Научная статья на тему 'Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «Волейбол» и  «Футбол»)'

Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «Волейбол» и  «Футбол») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ВОЛЕЙБОЛ / ФУТБОЛ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРИТВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / VOLLEYBALL / PHYSICAL DEVELOPMENT / SPORTORIENTED APPROACH / METHODS / HEALTH / SPECIALIZATIONS / SOCCER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Данькова Маргарита Юрьевна, Тарасенко Андрей Петрович, Шнаркин Сергей Михайлович

Одним из путей качественного решения проблемы недостаточного уровня физического развития и функциональной готовности современных молодых людей к физическим нагрузкам является, по мнению некоторых ученых, спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях. Так, в нескольких вузах Красноярска занятия по физической культуре у студентов проходят в рамках определенных спортивных специализаций. Однако присутствуют существенные методические расхождения в организации учебного процесса на основе данного подхода. Целью исследований авторов было выявление наиболее действенной методики организации и проведения занятий в рамках спортивно-ориентированного подхода к физическому воспитанию студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Данькова Маргарита Юрьевна, Тарасенко Андрей Петрович, Шнаркин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT-ORIENTED APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT YOUTH AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF SUCH SPORTS SPECIALIZATIONS AS VOLLEYBALL AND SOCCER)

According to some scientists, one of the ways of qualitative solution of the problem of the insufficient level of physical development and functional readiness of modern young people to physical exercises is a sportoriented approach to physical education of the youth in educational institutions. So, classes of physical education among students are held in several higher educational institutions of Krasnoyarsk in the framework of certain sport specializations. However, there are significant methodological differences in the organization of educational process on the basis of this approach. The aim of the authors’ research was to identify the most effective methods of organization and holding classes in the framework of sport-oriented approach to physical education of student youth.

Текст научной работы на тему «Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «Волейбол» и  «Футбол»)»

СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ «ВОЛЕЙБОЛ» И «ФУТБОЛ»)

SPORT-ORIENTED APPROACH ТО PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT YOUTH AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF SUCH SPORTS SPECIALIZATIONS AS VOLLEYBALL AND SOCCER)

А.Ю. Осипов, М.Ю. Данькова, A.Yu. Osipov, M.Yu. Dankova,

А.П. Тарасенко, CM. Шнаркин A.P. Tarasenko, S.M. Shnarkin

Физическое воспитание, студенты, специализации, волейбол, футбол, физическое развитие, споритвно-ориентированный подход, методика, здоровье. Одним из путей качественного решения проблемы недостаточного уровня физического развития и функциональной готовности современных молодых людей к физическим нагрузкам является, по мнению некоторых ученых, спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях. Так, в нескольких вузах Красноярска занятия по физической культуре у студентов проходят в рамках определенных спортивных специализаций. Однако присутствуют существенные методические расхождения в организации учебного процесса на основе данного подхода. Целью исследований авторов было выявление наиболее действенной методики организации и проведения занятий в рамках спортивно-ориентированного подхода к физическому воспитанию студенческой молодежи.

Physical education, students, specializations, volleyball, soccer, physical development, health, sport-oriented approach, methods, health. According to some scientists, one of the ways of qualitative solution of the problem of the insufficient level of physical development and functional readiness of modern young people to physical exercises is a sport-oriented approach to physical education of the youth in educational institutions. So, classes of physical education among students are held in several higher educational institutions of Krasnoyarsk in the framework of certain sport specializations. However, there are significant methodological differences in the organization of educational process on the basis of this approach. The aim of the authors' research was to identify the most effective methods of organization and holding classes in the framework of sport-oriented approach to physical education of student youth.

Сегодня во многих высших учебных заведениях нашей страны образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» проходит в форме учебных специализированных занятий по какому-либо виду спорта. Специалисты считают, что проведение занятий по принципу их спортизации - интеграции технологий, правил, принципов спортивной тренировки, направленной на решение задач физического воспитания,

сможет с успехом способствовать решению многих актуальных задач физического воспитания молодежи: повышению мотивации молодых людей к активным и регулярным занятиям физической культурой и спортом, формированию спортивной культуры, повышению физической и спортивной подготовленности и т. д. [Дорошенко, 2009, с. 154]. Выявлено, что занятия на основе данного подхода способствуют сохранению и укрепле-

нию здоровья студентов, формированию у молодых людей ориентации на ведение здорового стиля жизни, получения ими основных знаний, умений и навыков по теории, методике и практической организации физкультурно-спортивных мероприятий, формированию потребностно-мотивационной сферы к активным и регулярным занятиям физической культурой и спортом в течение всего периода обучения в вузе [Шилько, 2004, с. 206]. Кроме того, конверсия высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания студентов представляется некоторым специалистам одним из главных механизмов подготовки молодых людей к профессиональной деятельности [Осипов, 2013, с. 124; Тютюков и др., 2012, с. 170]. Следует отметить и значительную возможность пополнения спортивного резерва нашей страны из числа студентов для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене [Дорошенко, 2011, с. 76]. Исходя из вышеизложенного, исследовательские научные работы посвященные проблематике спортизированного физического воспитания в высших учебных заведениях, будут являться актуальными в настоящее время.

К сожалению, некоторые исследования показывают, что говорить о значительном преимуществе спортизированного физического воспитания над другими формами обучения пока преждевременно. Так, анализ эффективности различных структурных форм физического воспитания (спортивные специализации, модульное обучение, индивидуальные программы) не выявил достоверного значимого преимущества какой-либо формы проведения учебных занятий в развитии физических качеств у студентов [Осипов и др., 2013, с. 102]. По мнению специалистов, данное обстоятельство можно объяснить существенными различиями в методологической направленности образовательного процесса по физическому воспитанию в различных вузах, отсутствием единой модели обучения и подготовки специалиста [Миндиашвили, Завьялов, 2011, с. 359].

В ведущих университетах Красноярского края, Сибирском федеральном университе-

те (СФУ) и Сибирском государственном аэрокосмическом университете им. акад. М.Ф. Решетне-ва (СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева), учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» проходят в форме различных спортивных специализаций. Однако в СФУ студенты сами выбирают для себя специализацию с первого курса обучения, а в СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева занятия по специализациям начинаются только со второго курса обучения, причем набор студентов, желающих заниматься тем или иным видом спорта, осуществляется преподавателем данной специализации из числа студентов, показавших наиболее высокие результаты при сдаче нормативов по общей физической подготовке. Налицо существенное расхождение в методике применения спортивно-ориентированного подхода к образовательному процессу по физическому воспитанию студентов. Целью исследования будет выявление наиболее действенной методики использования спортивно-ориентированного подхода к физическому воспитанию студенческой молодежи путем сравнительного анализа результатов сдачи контрольных нормативов, определяющих уровень развития основных физических качеств у студентов данных вузов. Исследования, по мнению авторов статьи, содержат элемент научной новизны, так как анализ научной литературы не выявил работ, посвященных схожей тематике.

Исследования проводились в двух ведущих вузах Красноярского края (СФУ и СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева), использующих в учебном процессе по физическому воспитанию студентов специализированные занятия по видам спорта. Для исследований были выбраны специализации «волейбол» и «футбол» как одни из наиболее популярных среди студентов. Временной интервал исследований составил 2 учебных года. Общее количество испытуемых составило 120 человек (юношей), разделенных на четыре равные группы. В состав 1 (СФУ) и 2 (СибГАУ) групп входили юноши, занимающиеся на специализации «волейбол», 3 (СФУ) и 4 (СибГАУ) группы составили юноши, занимающиеся футболом. Студенты 1 и 3 групп занимались по про-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

грамме специализаций с I курса обучения, студенты 2 и 4 групп - со II курса. В ходе исследований были проанализированы результаты сдачи данными студентами контрольных нормативов (бег на 100 м, подтягивания на перекладине, бег на 3 ООО м) в течение 2 лет обучения. Следует отметить, что студенты сдавали еще и технические нормативы своей специализации, но авторы приняли решение не учитывать эти данные, так как в зависимости от вуза данные нормативы различаются, иногда существенно.

Полученные данные свидетельствуют, что если в течение 1 семестра студенты всех специализаций продемонстрировали примерно равные физические кондиции, то в конце 2 семестра у студентов 2 и 4 групп (СибГАУ) выявлено достоверное увеличение (Р<0,05) в развитии силовых способностей (подтягивание на перекла-

дине), выносливости (бег на 3 ООО м) и быстроте (бег на 100 м). Однако в последующих семестрах студенты всех исследуемых групп демонстрируют отсутствие достоверной положительной динамики в развитии основных физических качеств. К сожалению, не выявлено значимого прироста в развитии физических качеств у данных студентов на втором году обучения (3 и 4 семестры), что может быть объяснено изучением большого числа технических приемов на занятиях в рамках спортивных специализаций в ущерб общей физической подготовке. Однако результаты контрольных нормативов студентов 2 и 4 групп на втором году занятий по некоторым показателям (сила и выносливость) достоверно (Р<0,05) отличаются от результатов студентов 1 и 3 групп.

Основные результаты представлены в таблице.

Результаты сдачи контрольных нормативов общей физической подготовки студентами исследуемых групп

Физические качества Специализация 1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр

Сила (количество подтягиваний на перекладине) Волейбол (СФУ) 9 + 2 11 ±3* 11 ±3* 11 + 4*

Волейбол (СибГАУ) 10+2 14 + 3** 14 + 3* 14 + 4*

Футбол (СФУ) 10+2 12 + 2* 13 + 3* 12 + 3*

Футбол (СибГАУ) 9 + 4 15 + 4** 14 + 3* 14+2*

Выносливость (время преодоления дистанции 3 ООО м в мин) Волейбол (СФУ) 15 + 3 15 ±2* 15 ±3* 15 + 4*

Волейбол (СибГАУ) 16 + 2 13 ±2** 13 ±3* 12+1*

Футбол (СФУ) 16 + 2 15 ±3* 14 ±3* 14+3*

Футбол (СибГАУ) 16 + 3 13 ± 1** 13 ±2* 12 + 2*

Быстрота (время преодоления дистанции 100 м в сек) Волейбол (СФУ) 15 + 2 14 + 2* 14 + 3* 14+3*

Волейбол (СибГАУ) 16 + 3 13 + 2** 13 + 3* 13 + 2*

Футбол (СФУ) 14+2 14 + 2* 14 + 3* 14+2*

Футбол (СибГАУ) 15 + 2 13 + 2** 13 + 3* 13 + 3*

Примечание. * - недостоверно; ** - Р<0,05.

Данные результаты позволяют отметить следующее.

1. Студенты, занимающиеся по программам специализаций СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева (1 учебный год - общая физическая подготовка, 2 и 3 годы - специализированные занятия), в течение двух семестров обучения демонстрируют достоверно (Р<0,05) более высокий уровень развития основных физических качеств, чем студенты, посещающие специализированные занятия в СФУ (1, 2, 3 годы обучения - специализированные занятия по выбо-

ру студента), что можно объяснить конкуренцией при отборе на ту или иную специализацию. По мнению авторов, данный методический прием необходимо обязательно использовать при организации и проведении учебных занятий в рамках спортивно-ориентированного подхода к физическому воспитанию студенческой молодежи.

2. Выявлено отсутствие достоверно значимого прироста уровня развития основных физических качеств на втором году обучения у студентов всех исследуемых групп. Подобные ре-

зультаты можно объяснить как отсутствием кон- 3. куренции, все студенты зачислены на желаемые специализации, так и недостаточным уровнем технического мастерства молодых людей. Преподаватели вынуждены уделять больше времени изучению технических элементов в ущерб развитию физических качеств. По мнению ав- 4. торов, необходимо проводить отбор студентов не только при зачислении на специализацию, а в конце каждого учебного года и оставлять тех студентов, которые продемонстрируют достоверную положительную динамику результатов еда- 5. чи технических нормативов и норм ОФП.

Библиографический список

1. Дорошенко В.В. Спортивно-ориентирован- 6. ное физическое воспитание студентов вузов на основе модульно-рейтингового обучения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011. Т. 72, № 2. С. 76-78.

2. Дорошенко С.А. Организационно-педагоги-ческие условия спортивно-видового под- 7. хода в физическом воспитании студентов

в вузе // Омский научный вестник. 2009. № 5 (81). С. 152-156.

Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивно-образовательного пространства в условиях модернизации российского общества (на примере подрастающего поколения Сибирского региона). Красноярск, 2011. 416 с.

Осипов А.Ю. Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой в вузах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). С. 123-127.

Осипов А.Ю., Гуралев В.М., Кокова Е.И., Па-зенко В.И. Физическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Вестник ЧГУ. 2013. №1, Т. 2. С. 100-103. Тютюков В.Г., Шумейко A.A., Шарина Е.П., Москальонова H.A. Методика организации процесса физического воспитания на основе спортизации в специализированных вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 170-174. Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283. С. 205-210.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.