Научная статья на тему 'Способность к адаптации как преимущество в конкурентной борьбе'

Способность к адаптации как преимущество в конкурентной борьбе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2198
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / COMPETITIVE BEHAVIOR / POSITIVE AND NEGATIVE FACTORS OF ADAPTATION / ADAPTATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеева В.В.

В статье определены основные направления адаптации предприятий к изменчивой бизнес-среде. Выявлена четкая взаимосвязь типа адаптации предприятия с соответствующим типом его конкурентного поведения. Предложена схема формирования стратегии адаптации и дерева адаптационных мероприятий, реализация которых способна обеспечить достижение заданного уровня конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY TO ADAPT HOW COMPETITIVE ADVANTAGE

The paper identified key issues for enterprises to adapt to the changing business environment. A clear link type of enterprise adaptation to the respective type of its competitive behavior. We propose a scheme of adaptation strategies, and tree adaptation measures, implementation of which is able to achieve a given level of competitiveness of enterprises.

Текст научной работы на тему «Способность к адаптации как преимущество в конкурентной борьбе»

- проводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ).

На этом этапе также целесообразна разработка карт знаний, о которых следует сказать подробнее. Под разработкой карты знаний понимают определение местонахождения тех или иных знаний внутри организации. В более общем понимании картой знаний называют принципы структурирования знаний. Она может сводиться как к простому перечислению фамилий и должностей носителей знаний с указанием подразделения, к которому они принадлежат, так и обозначать сложную поисковую систему с гипертекстовыми ссылками на базы данных специалистов, материалов исследований и рефератов. Карты знаний часто также называют таксономией знаний, составление которой дает компании общее представление относительно специальных знаний, требующихся для ведения бизнеса.5

Далее определяются приоритеты при создании системы с учетом имеющихся у организации знаний, с тем, чтобы СУЗ быстро начинала давать отдачу;

- устанавливаются базовые правила создания СУЗ;

- проводится анализ потребностей предприятия в целях выбора подходящего сервера для управления знаниями.

Важным мероприятием на данном этапе является согласование СУЗ со стратегией предприятия, что включает в себя:

- изучение путей изменения современных способов управления знаниями с целью привести их в соответствие со стратегическими планами организации;

- проведение SWOT-анализа современного состояния управления знаний в организации в качестве основы для построения карты знаний;

- выявление, формулирование и проверка четких связей между

управлением знаниями и стратегией предприятия, их изучение и оценка;

- перенос связей между управлением знаниями и стратегией организации в конкретные проектные характеристики создаваемой СУЗ;

- формулирование диагностических вопросов для правильного группирования знаний и сокращения количества их перемещений;

- составление обоснования целесообразности проекта создания СУЗ для внутреннего пользования;

- определение балансов при использовании СУЗ между эксплуатацией и исследованиями, поставками just-in-time (точно вовремя) и keep-it-coming (страховой запас), а также кодификацией и персонализацией;

- выявление факторов, критичных с точки зрения успешного создания и функционирования СУЗ.

Литература:

1. Рагулина Ю.В. Влияние экономики знаний на развитие промышленного производства. М.: МПГУ, 2008.

2. Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.

3. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: Пер. с англ. — М.: Поколение, 2007.

4. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления/Под ред. В.В.Попкова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

5. Инновационный путь развития для новой России. Под ред.В.П. Горегляда М.:Наука, 2005

5 Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. С. 202.

СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО В КОНКУРЕНТНОЙ

БОРЬБЕ

Дорофеева В.В., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга филиала Байкальского государственного университета экономики и

права в г. Братске, к.э.н., доцент

В статье определены основные направления адаптации предприятий к изменчивой бизнес-среде. Выявлена четкая взаимосвязь типа адаптации предприятия с соответствующим типом его конкурентного поведения. Предложена схема формирования стратегии адаптации и дерева адаптационных мероприятий, реализация которых способна обеспечить достижение заданного уровня конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: адаптация; конкурентное поведение; позитивные и негативные факторы адаптации; стратегия адаптации.

THE ABILITY TO ADAPT HOW COMPETITIVE ADVANTAGE

Dorofeeva V., Chair of Management and Marketing Department of the branch of Baikal National University of Economics and Law in Bratsk,

PhD in Economics, associate professor

The paper identified key issues for enterprises to adapt to the changing business environment. A clear link type of enterprise adaptation to the respective type of its competitive behavior. We propose a scheme of adaptation strategies, and tree adaptation measures, implementation of which is able to achieve a given level of competitiveness of enterprises.

Keywords: adaptation; competitive behavior; positive and negative factors of adaptation; adaptation strategy.

Кризисная ситуация, ставшая характерной для многих российских промышленных предприятий в последние годы, привела к осознанию необходимости изменения методов управления, целевой ориентации предприятий, а также анализа влияния факторов внешней и внутренней среды. Большинство отечественных предприятий, располагавших налаженной системой производственно-хозяйственной деятельности оказались неспособны адекватно и осознанно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в силу неразвитости рыночных инструментов гибкого, адаптивного управления. Проблема адаптации предприятий к изменениям внешней среды приобрела новые черты, когда достигнутое предприятием статичное состояние становится временным явлением, из-за существенного увеличения уровня изменчивости и влияния неопределенности.

Стратегическим ориентиром нынешней структурной перестройки национальной экономики должно быть становление конкурентос-

пособного, высокотехнологичного наукоемкого производственного сектора, способного обеспечить условия равноправного партнерства в мировом экономическом сообществе. Перед руководителями отечественных предприятий остро стала задача формирования и реализации стратегии опережающего развития. Необходимо «быть на шаг впереди в принятии решений» [2, с. 39]. Реализация этих требований возможна на основании последовательного применения арсенала теории адаптации предприятия, ее научно-практического и методического инструментария в рамках предметного пространства.

Адаптация тесно связана с рыночной деятельностью российских предприятий в конкурентной среде, поскольку характеризует не только процесс их функционирования на рынках сбыта, но и результаты, достигаемые при этом. Современный рынок подвержен постоянным изменениям, в том числе масштабного характера (глобализация, приватизация, новые информационные и маркетинговые технологии). «Скорость изменений так велика, что приспособляемость к

ним становится сейчас существенным преимуществом в конкурентной борьбе» [4, с. 19]. В условиях изменений предприятия-товаропроизводители, стремящиеся к укреплению своих конкурентных позиций, должны отказываться от прежних методов работы и ориентироваться на новые подходы, принципы и методы организации и ведения бизнеса, в основе которых лежит адаптация: предприятия -к нестабильным рыночным условиям бизнес-среды; маркетинга - к возможностям киберпространства; товара - к изменяющимся потребностям клиента; работника - к новым технологиям и условиям производственной деятельности; технологий - к соответствию общепринятым международных стандартам; потребителя - к возможностям Интернет, электронного маркетинга; человека - к среде обитания, трансформирующийся и изменяющей условия жизнедеятельности. Способность к адаптации - один из основных факторов успеха предприятия на товарном рынке, работника - на рынке труда, технологии - на инвестиционном рынке, товара - на рынке потребителя.

Констатируя необходимость адаптации как способа не только выживания, но и дальнейшего развития предприятия, ряд авторов в своих публикациях предлагают реализовать отдельные адаптационные меры по некоторым направлениям, или только акцентируют внимание на целесообразности разработки комплексной системы адаптации, ее отдельных подсистем. Однако вопросы организационно-экономического обеспечения процесса адаптации предприятий к изменениям бизнес-среды до сих пор остаются недостаточно полно изученными. В частности, не определена связь типа адаптации предприятия с его поведением в конкурентной борьбе.

Между тем, по мнению автора, каждый тип адаптации предприятия имеет взаимосвязь с соответствующим типом его конкурентного поведения (табл. 1).

В случае пассивной адаптации к внешней среде обеспечивается функционирование системы в стабильной, несложной и достаточно определенной среде, осуществляется выбор наиболее благоприятных условий деятельности организации из тех, что уже имеются в сложившейся «нише» внешней среды. В основе данного механизма -стратегия пассивного выживания предприятий.

Активная адаптация к внешней среде направлена на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые «ниши». Адаптационная реакция организации на изменения во внешней среде проявляется в быстрой обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения. В основе механизма - стратегия активного выживания предприятий.

Механизмы, направленные на превентивное формирование внешней среды, используются для создания наиболее благоприятных условий для функционирования организации. В основе данных механизмов - стратегия активного воздействия на бизнес-окружение.

Автор полагает, что исходя из экономической сущности адаптации предприятий, в качестве основных направлений ее осуществления могут быть выбраны:

• реструктуризация, предусматривающая осуществление организационно-экономических, правовых, технических мероприятий, направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно-правовых форм, направленная на финансовое оздоровление, увеличение объемов выпуска

конкурентоспособной продукции, повышение эффективности производства;

• санация, как система последовательных взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, производственно-технического, организационного, социального характера, направленных на оздоровление предприятия, обеспечение его жизнеспособности и прибыльной деятельности;

• перепрофилирование производства, реконструкция, модернизация, расширение основных фондов;

• улучшение, перестройка, реинжиниринг бизнес-процессов;

• организация эффективной маркетинговой деятельности, ориентирующая деятельность предприятия на удовлетворение меняющихся потребностей потребителей;

• внедрение в управление экономического механизма корпоративного менеджмента, в том числе бюджетирования и контроллинга;

• разработка и реализация программ технико-технологических реформ, направленных на структурные, технические и технологические преобразования в производстве, которые будут обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции;

• внедрение новых материалов и технологий их обработки;

• активное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью разработки товаров рыночной новизны, «пионерных» товаров;

• разработка и внедрение интегрированных маркетинговых коммуникаций, корпоративной информационной системы;

• разработка и реализация инновационных и предпринимательских программ комплексного использования рыночных возможностей;

• внедрение механизма социального партнерства с целью обеспечения заинтересованности наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства, в социальном благополучии;

• интенсивная инновационная деятельность на основе инвестирования производства, подготовки кадров, научно-прикладных исследований и разработок;

• разработка организационно-экономического механизма внедрения стратегии развития и эффективного использования трудового потенциала.

В условиях рыночной экономики независимо от типа, направления и вида адаптация представляет собой перманентный, многогранный и сложный процесс приспособления функциональной деятельности предприятия, его стратегических единиц бизнеса, внутренней среды к неопределенности внешнего окружения с целью обеспечения жизнедеятельности и устойчивого конкурентного положения предприятия на рынках сбыта.

Исходя из миссии и стратегических целей предприятия на основе применения различных методик анализа макро-, микро- и внутренней среды намечаются соответствующие цели и задачи адаптации предприятия к будущим изменениям бизнес-среды в зависимости от его жизненного цикла (ЖЦП).

Существуют различные подходы к идентификации циклов (этапов) функционирования предприятия [3; 5]. Суть одного из наиболее рациональных подходов заключается в выделении пяти этапов жизненного цикла предприятия: 1 - эксплерентный, 2 - патиентный,

Таблица 1. Взаимосвязь типа конкурентного поведения и типа адаптации предприятия

Тип конкурентного поведения Характеристика Тип адаптации

1 .Креативный (творческий) Создание управленческих, технологических, организационных новшеств, обеспечивающих преимущества предприятия на рынке; значительные затраты на проведение НИОКР Превентивный

2.Приспособительный Учет инновационных изменений в производстве; попытка опережения действий конкурентов, связанных с модернизацией производства; неуверенность в инновационных возможностях Активный

3.Обеспечивающий Стремление к продолжительной стабилизации рыночного положения предприятия за счет обеспечения высокого уровня привлекательности продукции; стремление предприятия к сохранению «статус кво»; стремление копировать достижения конкурентов Пассивный

Этап Фактор адаптации предприятия,

ЖЦП способствующий развитию ведущий к кризису

1.Экспле-рентный Высокая мобильность кадров в освоении новых видов деятельности; мобильность и гибкость при переходе к радикальным новациям Низкий уровень эффективности маркетинговой деятельности; неподготовленность рынка к товарам предприятия-эксплерента

2. Патиентный Мобильность и гибкость при переходе к новациям; способность к изменению научной направленности предприятия-патиента, умение формировать потребности рынка (спрос), исходя из своих возможностей Ограниченность ресурсов, способных перестраиваться в процессе жизнедеятельности предприятия-патиента; неумение формировать потребности рынка (спрос), исходя из своих возможностей

3. Виолентный Конкурентоспособность продукции; наличие коллектива, работающего над имиджем предприятия-виолента; умение работать с клиентами; признание маркетинга как интегрирующей функции предприятия; мобильность внутренней среды Организационная инертность структуры; консерватизм в нововведениях; слабая приспосабливаемость и слабая реакция на продукцию рыночной новизны; малодинамичные научные структуры

4.Коммутант ный Умелое удержание своего покупателя, конкурентоспособность продукции; эффективный маркетинг, конкурентоспособность предприятия Организационная инертность; малодинамичные научные структуры; невозможность вносить значительные усовершенствования в продукцию

5.Летаентный Диверсификация с полным изменением профиля деятельности; полная и/или частичная замена технологических процессов; замена персонала предприятия-леталента Неспособность реструктурировать предприятие; невозможность диверсифицировать деятельность; ослабление рыночных позиций

Таблица 2. Характеристика факторов адаптации в зависимости от этапа ЖЦП

3 - виолентный, 4 - коммутантный, 5 - леталентный. Для каждого этапа характерны условия создания, ключевые принципы организации, особенности влияния положительных факторов, способствующих развитию предприятия и негативные факторы, являющиеся причинами кризиса.

Характеристики позитивных и негативных факторов адаптации приведены в табл. 2, составленной с учетом положений, представленных в работе под редакцией Е.М. Короткова [3; с. 111-120]. Это дает возможность выявить направления адаптации, по которым необходимо разрабатывать адаптационный план.

Нельзя не согласиться с тем, что под адаптацией следует понимать «процесс целенаправленного изменения параметров, структуры и свойств объекта в ответ на происходящие изменения» [1; с. 5]. Меры по адаптации привязаны к тем новшествам, которые внедряются на предприятии. При этом предпосылкой создания соответствующей системы адаптации является формирование стратегии адаптации.

Корпоративная стратегия адаптации фокусируется на вопросах взаимодействия предприятия с факторами среды бизнеса и интеграции его различных адаптационных мероприятий в единую организационно-экономическую систему адаптации предприятия в целом.

На уровне стратегических единиц бизнеса (стратегических коммерческих подразделений предприятия) формулируются конкурентные цели их адаптации: сохранение или изменение рыночной доли СЕБ; содержание, создание, обеспечение конкурентных преимуществ СЕБ на рынках сбыта. Конкурентные стратегии адаптации фокусируются на вопросах взаимодействия СЕБ предприятия с факторами микросреды.

На основе любого варианта портфеля адаптации возможно построение дерева адаптации, которое в наглядной форме представляет весь упорядоченный и обоснованный перечень адаптационных мероприятий, реализация которых позволяет обеспечить достижение заданного уровня конкурентоспособности предприятия.

В качестве примера приводится перечень мероприятий по адаптации, принятых к реализации в ЗАО «Гелиос» (г. Братск). На основании реальной информации построено дерево адаптационных мероприятий для данного производителя (рис. 1). Для этого были структурированы адаптационные меры по четырем уровням: 0 уровень - конечная цель; 1 уровень - общие направления адаптации; 2 уровень - локальные направления адаптации; 3 уровень - локальные меры по адаптации.

На уровне функциональных сфер деятельности разрабатываются функциональные цели адаптации: приспособление внутренней среды предприятия к внешним и внутренним изменениям; обеспечения компромисса между интересами групп влияния и структурных подразделений. Среди функциональных стратегий маркетинговая стратегия адаптации занимает соответствующее место в силу специфики самой маркетинговой деятельности.

При этом принятые обозначения расшифровываются следующим образом: 1.1.1 - разработка и внедрение стандартов предприятия; 1.1.2

- изменение стандартов деятельности предприятия; 1.1.3 - получение сертификатов, дипломов; 1.2.1 - разработка новых товаров, услуг; 1.2.2 - выявление новых способов использования товара; 1.3.1 -прием на работу ведущих специалистов; 1.3.2 - повышение по службе; 1.3.3 - повышение уровня квалификации кадров; 1.3.4 - кадровые перемещения; 1.4.1 - маркетинговые исследования; 1.4.2 - маркетинговая разведка; 1.4.3 - прогноз конъюнктуры рынка; 2.1.1 - расширение сферы деятельности; 2.1.2 - появление новых бизнесов; 2.1.3 -участие в совместном бизнесе; 2.2.1 - открытие новых филиалов; 2.2.2

- открытие новых подразделений; 2.3.1 - сертификация деятельности; 2.3.2 - получение патентов, лицензий; 2.3.3 - регистрация товарных марок; заключение партнерских соглашений: 3.1.1 - с покупателями, 3.1.2 - с подрядчиками; 3.2.1 - изменение партнерского статуса; 3.2.2 - деятельность в рамках партнерского статуса; 4.1.1 - проведение акций, лотерей, выигрышей и других мероприятий системы стимулирования сбыта; 4.1.2 - проведение особых мероприятий для клиентов; 4.2.1 - работа с УГР-клиентами; 4.2.2 - работа с постоянны-

s 00 s s я

ft ш tt

ми клиентами; 4.2.3 - этика обслуживания; 5.1.1 - участие в выставках; 5.1.2 - участие в конференциях, семинарах, симпозиумах; 5.2.1 -программа сотрудничества с региональными партнерами; 5.2.1 - программа сотрудничества с региональными властями; 5.3.1 - формальные PR-мероприятия; 5.3.2 - неформальные PR-мероприятия; 5.3.3 -программа сотрудничества с местными властями.

После разработки стратегии формируется портфель адаптации, который, по сути, представляет собой план внедрения обоснованного перечня конкретных адаптационных мер.

Можно утверждать, что разработка стратегии адаптации сводится к конкретизации комплекса мер, которые необходимо реализовать для обеспечения устойчивых конкурентных позиций предприятия на рынке.

Литература:

1. Адаптация промышленных предприятий к научно-техническим новшествам / под ред. В.Н. Гончарова. - М.: Наука, 1992. - 132 с.

2. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 374 с.

3. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э.М. Коротко-ва. М.: ИНФРА-М, 2000. - 432 с.

4. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Огане-совой. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 272 с.

5. Управление организацией: учеб.; под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. - 716 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.