Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика эмоционально-волевых особенностей и их динамики у сотрудников государственных спасательной и пожарной служб в процессе реабилитации'

Сравнительная характеристика эмоционально-волевых особенностей и их динамики у сотрудников государственных спасательной и пожарной служб в процессе реабилитации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакиров Р. С.

В статье приводятся данные исследования эмоционально-волевых особенностей сотрудников государственных спасательной и пожарной служб. Проведен сравнительный анализ характеристик эмоционально-волевой сферы среди данных двух подразделений МЧС. Прослежена динамика данных характеристик в процессе прохождения ими реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакиров Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика эмоционально-волевых особенностей и их динамики у сотрудников государственных спасательной и пожарной служб в процессе реабилитации»

УДК 159.942

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИХ ДИНАМИКИ У СОТРУДНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СПАСАТЕЛЬНОЙ И ПОЖАРНОЙ СЛУЖБ В

ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Р.С.Бакиров

В статье приводятся данные исследования эмоционально-волевых особенностей сотрудников государственных спасательной и пожарной служб. Проведен сравнительный анализ характеристик эмоционально-волевой сферы среди данных двух подразделений МЧС. Прослежена динамика данных характеристик в процессе прохождения ими реабилитации.

Ключевые слова: экстремальные условия труда, эмоционально-волевые особенности, реабилитация.

Изучение психологических последствий воздействия экстремальных ситуаций на сотрудников МЧС является актуальной задачей. Теоретический анализ публикаций по представленной теме [2; 3; 4], а также проведенное нами эмпирическое исследование [1] показало, что сотрудники, подверженные влиянию экстремальных условий профессиональной службы, обладают особенностями эмоционально-волевой сферы по сравнению с представителями остальных профессий, не относящихся к перечню экстремальных. Цель данного исследования - сравнить динамику эмоционально-волевых характеристик у сотрудников государственной пожарной (ГПС) и государственной спасательной (ГСС) служб в процессе реабилитации.

В исследовании мы изучали особенности и динамику эмоционально-волевых характеристик личности сотрудников МЧС: сформированность посттравматического стрессового расстройства, нервно-психическое состояние и эмоциональное выгорание, оказывающие непосредственное влияние на эффективность выполнения служебных обязанностей. Для изучения данных характеристик применялись анкетирование, тестирование и проективные методы исследования: опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий (И.О.Котенев), Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко), Метод цветовых выборов (М.Люшер). Выборка исследования составила 98 человек в возрасте от 19 до 55 лет.

Средний возраст респондентов 32 года. Из них 51 спасатель и 47 сотрудников ГПС (все мужчины), направленные на прохождение плановой реабилитации в Реабилитационный центр им. Ш.С.Каратая.

Анализ особенностей эмоционально-волевой сферы сотрудников государственных спасательной и пожарных служб на этапе поступления в реабилитационный центр показал наличие специфики особенностей и динамики изучаемых характеристик в зависимости от структурного подразделения МЧС, к которому они относится. Сравнительно-сопоставительный анализ выраженности компонентов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и структурный анализ компонентов ПТСР показал, что у сотрудников ГПС стресс больше соматизируется, в то время как у спасателей он генерализуется через тревожность. В обоих случаях изолированным компонентом является агрессивные тенденции: для спасателей более характерны приступы ярости, для сотрудников ГПС - агрессивность. Исходя из структурно-сопоставительного анализа на основании ПТСР и оценки эмоционального выгорания можно сделать вывод, что если у спасателей стресс психологизирован и выражается прежде всего через тревожность, личностную отстраненность и экономию эмоций, то у сотрудников ГПС он выражается в соматизации - психосоматоформных и психовегетативных нарушениях.

Сравнение характеристик нервно-психического состояния спасателей и сотрудников ГПС показало, что у сотрудников ГПС несколько более выражено отклонение от аутогенной нормы и более высокие показатели тревоги. Статистический анализ сравнения частоты встречаемости крайних значений выраженности внутриличностного конфликта с использованием критерия углового преобразования Фишера показал, что различия в частоте встречаемости имеются, несмотря на то, что достоверность различий относится к низкому уровню (фэмп. =1,3; фкрит. =1,29 при р<0,09, то есть фэмп> Фкрит.).

Качественный анализ данных по методике М.Люшера позволил выяснить некоторые различия в характеристиках внутриличностного конфликта сотрудников ГПС и ГСС. В группе спасателей причины, вызывающие тревогу и

приводящие к внутриличностному конфликту разнообразны. При этом значительную долю конфликтов вызывает сопротивление ограничениям. Специфическим для данной группы является потребность в установлении четких регламентированных условий их жизнедеятельности и сопротивление ситуациям, трактуемым как неоднозначные. У сотрудников ГПС спектр переживаний, вызывающих тревогу более узок, в основном возникает в результате необходимости сопротивления внешним воздействиям, истощенности и страха перед новыми разочарованиями. При этом необходимо отметить, что в группе сотрудников ГПС с большим преобладанием доминирует первая причина, а последняя - страх перспективы является специфичной и характерна только для данной группы. Исходя из качественной сравнительной характеристики способов компенсации между спасателями и сотрудниками ГПС не обнаружено значимых различий. Тем не менее, спасатели несколько чаще используют бегство в мир иллюзий и фантазий, а сотрудники ГПС предпочитают позицию невключенности в социальный контекст и отгороженности. Сравнительный анализ нервно-психического состояния спасателей и сотрудников ГПС показал, что среди сотрудников ГПС частота встречаемости крайних дезадаптивных состояний, обусловленных отклонением от аутогенной нормы, недостаточностью психических и физических ресурсов, а также внутриличностной напряженностью, значительно выше.

Как показал анализ типов отношения к болезни, среди спасателей в 3 раза чаще встречаются респонденты, относящиеся к эргопатическому типу, и в 2 раза реже респонденты, относящиеся к гармоничному типу по сравнению с сотрудниками ГПС. И у спасателей, и у сотрудников ГПС, преобладает число респондентов с аназогнозическим типом реагирования на болезнь. Сравнение средних значений показало, что достоверные различия обнаружены по типам тревожный, ипохондрический и сенситивный. У сотрудников ГПС данные типы более выражены.

В результате реабилитации у спасателей снизились такие характеристики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) как нарушения памяти (7=2,43 при р<0,01; 1=2,88 при а <0,001) и непрошенные воспоминания (7=2,8 при р<0,01; 1=2,85 при а <0,001). Динамика ПТСР у сотрудников ГПС связана с усилением сверхбдительности (7=2,01 при р<0,01; 1=2,38 при а <0,01). При этом сверхбдительность является одним из доминирующих показателей -сопротивление системы. Остальные доминирующие показатели - приступы ярости и агрессивность также в обеих группах имеют тенденцию к повышению. То есть, если у спасателей мы наблюдаем положительную динамику тех показателей, которые у них и так были ниже, чем у контрольной группы и сотрудников ГПС, то у сотрудников ГПС - большее сопротивление системы к изменениям.

Рассмотрим динамику нервно-психических характеристик спасателей и сотрудников ГПС. У спасателей, несмотря на общую тенденцию снижения показателей изменения не существенны и статистически не подтвердились (рис.1).

14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

Тревожность

Рисунок 1 Динамика показателей нервно-психического состояния, характеризующих работоспособность спасателей до и после реабилитации

У сотрудников ГПС изменения нервно-психического состояния более очевидны (рис.2).

Рисунок 2 Динамика показателей нервно-психического состояния, характеризующих работоспособность сотрудников ГПС, до и после реабилитации

Примечание: СО - суммарное отклонение от аутогенной нормы, ВК - вегетативный коэффициент

При этом отметим, что у сотрудников ГПС произошло повышение эффективности мобилизации и сосредоточения при выполнении деятельности (показатель СО: z =2,78 при p<0,005; t=3,39 при а<0,001). Также статистически подтверждено снижение тревожности ^ =2,75 при p<0,005; t=3,44 при а<0,001).

Отметим, что если у спасателей отмечалось незначительное понижение среднего показателя вегетативного коэффициента, то у сотрудников ГПС после реабилитации прослеживается тенденция к повышению среднего показателя по вегетативному коэффициенту, то есть в результате реабилитации оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов у спасателей достигается больше за счет снижения избыточного возбуждения и суетливости, а у сотрудников ГПС за счет снижения переутомления и истощения.

Таким образом, изучение динамики социально-психологической надежности по основным характеристикам нервно-психического состояния спасателей и сотрудников ГПС, показало, что в результате реабилитации в обеих группах возросла психофизиологическая готовность к выполнению

служебных обязанностей в экстремальных условиях. При этом отметим, что у сотрудников ГПС, у которых отмечались достоверно более выраженные проблемы с самочувствием и сниженная работоспособность, положительная динамика состояния выражена более отчетлива по сравнению со спасателями, достоверность изменения показателей нервно-психического состояния которой подтвердить статистически не удалось.

Анализ динамики компонентов эмоционального выгорания показал, что у спасателей не отмечается достоверных сдвигов. При этом из рисунка видно, что наряду с понижением выраженности большинства компонентов, прослеживается тенденция к усилению эмоционально-нравственной дезориентации и эмоционального дефицита.

Рисунок 3 Динамика компонентов эмоционального выгорания спасателей в результате реабилитации

У сотрудников ГПС динамика компонентов эмоционального выгорания более выражена и связана со снижением переживания обстоятельств ПТСР (7=2,02 при р< 0,05) и эмоционального дефицита (7=2,2 при р<0,0; 1=2,13 при а <0,05).

Отметим, что по отношению к показателю «эмоциональный дефицит» у исследуемых групп наблюдается противоположная динамика. У сотрудников ГПС, у которых эмоциональный дефицит выше, отмечается тенденция к его понижению, а у спасателей, у которых эмоциональный дефицит ниже -тенденция к повышению. В данном случае наблюдается приведение системы эмоционального выгорания в определенный баланс.

14,0

Рисунок 4 Динамика компонентов эмоционального выгорания сотрудников ГПС в результате реабилитации

Изучая динамику отношения к болезни до и после реабилитации необходимо отметить, что у спасателей она выражена сильнее и в большинстве случаев связана со снижением неадаптивных форм поведения.

У сотрудников ГПС отмечаются те же тенденции, однако они значительно менее выражены и статистически свидетельствуют скорее об отсутствии изменений отношения к болезни в группе. Таким образом, спасатели более поддаются коррекции отношения к болезни, чем сотрудники ГПС.

Выводы:

1. Сравнительный анализ исследуемых групп показал, что на этапе поступления в реабилитационный центр у сотрудников ГПС более выражено снижение профессиональной эффективности и работоспособности.

2. Различия в особенностях эмоционального реагирования исследуемых групп обнаруживаются при анализе особенностей компенсации ПТСР и эмоционального выгорания - в их системообразующих элементах. Если у спасателей системообразующими элементами ПТСР являются депрессия и тревожность, то у сотрудников ГПС - депрессия и нарушение памяти и концентрации внимания.

3. Компенсация у спасателей осуществляется за счет тревожности с одной стороны и минимизации эмоциональных переживаний, с другой, при этом в обоих случаях мы имеем дело со спецификой эмоционального реагирования на стресс, в то время как у сотрудников ГПС компенсация связана с психосоматическими и психовегетативными нарушениями, нарушениями памяти и концентрации внимания.

4. У спасателей положительная динамика связана с когнитивно-волевым компонентом (улучшением работы когнитивных функций, повышение компонентов мотивационной структуры, коррекция отношения к болезни), а у сотрудников ГПС по характеристикам нервно-психического и эмоционального состояний (снижение отклонения от аутогенной нормы, тревоги, переживания обстоятельств ПТСР и эмоционального дефицита).

Вышесказанное подчеркивает неоднозначность и многоаспектность поднятой проблемы и необходимость ее дальнейшего комплексного исследования. Полученная информация имеет практическую значимость для составления психокоррекционных программ и оказания квалифицированных услуг по сохранению и восстановлению психического и физического здоровья сотрудников МЧС, от деятельности которых во многом зависит эффективность обеспечения безопасности жизненной среды.

Источники:

1. Бакиров Р.С. Специфика посттравматического стрессового расстройства у сотрудников ГПС и спасателей связанная с влиянием экстремальных факторов служебной деятельности //

Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Личность в экстремальных условиях». Петропавловск-Камчатский, 15-17 октября, 2012. С.17-23.

2. Подвойский В.П. Теоретические основы исследования профессиональной деформации // Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма», 2001. № 2.

3. Пунанова Ю.В. Профессиональная деформация: понятие и условия возникновения // Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма», 2000. № 1.

4. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М., 2003.

References:

1. Bakirov R.S. Specifika posttravmaticheskogo stressovogo rasstroystva u sotrudnikov GPS i spasateley svyazannaya s vliyaniem e'kstremal'ny'h faktorov slujebnoy deyatel'nosti // Materialy' 2-oy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Lichnost' v e'kstremal'ny'h usloviyah». Petropavlovsk-Kamchatskiy, 15-17 oktyabrya, 2012. S.17-23.

2. Podvoyskiy V.P. Teoreticheskie osnovy' issledovaniya professional'noy deformacii // Sbornik nauchny'h trudov «Professional'naya deformaciya i problemy' professionalizma», 2001. №2.

3. Punanova YU.V. Professional'naya deformaciya: ponyatie i usloviya vozniknoveniya // Sbornik nauchny'h trudov «Professional'naya deformaciya i problemy' professionalizma», 2000. №1.

4. Smirnov V.N. Osobennosti professional'noy e'kstremal'no-psihologicheskoy podgotovki sotrudnikov special'ny'h podrazdeleniy organov vnutrennih del: Monografiya. M., 2003.

Зарегистрирована: 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.