Научная статья на тему 'Спортивные сооружения и спортивный инвентарь в городских и сельских детских садах (проект «Садко»)'

Спортивные сооружения и спортивный инвентарь в городских и сельских детских садах (проект «Садко») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
946
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ / СООРУЖЕНИЕ / ИНВЕНТАРЬ / ОБОРУДОВАНИЕ / ИГРОВОЙ / ПЛОЩАДКА / БАССЕЙН / ЗАЛ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРЕНАЖЕР / ЭЛЕКТРОННЫЙ / ПРИСТАВКА / КОМПЬЮТЕР / ТЕЛЕВИЗОР / ДЕТСКИЙ САД / СЕЛЬСКИЙ / ГОРОДСКОЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зяблова Е.Р.

Цель работы сравнить городские и сельские детские сады на наличие и систематическое использование игровых и спортивных сооружений и спортинвентаря. Методы. В Ростовской области (Южный федеральный округ Российской Федерации) в мае-сентябре 2012 года было проведено анкетирование 55 воспитателей 6 городских и 8 сельских бюджетных детских садов. Результаты показали нехватку многих предметов спортивного инвентаря, особенно в сельских детских садах, а также существенно меньшее разнообразие спортинвентаря (p<0.005) и меньшее наличие спортивных залов (p<0.05) в сельских садиках по сравнению с городскими. Выводы. Детским садам, особенно в сельской местности, не хватает ресурсов и целевого финансирования для приобретения спортивного инвентаря и современного спортивного оборудования, а также для строительства и обустройства детских спортивных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зяблова Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные сооружения и спортивный инвентарь в городских и сельских детских садах (проект «Садко»)»

УДК: 373.24 : 796.02

СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ДЕТСКИХ САДАХ (ПРОЕКТ «САДКО»)

Е.Р. Зяблова - соискатель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК)

Москва

SPORTS FACILITIES AND EQUIPMENT AT URBAN AND RURAL PRESCHOOL CHILD CARE CENTERS IN RUSSIA: THE SADKO PROJECT

E. R. Ziablova - Ph.D. Student. Federal State Institution "Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports" Moscow

E-mail: tek745@mail.ru

Ключевые слова: спортивный, сооружение, инвентарь, оборудование, игровой, площадка, бассейн, зал, двигательная активность, тренажер, игровой, электронный, приставка, компьютер, телевизор, детский сад, сельский, городской.

Аннотация

Цель работы - сравнить городские и сельские детские сады на наличие и систематическое использование игровых и спортивных сооружений и спортинвентаря.

Методы. В Ростовской области (Южный федеральный округ Российской Федерации) в мае-сентябре 2012 года было проведено анкетирование 55 воспитателей 6 городских и 8 сельских бюджетных детских садов.

Результаты показали нехватку многих предметов спортивного инвентаря, особенно в сельских детских садах, а также существенно меньшее разнообразие спортинвентаря (p<0.005) и меньшее наличие спортивных залов (p<0.05) в сельских садиках по сравнению с городскими.

Выводы. Детским садам, особенно в сельской местности, не хватает ресурсов и целевого финансирования для приобретения спортивного инвентаря и современного спортивного оборудования, а также для строительства и обустройства детских спортивных сооружений.

Keywords: sports, sporting, facility, equipment, playground, sport court, swimming pool, sporting goods, fitness, gym, workout, physical activity, exercise, machine, gaming simulator, computer, television, child, children, preschooler, preschool, child care center, Head Start, kindergarten, urban, rural.

Abstract

Objective: To compare the availability of sports facilities and equipment used by 3-7 year old children in the urban and rural preschool child care centers (Centers) located in Southern Russia.

Methods: Fifty five consented preschool teachers from 6 urban and 8 rural government funded Centers completed a self-administered questionnaire during the months from May to September 2012.

The results have shown a lack of sports equipment in the rural area preschool child care centers (Centers). Rural Centers have significantly less variability of child sporting goods (p<0.005) and less indoor sport courts (p<0.05) compared to urban preschool children.

Conclusions: The Centers, especially in the rural areas, do not have enough resources and appropriatedfunds for purchasing sports equipment to equip their child sports facilities.

Благодарности. Автор статьи благодарит Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» за одобрение и поддержку проекта «САДКО», Управления образования администрации города и района, на территории которых было проведено данное исследование, и муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (детские сады) за всемерное содействие и помощь в его проведении, а также дошкольников и их родителей за проявленный интерес к данному проекту.

Введение. 17% городских и 42% сельских детей недополучают в детских садах рекомендованную двигательную активность (ДА) [2]. Отсутствие или нехватка спортивных сооружений и спортинвентаря могут являться причиной недополучения детьми ДА в детских садах.

Методы. В мае-сентябре 2012 года в 6 городских и 8 сельских детских садах Ростовской области (Южный федеральный округ Российской Федерации) было проведено анкетирование 55 воспитателей (60% городских и 40% сельских). Детские сады находятся в индустриально-развитом городе и пяти сельских поселениях, в которых проживает преимущественно русское население. Все участники исследования добровольно подписали информированное согласие. В анкете воспитатели отметили наличие, систематическое использование детьми и нехватку 25 предметов спортивного инвентаря, указали, какими электронными приставками дети в их группе пользуются для занятий ДА, а также какие игровые и спортивные сооружения имеются в садике и регулярно посещаются детьми. Средний возраст детей в группах по местности проживания указан в таблице 1. Характеристики воспитателей и дошкольников приведены в [2, 3].

Таблица 1.

Распределение групп по возрасту детей и местности проживания, n (%)

Местность Средний возраст детей в группе, лет

3 4 5 6 7

Город, n=30 (58%) 4 (13%) 8 (27%) 8 (27%) 7 (23%) 3 (10%)

Село, n=22 (42%) 3 (14%) 7 (32%) 7 (32%) 5 (23%) 0 (0%)

Всего, n=52 7 (13%) 15 (29%) 15 (29%) 12 (23%) 3 (6%)

Отсутствуют данные о возрасте детей в трёх группах

Анализ данных проведен в пакете SAS 9.3 (SAS Institute) с использованием тестов хи-квадрат, точного теста Фишера, теста Вилкоксона-Манна-Уитни и обобщенных линейных моделей с учетом кластеризации воспитателей по садикам.

Принятые обозначения: CI = 95% доверительный интервал, * обозначает статистически значимую разницу (p<0.05), ТВП - телевизионная приставка, КП - компьютерная приставка.

Результаты

1. Таблица 2 показывает наличие игровых и спортивных сооружений в детских садах. Детская игровая площадка имеется во всех садиках, спортивная площадка - в 64% садиков, плавательный бассейн - в одном городском садике, спортзал - во всех городских и в

38% сельских садов и тренажерный зал - в 50% городских садиков. Ни в одном сельском садике нет ни плавательного бассейна, ни тренажерного зала. Спортивный зал имеется у значительно меньшего числа сельских садиков (38%), чем у городских (100%), р<0.05.

Таблица 2.

Наличие игровых и спортивных сооружений в 14 детских садах

Местность п (%) Детская игровая площадка Спортивная площадка Плавательный бассейн Спортивный зал Тренажерный зал

Всего 14 (100%) 9 (64%) 1 (7%) 9 (64%) 3 (21%)

Город 6 (100%) 4 (67%) 1 (17%) 6 (100%) * 3 (50%)

Село 8 (100%) 5 (63%) 0 3 (38%) * 0

2. Таблицы 3а и 3Ь содержат мнение 33 городских и 22 сельских воспитателей о систематическом использовании их детскими группами игровых и спортивных сооружений

детского сада (в распределении по местности проживания и среднему возрасту детей в группе). 3 анкеты воспитателей не были включены в табл. 3Ь из-за отсутствия данных о возрасте детей в этих группах. Тренажеры имеются лишь в половине городских садиков и только 75% детей пользуются ими систематически, по всей видимости, из-за небольшого количества тренажеров относительно численности детей в садиках. В сельских садах существенно меньше детей (69%) систематически использует имеющуюся в садике спортивную площадку, чем в городских (93%), р<0.05. Вероятно, это связано с нехваткой данного ресурса на всех детей в сельских садах. Поскольку только 63% сельских садиков имеет спортплощадку на своей территории, то получается, что менее половины (43.5%) сельских детей систематически пользуются спортивной площадкой в детском саду. Особенно страдают в этой категории 5-летние дети: 3 группы (60%) 5-летних сельских детей систематически не пользуются имеющейся спортивной площадкой.

Таблица 3a.

Систематическое использование сооружений садика детскими группами

Местность п (%) Детская игровая площадка, п=54 Спортивная площадка, п=46 Плавательный бассейн, n=13 Спортивный зал, п=38 Тренажерный зал, n=16

Всего 52 (96%) 39 (85%) 10 (77%) 33 (87%) 12 (75%)

Город 31 (97%) 28 (93%) * 10 (77%) 30 (91%) 12 (75%)

Село 21 (95%) 11 (69%) * 0 3 (60%) 0

Таблица 3Ь.

Систематическое использование сооружений садика детскими группами

Средний возраст п (%) Детская игровая площадка, п=51 Спортивная площадка, п=43 Плавательный бассейн, п=11 Спортивный зал, п=35 Тренажерный зал, п=14

Всего 49 (96%) 36 (84%) 8 (73%) 30 (86%) 10 (71%)

3 года 7 (100%) 6 (86%) 0 3 (75%) 2 (50%)

4 года 15 (100%) 11 (96%) 2 (100%) 9 (90%) 2 (50%)

5 лет 13 (93%) 8 (67%) 1 (50%) 7 (78%) 2 (67%)

6 лет 11 (92%) 8 (89%) 3 (100%) 8 (89%) 3 (100%)

7 лет 3 (100%) 3 (100%) 2 (100%) 3 (100%) 2 (100%)

3. Общий балл спортинвентаря вычислен отдельно по каждой категории (наличие, систематическое использование и нехватка спортивного инвентаря) и является суммой ответов воспитателя (1=да, 0=нет) по 25 предметам спортинвентаря (максимально возможный бал равен 25). Как видно из таблицы 4, общий балл наличия спортинвентаря у сельских садиков существенно ниже, чем у городских садиков (** обозначает р<0.005). Отсутствующие предметы спортинвентаря вошли в общий балл систематического использования в виде нулевых значений. Поэтому балл систематического использования отражает не «популярность» имеющегося инвентаря, а показывает число систематически используемых предметов. Балл нехватки говорит о среднем числе недостающих предметов. Значимой разницы в общих баллах спортинвентаря по возрасту детей в группе не выявлено.

Таблица 4.

Общий балл спортинвентаря

Местность n =55 Балл наличия инвентаря в распоряжении детей Балл систематического использования Балл нехватки (нет, но нужен, или малое количество)

Mean (SD) Median (IQR) Mi n; Max Mean (SD) Median (IQR) Mi n; Max Mean (SD) Median (IQR) Mi n; Max

Всего 11.9 (3.7) 12.0 (5.0) 6; 20 8.5 (3.4) 8.0 (5.0) 3; 17 4.3 (3.8) 4.0 (4.0) 0; 17

Город, n=33 13.2 (3.9) ** 13.0 (6.0) 6; 20 8.9 (3.7) 8.0 (6.0) 3; 17 3.4 (3.2) 3.0 (4.0) 0; 17

Село, n=22 10.0 (2.5) ** 10.5 (3.0) 6; 14 8.0 (3.1) 8.0 (5.0) 3; 14 5.5 (4.3) 4.5 (7.0) 0; 14

Наименование предметов спортинвентаря и сравнение городских и сельских садиков детально по каждому предмету приведены в таблицах 5 и 6.

4. Наличие спортинвентаря. Во всех группах есть мячи, скакалки, обручи и песочницы. Большинство детских групп имеет в наличии шведскую стенку (76%), мат (69%), канат (69%), качели (82%), горку (73%) и лестницу (89%). Около половины групп имеют в своем распоряжении баскетбольное кольцо (58%). Ролики и трапеция имеются в 3% (n=1) городских групп, а ТВП - в 5% (n=1) сельских групп. Ни в одной группе нет коньков, лыж, скей-тов и КП (примечание: КП и ТВП могут применяться для ДА детей [1]). Городские дети примерно наполовину обеспечены гантелями (61%), турниками/брусьями (73%), сетками для лазания (39%), батутами (42%), велосипедами (45%) и спортивными тренажерами (52%). Однако сельские дети значительно уступают городским детям в наличии данного спортинвентаря. По сравнению с сельскими детьми, городские дети существенно лучше обеспечены: гантелями в 2.7 раза (RR=2.7, CI=1.0-7.1, p<0.05), турниками/брусьями в 1.8 раза (RR=1.8, CI=0.8-3.8; OR=3.9, CI=1.2-12.1, p<0.05), сетками для лазания в 2.9 раза (RR=2.9, CI=0.8-10.1; OR=4.1, CI=1.0-16.8, p<0.05), батутами в 9.3 раза (RR=9.3, CI=1.2-71.0, p<0.05), велосипедами в 2.4 раза (RR=2.4, CI=0.9-6.5; OR=4.1, CI=1.2-13.7, p<0.05), самокатами в 2.5 раза (RR=2.5, CI=0.8-7.5; OR=3.8, CI=1.0-13.5, p<0.05) и спортивными тренажерами (у сельских детей спортивных тренажеров нет вообще, Fisher p<0.05).

5. Систематическое использование детьми имеющегося в наличии спортинвентаря. Все дети систематически используют мячи (n=55), ролики (n=1) и ТВП (n=1). Большинство детей систематически использует скакалки (89%), обручи (98%), велосипеды (74%), качели (82%), горки (80%), лестницы (84%) и песочницы (91%). Около половины детей систематически использует гантели (44%), шведские стенки (45%), маты (47%), канаты (45%), са-

мокаты (68%) и баскетбольные кольца (56%). 43% городских детей (n=6) и 100% сельских детей (n=1) систематически пользуются батутами. Спортивные тренажеры систематически используют только 18% городских дошкольников. По сравнению с городскими детьми, в 2.7 раза больше сельских детей (RR=2.7, CI=0.9-7.6; OR=8.5, CI=1.4-51.5, p<0.05) систематически используют турник/брусья. С другой стороны, 62% городских детей систематически пользуются сетками для лазания, в то время как ни одна из трёх сельских групп, у которых есть эти сетки, регулярно ими не пользуется. Трапеция есть только в одной городской группе, но дети ее систематически не используют. Нет данных об использовании детьми в детских садах коньков, лыж, скейтов и КП по причине их отсутствия во всех городских и сельских группах.

6. Нехватка спортинвентаря (нет в наличии, но хотелось бы иметь, или есть, но на всех детей не хватает). Примерно половине всех детских групп недостает батутов (51%), велосипедов (49%), самокатов (49%) и спортивных тренажеров. Приблизительно четверти всех групп не хватает турников/брусьев (20%), качелей (24%) и горок (24%). Приблизительно четверти сельских групп недостает спортивных матов (27%), сеток для лазания (36%) и канатов (27%). По сравнению с городскими группами, сельским детским группам не хватает спортивных матов в 9 раз (RR=9.0, CI=1.1-74.8, p<0.05), сеток для лазания в 4 раза (RR=4.0, CI=1.1-15.1, p<0.05), канатов в 4.5 раза (RR=4.5, CI=0.9-22.3; OR=5.8, CI=1.1-32.1, p<0.05) и баскетбольных колец в 3.5 раза (RR=3.5, CI=0.9-13.5; OR=4.7, CI=1.1-20.7, p<0.05). В отличие от сельских детей, городским детям существенно недостает мячей (21%), Fisher p<0.05. По сравнению с городскими детьми, сельским детям значительно недостает шведских стенок (18%) и лестниц (18%), Fisher p<0.05. Относительно небольшому числу детских групп недостает обручей (5%), лыж (5%), скейтов (4%), роликов (11%), гантелей (15%), ТВП (13%) и КП (5%). Городским детям не хватает скакалок (3%), коньков (6%) и трапеций (6%), а сельским детям недостает песочниц (15%).

7. Отсутствие нужного спортинвентаря (нет в наличии, но хотелось бы иметь). Из тех детей, у кого нет в наличии данного инвентаря, он нужен детям в следующих пропорциях: гантели (27%), турник/брусья (41%), сетка для лазания (28%), канат (41%), батут (65%), велосипед (47%), самокат (53%), качели (50%), горка (60%) и спортивный тренажер (55%). Из тех сельских детей, у кого нет в наличии данного инвентаря, 43% детей также нужны шведские стенки, а 60% - маты и баскетбольные кольца. По сравнению с городскими детьми, сельским детям нужно больше спортивных матов (Fisher p<0.05) и в 3.9 раза больше баскетбольных колец (RR=3.9, CI=0.8-19.3; OR=8.2, CI=1.2-59.0, p<0.05).

8. Недостаток имеющегося в наличии спортинвентаря (есть в наличии, но на всех детей не хватает). Из тех групп, где данный инвентарь имеется в наличии, в основном 21% городских групп недостает мячей, 14% - батутов, 61% - велосипедов, 53% - самокатов, 12% -качелей и спортивных тренажеров. Среди сельских групп в основном недостает велосипедов (20%), качелей (26%), горок (21%) и песочниц (14%).

Таблица 5.

Спортивный инвентарь в городской и сельской местности, n(%)

Местность Мяч Скакалка Обруч Коньки Лыжи Скейт Ролики Гантели

1. Наличие спортинвентаря в детских группах, n=55

Город 33 (100%) 33 (100%) 33 (100%) 0 0 0 1 (3%) 20 (61%) *

Село 22 (100%) 22 (100%) 22 (100%) 0 0 0 0 5 (23%) *

Всего 55 (100%) 55 (100%) 55 (100%) 0 0 0 1 (2%) 25 (45%)

2. Систематическое использование детьми имеющегося спортинвентаря

n 55 55 55 0 0 0 1 25

Город 33 (100%) 29 (88%) 33 (100%) 1 (100%) 8 (40%)

Село 22 (100%) 20 (91%) 21 (95%) — — — — 3 (60%)

Всего 55 (100%) 49 (89%) 54 (98%) 1 (100%) 11 (44%)

3. Нехватка спортинвентаря (если нет в наличии или на всех не хватает) , п=55

Город 7 (21%) * 1 (3%) 1 (3%) 2 (6%) 2 (6%) 1 (3%) 3 (9%) 3 (9%)

Село 0 * 0 2 (9%) 0 1 (5%) 1 (5%) 3 (14%) 5 (23%)

Всего 7 (13%) 1 (2%) 3 (5%) 2 (4%) 3 (5%) 2 (4%) 6 (11%) 8 (15%)

4. Отсутствие нужного спортинвентаря

п 0 0 0 55 55 55 54 30

Город 2 (6%) 2 (6%) 1 (3%) 3 (9%) 3 (23%)

Село — — — 0 1 (5%) 1 (5%) 3 (14%) 5 (29%)

Всего — — — 2 (4%) 3 (5%) 2 (4%) 6 (11%) 8 (27%)

5. Недостаток имеющегося в наличии спортинвентаря

п 55 55 55 0 0 0 1 25

Город 7 (21%) * 1 (3%) 1 (3%) 0 0

Село 0 * 0 2 (9%) — — — — 0

Всего 7 (13%) 1 (2%) 3 (5%) — — — 0 0

Таблица 5

(продолжение)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мест ность Швед. стенка Мат Турник, брусья Трапеция Сетка д/лазан Канат Батут Велосипед

1. Наличие спортинвентаря в детских группах, п=55

Город 27 (82%) 26 (79%) 24 (73%) * 1 (3%) 13 (39%) * 26 (79%) 14 (42%) * 18 (55%) *

Село 15 (68%) 12 (55%) 9 (41%) * 0 3 (14%) * 12 (55%) 1 (5%) * 5 (23%) *

Всего 42 (76%) 38 (69%) 33 (60%) 1 (2%) 16 (29%) 38 (69%) 15 (27%) 23 (42%)

2. Систематическое использование детьми имеющегося спортинвентаря

п 42 38 33 1 16 38 15 23

Город 11 (41%) 10 (38%) 7 (29%) * 0 8 (62%) 12 (46%) 6 (43%) 13 (72%)

Село 8 (53%) 8 (67%) 7 (78%) * — 0 5 (42%) 1 (100%) 4 (80%)

Всего 19 (45%) 18 (47%) 14 (42%) 0 8 (50%) 17 (45%) 7 (47%) 17 (74%)

3. Нехватка спортинвента ря (если нет в наличии или на всех не хватает) , п=55

Город 0 * 1 (3%) * 4 (12%) 2 (6%) 3 (9%) * 2 (6%) * 13 (39%) 17 (52%)

Село 4 (18%) * 6 (27%) * 7 (32%) 0 8 (36%) * 6 (27%) * 15 (68%) 10 (45%)

Всего 4 (7%) 7 (13%) 11 (20%) 2 (4%) 11 (20%) 8 (15%) 28 (51%) 27 (49%)

4. Отсутствие нужного спортинвентаря

п 13 17 22 54 39 17 40 32

Город 0 0 * 2 (22%) 2 (6%) 3 (15%) 1 (14%) 11 (58%) 6 (40%)

Село 3 (43%) 6 (60%) * 7 (54%) 0 8 (42%) 6 (60%) 15 (71%) 9 (53%)

Всего 3 (23%) 6 (35%) 9 (41%) 2 (4%) 11 (28%) 7 (41%) 26 (65%) 15 (47%)

5. Недостаток имеющегося в наличии спортинвентаря

п 42 38 33 1 16 38 15 23

Город 0 1 (4%) 2 (8%) 0 0 1 (4%) 2 (14%) 11 (61%)

Село 1 (7%) 0 0 — 0 0 0 1 (20%)

Всего 1 (2%) 1 (3%) 2 (6%) 0 0 1 (3%) 2 (13%) 12 (52%)

Таблица 5

(окончание)

Местность Самокат Качели Горка Лестница Песочница Баскет. кольцо Тренажер ТВП КП

1. Наличие спортинвента ря в детских группах, n=55

Город 15 (45%) * 26 (79%) 26 (79%) 29 (88%) 33 (100%) 20 (61%) 17 (52%) * 0 0

Село 4 (18%) * 19 (86%) 14 (64%) 20 (91%) 22 (100%) 12 (55%) 0 * 1 (5%) 0

Всего 19 (35%) 45 (82%) 40 (73%) 49 (89%) 55 (100%) 32 (58%) 17 (31%) 1 (2%) 0

2. Систематическое использование детьми имеющегося спортинвентаря

п 19 45 40 49 55 32 17 1 0

Город 11 (73%) 20 (77%) 19 (73%) 22 (76%) 30 (91%) 13 (65%) 3 (18%) — —

Село 2 (50%) 17 (89%) 13 (93%) 19 (95%) 20 (91%) 5 (42%) — 1 (100%) —

Всего 13 (68%) 37 (82%) 32 (80%) 41 (84%) 50 (91%) 18 (56%) 3 (18%) 1 (100%) —

3. Нехватка спортинвентаря (если нет в наличии или на всех не хватает) , п=55

Город 17 (52%) 7 (21%) 5 (15%) 0 * 0 3 (9%) * 10 (30%) 5 (15%) 4 (12%)

Село 10 (45%) 6 (27%) 8 (36%) 4 (18%) * 3 (14%) 7 (32%) * 13 (59%) 2 (9%) 1 (5%)

Всего 27 (49%) 13 (24%) 13 (24%) 4 (7%) 3 (5%) 10 (18%) 23 (42%) 7 (13%) 5 (9%)

4. Отсутствие нужного спортинвентаря

п 36 10 15 6 0 23 38 54 55

Город 9 (50%) 4 (57%) 4 (57%) 0 — 2 (15%) * 8 (50%) 5 (15%) 4 (12%)

Село 10 (56%) 1 (33%) 5 (63%) 2 (100%) — 6 (60%) * 13 (59%) 2 (10%) 1 (5%)

Всего 19 (53%) 5 (50%) 9 (60%) 2 (33%) — 8 (35%) 21 (55%) 7 (13%) 5 (9%)

5. Недостаток имеющегося в наличии спортинвентаря

п 19 45 40 49 55 32 17 1 0

Город 8 (53%) 3 (12%) 1 (4%) 0 0 1 (5%) 2 (12%) — —

Село 0 5 (26%) 3 (21%) 2 (10%) 3 (14%) 1 (8%) — 0 —

Всего 8 (42%) 8 (18%) 4 (10%) 2 (4%) 3 (5%) 2 (6%) 2 (12%) 0 —

Таблица 6.

Спортивный инвентарь по возрасту детей в группе (лет), п (%)

Возраст Мяч Скакалка Обруч Коньки Лыжи Скейт Ролики Гантели

1. Наличие спортинвентаря в детских группах, п=52

3 7 (100%) 7 (100%) 7 (100%) 0 0 0 0 2 (29%)

4 15 (100%) 15 (100%) 15 (100%) 0 0 0 0 7 (47%)

5 15 (100%) 15 (100%) 15 (100%) 0 0 0 0 6 (40%)

6 12 (100%) 12 (100%) 12 (100%) 0 0 0 1 (8%) 6 (50%)

7 3 (100%) 3 (100%) 3 (100%) 0 0 0 0 2 (67%)

Всего 52 (100%) 52 (100%) 52 (100%) 0 0 0 1 (2%) 23 (44%)

2. Систематическое использование детьми имеющегося спортинвентаря

n 52 52 52 0 0 0 1 23

3 7 (100%) 7 (100%) 7 (100%) — — — — 0

4 15 (100%) 13 (87%) 14 (93%) — — — — 3 (43%)

5 15 (100%) 11 (73%) 15 (100%) — — — — 2 (33%)

6 12 (100%) 12 (100%) 12 (100%) — — — 0 4 (67%)

7 3 (100%) 3 (100%) 3 (100%) — — — — 1 (50%)

Всего 52 (100%) 46 (88%) 51 (98%) — — — 0 10 (43%)

3. Нехватка спортинвентаря (если нет в наличии или на всех не хватает) , п=52

3 0 0 2 (29%) 0 0 0 0 0

4 1 (7%) 1 (7%) 0 1 (7%) 1 (7%) 0 2 (13%) 3 (20%)

5 1 (7%) 0 1 (7%) 0 1 (7%) 1 (7%) 2 (13%) 2 (13%)

6 2 (17%) 0 0 1 (8%) 1 (8%) 1 (8%) 1 (8%) 3 (25%)

7 2 (67%) 0 0 0 0 0 0 0

Всего 6 (12%) 1 (2%) 3 (6%) 2 (4%) 3 (6%) 2 (4%) 5 (10%) 8 (15%)

Таблица 6

(продолжение)

Возраст Швед. стенка Мат Турник, брусья Трапеция Сетка д/лазан Канат Батут Велосипед

1. Наличие спортинвентаря в детских группах, п=52

3 2 (29%) 2 (29%) 3 (43%) 0 2 (29%) 3 (43%) 2 (29%) 2 (29%)

4 13 (87%) 9 (60%) 10 (67%) 0 4 (27%) 12 (80%) 3 (20%) 6 (40%)

5 11 (73%) 11 (73%) 6 (40%) 0 4 (27%) 10 (67%) 3 (20%) 4 (27%)

6 10 (83%) 10 (83%) 8 (67%) 1 (8%) 2 (17%) 7 (58%) 3 (25%) 5 (42%)

7 3 (100%) 3 (100%) 3 (100%) 0 2 (67%) 3 (100%) 2 (67%) 3 (100%)

Всего 39 (75%) 35 (67%) 30 (58%) 1 (2%) 14 (27%) 35 (67%) 13 (25%) 20 (38%)

2. Систематическое использование детьми имеющегося спортинвентаря

n 39 35 30 1 14 35 13 20

3 0 0 0 — 0 0 0 2 (100%)

4 5 (38%) 6 (67%) 5 (50%) — 1 (25%) 5 (42%) 1 (33%) 5 (83%)

5 6 (55%) 3 (27%) 3 (50%) — 2 (50%) 4 (40%) 1 (33%) 4 (100%)

6 6 (60%) 7 (70%) 4 (50%) 0 2 (100%) 5 (71%) 3 (100%) 3 (60%)

7 1 (33%) 1 (33%) 1 (33%) — 2 (100%) 2 (67%) 1 (50%) 2 (67%)

Всего 18 (46%) 17 (49%) 13 (43%) 0 7 (50%) 16 (46%) 6 (46%) 16 (80%)

3. Нехватка спортинвентаря (если нет в наличии или на всех не хватает) , п=52

3 2 (29%) 2 (29%) 1 (14%) 0 2 (29%) 2 (29%) 5 (71%) 3 (43%)

4 0 3 (20%) 2 (13%) 1 (7%) 5 (33%) 1 (7%) 11 (73%) 6 (40%)

5 2 (13%) 1 (7%) 6 (40%) 0 1 (7%) 2 (13%) 6 (40%) 8 (53%)

6 0 1 (8%) 2 (17%) 1 (8%) 3 (25%) 2 (17%) 4 (33%) 5 (42%)

7 0 0 0 0 0 0 1 (33%) 3 (100%)

Всего 4 (8%) 7 (13%) 11 (21%) 2 (4%) 11 (21%) 7 (13%) 27 (52%) 25 (48%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

(окончание)

Возраст Самокат Качели Горка Лестница Песочница Баскет. кольцо Тренажер ТВП КП

1. Наличие спортинвентаря в детских группах, п=52

3 3 (43%) 6 (86%) 7 (100%) 4 (57%) 7 (100%) 2 (29%) 1 (14%) 0 0

4 5 (33%) 13 (87%) 11 (73%) 13 (87%) 15 (100%) 9 (60%) 3 (20%) 0 0

5 3 (20%) 13 (87%) 9 (60%) 14 (93%) 15 (100%) 8 (53%) 4 (27%) 1 (7%) 0

6 4 (33%) 10 (83%) 9 (75%) 12 (100%) 12 (100%) 9 (75%) 5 (42%) 0 0

7 2 (67%) 1 (33%) 2 (67%) 3 (100%) 3 (100%) 2 (67%) 2 (67%) 0 0

Всего 17 (33%) 43 (83%) 38 (73%) 46 (88%) 52 (100%) 30 (58%) 15 (29%) 1 (2%) 0

2. Систематическое использование детьми имеющегося спортинвентаря

n 17 43 38 46 52 30 15 1 0

3 1 (33%) 6 (100%) 5 (71%) 3 (75%) 6 (86%) 0 0 — —

4 4 (80%) 10 (77%) 11 (100%) 10 (77%) 14 (93%) 3 (33%) 0 — —

5 3 (100%) 11 (85%) 8 (89%) 13 (93%) 15 (100%) 5 (63%) 0 0 —

6 2 (50%) 8 (80%) 7 (78%) 10 (83%) 10 7 (78%) 1 (20%) — —

(83%)

7 2 (100%) 1 (100%) 1 (50%) 3 (100%) 3 (100%) 2 (100%) 1 (50%) — —

Всего 12 (71%) 36 (84%) 32 (84%) 39 (85%) 48 (92%) 17 (57%) 2 (13%) 0 —

3. Нехватка спортинвентаря (если нет в наличии или на всех не хватает) , п=52

3 3 (43%) 2 (29%) 2 (29%) 2 (29%) 2 (29%) 3 (43%) 4 (57%) 0 0

4 7 (47%) 2 (13%) 4 (27%) 1 (7%) 0 3 (20%) 8 (53%) 2 (13%) 2 (13%)

5 8 (53%) 4 (27%) 3 (20%) 1 (7%) 1 (7%) 2 (13%) 4 (27%) 1 (7%) 2 (13%)

6 4 (33%) 4 (33%) 2 (17%) 0 0 2 (17%) 5 (42%) 2 (17%) 1 (8%)

7 3 (100%) 1 (33%) 1 (33%) 0 0 0 1 (33%) 1 (33%) 0

Всего 25 (48%) 13 (25%) 12 (23%) 4 (8%) 3 (6%) 10 (19%) 22 (42%) 6 (12%) 5 (10%)

9. Электронные приставки для занятий ДА. Только два (3.6%) воспитателя используют телевизионные приставки для ДА (в городе: «танцы под музыку из мультфильмов», в сельской местности: «диск с видеозаписью»), ни один воспитатель не использует компьютерные приставки. 42 (76%) воспитателей (городских: п=26, 79%; сельских: п=16, 73%) отметили, что дети в их группах не пользуются никакими приставками для занятий ДА. 20% воспитателей (п=1 1) затруднилось ответить на этот вопрос.

10. Ниже процитированы пожелания воспитателей, которые они оставили на последней странице анкеты. Городской воспитатель предлагает: «Оснастить спортивные уголки в детском саду современным оборудованием». 5 сельских воспитателей пишут: 1) «Недостаточное финансирование на приобретение физкультурного и спортивного инвентаря. Слабая физическая подготовка детей в семье»; 2) «[нам бы хотелось] оборудование игровой и спортивной детской площадки, плавательный бассейн»; 3) «разнообразить спортивный инвентарь»; 4) «Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Малыш должен расти здоровым. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. И мы хотели бы иметь спортзал, т.к. он нам просто необходим, и наличие спортивного инвентаря в большем наличии, чем мы имеем»; 5) «В настоящее время мы мечтаем о большом, оборудованном физкультурном зале».

Обсуждение. Результаты показывают нехватку спортивного инвентаря в детских садах по многим позициям, включая и такие, которыми большинство детей систематически пользуется (батут, велосипед, самокат, спортивный тренажер, качели, горка, сетка для лазания, баскетбольное кольцо и другие). У городских детей существенно недостает мячей, а сельские дети в значительно меньшей степени, чем городские, обеспечены по 7 позициям из 25 (гантелями, турниками/брусьями, сетками для лазания, батутами, велосипедами, самокатами и спортивными тренажерами). Недополучение детьми ДА, особенно в сельских садах [2], может быть следствием нехватки популярных и нужных детям спортивных предметов. И это, в свою очередь, по всей видимости, вызвано недостатком целевого финансирования в детских садах, особенно в сельской местности. Кроме того, популярность определенных видов спортинвентаря разнится от ребенка к ребенку, от садика к садику и от местности к местности (например, в сельских садах проекта «САДКО» турник/брусья значительно более популярны, чем в городских). Поэтому в дополнение к обязательному реестру закупок детских садов желательно добавить открытый вспомогательный перечень спортивного оборудования и инвентаря, в который могут входить как традиционные предметы, так и инновационные

устройства, и который может дополняться самими садиками. Целевое финансирование на спортивные нужды детских садов должно учитывать также и открытый вспомогательный перечень оборудования и позволять детским садам закупать дополнительное оборудование и инвентарь по их собственному выбору.

Выводы. И городские и, в особенности, сельские детские сады нуждаются в дополнительном целевом финансировании, строительстве и оборудовании спортивных сооружений, расширении списка спортинвентаря и применении новых подходов к увеличению ДА детей. В частности, на основании описанного в [4] принципа, автор разрабатывает спортивно-игровой тренажер для детей дошкольного возраста, который может использоваться для ДА ребенка. Применяемые в тренажере безопасные нагрузки и возможность немедленной остановки движения ребенка по его желанию позволяют использовать данный тренажер как для профилактики заболеваний, так и для реабилитации после болезни.

Литература

1. Барнет А., Серин Е., Барановский Т. Подвижные видеоигры для подростков: обзорная статья // Двигательная активность и здоровье, 2011, 8, 724-737

2. Зяблова Е.Р. Двигательная активность российских дошкольников в городских и сельских детских садах (проект «САДКО») // Статья принята к публикации.

3. Зяблова Е.Р., Калинкин А.Л. Характеристика избыточного веса российских дошкольников (проект «САДКО») //Статья принята к публикации.

4. Калинкин Л. А., Калинкин А.Л. Устройство для тренировки спортсмена // Патент РФ на изобретение № 2142308Bibliography

1. Barnett A., Cerin E., Baranowski T. Active Video Games for Youth: A Systematic Review // J Phys Act Health, 2011, 8, 724-737

2. Ziablova E.R. (Elena R. O'Donald). Physical Activity of 3-7 year old Russian Preschool Children at Urban and Rural Government Funded Child Care Centers: the SADKO project // Accepted for publication

3. Ziablova E.R. (Elena O'Donald), Kalinkin A.L. Overweight Characteristics of Russian Preschoolers: the SADKO project // Accepted for publication

4. Kalinkin L.A., Kalinkin A.L. Sportsman's Workout Device // The Russian Federation Patent for an Invention #2142308.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2013 г.

УДК 796

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.