Научная статья на тему 'Спорт индейцев доколумбовой Месоамерики'

Спорт индейцев доколумбовой Месоамерики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1244
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО ПОЛУШАРИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ИНДЕЙЦЫ АМЕРИКИ / ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова З. М., Мустакимова А. А., Симаков Ю. П.

Данная статья о развитии народов Западного полушария и появлении физической культуры и спорта. Рассматриваются три основных направления в развитии физической культуры и спорта индейцев Америки: теократическое, военное и социально-педагогическое. Выделены особенности в организации игр и соревнований по видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорт индейцев доколумбовой Месоамерики»

УДК 796:355

СПОРТ ИНДЕЙЦЕВ ДОКОЛУМБОВОЙ МЕСОАМЕРИКИ

З.М. Кузнецова- доктор педагогичеких наук, профессор Мустакимова А.А - кандидат медицинских наук, доцент НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Набережные Челны

Симаков Ю.П. доктор педагогических наук, профессор

Сибирского государственного университета физической культуры INDIAN SPORTS PRE-COLUMBIAN MESOAMERICA

Z.M. Kuznetsova - pedagogichekih doctor, professor Mustakimova A.A. - PhD, Associate Professor NF FGBOU VPO "Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism"

Naberezhnye Chelny

S imakov Y.P.

Doctor of Education, Professor

Siberian State University of Physical Culture

e-mail: kzm [email protected]

Ключевые слова: история народов Западного полушария, физическая культура и спорт, индейцы Америки, теократическое направление, военное направление, социально-педагогическое направление.

Аннотация: Данная статья о развитии народов Западного полушария и появлении физической культуры и спорта. Рассматриваются три основных направления в развитии физической культуры и спорта индейцев Америки: теократическое, военное и социально-педагогическое. Выделены особенности в организации игр и соревнований по видам спорта.

Key words: history of Western Hemisphere nations, Pysical culture and sport, аmerican Indians, theocratic direction, military direction, social and pedagogical direction.

Annotation: This article is about the development of Western Hemisphere nations and appearance of physical culture and sports. Three main directions in the development of physical culture and sport of the American Indians: theocratic, military and socio-pedagogical are depicted. The specific features in the organization of games and competitions in sports are shown.

Исторические судьбы народов Западного полушария наложили свой отпечаток на процесс формирования и развития их культуры. На протяжении тысячелетий вплоть до XVI в. культура аборигенов Америки развивалась самостоятельно, вне связи с культурой народов других континентов. Этот факт существенно повлиял на весь уклад их жизнедеятельности, в том числе на развитие физической культуры и спорта.

Несмотря на существенные различия культур народов Старого и Нового света, общие закономерности их развития идентичны, что подтверждается концепциями исторического

материализма. С появлением частной собственности начался все ускоряющийся процесс социального расслоения первобытного общества. Как в Старом, так и в Новом свете первыми владельцами частной собственности становились исполнители магии, служители ритуальных культов. В процессе длительной эволюции ритуальные культы трансформировались в религию. По мере своего развития религия становилась идеологией, призванной служить защитницей той собственности, которая накапливалась сначала в руках священнослужителей, затем вождей и военачальников. В этой связи возникла потребность создания политического института, который бы закрепил власть владельцев частной собственности. Таким институтом стало государство. В руках собственников оказалось не только общественное богатство, но и люди, своим трудом создавшие его - рабы. Вторгшиеся вслед за Колумбом в Америку европейские завоеватели застали там период становления раннеклассовых государственных образований, начало которым было положено в ареале Центральной Америки. Именно здесь появились первые цивилизации в Америке - майя и ацтеки, обитавшие на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. В первом тысячелетии до н.э. существовали древнейшие города-государства, в XI в. н.э. на полуострове Юкатан возникло Майяко-тельтекское государство со столицей Чичен-Ица, объединявшее более 100 городов, в XIV-XV вв. образовалась могущественная рабовладельческая империя ацтеков со столицей, основанной в 1325 г., Теночтитланом (ныне г. Мехико), население которого достигало 300 тысяч жителей. Испанские конкистадоры в 1521 г. разрушили Теночтитлан, за годы своего владычества истребили более 20 миллионов индейцев, «оборвав всякое самостоятельное их развитие».

Майя не знали скотоводства и не имели одомашненных животных. Единственным прирученным зверем у них была собака, мясо которой употреблялось в пищу. Пищу животного происхождения они получали также от охоты на диких зверей, птиц и от рыбной ловли. Важными предметами меновой торговли были соль, рыба, мед, рабы. В качестве денег майя использовали бабы какао. Основой пищевого рациона была кукуруза, из зерен которой варили кашу, пекли лепешки, делали масло и различные напитки, в том числе крепкие алкогольные и пиво. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза), бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа было подсчитано, что 1 гектар чинампа может прокормить 20 человек, а с 9,000 гектаров чинампа собирали продовольствия на 180,000 человек. Ацтеки широко использовали агаву (магей), из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и нити для веревок и одежды. . Важными предметами меновой торговли были соль, рыба, мед, рабы. В качестве денег майя использовали бабы какао.

В отличие от Старого света, где сохранились многочисленные литературные и археологические памятники, позволяющие в значительной мере иметь представление о генезисе и развитии античной культуры, новый свет в силу исторической судьбы располагает весьма скудным материалом, особенно письменным. Невосполнимый ущерб нанесли европейские колонизаторы и сопровождавшие их католические священники. «Золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег».7 Мечом и крестом варварски уничтожалась культура аборигенов Америки. Достаточно напомнить о чудовищном преступлении францисканского монаха Диего де Ланды. В целях насильственного крещения индейцев «ради спасения их душ» этот инквизитор устроил в г.Мана на полуострове Юкатан аутодафе, на костре которого 12 июля 1552 г. были сожжены 5000 идолов разных форм и размеров, 25 алтарей, 27 манускриптов, 197 всякого рода изображений. Уцелели от огня инквизиторов лишь 4 рукописи, которые хранятся в Дрездене, Мадриде, Париже и Нью-Йорке. Трудно представить, какую информацию содержали погибшие памятники.

Основными источниками нашего исследования явились хроники, написанные в XVI в. испанскими церковниками, военными и гражданскими лицами - очевидцами и участниками

конкисты (Arriaga, Clavijero, Dalhgren, Diego Duran, D. De Lauda, Lopez de Go- mara, Mena, Motolinia, Oviedo, D. Rodrigez, B. Sahagun, Torquemada), фольклорные произведения индейцев Месоамерики «Popol Vuh» - «Книга народов» и «Chilam Balam», переписанные на латинице, а также труды латиноамериканских и советских историков (R.G. Caceres., H.A, Jaramillo, R. Pina Chan, V. Von Hagen, Б.И. Бродский, В.А. Кузьмищев, А.Ж. Сизоненко, Ю.П. Симаков).

В развитии физической культуры и спорта индейцев Америки прослеживается три основных органически связанных между собой направления: теократическое, военное и социально-педагогическое.

Глобальным с древнейших времён и вплоть до вторжения испанских конкистадоров было религиозное направление, Культ многочисленных богов господствовал во всех сферах образования и воспитания. Особое место занимали теократические школы, доступные исключительно детям жреческой касты. Наряду с изучением священных культов, обрядов и всякого рода церемоний, астрономии, математики, иероглифического письма и других дисциплин, большое внимание уделялось физической подготовке. Проведение многочисленных церемоний требовало от жрецов выносливости, силы, ловкости и других физических качеств. Так, ритуал «посвящения в жрецы» предусматривал состязательное восхождение по крутым (до 70 см высоты) ступеням на вершину храма- пирамиды, которое проходило без малейшей остановки под палящими лучами солнца и под строгим контролем жреца-наставника. Ученики жреческих школ должны были хорошо знать правила «спортивного» судейства, ибо ритуальные процессии и церемонии, как правило, сопровождались состязаниями атлетов, священными играми, в которых в качестве судей выступали жрецы, С религией майя, ацтеков и других индейцев связано происхождение ритуальных игр в каучуковый мяч тлачтли [tlachctli], пот-та-пок [pot-ta-pok], сапотеков - таладзи [taladzi], каждая из которых отдалённо напоминала баскетбол, бейсбол или софтбол и символизировала борьбу неба и земли, света и тьмы, добра и зла; пок- йа [рок-уа], посвящённая ритуалу погребения и др.

Представление о характере игры тлачтли даёт описание Х.А.Харамильа Игровое поле — это ограниченное пространство или эспланада по форме I, напоминающее двойную букву Т, по обеим сторонам располагаются ступени в виде амфитеатра для зрителей, а также специальный балкон для жертвоприношений. В середине внутренних стен площадки на высоте 9-10 метров над землёй вертикально укреплены «корзины» в виде высеченных из камня колец с изображением свернувшихся Пернатых змеев. Смысл игры заключался в том, чтобы забросить мяч в кольцо. Сделать это было очень сложно, поскольку кольцо было чуть более диаметра мяча, а играть разрешалось только предплечьями или бёдрами, а также гантелепо-добной битой (флатироном). Правила игры предусматривали также зачёт штрафных очков, по разнице которых определялся победитель. Мяч изготовлялся из литой смолы каучука, был прыгучим и твёрдым. Одежда игроков напоминала снаряжение современного хоккеиста из состояла кожаного передника или прочной набедренной повязки, щитка в виде широкого пояса, сделанного из шкуры оленя или сплетённого из хлопка, лицевой защитной маски, наколенников, перчаток из того же материала. Всё это громоздкое снаряжение называлось кецеу-атль. Применялись также командные знаки различия в виде своеобразных украшений, чтобы болельщики могли распознавать соперничающие команды. Представим себе финал «Большого тлачтли»: «Более четырёх часов продолжалась игра. Когда усталые зрители и измученные игроки уже теряли надежду на чистую победу одной из команд, жрецы обращались к богам, чтобы они определили победителя, используя соотношение штрафных очков. В это время игрок одной из команд принял на колено посланный противником мяч, локтем подбросил его вверх и ударом флатирона попал точно в кольцо, мяч задрожал в его узкой горловине и свалился на половину соперников. Раздался неистовый крик трибун, восторженные вопли зрителей и игроков. На платформе Южного храма зажгли использованный в игре мяч. Густой чёрный дым застилал небо и означал начало торжественного церемониала закрытия

Священной игры. Капитан команды-победительницы превращался в идола толпы. Получив золото, драгоценности, плащи и другие награды, он согласно закону Священной игры обезглавливал капитана потерпевшей поражение команды. Жрец обсидиановым ножом рассекал грудь поверженного капитана и выдирал его брызгающее кровью сердце, надевал его на деревянную рукоятку, инкрустированую бирюзой и сердоликом. Тело побеждённого возлагалось на жертвенный алтарь. Такова дань кровожадным богам». В религии ацтеков главное место занимали боги солнца и войны, широко утвердилась мысль о том, что божество питается человеческой кровью и поэтому его жизнь зависит от количества приносимых в жертву людей. В их мифологии богом Солнца и покровителем жрецов был Кетсалькоатль (0ие12а1соа1;1).

По данным «Кодекса Мендосы», тлачтли была самой популярной игрой, имела не только ритуальный, но и светский характер, ею увлекались все сословия и даже вожди. Правитель Теночтитлана Моктесума II лично принимал участие в игре. По его приказу подвластные ацтекам индейские города выплачивали дань, поставляя в Теночтитлан до 16 тысяч мячей ежегодно. Хроники сообщают, что в ряде городов империи ацтеков выступали за вознаграждение профессиональные игроки - кольямами.

В органической связи с религиозным развивалось и военное направление. По данным хроник, в Теночтитлане существовали военные школы. Империя ацтеков вела постоянные захватнические войны, поэтому военно-физическая подготовка составляла основу воспитания мужского населения. «Каждому мальчику с детства внушалось, - отмечает Р.В. Кинжалов, - что храбрый воин - образец мужчины, каждой девочке - что умершая при рождении воина женщина получает место на небесах, отведённое для воинов». Культ войны яростно защищала религия. «Война, - пишет М. Стингл, - считалась одним из видов служения богам... В представлении ацтеков война имела какой-то второй, скрытый, мистический смысл». В военных школах юноши-ацтеки с 15-летнего возраста получали военно-физическую закалку, участвовали в манёврах и походах. В 20 лет они зачислялись в армию. Одна из хроник сообщает: «Перед Большим дворцом Теночтитлана проводились военные тренировки как одна из важных форм деятельности, направленной на формирование интегрально развитого человека. При помощи этих тренировок достигались высокие физические кондиции воинов.., В то же время игры и спорт служили средством религиозных отправлений и периодически устраивались в виде больших празднеств в честь их богов в главных церемониальных центрах». Теночтитлан располагал огромной и грозной армией. Если бы не суеверный страх перед «бледнолицыми», которых индейцы принимали согласно своей религии за «посланцев неба», кучке испанских авантюристов не удалось бы так скоро покорить ацтеков.

Большой интерес представляет социально-педагогическое направление, на развитие которого оказывала огромное влияние религия. В классический период (П-У вв. н.э.) в майякской, ацтекской, так же как и в инкской, цивилизациях наряду с теократическими и военными существовали семейные и государственные системы образования с достаточно выраженным классовым характером. Перуанский историк П.Б.Валера приводит высказывание верховного правителя инков: «Не следует обучать детей простолюдинов наукам, которые должны знать лишь благородные, ибо простолюдины как люди невежественные не способны подняться до понимания таких вещей, а лишь становятся выскомерными, позорят и унижают государство: им достаточно изучить дело своих отцов». По содержанию и формам их системы не уступали античным Греции и Рима. Многие исследователи склонны считать их похожими на спартанскую.

Особый интерес вызывает система подготовки бегунов-курьеров - почтли [роеИШ] у ацтеков, часки [chasqni] у инков. Аборигены Америки не знали ни верховых и тягловых животных, ни колёсных повозок, поэтому почтли служили основным средством связи, они доставляли информацию и различные грузы путём эстафеты. Скорость их движения была до-

статочно высокой: за сутки они, сменяясь на станциях-хижинах, расположенных через каждые 4 км, пробегали до 250 км. Испанские конкистадоы удивлялись, как могли правители Теночтитлана через два дня получать сведения из Веракруса, растояние до которого 455 км. Специальные службы занимались поиском и отбором «быстроногих мальчиков». Их обучали в школах почтли, которые образовали утилитарную систему профессионально-прикладной подготовки бегунов, которая включала, наряду с физическими упражнениями, специальной тренировкой, отборочными соревнованиями, общеобразовательные и религиозные дисциплины».

Физическое воспитание как обязательная дисциплина практиковалось в школах для детей среднего сословия тельпучкалли [telpuchcalli], где готовили строителей, ирригато- ров, торговцев, медиков, мелких чиновников, а также для детей высшего сословия кальмекас [calmecas], где получали знания будущие государственные деятели, военачальники, дипломаты.

Наряду с описанными выше системами, среди индейцев Месоамерики существовал, если говорить языком современности, массовый спорт. Анализ хроник свидетельствует о многообразных физических упражнениях и играх, которые служили средствами отдыха и развлечений свободнорождённых индейцев. По своему содержанию и формам они уникальны и, к сожалению, очень слабо изучены, Испанские конкистадоры были поражены, когда увидели ацтекских акробатов, выступления которых отличались «поистине дьявольской ловкостью, силой, смелостью и гармонией». Хронист Торкемада, отмечая «вари- тивность» акробатики, пишет: «Они (акробаты) были настоящими забияками, взбирались друг на друга в стойку втроём, один удерживал нескольких человек, затем совершали головокружительные прыжки и перевороты в воздухе, и всё это выполнялось легко и непринуждённо в манере чудесного танца», «их движения отличались изяществом и пластикой, динамизмом и множеством упражнений».10

Самыми древними видами спорта аборигенов Мексики были борьба и бег. Яркой иллюстрацией служит терракотовая скульптура борца «Е1 Luchador Olmeca», созданная ещё во II в. до н.э. Экзотический борец представлен во всей гамме характерных мышечных движений и психологической собранности. Жаль, что пока не найдены источники, отражающие стили борьбы и методы их тренировки. О большой популярности борьбы говорят факты выступления борцов на праздниках в честь богов и правителей Теночтитлана. По хроникальным данным, преимущественное развитие среди индейцев Месоамерики получил бег на средние и длинные дистанции. Бег был главной дисциплиной физического воспитания детей дома и в школе. Наряду с ритуальным и информационно-транспортным (почтли), практиковался и «призовой бег» [Paynatatocas].

В частной коллекции Стевенхагена имеется керамическая фигурка пловца стилем, напоминающим кроль. Время её изготовления относят к IV в. до н.э. Фрески, найденные в районе озер близ Теотиукана (теологического центра Месоамерики), также подтверждают, что среди древних аборигенов использовались плавание, ныряние с высоты и на глубину, гребля на каноэ и другие водные виды спорта, Гонки на многовесельных пирогах на озере Тескоко в честь бога воды Тлалока [Tlaloc] на века опережают знаменитую Оксфордско -Кембриджскую регату, учреждённую в 1829 г.

Объём нашего сообщения не позволят осветить развитие многих других видов спорта (кулачный бой, стрельба из лука и воздуходувной трубки, фехтование на мечах, ножах и палках, метание копья, дротика, гарпуна, боевого топорика, лассо, боло, различного типа прыжки, лазание по деревьям и скалам, бег по лестницам храмов, поднимание и переноска тяжестей, охота, хождение по канату и бревну и др. ), спортивных, подвижных и настольных игр («Patolli», «Totoloque», «Hua-hua», «Aspas у Palo ensebado», «Hombres volados», и др.).

Анализ источников позволил отметить ряд своеобразных особенностей в организации игр и соревнований по видам спорта:

1. Большинство соревнований сопровождалось ценными закладами. «Прежде чем начинать игру, - говорит Б, де Саагун, - как игроки, так и зрители заключали фантастические пари, состоящие из золота, бирюзы, рабов, богатых одежд, в т.ч. кукурузных полей и домов... Заключали пари между собой хорошие игроки и знатные люди, они объединялись в команды и разыгрывали золото, драгоценности и изделия из золота, бирюзу и рабов, богатые одежды, перья редких птиц, накидки из перьев, какао-бобы и пр.» 11

• В играх (кроме ритуальных) и спорте принимали участие и женщины. Хронист Овьедо, при описании игр, сообщает: «...затем играли мужчина против мужчины или женщина против женщины, а иногда встречались смешанными составами мужчин и женщин»..,, «Участие женщины в играх и спорте, - делает вывод указанный автор, - считалось как рекреация, обусловленная равенством прав, подтверждает тот факт, что женский пол занимался спортом по аналогии с мужским».

• В империи ацтеков появились игроки, которых можно рассматривать как профессионалов. Они «перемещались из одного города в другой и играли ради пари.

• В Теночтитлане существовало и гладиаторство. «Если намечались, - пишет Пинья Чан, - более значимые Игры или бои гладиаторов, то местом их проведения становилась огромная круглая платформа Темалакатль (Temalacatl), выложенная каменными плитами и расположенная рядом с Большим дворцом Теночтитлана. На Темалакатле в особо торжественных случаях устраивались поединки, когда военнопленный, причём привязанный к колу одной ногой, с круглым щитом и коротким мечом или маканой (дубинкой), выступал против полностью вооружённого и хорошо подготовленного воина, В случае побед в шести подобных поединках пленный обретал свободу, ему предоставляли право быть зачисленным в ацтекское войско»... Расположенные рядом с Большим дворцом образовывали площадь четыре пирамиды со ступенчатыми склонами. Они «трансформировались в зрительские трибуны вместимостью до 20000 мест. Площадь не только предназначалась не только для военных парадов, но и служила ареной поединков гладиаторов, сценой для выступлений артистов, местом для конкурсов силачей и многих других представлений».

Литература

Бродский, Б.И. Покинутые города -М. Б.И. Бродский.- Советский художник, 1963. - С. 102.

Кинжалов P.B. Искусство древней Мексики /В кн. Мексика: Политика, экономика, культура. - М.: Наука, 1968.-С. 227

Маркс, К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 21 с. 408.

Симаков Ю.П. Мексика олимпийская. - М.: Физкультура и спорт, 1967. — С. 14.

Стингл М. Индейцы без томагавков Пер. с чешского -М. М.Стингл: Прогресс, 1978. - С. 92-93.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства К.Маркс и Ф.Энгельс., С о ч. 2 изд., т. 21, с. 331.

Цит.; Jaramillo, Hugo Angel Op. cit. - P. 45.

Jaramillo, Hugo Angel. El deporte mdigena de America (Desde antes de la conquista). - Pereira, Co-

lombia, Universidad Tecnologica, Departamento de Bibliotecas, 1977. - P. бб.

Jaramillo, НА Op, cit. - Р. 46.

Jaramillo, Н.А Op. cit. - P. 34.

Jaramillo, HA Op. cit. - P. 38.

Pina Chan Roman. Juegos у Deportes en el Mexico Antiguo. - Mexico : Uteha, 1968. - Pags. 131-134. Valera P.B. La Histona de las Me as. Serte I, Т. Ш. - Lima, 1945. - P. 43.

literature

Brodsky, B. Abandoned city-M. BI Brodsky. - Soviet Artist, 1963. - S. 102.

Daggers P.B. The art of ancient Mexico / In. Mexico: Politics, economics and culture. - Moscow: Nauka, 1968.-S. 227

Marx, K. and F. Engels, Soch. 2nd ed., Vol 21. 408.

Simakov YP Mexico Olympics. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1967. - S. 14.

Stingl M. Indians without tomahawks Per. from Czech-M. M.Stingl: Progress, 1978. - S. 92-93.

F. Engels, The Origin of the Family, Private Property and the State Marx and Engels., C of Part 2, ed., V.

21, p. 331.

Cit.; Jaramillo, Hugo Angel Op. cit. - P. 45.

Jaramillo, Hugo Angel. El deporte mdigena de America (Desde antes de la conquista). - Pereira, Colombia, Universidad Tecnologica, Departamento de Bibliotecas, 1977. - P. 66. Jaramillo, ON Op, cit. - R. 46. Jaramillo, NA Op. cit. - P. 34. Jaramillo, HA Op. cit. - P. 38.

Pina Chan Roman. Juegos y Deportes en el Mexico Antiguo. - Mexico: Uteha, 1968. - Pags. 131 -134. Valera P.B. La Histona de las Me as. Serte I, T. Sh - Lima, 1945. - P. 43.

Статья поступила в редакцию: 8.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.