ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
*► V V
«д ^
СРАВНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
З.Я. Якупов, доцент кафедры физики и математики Казанской
сельскохозяистеенной академии.
А.З. Якупов, студент кафедры ЛСОІТУ Л/ГУ им. Н П Огарева
Думаю, что и для других людей
На школьных факультативных занятиях, олимпиадах различного уровня, а также на вступительных экзаменах нередко используются задачи на сравнение действительнозначных числовых выражении без использования вычислительных средств (таблиц, калькуляторов. ПК и др.).
Сравниваемые выражения всегда связаны одним из отношений: больше»,
«меньше» или «равно», а сами выражения могут быть как однотипными, так и разнотипными по форме записи (в функциональном смысле). Например, выражения 2'' и З’оо буЛем считать однотипными, а выра-
жения^4 и ч 17 разнотипными.
Условно, по главной идее сравнения выражений, выделим следующие наиболее часто встречающиеся методы:
1) метод разности;
2) метод частного,
3) меюд вставки;
4) метод тождественных преобразовании,
5) фу нкционально-графическин метод;
6) метод «готовых» неравенств.
Условность названий предзагаемых
способов сравнения числовых выражений очевидна уже в силу того, что в «чистом» виде каждый из этих методов встречается очень редко Например, преобразования как таковые присутствуют всегда и везде, а использование основных свойств числовых неравенств просто необходимо при сравнении числовых выражений почти в любой ситуации. Скорее следовало бы говорить о комбинации указанных выше способов сравнения, но мы все же будем стараться придерживаться приведенной ранее у слов-ной систематизации, проиллюстрировав применение каждого из методов рядом примеров Подобное перечисление способов дока-
о кажете я
Лукиан
зательства неравенств приведено в книге И.С. Петракова (Математические кружки в 8-10 классах. М.. 1987. С. 89).
Вкратце охарактеризуем каждый из методов сравнения значений числовых выражений.
I. Суть первого метода заключается в установлении знака разности сравниваемых выражений. По этому знаку и делается соответствующий вывод.
Пример 1. Сравнить числа а = ^,3 н
Ь = !о^9.
Рассмотрим разность
а - b = log, 3 - log* 9 = log, 3 - log*
log, 9
log, 6
log; 3- log, 6 - 2 log, 3 log, 6
_ log; 3 (log, 6-2) log, 6
Значит, a > b Пример 2. Что больше:
>0.
%, 9978 + 79981 ИЛИ V 9979 + 79980 ?
Вычтем из первого числа второе; после перегруппировки каждую разность радикалов одновременно у множим и разделим на их сумму, а затем для числителей получившихся дробей используем формулу разности квадратов двух чисел:
(79978 + >, 9981) - (ч 9979 + 79980) =
(79981 - 79980)-(79979 + 79978) =
(79981
9980 К V 9981 + 79980)
79981 * % 9980
©З.Я Якупов, А.З. Якупов,2001
4, 2001?
(V9979 - л/9978Кл/9979 + л/9978)
л/9979 + л/9978
1
1
/9981 + л/9980 л/9979 + л/9978
В последнем выражении знаменатель первой дроби больше знаменателя второй дроби, поэтому исходная разность отрицательна; следовательно,
л/9978 + л/9981 < л/9979 + л/9980.
2. Для двух (чаще всего однотипных) выражений А и В рассматриваем, например,
отношение — > 0. Сравнивая его с едини-
В
цей, делаем соответствующий вывод о соотношении чисел А и В.
Пример 3. Доказать, что
1о&10>1к 11.
Рассмотрим дробь А
Igll
log, 10
Ясно, что А > 0. Нужно доказать, что А< I.
Для этого достаточно доказать,
Га <1. Используя свойство логарифмов при переходе к новому основанию и неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим, получаем
что
л/Л
lgll
log, 10
л/lgll lg9
<
<
(lgl 1 + lg9)
lg 99 IglOO
2 <
1
Ja
тельно 1о^10> ^ 11.
3. Метод вставки, как правило, заключается в нахождении числа, раздел я юще-
Оба логарифма больше 1, но меньше 2. Подберем такое рациональное число ц, которое бы разделило данные числа, т.е. было бы больше одного из них и меньше другого числа. В качестве такого числа q
3
попробуем взять — Действительно.
log, 3 >
3 2;
3
так как 3 > 22. 3: >2
а
log з 5 < —. Так как 5: < З3.
Таким образом log,3 > log. 5.
; 127-
Пример 5. Что больше; 12": или 513 я? Очевидно, что
1212- < 128:,=2161 < 2|62= 512 * < 5 13
Пример 6. Сравнить числа 1о§,
и
1,1.
Имеем
log, 3 < log, 1 = 0 = log, 1 < log , 1.1
2
Пример 7. Доказать что
А = \15+ л/30 + \/50 <В= л/То \ 20+ л^60.
Сначала оценим каждое из слагаемых суммы А с точностью до единицы.
Имеем
2 < л/5 < 3, 5 < л/30 < 6, 7 < ч 50 < 8,
т.е.
14 < л/5 + л/30 + v 50 <17. Итак,
14 < Л < 17.
Теперь оценим каждое слагаемое из В также с точностью до единицы.
Имеем
3 < л/Т0 < 4. 4 < л/20 < 5. 7 < л 60 < 8.
т.е. 14 < л/10 + л/20 + % 60 <17.
Итак. 14 < В < 17.
Получили одни и те же оценки хля чи-
сравниваемых числа. При этом так- сел ^ и ^ что не позволяет сравнить эти
величины друг с другом. Поэтому учень-
частей. состав-
)щих то или иное выражение. Пример 4. Сравнить log
шим точность оценки каждого из слагаемых сумм А и В. Возьмем точность 0,1.
7Я
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И моем
2,2< \ 5 <2,3, 5,4 <v 30 <5.5. 50 <7.1.
Аналогично
т.п.). При этом также используются известные свойства числовых неравенств.
Сравнить числа
Пример
11
3,1 <ч 10<3,z 4,4<\ 20<4,5, 7,7<ч60<7.8
и 15,2 < В < 15,5.
Следовательно, А < В.
Пример 8. Сравнить числа log ,150 и
log,,290.
Имеем
log 150 < log,, 169 = logi}l 3: = 2 =
= log(717'=íogl7289<log 7290. Пример 9. Сравнить числа
А = >/26 + Л и 5 = \ 13 + V I7
Предположим, что.-1 > В. Тогда, используя свойства числовых неравенств (А, В > 0). получаем
(У26 + \ 6)" > (VI3 + V17)‘
32 + 2-\/l56 >30+ 2\ 221.
1 + VÍ56 > V 221,
log
1
\
/
Д15 + v2 j
и 1оВ
1
(1 + \/Ї56): > 221. vi56 >32.
80
Итак, А > /?<=> \ 156 > 32.
И м с е м
log
1
\
Д 5 + Л
> log
1
J
16
4
log
1
\
і
81
> log
1
і
80
Но 7156 <32 Значит, и исходные числа связаны тем же неравенством, т.е. А < В Пример 12. Что больше 1002 - 99-н- 98--97-+...+ 2:- 1; или 5000? Преобразуем исходное выражение:
1 00- - 99: + 982 - 97-’+...+ 2:- 12 = =( 1 00+99)( 1 00-99)+(98 + 97)(98-97)+ +...+(2+1)(2-1) — 100 + 99 + 98 +...+ 3 = = 5047 > 5000.
так как
15 + v;2 >16.
Пример
13
Сравнить число
Метод вставки также называют «ме- 0,99999100001 1.0001
0.99999
с единицей
тодом разделения», так как в процессе решения задачи находится величина, разделяющая данные два числа. Этот метод иногда реализуют и в другой форме: определяют та кое натуральное число п. при умножении на которое сравниваемых чисел 5 и / получают числа п.ч и ш такие, что меж-д\ ними находится хотя бы одно целое число Однако метод вставки реализуется с грузом, если сравниваемые числа очень близки др\ г к другу, как, в частности, в примере 3
Пример 10. Сравнить числа ^,4 и
1о&6.
Обозначим А = 0,00001. Тогда
0,99999
1.00001
• 1,0001°-99999
(1-Л)и4(1 + Л)
1-А
Пример
1 + Л
¡4
Сравнить число
+
л/Тз - д/7-V13 - Л
с нулем.
Имеем
Имеем: 5log.4
loe,729 = log,3‘=6
5log,4 и flogjó. Iog.45 = log, í 024 > log 56= log,4 и 5log<6.
+ yf\3 - v7 - vi3 - \Í2
Значит, iog,4 > ^,6.
4. Метод тождественных преобразовании подразумевает равносильное преобразование сравниваемых выражений или одного из них к некоторой «упрощенной» фор-
13 + 2у13 + 1
1
2>¡ñ +1
2
13 + l-v'l
-ч
->
1-2
множители
\ 2
о
2УУ у V "/V
’.4Г^^^^л7^^^ЛЛ^Л^г+4Г+ ♦ ♦.♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦. ♦ ♦ ♦ ♦ ♦♦>♦♦*♦
Ш8&№ 4, 20011
При решении этого примера также можно было использовать формулу сложного радикала, справедливую для любых
А, В € Я, таких, что А > Л?, В > 0 :
•1а±у[в
А + у[Ж^В , ІА-УІА'-В
----------- 4-
2
Пример
15.
2
Сравнить число
+ \gtg2" +... + ^/#89° с нулем.
Поскольку (gA^íg
л
2
А
1 для
любого А є
0;
к
2
, то
^/^1° +1§/^2° + ... + 1в#89(’ =
= 1^1° #89° /£2° #88° ...
--^44°-^46°-^45°) = ^1=0.
Пример 16. Доказать, что 2,,8::+ 1 больше 1 ООО ООО.
Запишем
2',в-+ 1 = (2,,8: + 29Ч2+ I) - 2чч: = ((2991 +
+ 1) - 24%): = (2491 + 1 + 2446) (г4“” + 1 + 2^) >
> I ООО 1 ООО = 1 ООО ООО.
5. Функционально-графический метод основан на использовании функциональных (например, непрерывности, монотонности, выпуклости и т.п.) и геометрических свойств сравниваемых выражений. Пример 17.
доказать.
что
бш 20°
<
7
20
Разделим единичный круге центром
секторов
сектора
к
1
гг площади единичного круга, те. —
1 О I О
Рассмотрим ДАОВ. Его площадь равна
- • ОА ■ ОВ • біп /.АОВ = - - біг» 20°
И,
очевидно, меньше площади сектора АОВ
1 ^
Следовательно, — зіпіО < —
2 18
т.е
8Іп20° < —
9
тс 7
Поскольку — < —, получаем, что
$¡1120°
<
7
20
Рис. I
Пример
18.
Доказать.
что
8Іп20° >
I
3
График функции у = $¡11 .г на отрезке
0;
к
6
является выпуклым вверх, поэтому
при всех X е
0;
6
он расположен выше
3
графика прямой у = — х, проходящей че-
71
рез его концевые точки с координатами
п 1
(0; 0) и I Т’ "9 I (Рис- 2). Следовательно.
при всех х е
ж
0; — [выполняется неравен-
У
і
2
sin
і
З
►
3
ство sin x > — x. Полагая в этом неравен-
л
Рис. 2
л
стве х = —. получаем
9
* ллО ^ 3 Л 1
БШ 20 = БШ - >-----------= -
9 л 9 3
Пример 19. Что больше: 1 986
I 985'Эд6?
І чи
или
Сравним числа, полученные после извлечения корня (1 985 1 986)-й степени из
есь
данных чисел: |9®-У1986 V |9®-^1985. Зл
и далее значок « V » означает неопределенное неравенство. Заметим, что указанные
і
у = Xх прих = 1 985 их = I 986. Производ-
I
-2
ная этой функции у' = х* (1 - 1пх) отрицательна при х > е, так что на промежутке
I
Так как х > 0, то, логарифмируя обе части неравенства, получим: х>е-\пх,
, ^ е • 1п х „ „ ,
или 1 >--------. Действительно, функция
X
у = - * (х > 0) достигает наиболь-
X
шего значения (у = 1) в точке х - е (дока-
€ • 1п X
жите!). Поэтому 1 >----------- (х > 0) и
х
е* > хс (х> 0). Положив х = /г, получа-
< к
ем требуемое в условии примера неравен-
выше корни являются значениями функции СТВО.
Пример 21. Доказать, что
log3 3 log36
ІШШШшя .. чиї і # .
log3 5 log3 7
* • #
log3 80 1
log3 81 2
Функция /(х)
logjX
logj(x + l)
при X > 1
(е; + оо) функция у — х х убывает. Поэто- возрастает (почему?). Обозначим правую му ”^¡986 < ,98^1985, а значит,
часть исходного неравенства через А, А > 0.
1 986'985 < 1 985м*6.
Пример 20. Доказать, что е* > лс Сначала сравним две функции е1 и х*,
доказав, что е* > хе (х > 0).
Те
Пусть
В
log3 3 log3 5 logj4 Iog,6
log3 79 logj 80
Так как А > В, то А2 > ВА
log33
1
logj 81 4
и А >
1
2
6. Метод «готовых» неравенств (по главной идее, лежащей в основе) опирается на использование уже известных неравенств, доказанных ранее в общем виде, а также базируется на приеме усиления очевидных (числовых) неравенств.
С этой точки зрения взглянем на некоторые рассмотренные выше примеры.
В примере 3 можно было сразу использовать готовое неравенство
1оё„(а + 1) = 1ов„+|(с/ + 2).
справедливое при любом вещественном и > I.
В примере 19 можно было применить неравенство, верное при любых натуральных т ^ 3 ; (м + 1) < /я
В примере 20 мы предварительно доказали неравенство общего вида, опираясь на свойства функций, а потом использова-
ли его.
Иногда
полезно
неравенство
lg(n +1) >
3
Юл
любом натуральном п.
Пример 22. Какое число больше: 99! ил и 5 О94?
Используем известное неравенство между средним геометрическим и средним
арифметическим неотрицательных чисел. Тогда
99= (1 • 99) • (2 • 98) • (3 • 97)•(49 51) • 50 <
1+99-V 2+98V
2
2
'3+97
/
49+ 51
V
2
50=
502 • 502 ...-502-50 = 50
То есть 99! < 50" Пример
99
23.
Что
больше
1 3 5
2 4 6
• « I
99
100
1
или
10 '
Обозначим произведение дробей через А и рассмотрим усиление неравенства в выражении
А
1 13 3 5 5
■ • Ні • — • Ш* Ш • . ♦ »■«
2 2 4 4 6 6
99 99
100 100
<
1 2 3 4 5 6
99 100
1
2 3 4 5 6 7
100 100 100
т.е. А2 <
Значит, А <
100
10
+ lgw, справедливое при 0,01?
Пример 2-4. Что больше: - sin 22 или
Воспользуемся неравенством sin г < х. верным для любых г > 0. Кроме того.
22-0.01 <7 3.1415 < 1л < 7 3.142 <22
Значит,
-sin 22 = sin(22 - ln) < 22 -7,т < 0,01.