Научная статья на тему 'Спорт в жизни современного молодого человека'

Спорт в жизни современного молодого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
842
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорт в жизни современного молодого человека»

СПОРТ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

© Л.М. Кацук

Спорі - одно из главных средств воспитания движении, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств.

В процессе занятий им закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рискован, или сдерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается ценным опытом человеческого общения, учится понимать других.

Заслуженный тренер СССР, воспитавший многих отличных прыгунов в высоту, Виктор Лонский видит высший смысл спорта в раскрытии способностей человека II ие только физических. Спорт, но его мнению, делаег человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жесткое противоречие с мудростью природа, наделившей все живое радостью жизни. Эта мысль тренера по жизнеутверждению близка к фило-софском\ обобщению человеческого бытия.

Подобное же мнение о влиянии спорта высказывают и зарубежные спортсмены: «Десять лет, проведенных в большом спорте, - рассказывает о себе известный горнолыжник Жан Клод Килли, - были годами борьбы. >1 столкнулся со всем, что формирует характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, узнал я и самое прекрасное, что есть на свете, людскую дружбу».

'>ги слова дополняют высказывание замечательного гимнаста Юрия Титова: «Самое интересное в спорте -душевные, товарищеские отношения между людьми, тут прямое проявление высших нравственных достоинств человека ...»

Спорт для человека - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

В силу этой особенности он притягивает к себе молодое поколение. Самой жизнью доказано, что правильно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают активность человека.

И, безусловно, влияние спорта на формирование личности - фактор общественной значимости. Спорт -эго определенный вид общественно значимой деятельности, который содержит в себе элементы прямого воздействия на становление личности.

На протяжении ряда лег нами изучались особенности влияния спортивной деятельности на формирование личности молодого человека.

И качестве психолого-педагогических предпосылок при проведении опытной работы нами использовались такие специфические особенности спортивной деятельности. как ее коллективный характер, эмоциональная насыщенность, постоянное стремление к самосовершенствованию в ней и, наконец, интерес к спорту.

()бследование учащихся общеобразовательных школ показало, что Х7 % учащихся городских и 96 % -сельских школ положительно относятся к занятиям физической культурой. Одиако в каждой школе есть ребята, которые посещают уроки физкультуры по не-обходимости.

Наивысший интерес к урокам (как основной форме занятий в школе) приходится па начальные классы, в средних классах на первое место выходят соревнования, занятия в секциях, у старшеклассников - дни здоровья, турпоходы.

В начальной школе отношение девочек к занятиям физическими упражнениями существенно не отличается от отношения мальчиков к этому предмету, но, начиная с 6-7 классов, оно значительно ухудшается.

При равной материальной базе отношение учащихся городских школ к урокам физкультурой значительно хуже, чем в сельских. Более 12 % первых занимается по принуждению, о чем свидетельствует низкая посещаемость.

Уровень социальной активности обследованных учащихся достигает наивысшей точки в 3-х и 5-х классах, а потом резко падает, особенно к выпускному классу. Довольно высоким он остается у учащихся, занимающихся в детско-юношеских сиоргивных школах.

В студенческом коллективе отношение к обязательным занятиям специфично, уровень его постоянно повышается от 1-го курса ко 2-му и 3-му, удерживается на 4-м, а па 5-м заметно снижается

Выборка наиболее значимых качеств личности школьников 5-10 классов показала, что 90 % из опрошенных на 1-е место ставят «честность», далее называют «доброту» (65 %), па 3-м месте «смелость» (50,5 %), на 4-м «трудолюбие» (50 %) и «справедливость» (46 %) на 5-м месте. Низкую оценку у школьников получили такие качества, как: инициативность, принципиальность, ответственность, активность (10-15 %).

У студентов факультета физической культуры оценка личностных качеств •зависит от характера их спортивной деятельности. Например: лыжники на первое место ставят «трудолюбие, настойчивость»; спортсмены-игровики дают наивысшую оценку «инициативности, активности»; гимнасты и борцы среди наиболее значимых качеств указывают «смелост ь, настойчивост ь».

Вместе с этим в результате анкетных опросов, проведенных со старшими школьниками, юными спортсменами ДЮСШ, студентами факультета физической культуры, М1.1 получили ответы, свидетельствующие о том, что: «От занятий спортом я становлюсь сильнее, дисциплинированнее, я учусь правильно распределять свое время». «На занятиях в спортивной секции мы очень дружны, помогаем друг другу» или «Физкультура и спорт сделали мою жизнь интересной, у меня появились новые друзья».

Однако следует отметить, что благоприятное воздействие на формирование личности спортивная деятельность оказывает только тогда, когда она правильно организована, если в спортивном коллективе царит здоровая нравственная атмосфера, члены коллектива

живут общими интересами, где развиты взаимопомощь, дружба, взаимная требовательность и ответственность не только за себя, но и за товарища. В противном случае эта деятельность свои воспитательные функции может утрачивать.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЗИМНИХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА © А. К). Кенію, Е.С. Ильиных

Зимний полиатлон является комплексным видом спорта, способствующим решению основных задач по физическому воспитанию и оздоровлению населения страны. г )то молодой вид спорта, признанный в 1993 г., а в ЕВСК включен годом позже. В настоящее время идет период его с тановления и развития. Как доступное комплексное средство физического развития полиатлон включен в государственную программу физического воспитания населения России (Решение Комитета РФ по физической культуре № 2/3 от 9.06.93 т.). Зимний полиатлон включает в себя разные виды спорта: лыжные гонки, стрельбу из пневматической винтовки и силовую гимнастику.

Введение в спортивную классификацию разрядных требований, рост популярности этого вида спорта сре/ш различных слоев населения нашей страны, особенно у молодежи, выдвигает на первый план разработку научно-обоснованной методики подготовки зимних полиат-лопистов. многие вопросы которой остаются нерешенными: это и структура построения годичного цикла тре-I шровочного I ф011есса а юртсме! юв-1 юлиатло! шетов, модельные характеристики специальной физической подготовленности спортсменов различной квалификации, выявление ведущих факторов, определяющих спортивный результат, а также взаимосвязь физического состояния и спортивных результатов.

Эффективность тренировочных занятий определяется не только объемом механической работы, по и структурой построения тренировки в микроцикле, что имеет весьма важное значение в многоборных видах спорта, где необходимо решать методическую и биологическую целесообразность последовательности включения видов упражнений в недельный микроцикл в течение годичного периода спортивной тренировки. В сиязи с вышеизложенным, возникает необходимость разработки научно-обоснованной методики подготовки зимних иолиатлонистов применительно к регионам России.

Оптимизация процесса спортивной тренировки способствует использованию различных моделей, которые могут быть отнесены к трем основным группам. В первую входят модели, характеризующие тренировочную и соревновательную деятельность. Во вторую -морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства. В чретью - модели, характеризующие основные сторо-

ны подготовленности спортсмена. Разработанные модельные характеристики позволят сделать тренировочный процесс более целенаправленным. Необходимо добиться того уровня модельных характеристик, который соответствует квалификации многоборца на данный момент. При ггом тренировочный процесс не должен быть направлен на изолированное достижение максимального показателя какого-либо одного качества. Критерием достижения оптимального уровня многоборца должен быть результат в режиме многоборья, а не высокий результат в каком-либо одном виде.

Уровень спортивного мастерства полиатлонистов зависит и от многих показателей физического состояния и степени их взаимосвязи на различных этапах подготовки. Наиболее важными, на наш взгляд, являются подготовительный и соревновательный периоды. Первый связан с закладыванием базы общей и специальной физической подготовки, а второй - с ее практической реализацией в соревновательных условиях. Без установления взаимосвязи сложно решить вопрос целенаправленного развития физических качеств и планирования тренировочного процесса в годичном цикле.

Представления специалистов о рациональном построении тренировочного процесса в зимнем полиат-лоие во многом противоречивы, многие ключевые вопросы подготовки спортсменов не имеют теоретического и экспериментального обоснования. Наименее разработанными до настоящего времени являются проблемы многолетнего целенаправленного формирования мастерства, а также организации тренирующих воздействий в круглогодичной подготовке полиатлонистов.

Для совершенствования годичного цикла подготовки спортсменов и существенного повышения эффективности спортивной тренировки полиатлонистов-зимников старших разрядов рекомендуется использовать в учебно-тренировочном процессе:

- подход к распределению тренировочных нагрузок, основанный на учете закономерностей адаптации организма к экстремальным условиям жизнедеятельности, заключающийся в моделировании идентичности режимов нагрузок в подготовительном и соревновательном периодах. Распределение тренировочных нагрузок в основном периоде должно основываться на учете графика основных соревнований (для каждого спортсмена индивидуально). График распределения тренировочных нагрузок по недельным микроциклам в подготовительном периоде должен строго повторять график нагрузок соревновательного периода, с учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.