Научная статья на тему 'Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы'

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4861
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

развить. Таким образом, первоочередной задачей высшей школы становится формирование компетентности будущих учителей географии в видах познавательной деятельности, уровнях сформиро-ванности познавательных умений, в технологии постановки развивающих задач.

И. Б. Казицкая

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности.

Эдвард Фелпс

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Амос Коменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Идея воспитания у детей интереса к знаниям как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения возникла давно. На необходимость развития у детей интереса к школьным предметам и учебной деятельности указывали К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков и др. Н.А. Добролюбов призывал «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям», потому что «когда занимаются с охотой, то дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-за палки».

Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего, нужно показать интересное в самом языке, тогда мы приучим детей, как писал

73

И.И. Срезневский, вникать в средства, «представляемые языком для выражения мысли», а это основа для постоянной работы над собственной речью.

Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного. Разве не удивительно, что есть прилагательные краткие, которые не склоняются, как остальные, что есть существительные, которые почему-то не изменяются по числам, что некоторые собственные имена, являющиеся названиями единичных предметов, имеют формы только множественного числа (Карпаты, Альпы); а рассказывая о том, что было вчера или очень давно, мы нередко употребляем глаголы в форме настоящего и даже будущего времени.

Удивительного много. Но, конечно, надо уметь самому удивляться, показывать это удивительное и вызывать удивление. Язык -это чудо из чудес. И как увлекательно раскрывать его чудесные свойства!

Удивительное, интересное в языке - это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно. Осмысленное в иных взаимосвязях, с другой точки зрения это известное воспринимается по-иному. Разве не знают школьники, что в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные? А если начать урок так: «К нам в класс вошли два приятеля, два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит - его слышно, а другого очень трудно услышать, даже если он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?»

Добиться прочных знаний и навыков по русскому языку и литературе учитель может только в том случае, если он ясно представляет себе уровень подготовки каждого ученика, его индивидуальные пробелы. Работу над индивидуальными пробелами в знаниях учащихся нужно так вплести в ткань урока, чтобы не нарушалась его стройность, чтобы не отвлечь школьников от изучения нового материала, чтобы пробудить интерес и «не дать угаснуть огню любознательности». Прежде всего, проводим работу по индивидуальным карточкам, запись ошибок в специальную тетрадь «мои ошибки». Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время, групповая работа и работа в парах также способствуют повышению работоспособности учащихся, учитель и ученик становятся ближе друг другу, психологическая дистанция сокращается.

Дифференцированный подход в обучении, система интересных, творческих заданий достаточно высокая, но доступная образовательная «планка» помогает воспитывать в учениках такие важные качества личности, как потребность в знаниях и саморазвитии.

74

Учителю-словеснику, как никому другому, необходимо при планировании уроков использовать самые различные методы и приемы развития творческих способностей учащихся. Огромную роль на уроке играют ставшие традиционными занимательные рубрики: «Уроки вежливости», «Синтаксическая задача», «Петя Ошибкин», «Сказки про...».

Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знания. Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок - это урок обобщения и систематизации знаний. Значительно возрастает активность учащихся на уроках-диспутах, конференциях, викторинах, конкурсах. Здесь обязательна доля импровизации. В выступлениях много личного, идущего от себя. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Интригующим моментом, пружиной, воздействующей на интерес школьников, служит сама идея соревнования, выявление победителей. Девиз «кто лучше?» почти всегда притягивает большое количество желающих.

Так, в 9 классе после изучения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» можно провести урок-суд на тему: «Кто виноват в гибели Лизы?» Класс делится на судей и адвокатов. Учащиеся занимают позицию Лизы или Эраста. Заранее дома готовят речь (обвинительную или защитную), а на уроке выступают. Такая форма урока активизирует класс, и даже те учащиеся, кто не читал произведения, обязательно обсуждают вместе со всеми. Никто не остается в стороне.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ можно использовать при изложении нового материала, в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при закреплении изложенного материала. ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает

75

долю самостоятельной работы учащихся, позволяет углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно-практическим конференциям, семинарам. Мы считаем применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Особую неоценимую роль на уроке играет эмоциональный фон. Искренность учительского слова, его оригинальность, образность, привлечение произведений музыкального и изобразительного искусства позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. И если у учеников удается вызвать то, что древние греки называли катарсисом, то учитель испытывает настоящее счастье. Конечно, таких уроков не бывает много, но каждый из них памятен учителю и ученикам (урок-диспут по роману «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Мастер и Маргарита» Булгакова; творческий урок «Письмо герою из XXI века» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Достичь пика эмоциональной чувствительности непросто, но чрезвычайно важно, потому что именно в такие моменты и происходит формирование нравственных качеств личности: чести и ответственности, свободы и воли, доброты и любви, стыда и совести.

Например, на уроках литературы, начиная цикл занятий по творчеству Лермонтова, можно обратиться к детям: «Представьте, что вы сейчас сказали, придумали что-то такое, что покажется очень важным взрослым, серьезным людям. И даже тем, кто будет жить через 200 лет после вас. Тяжело? А вот 175 лет назад такое чудо произошло! 15-летний мальчик, которого бабушка ласково назвала Мишель, создал несколько шедевров, которые сейчас где-нибудь в лондонской библиотеке читает седовласый профессор и волнуется. Ему и в голову не приходит, что общается-то он, по существу, с мальчишкой, хотя знает, кем и когда написаны стихи. Не чудо ли?»

Учитель на уроке и актёр, и режиссёр, и сценарист. Но в центре всей деятельности всегда находится ученик, его переживания, эмоции, личностная позиция. Русская литература всегда основывается на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. Поэтому на вопрос: «Для чего надо изучать литературу», учащиеся отвечали: «Чтобы разбираться в жизни, быть воспитанными и образованными». Задача учителя - приобщить учеников к общече-

76

ловеческим ценностям, показать образ нравственного поведения, расширить жизненный опыт детей, научить понимать других.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания - трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.

Г. Д. Кириллова

Динамика процесса обучения как условие развития познавательных возможностей учащихся начальных классов

Системно-деятельный подход свидетельствует о том, что целостность процесса обучения определяется взаимосвязью его содержания, методов и организации. Необходимо определить условия, при которых эта взаимосвязь обеспечивает динамику процесса обучения и тем самым способствует развитию учащихся.

Будучи целью и средством, содержание учебного материала дает возможность включать учащихся в разные виды деятельности. Так, при чтении текста используются такие приемы методики обучения, как выразительное чтение, составление плана, постановка вопросов, выделение ключевых слов, зарисовка эпизодов, организуется наблюдение и многие другие. При решении арифметической задачи записывается краткое условие, делаются чертежи, моделируется структура задачи, составляются формулы, обратные задачи, замена числовых величин и т. п. Однако при этом необходимо помнить, что организация способов деятельности также является целью и средством обучения. Поэтому они применяются не только с целью изучения учебного материала, но и развития познавательных возможностей учащихся. Из всех показателей развивающего обучения - самостоятельность, компетентность, активность, развитие личности - мы выбираем наиболее емкое -

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.