Научная статья на тему 'Спортивный фанатизм в городе Омске. Организация работы с участниками фан-движения'

Спортивный фанатизм в городе Омске. Организация работы с участниками фан-движения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
326
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Банникова Н. В.

Спортивный фанатизм в России в настоящее время активно развивается. С целью своевременной организации работы с данным явлением необходимо изучать его исторические, социальные и психологические аспекты. Объектом нашего исследования стал спортивный фанатизм как разновидность молодежной субкультуры и специфика его проявления в городе Омске. Проблема исследования заключается в поиске путей эффективного воздействия на эту субкультуру. В результате проведенного исследования предложена теоретическая модель деятельности, которая содержит обоснование путей организации конструктивного воздействия на явление спортивного фанатизма с целью преодоления негативных тенденций его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports fanaticism in the city of Omsk, organization of fan movement

The sports fanaticism now actively develops in Russia. In order to organize work with that given phenomenon properly, it is necessary to study its historical, social and psychological aspects. Sports fanaticism as a variety of youth subculture and specificity of its display in the city of Omsk became an object of our research. The problem of research consists in the search of ways of effective influence on this subculture. As a result of the carried out research the theoretical model of activity which contains a substantiation of ways of the organization of constructive influence on the phenomenon of sports fanaticism with the purpose of overcoming of negative tendencies of its development is offered.

Текст научной работы на тему «Спортивный фанатизм в городе Омске. Организация работы с участниками фан-движения»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

УДК 796.01 1.1.

Н. В. БАННИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ В ГОРОДЕ ОМСКЕ,

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАСТНИКАМИ ФАН-ДВИЖЕНИЯ

Спортивный фанатизм в России в настоящее время активно развивается. С целью своевременной организации работы с данным явлением необходимо изучать его исторические, социальные и психологические аспекты. Объектом нашего исследования стал спортивный фанатизм как разновидность молодежной субкультуры и специфика его проявления в городе Омске. Проблема исследования заключается в поиске путей эффективного воздействия на эту субкультуру. В результате проведенного исследования предложена теоретическая модель деятельности, которая содержит обоснование путей организации конструктивного воздействия на явление спортивного фанатизма с целью преодоления негативных тенденций его развития.

Фан-движение в России представляет собой значимое социальное явление, которое может влиять на социальную жизнь общества. Фанаты в спорте, с учетом всех долгосрочных мировых тенденций не только развития собственно спорта, но и в целом социальных систем, — реальность, с которой надо считаться и с которой надо профессионально работать, минимизируя ее негативный социальный эффект. Поэтому такая молодежная субкультура, как спортивный фанатизм, нуждается в более глубоком и внимательном изучении специалистов различных областей. Исследователи спортивного фанатизма занимаются поиском возможных путей эффективного воздействия на данную молодежную субкультуру, рассматривая сообщества фанатов, в первую очередь футбольных, как социально-активную и опасную, близкую к криминальным субкультурам группу. Исследования последних лет в области зрелищного спорта и спортивного фанатизма ведутся в широком социальном контексте, околоспортивное движение привлекает социологов, психологов, журналистов, историков в области спорта.

Проведя анализ литературных источников и периодической печати, мы пришли к выводу, что в России объектом научных исследований становились фанаты футбольных клубов «Спартак» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) и некоторых других спортивных клубов крупных городов. Однако региональный фанатизм в настоящее время интенсивно развивается и, на наш взгляд, также нуждается в изучении.

Зародившись в конце 80-х годов XX века, движение омского спортивного фанатизма претерпело значительные изменения в структуре, увеличилось численно и оформилось в субкультуру. Компоненты субкультуры были заимствованы у фан-группировок столичных команд.

Спортивный фанатизм в городе Омске начал свое развитие в 1987 году. Первое время число приверженцев фан-движения не превышало 20 — 40 человек, но впоследствии число фанатов стало увеличиваться. Фан-объединение сформировалось вокруг хоккейной команды «Авангард», которая в то время выступала во второй лиге чемпионата России. «Мода» на фана-

тизм в провинциальных городах страны совпала с появлением в Омске спортивно-концертного комплекса «Иртыш», куда хоккейная команда «Авангард» перешла с открытого льда стадиона «Динамо». Часть фан-объединения в течение футбольного сезона поддерживала на стадионе «Красная звезда» футбольную команду «Иртыш».

За прошедший период в Омске прошло оформление спортивного фанатизма в субкультурное объединение с достаточно хорошо развитыми основными компонентами. В настоящее время в нашем городе насчитывается порядка 200 членов фан-объединения. Интерес спортивных фанатов сосредоточен преимущественно вокруг хоккейной команды «Авангард», наблюдается тенденция увеличения количества фанатов, а также существуют объективные предпосылки к этому. В то же время футбольный клуб «Иртыш-1946» испытывает дефицит стабильного зрительского интереса, борется за приобретение своего постоянного болельщика.

На увеличение интереса к хоккейной команде влияет политика, проводимая в области спорта в Омском регионе: активная пропаганда физической культуры и спорта, в том числе хоккея, успешное выступление команды в чемпионате России, развитие спортивной инфраструктуры. В Омске были построены два крупных спортивных сооружения: в 2006 году — спортивный комплекс «Авангард» для занятий детско-юношеских команд, в 2007 году — «Арена-Омск», в этом спорткомплексе теперь проводятся домашние матчи ХК «Авангард». Отметим, что если СКК им. В. Блинова, где прежде играла хоккейная команда, имеет 3000 мест для зрителей, то в комплексе «Арена-Омск» их количество более 10 тысяч (в том числе 200 мест выделено под фан-сектор). Все эти события позволяют поднимать интерес к хоккею в городе Омске, привлекать все больше болельщиков на трибуны современного спортивного комплекса, увеличивать число приверженцев фан-движения.

В Москве постоянную активную поддержку команде «Авангард» обеспечивают так называемые «московские ястребы» — это объединения фанатов, состоящих из бывших омичей или жителей столицы,

которые болеют за «Авангард». «Московских ястребов» насчитывается порядка 300 человек, они находятся в постоянном контакте с омскими фанатами, следуют за командой «Авангард» в Ярославль, Санкт-Петербург, города Европы.

Небольшая часть фан-объединения «Сибирская язва» во время футбольного сезона осуществляет поддержку футбольной команды «Иртыш-1946» — участника первенства России во втором дивизионе зоны «Восток». На матчах команды «Иртыш-1946» хоккейные фанаты присутствуют в качестве обычных болельщиков. Активную поддержку на отдельной трибуне оказывают 40 — 50 человек.

Омские фанаты придерживаются определенных норм поведения и ритуалов, заимствованных у фан-объединений ведущих столичных команд и ставших общими для молодежной субкультуры спортивных фанатов России.

Социальный статус омских фанатов различен, это школьники, студенты вузов, сузов, рабочие разных специальностей, предприниматели, бизнесмены. Возраст спортивных фанатов Омска — от 13 до 45 лет. Спортивные фанаты имеют своих лидеров, которые осуществляют управление группами фанатов во время матчей и связь с руководителями спортивных клубов. Лидерами являются, как правило, взрослые люди. Спортивные фанаты совершают определенный набор практик: выезды на матчи в города команд-соперни-ков «Авангарда», специфическое поведение на трибунах, используют специальную символику, сленг. Вымышленные имена («ники»), по которым фаната знают внутри субкультурного объединения, имеет преимущественно мужская часть фанатов (Академик, Дима Берия, Патриарх, Подающий и др.).

Выезды на игры команды в другие города фанаты осуществляют по своей инициативе (в них участвует порядка 10—15 фанатов) и за свой счет, на особенно значимые матчи (например, игры плей-офф, финальные матчи) и в близлежащие города (Новосибирск, Тюмень) выезды организует спортивный клуб. Начиная с 2002 года ФК «Иртыш» перенял эту практику (отдельные фанаты выезжали в Новосибирск), но в сезонах 2005 — 2007 гг. организованные выезды не осуществлялись, как объяснили в PR-центре ФК «Иртыш», по причине недостатка финансовых средств.

J- •> СМИ -.Ъгдгры ккия k. j к

t

г " Лидеры фиит од.

г \

PR &грехф- Спорт нышЯ

цвитр К!’-". НКЮЫЦ&

явр ТЛЕ, ДОЮ

кхуол.

- J

he I. Модель втаннодоЛствня различны ж организаций cuyt! культурой спортивного фаватжша

Спортивные фанаты регулярно принимают в Омске фан-группы из других городов и оказывают им различную помощь (приобретение билетов, размещение), количество приезжих болельщиков зависит от удаленности города команды-соперника (из Магнитогорска, Новосибирска на матчи регулярного чемпионата приезжает порядка 50 фанатов, из Москвы — до 5 человек). По средствам интернет-связи омские болельщики и фанаты поддерживают отношения с хоккейными и футбольными фанатами разных городов России.

Шарфы, свитера, баннеры, флаги «клубных» цветов — обязательные атрибуты омских фан-объединений. Те лидеры фанатов, которые долгое время поддерживает команду на фан-секторе, имеют специально изготовленные «именные» свитера с надписью их «ника». «Королева фанатов» Марина Фесенко носит свитер с надписью Quin, лидер фанатов, традиционно первый начинающий «кричалки» — Подающий. Такие свитера обновляются каждый спортивный сезон, хоккейный клуб «Авангард» помогает своим фанатам в их изготовлении. Часть фанатов предпочитает свитера с фамилиями любимых игроков команды, такие имеются в широкой продаже.

Фанаты команды «Иртыш-1946» пользуются атрибутикой, которую выпускает футбольный клуб, а также атрибутикой с символикой иностранных команд (основываясь на личных симпатиях зарубежным футбольным клубам).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

ЕЭК ЭТТ СМИ £

а ' к 1

а

й ка каш ИктЕркет

и ? г м

О 1 3

г [= ниуэпьныЕ касап

= •к

£ личные как-ел 2

ь рв

!*■ распрострЕннкие знфоршдон через предот 3

■ Ё

о

П шехе :1) барьер недоЕрмя;

2) незаиЕомровзЕнве ЕмаиЕкльство среда;

1 3)ноеженне. 1циавд1щ&й ккз&екинюЕстсдаого аюбщегаа

ЕорректкроЕка гашкпж е поаЕдонцж иемстшас

05ptZEi.it

еы ъ

07 К? КЕЯ р5И£ЦЕ£

№ Л Модель коииувакацвоввого ироцсхтаспортиввого ы^сопргл'лсвво! целеелудмгорк4 ■ обществом в целом

В сезоне 2006 — 2007 гг. фанаты «Авангарда» заняли I место в конкурсе баннеров, организованном газетой «Советский спорт». В сезоне 2007 — 2008 гг. они продолжили свое участие в этом конкурсе. Лидеры омских фанатов отмечают, что они стараются творчески подходить к разработке полотнищ, в то время как некоторые их соперники изготавливают довольно «обидные» баннеры.

Для фанатизма крупных городов России характерно проявление насилия участниками фан-движения. В результате проведенного наблюдения в поведении спортивных фанатов города Омска не было выявлено асоциального поведения: во время спортивных матчей фанаты ведут себя эмоционально, экспрессивно, но не проявляют жестокости. Проанализировав мотивы присутствия на матчах, которые выделили сами фанаты города Омска при заполнении анкет, мы пришли к выводу, что омская субкультура имеет неагрессивный характер. Документально это было подтверждено ответом на наш запрос в УВД Омской области. В городе Омске во время футбольных и хоккейных матчей в сезонах 2003 — 2004, 2005 — 2006, 2006 — 2007 гг. инциденты и правонарушения с участием фанатов зарегистрированы не были.

На основании проведенных исследований мы выявили тенденции дальнейшего роста и развития спортивного фанатизма города Омска. Социальные изменения способны повлиять не только на расширение субкультуры спортивных фанатов, но и качественно изменить ее. Можно предположить, что с расширением численности состава, а также без целенаправленного взаимодействия с фан-объединениями, субкультурное движение может поменять свою природу.

Нами разработана модель взаимодействия различных организаций с фан-объединениями с целью преодоления негативных тенденций в развитии спортивного фанатизма (рис. 1). Модель включает в себя в качестве субъектов следующие составляющие: спортивный клуб, PR-центр (пресс-центр) спортивного клуба, средства массовой информации, болельщики, фанаты и их лидеры. Модель представляет собой систему мер, направленных на организацию специальной работы с фан-движением, включающих разнообразные формы работы, в реализации которых задействованы все субъекты модели.

Основной формой работы, объединяющей остальные элементы, является концепция деятельности спортивного клуба, рассчитанная на определенную целевую аудиторию и позволяющая достигать эффективной коммуникации с ней (рис. 2). Реализация концепции состоит из осуществления одной или системы (цикла) кампаний, в ходе которых проводятся специальные акции и мероприятия. Концепция — это строгая логическая последовательность действий, состоящая из 4 этапов: аналитическая работа, планирование, реализация и оценка эффективности.

На основании единой концепции, в которой отражена идеология клуба, взаимодействие спортивного клуба и команды со средствами массовой информации, фан-объединениями и их лидерами осуществляет пресс-центр. PR (пресс)-центр спортивного клуба в структуре коммуникационного процесса является источником информации (субъект), объектом воздействия служит целевая аудитория. Их взаимодействие реализуется с помощью информации, поступающей по определенным каналам. Информация, действуя на объект соответствующим образом, оказывает на него влияние, изменяет его состояние. Весь процесс протекает на фоне конкретной обстановки, а реакция общественности или целевой аудитории изучается с помощью обратной связи. Сведения об этом передаются по каналам обратной связи и используются для корректировки замысла и последующих действий. Модель коммуникационного процесса спортивного клуба с определенной целевой аудиторией и обществом в целом представлена на рис. 3.

Практическое применение представленной модели в деятельности спортивных клубов позволит сохранить движения спортивного фанатизма в рамках культуры и преодолеть негативные тенденции в его развитии.

БАННИКОВА Наталья Викторовна, аспирант кафедры «Теория и история физической культуры и спорта».

Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.

© Н. В. Банникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.