Научная статья на тему 'Способы приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований'

Способы приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4737
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ПУБЛИЧНОПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / ТОРГИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гряда Элеонора Александровна

В работе представлен анализ теории и практики правового регулирования отношений по реализации основных способов приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований. Определены их особенности, включая приобретение земельных участков на торгах, переоформления ранее возникших прав гражданами и юридическими лицами, рассмотрены проблемы реализации законодательства о приобретении прав на земельные участки собственниками зданий, строений, сооружений и лицами, заключившими договор о развитии застроенных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гряда Элеонора Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований»

СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Гряда Элеонора Александровна, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

w

E-mail: zem-law@yandex.ru

Аннотация. В работе представлен анализ теории и практики правового регулирования отношений по реализации основных способов приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых • образований. Определены их особенности, включая приобретение земельных участков на торгах, переоформления ранее возникших прав гражданами и юридическими лицами, рассмотрены проблемы реализации законодательства о приобретении прав на земельные участки собственниками зданий, строений, сооружений и лицами, заключившими договор о развитии застроенных территорий.

Ключевые слова: земельный участок, право собственности, публичноправовые образования, предоставление земельного участка, торги, приватизация, переоформление права.

Исследование законодательства, определяющего особенности

приобретения прав на земельные участки публично-правовых образований обусловлено как научным, так и практическим интересом. Исторические особенности в регулировании данных отношений предопределили законодательное определение норм переходного характера, направленного на преобразование экономических отношений, в частности, путем, так называемого «переоформления» ранее возникших прав на земельные участки граждан и юридических лиц.

В тоже время, усложнение гражданского оборота влечет за собой установление новых правовых конструкций, предусматривающих возможность приобретения права собственности на земельные участки путем проведения торгов по их продаже, бесплатного предоставления в собственность на основании договора о развитии застроенных территорий.

66

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

При анализе норм, предусматривающих особенности возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований возникает вопрос о том, как соотносятся понятия «основания возникновения права», «юридический факт» и «способ приобретения права». При этом по вопросу о соотношении понятий «юридический факт» и «основания приобретения (возникновения) права собственности» наблюдается единство научных позиций, основывающихся на выводе о том, что основания возникновения вещных прав являются разновидностью юридических фактов. Однако мнения о соотношении данных понятий с понятием «способ возникновения (приобретения) права» единообразием не отличаются.

Большинство научных позиций в данной сфере представлены двумя основными мнениями: либо понятие юридического факта - основания

приобретения права и способа его приобретения отождествляются, либо они рассматриваются в качестве двух различных, но взаимосвязанных между собой правовых явлений.

Причем, в первом случае нельзя не признать, что способ приобретения ^ права практически может отождествляться с понятием «юридический состав» о как совокупности юридических фактов, необходимых для возникновения конкретного правоотношения. Однако представляется, что использование нескольких синонимов для обозначения одного и того же правового явления вряд ли является уместным.

Во втором случае понятие «способ приобретения права» отождествляется с понятием «правоотношение». В этой связи интересной представляется позиция Е.А. Суханова, который основания возникновения права собственности относит к титулам собственности, или правопорождающим юридическим фактам, а способы приобретения права собственности к правоотношениям, возникающим на основе соответствующих юридических фактов [1].

Мнения о том, что способ приобретения права, по сути, является правоотношением, придерживается и И.А. Емелькина, которая, в частности, указывает, что «.... «основания» приобретения как права собственности, так и иных вещных прав на жилые и нежилые помещения представляют собой юридические факты, которые порождают «способы» приобретения вещных прав, т.е. правоотношения, возникающие на их основе» [2].

Таким образом, в данном случае разнообразные юридические факты порождают правоотношения, целью которых является приобретение вещного права. Различные виды таких правоотношений являются различными способами приобретения права, каждый из которых порождается отдельным юридическим фактом или их совокупностью (составом).

В настоящее время основными способами приобретения права

67

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

собственности на земельные участки публично-правовых образований являются следующие.

Упрощенный порядок приобретения права собственности на земельные участки гражданами

Непоследовательность в проведении земельной реформы предопределила необходимость совершенствования законодательства о приобретении прав на земельные участки гражданами.

Два вида вещных права, на основании которых осуществлялось использование земельных участков гражданами, - право постоянного

(бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, являются своеобразным свидетельством исторических фактов в развитии законодательства о вещных правах. Данные права могли возникнуть только на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления (исключение - передача права пожизненного наследуемого владения) и их объектом мог выступать только земельный участок,

^ находящийся в публичной собственности. о

Долгое время право постоянного (бессрочного) пользования оставалось основным видом прав, на основании которого осуществлялось пользование земельными участками гражданами, как в советский период, так и в период проведения земельной реформы. В отличие от данного вида вещного права, право пожизненного наследуемого владения, «созданное» на начальном этапе реформирования экономических отношений, не получило широкого

распространения. Сомнения в экономической необходимости закрепления такого вида права не раз находили отражение в содержании нормативных правовых актов.

Очевидно, что реформирование законодательства, регулирующего данные отношения, не могло осуществляться путем автоматического исключения возможности приобретения гражданами права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Представляется возможным выделение его трех основных исторических этапов, каждый из которых был необходим по мере выявления основных проблем правового и организационного характера.

Первый этап такого реформирования определяется моментом вступления в силу ЗК РФ, в пункте 5 статьи 20 и пункте 3 статьи 21 которого было предусмотрено право граждан, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, однократного бесплатного приобретения их в собственность. Однако уже незначительная практика применения данных норм показала наличие ряда

68

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

проблем, препятствующих их эффективной реализации.

Во-первых, порядок такого «переоформления», содержание которого было раскрыто в примечании к статье 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [3], ничем не отличался от порядка, предусмотренного для переоформления права постоянного бессрочного пользования юридическими лицами. Данный порядок включал в себя подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка, принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, и государственную регистрацию права.

Соответственно, длительность такого порядка и практика массовых отказов в предоставлении земельных участков не могла способствовать эффективному процессу приобретения права собственности на земельные участки гражданами.

Во-вторых, в ранее действующей редакции статей 20 и 21 ЗК РФ было закреплено правило об однократности приобретения в собственность. На практике это вызывало немалое количество споров при подаче заявления, например, о приобретении прав на несколько участков, принадлежащих (J-j правообладателю, например, на праве постоянного бессрочного пользования и о пожизненного наследуемого владения.

В-третьих, при формировании земельных участков в целях их постановки на государственный кадастровой учет, зачастую возникала проблема несоответствия данных о площади земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах и его фактической площади, которая была обусловлена отсутствием законодательно установленных требований о формировании земельных участков в период их предоставления на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения.

В-четвертых, возникла проблема так называемого документального подтверждения наличия рассматриваемых вещных прав на земельные участки.

Ее проявление характеризовалось двумя ситуациями: либо в

правоустанавливающем документе неверно указано наименование вида права, либо вид права не указан вообще. К примеру, зачастую земельные участки предоставлялись только с указанием вида разрешенного использования.

Наличие указанных проблем предопределило новый этан в развитии законодательства о приобретении права собственности на земельные участки указанной категорией граждан, начавшийся с принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»[4], который вступил в силу 1 сентября 2006 года. Данным Федеральным законом был внесен целый ряд изменений в земельное и гражданское законодательство, направленных на

69

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

установление особого, упрощенного порядка оформления прав на земельные участки гражданами, в случае, если они предоставлялись им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства.

На основании данного закона пункт 5 статьи 20 и пункт 3 статьи 21 ЗК РФ, предусматривающие право на однократное бесплатное приобретение земельных участков в собственность, были признаны утратившими силу. Тем самым была устранена проблема «однократности» приобретения. Кроме того, измененная редакция статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрела ряд новых правил:

— если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный

^ участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом о такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность;

— если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или

удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается

предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был дополнен отдельной статьей 25.2, предусматривающей особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства [4].

Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» также был направлен на устранение правовых коллизий, связанных с наличием фактов расхождения данных, содержащихся в правоустанавливающих документах и документах о межевании земельного участка. Так, в действующий в то время Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» были внесены изменения, определяющие порядок проведения государственного кадастрового

70

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

учета.

В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка был представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствовали сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка осуществлялся на основании сведений об уточненной площади, содержащихся в документах о его межевании. Однако уточнить данную площадь было возможно не более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [5].

При всех положительных изменениях, внесенных в указанный нормативный акт, оставалось неясным, как быть в случаях, если площадь земельного участка не может подлежать уточнению в виду превышения ее размеров более, чем на установленную норму, например в случае, если оставшаяся часть земельного участка не может быть сформирована и учтена в ^ качестве самостоятельного объекта права. о

Нерешенной осталась и еще одна немаловажная проблема, возникающая в случае, если гражданин по гражданско-правовым основаниям приобрел право собственности на объект недвижимого имущества, однако предыдущий правообладатель не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на расположенный под ним земельный участок. В этом случае новый собственник объекта недвижимости мог лишь воспользоваться исключительным правом на приватизацию, предусмотренным статьей 36 ЗК РФ, и приобрети земельный участок на основании решения органа публичной власти за плату.

Наличие подобных проблем предопределило необходимость дальнейшего развития законодательства о приобретении прав на земельные участки гражданами в упрощенном порядке. Третий его этап может быть определен принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» [6].

Этим законом упрощен порядок индивидуализации земельных участков в целях последующего приобретении прав на них в упрощенном порядке в части необходимости четкого определения границ земельных участков и внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

71

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Представляется, что установление норм о возможности указания в кадастровом паспорте земельного участка ориентировочной площади земельного участка, является очевидным шагом назад в процессе проведения реформы законодательства об индивидуализации земельных участков. Практически данные нормы соответствуют первоначальной редакции Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (незавершенность работ по кадастровому учету не являлась препятствием для регистрации права).

На наш взгляд, в процессе применения вышеупомянутого закона могут возникнуть некоторые правовые проблемы, поскольку при регистрации прав будет выдано свидетельство о государственной регистрации права на индивидуально не определенную вещь, что в дальнейшем не исключает возникновение межевых споров, что в целом противоречит нормам гражданского законодательства о необходимости четко определять объект договора. Кроме того, нормы статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступают в противоречие с ^ Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости [7]», о поскольку в соответствии со статьей 1 этого Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В тоже время рассматриваемым законом были внесены существенные изменения, в частности, в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Теперь граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках указанных видов разрешенного использования, и находящихся в

государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, законодательство об упрощенном порядке приобретения прав на земельные участки гражданами является примером законодательного закрепления правил переходного характера, направленных на упорядочение отношений по приобретению прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

72

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Приобретение права собственности на земельные участки при переоформлении права постоянного бессрочного пользования юридическими лицами

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу вещных прав и одновременно предусмотрено в статьях 216, 268-270 ГК РФ и статье 20 ЗК РФ.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [8], которая подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» [9] предполагается уточнение наименования данного вида права - как права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, относящимся к государственной или муниципальной собственности.

В настоящее время, до практической реализации основных положений Концепции, перечень субъектов, которые могут обладать земельными участками ^ на указанном праве, определяется ЗК РФ (до вступления в силу внесенных в него о изменений). В соответствии со статьей 20 данного нормативного акта в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. В связи с тем, что законодательно установленный срок такого переоформления истек, актуальным является вопрос о правовых последствиях несоблюдения данного требования.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [10] и установлена административная ответственность за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права

73

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность [11].

Несмотря на то, что срок переоформления законодательно определен 1 июля 2012 года, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Федерального закона, статья, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, вступила в силу с 1 января 2013 года. Такое «расхождение» в сроках представляется оправданным. Процесс переоформления права занимает длительное время, и, на наш взгляд, может считаться завершенным с момента выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности или аренды.

В тоже время, представляется, что с внесением таких изменений в действующее законодательство, ряд вопросов, связанных с определением правовых последствий «непереоформления» данного права, остались не разрешенными. Вызывает сомнение сама формулировка наименования статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ^ части указания на нарушение «порядка переоформления права постоянного о (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков и порядка приобретения земельных участков в собственность». Согласно примечанию к статье 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» переоформление права на

земельный участок юридическим лицом включает в себя:

- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с данной статьёй или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка;

- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

- государственную регистрацию права, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Если нарушение сроков выражается в бездействии, остается неясным, какие действия юридического лица могут свидетельствовать о нарушении порядка переоформления? Может ли рассматриваться в качестве нарушения порядка переоформления права подача заявления в орган, не обладающий правом распоряжения конкретным земельным участком или представление документов, по своему содержанию не позволяющих принять решение о предоставлении земельного участка? Представляется, что такая «неточность»

74

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

может повлечь за собой определенные проблемы в правоприменительной практике и указание в наименовании статьи и ее диспозиции только на «нарушение сроков», или, скажем, на «нарушение требования о переоформлении прав на земельные участки» являлось бы не только более корректным, но и способствовало однозначному токованию положений закона.

Приобретение права собственности на земельные участки собственниками зданий, строений, сооружений

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Необходимо отметить, что собственники иных объектов недвижимого имущества. К примеру, объектов незавершенного строительства, к их числу не относятся.

В тоже время, законодательно установленная возможность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства,

(J-j предусмотренная Федеральным законом «О государственной регистрации прав о на недвижимое имущество и сделок с ним» и отнесение его к объектам недвижимости предопределяет наличие на практике споров о возможности выкупа земельного участка в случаях, если строительство объекта является незавершенным.

Анализ судебной практики применения законодательства, регулирующего данные отношения, свидетельствует о двух противоречивых подходах в разрешении споров об отказе органов государственной власти или местного самоуправления в приватизации земельного участка, расположенного под объектом незавершенного строительства.

Первый подход основывается на выводе о возможности реализации права на приобретение земельного участка в собственность собственником объекта незавершенного строительства. Обосновывая решения о признании отказов в предоставлении земельных участков неправомерными, суды приходят к выводам о том, что прямого запрета на приватизацию земельных участков, занятых объектами незавершенного строительства, не имеется, и, кроме того, в данном случае отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по смыслу части 4 статьи 28 ЗК РФ [12].

В этой связи особый интерес представляет Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 71 -В 11-13, в котором, в частности, указывается, что при наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся в этом случае объектом

75

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

недвижимого имущества, участвующим в обороте, с учетом того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством не отнесен к землям, изъятым или ограниченным в обороте, оснований для ограничительного толкования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется [13].

Данный вывод носит спорный характер. С одной стороны, прямого запрета на приватизацию земельных участков под такими объектами в законодательстве действительно не содержится. Но, на наш взгляд, и права на приобретение земельного участка в данном случае не установлено.

Статья 28 ЗК РФ, устанавливающая правила приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, содержит только общие положения об условиях такого приобретения и недопустимости отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Очевидно, что такие общие нормы детализируются путем определения различного порядка приобретения ^ прав на земельные участки в отдельных случаях. о

Законодателем установлен различный порядок приобретения права собственности на земельные участки для целей строительства, оформления прав на земельные участки гражданами в упрощенном порядке, переоформления права постоянного бессрочного пользования юридическими лицами. Возникает вопрос, в каком порядке будет подлежать приватизации земельный участок под объектом незавершенного строительства, находящийся в государственной или муниципальной собственности и используемый гражданином или юридическим лицом на правах аренды?

На наш взгляд, в статье 36 ЗК РФ перечень собственников объектов недвижимого имущества, обладающих исключительным правом на

приватизацию, является четко определенным, поэтому оснований для «ограничительного» или «расширительного» толкования содержащихся в ней норм не имеется. Поэтому обоснованной представляется позиция о невозможности применения к отношениям правил, предусмотренных статьей 36 ЗК РФ, поскольку рассматриваемые объекты не относятся к зданиям, строениям, сооружениям [14].

Таким образом, объект незавершенного строительства обладает рядом особенностей, обусловленных его признаками, в том числе фактом отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также незавершенностью самого процесса строительства, что не позволяет отнести данный объект непосредственно к зданиям, строениям, сооружениям.

Приватизация земельного участка под объектом незавершенного

76

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

строительства законом не исключается, однако необходимо признать факт отсутствия у собственника такого объекта исключительного права, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ.

Приобретение права собственности на земельный участок на основании договора о развитии застроенной территории

Повышение роли гражданско-правовых начал в регулировании отношений по приобретению прав на земельные участки неизбежно влечет за собой введение новых видов юридических фактов, являющихся основаниями возникновения права собственности на данные объекты недвижимости. Так, договор о развитии застроенной территории представляет собой юридический факт, являющийся основанием для принятия решения органом власти о предоставлении земельного участка застройщику по его выбору на праве собственности бесплатно и без проведения торгов.

Понятие «развитие застроенных территорий» впервые было введено Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении ^ изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные о законодательные акты Российской Федерации» [14]. При этом, содержание данного термина законодательно не определено, что предопределяет попытки представить его определение в юридической литературе как «строительства или реконструкции в пределах элемента планировочной структуры (квартала или микрорайона) одного или нескольких объектов капитального строительства на территории, соответствующей требованиям части 3 статьи 46.1

Градостроительного кодекса Российской Федерации [15]».

В научной литературе по-разному определяются цели такого нововведения - достижение общественно значимых результатов [16] (повышение уровня

обеспеченности населения жильем и комфортности условий проживания; соблюдение градостроительных, экологических и санитарных правил и норм жилой застройки), оптимальное развитие территорий путем сноса аварийных, строительства новых и реконструкции существующих строений, развития инфраструктуры, ликвидации существующего аварийного жилищного фонда, совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земель для жилищного строительства [17].

Представляется, что в качестве такой цели может быть определено и совершенствование механизма предоставления земельных участков,

привлечение инвестиций для улучшения территорий, нуждающихся в развитии.

В настоящее время институт развития застроенных территорий носит комплексный характер, поскольку нормы, регулирующие данные отношения, одновременно вошли в состав Градостроительного кодекса [18] и ЗК РФ. И хотя

77

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

с момента принятия Федерального закона № 232 - ФЗ прошло достаточно большое количество времени, нормы, обеспечивающие порядок возникновения прав на земельные участки на основании заключенного договора о развитии застроенной территории, до сих пор можно отнести к разряду «инновационных». Это обусловлено увеличивающимся количеством принимаемых решений о развитии территорий и только начинающей формирование судебной практикой по рассмотрению споров, вытекающих из данных правоотношений.

Для реализации норм о развитии застроенных территорий необходимо наличие нескольких юридических фактов: решение о развитии застроенной территории, проведение аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, заключение данного договора, принятие решения о предоставлении земельного участка.

На основе анализа пункта 2.1 статьи 30 ЗК РФ и статьи 46.1. ГрК РФ можно выделить ряд особенностей, присущих рассматриваемым отношениям, и условий, при которых возможна реализация норм института о развитии застроенных территорий.

Во-первых, законодательно определены условия, при которых земельный о участок может быть включен в состав территории, подлежащей развитию. Так, в соответствии с нормами ЗК РФ такой участок должен находиться в муниципальной собственности, либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Пункт 3 статьи 46.1 ГрК РФ содержит исчерпывающее указание о том, что решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке [19] аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на

основании муниципальных адресных программ, утвержденных

представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Отсутствие на земельном участке указанных объектов является безусловным основанием для признания незаконным решения о развитии застроенной территории. В судебной практике [20] такие акты совершенно справедливо рассматриваются как противоречащие положениям ГрК РФ и нарушающие права субъектов, осуществляющих свою деятельность в пределах территории, подлежащей реконструкции. «... Формирование границ конкретной

78

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

территории, определенной законодателем как застроенной, не может быть произвольным и произведенным без учета особенностей ее состава, наличия или отсутствия определенных объектов [21]».

В-третьих, особенностью регулирования рассматриваемых отношений является законодательное определение существенных условий договора о развитии застроенной территории и порядка проведения аукциона по продаже права на его заключение градостроительным законодательством. Данному договору посвящена статья 46.2 ГрК РФ. По своей правовой природе данный договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным [22].

В-четвертых, законодательно определены особенности порядка

предоставления земельного участка победителю аукциона. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 ЗК РФ орган власти, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения ^ (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического о обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.При этом лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории, наделено правом выбора вида права на земельный участок: права собственности или аренды.

Интересной представляется позиция законодателя, сформулированная в пункте 2.1 статьи 30 ЗК РФ, в соответствии с которым решение о предоставлении земельного участка в рассматриваемом случае является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В настоящее время судебная практика основывается на буквальном толковании нормы, содержащейся в рассматриваемом пункте статьи 30 ЗК РФ. Так, например, по одному из дел о признании незаконным бездействия органа власти, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ОАО земельных участков для строительства в границах застроенной территории, судом было указано на необоснованность ссылки ответчика на отсутствие сформированного участка в обоснование непринятия решения. По мнению

суда, особенностью предоставления земельных участков для развития застроенной территории является то, что наличие сформированного земельного участка на момент предоставления необязательно [23].

79

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Что же тогда предоставляется инвестору? Ю.В. Грицкова в качестве объекта земельных правоотношений в рамках

института развития застроенных территорий рассматривает земельные участки, формирование которых не проведено в установленном законом порядке и которые предоставляются органами местного самоуправления застройщику для завершения процесса формирования, а также последующего их образования с применением способа по перераспределению участков в соответствии с документацией по планировке застроенной территории [24].

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Очевидно, что это исключение из общих положений о земельном участке о не только как об объекте земельных отношений, но как об объекте гражданских прав. В настоящее время в законодательстве и судебной практике его применения четко сформировалась позиция о том, что объектом гражданского оборота может выступать только земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет. Логично предположить, что решение о предоставлении земельного участка должно быть принято после осуществления такого учета.

Предложения по совершенствованию законодательства о формировании таких земельных участков уже высказывались в юридической литературе. Так,

В.В. Шарапов предлагает «...либо откорректировать статью 6 Земельного кодекса РФ, указав на возможность исключений из установленного общего принципа, либо обязать органы власти до предоставления земельного участка сформировать его как объект земельных отношений в установленном законодательством порядке или поручить осуществление этих действий заинтересованным лицам [25]».

На наш взгляд, наиболее приемлемым является изменение

последовательности в действиях органа власти - сначала обеспечение формирования участка и его кадастровый учет, и уже затем принятие решения о его предоставлении.

В целом, развитие застроенных территорий при обеспечении баланса частных и публичных интересов может являться эффективным механизмом, направленным на решение социальных задач и обеспечения соответствия

80

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

территорий требованиям градостроительного законодательства.

Особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, при их продаже на торгах

Особенности приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах) определены статьей 38 ЗК РФ.

Значение правового закрепления данного института является важнейшим шагом на пути к реализации принципа законности в отношениях по приобретению прав на земельные участки, гарантией открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по передаче имущества, находящегося в публичной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Кроме того, «...заключение договора по итогам торгов является прямой реализацией принципа признания равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством [26]».

Правовая природа торгов является предметом широкого обсуждения в ^ юридической литературе. Поскольку торги представляют собой особую форму о заключения договора, предусмотренную главой 28 ГК РФ, нормы, регулирующие порядок их проведения традиционно рассматриваются в качестве института гражданского права.

При определении специфики торгов, организуемых органами

государственной власти и местного самоуправления, важным представляется их классификация на два основных вида: торги по продаже земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц и организуемые органами публичной власти по решению суда, и торги как основание приобретения прав на земельных участки, находящиеся в публичной собственности.

В первом случае к совокупности юридических фактов (составу), являющемуся основанием возникновения (и, одновременно прекращения) права собственности добавляется еще один факт - решение суда. Одним из направлений в развитии правового регулирования данных отношений является совершенствования норм о порядке принудительного прекращения права собственности на земельные участки при совершении земельного правонарушения, а также в случае, если земельный участок в силу закона не может находиться в собственности определенного лица. На сегодняшний день порядок проведения торгов в этом случае урегулирован только применительно к земельным участкам сельскохозяйственного назначения.

Например, специальные основания, при наличии которых по решению суда земельный участок принудительно может быть выставлен на торги, определены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

назначения» [27]. К основному из них относится неисполнение обязанности лица произвести его отчуждение из земель сельскохозяйственного назначения, который не может ему принадлежать на праве собственности.

Во втором случае продаже на торгах подлежат земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо земельные участки, собственность на которые не разграничена.

Все нормы, регулирующие порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или

муниципальной собственности можно подразделить на следующие основные виды.

1. Общие нормы, содержащиеся в ГК РФ: заключение договора на торгах (статья 447), организация и порядок проведения торгов (статья 448), последствия нарушения правил проведения торгов (статья 449).

2. Специальные нормы, определяющие особенности торгов по продаже земельных участков, содержащиеся в ЗК РФ.

Их, в свою очередь, можно подразделить на нормы, предусматривающие (J-j общие правила организации и проведения торгов (статья 38 ЗК РФ) и нормы, о содержащие специальные правила применительно к земельным участкам отдельного целевого назначения (предназначенным для жилищного

строительства - статья 38.1. и комплексного освоения в целях жилищного строительства - статья 38.2.).

Содержание статьи 38 ЗК РФ свидетельствует о том, что ряд ее норм дублируют общие положения ГК РФ, что представляется не оправданным не только с позиции необходимости соблюдения законодательной техники, но и с позиции необходимости отражения именно специфики рассматриваемых отношений.

Например, к числу таких «повторяющихся» норм можно отнести правило о том, что в качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним

специализированная организация.

Действующим законодательством предусмотрена возможность

определения особенностей организации и проведения торгов по продаже земельных участков подзаконными нормативными правовыми актами. К ним относится, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» [28].

Учитывая законодательно определенную возможность регулирования данных отношений подзаконными нормативными правовыми актами,

82

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

интересным представляется вопрос о соотношении данных положений земельного законодательства с правилами статьи 449 ГК РФ, определяющей последствия нарушения правил проведения торгов. Так, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как необходимо толковать указание на то, что нарушены могут быть только правила, установленные законом? Какое буквальное значение имеет слово «закон»? Необходимо применять буквальное толкование рассматриваемой нормы и подразумевать, что правила должны быть сформулированы только в тексте закона или же расширительно - рассматривая возможность определения таких правил в законодательстве: как в законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах?

В этой связи интересным представляется Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, в котором было отмечено, что по смыслу указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для ^ признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут о выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных императивными требованиями закона. При этом судом было указано, что ссылка истца на подзаконный нормативный правовой акт в обоснование заявленных требований является несостоятельной [29].

Однако представляется, что в настоящее время расширительное толкование правил статьи 449 ГК РФ является более оправданным. Применительно к отношениям по приобретению прав на земельные участки важным является и учет положений пункта 3 статьи 129 ГК РФ, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Особенности такого оборота и перехода прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, в собственность граждан и юридических лиц путем организации и проведения торгов и определены ЗК РФ. Полномочия по определению порядка их проведения делегированы органу исполнительной власти законом. В связи с этим, буквальное толкование правил статьи 449 ГК РФ может привести к нарушению прав как граждан и юридических лиц, так и публичного собственника.

Бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в

83

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания данной статьи очевидно, что случаи бесплатного предоставления земельных участков являются исключением из общего порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

При этом особенностью правового регулирования данных отношений является тот факт, что законодатель не пошел по пути указания всех случаев бесплатного предоставления земельных участков, сформулировав норму, которая имеет одновременно отсылочный и бланкетный характер, поскольку основания такого приобретения права собственности установлены как в самом ЗК РФ, так и в других федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все предусмотренные законом основания бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических ^ лиц можно подразделить на три основные группы. о

К первой группе относятся те основания, которые определенны в тексте ЗК РФ. Например, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Ко второй группе можно отнести основания, установленные другими федеральными законами. Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о существовании достаточно обширного перечня таких оснований в нормативных правовых актах, являющихся источниками различных отраслей права. К ним, например, относятся:

- пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», на основании которого граждане

84

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки;

- пункт 2 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [30], в соответствии с которым земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно;

Конечно же, этот перечень не является исчерпывающим.

К третьей группе относятся основания, установленные законами субъектов Российской Федерации. При этом анализ их содержания также свидетельствует об их значительном количестве. Такие основания содержатся либо в так называемых базовых законах, либо даже в отдельных нормативных актах,

^ посвященных только вопросу установления оснований бесплатного о предоставления земельных участков. В большинстве законов субъектов Российской Федерации содержится указание на возможность однократного бесплатного предоставления.

Например, на основании Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правого регулирования земельных отношений в Астраханской области» [31] от 4 марта 2008 года № 7/2008-ОЗ (статья 3) бесплатно в собственность предоставляются земельные участки семьям, проживающим в сельской местности не менее трех лет, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; одиноким матерям (отцам) и вдовам (вдовцам), имеющим несовершеннолетних детей, - для индивидуального жилищного строительства в сельской местности, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.

Таким образом, очевидно, что многообразие оснований бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц предопределено наделением компетенцией субъектов Российской Федерации в данной сфере правового регулирования. В тоже время представляется, что основания, определенные различными федеральными законами, вполне могли бы быть перечислены в статье 28 ЗК РФ.

85

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Российское гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. М.: Статут. 2011. Т.1. С. 519.

2. Емелькина И.А. Гражданско-правовые способы приобретения и защиты вещных прав на жилые и нежилые помещения: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2001. С. 56.

3. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

4. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30 июня

2006 года №93- ФЗ // СЗ РФ. 2006. №27. Ст. 2881.

5. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

^ ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № о 30. Ст. 3594.

6. О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149. (утратил силу).

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки: Федеральный закон от 23 ноября

2007 года № 268-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 48. Ст. 5812.

8. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ // СЗ РФ. 2008. №30. Ст. 3597.

9. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации: одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11.

10. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 июля 2008 года № 1108 // СЗ РФ. 2008. № 29 (часть I). Ст. 3482.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195- ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

12. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2007. №41. Ст.

86

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

4009.

13. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 сентября 2011 года №33-3095/2011 // http:// ro spravosudie .com.

14. СПС «КонсультантПлюс».

15. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2010 года по делу № А32-47901/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

16. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232 - ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.

17. Шарапов В.В. Обзор изменений в градостроительном законодательстве. // СПС «КонсультантПлюс».

18. Козлова Е.Б. Гражданско-правовая природа договора о развитии застроенной территории // www.gramota.net/materials/3/2012/10-2/19.html.

19. Соловьенко М.А. Развитие застроенной территории - глазами органов местного самоуправления // СПС «КонсультантПлюс».

(J-j 20. Градостроительный кодекс Российской Федерации 29 декабря 2004 года № о 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

21. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением,

жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: Постановление

Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 // СЗ РФ.

2006. №6. Ст. 702.

22. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2013 года по делу № А45-27126/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

23. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2013 года по делу № А45-27126/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

24. Дробышева Н.А. Правовая природа договора о развитии застроенной

территории. //Актуальные проблемы частноправового регулирования:

Материалы IX Всероссийского научного форума. Самара. 2011. С. 348.

25. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 ноября 2010 года по делу № А40-78197/10-111-429 // СПС «КонсультантПлюс».

26. Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2009. С. 9.

27. Шарапов В.В. Новые варианты предоставления земельных участков для жилищного строительства без аукциона // СПС «КонсультантПлюс».

28. Земельное право: учебник. / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др.

87

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

М.: Частное право. 2010 // СПС «КонсультантПлюс».

29. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный

закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3018.

30. Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4587.

31. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2009 года № 09АП-20137/2009 - ГК по делу № А40-5527/09-23-64 // СПС «КонсультантПлюс».

32. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях

граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ // СЗ РФ.

1998. №16. Ст. 18.

33. Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области: Закон Астраханской области от 4 марта 2008 года №

^ 7/2008-ОЗ // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской о области. 2008. №11.

88

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.