПЭН, 2009.
5. Кошарная, Г. Б. Ценностные основы консолидации населения России / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33).
6. Кошарная, Г. Б. Ценности и ценностные ориентации студенческой молодежи Поволжья : моногр. / Г. Б. Кошарная, Л. Т. Толубаева, Н. В. Корж ; под ред. Г. Б. Кошарной. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013.
7. Корж, Н. В. Роль ценностных установок в формировании идентичности современной молодежи / Н. В. Корж // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. - Ульяновск : УГТУ, 2015.
References
1. Lisovskiy V. T. Sotsiologiya molodezhi [Youth sociology]. Saint-Petersburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1996.
2. Levada Yu. A. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Public opinion monitoring: economic and social changes]. 2001, no. 5 (55).
3. Glotov M. B. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2004, no. 10.
4. Semenova V. Sotsial'naya dinamika pokoleniy: problema i real'nost' [Social dynamics of generations: the problem and reality]. Moscow: ROSSPEN, 2009.
5. Kosharnaya G. B., Korzh N. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2015, no. 1 (33).
6. Kosharnaya G. B., Tolubaeva L. T., Korzh N. V. Tsennosti i tsennostnye orientatsii studencheskoy molodezhi Povolzh'ya: monogr. [Values and value orientations of student youth in Volga region: monograph]. Penza: Izd-vo PGU, 2013.
7. Korzh N. V. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: sostoyanie, tendentsii, perspektivy [Civil society in Russia: condition, trends, prospects]. Ulyanovsk: UGTU, 2015.
Корж Наталья Владимировна
кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: natalya.korzh@mail.ru
Щанина Екатерина Владимировна
кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: shchanina@mail.ru
Korzh Natal'ya Vladimirovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Shchanina Ekaterina Vladimirovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316.351 Корж, Н. В.
Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян / Н. В. Корж, Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 1 (37). -С. 143-152.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх