СПРОС НА ТРУД И РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА © Старкова Е.Ю/
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск
Вопросы, рассмотренные в статье, являются актуальными для современного этапа развития социально-экономических отношений как в обществе в целом, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, поскольку затрагивают наиболее важные аспекты функционирования рынка рабочей силы, включая вопросы формирования государственной политики в сфере занятости, выбора оптимальных средств и методов воздействия на участников рынка труда.
В России широко распространено понятие рынка труда, использовавшееся бывшей Федеральной службой занятости для аналитических целей и при разработке прогнозов. В его основе лежит отождествление рынка труда с процессами и механизмами трудоустройства. В настоящей работе эта разновидность процессов рассматривается как текущий рынок труда.
Применение понятия «рынок» к анализу трудовой сферы не уравнивает труд с обыкновенными товарами. Труд в первую очередь представляет собой процесс экономической деятельности людей и только после этого и в дополнение к этому может рассматриваться как ресурс или товар. Человек как носитель способности к труду в нормальном обществе обладает свободой воли. Поэтому в современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты. Решение, принимаемое человеком о продаже своего труда, - это социально-психологический процесс, отличающийся от принятия решения о продаже, например, партии телевизоров, произведённых заведомо для рынка. От товаров в вещественной форме труд отличается тем, что он не производится заблаговременно и не хранится. Но труд отличается и от большинства услуг своей незаменимостью. Услуги, как и товары в вещественной форме, во многих случаях заменяемы, но труд вообще даже на автоматизированных производствах не может быть полностью заменён капиталом. Конкретные виды труда взаимозаменяемы, но труд вообще выступает как безальтернативный ресурс. Ключевые моменты анализа и прогнозирования рынка труда - предложение, спрос и цена [1].
Предложение труда на уровне народного хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу.
♦ Преподаватель кафедры «Менеджмент»
В необходимых случаях базовое определение предложения труда через численность экономически активного населения могут заменяться ещё более широкими - «трудовые ресурсы» и «население трудоспособного возраста».
Спрос на труд на соответствующем уровне выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест. Рабочие места в данном контексте рассматриваются в их социально-экономическом, а не физическом понимании.
Рынок труда как социально-экономический механизм существенно отличается от других типов рынка. Товарные рынки, как правило, находятся в динамических состояниях, стремящихся к равновесию. Несмотря на ряд отклоняющихся факторов, в числе которых и регулирующие воздействия государства и межгосударственных органов, спрос и предложение на рынках большинства товаров балансируются через цены [1]. Напротив, на рынках труда неравновесие-норма, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.
Основное влияние на конъюнктуру рынка труда оказывает социально-экономические, демографические и природно-ресурсные факторы. Обеспеченность российской экономики природными ресурсами, одна из самых высоких в мире, служит в настоящее время и будет в перспективе, вплоть до послекризисного восстановления производственно-технического, финансового и интеллектуального потенциалов общества, основным стабилизатором экономики и занятости.
Рассмотрим теперь некоторые особенности структуризации российского рынка труда.
В некоторых исследованиях рынка труда делается акцент на мобильность работников и её направления. Так, в российской научной литературе распространено деление рынка труда на внешний и внутренний. В России пока управление персоналом зачастую понимается как манипуляция людьми ради достижения краткосрочных целей, поставленных руководителем предприятия. Поэтому эффективное применение теорий внутреннего рынка и человеческого капитала на микроэкономическом уровне в нашей стране на практике встречается довольно редко. В то же время некоторая польза от использования понятий внешнего и внутреннего рынков труда может быть извлечена при анализе открытого и скрытого рынков труда, реально развившихся на российской почве. Скрытый рынок труда включает две группы явлений - потенциальную безработицу и неформальную занятость [2].
Таким образом, российский рынок труда представляет собой сложно структурированную схему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово-централизованной системы организации труда и вследствие эко-
номического кризиса и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближение к образцам развитых стран с российской спецификой и национальными трудовыми традициями.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс [1, 2]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.
Рассматривая занятость как индикатор результативности проводимых реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние занятости преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость сохраняет нерыночный характер.
Причин современного состояния занятости несколько. Во-первых, значительно сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития. Занятость - это, прежде всего отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка, личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.
В эффективной рыночной экономике занятость - это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регули-
руются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой [3].
Поскольку Россия идёт от планово-распределительной экономики к рыночной, то занятость, которая сформировалась в нерыночной экономике, сдерживает развитие рыночных механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы. Поэтому мы разделяем политику занятости и политику рынка труда, регулирование занятости и регулирование рынка.
Следует обратить особое внимание на существенную дифференциацию региональных рынков труда. Региональная неоднородность рынков труда, обусловленная особенностью природно-климатических условий, размещением производства и наличием определённого производственного потенциала, географией населения, разной глубиной спада производства в отдельные отраслях, столь велика в России, что усреднённые показатели рынка труда не могут служить основанием для принятия действенных мер по его регулированию.
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.
Таким образом, безработица - это объективно существующий спутник наёмного труда независимо от того, признаётся экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных [3].
В политэкономии социализма и экономике труда всегда постулировалось, что труд рабочих и служащих лишь выглядит наемным по своей форме, но, по сути, в условиях общественной собственности на средства производства таковым быть не может и не является. Однако если непредвзято смотреть на развитие советской послевоенной экономики, становится очевидным наличие существенных элементов товарно-денежных отношений в движении рабочей силы, характерных именно для реального наёмного труда.
Эти элементы прослеживаются уже в самом акте найма и увольнения рабочих и служащих. Предприятия и организации в основном самостоятельно набирали рабочую силу преимущественно из предлагаемой самими потенциальными работниками. Собственное желание было наиболее распространенной причиной ухода с места работы.
Важным элементом, характерным для товарно-денежных отношений в сфере найма и использования рабочей силы, была дифференциация фактической заработной платы на однотипных производствах и однородных занятиях по типам городов: в крупных городах она, как правило, была выше, чем в средних и тем более малых.
Расширение масштабов безработицы будет тесно связано с заметным увеличением, прежде всего незанятых, имеющих традиционные индустриальные рабочие профессии. В связи с увеличением молодёжных кон-тингентов населения вполне вероятен также рост числа завершивших образование, или впервые приступающих к профессиональной деятельности после окончания профессиональных учебных заведений всех уровней. Проблема безработицы из числа молодёжи приобретает ещё большую актуальность, чем прежде, наряду с возрастающим давлением на рынок труда незанятых, находящихся в возрасте 50-54 года, большую часть которых составляют женщины. Отметим, что трудоустройство безработной молодёжи - это тоже в значительной мере проблема женской безработицы [3].
Возможность обеспечения более благоприятной ситуации на рынке труда - в дополнительной мобилизации внутренних финансовых резервов для роста инвестиций и других средств, необходимых для увеличения числа эффективных рабочих мест, как на восстановительной основе, так и на основе создания новых мест в рамках структурной перестройки экономики, расширения спроса на отечественную продукцию. Целевое расширение спроса экономики на рабочую силу и изыскание дополнительных ресурсов для этого предполагают повышение приоритетности целей и задач политики занятости в принятии решений по макроэкономическому развитию.
Список литературы:
1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. - 1995. - № 5.
2. Государственная служба занятости: основные сведения // Человек и труд. - 1995. - № 12.
3. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л. С. Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М.: Наука, 1998.