Научная статья на тему 'Справедливые цены: теоретический аспект'

Справедливые цены: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1704
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЦЕНЫ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / FAIR / PRICES / TRADITIONS AND CUSTOMS / FORMAL RULES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петиненко Ирина Александровна

Анализируются справедливые цены как сложное явление, которое постоянно развивается. Справедливые цены определяются как цены, которые формируются производителями и потребителями, обладающими достоинством справедливости. Ценыдолжны соответствовать формальным правилам и традициям общества. Авторпоказывает, что на практике человек часто встречается с несправедливостью в ценообразовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author analysis the fair prices as the complex phenomenon. It development constantly. The fair prices are determined as the prices which the consumers and the producers form. They have the dignity of the justice. The prices required to correspond to the formal rules and the traditions and customs of the society. The author shows that the person meets to injustice in the pricing often.

Текст научной работы на тему «Справедливые цены: теоретический аспект»

2011 Экономика №2(14)

УДК 338.5.01

И.А. Петиненко СПРАВЕДЛИВЫЕ ЦЕНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Анализируются справедливые цены как сложное явление, которое постоянно развивается. Справедливые цены определяются как цены, которые формируются производителями и потребителями, обладающими достоинством справедливости. Цены должны соответствовать формальным правилам и традициям общества. Автор показывает, что на практике человек часто встречается с несправедливостью в ценообразовании.

Ключевые слова: справедливость, цены, традиции и обычаи, формальные правила.

В условиях современного глобального экономического кризиса вновь стала актуальной проблема взаимодействия экономики и этики. Отмечается, что стремление бизнеса к максимальной прибыли углубляет дифференциацию в ее разных формах, что сопровождается нарушением нравственных принципов. Эти процессы развиваются не только на уровне национальной экономики, но и в рамках мировой экономической системы. Финансовые пузыри, лопаясь, тянут за собой и реальный сектор экономики. Возникает множество вопросов. До каких пределов может увеличиваться доход одних субъектов за счет других? Где границы максимизации прибыли? Какими должны быть эти границы: экономическими или нравственными? Что такое справедливость в экономике? Какое значение имеют доверие, уважение в формировании и реализации трансакций? Можно и дальше задавать вопросы, но не все они имеют в настоящее время ответы, а если ответы и определены, то они постоянно ставятся под сомнение.

В настоящее время в условиях качественных изменений как в мировой экономике, так и в национальных экономических системах обособление экономики и этики тоже вызывает сомнение. Тем более что основным ресурсом постиндустриального развития является человек, управляющий огромным материальным потенциалом и оказывающий сильное, иногда не воспроизводимое влияние на природу. Практика показывает, что игнорирование этических принципов может привести к большим человеческим, финансовым, материальным потерям и, наоборот, справедливость, уважение, дружба, доверие позволяют формировать долгосрочные отношения между субъектами, что может проявляться в стабильности трансакций, увеличении доходов. Современный человек независимо от того, имеет ли он собственное дело, работает ли по найму, никак не может быть «втиснут» в рамки модели экономического человека - homo economicus. Изменение положения человека в социально-экономической системе определяется в теории через такие понятия, как homo socialis (человек общественный, социально-экономический), homo intelligens (человек интеллектуальный), homo informatiocus (человек инфор-матический), homo electronicus (человек электронный). Хозяйственная жизнь цивилизованного общества не может строиться исключительно на принципе

корысти, наживы, а рынок в его современном виде не является чем-то совершенно несовместимым и не связанным с понятием справедливости.

Рыночные цены формировались в условиях развития производства для обмена в период разложения первобытного общества. С тех пор они сопровождают жизнедеятельность человечества. И в каждом обществе ставился вопрос об их справедливости. В условиях углубляющейся глобализации перед человечеством все чаще возникает проблема унификации этических принципов и особенностей их реализации в деятельности международных компаний, а значит, и национального бизнеса разных стран. С другой стороны, реформирование национальных экономик, имеющих огромный потенциал, ставит по-новому вопросы определения справедливости. В связи с этим переосмысливается понимание нравственных начал в экономике, и в частности справедливости.

Теоретики и практики понимают, что справедливость - понятие очень сложное и до конца так и не изученное, хотя мы находим достаточно глубокие исследования в разных эпохах. В течение длительного периода, вплоть до эпохи Нового времени, экономические проблемы не являлись предметом самостоятельного изучения. Они исследовались в более широком контексте политических и этических проблем. Аристотель отмечал, что «совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным» [1. С. 282].

В течение многих столетий особое внимание исследователи уделяли определению справедливости, ее месту и роли в деятельности человеческого общества. Тема справедливости, по мнению С. Кара-Мурзы, тема вечная и неуловимая, как тема счастья. О справедливости начинают говорить именно тогда, когда на глазах общества происходит огромная несправедливость, которая прямо или косвенно касается всех или почти всех. Человеческое общество - система динамичная, развивающаяся, соответственно представления о справедливости менялись во времени и в пространстве. Отсюда следует, что общечеловеческих критериев справедливости нет, они исторически и социально обусловлены [2].

В последней трети XX в. на Западе возрос интерес к вопросам справедливого общественного устройства. Сформирован определенный консенсус в рассмотрении вопросов политической справедливости: демократическое общественное устройство, гражданское равенство и обеспечение фундаментальных личных свобод. При этом дискутируется проблема социальноэкономической справедливости.

Важные выводы, полученные на основе изучения практики, мы находим у Аристотеля в его книгах «Этика» и «Политика». Справедливость, по его мнению, ценность высшего уровня, которая рассматривается двух родов. Один из них - соответствие закону: справедливым называют то, что приказывает закон. Справедливость определяется как понятие, связанное с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Аристотель предупреждал, что отклонение от справедливости может привести к крушению государственного строя. Второй род - это справедливое по отношению к другому человеку, и именно ему уделяется особое внимание. Отмечается, что

справедливое по отношению к другому есть равенство, несправедливое - это неравенство [l. С. ЗЮ; З. С. 11З-115].

Аристотель дает общую характеристику справедливого и несправедливого. По его мнению, «справедливость есть некая середина между излишеством и нехваткой, между многим и малым: несправедливый, совершая несправедливость, имеет больше, а терпящий несправедливость, подвергаясь ей, имеет меньше. Середина между ними - справедливое, среднее же - это равное. Причем равное бывает между по меньшей мере двумя лицами. <...> Если справедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справедливым» [1. С. З11].

Рассматривая обмен, Аристотель считал, что договор должен заключаться не только свободно, но и на справедливой основе. Наиболее полно этот подход выражен в теории справедливой цены, которая должна обеспечивать обмен «по достоинству». Существует разное понимание достоинства в зависимости от аспекта рассмотрения данного понятия. Например, свобода, богатство, благородное происхождение, добродетель [1. C. 1ЗУ]. По мнению Аристотеля, зная истинное достоинство лиц, участвующих в обмене, можно установить пропорции обмена. Математическая пропорциональность дополняется и социальным положением субъектов. И именно такое соотношение обмена следует считать справедливым. Другими словами, социальный статус участников обмена с необходимостью должен учитываться в обмене при оценке договора и обеспечивать больше благ тому, кто больше значит для общественной жизни. Это еще раз доказывает положение, что в античном мире, в эпоху Средневековья экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь [4. С. 20].

С развитием индустриальной системы происходит обособление экономики и этики в самостоятельные направления науки. Это достаточно ярко отразил в своей деятельности классик А. Смит, который изучал развитие современного ему общества с двух точек зрения. С одной стороны, в работе «Теория нравственных чувств» (1У59) автор определяет, что процветание и благоденствие общества осуществляется в условиях взаимной любви, благодарности, дружбы, уважения, справедливости. С другой - работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) посвящена изучению деятельности homo economicus, который определяет свои действия как рациональный субъект, нацеленный на максимизацию дохода. Но нашлось ли место понятию «справедливость» в экономической теории А. Смита? Исследователи полагают, что А. Смит уделяет большое внимание проблемам справедливости. Само существование общества всецело зависит от выполнения законов справедливости. По А. Смиту, «самые священные законы справедливости, законы, нарушение которых заслуживает мести и самого жестокого наказания. суть, стало быть, законы, охраняющие жизнь и личность человека; за ними следуют законы, охраняющие собственность и имущество; наконец, последнее место занимают законы, имеющие своим предметом охранение личных прав и обязательств, заключенных между гражданами» [5. С. 99].

Нравственным считалось формирование индивидуального интереса на основе частной собственности. Реализация корыстного интереса отдельного человека обеспечивала и повышение благосостояния всего общества. В этом

и состояла свобода его действий. Рыночный механизм регулирует этот сложный процесс развития человека, семьи и общества. А. Смит сформулировал либеральную теорию развития капитализма, когда действуют естественные законы функционирования экономики. Рынок обеспечивает новую капиталистическую этику. Естественные законы управляют обществом, и именно они определяются как справедливые. В связи с этим А. Смит использует такие понятия, как «естественная цена», «естественная земельная рента», «естественная заработная плата», «естественная прибыль» и т.д. Естественная цена товара, по мнению А. Смита, формируется на основе естественных норм земельной ренты, заработной платы и прибыли на капитал, затраченный при добыче, обработке и доставке его на рынок. В свою очередь, нормы рассматриваются как средние или обычные. Естественными эти нормы определяются для того времени и той местности, когда и где они обычно преобладают. Динамика естественных норм заработной платы, земельной ренты, прибыли в зависимости от изменения общих условий жизнедеятельности общества, в зависимости от его богатства или бедности, его прогресса, застоя или упадка приводит к изменению естественной цены.

Фактическая цена, по которой, как правило, продается товар, определяется А. Смитом как рыночная цена. Она может превышать естественную цену, или быть ниже ее, или совпадать с ней. Таким образом, естественная цена как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с ней. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему [6. С. 124— 127].

Особое внимание А. Смит уделяет проблеме конкуренции в ценообразовании. Он определяет конкуренцию между потребителями за право доступа к товарам, конкуренцию между производителями и конкуренцию между потребителями и производителями. Именно механизм конкуренции влияет на уровень рыночной цены и ее различие с естественной ценой. Механизм полной свободы регулирует процесс формирования рыночной цены.

Таким образом, по мнению А. Смита, установление рыночных цен является процессом естественным и справедливым. В условиях конкуренции формируются свободные рыночные цены, которые могут принимать любые значения по отношению к естественной цене. Однако отмечается, что этот процесс может нарушаться через функционирование ремесленных цехов, купеческих гильдий, государственных решений.

Либеральная концепция справедливости рыночных цен, разработанная классиками, получила признание среди представителей научного сообщества и практики. Например, Ф.А. Хайек отмечает, что только рынку под силу устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. «Нет другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг. И оказывается, что рынок производит в высшей степени нравственные плоды...» [7. С. 204].

Рыночная цена формируется активно действующими субъектами - потребителями и производителями. Они координируют свои действия друг относительно друга с целью реализации своих интересов. Этот процесс характеризуется через взаимоотношение спроса и предложения. В условиях свободного волеизъявления рыночные цены заранее рассматриваются как справедливые, формируемые на основе договорного процесса. И здесь все равно проявляет себя социальный аспект ценообразования, так как заключение договора по обмену предполагает учет этики отношений: справедливости, уважения, доверия, терпения, компромисса и др. Таким образом, уравновешивая спрос и предложение, рыночные цены определяют деятельность каждого человека, его семьи, фирмы и общества.

Часто употребляемое современными исследователями понятие справедливости - это «осуществление нравственного в общественных отношениях людей, позиция и практика предоставления каждому человеку того, что принадлежит ему по праву» [8. С. 239]. Обращает на себя внимание исследование справедливости П. Козловски как взаимосвязи этики правил и этики добродетели. По его мнению, деятельность называется справедливой, если она соответствует правилам справедливости и «правильного» права. «Понятие справедливости включает как соответствие правилам, так и добродетель справедливости, состоящую в твердой воле обеспечить каждому человеку справедливость и каждой вещи - сообразное этой вещи, а не только всеобщность правила. Справедливость есть принцип критики положительного права, этическое правило и добродетель» [8. С. 135-136]. Автор концепции сложного содержания справедливости объясняет каждый аспект. Справедливость как принцип критики права определяет качество и состояние конкретной правовой системы. Справедливой можно назвать правовую систему, которая соответствует требованиям этики, а также законы права, которые пользуются всеобщей поддержкой. Эта система дает каждому то, что ему положено. Справедливость как добродетель есть позиция, которая характеризуется стремлением к тому, чтобы каждому было дано по справедливости, даже независимо от правил. П. Козловски отмечает, что необходимо послушание справедливым законам. Добродетель справедливости требует и поощряет справедливость в обмене благами между равноправными гражданами в рамках частного права, справедливость в распределении благ государством между гражданами и справедливость как послушание граждан законам государства, причем к этому долгу послушания относится и выполнение обязательств по налогам и другим взносам [8. С. 135—136].

Определение справедливой цены осуществляется в разных социальноэкономических условиях. И в настоящее время теоретики и практики, рассматривая сложное содержание данного института, изучают влияние неопределенности окружающей среды. В данном случае учитывается история развития общества, его культура, в котором живет человек. П. Козловски отмечает в своей работе «Принципы этической экономии», что «ценовая система и права на блага всегда исторически обусловлены, поскольку участники распределения - исторически сложившиеся индивиды. Условия возникновения прав и становления индивидов следует учесть при поиске справедливой структуры цен» [8. С. 292].

В свою очередь, Дж. Ролз предполагает, что общество и человек являются участниками процесса справедливости. По его мнению, справедливость как честность начинается с самого общего выбора, который люди могут сделать вместе, а именно с выбора первых принципов концепции справедливости, которые должны регулировать критику и реформирование институтов. Можно предположить, что после выбора концепции справедливости они должны выбрать конституцию и законодательную власть для проведения в жизнь законов в соответствии с принципами справедливости, которые приняли вначале [9. С. 27].

Таким образом, на основе теоретических положений, сложившихся о справедливости, можно сформулировать общее понимание справедливой цены. Будучи сложным явлением, она представляет собой справедливые отношения между потребителем и производителем как отношения равенства, которые формируются на основе общественного и частных договоров и соответствуют формальным и неформальным нормам, существующим в данном обществе. По нашему мнению, данное определение можно использовать для анализа справедливой цены независимо от того, о каких потребителях и производителях идет речь и в каком обществе они функционируют.

В течение практически всей истории действия рыночных цен производитель имел приоритет в отношениях с потребителем, т. е. работал рынок производителя. Так определили исследователи. Для объективности следует отметить, что элита любого общества занимала диаметрально противоположное положение в ценообразовании. Она могла диктовать условия сделки на основе реального участия в определении качества и цены продуктов. Но огромное количество потребителей находились за пределами данного процесса. Называются объективные и субъективные причины, которые формировали такое положение: низкий уровень развития производства и, как следствие, дефицит продукции, распространение натуральной экономики, ограниченный поток информации и, как следствие, недостаточное понимание особенностей формирования цен со стороны потребителей и производителей, разобщенность конечных потребителей по национальному, культурному, религиозному, территориальному и другим принципам.

Продукты, которые поступали на рынок, получали оценку через справедливые цены, но во многом сделки отражали традиции и обычаи того общества, в рамках которого они осуществлялись, а также достоинство человека, его понимание справедливости. Особое внимание проблеме справедливости в системе ценообразования уделялось в Средние века, в период развития отношений обмена. Уже тогда постепенно определялись формальные нормы справедливости при большом приоритете национальных традиций и обычаев. Ф. Бродель в своей работе «Игры обмена» обращает внимание на то, что городские власти прочно взяли в свои руки организацию рынков и надзор за ними - для городов это был жизненно важный вопрос. Эти власти были скорыми на расправу, на регламентацию, они жестко контролировали цены. Ф. Бродель приводит яркие примеры такого регулирования цен. «Если на Сицилии продавец запрашивал цену, хоть на «грано» превышавшую установленный тариф, его запросто могли послать на галеры! Такой случай и произошел в Палермо 2 июля 1611 г. В Шатодёне булочников, в третий раз ули-

ченных в нарушении правил, «нещадно сбрасывали с повозки перевязанными, как колбасы» [10. С. 5].

Ф. Бродель приводит примеры народной мудрости по вопросам рынка и цен, в частности пословиц: «Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести»; «Покупая рыбу в море [т.е. до ее вылова], рискуешь получить только ее запах»; ежели ты недостаточно знаком с искусством покупать или продавать - что же, «рынок тебя научит»; на рынке никто не бывает один, посему «думай о себе самом и думай о рынке», т.е. о других; итальянская поговорка гласит, что для рассудительного человека «лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» [10. С. 6].

Яркими предшественниками формализации ценообразования, по нашему мнению, являлись европейские ремесленные цехи, государственные мастерские ремесленников в Китае, мануфактуры. Например, в странах Западной Европы работа ремесленников регламентировалась уставами цехов. Ремесленники имели узкую специализацию и могли качественно выполнять стандартные операции в процессе производства продукции.

Цеховые правила отличались строгостью. Они были направлены на:

1) поддержание высокого качества изделий. Мастеров наказывали штрафами, которые поступали в кассу цеха;

2) обеспечение равенства членов цехов в производстве и реализации изделий:

- устанавливались размеры мастерской, количество размещенных в ней приспособлений, число работающих подмастерьев и учеников;

- определялся объем материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской;

- могло закупаться коллективно дефицитное сырье и поровну распределялось между членами цеха;

- запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев, сманивать заказчиков;

- учитывалось семейное положение мастера, холостой не мог брать работы столько же, сколько брал женатый ремесленник;

- некоторые цехи имели склады, мельницы и т. д.;

- внецеховые ремесленники изгонялись с городских рынков [11].

Таким образом, справедливые цены в условиях развития рыночной экономики формировались преимущественно на основе определения самим человеком справедливости действий и существующих традиций и обычаев, во многом формирующих окружающую среду. Формальные правила определялись в основном местными органами власти и на уровне сообществ по интересам, которые создавались с целью уменьшения нестабильности окружающей среды. Экономические закономерности и этические принципы реализовывались в рыночных ценах.

Переход к индустриальной стадии развития экономики позволил изменить положение человека в социально-экономической системе. Формируются новые субъекты - массовый потребитель, массовый производитель. Частные сделки начинают оформляться не только через индивидуальные оценки, но и на основе постепенного формирования стандартов поведения каждого субъекта. Массовое потребление и массовое производство требуют нового каче-

ства справедливых цен, когда участники реализуют не только неформальные, но и преимущественно формальные нормы, т.е. законодательные акты. Законодательство по ценам начинает активно оформляться как система уже в конце Х1Х-ХХ в. в развитых странах. Например, в 60-80-х гг. XIX в. по США прокатились первые выступления в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами. Постепенно формируются антитрестовские законы в штатах и в целом по государству (Шермана 1890 г., Клейтона 1914 г.). В XX в. данная практика начинает распространяться на европейские страны.

В настоящее время сложились общие принципы формирования рыночных цен, которые оформляются национальными законодательными актами:

— в качестве субъектов рыночного ценообразования определяются не взаимозависимые партнеры;

— рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров в сопоставимых экономических условиях;

— при определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с взаимозаменяемыми товарами в сопоставимых условиях. При этом условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену таких товаров, либо может учитываться с помощью поправок;

— рыночные цены фиксируются на определенную дату, когда осуществляется покупка - продажа товара, который может определяться либо как момент отгрузки, либо как момент оплаты и может действовать в течение определенного периода времени. Тем самым рыночные цены рассматриваются как гибкие, изменчивые. Время - фактор формирования цены для потребителей и производителей и других субъектов общества. Рыночные цены формируются на основе производственных затрат, условий реализации, целевой прибыли и изменяться должны только в случае изменения затрат и конъюнктуры рынка. Движение цены в сторону повышения или понижения с необходимостью должно быть объяснено потребителям товаров;

— рынок товаров становится пространством, на котором действует рыночная цена. С этой точки зрения в международной практике определяются такие уровни рынков, как глобальный, международный, национальный, региональный, местный;

— определение уровня рыночных цен обязательно должно осуществляться при соблюдении соотношения «качество-цена»;

— конкуренция является необходимым механизмом формирования рыночных цен, которая должна поддерживаться в обществе всеми его участниками;

— рыночные цены могут контролироваться государством. Нарушение правил формирования цен предполагает неминуемость наказания.

Соблюдение данных положений, определенных государствами в национальных законодательных актах, уже может рассматриваться как справедли-

вость. При этом потребитель и производитель должны формировать отношения равенства, партнерства, уважения и доверия. Стремление к справедливости должно быть потребностью, высшим благом человека, как говорил Аристотель.

Нарушение формальных и неформальных правил определяется как несправедливость. Исторически сложились общие направления несправедливого определения рыночных цен. Они формировались веками в разных экономиках, в разное время:

— завышение или занижение полных затрат как основы цен или отдельных их элементов;

— нарушение прозрачности формирования затрат;

— максимизация прибыли как реализация корыстного интереса производителя и неучета интересов потребителей;

— завышение или занижение цен;

— изменение цен на основе реализации корыстного интереса производителей;

— нарушение соотношения «качество—цена»;

— манипулирование ценами на внутреннем и международном рынках;

— недостаточный учет дифференциации предпочтений и доходов потребителей в определении цен;

— прямой обман потребителей при выведении цен на рынок.

Данные формы несправедливости всегда вызывают отрицательную реакцию непосредственных участников ценообразования - потребителей, что приводит, как правило, к нестабильности отношений потребитель — производитель, а значит, и всей социально-экономической системы. Преодоление несправедливого ценообразования осуществляется либо на основе изменения отношений главных субъектов определения цен, либо через вмешательство государства, либо (в настоящее время) на основе выработки международными организациями правил поведения субъектов.

Однако уровень несправедливости рыночного ценообразования можно уменьшить, но не ликвидировать совсем, так как она дает возможность получить выигрыш определенным сообществам по интересам:

— заработная плата и премии за достижение установленных целей ценообразования;

— увеличение стоимости акций компаний в результате достижения хороших результатов, в частности и за счет ценообразования;

— сохранение работы благодаря фальсификации финансовых успехов определенного департамента, продуктовой линейки и т.д. (иначе кто-то мог быть уволен руководством за слабые результаты).

Исследователи также отмечают и другие причины формирования несправедливых цен:

— давление со стороны высшего руководства или других лиц для достижения показателей ожидаемых доходов;

— давление конкурентов и соперничество с другими компаниями в той же самой отрасли;

— необходимость соответствовать условиям соглашений по ценам;

— провоцирование высокого спроса на продукты на основе ценового механизма;

— отношения с кредиторами, инвесторами [12. С. 17—18].

Эффективность функционирования рыночных цен показывает, что при

напряженном труде наций можно добиться роста их благосостояния, развитые страны являются примером данного развития. Но с другой стороны, те же рыночные цены могут действовать как крайне несправедливый институт, когда они не отражают реальные процессы производства и конъюнктуры рынка и приводят к ограничению доступа к ресурсам и доходам больших групп населения и даже целых стран. Именно несправедливость рыночных цен больше всего тревожит элиты и население стран. Такое противоречивое влияние рыночных цен необходимо учитывать развивающимся странам, которые в последние десятилетия вводят его как элемент социальноэкономических систем с учетом национальных особенностей.

Литература

1. Аристотель. Этика: Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 492 с. (Philosophy).

2. Кара-Мурза С. Что такое справедливость в России сегодня? [Электронный ресурс] / РФ сегодня. 2009. №1. URL: http://sg-karamurza.livejournal.com/27140.html (дата обращения: 28.04.2011).

3. Аристотель. Политика: Пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 393 с. (Philosophy).

4. АгаповаИ.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юристъ, 2002. 190 с.

5. Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования законов, управляющих суждениями, естественно составляемых нами сначала о поступках прочих людей, а затем и о своих собственных. М.: Республика, 1997. 352 с. (Серия «Библиотека этической мысли»).

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы) // Антология экономической классики: В 2 т. Предисловие И.А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», 1991. Т. 1. С. 79-396.

7. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. 304 с.

8. Козловски П. Принципы этической экономии: Пер. с нем. / Под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая мысль, 1999. 344 с.

9. РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 535 с.

10. Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм. Т. 2: Игры обмена. 2-е изд.: Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. М.: Весь Мир, 2006. 672 с.

11. Петиненко И.А. Исторический аспект содержания цены: доиндустриальная цивилизация // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2007. №1. С. 45-54.

12. Зак Д.М. Справедливая стоимость - соблазны манипулирования отчетностью. Новые глобальные риски и методы их выявления / Науч. ред. перевода с англ. В. М. Рутгайзер. М.: Маросейка, 2011. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.