Научная статья на тему 'Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы)'

Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / МОЛОДЕЖЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ФРУСТРАЦИЯ / РИГИДНОСТЬ / TOLERANCE / MENTALITY/ ETHNIC STEREOTYPES / YOUTH / COPING-STRATEGIES / FRUSTRATION / RIGIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевн, Мещерякова Эмма Ивановна

В статье рассматривается один из аспектов проблемы этнической толерантности копинг-стратегии формирующейся ментальности молодежи малочисленных народов, населяющих Сибирь. Для сравнительного анализа выбраны представители алтайской, хакасской, шорской, татарской, бурятской и селькупской молодежи. Направленность исследования в целом и в представляемой статье связана с решением современной проблемы интолерантного поведения, что является важным в профилактике формирования отрицательных этнических стереотипов, и предотвращением национальной нетерпимости и экстремизма как на территории России, так и в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевн, Мещерякова Эмма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of problem situation resolution in the structure of forming mentality (formulation of a problem)

In this article one of the aspects of the problem of ethnic tolerance coping-strategy of forming mentality of youth of peoples of Siberia is considered. For comparative analysis representatives of Altai, khakas, shor, tatar, buryat and selkup youth have been selected. Trend of the investigation is associated with the contemporary problem of intolerant behavior what is important in prophylaxis of formation of negative ethnic stereotypes and prevention of national intolerance and extremism both on the territories of Russia and in regions.

Текст научной работы на тему «Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы)»

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ МЕНТАЛЬНОСТИ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Т.Г. Бохан, Э.И. Мещерякова (Томск)

Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов проблемы этнической толерантности - копинг-стратегии формирующейся ментальности молодежи малочисленных народов, населяющих Сибирь. Для сравнительного анализа выбраны представители алтайской, хакасской, шорской, татарской, бурятской и селькупской молодежи. Направленность исследования в целом и в представляемой статьс связана с решением современной проблемы интолерантного поведения, что является важным в профилактике формирования отрицательных -этнических стереотипов, и предотвращением национальной нетерпимости и экстремизма как на территории России, так и в регионах.

Ключевые слова: толерантность, ментальность, этнические стереотипы, молодежь, копинг-стратегии, фрустрация, ригидность.

Профилактика формирования отрицательных этнических стереотипов в подростково-юношеской среде, предотвращение национальной нетерпимости и экстремизма на территории России, в том числе и в Сибирском регионе, является сегодня актуальной задачей общества и научной проблемой для социальной психологии, этнопсихологии, психологии развития (А.Г. Асмо-лов, В.Ф. Петренко, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко и др.). Значимость решения проблемы толерантности для нашей страны подтверждается наличием государственной Программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [3]. В рамках задач, поставленных этой программой, особое внимание привлекает такая социальная категория, как подростки и юношество. Именно они в силу особенностей своего развития подвергаются различного рода влияниям (в том числе и негативным) и представляют тог государственный потенциал, который будет определять политическое и общественное будущее страны. Поэтому поиск теоретических оснований профилактики интолерантного поведения и экстремизма в подростково-юношеской среде является необходимым условием выполнения вышеназванной государственной программы [2].

Мы предполагаем, что изучение представлений о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в формирующейся ментальности подростков и юношей малочисленнных народов, населяющих Сибирь (алтайцы, хакасы, татары, буряты, селькупы), может способствовать решению проблемы профилактики интолерантного поведения через получение новых научных данных о психологических условиях развития толерантного и интолерантного поведения, а также позволит найти реальный практический выход в виде разработки программ психологической коррекции, развития навыков и ресурсов совладающего поведения у подростков и юношества (с учетом выявленных этнических особенностей) как важной составляющей толерантности.

В психологической литературе (Клинберг, Доллард, Адорно, Олпорт) существует мнение о том, что формирование этнических стереотипов и предрассудков может быть связано с низкой фрустрационной толерантностью и невозможностью конструктивного разреше-

ния фрустрирующей ситуации. Согласно теории-гипотезе «фрустрация - агрессия» (Доллард) фрустрация, понимаемая как состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения той или иной потребности, может вызывать ряд негативных эмоций, а нередко и агрессию, которая посредством механизма «переадресации», т.е. реализации агрессивного, возбужденного фрустрацией потенциала против более удобного и менее опасного объекта, может переходить в этнический контекст. Объектом агрессии (и аутоагрессии) может становиться находящаяся в меньшинстве этническая группа.

Поскольку фрустрации возникают не только в экстремальных ситуациях, но и в типичных, повседневных трудностях и проблемах, возникает научный интерес к проблеме трудных ситуаций и совладающего поведения у подростков и юношей малых этнических групп Сибири [1]. В силу важности данной проблемы для развития общества в новых социально-экономических условиях в настоящее время отмечается активизация исследовательского интереса к онтогенетическим аспектам совладающего поведения (Е.Е. Данилова, И.М. Никольская, P.M. Грановская, Б. Кирш, К. Вагнер, H.A. Сирота, И.П. Стрельцова, И. Босма и др.). Однако до настоящего времени за редким исключением (работа Е. Коржова) практически отсутствуют исследования, посвященные сравнительному анализу этнических аспектов данной проблемы с выходом на практику психологической помощи населению (прогноз, профилактика, коррекция). Между тем переживание человеком, в том числе в постоянном взаимодействии с представителями национальных меньшинств и национальностей, уверенности в своей способности преодолевать жизненные трудности, не защищаясь этническими предрассудками, способствует развитию чувства компетентности и собственной ценности, повышает самооценку человека, его уверенность в собственных силах, в том, что он может созидать свой жизненный мир, ценностно и толерантно относясь к жизненному миру других (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Е.Е. Данилова, М. Тышкова, S. Kobasa, R. Lazarus, Nezu, К. Parks и др.). Таким образом, развитие психических ресурсов для конструктивного совладающего поведения может служить важной составляющей развития этнической толерант-

№20

Сибирский психологический журнал

2004 г.

ности в структуре формирующейся ментальное™ подрастающего поколения.

Исследование представлений о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в формирующейся ментальное™ подростков и юношей малочисленных народов Сибири (алтайцы, хакасы, татары, буряты, селькупы) с последующей разработкой рекомендаций для педагогов и программ психологической коррекции и развития у молодежи навыков и ресурсов совладающего поведения как возможности его толерантности (в том числе и этнической) предполагается проводить в пять этапов.

Выборку исследования составили учащиеся средних и старших классов, студенты начальных курсов сузов и вузов г. Горно-Алтайска (Республика Алтай), г. Томска и Томской области, г. Абакана (Республика Хакасия), г. Улан-Уде (Республика Бурятия).

Исследовательская модель предполагает на первом этапе исследования изучение представлений о трудных ситуациях у подростков и юношей малочисленных народов Сибири. На втором этане на основании анализа полученных данных разрабатывается классификация стратегий совладающего поведения у представителей подростков и молодежи малочисленных народов Сибири. Специфичным для этих этапов исследования является использование метода анализа текста, а также метода экспертной оценки (психологи, педагоги, родители).

На третьем этапе при изучении личностных и социальных факторов, выступающих ресурсами для конструктивных стратегий совладания, планируется использовать индикатор стратегии преодоления стресса (Д. Амирхан), оценку копинг-стратегий (Хайм), шкалу социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), Томский опросник ригидности (Г.В. Залев-ский) [4-6], анализ текста по этническому самосознанию с выделением концептов, характеризующих ауто-и гетеростереотипы в восприятии проблемных ситуаций и способов совладания с ними.

На четвертом этапе для оценки достоверности количественного и качественного анализа полученных данных будут применены методы математической статистики. Пятый этап предполагает разработку рекомендаций к психокоррекционным программам по развитию навыков совладающего поведения с трудными ситуациями с учетом представленности их особенностей в формирующейся ментальное™ подростков и молодежи народов Сибири и методического пособия по этнопсихологии развития.

В качестве научно-практических результатов исследования мы видим следующие новые для психологической науки и практики данные. Будут получены научные сведения о содержании трудных ситуаций и совладаю-щем поведении в структуре формирующейся ментальное™ подростков и юношей малочисленных народов Сибири (алтайцы, хакасы, татары, буряты, селькупы). На основании этих сведений будут систематизированы способы совладающего поведения в трудных ситуаци-

ях на протяжении подростковою и юнолеского возраста у представителей малочисленных юродов Сибири, разработана классификация способов поведения в трудных ситуациях; выделены наиболее конструктивные, с учетом этнической идентичности и социальной эффективности, стратегии совладающего покдения у подростков и юношей малочисленных народов Сибири. Данные исследования позволят определит^ личностные и социальные (средовые) детерминанты, обусловливающие особенности формирования характера стратегий совладающего поведения в трудных ситуациях у подростков и юношей малых народностей Сибири, а также тендерные различия в выборе стратегия совладающего поведения [7]. Появится возможность определить паттерны поведения, характеризующие проявления ауто- и гетеростереотипов в представлениях о (трудных) проблемных ситуациях и способах их разрешения у подростков и молодежи малых народностей Сибири. На основании полученных данных в практике образования общеобразовательной средней школы, ссузов, вузов будут разработаны и предложены рекомендации для педагогов, направленные на эффективное взаимодействие с учащимися в проблемных ситуациях, оптимизацию процесса формирования у подростков и юношей способности к совладающему поведению.

Наряду с этим результаты исследования будут использованы в программах подготовки и переподготовки практических психологов в системе образования, в повышении квалификации работников миграционных служб [8], в лекционных и практических занятиях для студентов Томского государственного университета, Горно-Алтайского университета, Улан-Уденского университета: «Стрессовые ситуации в интолерантной среде», «Профилактика саморазрушительного поведения у подростков и молодежи», «Формирование этнической толерантности», «Этническая толерантность и политика титульной нации», «Фиксированные формы поведения: этнические и тендерные аспекты». Практика психологической службы в образовании получит диагностический и психокоррекционный инструментарий для выявления среди подростков и юношей возможной группы риска формирования негативных этнических стереотипов, повышения коммуникативной компетентности педагогов, работающих с подростками и юношами различных народностей, проведения тренингов эффективности совладающего поведения с подростками и юношами, что, на наш взгляд, несомненно, будет способствовать развитию толерантного сознания и поведения у подрастающего поколения малочисленных народов Сибири.

В целом полученные в исследовании данные имеют значение как для разработки теоретических концепций ментальности, толерантного и интолерантного поведения, этнических стереотипов, так и проблемы совладающего поведения в трудных ситуациях [9]. Результаты исследования представляют интерес и для возрастной

Социальная психология

дифференциальной этнопсихологии, поскольку позволят получить представления о развитии самосознания и становления механизмов саморегуляции в подростко-

вом и юношеском возрасте, о личностном развитии в этом возрасте у представителей малых народностей Сибири.

Литература

1. Бохан Т.Г. Психологические основания коррекции фиксированных форм поведения в условиях смены образа жизни // Материалы III Все-

российского съезда психологов. СПб., 2003.

2. Бохан Т.Г. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в образовании как система и метод профилактики социогенных

проблем детства и подростничества // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте». Томск, 2003.

3. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. 152 с.

4. Галажинский Э.В. Самореализация личности как предмет психологического познания // Ежегодник Российского психологического обще-

ства. М„ 2002. Т. 9, вып. 2. С. 225-226.

5. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов:

диагностика, профилактика, коррекция. Томск, 1999. 154 с.

6. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993.

7. Мещерякова Э.И. Этничность и характер: Сб. докладов Международной конференции по этнопсихологии. М., 1997. С. 56-59.

8. Мещерякова Э.И., Щербакова А.Б., Шлягина Е.И. Вынужденная миграция как этнопсихологическая проблема // Психологический универ-

сум образования человека ноэтического. Томск, 1999. С. 233-247.

9. Янцен К.И. К проблеме изучения и использования фактора региональной ментальности в политическом консультировании II Многомерный

мир человека как предмет психологического исследования. Бийск, 2002. С. 284-290.

WAYS OF PROBLEM SITUATION RESOLUTION IN THE STRUCTURE OF FORMING MENTALITY (FORMULATION OF A PROBLEM) T.G. Bokhan. E.I. Meshcheryakova (Tomsk)

Summary. In this article one of the aspects of the problem of ethnic tolerance - coping-strategy of forming mentality of youth of peoples of Siberia is considered. For comparative analysis representatives of Altai, khakas, shor, tatar, buryat and selkup youth have been selected. Trend of the investigation is associated with the contemporary problem of intolerant behavior what is important in prophylaxis of formation of negative ethnic stereotypes and prevention of national intolerance and extremism both on the territories of Russia and in regions. Key words: tolerance, mentality/ ethnic stereotypes, youth, coping-strategies, frustration, rigidity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.