Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика рамок квалификаций стран Евросоюза'

Сравнительная характеристика рамок квалификаций стран Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1101
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИПЛОМ / СТЕПЕНЬ / EDUCATIONAL SYSTEM / LEVELS OF EDUCATION / QUALIFICATION FRAMEWORK / DIPLOMA / DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Татьяна Григорьевна

Охарактеризованы рамки квалификаций ряда стран Евросоюза (шотландская, ирландская, французская). Осуществлено сравнение образования в этих странах по единой схеме и выявлены общие тенденции развития систем образования в европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative characteristics of qualification framework of EU countries

In this article the author describes the qualification framework of EU countries (Scottish, Irish, French), compares education in these countries according to the unified scheme and exposes general trends of developing educational systems of EU countries.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика рамок квалификаций стран Евросоюза»

Теория и методика профессионального образования

УДК 37

ББК 4484(4/8)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАМОК КВАЛИФИКАЦИЙ СТРАН ЕВРОСОЮЗА

Т.Г. Калугина ЮУрГУ

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF QUALIFICATION FRAMEWORK OF EU COUNTRIES

T. Kalugina South Ural State University

Охарактеризованы рамки квалификаций ряда стран Евросоюза (шотландская, ирландская, французская). Осуществлено сравнение образования в этих странах по единой схеме и выявлены общие тенденции развития систем образования в европейских странах.

Ключевые слова: система образования, уровни образования, рамки квалификации, диплом, степень.

In this article the author describes the qualification framework of EU countries (Scottish, Irish, French), compares education in these countries according to the unified scheme and exposes general trends of developing educational systems of EU countries.

Keywords: educational system, levels of education, qualification framework, diploma, degree.

Социально-экономические изменения, происходящие под воздействием глобализации, обусловили трансформацию ключевых социальных институтов как развитых, так и развивающихся стран. Одной из актуальных тенденций становится обеспечение образовательной и профессиональной мобильности в общеевропейском пространстве [1-3]. Для этого необходимы определенная согласованность систем образования и сопоставимость рамок квалификаций. Вариативность существующих рамок квалификации в странах Евросоюза вызывает необходимость их исследования и сравнения в целях поиска направлений сближения систем образования.

Дадим характеристику уровней и рамок квалификации ирландской, шотландской и французской систем образования, достаточно разнообразно представляющих образование в странах Евросоюза.

Ирландская система образования.

Ирландская рамка квалификации

Система непрерывного образования Ирландии включает в себя следующие уровни: дошкольное, начальное, общее среднее, систему дальнейшего образования и высшее образование. Обязательным является образование до 15 лет.

Школьное образование включает несколько ступеней. Начальная школа - обязательная бесплатная, в которой обучаются дети с 4 лет до 12 лет. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школы для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, ас 12 - из начальной в среднюю. Начальная школа финансируется Министерством образования.

Среднюю школу посещают дети 12—17 (или 18) лет. Средняя школа состоит из 3-х уровней (циклов). В первом цикле (Junior

Cycle), который длится три года, как правило, изучают три основных предмета: английский, древнеирландский языки и математику. По окончании сдается экзамен на получение сертификата об окончании первого цикла средней школы (Junior Certifícate). Собственно говоря, этот уровень считается базовым, и если учащийся не собирается продолжать свое обучение в колледже или университете, то этого сертификата достаточно для начала трудовой карьеры.

Однако если у ученика есть желание поступить в учреждение высшего образования, то он переходит на второй уровень, который длится всего один год (Transition Year), а затем на третий, состоящий из двух лет (Senior Cycle). В течение второго цикла идет подготовка к сдаче экзамена на третий уровень. Учащийся должен выбрать, помимо обязательных предметов (английский, древнеирландский, математика), несколько дополнительных, обычно их 6-8, которые в дальнейшем они будут изучать в течение двух лет. В их число входят биология, химия, физика, география, история, экономика, бизнес, искусство, музыка, компьютерные или инженерные технологии и др. В конце третьего цикла обучения необходимо сдать экзамены, для того чтобы получить Сертификат о полном среднем образовании (Leaving Certifícate

- аналог британского A Level). Этот экзамен очень важен, так как при поступлении в университет засчитываются высшие баллы по двум профильным предметам. Однако в лучших университетах и колледжах страны правила строже и требования выше.

Студент может выбирать из трех программ на получение выпускного сертификата:

1. Сертификат об окончании средней школы (основной) - это наиболее широко распространенная программа, когда студент выбирает не менее шести предметов, включая ирландский язык (за исключением поступивших на обучение после 11 лет). Те, которые планируют в дальнейшем получение высшего образования на третьем уровне института, обычно сдают этот экзамен и допускаются к курсам третьего уровня в зависимости от полученных результатов.

2. Сертификат о профессионально-техническом образовании (LCVP) близок к основной программе, но включает профессионально-техническое содержание и концентрируется на технических дисциплинах. Ученики, сдающие LCVP, выбирают пять дисциплин

(включая две профессионально-технических); современный европейский язык и три связанных модуля: предметное обучение, подготовка к работе и опыт работы.

3. Сертификат о прикладном выпускном экзамене (LCA). Основная цель этой сконцентрированной на человеке программы - подготовить учащегося к взрослой и трудовой жизни. Поскольку LCA не дает права поступления на третий уровень обучения, то студенты, успешно окончившие курс, могут приступить к занятиям на курсах для имеющих Сертификат о прикладном выпускном экзамене (Post Leaving Certifícate courses).

В начале последнего года обучения в старшей школе учащиеся рассылают резюме в вузы, которые ими выбраны. Из вузов они получают условия поступления и в соответствии с этим осуществляют выбор предметов для изучения и сдачи ЕГЭ.

Послешкольное образование. Уровень «первого профессионального образования», аналогичный российской схеме, в Ирландии не выделяется, поскольку рабочие готовятся путем ученичества и непосредственно на производстве.

К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») относится большое разнообразие колледжей, институтов, специальных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку на различных уровнях - от профессионально-технического до высшего.

Помимо этого работает большое количество вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти образовательные учреждения ведут подготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого населения.

Высшее образование. Система высшего образования в Ирландии включает в себя семь университетов, тринадцать технологических институтов и восемь педагогических колледжей, а также быстро развивающиеся частные бизнес-колледжи и IT-школы.

Система зачисления в ирландские вузы в основных своих чертах повторяет британскую модель. Поступление зависит от того, сколько баллов у абитуриента в Сертификате об окончании средней школы (Leaving Certifícate, аналог британского «A level»). Общий балл рассчитывается из баллов, полученных максимум по шести предметам, заявленным поступающим в качестве «преференций».

На национальном уровне ответственность за управление институтами высшего образования несет Министерство Образования и Науки Республики Ирландия. С 1971 г. сохранялась система двойного финансирования: Министерство напрямую финансировало технологические институты, тогда как университеты и педагогические колледжи финансировались Агентством по Управлению Высшим Образованием (Higher Education Authority). Ирландское национальное агентство по присуждению квалификаций (National Qualifications Authority of Ireland, NQAI) занимается разработкой стандартов и установлением квалификационных требований.

Ядро ирландской системы высшего образования составляют государственные университеты.

В Ирландии тринадцать технологических институтов. В отличие от университетов, они располагают значительно меньшими возможностями самоуправления, тем не менее, сейчас заметна тенденция их автономизации. Акцентируемым преимуществом колледжей и профессиональных институтов является их большая нацеленность на потребности рынка. Среди специалистов в бизнесе, информационных технологиях, промышленности, сфере услуг такое образование и диплом колледжа ценятся выше, чем университетские степени.

Педагогические колледжи в основном известны своими программами в сфере преподавания английского языка (зачастую - совместно с языковыми школами) и педагогическими Монтессори-тренингами. Г осударст-венные педагогические колледжи при патронаже университетов обладают правом присвоения степеней бакалавра (В. Ed).

Наконец четвертый, самый малочисленный, но быстро развивающийся сектор ирландского высшего образования - частные бизнес-школы, которые служат эффективным средством привлечения инвестиций в сферу высшего образования.

Также во многих ирландских университетах, институтах есть краткосрочные программы профессиональной подготовки менеджмента и международного туризма, компьютерных технологий, издательского дела, дизайна, СМИ, бизнеса. Программы рассчитаны на 1-2 года и по их окончании выдается национальный диплом или сертификат. Программы колледжей включают наряду с академическими занятиями, стажировки по специальности в компаниях и на предприятиях, что

позволяет получить не только знания, но и навыки реальной работы.

Система высшего образования Ирландии является многоуровневой, с типичной продолжительностью периода образования: бакалавриат 2 или 3—4 года; магистратура - 1-2 года. Обучение в магистратуре платное, так же как и для желающих продолжить академическое образование - аспирантура. Обучение в аспирантуре 3-4 года. Предполагает как семинарские занятия, так и осуществление собственного научного исследования. Под научные исследования выдаются индивидуальные гранты.

Все учреждения непрерывного профессионального образования находятся под контролем местных органов. Общая схема непрерывного образования в Ирландии, охватывающая ее различные варианты, представлена в табл.1.

Рамки квалификаций Ирландии становятся более понятными при сопоставлении с аналогами российской системы образования (табл. 2).

Обучаясь в Ирландских институтах можно получить следующие академические звания:

One-Year Certifícate - курс прослушан полностью в течение 1 года;

National Certifícate - прослушан двухгодичный курс;

National Diploma - дополнительный год обучения после получения National Certifícate;

Bachelors Degree - степень бакалавра, обычно требуется 3—4 года обучения;

Graduate Diploma - курс, рассчитанный на 1 год для тех, кто решил перепрофилировать свою профессиональную деятельность;

Masters Degree - степень присуждается по завершении исследования или научной программы, продолжительность которых составляет от 1 до 2 лет;

Doctorate (PhD) - эта степень присуждается по результатам исследования, продолжительность которого составляет минимум 3 года.

Шотландская система образования.

Шотландская рамка квалификации

С 1872 года в Шотландии обязательное бесплатное образование с 5 до 16 лет. С 3-х лет детей отдают в детские сады. Если в Российской Федерации одной из главных целей помещения ребенка в детский сад, наряду с образовательной и развивающей, является обеспечение возможности матери работать полный рабочий день, то в Шотландии цель

Таблица 1

Схема ирландской системы образования

Начальное образование. Продолжительность 1-8 лет

Среднее образование. Продолжительность 5-6 лет

Университеты Технологиче- Образователь- Независимые Последующее

Бакалавриат ские институты Национальные сертификаты, ди- ные колледжи Бакалавриат колледжи Дипломы образование Профессиональная, техническая

Мастерские пломы и степени Мастерские Бакалавриат и ремесленная

дипломы Мастерские дипломы Мастерские подготовка

Высшие степени дипломы Высшие степени степени

и исследования Высшие степени и исследования Профессиональные квалификации и исследования Профессиональные квалификации

Таблица 2

Национальная рамка квалификаций в Ирландии

Уровни ШРК Квалификация ирландской системы образования Продолжительность образования или возраст учащихся Аналог уровня системы образования РФ

— — — Докторантура

10 DOCTORAL DEGREE Докторская степень 3 года Аспирантура

9 MASTERS DEGREE Степень магистра 1-2 года Магистратура

8 HONOURS BACHELOR DEGREE Степень бакалавра почестей (с ним можно поступать в магистратуру) Нет

7 ORDINARY BACHELOR DEGREE Обычная степень бакалавра Высшее профессиональное образование (ВПО) (бакалавриат, специалитет)

6 ADVANCED SERTIFICATE Начальное профессиональное образование (НПО), среднее профессиональное образование (СПО)

5 LEVEL 5 SERTIFICATE - Нет

4 LEVEL 4 SERTIFICATE - Нет

3 LEVEL 3 SERTIFICATE — Нет

2 LEVEL 2 SERTIFICATE 17-18 лет Профильная школа 10-11 класс. Начальное профессиональное образование

1 LEVEL 1 SERTIFICATE

посещения детского сада - социальная адаптация ребенка. Дети в детском саду пребывают не более 5 часов, там они не спят и не едят. С ними играют, развивают, учат общаться. Матери первый год после рождения ребен-

ка получают пособие в размере 95 % от заработанной платы, второй и последующие годы -меньше, но достаточно, чтобы не работать.

Школьное образование в Шотландии также включает ряд ступеней. Начальная

школа (для детей с 4-5 лет до 12 лет). Учите-лей-мужчин в начальной школе до 75 %. Отметок не ставят. Вместо отметок используются штампики с фразами: «молодец», «постарайся сделать лучше», - и очень строго следят за тем, чтобы учителя были доброжелательными, при этом исключается любая критика в адрес ребенка. С 11-12 лет начинаются преподаваться основы сексуального развития, но только с согласия родителей. Каждый год в мае родителям высылаются по почте сведения об учебных достижениях учащихся за год в динамике.

Средняя школа (дети 12-16 лет) - обязательная бесплатная. В возрасте 12-13 лет изучаются обязательные предметы, с 14-15 лет -предметы по выбору, 2 ч в неделю - физическая культура.

В 16 лет учащиеся сдают первый экзамен по 8 предметам (английский язык, иностранный язык (французский, немецкий, испанский), английская литература, математика, science (естественные науки: биология, химия и т.д.), история, современная история, здоровое питание.

Бланки экзаменационных работ отсылаются в Шотландский квалификационный орган и проверяются анонимно. Результаты - в начале августа.

После этого у ребенка два пути: идти работать или продолжить обучение в школе и получать профессиональное образование. По окончании этого уровня они получают стандартный сертификат (аналог нашего аттестата за 9 класс).

Старшая школа (дети 17-18 лет) - аналог нашей профильной школы (10-11 класс). В первый год учащиеся изучают обязательные предметы, во второй год (в 18 лет) - предметы по выбору. В 18 лет сдают экзамены на продвинутый уровень (аналог нашего ЕГЭ) и с этими результатами идут поступать в университеты и колледжи.

Есть частные школы. Стоимость обучения в год в них составляет 25 ООО фунтов.

Поступление в университет. В феврале учащийся обращается в консалтинговую организацию, которая от его имени рассылает резюме по университетам. В течение двухтрех недель университеты сообщают учащемуся о своем решении принять его или не принять, а также условия поступления по результатам государственного экзамена (сколько баллов необходимо набрать по конкретным предметам).

Высшее образование осуществляется в университетах, колледжах; колледжи — аналог наших учреждений начального и среднего профессионального образования (УНПО, УСПО). Обучение бесплатное.

Бакалавриат - 4 года, по сравнению с ирландским бакалавриатом (2 или Ъ-А года) и английским (3 года).

Магистратура - 1 год. По окончании магистратуры возможно получение двух квалификаций: 1) мастер по результатам научного исследования (магистерская диссертация),

2) мастер по результатам экзаменов. В настоящее время магистратура платная. Раньше магистратура была бесплатной, однако после окончания магистратуры выпускник был обязан выплачивать 70—100 фунтов в месяц в течение 2-х лет (для сравнения в г. Эдинбурге муниципальный налог составляет 300 фунтов в месяц). Российская степень кандидата наук приравнивается к степени магистра.

Обучение в аспирантуре осуществляется в течение 3—4 лет и является платным. Также как и в Ирландии, обучение предполагает как семинарские занятия, так собственное научное исследование, и поддерживается индивидуальными грантами.

Шотландская рамка квалификации (ШРК) состоит из 12 уровней, по результатам обучения выдается 5 видов сертификатов (аналогом в РФ являются 5 видов документов государственного образца) (табл. 3).

В мире 80 стран имеют свои собственные национальные рамки квалификации (универсальные или отраслевые). Южно-африканская, Тихоокеанская, Карибская, Ирландская базируются на рамках квалификации I поколения.

Шотландская рамка квалификации - добровольная, она лишь служит инструментом для взаимного признания дипломов и выстраивания индивидуальной траектории обучения (Lifelong Learning). Добровольный принцип использования ШРК в скором может стать обязательным для всех вузов страны.

Ирландская рамка квалификаций по сравнению с ШРК более направлена на высшее образование. Обе сходны по структуре.

В Шотландии всего 18 университетов. Из них только 4 получают до 70 % финансирования из государства на научные исследования.

В Шотландии существует база данных по всем учащимся страны - Шотландская кре-дитно-квалификационная система, где по каждому ученику хранится запись об уровне его образования (1-12) на основе количества за-

Таблица 3

Шотландская рамка квалификаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни ШРК Образование Квалификации шотландской системы образования Возраст учащихся Примерный аналог уровня системы образования РФ

12 Аспирантура, РШ Докторантура

11 магистратура Аспирантура

10 0) О) Красный диплом с о «отлично»), только стратуру, аспиранту гличием (75 % с ним в маги-РУ Нет

9 а о 2 ю Бакалавриат Университеты (3-4 год обучения ВПО (бакалавриат, специалитет)

8 Колледж, университеты (1-2 года обучения) СПО, НПО

7 о Продвинутая высшая 18 лет Начальное профессиональное образование, профильное образование в школе (10-11 класс)

6 о я Высшая 17 лет Основное (полное) общее 10-11 класс

5 ►д Б? Средняя 2 14-16 лет Основное общее образование 4-9 класс

4 £ в Средняя 1 12-14 лет

3 Начальная 3 7-12 лет Начальное образование 1-3 класс

2 Начальная 2 6-7 лет

1 Начальная 1 4-6 лет Уровень дошкольного образования

четных кредитных единиц. При этом используется 100-балльная шкала оценок. Одна зачетная единица - 10 часов (в Европе - 30 ч, в РФ - 36 ч). База данных доступна для всех работодателей.

Документов государственного образца как таковых нет. Есть сертификаты университетов и запись об его уровне образования (1-12) в зачетных кредитных единицах в национальной базе данных.

Особняком стоит медицинское, инженерное, стоматологическое образование.

В отличие от российских традиций, только 30 % выпускников школ продолжают обучение в университете на бакалавра. Как правило, после школы выпускники год-два путешествуют по Европе, устраиваются на работу и уже через систему курсов повышения квалификации начинают получать профессиональное образование.

Структуру образовательной программы университеты разрабатывают самостоятельно. При этом они руководствуются рекомендациями профессиональных сообществ. Госу-

дарство финансирует университеты, но при этом не очень жестко и неактивно контролирует. Для этого создаются различные общественные структуры или ассоциации, в финансировании которых очень малую долю осуществляет государство, большую же часть - профессиональные сообщества и частная благотворительность.

Французская система образования.

Французская рамка квалификации

Система образования Франции базируется на таких основополагающих принципах, как свобода и бесплатность образования в государственных образовательных учреждениях, светскость, а также обязательность образования для детей с 6 до 16 лет (что роднит ее с ранее описанными системами образования). Выдача дипломов и присвоение ученых степеней является прерогативой государства, а все дипломы, выдаваемые частными образовательными учреждениями, должны получить признание (аккредитацию) государства. «Закон об ориентации» (1989 г.) указывает, что

образование является первым из национальных приоритетов, а государственная служба образования способствует развитию принципа равенства шансов, независимо от социальной и национальной принадлежности, культурного уровня и пола молодежи.

Школьное образование во Франции начинается с 6 лет, однако уже с 2-3 лет большинство детей посещает так называемые материнские школы (ecoles maternelles), т.е. детские сады, школы для малолетних, а воспитание в них рассматривается как неотъемлемая часть начального воспитания.

Начальное образование является обязательным и бесплатным. Начальную школу ребенок посещает с 6 до 11 лет, а в коммунах, где нет детского сада, - с 5 лет.

Начальное образование разбито на два цикла: основных навыков (2 года занятий) и углубленных навыков (3 года учебы). С учетом разной приспособленности учащихся к усвоению навыков предусмотрено увеличение или сокращение на 1 год срока обучения по одному из циклов.

Коллеж (college) дает общее среднее образование всем учащимся, окончившим начальную школу. Обучение ведется последовательно в два цикла, каждый длительностью в два года.

По окончании коллежа учащийся на основании сдачи экзамена получает национальный аттестационный диплом и может поступить либо в общеобразовательный или технологический лицей, либо в профессионально-технический (профессиональный) лицей.

Образовательные и технологические лицеи находятся в ведении местных властей, которые их финансируют и обеспечивают оборудованием для образовательного процесса. Однако государство в лице Министерства национального образования отвечает за учебно-воспитательный процесс. Как профессиональные, так и технологические лицеи частично пользуются самофинансированием за счет платы, вносимой учащимися за обучение, а также за счет средств, выручаемых от реализации готовой продукции, производимой лицеем.

Во Франции под высшим образованием понимается фактически послесреднее образование, в том числе подготовка специалистов на уровне техников, т.е. лиц, прошедших как минимум два года обучения после средней школы. Образовательные учреждения, готовящие специалистов среднего звена, могут быть структурно включены как в высшую, так

и среднюю школу. Так, в секциях старших техников, организованных при лицеях, готовят специалистов для всех сфер экономики, с присуждением диплома старшего техника (ВТБ).

Во Франции более 350 учреждений высшего образования; из них 86 университетов, 250 инженерных высших школ, 20 вузов с узкой специализацией.

Существует Национальная комиссия по профессиональной сертификации. Если сертификат (аналог в РФ - диплом) выдает Министерство образования Франции, то такой сертификат более ценен.

Образованием управляют государство и общественные институты. В равных долях -государство, работодатели, профсоюзы, профессиональные сообщества. Государство играет активную роль в управлении профессиональным обучением.

В реестре Национальной комиссии по профессиональной сертификации существуют 3 типа сертификатов (аналог диплома о профессиональном образовании РФ):

1) дипломы государственного образца (разработан с социальными партнерами);

2) отраслевые сертификаты, разработанные совместно вузами и социальными партнерами без участия государства;

3) дипломы частных высших школ или государственных образовательных учреждений, не включенных в реестр.

Используется 20-балльная шкала оценки.

Французская рамка квалификации (ФРК) состоит из 7 уровней (Европейская рамка квалификации - 8 уровней) и очень сложно структурирована (табл. 4). Европейская рамка квалификации описана в рамках Копенгагенского соглашения (ее подписали 27 стран). В 2008 году Европейская Ассоциация высшего образования совместно с ЮНЕСКО создали 8-уровневую Европейскую рамку квалификации по модели 3+5+8 или ВМЕ):

В (бакалавриат) - 180 зачетных кредитных единиц: 30 кредитов х 6 семестров (3 года) = 180 зачетных единиц;

М (магистратура) - 120 зачетных единиц обязательно, 60 зачетных единиц - по выбору;

Б (докторат) - не регламентировано.

Для медицины, адвокатуры, архитектуры, оборонной промышленности своя квалификационная рамка.

Инженерное образование - неразрывное пятилетнее, начиная со второго уровня. Оно встроено в уровень магистратуры.

Таблица 4

Французская рамка квалификаций

Уровни ФРК Уровни системы образования Франции Продолжи тельность обучения Квалифи- кации Аналог уровня системы образования РФ

7

6 Докторантура

5 DOCTORAT 3 года Докторат Аспирантура

4 IUFM, MASTER 2 года Магистра- тура Магистратура, специалитет

3 LICENCE PRO 1 год Бакалавриат Технический бакалавриат

2 BTS, DUT, университет, колледж 2 года Среднее профессиональное образование

1 DAEU, школа 1 год Профильная школа (10-11 класс). Начальное профессиональное образование

Сложно вписываются во ФРК медицинское, стоматологическое, ветеринарное, инженерное образование. Поступление в эти вузы на конкурсной основе. При этих вузах организуются дорогостоящие платные подготовительные курсы. С конкурсными результатами этих вузов принимают в любой вуз страны - этот конкурсный отбор считается сложным и учащийся, принявший участие в этом конкурсе, обладает хорошими крепкими знаниями.

Только 40 % выпускников школы продолжают обучение в форме бакалавриата.

Поясним, что BTS соответствует уровню старшего техника (УНПО, УСПО). DUT -технологические институты в составе университетов. Присуждается магистерская степень двух видов: 1) по результатам экзаменов и

2) по результатам научного исследования (что соответствует ирландской и шотландской рамкам квалификаций).

В настоящее время во Франции обсуждается новая модель национальной рамки квалификации BMD (3+5+8).

Не только во Франции, но и в целом принятие Болонской декларации стало толчком к поиску путей унификации систем высшего

образования стран Евросоюза. Сближение рамок квалификаций - лить одна из тенденций в образовании, вызванных современными социально-экономическими условиями в мире и в Европе, в частности. Наряду с поиском путей соприкосновения идут естественные процессы развития европейских систем образования, обусловленные развитием других сфер жизнедеятельности людей.

Укрепление взаимосвязи высшего образования с рынком труда становится главным политическим приоритетом развитых стран, постепенно входя в политическую повестку дня развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В новых для себя условиях вузы осуществляют поиск оптимальных способов адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда и спросу на образовательные услуги со стороны потребителей, социальный профиль которых также меняется. Так, среди студентов вузов, в числе которых традиционно преобладали молодые люди в возрасте 17-24 лет, постепенно увеличивается доля лиц в возрасте от 29 лет и старше, демонстрирующих устойчивый интерес к услугам высшего образования. Изменения возрастного и социального состава студентов, увеличение

потребности в высшем образовании, в свою очередь, приводят вузы к необходимости вырабатывать более гибкие формы предложения на рынке образовательных услуг, учитывающие, в том числе, потребности как занятого, так и нетрудоустроенного населения и даже людей пенсионного возраста.

Другой заметной тенденцией, характеризующей динамику развития высшего образования в западных странах, является появление новых учреждений высшего образования. К ним относятся учреждения высшего образования, создаваемые по инициативе крупных промышленных предприятий и транснациональных корпораций. Они составляют серьезную конкуренцию уже действующим образовательным учреждениям. Новые вузы, как правило, располагают достаточными материальными и человеческими ресурсами, а также запасом уникальных профессиональных практически ориентированных знаний, накопленных в процессе деятельности персонала предприятий и корпораций, т.е. всем тем, чем часто не располагают исторически сложившиеся университеты академического типа.

Предоставляя узкоспециализированные программы обучения и профессиональной подготовки, новые вузы, тем не менее, открыты для более широкого круга слушателей, нежели персонал компаний, повышающий там свою профессиональную квалификацию.

Контингент слушателей также составляют студенты, обучение в вузе для которых не гарантирует трудоустройство в соответствующей компании после успешного завершения программы подготовки.

По мнению исследователей, изучающих современные проблемы развития высшего образования в западных странах, появление вузов нового типа представляет собой очередной этап в развитии высшей школы, характеризующийся сменой учреждающего института. На смену церкви и государству постепенно приходят крупные корпорации и промышленные предприятия. При этом важно, что речь идет не о полном замещении одного учреждающего института другим (поскольку вузы, созданные под эгидой церкви или по инициативе государства, продолжают свою деятельность), а о смене институтов, способных обеспечить наиболее эффективное функционирование вуза в условиях усложнения рынка образовательных услуг и усиления конкуренции между учреждениями высшего образования.

Участие в реализации стратегий непрерывного образования может рассматриваться как одна из социальных функций современных вузов, направленная на удовлетворение потребностей взрослого населения в услугах высшего образования, укрепление его взаимосвязи с рынком труда, создание условий для развития связей с местным сообществом и/или регионом и многое другое.

В большинстве западных стран утвердилось мнение, что учреждения высшего образования способны внести особый вклад в развитие непрерывного образования. В их задачи входит следующее:

- формирование разнообразных и гибких предложений, учитывающих потребности учащихся, работодателей, местных сообществ и общества в целом и предоставляющих разнообразные возможности для использования имеющихся ресурсов;

- увеличение объема образовательных услуг;

- расширение доступности высшего образования для социально уязвимых и иных слоев населения, по каким-либо причинам не представленных ранее в данном секторе услуг;

- поддержание показателей вовлеченности и охвата населения высшим образованием.

Таким образом, под воздействием объективно складывающихся условий происходит трансформация внутренней структуры учреждений высшего образования, и, прежде всего, университетов. Одновременно усиливается социальная составляющая их ключевых функций за счет смещения акцентов с традиционных академических задач (производство, накопление, хранение, передача и распространение знаний) на удовлетворение потребностей различных слоев населения. В результате именно внутри университетского сообщества возникает доктрина непрерывного образования, сделавшая двери университетов поистине открытыми для всех и допустившая возвращение (и не единожды!) студентов обратно в лоно университетов в целях переподготовки, повышения квалификации и т.п.

Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы /В.И Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский Новый Университет, 2002. -128 с.

2. Болонский процесс: нарастающая ди-

намика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.

3. Проблемы введенш системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании и заседание Рабочей группы по изуче-

нию аспектов Болонского процесса: Рекомендации Всероссийского совещания, г. Москва, Российский университет дружбы народов, 23 апреля 2003 г. - http://www.informika.ru

4. International Seminar on Credit Accumulation and Transfer Systems, Leiria, Portugal, 24-25 November 2000: Conclusions (Extract from the General Report). - http.V/www.bologna-berlin2003.de

Поступила в редакцию 15 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.