Научная статья на тему 'Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности: сущностные характеристики'

Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности: сущностные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ПРОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ / МОТИВАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тезиков Дмитрий Александрович

Раскрыты теоретические аспекты способности будущего офицера проявлять инициативу в профессиональной деятельности. Выявлены следующие сущностные характеристики: способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, что не противоречит требованиям ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тезиков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ability of the future police officer to take the initiative in professional activities: essential characteristics

The article reveals the theoretical aspects of the future officer ability to take the initiative in their professional activities. The following essential characteristics are defined: the ability to think creatively and imaginatively, to solve the professional problems, to take the initiative, including the state of emergency and risk, to make better-organized manageable decisions in their daily activities and non-standard situations, to take the responsibility of them, which meets the requirements of the Federal state educational standards of higher education.

Текст научной работы на тему «Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности: сущностные характеристики»

gies, Vol. 19, No 4, pp. 118-122.

Контактная информация: niideu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2015

УДК 378

СПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ПОЛИЦИИ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дмитрий Александрович Тезиков, преподаватель, Волгоградская академия МВД России

Аннотация

Раскрыты теоретические аспекты способности будущего офицера проявлять инициативу в профессиональной деятельности. Выявлены следующие сущностные характеристики: способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, что не противоречит требованиям ФГОС ВПО.

Ключевые слова: способность, инициативность, проявление инициативы, мотивация, ответственность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p252-255

ABILITY OF THE FUTURE POLICE OFFICER TO TAKE THE INITIATIVE IN PROFESSIONAL ACTIVITIES: ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Dmitry Aleksandrovich Tezikov, the lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia

Annotation

The article reveals the theoretical aspects of the future officer ability to take the initiative in their professional activities. The following essential characteristics are defined: the ability to think creatively and imaginatively, to solve the professional problems, to take the initiative, including the state of emergency and risk, to make better-organized manageable decisions in their daily activities and non-standard situations, to take the responsibility of them, which meets the requirements of the Federal state educational standards of higher education.

Keywords: ability, initiative, take the initiative, motivation, responsibility.

Профессия работника полиции является опасной, требует проявления смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения быстро действовать в экстремальных условиях. В профессиональной деятельности от них требуется в любых условиях оперативно применять приемы самообороны для защиты себя и граждан, обезвреживания преступников. Только психологически подготовленные сотрудники, способные проявлять инициативу в профессиональной деятельности, в том числе в условиях риска, могут противостоять преступным посягательствам.

В тоже время, осуществление любой деятельности человеком предполагает обладание специфическими качествами, которые определяют его пригодность к ней и обеспечивают уровень успешности результата. Будущих офицеров в процессе обучения в вузе следует ориентировать на самостоятельный поиск грамотного разрешения проблемных вопросов, учить самостоятельно мыслить, а не только находить приемлемый вариант из известного их набора. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирует на то, чтобы вместе с расширением и углублением классических знаний формировать у будущих офицеров полиции способно-

сти креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10, ФГОС ВПО по направлениям подготовки 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 031001 «Правоохранительная деятельность», 031003 «Судебная экспертиза»). В современной психолого-педагогической литературе можно встретить разные интерпретации категории «способность». В силу этого основные направления изучения этого феномена представляется необходимыми для рассмотрения.

Анализ данного понятия в словарях показывает, что слово способность образовано от способ: «образ действия, прием, средства, подспорье»; пособие «помощь, поддержка, подмога»; пособить «оказать подмогу, способствовать, содействовать, сладить, справиться, совладать, изыскать средство, способ» [2: 638].

Словарь С.И. Ожегова рассматривает способность как «природную одаренность, талантливость; возможность, умение совершать какие-либо действия; внутреннее подспорье во всех начинаниях человека» [7: 755]. В словаре русского языка способности представляют собой субъективные особенности личности, которые определяют склонность к реализации какого-либо вида деятельности; свойства или состояния, дающие возможность осуществить что-либо; умение делать что-либо.

Исходя из вышеизложенного, под способностью мы понимаем возможность осуществлять какую-либо деятельность с учетом внутренней предрасположенности.

В тоже время категория «способности» является сложной, слитной и многогранной психологической категорией. В отечественной психологии исследование проблема способностей рассматривалась разными авторами.

Так, С. Л. Рубинштейн под способностями понимает «... сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [8: 317].

Первостепенное внимание Б.М. Теплов обращает на связь задатков и способностей. Способности, согласно автору, являются «индивидуально-психологическими особенностями, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей, не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивающие легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» [10: 224].

Таким образом, мы полагаем, что способность характеризуется умением оказывать помощь себе; умением внутри себя изыскивать средства для успешного осуществления какой-либо определенной деятельности, чтобы проявлять инициативу в профессиональной деятельности.

От внутренней силы человека зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, отношение к собственной деятельности. Об особой потребности внутренней целостности как одном из существеннейших факторов развития пишет В.В. Зеньковский [3: 129]. «Ценным является умение жить в гармонии с самим собой, наряду с развитыми коммуникативными навыками и социальной компетентностью», - утверждает А.Г. Маслоу [5: 43]. «В процессе развития создается собственный мир развития ребенка, который выступает для него в роли своеобразной "внутренней среды", достаточно автономной, чтобы стать подлинным источником и фактором его дальнейшего развития», -полагает Л.И. Божович [1: 28].

Итак, внутреннее побуждение к новым видам деятельности, главенствующая роль в каких-либо поступках являются основой проявления инициативы в профессиональной деятельности. Данное понимание категории «инициатива» совпадает с определением, которое дают словари (толковый, психологический, педагогический и т.д.) [4, 6].

Соответственно, проявление инициативы начинается с мотивации к действию, которая представляет собой адресное воздействие на внутренние чувства человека, которое приводит к вырабатыванию намерения. Также, результат такого процесса называют мотивацией, которая представляет собой состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное.

Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности активизирует мотивация, которая основана на ответственности перед обществом и самим собой за принятое решение. Аристотель считает, что там, где при принятии решения в вопросах, связанных с «делами человеческими», бытует свобода выбора, появляется ответственность [9].

Основными сущностными признаками социальной ответственности офицера полиции являются следующие: абсолютное осознание интересов современного общества и обязательный их учет в собственной практической деятельности; беспрекословное и осознанное подчинение своих интересов интересам профессии, в любых условиях выполнение поставленной задачи, способность офицера полиции предполагать социальные последствия своих действий и в интересах качественного решения профессиональных задач сознательно ее регулировать; профессиональная, идейно-политическая и социально-психологическая готовность к выполнению своего офицерского долга и др.

Обязанности сотрудника полиции представлены в статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (редакция от 12.02.2015, с изм. от 06.04.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.02.2015) и направлены на защиту граждан, обеспечение их безопасности и общественного порядка. Так ответственность офицера является результатом осознания выполнения обязанностей и требований к профессиональной деятельности в соответствии с нравственным долгом, правовыми и социальными нормами.

Анализ основных подходов к пониманию сущности способности будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности позволило выделить основные сущностные характеристики способности проявлять инициативу как ориентира в процессе обучения в вузах МВД:

- способность креативно мыслить;

- способность творчески решать профессиональные задачи;

- способность принимать оптимальные решения;

- способность нести за них ответственность.

Итак, способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности рассматривается как интегративное качество, когда человек не боится брать на себя ответственность за быстро принятое решение, не выходя за рамки действующего законодательства, содержащее личностные и профессиональные характеристики и являющееся результатом осознания выполнения обязанностей и требований к профессиональной деятельности сотрудника МВД в соответствии с нравственным долгом, правовыми и социальными нормами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль ; под ред. Н. Анашиной. - М. : АСТ, 2014. - 736 с.

3. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. - М. : Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996. - 272 с.

4. Камнев, Р.В. Формы и средства мотивации курсантов (слушателей) на занятиях по физической подготовке / Р.В. Камнев, А.Г. Карасев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 3 (30). - С. 113-117.

5. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1997. - 432 с.

6. Овчинников, В.А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход / В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2011. - № 17. - С. 135-138.

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Мир и Образование, 2015. -

976 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007.

- 720 с.

9. Сомов, А.В. Организационные и педагогические условия формирования ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Сомов А.В. - Воронеж, 2004. - 232 с.

10. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов.

- М. : Модэк, 2007. - 640 с.

REFERENCES

1. Bozovic, L.I. (1968), Personality and its formation in childhood, Education, Moscow.

2. Dal, V.I. (2014), Explanatory dictionary of the Russian language, in Anasini, N. (Ed.), AST, Harvest, Moscow.

3. Zenkovsky, V. (1996), The problems of education in the light of Christian anthropology, in. Alekseev, P.V. (Ed.), Publishing House of the brotherhood of St. Vladimir, Moscow.

4. Kamnev, V.R. and Karasev, A.G. (2014), "Forms and means of motivation of students (students) in the classroom for physical training", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, Vol. 30, No. 3, pp. 113-117.

5. Maslow, A.G. (1997), Distant limits of human psychology, translated by Tatibaeva, A.M., in Akulina, N.N. (Ed.), Eurasia, St. Petersburg.

6. Ovchinnikov, A.V. (2011), "Pedagogical system of physical training in higher educational institutions of the MIA of Russia: an innovative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, No. 17, pp. 135-138.

7. Ozhegov, S.I. (2015), The dictionary of the Russian language, in Skvortsova, L. (Ed.), Onyx, Peace and Education, Moscow.

8. Rubinstein, S.L. (2007), The basis of General psychology, in Brushlinsky, A., Abulkhanova-Slavske, K. (Ed.), Peter, St. Petersburg.

9. Somov, A.V. (2004), Organizational and pedagogical conditions offormation of responsibility of the Ministry of Internal Affairs to performance in extreme conditions, Dissertation, Voronezh.

10. Teplov, B.M. (2007), Psychology and psychophysiology of individual differences, Modec, Moscow.

Контактная информация: taekvondoroman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2016

УДК 796.412.2

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЕДУЩИХ ГИМНАСТОК МИРА

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Почетный судья (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Успехи российских гимнасток на самых важных международных соревнованиях на протяжении многих лет впечатляют, что свидетельствует о достижениях отечественной школы подго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.