Научная статья на тему 'Способы хищений денежных средств, совершаемых при бюджетном строительстве жилья'

Способы хищений денежных средств, совершаемых при бюджетном строительстве жилья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" / "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" / ПОДПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ" / ПОДПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" / ПОДПРОГРАММА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ" / ВЕТХОЕ И АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борин Борис Викторович

В статье рассматриваются способы совершения преступлений при реализации Федеральной целевой программы «Жилище», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 2017 годы и на период до 2020 года», других программ, в том числе принимаемых региональными органами власти, направленных на решение жилищной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THEFT OF FUNDS COMMITTED UNDER BUDGET HOUSING CONSTRUCTION

This article discusses ways of committing crimes at the federal target program "Housing", "Sustainable development of rural areas in the 2014-2017 and for the period up to 2020" and other programs, including those taken by regional authorities to address the housing problem

Текст научной работы на тему «Способы хищений денежных средств, совершаемых при бюджетном строительстве жилья»

Борин Б. В.

СПОСОБЫ ХИЩЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ БЮДЖЕТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

14. КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14.1. СПОСОБЫ ХИЩЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ БЮДЖЕТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

Борин Борис Викторович, кандидат юридических наук, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России»

Место учебы: ФГКУ «ВНИИ МВД России»

Bvb007@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются способы совершения преступлений при реализации Федеральной целевой программы «Жилище», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», других программ, в том числе принимаемых региональными органами власти, направленных на решение жилищной проблемы

Ключевые слова: Федеральная целевая программы «Жилище», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», подпрограмма «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ветхое и аварийное жилье, способы совершения преступлений

METHODS OF THEFT OF FUNDS COMMITTED UNDER BUDGET HOUSING CONSTRUCTION

Borin Boris V., PhD at law, competitor for doctor's degree Study place: «NRI of the Ministry of Interior of the Russian»

Bvb007@yandex.ru

Annotation: This article discusses ways of committing crimes at the federal target program "Housing", "Sustainable development of rural areas in the 2014-2017 and for the period up to 2020" and other programs, including those taken by regional authorities to address the housing problem

Keywords: The federal target program "Housing", "Sustainable development of rural areas in the 2014-2017 and for the period up to 2020", program "State housing certificates" subprogram "Providing housing for young families," subroutine "On the provision of housing for veterans of the Great Patriotic War of 1941-1945, "the old and dilapidated housing, ways of committing crimes

Обеспечение жильем граждан Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики. При строительстве жилья следует выделить два направления финансирования: коммерческое, когда граждане для получения квартиры или индивидуального жилища вкладывают собственные средства, и бюджетное, при котором строительство осуществляется за счет государственных или муниципальных средств.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищ-

ной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, правительством Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 г. была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище»1, рассчитанная на 2002-2010 годы.

Реализация данной программы позволила обеспечить коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. В то же время, обозначились и проблемы в решении указанных вопросов.

В связи с отмеченным, постановлением правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 была принята новая Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы2.

Данная программа предусматривает реализацию следующих подпрограмм:

«Обеспечение жильем молодых семей»;

«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;

«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»;

мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы3, в рамках которой действуют подпрограммы: «Социальное развитие села до 2013 года»4;

«Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года»5, предусматри-

1 См.: Постановление правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 -2010 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2010 N 1018).

2 См.: Постановление правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 -2015 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 N 1076).

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от

14 июля 2012 г. N 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 315).

4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 591).

5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от

15 июля 2013 г. N 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и

вающие улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не обладающих достаточными собственными средствами, в частности, ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов.

Наряду с этим, имеются и другие программы, в том числе принимаемые региональными органами власти, направленные на решение жилищной проблемы6.

При реализации указанных программ и подпрограмм достаточно часто совершаются различные злоупотребления, направленные на хищения денежных средств.

Проведенное исследование позволило установить следующие способы их совершения.

1. Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты »:

получение государственного жилищного сертификата о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения два раза.

2. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»:

улучшение жилищных условий по различным программам. Так, Б. была признана нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение и строительство жилья и была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», на основании чего Б., ее мужу и детям была предоставлена субсидия в размере около 600 тыс. руб., на которые приобретена двухкомнатная квартира.

Таким образом, семья Б. улучшила свои жилищные условия, в связи с чем перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий и уже не имела право на последующее получение субсидий на улучшение жилищных условий.

Однако Б., как работник областного бюджетного учреждения обратилась в жилищный отдел Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города и была признана нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» по которой получила свыше 750 тыс. руб.7.

3. Ветхое и аварийное жилье:

директор коммерческой организации - Муниципальное унитарное предприятия «Организация капитального строительства», используя свои полномочия вопреки законным интересам МУП «ОКС», а также законным интересам граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, доверивших принадлежащие им денежные средства МУП «ОКС» для участия в долевом строительстве, заключил с одним ООО контракт на выполнение работ, согласно которому ООО обязано с использованием своих материалов выполнить, а МУП «ОКС» осуществить приемку и оплатить работы

на период до 2020 года» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2014 N 399).

6 Например, распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 05.04.2004 за № 289 разработана Республиканская целевая программа «Переселение и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобек и Малго-бекского района Республики Ингушетия, на 2008-2010 года», утвержденная законом Республики Ингушетия от 07.10.2008 за № 20-РЗ, основной целью которой является комплексное решение проблемы по переселению и обустройству жителей, проживающих в оползневой зоне города Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия, строительство жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

7 См.: Уголовное дело № 966797, возбужденное СЧ ГСУ при

ГУВД по Челябинской области.

по строительству 5-ти этажного жилого дома. В нарушение данного положения он незаконно и необоснованно перечислил с расчетного счета МУП «ОКС» на расчетные счета ООО денежные средства на сумму свыше 159 млн. руб. в качестве авансов на приобретение строительных материалов и оплату работ, которые фактически не были выполнены, что повлекло тяжкие последствия в виде причинения МУП «ОКС» ущерба в особо крупном размере, и нарушения конституционных прав граждан на жилище, так как дома не были построены и сданы в эксплуатацию в установленный графиком срок8;

по программе сноса ветхого жилищного фонда, для определения подрядчика на выполнение указанных работ администрацией муниципального района проведен аукцион, по результатам которых определен подрядчик, с которым заключены муниципальные контракты. Затем администрацией был составлен и утвержден список из 125 домов, подлежащих сносу в рамках исполнения данных контрактов, в который включен 21 дом, уже фактически не существовавшие в связи с их сносом в более ранние периоды времени.

Подрядчик, заведомо зная о физическом отсутствии домов, не заявил об изменении контрактов в сторону уменьшения, внес в акты приемки выполненных работ все объемы работ, как выполненные, а должностные лица администрации на основании представленных актов, утвердили их, затем были незаконно перечислены денежные средства за фактически не выполненные работы по сносу ветхого жилищного фонда;

между Государственным заказчиком и ООО заключен государственный контракт на приобретение квартир в доме в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» посредством перечисления застройщику денежных средств, а также заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по строительству жилого дома. По акту приемки-передачи были приняты 70 квартир, приобретенных по государственному контракту. Согласно акта экспертного исследования общая стоимость невыполненных работ составляет свыше 500 тыс. руб. Таким образом, подрядчик, действуя из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества, путем завышения объемов выполненных работ в актах о приемке выполненных работ совершил хищение денежных средств в сумме свыше 500 тыс. руб.;

хищение исполнителем денежных средств, выделенных на проведение работ по сносу ветхо-аварийных домов и дворовых построек, путем невыполнения взятых обязательств и введения в заблуждение заказчика о выполнении работ в полном объеме9;

руководители подрядной организации, используя свое служебное положение, путем обмана и злоупотребления доверием, сообщали гражданам - участникам республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», заведомо ложные сведения о том, что из бюджета оплачивается и гражданам бесплатно предоставляется только площадь их квартир в ветхом жилье, а разницу в площади между предоставляемой квартирой и квартирой в ветхом жилье, граждане должны оплачи-

8 См.: Уголовное дело № 2010377530, возбужденное СО ОМВД России по г. Новошахтинску Ростовской области.

9 См.: Уголовное дело № 1603585, возбужденное СО ОМВД России по г.Копейску Ростовской области.

Борин Б. В.

СПОСОБЫ ХИЩЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ БЮДЖЕТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

вать за счет собственных средств застройщику по цене 20 тыс. рублей за 1 кв.м. площади квартиры1 .

4. Республиканская целевая программа «Переселение и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия:

при строительстве 500 индивидуальных жилых домов для переселения и обустройства жителей, проживающих в оползневой зоне руководитель ООО, выиграв конкурс и заключив договор на строительство, подготовил и подписал акты приемки выполненных работ по унифицированной форме КС-2 (акт формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат, по унифицированной форме КС-3 (справка формы КС-3), в которые включил сведения о фактически невыполненных объемах работ, завышенных качественных показателей выполненных работ и примененных материалов, завышенных сведений по объему выполненных работ, тем самым похитил бюджетные денежные средства в размере свыше 4 млн. рублей11.

5. Подпрограмма «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»:

зная, что она не является вдовой участника Великой Отечественной войны и не имеет права на получение субсидии на улучшение жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», С. предоставила фиктивные документы, необходимые для получении социальной выплаты, содержащие заведомо недостоверные сведения, и получила денежные средства в размере свыше 1 млн. руб.12;

в рамках программы - «Об оказании материальной помощи по ремонту квартир и домов инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» утвержденной Постановлением администрации г. Бугуруслана, руководитель ООО заключил муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд на проведение комплекса работ по ремонту жилых помещений у участников Великой Отечественной Войны, проживающих на территории г. Бугуруслана, получил авансовый платеж, подготовил акт о приемке выполненных работ, указав в нем невыполненные объемы работ13.

6. Договор социального найма жилого помещения:

члены организованной преступной группы, зная порядок выделения жилых помещений в общежитиях (жилые помещения в общежитиях были предназначены для временного проживания граждан в период их работы в органах местного самоуправления ГО «г. Йошкар-Ола», муниципальных унитарных предприятиях и муниципальных учреждениях городского округа «г. Йошкар-Ола»), сознательно их нарушая, не имея права заниматься вопросами выделения данных помещений и заключением договоров специализированного найма в нарушение существующего порядка, из корыстных побуждений, реализовывали гражданам, не состоящим в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениям, ком-

10 См.: Уголовное дело № 47529, возбужденное СЧ СУ МВД по Чувашской Республике.

11 См.: Уголовное дело № 11160051, возбужденное МСО СЧ ГУ МВД России по СКФО.

12 См.: Уголовное дело №34/49, возбужденное СО МО МВД России «Шарлыкский» Оренбургской области.

13 См.: Уголовное дело №11/421, возбужденное СЧ СУ УМВД России по Оренбургской области.

наты и помещения в общежитиях, без оформления соответствующих документов (ходатайств, решений жилищных комиссий, постановлений мэра г. Йошкар -Ола). Члены ОПГ с целью обмана и введения в заблуждение граждан, приобретающих комнаты и помещения в общежитиях, с целью придания видимости законности своей деятельности, первоначально заключали договора специализированного найма от имени МУП «РЭО и НФ», в котором они работали и которое не имело право на предоставление жилых помещений, при этом объясняя, что данный договор временный и в дальнейшем граждане смогут приватизировать приобретенные комнаты и помещения в свою собственность1 .

7. Хищения бюджетных средств, предоставляемых на безвозвратной основе на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках мероприятий программы: «Социальное развитие села до 2013 года» и Государственной программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года.

Данные программы предусматривают предоставление социальных выплат за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности, софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа.

Для хищения указанных выплат используются следующие приемы:

а) составление подложных документов сельскими жителями, а также различными должностными лицами (должностными лицами Управлений сельского хозяйства и продовольствия областей, главами администраций сельских поселений и др.) о необходимости улучшения жилищных условий, в том числе, им самим или их родственникам.

Так, в Рязанской области в ходе проверки целевого расходования бюджетных средств, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, установлено, что житель с. Кулики, Шацкого района, не являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имея правовых оснований на получение субсидий для улучшения жилищных условий, подделал выписку из решения администрации Тарадеевского сельского округа о том, что он состоит на учете по улучшению жилищных условий. На основании представленных подложных документов он получил субсидию на общую сумму 300 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 150 тыс. рублей;

б) завышение стоимости приобретаемого жилья жителями сел путем представления подложных документов с завышенной стоимостью приобретаемого жилья;

в) составление жителями сел в сговоре со строителями подложных актов приемки выполненных работ по строительству домов;

г) представление гражданами, не имеющими никакого отношения к сельскому хозяйству и не проживающими в сельской местности, в отдел архитектуры, строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципальных образований подлож-

14 См.: Уголовное дело № 920955, возбужденное СЧ СУ при МВД по Республике Марий Эл.

ных документов о том, что он является молодым специалистом предприятия АПК и нуждается в жилье.

При этом наряду с хищением бюджетных средств совершаются и должностные преступления, в частности: халатность; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий, служебный подлог и др.

Список литературы:

1. Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. III. - М., 1079.

2. Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). - М., 1969.

3. Борин Б.В. Способ совершения преступлений экономической направленности в теории оперативно-розыскной деятельности // Бизнес в законе. - 2014. - №1.

4. Васильев А. Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. - М., 1984.

5. Гасанова Ш.Ш. Проблемы совершенствования норм об ответственности за экономические преступления // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №3.

6. Грищенко А.Н. Основные виды злоупотреблений, совершаемых при проведении аукционов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство, и некоторые меры по их устранению // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №1.

7. Жордания И. Ш. Структура и правовое значение способа совершения преступления. - Тбилиси: Изд-во «Сабчота Са-картвело», 1977.

8. Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970.

9. Колмаков В.П. Значение для расследования точного установления способов совершения и сокрытия преступлений против жизни // Труды Харьковского гос. медицинского института. - Харьков, 1956. Вып.5. С. 193-202.

10. Танасевич В. Г. Основные способы совершения и сокрытия хищений и их значение для расследования // Методика расследования хищений социалистического имущества. Вып.1. - М., 1976.

11. Борин Б. В. Способ совершения преступлений экономической направленности в теории оперативно-розыскной деятельности // Бизнес в законе №1, 2014, с. 162-164

12. Борин Б. В. Понятие, определение и значение оперативно-розыскной характеристики преступлений экономической направленности // Пробелы в российском законодательстве №1, 2014, с. 202-205

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Борина Б. В. на тему: «Способы хищений денежных средств, совершаемых при бюджетном строительстве жилья»

Задача обеспечения резкого увеличения объемов жилищного строительства занимает особое место. Желающих улучшить условия проживания - более 31 млн. семей, или 61% населения. Средняя обеспеченность жильем в России -19,3 кв. м на человека, а, например, в Германии -35, Швеции, Норвегии и Канаде - 40 , США - 70. Обеспечение граждан достойными жилищными условиями, доступными по способу приобретения, является одним из основных направлений социальной политики Российского государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение задачи обеспечения граждан жилищными условиями в настоящее время осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Его основу составляет принятая постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 -2015 годы, «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», предусматривающая улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не обладающих достаточными собственными средствами, в частности, ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов.

При реализации указанных программ и подпрограмм достаточно часто совершаются различные злоупотребления, направленные на хищения денежных средств. В связи с этим, автором классифицированы виды и способы совершения различных преступлений, в том числе хищений, совершаемых в рамках реализации различных программ и подпрограмм, систематизированы приемы совершения указанных преступлений.

Рецензируемая статья будет представлять интерес как для практических, так и научных работников и профессорско-преподавательского состава.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что данная статья представляет научный и практический интерес, является актуальной и может быть рекомендована для опубликования.

Рецензент:

Главный научный сотрудник НИЦ № 3

ФГКУ «ВНИИ МВД России»

доктор юридических наук, профессор

В. Д. Ларичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.