С. Н. Ильченко
СПОРТ И ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИА:
АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Летом 2008 г. во время телевизионных трансляций чемпионата Европы по футболу подтвердилась давно ощущаемая профессиональным сообществом смена эфирных приоритетов: зрительский рейтинг четвертьфинального матча Россия — Голландия превзошел по абсолютным и относительным показателям новогоднее обращение Президента РФ. Это очевидное свидетельство институализации спорта как одного из основных вещательных трендов отечественного телевещания.
В советский период идеологическая составляющая понятия «спорт» была крайне важна. Большая советская энциклопедия давала следующее толкование: «Спорт (англ. sport, сокращение первонач. disport — игра, развлечение), система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений; имеет целью, наряду с укреплением здоровья и общим физич. развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях; составная часть физич. культуры (см. Физическая культура и спорт)» [1. С. 337]. Обратим внимание на комплексный характер трактовки понятия, где момент игры, соревнования соседствует с процессом подготовки и организации.
Понятно, что в моноидеологические времена спорт как некая территория информационной свободы (никто не знал, как сыграют между собою конкурирующие команды «Спартак» (Москва) и «Динамо» (Киев) в очередном матче чемпионата СССР по футболу) в некоторой степени противопоставлялась физической культуре. Последней занимались в массовом порядке миллионы. Спортом (или как писали тогда «большим спортом»)—единицы, в лучшем случае — десятки. Но именно «большой спорт» становился объектом самого пристального внимания со стороны электронных медиа (радио и телевидение) на протяжении ХХ в.
Техническое развитие и повсеместное распространение радио- и телевещания в XX в. происходило параллельно и симультанно тому, как организационно институализировались различные типы и виды спортивных соревнований. Можно утверждать, что как для спорта, так и для сферы медиа это был взаимовыгодный процесс. Так, начало регулярного радиовещания в крупнейших странах мира совпало с организацией прямых трансляций с места проведения соответствующих соревнований. В США, например, 5 сентября 1920 г. была впервые осуществлена радиотрансляция боксерского поединка.
Первым спортивным радиокомментатором был Гарольд Арлин (1895-1986), работавший на радиостанции «КДКА Питтсбург» в США. Впервые он вышел в прямой эфир в январе 1921 г. Арлин был комментатором первой радиотрансляции бейсбольного матча «Пираты» — «Филис» (21 августа 1921 г.). Трансляция имела успех, и вскоре Гарольд Арлин вновь вел радиорепортаж в прямом эфире. Он рассказывал о футбольном матче между командами «Питт Колледж» и Университета Западной Вирджинии (октябрь 1921 г.). Трансляции с участием Арлина слышали не только на территории США, но и в Европе. Популярность комментатора была огромной. В 1925 г. лондонская
© С. Н. Ильченко, 2009
газета «Таймс» назвала Гарольда Арлина «самым известным в Европе американским голосом».
В это же время радио активно «осваивает» и другие популярные виды спорта. Естественно, что из-за своей специфики приоритет имели командные игры. Это объяснимо, так как именно в подобных видах спорта наиболее силен элемент непредсказуемости развития событий, высока вариативность ситуаций противостояния команд. Эффект усиливается присутствием на игровой площадке значительным количеством игроков (от 2 до 11)1, что также повышает интерес публики. (Ее состав, как показывает опыт радио- и телетрансляций, неоднороден. Помимо разделения на группы болельщиков соперничающих на площадке или поле команд, среди зрителей существует разделение на группы поклонников конкретного игрока или игроков.) Все это обусловливает для присутствующих на стадионе и для следящих с помощью радио и телевидения слушателей и зрителей ценность происходящего спортивного события.
Так, в 1923 г. в Канаде проводится первая в мире прямая радиотрансляция хоккейного матча между командами профессиональных игроков. А в январе 1927 г. в Лондоне организуется первая в истории британского радио и телевидения трансляция футбольного матча с участием клуба «Арсенал»2.
В СССР первая радиотрансляция спортивного соревнования была организована 26 мая 1929 г. Это был прямой репортаж с московского стадиона «Динамо». Играли сборные РСФСР и Украины по футболу. Вел репортаж о матче комментатор Вадим Синявский. После Великой Отечественной войны радиотрансляции футбольных матчей стали обычным явлением для всех регионов Советского Союза.
Становление и развитие системы крупных международных соревнований, в том числе Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, велосипедных и автомобильных гонок различного статуса, также в немалой степени способствовало развитию различных форм и видов электронного вещания. И если радио достаточно уверенно и прочно освоилось в информационном спортивном пространстве, то телевидение в период между двумя мировыми войнами еще только делало первые шаги.
Как свидетельствуют источники [2], первая телевизионная спортивная программа была показана в Японии 17 февраля 1931 г. Она была посвящена бейсбольному матчу. Организатором экспериментального показа был доктор Ямамото Тадаоки, занимавшийся исследованием в сфере электронного вещания. Во время первой телетрансляции, организованной японским ученым, изображение передавалось с разрешением в 60 строк на квадратный экран шириной 3 фута (около 1-го метра). 27 сентября 1931 г. состоялась новая телетрансляция очередного бейсбольного матча. Изображение передавалось уже на экраны нескольких десятков телевизионных приемников. Матч сопровождался комментариями господина Мацуучи, ведущего японского телевидения [1. С. 225].
В 1936 г. зимние и летние Олимпийские игры проходили в Германии (Гармиш-Пар-тенкирхен и Берлин). Руководство страны воспользовалось этими крупными международными соревнованиями в идеологических целях. Были мобилизованы все имеющиеся технические и организационные силы для создания максимального информационного эффекта. Так, для трансляций соревнований летних игр XI Олимпиады в Берлине
1 Минимальное число игроков в составе одной команды составляет 2 человека (пляжный волейбол). Таков же минимальный состав в теннисе, настольном теннисе, бадминтоне, В баскетболе в составе одной команды на площадке находятся 5 игроков, в хоккее и волейболе — 6, в гандболе — 7, в футболе — 11.
2 В ряде источников упоминается и другая дата первого в истории спортивной журналистики радиорепортажа. По этой версии, он велся во время футбольного матча двух английских команд «Ливерпуль» и «Шеффилд Юнайтед» 16 июля 1927 г.
в трех городах (Берлин, Потсдам, Лейпциг) было оборудовано 28 телестудий. С их помощью 162 тысячи человек смогли наблюдать в записи большинство соревнований Берлинской олимпиады.
На играх в Берлине был впервые изменен способ представления изображения на экране: Международный олимпийский комитет (МОК) доверил немецкому режиссеру Лени Рифеншталь снять полнометражный документальный фильм о летней Олимпиаде. Так был создан знаменитый фильм «Олимпия», который Рифеншталь монтировала после съемок целых два года. Несмотря на то, что она использовала кинематографическую технику съемки, большинство ее открытий и методик фиксации спортивных соревнований были использованы впоследствии при организации телетрансляций крупнейших спортивных соревнований.
В США еще до начала Второй мировой войны были успешно проведены первые телевизионные трансляции спортивных соревнований. 17 мая 1939 г. компания NBC организовала показ матча двух студенческих команд по бейсболу. Это событие в истории спортивной журналистики следует считать крайне важным, поскольку трансляция проводилась комментатором компании NBC Б. Штерном, который рассказывал зрителям о том, что происходит на поле.
В Советском Союзе первые телевизионные трансляции состоялись после войны. 2 мая 1949 г. транслировалась первая спортивная передача — матч между футбольными командами ЦДКА и «Динамо». Прямой эфир был организован со стадиона «Динамо». 29 июня 1949 г. с этого стадиона была осуществлена еще одна трансляция футбольного матча. Играли команды «Динамо» и «Спартак». Именно во время этой трансляции впервые в истории отечественного телевещания была использована передвижная телевизионная станция (ПТС). Ввод в эксплуатацию подобного оборудования расширил визуальные возможности телетрансляции спортивных соревнований.
В 1950-е годы происходит внедрение спортивных трансляций в эфирную практику телевещания в разных странах мира. 6 июня 1954 г. была создана международная телесеть «Евровидение (Eurovision)», к которой СССР присоединилась в начале 1960-х годов Благодаря «Евровидению» стал возможен обмен визуальной информацией с соревнований, проводимых в разных странах мира, в том числе и с Олимпиад.
Впервые прямые телевизионные трансляции с Олимпийских игр были проведены в 1956 г. с зимних игр VII Олимпиады в итальянском курортном местечке Кортина Д’Ампеццо. Здесь зимние игры проходили с 26 января по 5 февраля. В дальнейшем организация телевизионных трансляций с Олимпиад стала неотъемлемой частью структуры информационной политики организаторов крупнейших международных соревнований. С 1972 г. (летние Олимпийские игры в Мюнхене) во всем мире стали возможны трансляции в цветном изображении.
Сегодня спорт как один из основных вещательных трендов в работе электронных медиа уже не вызывает восторга и энтузиазма, характерных для периода становления радио и телевидения. Первоначально спортивные новости позиционировались как часть общей информационной картины дня и завершали выпуск программы «Время», предваряя лишь прогноз погоды. В современной ситуации глобализации и множественности каналов распространения информации (в том числе и спортивной) сообщения результатов соревнований, анализ их хода и последствий претендуют в совокупности на свою, автономную часть общего медийного пространства в печатных и электронных СМИ.
Это находит подтверждение в факте функционирования нескольких тематических спортивных каналов—«Спорт», «7ТВ», «Eurosport» и др., имеющих разную аудито-
рию. Кроме того, следует учитывать и успешное продвижение радио «Зенит». Картину дополняет «возвращение» в эфир общественно-политических каналов телетрансляций, посвященных основным спортивным событиям, — Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы, игровым кубковым состязаниям.
Меняется и жанровый подход к реализации спортивной тематики в эфире электронных СМИ. Используя прежнюю схему «голы, очки, секунды», журналисты все чаще обращаются и к тому социально-психологическому контексту, который сопровождает практически любое спортивное событие. Поэтому они включают в свой арсенал такие жанры, как репортаж, обозрения, интервью, ток-шоу. Спорт интересен СМИ не только как «поставщик» событий и новостей, но и как повод для расширения тематических возможностей основного содержимого канала.
Одной из очевидных особенностей утверждения спорта как вещательного тренда является формирование специфической иерархии телегеничных видов соревнований. В результате эмпирического анализа материала спортивного вещания мы приходим к выводам, что в настоящее время складывается следующая «лестница приоритетов»:
— футбол,
— хоккей,
— биатлон,
— лыжный спорт,
— бокс,
— фигурное катание,
— баскетбол,
— теннис.
В современной спортивной телерадиожурналистике достаточно часто встречается практика создания информационного следа. Когда аудиторию постоянно «готовят» к тому, что должно состояться то или иное спортивное событие (матч, чемпионат, игра). Зрителю, слушателю, читателю стремятся сообщить максимум информации, вплоть до статистики. Аналогичный подход сопровождает и последующее описание и анализ произошедшего спортивного события.
Спорт как тренд не существует в отрыве от других сфер человеческой деятельности: политика, бизнес, эротика, медицина. Возникают журналистские материалы, произведенные именно на стыке этих сопутствующих тем. Однако чаще всего подобный комплексный подход является дополнением к основному событийному стержню всего спортивного электронного вещания. Преимущество спорта перед другими видами деятельности очевидно: событийность спорта — событийность планируемая и ожидаемая. Однако энтропия присутствует всегда, что повышает непредсказуемостью своих результатов интерес аудитории.
Утверждение спорта в качестве органичной и доминантой части содержания эфира закономерно привело и к адаптации самих видов спорта к потребностям и возможностям организации вещания. Именно этим обстоятельством объясняется модернизация правил проведения соревнований в футболе, волейболе, борьбе, хоккее, боксе.
Наиболее наглядно взаимонаправленное движение СМИ и спорта проявляется в организации таких крупных международных соревнований, как Олимпийские игры. Свидетелями этому были 4 миллиарда телезрителей, наблюдавших трансляции спортивных состязаний во время Олимпиады в Пекине в 2008 г. Любопытно, что сроки ее проведения в не очень выгодный по времени из-за экстремальной жары и смога период были выбраны китайским оргкомитетом под жестким давлением зарубежных телекомпаний, имевших права на трансляцию различных номеров олимпийской программы.
Им было выгодно проведение Олимпийских игр именно в августе, так как в сентябре-октябре того же года должны были начинаться регулярные сезоны в большинстве заокеанских профессиональных спортивных структур США (НХЛ, НБА и т. п.). Для того чтобы эфирные интересы последних не пересекались с олимпийскими трансляциями, было принято компромиссное решение о сроках проведения Олимпиады в Пекине.
Зрелищность спортивных соревнований — закономерное следствие характера видов спорта — игровые, контактные, циклические, силовые, технические. Понятие информационной привлекательности, или инфогеничности, зависит от правил соревнований, преимущественного характера необходимых сооружений, природной среды и погодных условий. Все это — темы для отдельного научного исследования. Пока мы можем зафиксировать, что в немалой степени популярности того или иного вида спорта способствует частота показа на телевидении всех возможных видов соревнований, для него характерных. А вопрос о «доступе» на телеэкран конкретного вида спорта находится в прямой зависимости от фактора его зрелищности, адаптивности, степени демократизма и характера правил проведения соревнований и т. п. Эти аспекты вольно или невольно и объясняют преимущественное предпочтение, которое отдают субъекты рынка электронного вещания тому или иному соревнованию или виду спорта.
Не стоит игнорировать и аудиторный фактор, определяющий популярность спорта как зрелища, как способа организации досуга вообще. Французский исследователь Роже Кайуа в своей работе «Игры и люди», давая характеристики различным видам игр, проницательно замечал психологическую привлекательность для аудитории тех спортивных соревнований, за которыми может наблюдать большое количество зрителей. Очевидно, что зрительская аудитория подобных зрелищ существенно расширяется за счет соответствующих телетрансляций. Кайуа отмечает: «Большие спортивные соревнования представляют собой удобные поводы для mimicry3, поскольку симуляция в них переходит от актеров к зрителям: мимезисом занимаются не атлеты, а публика. Уже одно только самоотождествление со спортсменом образует mimicry, родственную той, которая заставляет читателя узнавать себя в герое романа, а кинозрителя — в герое фильма» [3. С. 59].
Можно вполне обоснованно утверждать, что спорт, вся система организации и трансляции соревнований с точки зрения восприятия аудиторией посредством электронных СМИ испытывает некоторое давление со стороны массовой культуры с ее стереотипами и мегатрендами. В то же время и сам спорт, как зрелище, тоже становится в ряде случаев в конкретных своих организационных формах частью массовой культуры, органичной частью эфира в разных видах, форматах и жанрах.
Литература
1. Большая советская энциклопедия. Т. 24. Книга 1. Собаки — Струна. М.: Советская энциклопедия, 1976. 608 с.
2. Что, где, когда произошло впервые: Справ. / Сост. А. И. Будько. Мн.; ООО «Мэджик Бук»; М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. 320 с.
3. Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. 304 с.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.
3 (греч.) — мимикрия, то есть подражание. В данном случае термин mimicry используется Р. Кайуа для характеристики одного из четырех видов описываемых им игр.